На автозаправках в России начали продавать бензин Аи-100
До конца этого года топливо, которое назвали G-Drive, появится на заправках сети в других регионах. Выпуск Аи-100 идет без использования октаноповышающих присадок за счет модернизации Омского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ): там построили автоматизированную станцию смешения бензинов.
Высокооктановое топливо предназначено для современных двигателей с требованиями по октановому числу не менее 95. Характеристики бензина подтвердили в отраслевом институте ВНИИ НП, а его соответствие европейским стандартам качества топлив — в международной лаборатории SGS. Топливо протестировали на болидах в гоночных условиях и на обычных автомобилях. Оно подходит для всех современных бензиновых двигателей, заверили в компании. Уже три года Аи-100 продается на станциях сети в Восточной Европе.
Ранее «ЛУКОЙЛ» выпустил бензин ЭКТО 100, который пришел на замену Аи-98. Разработанное топливо безопасно для применения в современных атмосферных и турбированных двигателях с требованиями по октановому числу не менее 98 и позволяет раскрыть потенциал спортивных автомобилей. Разницы в цене с Аи-98 почти нет. «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» в марте также сообщила о выпуске первой партии Аи-100. Бензин соответствует требованиям техрегламента.
Рядовые автомобилисты, которые попробовали ездить на Аи-100 вместо Аи-98 (речь о двигателях с требованиями по октановому числу не менее 98), разницу практически не заметили, однако собственники спорткаров, которые любят «втопить» педаль газа в пол, отмечают небольшое ускорение разгона.
Бензиновый обман? АЗС экстренно убрали с колонок 98-й бензин и заменили его на АИ-100. Но он точно такой же
Новый бензин АИ-100 постепенно стал вытеснять старый 98-й. Сейчас, по крайней мере в Москве, практически не осталось заправок с бензином АИ-98. К новому "сотому" топливу у водителей тоже есть вопросы: стоит оно гораздо дороже, но есть ли смысл его покупать?
Фото © Getty Images
Сделай мотору получше
Древний, как греческие сказания, миф о том, что в определённые машины нельзя заливать 98-й бензин, на протяжении десятилетий вызывает нешуточные споры в Интернете. Здесь сразу стоит определиться с главным — с допусками конкретного двигателя под конкретное топливо. Если «верхнего» порога у двигателя нет, то в бак можно заливать хоть гоночное топливо С-16 по 400 рублей за литр. Машина, конечно, будет ехать сильно лучше, а расход будет на порядок меньше, но никакой выгоды от такой езды, понятное дело, не будет. Важно понимать, что нельзя просто так взять и сделать мотору хорошо одной заправкой.
Чтобы машина ездила с минимальным расходом топлива, нужно соблюдать практически заводские условия: отсутствие течи масла, свежие, исправные фильтры, исправный термостат, чистые радиаторы охлаждения и многое другое. И только тогда бензин с повышенным октановым числом начнёт работать так, как нужно. Кроме того, в самом двигателе должно быть залито качественное и свежее моторное масло, которое вместе с качественным бензином позволит двигателю работать чисто и с минимальным износом.
Знаменитая байка водителей, что «раз в месяц можно и 98-й залить», не работает на благо двигателя и не работает в принципе. Разовая заправка (даже до полного бака) с бензином, в котором помимо самого топлива содержится куча присадок, — не работает. Бак такого топлива будет сожжён за неделю, максимум полторы, и никакого эффекта такое топливо на ДВС не окажет.
Очень хитрые заправщики
Фото © ТАСС / Максим Шипенков
Бензин АИ-98 появился в России на заре нового неэтилированного топлива примерно в конце 90-х – начале нулевых. В отличие от «свинцового» этилированного бензина новый вид топлива получился куда экологичнее и не потерял в мощности, хотя по-прежнему создавался с помощью эфирных присадок. Тут нужно пояснить, что разделение нефти на фракции никогда не даёт бензин хорошего качества. Бензин АИ-98, который появился примерно 20 лет назад, пользовался спросом у владельцев автомобилей премиум-класса. По своим свойствам АИ-98 обладал высшей степенью очистки на НПЗ и минимальным добавлением качественных спиртов и эфиров, неудивительно, что на этом топливе двигатели автомобилей работали ровнее, быстрее выходили на нужный скоростной диапазон и легче запускались в морозы.
