Крымский мост. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2018 года президент России Владимир Путин принял участие в церемонии открытия автодорожной части Крымского моста. Глава государства ознакомился с готовностью Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб к работе транспортного перехода. Движение автомобилей по мосту запустят 16 мая.
Крымский мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край). Он обеспечит бесперебойное транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Мост начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Пешеходные зоны и велодорожки не предусмотрены.
История
Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. Осенью 1944 года его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря. Вместо мостового перехода 22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт "Кавказ" — порт "Крым").
С конца 1990-х годов идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. В феврале 2014 года, после насильственной смены власти на Украине, переговоры были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью РФ, оставалась Керченская паромная переправа.
19 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить через пролив мост в двух вариантах — автомобильном и железнодорожном. Из нескольких предложенных проектов самым оптимальным был признан тот, что предусматривал строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее — от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В августе 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил проектную документацию по возведению мостового перехода с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.
Исполнители проекта
Заказчиком проекта стало федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства РФ. В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО "Стройгазмонтаж" (входит в группу компаний СГМ Аркадия Ротенберга). Управление проектом строительства моста осуществляет ООО "Стройгазмонтаж-Мост".
В возведении моста задействовано почти 220 российских предприятий, строительство ведут более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.
Основные технические характеристики
- Общая длина моста — 19 км (станет самым протяженным в России);
- четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
- разрешенная скорость по трассе для автомобилей — 90 км/ч;
- два железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки;
- разрешенная скорость движения пассажирских поездов — 90 км/ч, грузовых — 80 км/ч;
- пропускная способность — 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год;
- для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м.
Железнодорожные подходы к мосту со стороны Краснодарского края и Крыма — это дороги протяженностью 40 и 17,5 км. Они будут введены в эксплуатацию в 2019 году, одновременно с железнодорожной частью перехода.
Финансирование
Стоимость государственного контракта на проектирование и строительство моста (затраты подрядчика ООО "Стройгазмонтаж") была утверждена в размере 223 млрд 143 млн рублей в ценах соответствующих лет. Общая стоимость строительства составит 227,922 млрд рублей. Работы ведутся только за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".
Название моста
До конца 2017 года транспортный переход через Керченский пролив не имел официального названия. Вопрос о наименовании будущего моста был задан президенту РФ Владимиру Путину на большой пресс-конференции 23 декабря 2016 года. В ответ глава государства предложил узнать мнение россиян путем опроса.
16 ноября 2017 года на сайте назовимост.рф стартовало голосование, в ходе которого пользователям предлагалось выбрать название для моста. На рассмотрение были внесены пять самых популярных вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, мост Дружбы и мост Воссоединения. Участники голосования также могли предложить свой вариант наименования.
17 декабря 2017 года 64% проголосовавших выбрали в качестве официального названия транспортного перехода через Керченский пролив вариант "Крымский мост".
Этапы строительства
К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) — навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла — ввели в эксплуатацию летом 2016 года. 18 марта того же года стройку впервые посетил президент РФ Владимир Путин.
10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая — на морских участках.
В середине июня 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста (вес — около 6 тыс. т, состоит из более 400 крупных элементов). Железнодорожный пролет представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Установка арки началась 27 августа 2017 года. К транспортному переходу ее доставила специальная плавучая система, затем начался подъем конструкции на фарватерные опоры. 29 августа железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту. Морская операция по транспортировке и подъему арки стала уникальной для российского мостостроения. По данным информцентра строительства, арочные пролеты с такими габаритами еще не устанавливали в морских условиях.
В конце июля 2017 года на керченском берегу завершили сборку автодорожной части моста (вес — около 5,5 тыс. т, состоит из почти 200 крупных элементов). Арочные пролетные строения — самые габаритные элементы Крымского моста, протяженность каждого — 227 м, высота свода в высшей точке — 45 м. 11 октября 2017 года началась операция по транспортировке автодорожной арки. 12 октября арочный пролет подняли на фарватерные опоры и закрепили. После установки он обеспечил беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 м и высотой 35 м от уровня моря.
2 февраля 2017 года началось строительство пролетов между морскими опорами перехода. К началу 2018 года были установлены практически все сваи под автомобильную и железнодорожную части будущего моста — более 6,5 тыс. штук. На некоторых участках глубина их погружения достигла 105 м, что соответствует высоте 35-этажного дома. Собрано более 130 тыс. из почти 250 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений.
