Нарушение водоохранной зоны куда жаловаться
Перейти к содержимому

Нарушение водоохранной зоны куда жаловаться

  • автор:

Может ли хозяин прибрежного участка ставить забор у воды? Разъяснение Верховного суда

Верховный суд подтвердил: объявить личным берег пруда - не только аморально, но и незаконно.

Наша история началась с того, что у двух граждан были земли возле пруда. Часть берега и самого водоема они обнесли забором. Но по требованию прокуратуры суд признал, что те участки образовали незаконно. В итоге право собственности владельцев на недвижимость прекратили. Но ограждение они не убрали. Спустя два года прокурор снова пошел в суд.

Он требовал, чтобы бывшие собственники освободили берег пруда от забора.

Мнения местных судов разделились. А Верховный суд, когда до него дошел этот спор, подчеркнул, что к водным объектам, принадлежащим государству, должен быть свободный доступ у всех граждан.

Это решение суда заметил портал Право.ru.

А теперь расскажем детали этого интересного спора. Итак, некая супружеская пара владела двумя участками земли в крупном городе около известного всем горожанам пруда. Водоем считался объектом общего пользования, который принадлежит государству. Участки в том районе местные власти позволили приватизировать в начале 2000-х годов.

Супруги, став собственниками двух участков земли на берегу, оградили их и часть пруда металлическим забором, в котором сделали несколько дверных проходов. Но ограждение все равно мешало другим людям свободно добираться к этой части водоема: на дверях стояли замки.

Уже в 2017-м межрайонный природоохранный прокурор добился в суде, чтобы образование участков признали недействительным, а право собственности у супругов на них — отсутствующим. Суд установил, что отгороженная часть пруда находится в федеральной собственности. И даже с позволения районных чиновников отчуждать такую недвижимость по закону вообще было нельзя.

В итоге участки супругов сняли с кадастрового учета и прекратили их право собственности на спорные земли. Несмотря на это, бывшие владельцы так и не снесли забор. Поэтому прокурор спустя два года потребовал от них освободить отгороженную часть пруда, чтобы восстановить право граждан на свободный проход к водоему. Супруги в суде возражали: они отметили, что при установке забора законно владели той территорией.

Дело прошло два судебных круга. Сначала районный суд согласился с прокурором. Следом и городской суд поддержал первую инстанцию, а кассация отправила дело на пересмотр. На втором круге райсуд снова удовлетворил иск, но апелляция отменила это решение. Горсуд отметил, что акты местных властей, по которым семье передали земли, не признавались недействительными. Еще апелляция со ссылкой на экспертизу подчеркнула, что нельзя убрать забор без вреда окружающей среде. На этот раз кассация согласилась с нижестоящей инстанцией.

А вот когда спор дошел до Верховного суда*, то он отменил акты апелляции и кассации и оставил в силе решение райсуда. То есть супругам придется убрать забор. Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула, что акты по тем спорам, в которых право собственности на участки супругов признали отсутствующим, имеют важное значение. Суды должны были учесть выводы из дел, когда рассматривали этот спор. По правилам Водного кодекса, поверхностные водоемы, которые принадлежат государству или муниципалитету, — объекты общего пользования, доступные всем гражданам. Любой может бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иные правила не прописали в законе, пояснили судьи ВС.

В деле нет данных, что у граждан был свободный доступ к пруду, часть которого ответчики оградили забором. Наличие нескольких проходов в ограждении не говорит о доступности водоема, так как на этих проходах установили двери с замками, обратил внимание ВС. Следовательно, ответчики в любое время могут ограничить доступ к водоему.

Еще коллегия обратила внимание вот на что — в заключении экспертизы нет выводов о том, что снести забор нельзя с технической точки зрения. Утверждая, что такой возможности нет, эксперт ссылался на законодательные запреты. То есть он дал правовую оценку, которая не входит в компетенцию такого специалиста, заметил ВС. Потому у апелляции не было оснований отменять решение первой инстанции.