Из-за тонкостей и сложностей в производстве АИ-98 был недешёвым, однако пять лет российским АЗС хватило, чтобы практически полностью стереть грань по качеству между 92-м и 95-м бензином. Примерно в период с 2002 по 2008 год 95-й бензин в ряде случаев, особенно на «франшизных» заправках, по своему октановому числу и количеству примесей ничем не отличался от АИ-92. В ряде случаев под видом топлива АИ-95 вообще продавали АИ-92 с «первой варки», когда на производстве менялись фильтры — и топливо получалось особенно качественным. Когда в конце 2008 года об этом стало известно ФАС и другим контролирующим органам, разразился жуткий скандал, а все заправки стали регулярно «трясти» проверками качества топлива не только с бензовозов, но и по факту заправки в баки клиентских автомобилей.
Фото © ТАСС / Егор Алеев
Однако качество бензина АИ-98 со временем начало падать. Из ситуации выходили по-разному. Кто-то просто продавал меньше АИ-98, другие продавали под видом АИ-98 обычный 95-й бензин, чтобы хоть как-то «отбить» расходы. Однако с 2018 года продажи бензина АИ-98 стали падать настолько стремительно, что маркетологам крупных нефтяных компаний пришлось срочно думать, как продавать относительно хорошее топливо с максимальной выгодой. Результатом работы специалистов нефтяных компаний стали два новых вида топлива: АИ-95 «плюс» — бензин глубокой очистки с минимальным количеством добавок, так называемый премиум и бензин АИ-100, которым заправляют элитные автомобили, например Range Rover, Bentley и другие.
Инженер-технолог на производстве нефтехимии Пётр Коновалов поясняет, что разница между неэтилированными типами топлива АИ-92 и АИ-95 особенно хорошо заметна при контроле качества на самом заводе, где этот бензин и производят.
Контроль за уровнем очистки топлива, более точное лабораторное оборудование и нормативные документы позволяют чётко сегментировать бензин на этапе передачи на хранение. Правда, то, что продаётся на заправках, не всегда соответствует заводским документам и сертификатам, но всё это на совести отдельных АЗС
На запросы Лайфа относительно резкого исчезновения АИ-98 с АЗС никто из крупных сетей, включая «Роснефть» и «Лукойл», на момент публикации не ответил.
В результате падающего спроса на «премиум-топливо» и других сложностей, связанных с производством, производителям топлива пришлось адаптироваться под потребительский спрос. По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митраховича, после так называемого налогового манёвра существенно осложнилась сама экономика производства топлива.
С топливом всё более-менее хорошо по качеству и по цене, когда НПЗ входит в вертикально интегрированную компанию. Если он не входит в компанию, что в России редко бывает, возникают проблемы. Из-за того, что налоговая нагрузка на НПЗ растёт, а цены им повышать запрещают, снижаются инвестиции в переработку, в качество топлива. То есть бензин по той же цене может становиться менее качественным. Либо начинается «схематоз» на заправках — то не доливают, то ещё что-нибудь
Здесь сразу важно пояснить, что в самой по себе заправке АИ-100 ничего разорительного нет. Напротив, заправка более чистым неэтилированным бензином позволяет двигателю «дышать полной грудью». Хорошее топливо действительно «почистит» незначительный нагар на кольцах да и в целом хорошо «взбодрит» топливные форсунки, как банка хорошего энергетика для человеческого сердца. Каждая заправка АИ-100 позволяет сэкономить восемь-десять процентов от стоимости топлива в пересчёте на 100 километров пути. Правда, произойдёт это лишь в том случае, если топливо качественное и соответствует заявленным характеристикам, и если на заправках с топливом нет никаких махинаций.
Во время одной из заправок мы провели эксперимент. Заправившись «сотым» бензином, мы поинтересовались у сотрудников заправки, куда на самом деле исчез 98-й. Прямого ответа нам не дали, однако пояснили, что вместо 98-го теперь АИ-100 и что «это то же самое, просто сотый».
Разумеется, проверить качество топлива можно лишь с помощью специальной технической экспертизы в лаборатории, но визит в пять заправок в разных частях Москвы показал примерно одну и ту же картину: вместо «непонятного» (и, судя по всему, не самого выгодного в производстве) 98-го бензина теперь на заправках продают АИ-100, который практически ничем не отличается от 98-го топлива, но при этом существенно дороже.
Премиальная «сотня»: стоит ли автомобилистам покупать АИ-100
Несколько лет назад на российском рынке появилось топливо с высоким октановым числом – 100. Такое топливо характеризуется улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами и считается инновационным. Фактически этот продукт пришел на смену предыдущей марке – АИ-98. Сегодня все нефтяные вертикально-интегрированные компании (ВИНК) в России имеют собственные версии «сотки». Чем они отличаются от других премиальных бензинов и кто предпочитает их использовать – об этом расскажем в материале «ФедералПресс».
Производство
Три причины заправлять автомобиль до полного бака
Согласно оценке «ФедералПресс», основанной на еженедельных данных Росстата, в России в январе – мае 2023 года было произведено около 18 млн тонн бензина. В том числе только за май выработка бензинов составила порядка 3,2 млн тонн. В течение минувшего месяца выпуск бензина на российских НПЗ оставался стабильным и варьировался в диапазоне от 765 тыс. до 790,5 тыс. тонн в неделю.
В стране основной объем топлива вырабатывается на нефтеперерабатывающих мощностях ВИНК «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть и «Татнефть», которые в рамках своих программ по модернизации постоянно совершенствуют эксплуатационные характеристики топлив, периодически предлагая рынку новые инновационные марки.
Сейчас на автозаправочных комплексах в регионах представлены различные топливные линейки, способные удовлетворить любые потребности автовладельцев – от АИ-92 до бензинов с самым высоким октановым числом.
НПЗ, конкурируя за рынок, начали производить инновационные высокооктановые бензины почти одновременно порядка шести лет назад.
Все же в 2017 году первым российскому рынку бензин с октановым числом 100 – ЭКТО 100 – в качестве замены АИ-98 предложил «ЛУКОЙЛ». Эта компания, ставшая одним из пионеров по выпуску топлива стандарта «Евро-4», «Евро-5» в России, благодаря новейшим технологиям значительно улучшила эксплуатационные и экологические свойства бензина. В 2018-м Рязанская нефтеперерабатывающая компания, входящая в «Роснефть», произвела первую партию высокооктанового бензина АИ-100, предоставив ее гоночной команде Lada Sport Rosneft. Позже вслед за ней в европейской части страны такой бензин начали выпускать еще несколько предприятий «Роснефти», включая Уфимский комплекс «Башнефти» и «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (Ярославский НПЗ). В том же 2018-м сначала на автозаправках Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, а затем и в других регионах России начал продаваться премиальный G-Drive – бензин АИ-100 производства «Газпром нефти». Эта компания стала третьей по счету среди крупных игроков топливного рынка, предложивших потребителям бензин с наиболее высоким октановым числом – благодаря запуску автоматизированной станции смешения бензинов его выпуск освоил без использования октаноповышающих присадок Омский НПЗ. В 2019 году было запущено производство бензина TANECO-100 экологического класса «Евро-5» на перерабатывающем комплексе «Татнефти». А в начале 2021 года промышленный выпуск высокооктанового бензина экологического класса К5 марки АИ-100 был налажен на уже упомянутом Ярославском НПЗ, входящем в состав ВИНК «Славнефть» (совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти» на паритетных началах).
На заправках Новосибирска взлетели цены на бензин
Сегодня бензины ЭКТО 100 «ЛУКОЙЛа», Pulsar 100 и Ultimate 100 «Роснефти», G-Drive бренда «Газпромнефть» и TANECO-100 «Татнефти» – самые известные «сотки» на российском рынке. Они относятся к маркировке АИ-100-К5 и по качеству соответствуют требованиям «Евро-5», а отличаются добавлением присадок, разработанных индивидуально каждой компанией.
Брендовая «сотня»
Бензины марок АИ-98 и АИ-100 относятся к высокооктановым топливам. Аи-100-К5 производится для автомобилей с форсированными двигателями, считается, что его высокие детонационные свойства раскрывают потенциал современных двигателей и повышают эффективность работы моторов спортивных автомобилей.