К концу апреля 2018 года строители полностью завершили укладку асфальтобетонного покрытия на автодорожной части транспортного перехода, выполнили статические и динамические испытания этой части моста. В начале мая заказчик строительства — Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" — принял автодорожную часть Крымского моста для завершения подготовки к открытию движения.
Открытие движения по мосту
Открытие рабочего движения автомобилей по мосту планировалось в декабре 2018 года, начало временной эксплуатации железнодорожной линии — в декабре 2019 года.
По ряду направлений работы велись с опережением графика. 14 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин, побывавший на строительстве, не исключил, что движение автомобилей будет открыто раньше запланированного срока. Тогда же руководитель компании "Стройгазмонтаж" Аркадий Ротенберг сообщил, что строители будут готовы сдать автомобильную часть объекта после 9 мая 2018 года.
Министерство транспорта РФ рассматривает поэтапную схему организации движения по автомобильной части перехода через Керченский пролив. На первом этапе — в мае 2018 года — проезд будет открыт для легкового транспорта и пассажирских автобусов. Начало регулярного движения грузового транспорта запланировано на конец 2018 года.
По данным информационного центра "Крымский мост", движение для автомобилистов будет открыто 16 мая в 05:30 мск одновременно с двух берегов Керченского пролива. При этом въезд на автоподходы к мосту со стороны Таманского и Керченского полуостровов откроют за час до официального запуска движения. Со стороны Краснодарского края к мосту ведет федеральная трасса А-290 до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове, далее 40 км по автоподходу к мосту. Со стороны Крыма движение начинается от развязки на существующей трассе Симферополь — Керчь и далее 8,6 км до транспортного перехода.
С шампанским и Лепсом. Как открывали мост в Крым
16 мая 19-километровый мост, соединяющий берега России и аннексированного Крыма, открыли для движения автомобилей. Колонны из станицы Тамань и Керчи выехали навстречу друг другу в 5:30 утра. Накануне по Керченскому мосту проехалась техника мостостроителей во главе с севшим за руль КамАЗа президентом России Владимиром Путиным.
Тянущиеся вдоль виноградников подъездные пути к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края так и остались узкой дорогой по одной полосе в каждую сторону. Ажиотажа пока нет, ранним утром к развязке доехали без пробок. На окраине станицы, возле магазина, в котором из отверстия закрытой на ночь решетки продавец выдает купленные продукты, формируется колонна первых автомобилей. Каждый старается проехать чуть вперед, занимают встречную полосу. "Подвинетесь, я везу ветеранов!" – просит водитель белой "ГАЗели", из которой доносятся народные песни.
Примерно в 3:30 утра полсотни машин пропустили к въезду на мост. Дальнейший путь перегородил рабочий автобус. За час ожидания пассажиры успели не только дать с десяток интервью Первому каналу, НТВ, "Звезде" и "России-1", но и "поднять настроение".
Из автомагнитол надрывается Григорий Лепс, "счастливый как никто", – под него, размахивая флагами, танцуют учителя и воспитатели. Кто-то открыл шампанское, другие ищут удачные ракурсы для снимков на фоне "стройки века".
Напомним, что еще во время строительства подрядчик объявил конкурс на лучшую песню о мосте. Заявок пришли тысячи. Приз — поездка на "стройку века". Журналисты проекта Крым.Реалии провели свой конкурс на лучшего исполнителя. Время вспомнить, как это было.
"Голосящий" мост: хит-парад песен о крымской "стройке века"
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
No media source currently available
- 270p | 17,3MB
- 360p | 29,2MB
- 720p | 66,5MB
- 1080p | 119,7MB
Наталья Подря переехала в Тамань из Сургута десять лет назад. Она признается, что искала самый тихий населенный пункт, но длившейся почти три года стройке при этом рада:
– В конце декабря и начале января встречала родственников с Украины. Для этого мне нужно было от своего двора до парома 75 километров проехать, плюс время ожидания в "отстойнике", плюс час занимает переправа. Добавьте к этому еще 30 километров, которые от порта "Керчь" до города едешь, – перечисляет женщина. – А сейчас всего 19 километров по прямой.
