КАМАЗ в автоспорте. История.
В грузовом зачете ралли-марафона «Дакар» вновь победил Камаз. Финишировав первым, экипаж Эдуарда Николаева принес российской марке уже шестнадцатую победу в легендарной гонке. Столько нет больше ни у кого — это абсолютный рекорд. В этом году камазовцы привезли на гонку четыре совершенно новых грузовика с рядными шестицилиндровыми моторами мощностью свыше тысячи лошадиных сил! А мы в редакции «Мотора» решили собрать в одном материале все самые важные гоночные грузовики за тридцатилетнюю историю команды «Камаз-Мастер».
КАМАЗ-С4310, 1988 год
Первый раллийный грузовик, построенный на Камазе. Фактически это был армейский трехосный полноприводник модели 4310, доработанный для ралли-рейдов.
Он получил более жесткую подвеску с оригинальными амортизаторами, а атмосферный дизель Камаз-740 снабдили турбонаддувом — правда, его отдача осталась крайне скромной: всего 290 сил.
Со временем мощность двигателя смогли довести до 430 сил, и даже экспериментировали (неудачно) с опытным дизелем V10. В 1991 году экипажу Владимира Гольцова удалось финишировать вторым в грузовом зачете ралли «Париж-Дакар». Впрочем, к тому моменту уже было понятно, что трехосная компоновка плохо подходит для соревнований.
КАМАЗ-49250, 1994 год
Первый грузовик марки Камаз, с самого начала создававшийся для спорта: двухосный, со сдвинутым в пределы колесной базы двигателем. Конструкция представляла собой хитрую комбинацию серийных и переделанных камазовских компонентов с деталями других производителей: рама от армейского грузовика семейства «Мустанг» со специально изготовленными трубчатыми поперечинами, форсированный до 500 сил турбодизель Камаз-7482, 16-ступенчатая коробка передач с раздаточной коробкой немецкой фирмы ZF и подвеска с камазовскими мостами и гидропневматическими амортизаторными стойками от БМД (Боевой машины десанта), переделанными для гонок. Но машина получилась неудачной: у обоих грузовиков, подготовленных для Дакара-1994, не выдерживал газовый стык двигателя — пробивало разъем между цилиндрами и головками.
КАМАЗ-49252, 1994 год
После первой неудачи камазовцы разработали совершенно новый спортивный грузовик среднемоторной компоновки. Он получил прочную прямую раму, кразовские редукторы и громадные 25-дюймовые колеса.
Этот грузовик нетрудно узнать по низко посаженной кабине и характерному горбатому силуэту с аэродинамически заглаженным кузовом. Его активная карьера в спорте продолжалась больше пяти лет и оказалась крайне успешной: Виктор Московских одержал победу на «Дакаре» в 1996 году, Владимир Чагин — в 2000 году.
Изначально камазовцы спроектировали два варианта грузовика — модели 49251, с американским шестицилиндровым дизелем Cummins N14-500E и 49252 с отечественным ЯМЗ. Но в итоге остановились на ярославской «восьмерке» ЯМЗ-7Э846 объемом 17,2 литра — мощной (около 750 сил), но более тяжелой. Подвеска осталась рессорной — очень жесткой, с гидропневматическими амортизаторами от БМД. Максимальная скорость грузовика превышала 180 километров в час.
За эти годы конструкция претерпевала изменения: например, из-за перемены в правилах в 1997 году пришлось перейти на 20-дюймовые колеса, а к Дакару-2000 челнинцы скрестили механическую коробку передач ZF с гидротрансформатором (именно эта машина на фото)
КАМАЗ-49255, 1997 год
Неудачный, но очень впечатляющий эксперимент «Камаз-Мастера» — еще один вариант среднемоторного грузовика, снабженный 12-цилидровым двигателем объёмом 26 литров. Ярославский дизель ЯМЗ-3Э847 развивал около 1050 лошадиных сил! Но он был очень тяжелым, а громадный крутящий момент рушил трансмиссию — из строя выходили коробка передач, редукторы переднего и заднего мостов. После выступлений на Мастер-ралли 1997 года и на «Дакаре» 1998 года этот проект закрыли. На фотографиях этот грузовик можно узнать по кузову традиционной коробчатой формы.
КАМАЗ-49256, 2001 год
Новая машина спешно создавалась из-за запрета на грузовики среднемоторной компоновки, введенного Международной автомобильной федерацией (FIA) в середине 2001 года. Восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-7Э846 переехал под кабину, а его мощность довели до 830 лошадиных сил. Изменившаяся развесовка потребовала усиления переднего моста. В остальном грузовик похож на своих предшественников: та же 16-ступенчатая коробка передач ZF с «раздаткой», подвеска с жесткими многолистовыми рессорами и гидропневматическими стойками. Несмотря на крайне сжатые сроки, отведенные на постройку грузовика, и многочисленные поломки, сопровождавшие его доводку, экипаж Владимира Чагина смог одержать победу на Дакаре 2002 года. На фотографиях этот грузовик можно узнать по сочетанию высоко посаженной кабины с увеличенной на два ряда радиаторной решеткой и «горбатого» аэродинамического кузова.
КАМАЗ-4911, 2002 год
Буквально через год камазовцам пришлось не просто разрабатывать новый грузовик, но еще и налаживать его мелкосерийный выпуск — этого требовали изменившиеся в очередной раз правила. Из 15 образцов, необходимых для омологации, три «боевых» экземпляра собрали в команде, а остальные машины — в той части завода, где собирают автобусные шасси. Супер-грузовики удалось продать военным, коллекционерам, а одну машину — в Арабские Эмираты. Одна из товарных машин изображена на фото.
Для снижения массы грузовика конструкторы разработали более тонкую раму, а для повышения плавности хода использовали рессоры большей длины (1900 миллиметров) и перенастроенные гидропневматические стойки — на прежних машинах ездить было тяжело из-за ужасной тряски. Кстати, в ходе дальнейшей эволюции грузовик получил отдельную подвеску кабины, что повысило комфорт в кабине.
Очередная версия двигателя ЯМЗ 7Э846.10 получила пару турбокомпрессоров BorgWarner. V8 объемом 17,24 литра развивал 830 сил, разгоняя 10-тонный грузовик до 100 км/ч всего за 10 секунд. Автомобиль был способен развивать скорость до 180 км/ч. Главным внешним отличием модели 4911 от предыдущих гоночных грузовиков стал кузов традиционной коробчатой формы. С этим грузовиком камазовская команда четырежды побеждала на Дакаре — еще в ту пору, пока он проводился в Северной Африке: в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах.
КАМАЗ-4326-9, 2007 год
Дакар 2007 года, где победил голландец Ханс Стейси на легком и мощном грузовике MAN, показал необходимость новой гоночной модели для камазовской команды. Новый грузовик использовал ту свободу, которую дали конструкторам новые правила: мотор переместили на 400 миллиметров назад, кабину — на 200 миллиметров. Это позволило одновременно улучшить и развесовку гоночного грузовика, и его геометрическую проходимость — ведь сократился передний свес.
Другое важнейшее нововведение — высококлассные амортизаторы голландской фирмы Reiger, сменившие в подвеске «дубовую» гидропневматику отечественного производства. Кроме того, новый грузовик стал заметно легче, хотя и остался тяжелее техники соперников: новые правила позволяли облегчить гоночный грузовик до 8,5 тонн, а Камаз был на 200 кг тяжелее. Под кабиной прописался другой вариант ярославского двигателя V8: его рабочим объём был увеличен до 18,5 литров, но мощность упала до 750 сил из-за более строгих норм дымности. Новый грузовик позволил Фирдаусу Кабирову одержать победу на «Дакаре» в 2009 году.
В последующие годы конструкция сильно эволюционировала. Ключевые изменения — переход на легкие и прочные мосты финской фирмы Sisu (их можно опознать по угловатому картеру), использование подвески с малолистовыми рессорами и рычажным направляющим аппаратом.
КАМАЗ-4326, 2010 год
Уже на «Дакар» 2010 года команда привезла серьезно перекомпонованный грузовик: его кабину сместили на 200 миллиметров назад и слегка опустили вниз — переднего свеса практически не стало. Машина с самого начала получила легкие мосты Sisu и амортизаторы Reiger.
Камазовцы экспериментировали с американскими двигателями Cummins ISX, но в итоге остались верны ярославскому дизелю. А вот к Дакару-2013 его все-таки заменили на V8 фирмы Liebherr объемом 16,16 литра. Так камазовцы готовились к изменениям в правилах — с 2016 года рабочий объем «грузовых» двигателей планировалось ограничить отметкой 16,5 литров, и ярославский мотор объемом 18,5 литров не вписывался в эту рамку. Немецкий дизель обычно ставится на экскаваторы и другую строительную технику, а специально для гоночных грузовиков с него убрали систему впрыска мочевины и установили двойной турбонаддув, доведя мощность до 920 лошадиных сил.
В дальнейшем грузовик получил рессорно-пружинную подвеску, а на некоторые машины в качестве эксперимента даже ставили автоматическую коробку передач. Новая версия модели 4326 принесла камазовцам в общей сложности семь побед с 2010 по 2018 годы. На фотографиях машину можно опознать по практически отсутствующему переднему свесу и новой облицовке радиатора с маленькими биксеноновыми фарами.
КАМАЗ-43509, 2018 год
В связи с введением новых техтребований к Дакару-2019 команда Камаз-Мастер подготовила полностью новый грузовик. Отныне рабочий объем ограничен отметкой 13 литров, поэтому под кабиной прописалась рядная «шестерка» Cummins DCEC ISZ-13. Доводкой мотора челнинцы занимались еще с 2016 года, много работали на моторном стенде, и сейчас дизель развивает 1100 лошадиных сил.
Новый двигатель потребовал полной перекомпоновки машины — даже рама совершенно новая. Мотор длинный, узкий и высокий — поэтому, чтобы не устанавливать кабину выше, ее немного сдвинули вперед. Интересно, что два из четырех Камазов на нынешнем «Дакаре» были оснащены автоматическими коробками передач. Гидромеханическая коробка позволяет переключаться без разрыва потока мощности, что особенно полезно в тяжелых песках. Разумеется, в гоночных условиях используется ручной режим.
К переходу на новые техтребования «Камаз-Мастер» подготовился на совесть, и в этом году гонщики российской команды доминировали в грузовом зачете «Дакара». Победитель гонки Эдуард Николаев на финише марафона оторвался от ближайшего преследователя на грузовике другой марки более чем на полтора часа.
Надеюсь- что вам понравился данный материал. Впереди будет ещё много интересного.
До новых встреч!
С ув.
OBITUARY-DEATH.
КАМАЗ-мастер – 18-кратные победители ралли-марафона Дакар
Российская команда КАМАЗ-мастер выиграла 43-й по счету ралли-марафон Дакар, одержав 18-ю победу в своей истории и 17-ю за последние 20 лет. Победу одержал Дмитрий Сотников, на втором и третьем местах также финишировали гонщики «Синей Армады» Антон Шибалов и Айрат Мардеев.
Сотников был быстр на Дакаре и год назад, но потерял тогда много времени из-за поломки раздаточной коробки и был вынужден прорываться большую часть дистанции. На нынешнем ралли-марафоне он избежал ошибок, технических проблем и доминировал, особенно в первой половине гонки, выиграв четыре из шести первых этапов и создав задел в полчаса с лишним. На оставшихся этапах он сохранил этот отрыв, ни разу не финишировав ниже четвертого места, и обеспечил себе первую победу в общем зачете Дакара. Предыдущим главным успехом в карьере Сотникова была победа на «Шелковом пути» в 2013-м и 2017-м.
Вторым второй год подряд финишировал Шибалов. Как и Сотников, он практически весь ралли-рейд уверенно держался на своей позиции. Но из-за потери времени в дюнах, на навигации и проколах колёс побороться за победу с напарником по команде он не смог и проиграл почти 40 минут. Почти столько же он уступил в 2020-м Андрею Каргинову.
Третье место после пропуска Дакара в 2020 году занял Айрат Мардеев. А лучшим позади трио гонщиков КАМАЗ-мастер на финише в Джидде стал чех Мартин Мацик на Iveco, выигравший три этапа, в том числе финальный. Ещё один представитель Чехии Алеш Лопрайс на Tatra замкнул топ-5 генеральной классификации.
Единственный оставшийся в строю гонщик МАЗ-СпортАвто после схода Сергея Вязовича, Алексей Вишневский, занял шестое место. Для молодого белорусского гонщика этот результат стал лучшим за пять лет участия на Дакаре. Трижды на спецучастках нынешнего ралли-марафона он финишировал в топ-3 и едва не выиграл восьмой этап.
Четвертый гонщик КАМАЗ-мастер, двукратный победитель Дакара Андрей Каргинов выбыл из борьбы за победу и подиум на первом этапе же, где потерял полтора часа из-за поломки вентилятора водяного радиатора. А на пятом этапе он получил ещё и 20-минутный штраф за пропуск контрольной точки. По итогам всего ралли-марафона Каргинов стал седьмым.
Легенда ралли: "КАМАЗ-мастер" 18 раз побеждал на "Дакаре"
Триумфаторы "Дакара" – команда "КАМАЗ-мастер" вернулась в Россию. Как же удалось собрать полный комплект "бедуинов", то есть наград в грузовом зачете, и заодно поставить рекорд, став чемпионами уже 18-й раз подряд.
18 побед на "Дакаре"! "КАМАЗ-мастер" – официально легенда ралли-марафона. Больше выигранных золотых "бедуинов" нет ни у одной команды. В четвертый раз в истории обреченный на успех российский коллектив занял весь подиум. C восьмой попытки экипаж Дмитрия Сотникова выигрывает самую сложную гонку планеты.
"Впечатлило, насколько гонка усложнялась под конец. Все известно, местности прошлогодние, но организаторы завели туда, где мы не были в прошлом году, и до конца держали в напряжении. Последний этап сколько принес. Мы на финиш приехали, увидели, что камушек попал в поддон и капало масло. Нельзя было расслабиться до самого финиша", – говорит пилот команды "КАМАЗ-мастер", победитель ралли "Дакар – 2021" Дмитрий Сотников.
Одно из главных впечатлений завершившегося в Саудовской Аравии ралли-рейда – низко летящий экипаж Антона Шибалова и несоблюдающий социальную дистанцию телевизионный вертолет. Контакт двух единиц техники закончился благополучно. Но даже к такой непредсказуемой опасности россияне оказались готовы.
"Нас постоянно преследуют приключения. Если бы это не попало в кадр, об этом, наверное, никто бы и не узнал. Вовремя гонки за две недели бывают моменты еще и не такие. Гражданские автомобили выезжали не раз. Это не кольцевые гонки, не прикроешь, были моменты что и на трассу выскакивали. Это "Дакар", – говорит пилот команды "КАМАЗ-мастер", серебряный призер ралли "Дакар – 2021" Антон Шибалов.
"Дакар" выигрывает тот, кто теряет меньше времени. "КАМАЗ" сделал ставку на надежность машин и отлаженную работу механиков. На трассе Сотников потерял всего 22 минуты, – из-за пробитых колес. Заблудившийся на старте марафона Айрат Мардеев вынужден был отыгрывать потерянное время на дистанции, рискуя, не щадя машину. Победитель 2015 года, все же привел грузовик на подиум.
"Нужно ехать на грани, но ни в коем случае не перешагнуть. Я в кабине не один еду, со мной еще два члена экипажа, у которых семьи и дома ждут. Поэтому пилот несет ответственность не только за себя, но и за других членов экипажа. Где-то идешь на риск. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. В Саудовской Аравии никто не пьет шампанское", – говорит пилот команды "КАМАЗ-мастер", бронзовый призер ралли "Дакар – 2021", победитель ралли "Дакар – 2015" Айрат Мардеев.
"Дакар" остается верен себе. Это испытание людей и техники. Но пандемия коронавируса стала проверкой для самого ралии – 43-й старт легендарной гонки ответил на вопрос – а как вообще возможно проводить крупнейшие мировые соревнования. Теперь "КАМАЗ-мастер" готовится пройти "Шелковый путь".
"Все реально, все возможно. Не надо стоять на месте и не бояться проводить такие события и развивать и российский, и мировой автоспорт. Очень много было на "Дакаре", особенно в последние дни, вопросов от участников, будет "Шелковый путь", не будет. Я сказал: все, готовьтесь", – говорит руководитель команды "КАМАЗ-мастер", семикратный победитель ралли "Дакар" Владимр Чагин.
"Шелковый путь – 2021" должен пройти с 1 по 11 июля по территории трех стран: России, Монголии и Китая. Старт караван возьмет в Омске. "КАМАЗ" же и не думает останавливаться. Пока в песках Саудовской Аравии синяя армада громила соперников, в Набержных Челнах уже строят новый грузовик, которому предстоит покорять и "Шелковый путь" и "Дакар".
Команда "КАМАЗ-мастер" в истории "Дакара"
Первая победа на «Дакаре» пришла к команде из Набережных Челнов в 1996 году. Камазовцы уже давно примеривались к главному ралли-марафону, были попадания на подиум, но вот покорить вершину до поры до времени не удавалось. Наконец «Дакар-96» и КАМАЗ-49252 принесли успех!
Победу на гонке от Гранады до Дакара одержал экипаж в составе пилота Виктора Московских, штурмана Анатолия Кузьмина и механика Наиля Багаветдинова. Оставить позади удалось в том числе легендарного Карла Лопрайса на «Татре», выигравшего два предыдущих «Дакара», а всего побеждавшего аж шесть раз. Отрыв при этом по меркам марафона был минимальным: перед последним этапом камазовцы опережали чеха всего-то на 13 минут. Отметим, что пятое место на «Дакаре-96» занял будущий «золотой» экипаж камазовцев — Чагин, Якубов, Савостин.
2000 год. Первая победа Чагина на «Дакаре»
«Дакар-2000». Первая победа Чагина
Ждать первой собственной победы Чагину и его партнёрам по экипажу пришлось до 2000 года. В 97-м и 99-м Владимира подкараулили сходы, но в 2000-м наконец-то удалось занять первую позицию! Забавно, что на второй строчке вновь расположился Карл Лопрайс — и вновь после двух побед на предыдущих «Дакарах».
Ралли-марафон — дело нервное, а в 2000 году экипаж дополнительно напрягали проблемы с конструктивным дефектом коробки передач. Из-за него из коробки постоянно вытекало масло, приходилось его всё время заливать обратно. Плюс заводить двигатель надо было аж за час до старта очередного спецучастка. Тем памятнее первая победа!
«Дакар-2005». «Топливный» успех Кабирова
В 2005 году ралли-марафон проводился от Барселоны до Дакара, и впервые в карьере победу отпраздновал Фирдаус Кабиров. Гонщику «КАМАЗ-мастера» помог фирменный аналитический подход. В середине гонки организаторы запланировали марафонский спецучасток Зуерат – Тишит длиной сразу 660 километров, а вот тут участников поджидал неприятный сюрприз: подсчёты по поводу необходимого количества топлива абсолютно разошлись с реальностью!
В общем, ночь в песках с пустыми баками встретили чуть ли не 70 % участников ралли-марафона. Этой участи не избежал Чагин и многие другие фавориты грузового зачёта, а вот Кабиров и его экипаж вовремя обратили внимание на повышенный расход топлива и приняли необходимые меры: как потом рассказывал Фирдаус, тут же выключили все вентиляторы и приборы, без которых реально было обойтись, и снизили скорость. В итоге топлива хватило. После долгих разбирательств (а организаторы не решились убрать из гонки всех, кто не закончил этап в срок, но, конечно, раздали многочасовые штрафы) выяснилось, что у Кабирова комфортный отрыв от ближайших преследователей, и Фирдаус уверенно провёл вторую половину «Дакара». Есть победа!
«Дакар-2009». Самая плотная борьба!
На первом южноамериканском «Дакаре» соперники быстро устранились, не выдержав темпа Чагина и Кабирова: застрял в песках Стейси, стремительно отстал де Рой-младший. В общем, гонка превратилась в дуэль двух лидеров команды «КАМАЗ-мастера». Изо дня в день инициатива переходила от Чагина к Кабирову и обратно, на результаты влиял каждый прокол колеса, каждая ошибка штурмана и даже мелкая техническая проблема!
Перед последним днём и спецучастком длиной 227 километров Фирдаус опережал Владимира всего на три минуты — интрига сохранялась ещё какая! На трассе Чагин стартовал первым, и после финиша Царя официальный сайт гонки даже успел провозгласить его чемпионом «Дакара-2009», однако в итоге первенство осталось за Кабировым: он в последний день был быстрее на 39 секунд и, таким образом, сохранил общее лидерство. Невероятно плотные результаты, менее четырёх минут разделило два «КАМАЗа»!
2011 год. Эдуард Николаев на пути к третьему месту
«Дакар-2011». Разгром!
В 2009-2010 годах «КАМАЗ» не давал соперникам шансов, ну а 2011-й стал настоящим разгромом. До поры до времени на хвосте у Чагина и Кабирова висел Алеш Лопрайс, но его грузовик в какой-то момент не выдержал и сломался — увы, сход! После этого Чагин и Кабиров сохранили две верхние позиции, в чём никакой сенсации не было, тем более что де Рой-младший сошёл после первого же этапа: дала о себе знать травмированная спина.
Но яркость этого успеха даже не в седьмой и рекордной победе Чагина. Дело в том, что и за парой Чагин — Кабиров оказались ещё два «КАМАЗА! Дебютировавший в роли пилота-участника „Дакара“ Эдуард Николаев после уверенной гонки занял в „абсолюте“ третье место, ну а „быстрая техничка“ Ильгизара Мардеева приехала на четвёртую строчку.
Именно борьба Мардеева-старшего с Францем Эхтером была главной интригой в концовке гонки: всё решилось буквально на последних километрах заключительного допа, когда Ильгизар отыграл решающие мгновения и опередил немца всего на 41 секунду! Разгромив всех, лидеры „КАМАЗа“ Чагин и Кабиров дружно завершили карьеры, пусть и по несколько разным сценариям. В бой пошла молодёжь, которую мы увидим и на „Дакаре-2014“…