Дороги России. 5 самых масштабных проектов 2023–2027 годов
Автодорога «Казань-Екатеринбург». Время в пути между столицами сократится вдвое
Источник фото: rosavtodor.gov.ru Благодаря скоростному маршруту время в пути сократится в два раза
Объём финансирования*: 223,6 млрд рублей
Сметная стоимость объекта**: 306,7 млрд рублей
Идея продлить магистраль «Москва — Казань» до Екатеринбурга («третьей столицы» России) была озвучена ещё в 2019 году. Уже известно, что в состав трассы войдут существующие участки федеральных дорог, которые модернизируют, и новый участок «Дюртюли — Ачит». Благодаря скоростному маршруту «Казань — Екатеринбург» автомобилисты смогут в два раза сократить время в пути — с 14 до 7 часов.
В рамках строительства дороги от Казани до Екатеринбурга планируют построить 450 км трассы и реконструировать 350 км существующей дорожной сети. Что касается 275-километрового 4-полосного участка «Дюртюли — Ачит», то его построят в три этапа на территории трёх регионов. Первый этап пройдёт по Республике Башкортостан: длина участка составит 140 км. Здесь построят две транспортные развязки, 19 мостов, в числе которых переправа через реку Белая, а также девять биопереходов. По территории Пермского края пройдёт второй этап (92 км): планируется возвести две развязки, 31 мост и путепровод, в том числе 15 биопереходов. В рамках строительства третьего этапа длиной 43 км в Свердловской области планируют возвести две развязки, 11 мостов и путепроводов, один биопереход.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД-2) вокруг Петербурга. Призвана разгрузить КАД от транзитного транспорта
Источник фото: rosavtodor.gov.ru КАД-2 будет возводиться с нуля
Объём финансирования*: 152,5 млрд рублей
Разговоры о необходимости строительства большой объездной дороги вокруг Петербурга велись ещё в 1990-х годах. И только сейчас, когда поток машин, движущихся по ближайшей к Петербургу КАД, достиг критической отметки, было принято окончательное решение о строительстве второй трассы. КАД-2 необходима, чтобы вывести транзитный трафик с КАД и разгрузить региональные и местные автомобильные дороги.
Изначально в планах было сэкономить на строительстве второй кольцевой и частично пустить её по уже действующим трассам, но в итоге от этого решения отказались — «кольцо» будет возводиться с нуля. Предполагается, что протяжённость дороги составит порядка 110 км. Количество полос — от 4 до 6. Прогнозная интенсивность движения на 2040 год оценена в 24 тыс. автомобилей в сутки. Скорее всего КАД-2 будет платной, так же как и Центральное «кольцо» вокруг Москвы. Завершить проект обещают к 2027 году.
Южно-Лыткаринская автодорога («ЮЛА»). Межремонтный срок увеличен до 12 лет
Источник фото: vmo24.ru На дороге будет действовать система взимания платы без шлагбаумов free flow
Объём финансирования*: 141,4 млрд рублей
Сметная стоимость объекта**: 165,6 млрд рублей
Платная трасса «Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково — Железнодорожный» строится в обход Москвы с юга и станет дублёром МКАД. Ввод её в эксплуатацию позволит разгрузить несколько дорог федерального и регионального значения, в том числе М-2 «Крым», М-4 «Дон», М-5 «Урал» и Каширское шоссе. Предполагается, что время в пути между населёнными пунктами Московской области и аэропортами Жуковский и Домодедово уменьшится в 2,5 раза.
Протяжённость дороги — порядка 45 км, количество полос движения на разных участках составит от четырёх до шести. Благодаря использованию новых технологий и материалов увеличен межремонтный срок — до 12 лет. Это значит, что дорогу можно будет безопасно эксплуатировать на протяжении указанного периода — без частых ямочных ремонтов и временных ограничений скоростного режима.
На дороге будет действовать безбарьерная система free flow — система взимания платы без шлагбаумов, согласно которой водители, не останавливаясь, проезжают через рамку с оборудованием для фиксации проезда. Оплата производится с лицевого счета пользователя по транспондеру или с помощью распознавания государственных регистрационных номерных знаков.
Участок от Боровского до Киевского шоссе трассы «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе» был открыт для движения 11 января этого года. В отличие от всей трассы ЮЛА, этот участок будет бесплатным.
Южный обход Саратова. Замкнёт кольцо вокруг Саратовской агломерации
Источник фото: rosavtodor.gov.ru Движение по трассе будет запущено предположительно в 2025 году
Объём финансирования*: 132,6 млрд рублей
Сметная стоимость объекта**: 134,4 млрд рублей
Проектом предусмотрено строительство трассы А-298 автомобильная дорога Р-208 «Тамбов — Пенза» — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан до трассы Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград с возведением мостового перехода через Волгу. По состоянию на 23 января 2023 года было завершено проектирование оси автодороги и продолжилось — 12 путепроводов, четырёх транспортных развязок и моста через Волгу.
Подготовку к строительству 46,4-километровой дороги планируют начать уже в текущем году. Строить трассу планируется в два этапа: первый включает в себя возведение моста через Волгу (длина сооружения составит порядка 15,5 км), второй — строительство 4-полосной дороги протяжённостью 30,8 км. Предполагается, что для ускорения работ на объекте будет использован механизм опережающего финансирования. По словам В. Володина, Председателя Госдумы Федерального собрания РФ, столь важный для региона проект необходимо завершить в кратчайшие сроки и обеспечить движение по трассе в 2025 году.
Трасса М12. Станет частью международного маршрута «Европа — Западный Китай»
Источник фото: avtodor-tr.ru Строительство трассы будет завершено ближе к середине 2024 года
Объём финансирования*: 94,6 млрд рублей
Сметная стоимость объекта**: 901,5 млрд рублей
Платная трасса М12 протяжённостью 811 км пройдёт через шесть регионов страны и позволит разработать новые цепочки поставок для различных отраслей отечественной промышленности, в том числе для автомобильной. Так, в Нижнем Новгороде, через который проходит дорога, расположено производство ГАЗа, а в Татарстане — КАМАЗа. Кроме этого, после ввода в эксплуатацию всех участков строительства время, которое нужно потратить на дорогу от Москвы до Казани, уменьшится вдвое — с 11–12 часов до порядка 6-ти.
По информации «Автодора», скорость, с которой автомобили смогут двигаться, будет достигать 130 км/ч. В свою очередь, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин называл цифры вплоть до 150 км/ч на отдельных участках дороги. По его словам, в будущем планируется продолжить трассу до Екатеринбурга — это почти 2,5 тыс. км.
Глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал, что строительство трассы М12 будет завершено ближе к середине 2024 года. В конце текущего года планируют открыть движение по маршруту «Москва — Нижний Новгород — Казань».
По данным за декабрь 2022 года, на тот момент было заасфальтировано порядка 570 км дороги, т.е. порядка 70% трассы. Также активно ведутся работы по возведению искусственных сооружений, которых по ходу дороги более 300 единиц.
*За период 2023–2027 гг. (согласно распоряжению Правительства РФ № 4353-р от 29 декабря 2022 г.)
Что будет с дорожным строительством
Правительство поставило дорожникам задачу к концу 2027 года привести в нормативное состояние 85 процентов опорной сети дорог — это примерно 136 тысяч километров, включая 64 тысячи километров федеральных и 72 тысячи километров региональных трасс. Опорная сеть охватывает две трети населения страны, в нее входят все ключевые магистрали.
«Основная цель пятилетнего плана — обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ. Благодаря этой программе мы увеличим скорость перемещения по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития всей экономики. При этом значительно снизится аварийность на дорогах, увеличится количество квалифицированных кадров и повысится производительность труда», ‒ отметил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Комплексный план дорожной деятельности на 2023-2027 годы в своем роде уникален. Такой масштабный проект с колоссальной суммой впервые расписан на пять лет. За такой короткий срок получить ожидаемый результат достаточно непросто, но и эффект будет соразмерный. Будет построено и реконструировано более четырех тысяч километров автодорог. Три тысячи километров дорог расширят с двух до четырех полос, отремонтируют 110 тысяч километров трасс, в том числе 650 мостовых сооружений. Это даст новый импульс развитию всей дорожной отрасли страны», — поделился с «РГ» доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики, управления и права МГПУ Руслан Абрамов.
Ученый пояснил, почему так важен этот проект. По данным ГИБДД, почти 40 процентов от общего числа аварий в России происходит при сопутствующем влиянии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. Ежегодно в дорожных авариях травмы получают около 180-220 тысяч россиян. Потери экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития огромны, по разным оценкам они составляют от 2 до 3 триллионов рублей в год, или 2-3 процента от ВВП.
Все удобства в коридоре
Как сообщили «РГ» в Росавтодоре, в рамках пятилетнего плана запланирован целый ряд проектов, направленных на развитие международных транспортных коридоров (МТК). Так, на МТК «Север — Юг», обеспечивающего связь с государствами Персидского залива и Индией, предусмотрены строительство и реконструкция 10 объектов федеральных трасс общей протяженностью примерно 220 километров. В их числе — обходы Волгограда, Астрахани, Гудермеса, Владикавказа, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта. Финансирование на 2023‒2027 годы составляет 137,4 миллиарда рублей.
В нынешних геополитических реалиях также в приоритете развитие автодорожного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока для обеспечения необходимой пропускной способности в связи с ростом грузопотоков в сторону стран Южной и Юго-Восточной Азии. Так, от Казани до Владивостока будут построены и реконструированы 34 дорожных объекта федерального значения общей протяженностью 598 километров. Финансирование на 2023‒2027 годы составляет 343,4 миллиарда рублей, работа будет идти на девяти федеральных трассах в 11 регионах страны. Планируется строительство восьми обходов городов и населенных пунктов: Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане, Канска в Красноярском крае, Усолья-Сибирского и Тельмы в Иркутской области и т.д.
«С вводом в эксплуатацию новых участков главных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» изменятся объемы грузоперевозок в восточном направлении, которое уже сегодня является главным ориентиром внешней торговли, — уверен зампредседателя правления «РосДорБанка» Денис Алексеев. — Расширение сети региональных дорожных магистралей будет способствовать развитию деловой активности на местах, даст импульс реализации локальных бизнес-проектов».
К морским просторам
В нынешнем году строительно-монтажные работы на ключевых объектах начались практически во всех федеральных округах. В Росавтодоре рассказали о нескольких наиболее интересных.
Так, на северо-западе до 2027 года будет вестись строительство VII и IX очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкция северного и южного обходов Калининграда. Реализация проекта обеспечит развитие Приморской рекреационной зоны, позволит равномерно распределить транспортные потоки на подходах к улично-дорожной сети Калининграда и к городам прибрежной зоны. Жители региона получат более безопасную транспортную инфраструктуру с реконструируемыми подъездами к городам-курортам.
На Дальнем Востоке реконструируется участок автодороги А-370 «Уссури», срок завершения работ намечен на 2025 год. Трасса «Уссури» принадлежит к МТК «Трансиб» (TS), обеспечивает доступ к портам Владивосток и Находка и рекреационным центрам Приморья. Улучшение дорожных условий, по мнению специалистов Росавтодора, скажется на всей транспортной системе региона. Кроме того, повысятся конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики благодаря беспрепятственному выходу хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, а также рост предпринимательской и деловой активности.
«Реализация пятилетнего плана поможет существенно увеличить объемы экспортно-импортных операций и максимально ориентировать экономику на усиление контактов с дружественными государствами, — говорит член общественного совета при Ространснадзоре, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. — В современных условиях особое значение приобретает развитие транспортного комплекса и особенно строительство и реконструкция дорог на приграничных территориях РФ».
Обойти плотину
В Приволжском округе к 2025 году автодорога М-7 «Волга» прирастет мостовым переходом через Каму и обходами Нижнекамска и Набережных Челнов.
Этот проект принесет множество преимуществ стране и региону. Например, перенаправит транзитный автотранспорт из западных регионов РФ, направляющийся через Казань в сторону Уфы по новому скоростному направлению, минуя плотину Нижнекамской ГЭС, чем повысит ее антитеррористическую защищенность. А еще позволит вывести транзитные потоки из Набережных Челнов, обеспечив разгрузку трассы М-7 на участке от Елабуги и ОЭЗ «Алабуга» до Набережных Челнов. В итоге сократится время пребывания пассажиров и грузов в пути, увеличится скорость движения авто и, как результат, понизятся расход горючего и прочие затраты автомобилистов.
В Сибири необходимость строительства Восточного обхода Новосибирска вызвана возросшей интенсивностью движения на автодороге Р-256 «Чуйский тракт». Она здесь достигает 54,2 тысячи машин в сутки, что плохо влияет на безопасность движения и состояние окружающей среды. Общая протяженность обхода составит около 80 километров. Он обеспечит выход с Чуйского тракта на Северный обход Новосибирска и далее — на трассы Р-255 «Сибирь» и Р-254 «Иртыш». Это позволит разгрузить участки трассы Р-256 на подъезде к областному центру и вывести транзитный транспорт с городских дорог.
«Транспортный сектор играет одну из наиболее значимых ролей в обеспечении экономических процессов в стране. Более того, его бесперебойная работа обеспечивает пространственную связанность страны, геостратегическую безопасность, товарообмен, транспортную подвижность населения и является условием для развития большинства иных отраслей экономики. Отдельно необходимо учесть, что по плотности транспортной сети Россия уступает большинству развитых стран (в сравнении с Китаем — более чем в 3 раза). Без нарастающих темпов ввода в эксплуатацию новых объектов транспортной инфраструктуры и их модернизации Россия в перспективе не сможет обеспечить необходимую транспортную мобильность населения и реализовать свой транзитный потенциал», — рассказали «РГ» в управлении транспорта и строительства центра системного анализа Аналитического центра при Правительстве РФ.
Соединяя берега
За глобальными (федеральными) проектами, тем не менее, не остались в стороне и проекты региональные. «Важным достоинством пятилетнего плана является открытый список всех основных объектов дорожного строительства — каждый гражданин может ознакомиться, какие объекты и когда будут реализованы, какая протяженность дорог будет введена в эксплуатацию. Или какие проекты будут начаты в пятилетний период с последующим вводом в эксплуатацию за горизонтом 2027 года. То есть в плане учтен и задел на будущее», — подчеркнули в АЦ.
Так, в Пензе продолжается реконструкция улицы 40 лет Октября. Это один из самых масштабных проектов в области за последние годы. Маршрут соединяет микрорайоны «Город Спутник» и Кривозорье, обеспечивает дополнительный выход к федеральной трассе Р-208 Пенза — Тамбов. Кроме того, эта дорога ведет к аэропорту.
Строительная готовность объекта ‒ более 80 процентов, сейчас идет третий этап работ. В его рамках уже построен путепровод, возведена эстакада через улицу Центральную и железнодорожные пути. На финишной прямой ‒ мост через реку Ардым. Путепровод, эстакада и мост соединены новой дорогой, уложено асфальтовое покрытие, обустроены тротуары, установлены столбы линии искусственного освещения, проложена ливневая канализация. Полностью завершить работы планируется на три года раньше срока ‒ уже осенью 2023-го.
В Ленинградской области на подъезде к Киришам строится мост через Волхов. Работы здесь стартовали еще в 2020 году. Протяженность двухполосного сооружения составит 437 метров, ширина ‒ 13 метров. В конце прошлого года на объекте была завершена надвижка пролетного строения. Сейчас мостостроители бетонируют плиту проезжей части. Укладка асфальта запланирована на вторую половину года. Проектом предусмотрено устройство тротуаров и освещения. Сдача объекта планируется в 2024 году со значительным опережением графика.
В области идет еще одна крупная стройка — мост через Свирь у города Подпорожье. Строительство этого значимого для региона объекта, рассказали «РГ» в Росавтодоре, также началось в 2020 году. Подрядная организация работает с существенным опережением графика. Планируется, что движение здесь откроют уже в 2023-м, на три года раньше планового срока. Протяженность моста составит 727 метров, ширина проезжей части ‒ 7,5 метра, длина подъездных путей ‒ почти 2 километра. Неразводная конструкция на высоких опорах (более 30 метров) позволит проходить под мостом судам любого типа. После запуска мостового перехода город Подпорожье будет соединен постоянной переправой, сейчас движение идет по технологическому проезду Верхне-Свирской гидроэлектростанции. Кроме того, существенно изменится логистика на всей восточной части Ленобласти, так как значительно сократится транспортное плечо доставки грузов.
Неожиданный ракурс
Опрашивая экспертов о выгодах, которые может получить страна, регионы и население, «РГ» выслушала нетривиальное рассуждение представителя бизнес-сообщества, не имеющее, казалось бы, отношения к мостам, тоннелям, Международным транспортным коридорам и обходам городов.
«Создание пятилетнего плана дорожной деятельности — отличная новость, — поделилась директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова. — Казалось бы, автосервисы должны радоваться тому, что нет хороших дорог и машины приходится часто ремонтировать. Однако для нашей сферы бизнеса хорошие дороги как раз более выгодны». И вот почему, поясняет эксперт. Средний пробег автомобилей в России падает во многом потому, что у людей просто нет желания ездить. Иногда добраться до работы на машине — настоящее испытание. Автопутешествия по стране также не доставляют удовольствия. До некоторых туристических зон вообще невозможно добраться, попросту нет транспортной доступности. А средний пробег напрямую влияет на объем автосервисных услуг. Меньше пользуешься автомобилем — меньше заезжаешь на сервис. Поэтому для автосервисного бизнеса реализация дорожного пятилетнего плана также сулит новые перспективы.
«Если все планы осуществятся, — продолжает Татьяна Овчинникова, — мы ожидаем увеличение среднего пробега автомобилей. Автовладельцы будут больше ездить, чаще путешествовать, поскольку для этого будут созданы условия. Увеличение пробега автомобилей приведет к росту количества заездов на сервис. Автовладельцы будут чаще проходить техобслуживание: менять расходники (колодки, фильтры), масло и т.д. Все это будет происходить в силу увеличения пробега, а не потому, что что-то сломалось, когда залетел в яму и, например, разбил шаровую. Проводить плановые ТО для автосервисов гораздо выгоднее, проще и быстрее, чем ремонты. Плановые ТО — это не сложные специфичные работы по ремонту, а простые операции. Тогда снижаются и требования к квалификации сотрудников, проще и быстрее закрываются вакансии, то есть одновременно решается и кадровый вопрос».
Выгодно всем
В целом, по единодушному мнению экспертов, постановка задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд преимуществ. Подрядные организации получают долгосрочные заказы, что позволяет им более четко планировать деятельность и снизить стоимость работ. Отечественной промышленности обеспечивается гарантированный спрос на технику и стройматериалы. Как следствие, появляется возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку продукции, создавать новые рабочие места.
«Качественная дорожная сеть — один из ключевых маркеров как состояния экономики страны в целом, так и отдельно взятых регионов. Высокая пропускная способность дорог является определяющим показателем уровня развития логистических коридоров страны, — подчеркнул Денис Алексеев. — В современных условиях этот фактор приобретает стратегическое значение -хорошие дороги способны снижать себестоимость конечного продукта, уменьшая и накладные расходы на доставку, и сроки товарооборота. Социальный эффект от реализации проекта будет заключаться в создании новых рабочих мест не только в крупных федеральных центрах, но и в регионах. А также в оживлении активности в тех сферах бизнеса, которые обеспечивают процесс дорожного строительства. Значит, появятся и новые объекты социальной инфраструктуры, необходимые для населения».
Правительство отказалось от строительства дорог, чтобы оплатить войну
Денис Воронин / Агентство «Москва»
Правительство России решило отказаться от финансирования крупных дорожных строек, чтобы сэкономить деньги в бюджете, треть которого должна уйти на оплату войны и силовых структур.
Как сообщает «Коммерсантъ», из нового пятилетнего план Минтранса были исключены новые строительные проекты в регионах, за исключением единичных объектов в крупных городах.
В частности, «под нож» попал проект обхода Орехово-Зуево в Московской области: если изначального старт строительства планировали на 2025 год, то теперь речь идет лишь о проектировании с 2026 года с сокращением финансирования почти в 14 раз — с 20,5 до 1,5 млрд рублей. Аналогичная участь постигла южный обход Краснодара: стройку отложили, а ассигнования урезали в 19 раз — с 28,9 до 1,5 млрд рублей.
Подвисла в воздухе судьба второй кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2) и трассы «Меридиан», которая должна была протянуться от границы Казахстана до Беларуси: планы строительства отложены на неопределнный срок, и теперь речь идет лишь о проектировании. Почти вчетверо — с 15,3 до 4 млрд рублей — урезано финансирование Юго-Западной хорды (Екатеринбург — Самара — Краснодар), а работы по улучшению основных магистралей столичного региона исключены из плана вовсе.
Пятилетний план был изменен с учетом приоритизации объектов на основании принятого закона о бюджете, пояснили «Ъ» в Минтрансе. Согласно документу, расходы на строительство и реконструкцию федеральных автодорог сокращены в 2,5 раза — с 449 до 174 млрд рублей. Трансферты регионам из Федерального дорожного фонда срезаны на 14% — с 375 до 324 млрд рублей. Совокупные расходы по госпрограмме развитие транспортной системы уменьшены на 26% — с 1,653 до 1,229 трлн рублей.
Расходы на армию при этом увеличены почти 1,5 раза по сравнению с законом о бюджете, принятом в прошлом году, — до 5 трлн рублей. Еще 4,2 трлн рублей правительство потратит по статье «национальная безопасность», куда зашиты бюджеты МВД, Росгвардии, ФСИН и спецслужб.
Власти приняли решение отказаться от дорожных проектов из-за «переформатирования экономики», поясняет член общественного совета при Минтрансе Московской области Андрей Мухортиков: годы предстоят «сложные», сверхдоходов уже не будет.
Согласно проектировкам Минфина, бюджет-2023 сверстан с дефицитом в 2,9 трлн рублей. В реальности «дыра» может достичь 4,5 трлн рублей, оценивали ранее аналитики ВТБ: казна стремительно теряет доходы от нефти, продавать которую приходится со скидками до 40%.
Дорогие дороги: какой будет цифровизация дорожного строительства
Согласно опросу ВЦИОМ, в 2022 году 52% россиян были удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог и отмечали улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры. По данным рейтинга регионов по качеству дорог, в пятерку лидеров вошли: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Краснодарский край, Республика Ингушетия, Челябинская область. В этих регионах более 80% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения отвечают нормативным требованиям.
Далее — Белгородская, Кемеровская, Тюменская области, республики Адыгея и Дагестан: процент соответствия нормативам здесь от 70% до 73,8%. Самое низкое качество дорог в Архангельской области (10,3%), а также в Кировской, Амурской, Магаданской областях, республиках Алтай, Марий Эл, Крым, Ненецком автономном округе: доля дорог, которая отвечает требованиям, ниже 30%.
В 2022 году правительство утвердило план по строительству и реконструкции дорог на 2023-2027 годы. Его главная задача — привести в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог опорной сети, потому что они имеют особое значение для развития экономики страны, а также 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах. На все мероприятия выделено более 13 трлн рублей.
Цифровизация играет одну из главных ролей для реализации плана и должна охватывать все жизненные циклы дороги, от строительства до эксплуатации. Причем последний этап стратегически важен для повышения качества. С помощью IT становится возможен новый подход к управлению состоянием дорог на основе анализа остаточного рабочего ресурса. Уже сейчас есть первые отечественные нейронные сети, которые в режиме реального времени сканируют дефекты. Сканирование выполняется с помощью навесного оборудования, которое крепится к легковой машине. После обработки автоматически формируются ведомости, необходимые для ремонта. Например, такая система запущена в Тюмени локальными разработчиками в конце 2022 года. Нейросеть способна выявлять четыре вида дефекта — трещины и выбоины на дорогах, отклонения в разметке и знаках. После обнаружения система размещает все проблемы на виртуальной карте с указанием места и даты, далее подрядчик их устраняет. За счет цифровизации, которая позволяет оперативно реагировать, регион уже наблюдает тенденцию к снижению тяжести последствий ДТП.
Каких IT-решений мы ждем в ближайшие годы
Масштабной задачей всей дорожно-строительной отрасли до 2027 года должен стать полный переход от традиционного документно-ориентированного подхода к модельно- и дата-ориентированному подходам управления жизненным циклом объекта моделирования и информационной модели. Это соответствует планам федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
1. Единый источник информации и общие протоколы обмена
Такая разработка поможет собрать вместе всех участников процесса и исключить потерю информации: это позволит эффективнее принимать решения на любом этапе жизненного цикла объекта.
Сейчас системы плохо интегрированы между собой, потому что на каждой стадии данные передаются в разных форматах. На стадии проектирования — в виде чертежей, 2D- и 3D-моделей и ведомостей Excel. На этапе строительства — исполнительная документация в виде классических PDF, а на стадии эксплуатации у продвинутых собственников — геоинформационные системы в формате векторной графики. При переходе от проектирования к эксплуатации теряются массивы информации, а при строительстве в принципе отсутствует обмен данными. Это усложняет весь процесс работы над объектами.
В последние два-три года начали появляться установленные Минстроем «XML-схемы»: это уже машиночитаемый формат, благодаря чему не нужно сканировать бумажные документы и переводить их в электронный вид. Например, в обычной жизни мы давно сталкиваемся с XML: межевой план и схема расположения земельного участка, которые мы получаем в Росреестре, созданы в этом же формате. На стадии разработки в 2020 году эти схемы были созданы для проведения государственной экспертизы проектной документации. С начала перехода на XML улучшилось качество заключений и, по данным ФАУ «Главгосэкспертиза России», сроки выдачи заключений экспертизы сократились более чем в 40 раз.
К середине апреля 2023 года опубликовано 7 XML-схем для этапа проектирования и 17 — для этапа строительства. По нашему опыту их использования, это решение пока самое успешное, оно позволяет исключить ошибки при вводе данных на разных стадиях. Важно продолжать создавать такие схемы для каждого этапа — от экспертизы до эксплуатации, чтобы интегрировать все стадии в общую картину дорожно-строительной отрасли в России. Это поможет ускорить жизненный цикл дороги.
2. Новая модель расчета сметы
В 2023 году начался переход на ресурсно-индексный метод расчета стоимости: один из источников ее формирования — Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Это означает, что при расчете сметы откажутся от региональных индексов и по всей стране будут использовать федеральную базу в ценах 2022 года на стройматериалы, технику и труд рабочих. Таким переходом, по данным Минстроя, пока заняты всего шесть субъектов: Ростовская, Ивановская, Нижегородская, Новосибирская области, Алтайский и Приморский края, во II квартале 2023 должны перейти еще десять.
Сейчас объемы и стоимость работы рассчитываются вручную по нормативным документам. Из-за человеческого фактора и невнимательности часто случаются ошибки — например, остаются неоцененными целые конструкции, что приводит к увеличению стоимости строительных работ до 10% в 90% объектов. При возникновении такой ситуации существует несколько вариантов развития событий. Например, стройка приостанавливается, меняется документация, проводится дополнительная экспертиза, увеличиваются лимиты финансирования — и, как следствие, растут сроки строительства. Возможен другой вариант, когда заказчик принимает решение либо вообще исключить какую-либо систему из объекта, либо реализовать ее в усеченном варианте. В любом случае это негативно сказывается на пользователях дороги.
Автоматизация расчета сметной стоимости строительства на основе интеграции цифровой информационной модели со сметными базами увеличит прозрачность и достоверность стоимости. Это повысит гарантию, что строительство дорог будет завершено вовремя, в рамках бюджета и качественно.
3. Развитие ТИМ
Без оцифровки постоянно растет количество документации в бумажном виде. Если на любом этапе проекта присоединяются другие подрядчики, изменяются сроки поставок, появляется еще больше документов, а с ними — и разрозненность в данных.
ТИМ (технологии информационного моделирования, или BIM, Building Information Models) позволяют этот хаос упорядочить и предоставляют всем участникам процесса доступ к полной и объективной информации об объектах на разных этапах. В России ТИМ ввели в правовое поле только в 2020 году после выхода соответствующего постановления правительства. Их применение в стране сейчас больше распространено среди девелоперов, но и в дорожном строительстве есть объекты, которые спроектированы при помощи ТИМ, к примеру, построенная ГК «Автобан» ЦКАД-4.
Необходимо дальше делать упор на развитие технологий и внедрять 4D: такой подход, помимо стандартной 3D-модели объекта в пространстве, поможет отслеживать динамику строительства во времени, составить планы работы и рассчитать стоимость, а главное — увидеть недоработки на каждом этапе. Это позволит не только определить все параметры на этапе проекта организации строительства, но и снизит сроки строительства и упростит эксплуатацию дороги.
Национальный масштаб
Отечественные системы автоматизированного проектирования автомобильных дорог (САПР) появились еще в 80-х годах: переход от ручных чертежей к автоматизированной подготовке позволил сократить разработку проектных решений до нескольких месяцев — в зависимости от протяженности объекта. Специалисты в области проектирования активно начали использовать российские САПР (например, nanoCAD) еще за несколько лет до ухода Autodesk из России и прекращения работы AutoCAD в 2022 году.
Однако те масштабные цели, которое ставит правительство страны перед отраслью, требуют дальнейшего развития отечественного ПО. Например, после ухода с рынка иностранных вендоров отсутствует САПР, способный выполнять задачи по подготовке документации на мосты. Не только в России, но и в мире нет программного обеспечения, позволяющего автоматизировать подготовку исполнительной документации. Поэтому работа над импортонезависимостью должна ускориться.
Для повышения согласованности действий участников на всех этапах жизненного цикла цифровой автомобильной дороги крайне необходимо создать бесшовную технологическую цепочку, которая основана на отечественных «коробочных» ПО: так можно будет адаптировать функционал системы под разные задачи. Главное — это улучшит взаимодействие, потому что сейчас все работают кто как может: кто-то передает документацию на дисках, кто-то перекидывает по почте, кто-то формирует хранилище на общедоступных облачных сервисах.
Таким образом, чтобы реализовать все планы по строительству и реконструкции дорог до 2027 года, необходимо полностью отойти от бумажного вида документации, устранить противоречия в действующих документах, обеспечить бесшовную передачу данных, разработать стандарты технологии информационного проектирования с минимальным сроком 10-15 лет и ускорить развитие отечественных САПР. Благодаря этому в проектировании будет создана модель, которая позволяет отражать реальные материалы и объемы работ, проводить автоматизированную проверку на соответствие нормативно-технической документации. А в строительстве — обеспечена прозрачность актирования выполненных работ и автоматизированный контроль за ходом реализации. Такая цифровизация повысит эффективность использования ресурсов всей дорожной отрасли.