Переправа из порта Кавказ в порт Керчь многие годы была единственным сообщением между расположенными друг напротив друга населенными пунктами. Чтобы попасть на паром, особенно в курортный сезон, часто приходилось ждать по несколько часов. Переправа одного крупного легкового автомобиля стоила около 2500 рублей в одну сторону – для небольшой станицы это приличные деньги. Помимо нерасторопности минус парома – полная зависимость от погоды. Если в проливе шторм, сообщение могут прервать на сутки и дольше, приходилось искать место для ночлега в ожидании спокойной погоды.
Федор и Ксения Медуновы переехали сюда из Сочи. Молодая пара непосредственно участвовала в строительстве – Федор отвечал за инженерную инфраструктуру, а Ксения трудилась в экономическо-аналитической службе. Уже здесь, на стройке, родилась дочка Веста.
– Когда переезжали, было страшно остаться без привычной инфраструктуры и удобств, ведь Сочи в разы больше Тамани. Но за это время она преобразилась, из обычной станицы превращается в подобие города с новыми тротуарами и асфальтом, магазинами и кафе, – говорит Федор. – В целом Тамань чистая и гостеприимная, у нас здесь появилось много друзей и знакомых. Принципиального разделения по регионам тут не было, рабочих мест много, главным критерием была квалификация специалиста. Если говорить о путепроводе, то здесь не применялись стандартные технические решения. Меня как отвечающего за инженерную инфраструктуру больше всего вдохновило то, что мост абсолютно экологически чистый. Ни одна капля воды с проезжей части не попадет в пролив или на землю, потому что установлены локальные очистные сооружения, и только после фильтрации вода сливается в море.
Федор и Ксения Медуновы остаются пока на стройке – впереди завершение железнодорожной части моста.
Впрочем, с самого начала строительства моста звучали другие, совсем не радужные оценки его перспектив. Эксперты предупреждали, что грунты на дне Керченского пролива зыбкие, к тому же там нет скального основания, на которое по технологии должен опираться арочный мост. "Построить его нельзя. Он там не простоит, если его даже, не дай Господь, сделают", – в декабре 2016 года заявил старший научный сотрудник Института водных проблем Российской академии наук Юрий Медовар. Были также предупреждения, что эксплуатация сооружения несет опасность для жизней тысяч человек, поскольку на месте строительства Крымского моста находится разлом земной коры. Были и математические задачи не для средней школы. Например, как за 97 миллиардов рублей построить 280 километров дорог в России, если 19 километров Керченского моста стоят 228 миллиардов рублей?
83-летний житель станицы Александр Глинько помнит еще первый мост, построенный после немецкой оккупации:
– Отец ушел на фронт на второй день войны, а нас, четверых маленьких детей, вместе с мамой на десантных баржах фашисты переправили в Крым, оттуда на поезде в пересыльный лагерь в Джанкое. Это был просто участок, огороженный колючей проволокой, укрывались кто чем, – сильно волнуясь, вспоминает Александр Михайлович. – Когда Крым освободили, мать упросила капитана тральщика, уничтожавшего в проливе мины, чтобы нас с младшими сестрами перевез в Тамань, сама она со старшей сестрой перебралась по мосту. Простоял он недолго, до первой зимы, потом его снесло.
Пенсионер говорит, что в советское время теплоход из станицы в промышленную Керчь делал шесть рейсов, а иногда и семь – в город везли фрукты и овощи, обратно магазинные товары. Даже за шурупами и гвоздями на другой берег ездили.
– С паромной переправой все сложнее оказалось. Добраться до нее – большой крюк. Целый день на поездку в Керчь уходил, это если погода была нормальной и сообщение не отменяли из-за штормов, – признается собеседник. – С открытием моста ездить туда, конечно, будет намного проще.
В годы войны, после оккупации Крыма и Кубани, гитлеровское командование планировало построить между ними первый мост. По воспоминаниям старожилов, даже завезли металлические конструкции, но оккупации вскоре пришел конец. Мост собирали советские инженеры – правда, большим ледоходом 1945 года его снесло.
