Какие страны будут поставлять автозапчасти в Россию в 2023 году
Проблемы поставок и чудовищный дефицит, с которым столкнулись абсолютно все сферы предпринимательской деятельности в феврале-марте 2022 года, к декабрю начинают устаканиваться. До комплексного решения и выхода «на плато» еще далеко, но кое-какие варианты, да и не один, а разом несколько, уже начинают появляться. «Наклевываются» схемы, которые и станут фундаментом нового рынка: сомнений в том, что предложение в России не просто адаптируется, а поменяется полностью, уже нет никаких и ни у кого. И рынок автомобильных запчастей — тому подтверждение.
Первым, кто решил воспользоваться массовым исходом официальных и привычных поставщиков из РФ, стал, конечно, Китай. Огромные усилия и финансы были брошены на становление логистики, возведены мосты и железнодорожные пути, что сразу же сказалось на главном индикаторе — цене. Предложение лишь набирает объем и стабильность, склады только начинают наполняться, а конечная стоимость продукта — та, за которую его приобретает потребитель — уже поползла вниз, причем по некоторым позициям весьма и весьма заметно.
Первым делом подешевели расходники: их традиционно выпускают в Китае, причем абсолютно все производители, поэтому открытие одного моста на Дальнем Востоке «аукнулось» примерно 10-процентным дисконтом в Москве. И дальше этот тренд будет только нарастать.
Вторым важным участником поставок стал Иран. Заключены соглашения, и сумма «первого блина» составила 300 000 000 американских долларов, а южные порты в Каспии и Черном море широкими шагами готовят к новым поставкам.
Бурлит и турецкое направление: «султан» Эрдоган не скрывает своего желания привлечь максимум российских денег, поэтому к нам поедут не только Candy и Beko совместно с вездесущим турецким текстилем, но и автозапчасти. А возможно, и сами машины, которые в большом количестве собираются на местных предприятиях.
Почему через полгода автомобильные запчасти и расходники резко подешевеют
Турция готова заменить всех ушедших из России производителей машин и запчастей
Турция обладает огромным автомобильным производством, приносящим львиную долю доходов в бюджет. При этом она отказывается занимать ту или иную позицию в конфликте и будет всеми силами стараться заработать на своей географии — возможно, величайшем перекрестке мировой экономики.
Помимо Китая, Индии, Ирана и Турции, в поставках запчастей в Россию заинтересованы Вьетнам и Таиланд. Причины, по которым они должны отказаться от «насиженного» рынка, довольно туманны и финансово ничем не подкреплены, поэтому речь идет не о самом факте поставок, а исключительно о прокладке новых маршрутов. Проще говоря, нужно время, ибо желание никуда не пропадало.
Итого мы имеем достаточно широкий ассортимент, который уже официально «сформирован» и требует лишь проработки деталей. Сколько это займет времени? С учетом нынешних тенденций — мост строили 10 лет, а достроили за пару месяцев, когда появилась острая потребность — речь идет о месяцах. За зиму управятся, а весной — «вангуем» — российский автомобильный рынок узнает и опробует новые бренды — те, что вчера были совсем незнакомыми. Впрочем, в коробках будут хорошо известные товары. Как говорится, только бизнес, ничего личного.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Владельцы иномарок столкнулись с дефицитом запчастей
Конечно, проблемы с запчастями сегодня во многом решает параллельный импорт, однако для «беглых» марок сроки поставки деталей могут исчисляться неделями, а по некоторым наименованиям месяцами. Иногда сервисные центры вместо замены неисправных узлов и агрегатов вынуждены заниматься их ремонтом, в том числе микросхем. Цены на запчасти заметно выросли. Придется подумать, стоит ли приобретать подержанную иномарку, говорят эксперты.
По мнению директора по сервису сети автосалонов Fresh Auto Александра Носко, при покупке машины с пробегом стоит учитывать объемы вложений, включая содержание, транспортный налог, расход топлива, наличие и ценовую доступность запчастей, ликвидность автомобиля. Самыми бесперспективными моделями он называет трехлетние премиальные авто европейских и американских брендов BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz.
Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз. Также сложности испытывают владельцы Toyota Prius из-за высокого расхода топлива, Mazda CX-7 — по причине трудностей с последующей продажей.
«У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с обслуживанием, как с гарантийным, так и постгарантийным, не возникает. Благодаря эффективному параллельному импорту в сегменте комплектующих практически отсутствует дефицит, единственная сложность — увеличенные сроки поставки с 4-5 дней до 2-3 недель. Оптимально приобрести Renault Logan или Sandero, Toyota Corolla, Kia Rio или Hyundai Solaris, Honda Civic, а также автомобили китайских брендов», — советует эксперт.
Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова говорит, что в первую очередь проблемы с обслуживанием могут возникнуть у Ford Focus 3 — ремонт этого автомобиля будет стоить дорого. Также сложности с запчастями могут быть у владельцев французских автомобилей Peugeot и Citroen — особенно это касается машин с двигателем EP6.
А для Range Rover сейчас в принципе сложно приобрести запчасти — на большинстве складов их нет в наличии. По мнению Барно Турсуновой, оптимальным выбором на «вторичке» с учетом санкций, стоимости обслуживания и наличия запчастей можно назвать автомобили японских и корейских марок.
Показательно, что в 2022 году Россия стала лидером по экспорту подержанных машин из Японии — он увеличился на 32% до более 213,5 тыс. единиц, гласят данные Японской ассоциации экспортеров автомобилей с пробегом (JUMVEA).
Ввоз «бэушек» из Южной Кореи пока гораздо меньше, но он стремительно растет — в прошлом году было импортировано 19,6 тыс. автомобилей с пробегом, что, согласно данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), в 8,3 раза больше по сравнению с 2021 годом.
Несмотря на то что в прошлом году были налажены поставки большинства наименований запасных частей по параллельному импорту, участники рынка не исключают определенного дефицита кузовных деталей, а также электронных блоков, перебои с поставками которых возникли еще в пандемию.
Кроме того, по данным компании Fresh Auto, на данный момент наиболее дефицитными являются лобовые стекла, которых придется долго ждать, а также те узлы и агрегаты, которые традиционно редко меняются и поэтому их запасов у дилеров нет. К ним относятся автоматические коробки передач, непосредственно двигатели, сцепление.
По словам Носко, существуют поставщики из других стран, помимо США, ЕС и Японии, которые производят качественные комплектующие по более выгодной для конечного потребителя цене. Например, тормозные колодки, шаровые опоры и рычаги подвески, которые производят партнеры РФ из Китая, по качеству не уступают тем, что поставляли на рынок западные концерны.
Помимо качественных аналогов сейчас из Китая привозят даже оригинальные запчасти от известных брендов, добавляет Барно Турсунова. Однако главная сложность — увеличились сроки доставки: если раньше запчасти доставляли максимум за 10-20 дней, то сейчас по ряду позиций доставка может занимать до 2-3 месяцев.
«Особенно это касается кузовных деталей, для которых выпускают намного меньше аналогов. Некоторые запчасти продают с завышенной стоимостью. В этой ситуации у автовладельцев не так уж много опций. В большинстве случаев им нужно быть готовыми к тому, что цены на запчасти могут быть достаточно высокими, а сам ремонт — довольно долгим», — предупреждает Барно Турсунова.
Стоит отметить, что с легализацией параллельного импорта увеличились риски распространения контрафактных запчастей, что в конечном счете влияет на безопасность движения на дороге. Необходимо также иметь в виду, что использование некачественных деталей приводит к сокращению срока службы автомобиля в целом.
«Чтобы не столкнуться с контрафактными запчастями при ремонте или обслуживании авто, рекомендуется обращаться в сервисные центры официальных дилеров. Посещение неофициальных СТО чревато не только установкой неоригинальных запчастей, но и низким качеством самих услуг. Обслуживание современных автомобилей требует высокого уровня компетенции и регулярного прохождения обучения, так как многие технологии и функции в авто имеют тенденцию обновляться», — отмечает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.
В свою очередь, директор по сервису «Рольф» Юлия Трушкова говорит, что в компании наблюдают небольшой отток клиентов, который составляет около 10%, что связано с опасением клиентов о завышенной стоимости обслуживания автомобилей у официальных дилеров. Однако сравнение цен на запасные части и сервисное обслуживание показывает, что разницы в цене между официальным дилером и другими СТО нет, а зачастую по разным группам материалов и за счет объема закупок у «официалов» цены на некоторые группы товаров ниже на 10-15%, уверяет она. В то же время в «Рольфе» ожидают, что в связи с логистическими издержками и валютными колебаниями подорожание запасных частей на рынке в 2023 году может составить от 20% до 40%.
Владельцев каких иномарок ждут проблемы с ремонтом и запчастями?
Еще в марте стало понятно, что большинство иностранных компаний прекратят свой российский бизнес, бросив его на произвол судьбы. Различные источники пестрят неодинаковыми цифрами статистики — примерная картина выглядит следующим образом:
— полностью прекратили деятельность 24 % всех ранее работающих компаний;
— ушли, но не хлопнули дверью 34 %;
— прекратили инвестиции, но формально остались 12 %;
— сократили бизнес 12 %;
— работают по-прежнему 18 %.