ЭКТО 100 повышает мощность двигателя на 10%, увеличивает динамику разгона на 7% и снижает расход топлива на 6%, имея в этом явные преимущества перед АИ-98. Топливо Pulsar 100, разработанное на базе инновационной технологии BASF с применением моющих компонентов, хорошо очищает форсунки двигателя прямого впрыска и эффективно удаляет отложения на впускных клапанах и в камере сгорания. Горючее G-Drive 100 было испытано во время тестовых заездов гоночной команды G-Drive Racing и тоже подтвердило свои улучшенные характеристики.
У автолюбителей, с которыми пообщался «ФедералПресс», разное мнение относительно преимуществ одного над другим. Одни говорят, что каких-либо существенных отличий между ними нет, другие утверждают, что «сотка» – это абсолютно иной, усовершенствованный вид горючего, стабилизирующий работу на высоких оборотах и уменьшающий детонацию.
Эксперты тоже пишут о том, что явными достоинствами АИ-100 является использование максимальной мощности двигателя без опасений за перегрузку, увеличение динамики разгона, пониженная концентрация бензола и серы, отвечающих за долгосрочность эксплуатации свечей и потому снижение загрязнений, низкий расход топлива, а также стабильная работа двигателя даже при низких температурах.
Тагильчане сравнили цены на бензин в Москве и родном городе
Все автомобилисты сходятся в одном: не всем автомобилям полезно использование «сотки», для каждого двигателя предназначен свой вид топлива с определенным октановым числом – эта рекомендация указана на люке бензобака. Автолюбители, не следующие этим советам производителя, в итоге жалуются на частые поломки машины. Особенно это относится к турбированным двигателям. Здесь важно учитывать связь октанового числа и степень сжатия: к примеру, для АИ-92 этот показатель составляет 10-10,5, для АИ-95 – 10,5-12, для АИ-98 – 12-14, а для АИ-100 – более 14.
Среди минусов «сотки» называются обязательная прочистка форсунок перед переходом на такое горючее и высокая цена – о ней чуть подробнее.
Росстат не разбивает цены на бензины АИ-98 и АИ-100: как убедился «ФедералПресс», стоимость топлив с высоким октановым числом в России чаще всего превышает 60 рублей за литр, порой даже существенно.
Так, по данным Росстата, по состоянию на 29 мая 2023 года литр бензина марки АИ-92 по России в среднем стоил 47,65 рубля, АИ-95 – 51,96 рубл, а АИ-98 и выше – 62,25 рубля. На указанную дату в Центральном федеральном округе (ФО) цена АИ-92 равнялась в среднем 47,83 рубля за литр, АИ-95 – 52,77 рубля за литр, а АИ-98 и выше – 62,76 рубля за литр. При этом самый дорогой премиальный бензин АИ-98 и выше продавался в Рязанской области – здесь он стоил 64,83 рубля за литр, а также в Москве и Тверской области – 63,7 рубля и 63,17 рубля соответственно. Самый дешевый бензин АИ-98 и выше в этом регионе можно было найти в Ивановской области – за 58,79 рубля за литр.
В Северо-Западном ФО литр АИ-92 стоил в среднем 48,38 рубля, АИ-95 – 52,57 рубля, а АИ-98 и выше – 62,99 рубля. Здесь цены выше отметки в 63 рубля были зафиксированы сразу в нескольких регионах – Мурманской области (63,65 рубля за литр), Калининградской области (63,59 рубля за литр), Санкт-Петербурге (63,37 рубля за литр) и Ленинградской области (63,04 рубля за литр). Ниже, чем во всех других областях ФО, литр такого бензина стоил лишь в Вологодской области (59,36 рубля).
Как вырастет и что предложит Teboil на рынке АЗС в России
Автомобилисты Южного ФО 29 мая могли купить литр АИ-92 за 48,59 рубля, АИ-95 – за 53,88 рубля, а АИ-98 и выше – за 62,43 рубля. В этом федеральном округе стоимость высокооктанового бензина была одной из самых высоких в России: в Севастополе его продавали за 68,83 рубля за литр, а в Крыму – 68,48 рубля за литр. В Республике Адыгея он стоил 64,09 рубля за литр. А вот наиболее дешевый АИ-98 и выше по региону был зафиксирован в Волгоградской области (60,15 рубля за литр).