– Между Таманью и Керчью всегда было самое тесное общение. Многие кубанцы, в основном молодежь, переезжали на другой берег, устраивались на работу, заводили семьи. Моя сестра живет в Керчи, последнюю неделю каждый вечер звонила: когда мост откроют? Вот вчера сообщила ей, что утром буду на мосту, пусть встречает, – рассказывает директор станичной школы №28 Маргарита Воропаева. Она с улыбкой вспоминает, что Михаил Лермонтов в "Герое нашего времени" назвал Тамань самым скверным городишком из всех приморских городов России, сегодня же это яркая развивающаяся станица, говорит Маргарита.
– До 1990-х сообщение с Керчью было через теплоход "Бакинец". Все местные жители этим пользовались. Керчь – ближайший крупный город, потому что до нашего райцентра Темрюка ехать 65 километров. Переправлялись в Керчь за покупками в магазины и на рынок, даже детей туда ездили рожать, – перечисляет житель Тамани Алексей Бородин. – На смену теплоходу пришел паром, но из-за погодных условий переправа на нем была непредсказуемой. Лично я, как и многие жители станицы, просто перестал ездить в Керчь.
На вопрос о двух годах стройки мужчина вспомнил наводнивших Тамань рабочих и строительную технику, вечерами в "Магните" даже очереди выстраивались. Правда, ЧП или криминальных ситуаций с мостостроителями он не припомнил.
После рассвета первым машинам дали отмашку. Навстречу им с крымской стороны двинулась колонна "Ночных волков" – вдоль арок мелькали сотни ревущих мотоциклов с развивающимися флагами. Остановившиеся на несколько минут рабочие снимали первый проезд на смартфоны. В Крыму машины никак не встречали – разве что пара человек из расположенных возле путепровода многоэтажек взошла на пригорок, приветственно махая проезжающим. Нет пока здесь, равно как и на краснодарском берегу, дорожной инфраструктуры: ближайшие заправки далеко, отсутствуют придорожные кафе и элементарные туалеты.
Автодорожная часть Крымского моста введена в эксплуатацию на шесть месяцев раньше срока. Проходит она по косе и острову Тузла в Керченском проливе. Движение открыто по две полосы в каждую сторону, проезд бесплатный. Грузовую линию автомобильного моста обещают пустить в октябре этого года, а окончательно путепровод заработает с открытием идущей параллельно железнодорожной частью в конце 2019 года.
По официальным данным, строительство Крымского моста обошлось почти в 228 миллиардов рублей. Средства выделялись по федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года". Он стал самым дорогим подобным сооружением в Европе и входит в пятерку самых дорогих мостов мира – наряду с мостами Бей-Бридж в Калифорнии, путепроводом через залив Цзяочжоу в Китае и мостом Большой Бельт в Дании.
Евросоюз и США довольно резко отреагировали на открытие Керченского моста. "Мост является не только попыткой укрепить незаконный захват и оккупацию Крыма, он также создает препятствие судоходству, ограничивая размеры судов, проходящих по Керченскому проливу на пути к украинским территориальным водам в Азовском море. Мы призываем Россию не препятствовать судоходству", – заявил госсекретарь США Майк Помпео. Представители Европейского союза назвали открытие моста еще одним нарушением суверенитета и целостности Украины. Великобритания предупредила, что этот шаг Кремля гарантирует сохранение жестких санкций против Москвы. А президент Украины Петр Порошенко прокомментировал открытие моста так: "Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым".
Путин за рулем "Камаза" открыл Крымский мост. Главные факты о проекте
Президент России Владимир Путин принял участие в открытии моста, связывающего Краснодарский край с аннексированным Крымом. Он сел за руль "Камаза" и поехал во главе колонны из грузовиков. Русская служба Би-би-си собрала главные факты о Крымском мосте.
Прямую трансляцию вели российские телеканалы. Путин сел за руль, в кабине самосвала компанию ему составили начальник строительства Александр Островский и еще один строитель. В это время на информационном табло над въездом на мост отражалась надпись "Проезда нет".
Затем загорелся зеленый свет, появилась надпись "В добрый путь", Путин завел двигатель и тронулся в путь. Далее телеканал показывал кадры из кабины "Камаза", где российский президент разговаривал со строителями.
Автор фото, Rossiya 24
Путин сел в самосвал с двумя строителями, работающими на Крымском мосту
Управлять грузовиком Путин должен был 19 км — это длина моста. В конце моста со стороны Керчи Путина ждали участники митинга.
Настоящее автомобильное движение по мосту будет запущено только в среду, 16 мая. И пока по нему смогут ездить лишь легковые машины.
Строительство моста началось в феврале 2016 года. Изначально предполагалось, что он будет открыт для автомобилей в декабре 2018 года. Однако 1 марта этого года Путин в послании Федеральному собранию заявил, что автомобильное движение по мосту должно открыться "уже через несколько месяцев", и сроки сдачи были сдвинуты.
Железнодорожная часть моста должна открыться в декабре 2019 года, хотя изначально ее открытие было запланировано на декабрь этого года. Русская служба Би-би-си собрала главные факты о мосте.
Автор фото, Channel One
"Первый канал" в прямом эфире показал, как Путин едет по Крымскому мосту за рулем "Камаза"
Долгая предыстория
Первые планы строительства моста через Керченский пролив появились у британских инженеров еще в 1870-е годы, однако по тем временам это была слишком дорогая и амбициозная затея.
В начале XX века к этой идее вернулся царь Николай II, но на этот раз проекту помешала сначала русско-японская, а затем Первая мировая война.
Во время Второй мировой войны глава нацистской Германии Адольф Гитлер распорядился построить мост через Керченский пролив на оккупированой территории для быстрой переброски военной техники на Кавказ, но строительство остановилось после наступления Красной армии и возвращения Крыма в состав СССР.
Мост через Керченский пролив стал самым длинным мостом в России
Затем за дело взялись советские инженеры — в 1944 году им удалось в рекордно короткий срок построить железнодорожный мост через Керченский пролив, однако зимой опоры моста были разрушены льдом.
После этого в Советском Союзе решили отказаться от постройки моста — вместо него было решено построить паромную переправу, которая была открыта в 1954 году.
Меморандум о строительстве моста был подписан только в 2010 году президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Украины Виктором Януковичем. На тот момент стоимость строительства оценивалась в 1 млрд долларов.
В марте 2014 года — после смены власти на Украине и аннекции Крыма Россией — Путин поручил минтрансу построить Керченский мост в двух вариантах: автомобильном и железнодорожном.
Параметры и рекорды
Крымский мост стал самым длинным мостом в России и одним из самых длинных в Европе, его общая протяженность — 19 км. Фактически это два параллельных моста: автомобильный на четыре полосы и железнодорожный из двух путей.
Проходящая по мосту дорога начинается на Таманском полуострове, проходит по 5-километровой дамбе и по острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив и выходит на крымский берег.
Как сообщает инфоцентр проекта, пропусканая способность моста должна составить 40 тыс. автомобилей и 47 пар поездов в сутки. По нему можно будет перевозить до 14 млн пассажиров и до 13 млн тонн грузов в год.
Со стороны Краснодарского края к мосту ведет федеральная трасса А-290 "Керчь — Новороссийск", со стороны Крыма ведется строительство трассы "Таврида", которая должна соединить Керчь с Симферополем и Севастополем.
Как ожидается, движение по "Тавриде" в полном объеме откроется только в 2020 году. В марте министр транспорта России Максим Соколов предупреждал, что если автомобильное движение по мосту через Керченский пролив откроется до завершения реконструкции трассы, то появление пробок на ней неизбежно.
Сколько стоит и кто строит
Генподрядчиком строительства моста выступает компания ООО "Стройгазмонтаж", принадлежащая бизнесмену Аркадию Ротенбергу, давнему знакомому Путина. Компания получила подряд без конкурса — как сообщалось, из-за отсутствия конкурентов.
К проекту хотели привлечь и владельца инвестиционной группы Volga Group Геннадия Тимченко, однако тот отказался, признавшись, что не уверен в своих силах и не хочет брать на себя репутационные риски.
Контракт на строительство моста был подписан в марте 2015 года на сумму в 223 млрд рублей (3,6 млрд долларов), позднее сумма была увеличена до 227,9 млрд рублей. Однако, как подсчитала газета "Ведомости" в феврале 2017 года, общая стоимость проекта с учетом новых контрактов должна превысить 300 млрд рублей.
Три года с открытия Крымского моста: 10 фактов о легендарном сооружении
Три года назад, 15 мая, официально открыли Крымский мост. Он соединил Краснодарский край и полуостров. С мая 2018 года добираться в Крым стало проще в разы. Ведь до этого людям приходилось переправляться на пароме, что занимало много времени. А летом на паром выстраивались огромные очереди. Но уже ровно три года проблем с тем, как добраться в Крым, нет.
Открывал Крымский мост сам Владимир Путин — он первым проехал по нему на КамАЗе. А потом уже помчались по транспортному переходу и все остальные.
Речь Путина на открытии Крымского моста
В день рождения Крымского моста собрали 10 фактов о нем.
Мост пытались строить при Сталине
Вообще же, соединить Крым и Таманский полуостров хотел еще князь Глеб в 1046 году. Но в те времена сделать это было очень сложно. Мост мог бы появиться и во времена Николая II, но началась русско-японская война, а затем Первая мировая, и идею строительства пришлось отложить.
Потом и Иосиф Сталин поднимал вопрос большой стройки. У него возникла идея совместить реконструкцию железнодорожных путей Крыма, Кубани и Кавказа со строительством моста через Керченский пролив. Тогда хотели протянуть ветку от Херсона по территории Крыма на Керчь, затем через мост на Новороссийск и далее, вдоль всего Черноморского побережья, в грузинский Поти. Советская индустрия тех лет не могла обеспечить строительство моста необходимыми металлоконструкциями, решено было заказать их в Германии. И мост начали строить. Но в феврале 1945 года под напором льда, пришедшего из Азовского моря, он начал разрушаться. А в 1950 году строительство было свернуто.
У моста имеется свой живой талисман — кот Мостик
Он появился на стройке котенком, когда рабочие только начали возводить конструкции. Котик является самым популярным животным в России и даже имеет свою личную страницу в Instagram.
Самый длинный мост Европы
Длина Крымского моста — 19 км, из которых 11,5 км пролегают по суше, в частности, по острову Тамань, а 7,5 км над морем. Он — самые длинный мост Европы.
За первые сутки после открытия автодорожной части по Крымскому мосту проехало более 20 тысяч авто
Дата "15 мая 2018 года" навеки вписана в скрижали новейшей истории России: президент РФ Владимир Путин в 15:00 торжественно открыл автодорожную часть Крымского моста. А на следующий день по нему поехали и все желающие. За первые сутки после открытия автодорожной части по Крымскому мосту проехало более 20 тысяч авто.
Мосту выбирали название всей страной
По результатам публичного онлайн-голосования в конце 2017 года Крымский мост получил свое название. Вариант «Крымский мост» понравился 64% участвовавших в опросе. Вторым по популярности был «Керченский мост», а третьим вариантом стал — «Мост воссоединения».
Два в одном
Кроме автомобильного моста, в 2019 году создали и железнодорожный, который тянется параллельно.
В честь Крымского моста выпустили памятную монету
В честь Крымского моста банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 5 рублей с изображением достопримечательности. Ее тираж — 2 млн штук. На оборотной стороне денежного знака находится рельефный рисунок судоходных арок (там изображены ключевые элементы моста на фоне карты полуострова и расходящихся лучей).
Под мостом могут проходить суда и корабли высотой до 35 метров над ватерлинией
А первый корабль под строящейся аркой моста прошел осенью 2017 года. Это был десантный корабль «Азов». Военные и моряки, проходя под аркой, поприветствовали мостостроителей с палубы корабля.
Мосту не страшны землетрясения
Землетрясение в 9,1 балла мосту не страшны. Он выдержит даже сейсмическую активность.
Про Крымский мост сняли фильм
1 ноября 2018 года состоялась премьера первого фильма про строительство моста «Крымский мост. Сделано с любовью!» от тандема Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян. Фильм начинается с воспоминаний о разрушении Керченского железнодорожного моста. Он существовал в 1944-1945 годах, именно по нему советская делегация возвращалась с Ялтинской конференции, а через неделю после этого, 18 февраля 1945 года, лед, нагнанный ветром из Азовского моря, разрушил опоры. Свидетелем этого события в фильме становится мальчик Талиб, которого разрушенный мост разъединил с его первой любовью.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Краснодарский филиал АО «Издательский дом «Комсомольская правда», 350000, Краснодар, ул. Октябрьская, 72. Многоканальный телефон — 8 (861) 992-7-992; секретарь — доб. 102.