Незаконное ограничение доступа к водным объектам общего пользования сегодня довольно острая проблема в России, подчеркивают юристы.

Среди таких ограничений — не только установка различных ограждений, но и самовольная постройка на береговой полосе, незаконное взимание платы за проход к водному объекту общего пользования и другие. ВС и раньше обращал внимание на то, что использовать участок там, где проходит береговая полоса водного объекта общего пользования, можно только при сохранении свободного доступа граждан к нему.

Cвободный доступ — не только возможность пройти к берегу и водному объекту через калитки, но и возможность использовать всю береговую линию и весь водный объект безвозмездно без ограничений и вне зависимости от времени суток.

*Определение Верховного суда РФ № 5-КГПР23-1-К2.

Куда бежать, кому пожаловаться? Именно такой вопрос встает, когда гражданин видит берег, но отдохнуть на нем не может.

В первую очередь надо жаловаться в природоохранные прокуратуры. Если близко такой не окажется, надо идти в городские и районные прокуратуры, на чьей территории расположен закрытый берег. Еще за нарушение отвечает Росприроднадзор. Его зона ответственности — морские побережья, водные объекты, расположенные на территории двух и более регионов.

Третья инстанция — региональные министерства, или управления, департаменты природных ресурсов. Там отвечают за малые реки, озера и прочие водные объекты, находящиеся в ведении администрации региона.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Правовой режим водоохранных зон регулируется нормами Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

Реки Вычегда и Сысола, протекающие в районе г. Сыктывкара, имеют ширину водоохранной зоны в размере двухсот метров.

Границы водоохранных зон могут быть обозначены специальными информационными знаками.

Отсутствие таких знаков не является основанием для освобождения от ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. В данном случае ответственность наступает не в случае нарушения требований знаков, а именно за нарушение ограничений, установленных ч. 15 ст. 65 ВК РФ.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

За нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Санкция указанной статьи за нарушение режима водоохранной зоны предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.​​​​​

Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов

Фото: Akin Ozcan\shutterstock

Из-за пандемии COVID-19 многие стали задумываться о переезде за город. В результате спрос на загородное жилье существенно вырос — люди продолжают скупать не только готовые дома, но и участки под строительство. При этом часто предпочтения отдаются землям на берегу озер и рек.

Росреестр разъяснил, с какими ограничениями можно столкнуться при строительстве жилого дома рядом с водоемом и какие моменты необходимо учитывать.

Береговая полоса

Согласно Водному кодексу России, границей любого водного объекта принято считать береговую линию. Она определяется в зависимости от его масштаба:

  • для моря — по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, если уровень воды периодически меняется;
  • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговой полосой называют земли общего пользования вдоль береговой линии. Ее ширина составляет в среднем 20 м. Исключение — реки и ручьи протяженностью не более 10 км, их береговая полоса сужается до 5 м, говорится в разъяснениях Росреестра.

В ведомстве отмечают, что граждане вправе находиться на территории береговой полосы, передвигаться по ней, заниматься любительским рыболовством, а также причаливать к берегу. А вот приватизировать участки в пределах береговой полосы нельзя (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса). Также здесь запрещено строительство частных домов. За пределами береговой полосы водоохранной зоны уже можно купить или получить участок в аренду, в том числе для строительства, при условии соблюдения всех санитарных, водоохранных и иных требований и норм.

Водоохранная зона

В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса), следует из материалов Росреестра. В обеих действуют особые условия использования территорий.

Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема. Для защиты водного объекта на этой территории действует специальный режим хозяйственной и другой деятельности. Такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, но должна способствовать сохранению среды обитания объектов животного и растительного мира, подчеркнули в ведомстве.

Ширина водоохранной зоны у моря — 500 м, а у рек или ручьев она зависит от протяженности. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 5 м, от 10 до 50 км — 100 м, а у реки протяженностью от 50 км и больше — 200 м. У озера с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м.