В Северо-Кавказском ФО средняя стоимость литра АИ-92 составляла 48,6 рубля, АИ-95 – 52,6 рубля, а АИ-98 и выше – 62,46 рубля. В регионе самый дорогой АИ-98 и выше продавали в Карачаево-Черкесской республике (64,09 рубля за литр), самый дешевый – в Республике Северная Осетия – Алания (59,81 рубля за литр).
Приволжский ФО продемонстрировал сравнительно демократичные цены на топливо в конце мая: средняя стоимость АИ-92 составляла 46,8 рубля за литр, АИ-95 – 50,45 рубля за литр, а АИ-98 и выше – 60,91 рубля за литр. В Кировской области АИ-98 и выше стоил дороже, чем в других областях федерального округа (62,16 рубля за литр), а в Башкирии и Оренбургской области – дешевле (59,44 рубля и 59,52 рубля за литр соответственно).
В Уральском ФО водители покупали литр АИ-92 в среднем за 45,5 рубля, АИ-95 – 49,61 рубля, а АИ-98 и выше – 61,36 рубля. В Ямало-Ненецком автономном округе продавали самый дорогой АИ-98 и выше (62,83 рубля за литр), а в Курганской и Челябинской областях – самый дешевый по региону (60,22 рубля и 60,45 рубля за литр соответственно).
Сибирский ФО на указанную дату отметился средней стоимостью АИ-92 в сумме 46,21 рубля за литр, АИ-95 – 49,43 рубля и АИ-98 и выше – 61,47 рубля за литр. Наиболее дорогой бензин с самым высоким октановым числом продавали в Республике Алтай (67 рублей за литр), наиболее дешевый – в Алтайском крае и Томской области (59,45 рубля и 59,59 рубля за литр соответственно).
В Дальневосточном ФО АИ-92 в среднем стоил 51,42 рубля за литр, АИ-95 – 53,73 рубля за литр, а АИ-98 и выше – 61,82 рубля за литр. Самый дорогой бензин в России с высоким октановым числом 98 и выше был найден в Сахалинской области – его литр здесь стоил 73,45 рубля. В Еврейской автономной области продавали наиболее дешевый бензин АИ-98 и выше по региону – 58,36 рубля за литр. А вот на Чукотке такое топливо и вовсе не было обнаружено.
Московский НПЗ наращивает производство бензина за счет новой разработки «Газпром нефти»
Примечательно, что на заправках некоторых регионов АИ-98 не продавался, вместо него предлагали АИ-100.
Ранее политолог предупредил о росте розничных цен на бензин в России.
Мощность имеет значение
Эксперты подсчитали, что покупка «сотки» может принести выгоду лишь обладателям машин с турбированными двигателями и мощностью свыше 300 лошадиных сил – здесь экономия оценивается до 50 рублей на 100 километров. Автомобили с двух- или трехлитровыми двигателями сэкономят не менее 25 рублей на 100 километров. А вот менее мощные машины вместо выгод получат одни расходы, учитывая дороговизну бензина.
Конечно, премиальные карты брендов дадут определенные скидки при покупке бензина, но в целом он все равно остается дорогим в сравнении с другими популярными марками топлива.
Продажа самого дорогого высокооктанового бензина на Дальнем Востоке во многом объясняется концентрацией здесь большого количества премиальных автомобилей с мощными двигателями – сказывается близость азиатских стран, из которых по-прежнему можно пригнать понравившиеся дорогие модели. Кроме того, в Приморском крае зафиксирована самая низкая в России налоговая ставка – 45 рублей за 1 лошадиную силу для мощных автомобилей со сроком эксплуатации 10 лет.
Также больше всего мощных автомобилей можно встретить в Оренбургской области, Москве, Московской области.
В целом же решение, покупать или нет инновационное топливо «100» (как и автомобили с турбированными двигателями), каждый автолюбитель принимает самостоятельно. В конце концов, нужно ориентироваться на собственные амбиции, предпочтения и, конечно, карман.
Эксперты залили Аи-100 в двигатель жигулей и удивились результату
До конца года «Газпромнефть» откажется от продажи 98-го бензина. На колонках, где он сейчас есть (400 АЗС по всей стране), можно будет купить уже Аи-100.
— Три года «сотый» G-Drive продается на наших станциях в Восточной Европе, где он приобрел высокую популярность. Мы рады, что теперь и российские автомобилисты смогут оценить это высокотехнологичное топливо, почувствовать всю мощь своего автомобиля и получить максимум удовольствия от вождения, — прокомментировали новость в сети АЗС «Газпромнефть».
Мы тоже рады, что водители Восточной Европы оценили отечественный бензин. Но пол России ездит на Lada разных лет выпуска. Будет ли прок простым водителям от высокооктанового бензина?
Ответ на этот вопрос получили в лаборатории Южно-Уральского государственного университета. Эксперты испытали бензин G-Drive 100 на двигателе ВАЗ-21114 (ставили на модели ВАЗа 2110, 2111, 2112). С такими моторами сейчас ездит почти треть всего легкового автопарка страны.
Что получилось выяснить:
— Аи-100 никак не вредит двигателю «десятки».
— Детонация не происходит даже при самых высоких оборотах.
— Прогорание клапанов не замечено.
— «Сотый» бензин сократил расход топлива (по сравнению с Аи-95) на всех режимах работы двигателя.
— Нагар практически не образуется.
Павел Карташов, технический эксперт международной компании APL прокомментировал полученные результаты.
— У каждого водителя возникают режимы движения, когда вероятность детонации повышена: подъем, разгон и так далее. В этих условиях высокооктановый бензин позволит мотору работать мягче. Детонация либо не будет возникать, либо появится позднее. И еще: все двигатели имеют в камере сгорания отложения, они появляются после 15-25 тыс. км пробега. Отложения меняют условия сгорания бензина и способствуют возникновению детонации.
Карташов пояснил, что отложения мешают теплоотдаче через стенки двигателя. Из-за этого горючая смесь в цилиндре нагревается больше, а это уже ведет к детонации.
— На двигателях с пробегом рекомендуется применять бензин с повышенным на 3-5 и более единиц октановым числом, — добавил эксперт.
И все же, для каких машин подходит Аи-100?
Для всех, у которых нет ограничения по верхней планке октанового числа. Если написано: не менее 92-го или 95-го, то смело можно лить «сотый». Мотору от этого будет только лучше.
Но если в мануале четко указано: от 92 до 95-го, то высокооктановое топливо не подойдет.
Бензин G-Drive 100 делают на самом большом в стране нефтеперерабатывающем заводе России в Омске (принадлежит «Газпром нефти»). После модернизации установки НПЗ могут напрямую выпускать «сотое» топливо. В нем нет никаких октаноповышающих присадок, а значит Аи-100 безопасен для автомобилей.
Теперь «сотый» бензин по железной дороге развозят из Омска по нефтебазам страны. Оттуда они уже на бензовозах доставляются по АЗС сети «Газпромнефть».
ЧТО ТАКОЕ ДЕТОНАЦИЯ И ОКТАН?
Октановое число показывает, способность бензина противостоять детонации. При правильном сгорании топлива по цилиндру от свечи со скоростью 30-60 м/с движется фронт пламени. Всё развивается плавно, спокойно, предсказуемо.
Но если где-то (обычно в части камеры сгорания, наиболее удаленной от свечи) происходит взрывное самовоспламенение топлива, то навстречу нормальному фронту пламени устремляется волна детонации. Ее скорость может превышать 330 м/с.
Для двигателя такие нештатные взрывы в цилиндре могут быть губительными — детонация приводит к прогару клапанов, разрушению поршней, появлению задиров на вкладышах подшипников.
Павел Карташов, технический эксперт международной компании APL:
— Первые бензины с октановым числом 100 появились еще во времена Второй мировой войны, — рассказал Павел Карташов. — Дальше развитие автомобильной техники, развитие технологий нефтепереработки шли параллельно друг другу. В итоге появились двигатели с высокими степенями сжатия, для которых нужны высокооктановые бензины. Высокооктановые бензины в настоящее время применяются для автомобилей с мощными турбированными двигателями, для автомобилей с высокой степенью сжатия. Но даже самый обычный современный автомобиль все чаще калибруется под высокооктановое топливо, поэтому потребление высокооктановых бензинов растет все больше и больше.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.