Поскольку нас, в первую очередь, интересует автопром и все, что с ним связано, изучим именно эти цифры. В частности, из шинных компаний приостановили работу Bridgestone и Michelin. Производство Continental, вроде бы, возобновлено в Калуге. Приостановили инвестиции Nokian Tyres (финны собираются выпускать шины под другим брендом), а также, частично, Pirelli.
Теперь по транспорту. Ситуация такая: покинули рынок следующие компании.
Renault — французский автоконцерн потерял миллиарды, уходя из России. Он передал долю в московском заводе столичному правительству. Теперь здесь планируют выпускать другие автомобили, в том числе и электрокары. Доля «Рено» в АВТОВАЗе перешла к НАМИ. АВТОВАЗ также теперь будет делать техобслуживание и ремонтировать Renault;
General Motors (Cadillac, Chevrolet) — все. Американцы быстренько смылись из России оставив автовладельцев и дилеров один на один со своими проблемами;
Komatsu — японский производитель спецтехники (строительное и горнодобывающее оборудование) закрыл в Ярославле свой завод и ушел из России;
Daimler Truck — компания остановила сотрудничество с КАМАЗом;
Yamaha — приостановила поставки;
Siemens — прекратил поставки и развитие новых проектов;
Harley-Davidson — прекратил продажи;
Emerson Electric — крупнейшая в мире инжиниринговая компания, у которой были собственные предприятия в Челябинске и Санкт-Петербурге, уходит из России;
Nissan Motor — предполагаемый срок приостановки деятельности 1 год. Собственный завод компании Nissan в Санкт-Петербурге свою работу приостановил еще 14 марта.
Приостановили работу следующие компании:
BMW, Hyundai, Ford, Volkswagen (SEAT, Audi, Bentley, Lamborghini, Skoda, Bugatti, Volkswagen);
Volvo — приостановил поставку в Россию новых автомобилей, но Volvo Car Russia продолжает оказывать гарантийную поддержку;
Daimler (Mercedes-Benz, Maybach, Smart);
Toshiba сообщила о приостановке всех инвестиций и приема заказов в России;
Stellantis (Opel, Citroën, Peugeot) — приостанавливает на заводе в Калуге производство автомобилей.
Кто же остался? Компания Mitsubishi заявила, что сервисное обслуживание машин и их поставка в РФ продолжается. Subaru и Isuzu не делали заявлений о приостановке работы. Kia, Hyundai, Genesis не намерены приостанавливать поставки автомобилей в РФ, но производство на заводе в Питере остановлено на неопределенный срок. Китайские компании Geely, Chery, Changan, FAW, Dongfeng, Haval продолжают работу с РФ.
Еще есть так называемый параллельный импорт.
Запчасти и двигатели — Volvo, Nissan, Hyundai, Volkswagen.
Автомобили — Land Rover, Tesla, Jeep, Chrysler, Jaguar, Bentley, Chevrolet, Cadillac, Rover, Dodge, Hummer, GMC и комплектующие к ним от Cummins, Mahle, Wabco и Gates.
Шины — Michelin, Continental, Goodyear, Bridgestone.
Что касается деятельности дилеров и вопроса о том, кого и как они могут кинуть в этой неразберихе, то ситуация меняется ежедневно. Дилер — это самостоятельное юридическое лицо, которое ведет себя сообразно своим представлениям о бизнесе. И если еще недавно такие приемы как пиратское программное обеспечение, запчасти с непонятной родословной или кузовщина с помойки были для него немыслимы, то сегодня у дилера зачастую просто нет выбора. Импортеры его фактически бросили, но при этом частенько оставляют за собой право командовать. К примеру, если клиент просит заменить ему тормозной цилиндр, а оригинального нет в наличии, то дилеру приходится брать ответственность на себя, устанавливая клиенту некий аналоги и рискуя навлечь на себя недовольство фирмы-автопроизводителя. Но согласовывать каждую гайку непонятно с кем просто нереально — таковы сегодня условия дилерской работы.
Никаких общих тенденций типа «Здесь хорошо, а здесь плохо» сегодня нет. Если даже АВТОВАЗ испытывает серьезные проблемы с комплектующими, то какие вопросы могут быть к иномаркам? Остается звонить, узнавать, доставать и так далее. Так что от рисков остаться без запчастей сейчас не застрахован никто.