Что запрещено в границах водоохранных зон:

  1. Использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
  2. Размещать кладбища, скотомогильники, отходы производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов;
  3. Уничтожать вредные организмы при помощи авиации (сбрасывать из самолета химикаты на насекомых);
  4. Использовать транспортные средства (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  5. Строить и содержать АЗС и склады горюче-смазочных материалов;
  6. Хранить и применять пестициды и агрохимикаты;
  7. Сбрасывать сточные, в том числе дренажные воды;
  8. Проводить разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением случаев, если они осуществляются пользователями недр).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.

Помимо уже обозначенных запретов, в границах прибрежных защитных полос нельзя:

  • осуществлять распашку земель;
  • размещать отвалы размываемых грунтов;
  • осуществлять выпас сельскохозяйственных животных.

Можно ли строить рядом с водоемом

Участок в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы приобрести можно. Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ. Возвести индивидуальный жилой или садовый дом в границах водоохранных зон также можно, но его нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения. Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и т. д. Их полный перечень указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.

Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.

Если граждане в водоохранной зоне занимаются садоводством или огородничеством для собственных нужд и у них отсутствуют очистные сооружения или канализация, они могут использовать у себя сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов. Но если речь идет об участке под индивидуальное жилищное строительство, он должен иметь либо центральную канализацию, либо индивидуальные очистные сооружения, объясняет Росреестр.

Машина на пляже: куда жаловаться и что грозит водителю

Машины, выезжающие на пляж, раздражают отдыхающих, наносят ущерб окружающей среде, а их владельцы часто нарушают сразу несколько законов и правил. Куда обращаться, если вы заметили внедорожник у моря, и что грозит водителю, разбирался «Клопс».

Что они нарушают?

Пункт 15 статьи 65 Водного кодекса РФ «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» гласит: «В границах водоохранных зон запрещается… движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие».

Что относится к водоохранным зонам?

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Как уточняет Водный кодекс, «на территориях населённых пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных».

Кто следит за порядком?

С прошлого года в регионе проводятся рейды по выявлению подобных правонарушений. Такое поручение дал губернатор. Об этом «Клопс» рассказал руководитель Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства Александр Жуков.

«На площадке областной думы это обсудили в присутствии начальника ГИБДД. Выработали следующий алгоритм: это не наша зона ответственности, Госавтоинспекция составляет протоколы по факту нарушения», — пояснил глава ведомства и добавил, что в Госавтоинспекции могут установить не только собственника автомобиля, но и того, кто был за рулём. «КоАП предусматривает ответственность именно водителя», — отметил Александр Жуков.

В нацпарке «Куршская коса» рейды проводит также Госинспекция в области охраны окружающей среды. Здесь штрафуют не только за выезд на берег, но и за движение вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест.

Что грозит?

По словам Александра Жукова, на первый раз штраф составит 3,5 тысячи рублей, за повторное нарушение — до пяти тысяч. В прошлом году рассмотрено порядка 50 материалов, в текущем — порядка 15–20.

Куда обращаться?

В ГИБДД. В инспекцию можно отправить снимки и видео. Контакты калининградской Госавтоинспекции можно найти здесь.

Кроме того, на «Клопс» продолжается проект «Водитель, ты… судак». Присылайте нам на адрес [email protected] фото и видео с регистраторов, наглядно демонстрирующие нарушения автомобилистами правил. Важно делать снимки с трёх ракурсов. Все материалы мы направляем в ГИБДД.

В минувшие выходные калининградка прислала в «Клопс» фото припаркованного на берегу моря под Балтийском внедорожника Hummer. Этот материал редакция направила в ГИБДД. В начале года в Янтарном решено перегородить спуск к морю для автомобилей, после того как сразу 77 машин припарковались на берегу.

В прошлом году глава администрации Балтийского района Сергей Мельников попросил предоставить муниципалитетам полномочия привлекать к административной ответственности выезжающих на пляж. Антон Алиханов дал поручение внести поправки в региональный кодекс об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *