Беннета механической понятливости тест Обзор
Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых.
Стимульный материал представлен 70 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к т.н. тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин.
Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация осуществляется в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых
Данные о валидности, надежности и других психометрических характеристиках теста не обнаружены.
Содержание Задачи к тесту Беннета
1. Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
2. Какая гусеница должна двигаться быстрее, чтобы трактор поворачивался в указанном стрелкой направлении?
3. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращается нижнее колесо?
1.В направлении А.
2. В обоих направлениях.
3. В направлении В.
4. В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стрелок?
1. Вперед-назад по стрелкам А-В.
2. В направлении стрелки А.
3. В направлении стрелки В.
5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1 и 2, то в каком направлении будет двигаться диск?
1. В направлении, указанном стрелкой А.
2. В направлении стрелки В.
3. В направлении стрелки С.
6. Нужны ли обе цепи, изображенные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?
1. Достаточно цени А.
2. Достаточно цепи В.
3. Нужны обе цепи.
7. В речке, где вода течет в направлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними надает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее?
8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что и колесо X?
9. Какая цепь нужна для поддержки груза?
10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом направлении не вращается ни одна из шестерен?
3. Не вращается ни одна.
11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?
1. Ось А вращается быстрее.
2. Ось В вращается быстрее.
3. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.
12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. В том и другом направлениях.
13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?
14. В каком направлении будет вращаться вертушка, приспособленная для полива, если в нее пустить воду под напором?
1. В обе стороны.
2. В направлении стрелки А.
3. В направлении стрелки В.
15. Какая из рукояток будет держаться под напряжением пружины?
1. Не будут держаться обе.
2. Будет держаться рукоятка А.
3. Будет держаться рукоятка В.
16. В каком направлении передвигали кровать в последний раз?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
17. Колесо и тормозная колодка изготовлены из одного и того же материала. Что быстрее износится: колесо или колодка?
1. Колесо износится быстрее.
2. Колодка износится быстрее.
3. И колесо, и колодка наносятся одинаково.
18. Одинаковой ли плотности жидкостями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая (шары одинаковые)?
Тест Беннета на механическую понятливость, Вопрос № 13
Никакое использование данных материалов без активной ссылки на первоисточник невозможно.
Соблюдайте авторские права. Нижеприведенная ссылка предохранит вас от ненужных недоразумений.
Cсылка на сайт www.iqrate.ru
<a href=»https://www.iqrate.ru» target=_blank>Популярные онлайн тесты</a>
© 2011 — • Iqrate.ru
Методика Филиппова
Данная методика ориентирована на выявление технической одаренности.
Материал представлен 15 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к т.н. тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 8 мин.
Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура подсчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждое правильно выполненное задание. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация осуществляется в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых.
Задачи к тесту Беннета:
1.Изображенные на рисунке колеса изготовлены из резины. Чтобы колесо Х вращалось в указанном направлении, ведущее левое нужно вращать в сторону:
1. в направлении А 2.в направлении В
3.направление не имеет значения
2.Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении будет поворачиваться правая шестерня?
1. В направлении стрелки А; 2. В направлении стрелки В
3. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?
1. Машина А; 2. Машина Б; 3. Машина В.
4. На какой картинке правильно изображено падение бомбы из самолета?
1. На картинке А; 2. На картинке В; 3. На картинке С.
5. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть?
1. Фигуру А; 2.Фигуру B; 3.Фигуру С;
6. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче?
1. Ящик А легче 2. Ящик В легче 3.Ящики одинакового веса.
7. Какая гусеница должна двигаться быстрее, чтобы трактор поворачивался в указанном стрелкой направлении?
1. Гусеница А 2. Гусеница В 3. Не знаю
8. Нужны ли обе цепи, изображенные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?
1. Достаточно цепи А. 2. Достаточно цепи В. 3. Нужны обе цепи.
9. Какими ножницами легче резать лист железа?
1 . Ножницами А. 2. Ножницами В. 3. Ножницами С.
10. Как будет изменяться форма запаянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать?
1. Как показано на рисунке А; 2. Как показано на рисунке B;
3.Как показано на рисунке C.
11. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте?
1. Рельс А. 2. Рельс В. 3. Оба рельса должны быть одинаковыми по высоте.
12. Какая из лошадок должна бежать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая?
2. Обе должны бежать с одинаковой скоростью.
13. Из какого крана сильнее должна бить струя воды, если их открыть одновременно?
1. Из крана А.
3. Из обоих одинаково.
14. В каком пакете мороженое растает быстрее?
15. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева?
1. В месте А.
Интеллектуальная игра для школьников по всем предметам с ответами, 8 класс
Интеллектуальное ралли для школьников 8-9 класс с ответами
Пригласите ребят в увлекательное виртуальное путешествие по Стране знаний. И пусть в это ралли команды отправятся не на гоночных и грузовых машинах, а на самых демократических средствах передвижения — современных омнибусах.
Для каждой команды нарисуйте на листе форматом А3 двухэтажный автобус отличного от других цвета. Конечно же, в каждой команде для столь длительного путешествия найдется свой водитель, штурман и механик. Их готовность к путешествию надо проверить в самом начале.
Конкурс водителей
Каждому из них для проверки быстроты реакции выдается гимнастическая палка. Ребята встают по кругу с интервалом один—полтора метра. По любому звуковому сигналу ведущего они должны отпустить свою палку, передвинуться по часовой стрелке и подхватить палку того, кто стоял перед ним. Кто уронил палку, тот выбывает вместе с ней. Побеждают самые ловкие, дошедшие до конца.
Для них очень важна концентрация внимания, чтобы не сбиться с маршрута. Ребятам предлагается маршрутная карта. Ведущий называет цифру, участники конкурса молча глазами ведут по кривой от этой цифры к букве. Они должны быстрее соперников назвать букву, с которой соединяется кривой линией названная ведущим цифра. Задание дается несколько раз. Побеждает штурман, давший большее количество правильных ответов быстрее соперников.
Конкурс механиков
Ребятам показываются рисунки. Они должны быстрее соперников дать ответы на поставленные вопросы.
Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в каком направлении повернется правая шестерня?
а) В направлении стрелки А. +
б) В направлении стрелки В.
2. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что ц ведущая шестерня? Или в этом направлении не вращается ни одна шестерня?
в) Не вращается ни одна. +
3. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?
4. Колесо и тормозная колодка изготовлены из одного и того же материала. Что быстрее износится: колесо или колодка?
а) Колодка износится быстрее. +
б) Колесо износится быстрее.
в) Изнашиваются в равной степени.
5. Какая из шестерен вращается быстрее?
6. В какую сторону занесет машину на по вороте?
а) В любую сторону.
7. Какое из колес, изготовленных из одинакового металла, будет вращаться дольше, если их раскрутить до одинаковой скорости?
8. Если маленькое колесо будет вращаться в направлении, указанном стрелкой, то как будет вращаться большое колесо?
а) В направлении стрелки А.
б) В направлении стрелки В.
Внимание! В этих и последующих конкурсах наградой командам могут служить «воздушные шарики» — это кружочки разного цвета, прикрепленные к канцелярским булавкам. «Шарики» втыкаются в изображения омнибусов: за первое место — красный шарик, за второе место — желтый, за третье — зеленый, за четвертое — синий и так далее.
При окончательном подсчете результатов суммируются баллы, соответствующие цвету «шарика». Так, например, если в конкурсе участвовало четыре команды и были использованы «шарики» четырех цветов, то красный шарик будет иметь достоинство в четыре балла, желтый — три балла, зеленый — два балла, а синий — один балл.
После того как прошли проверку главные специалисты, от которых зависит движение омнибусов, ведущий предлагает всем командам, участникам ралли, вспомнить страны, в которых выпускаются те или иные автомобили, которые мы можем встретить в пути.
3. «Воксхолл» — Великобритания
18. «Ролс-ройс» — Великобритания
Ведущий. Нам предстоит побывать в разных городах и странах. И поскольку наше ралли для интеллектуалов, попробуйте догадаться, какие города нас ждут на пути. Для этого в словах надо переставить буквы так, чтобы получилось название города.
Ведущий. А сейчас задание будет посложнее. Вы должны назвать столицу и государство, прочитав эти странные слова. Слова составлены из окончаний названий столиц и государств.
НЫЦИЯ — Афины, Греция
КИОНИЯ — Токио, Япония
ЛИДИЯ — Дели, Индия
ВАНАБА — Гавана, Куба
ЕВИНА — Киев, Украина
КУДЖАН — Баку, Азербайджан
ГЕННИЯ — Копенгаген, Дания
ГРАДБИЯ — Белград, Сербия
РЕСТНИЯ — Бухарест, Румыния
ВАЛБША — Варшава, Польша
ДАМДЫ — Амстердам, Нидерланды
МАННИЯ — Амман, Иордания
Ведущий. Городов на свете много, и каждый из них желает чем-то прославиться.
Часы в городке Упсале были предметом особой гордости его жителей. Еще бы! Нигде, не только в Швеции, но даже и во всем мире, нет таких часов. По воскресеньям и в праздничные дни все горожане считали своей приятной обязанностью прогуляться к центральной площади и узнать, который час.
Здесь на большой клумбе высажены разнообразные цветы, которые исправно несут службу времени. Каждый час на клумбе распускается только один вид цветов. Первыми в три часа утра раскрываются лепестки козлобородника, а последним, уже в полночь, закрывается кактус «Царица ночи».
Датский городок Силькеборг не имел достопримечательностей. В 1936 году его житель, художник Оге Хаструп, проходя мимо одного городского сооружения, придумал такую городскую достопримечательность: он разрисовал под глобус высоко поднятый над землей огромный металлический шар — резервуар для газа. Это самый большой в мире глобус-гигант.
А вот городок Хум на полуострове Истрия (Югославия) прославился тем, что это самый маленький город в мире. Здесь всего двадцать пять жителей, один магазин, работающий дважды в неделю до обеда, одна большая и одна маленькая церкви, один маршрут автобуса, совершающего три рейса в день, две улицы, винный погребок, кладбище, шестнадцать фонарных столбов и тринадцать домов, из которых постоянно заселены только семь, а другие шесть навещаются своими хозяевами лишь по воскресеньям.
Город, впервые упоминающийся в летописи под 1102 годом, возник на остатках древнеримского поселения и пережил лучшие времена, когда в нем было до трехсот жителей. Статус города Хум имеет с XIII века.
И, конечно же, нас с вами, как путешественников, заинтересуют исторические памятники и шедевры архитектуры, прославившие тот или иной город.
Участникам конкурса предлагается вспомнить, в каком городе находится это знаменитое сооружение:
Падающая башня — Пиза
Замок Мирабель — Зальцбург
Зимний дворец — Санкт-Петербург
Большой театр — Москва
Гроб Господень — Иерусалим
Дворец наций — Женева
Белый дом — Вашингтон
Эйфелева башня — Париж
Собор святого Стефана — Вена
Собор святого Марка — Венеция
Карлов мост — Прага
Центр Рокфеллера — Нью-Йорк
Пирамида Хеопса — Гиза
Ведущий. А сколько городов и стран прославили ремесленники и умельцы! Назовешь предмет, изготовленный их руками, и сразу же вспоминается название города или поселка. Вот, например:
• Самовар и пряник — город Тула
• Пуховый платок — город Оренбург
• Автомат Калашникова — город Ижевск, Республика Удмуртия
• Царь-пушка — город Москва
• Подносы — деревня Жостово, Мытищинский район, Московская область
• Финифть — город Ростов, Ярославская область
• Ситцы — город Иваново
• Русский фарфор — село Гжель, Раменский район, Московская область
• Деревянная расписная посуда — деревня Хохлома, Семеновский район, Нижегородская область
• Кружева — город Вологда
• Резная кость — город Архангельск
• Глиняные свистульки-игрушки — деревня Дымково, Кировская область
• Расписные платки и шали — город Павловский Посад, Московская область
• Расписные шкатулки — поселок Холуй, Владимирская область Поселок Палех, Ивановская область
• Художественная вышивка, лаковая миниатюра — поселок Мстера, Владимирская область
• Оружие, чеканка на серебре, кинжалы, шпаги — поселок Кубачи, Республика Дагестан
• Расписная керамика и фаянс — город Конаково, Тверская область
• Изделия из мельхиора— город Кольчугино, Владимирская область
• Деревянная резная игрушка — город Богородск, Нижегородская область
• Хрусталь — город Гусь-Хрустальный, Владимирская область
• Лапти, корзины, туеса, короба — город Павлово-на-Оке, Нижегородская область
• Изделия из черненого серебра — город Великий Устюг, Вологодская область
• Деревянные расписные доски — город Городец, Нижегородская область
• Матрешки — город Семенов, Нижегородская область
Проводится конкурс ассоциаций. От каждой команды приглашаются по два человека. Они встают на расстоянии друг от друга, в руках у них ручки и листочки бумаги. Ведущий зачитывает какое-то слово, ребята должны написать название страны или города, с которым ассоциируется это слово. Больший балл получает та команда, участники которой назовут больше одинаковых ассоциаций.
Вот какие ассоциации чаще всего ребята дают на следующие слова:
• Сыр и часы . — Швейцария
Ведущий. Лев Васильевич Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет:
«Если вам, как скульптору, предложили изобразить статую города Рима, вы наверняка изваяли бы какого-нибудь сурового центуриона или важного сенатора: мужчину-римлянина. А сами итальянцы неизменно изображают Рим в виде прекрасной женщины, современной итальянки или древней матроны. Почему? По той простой причине, что по-итальянски Рим звучит как Рома; это существительное женского рода.
Наоборот, столицу Австрийской республики Вену мы представляем себе с женском облике: «Вена — она!» А сами ее жители говорят про город: «Наше прекрасное Вин». На их языке «Вена» — среднего рода».
Французы зовут нашу Москву — Моску, мы же называем столицу Франции не Пари, как французы, а Париж. Итальянцы называют нашу главную реку Вольга грандиозиссимо — величественная Волга.
Во время нашего путешествия нам не раз придется читать названия городов и стран на документах, плакатах и указателях. Попробуем не ошибиться в их прочтении.
Ведущий. В пути нам могут встретиться народы, которые не имеют родины, они рассеяны небольшими группами по всему миру. В каких странах они преимущественно живут?
• Баски — Испания и Франция
• Эскимосы — США и Канада
• Курды — Ирак, Иран, Турция
• Лапландцы — Северная Скандинавия
• Маори — Новая Зеландия
• Рома (цыгане) и синти — вся Европа, в особенности Испания и Бал канские страны
• Сорбы и лужичане — Германия
Ведущий. В Москве живут москвичи, в Париже — парижане, в Лондоне — лондонцы, в Риме — римляне, в Сибири — сибиряки. А как мы называем этих жителей?
• Кривой Рог — криворожцы
Ведущий. У каждого, даже самого маленького городка или поселка есть легенда, объясняющая его название. Эдуард Арамаисович Вартаньян в книге «История с географией, или Приключения географических названий» пишет:
«Один из островов Багамской группы был окрещен Ла-Вьеха (Старуха). Экспедиция испанского мореплавателя Хуана Понсе де Леона в середине 1513 года обнаружила на острове лишь одного человека — престарелую женщину.
Английский морской офицер Мартин Фробишер с 1576 года предпринял ряд попыток найти Северо-Западный проход из Атлантического в Тихий океан. Он оказался неудачником и великим путаником, своего рода английским Колумбом. Когда Фробишер высадился на берег Баффиновой Земли, он увидел безобразную старуху-эскимоску, в ее хижине груду(костей, которые принял за человеческие. «Здесь живут людоеды или сами дьяволы», — решил он. То, что коренные жители были кроткими существами, нисколько не повлияло на убеждение бравого моряка. Остров был им окрещен в Остров Демонов.
В первом случае увидел старуху — получился остров Старуха. В другом случае увидел старуху — получился остров Демонов».
Ведущий предлагает ребятам придумать легенду, объясняющую появление таких странных географических названий, о которых пишет в своей книге «Записки у изголовья» японская писательница Сэй-Сенагон:
• Гора Катасари — Гора смущения
• Таварэсима — Остров забав
• Застава Есиеси — С меня довольно!
• Деревня Цуматори — Похищение жены
• Роща Екотатэ. — Вдоль и поперек!
• Гора Ипувата — Когда же?
• Деревня Нагамэ — Долгий взгляд
Пока представители команд (по два-три человека) сочиняют легенду, можно предложить ребятам поиграть в следующие игры:
1. Найти «спрятанные» в предложениях названия стран и их столиц. Пример: Давно ли Мила гостила у бабушки? Итог очень утешительный. (В этих предложениях зашифровано название африканской страны Того и ее столицы Лагос.)
Я запер утку в сарае — злые люди хотели маленькую птичку мою украсть.
Франц и я заключили пари. Жак — свидетель.
Кто говорит, что кит айсберг разбил? Не верь папе — кино это.
Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете. Герань хотите?
Кассир и я нашли без труда маски.
На подоконнике стояли настурция и стакан карамели.
Соблаговолите подойти к нашей принцессе Ульяне, не то сие будет рассмотрено, как укор ея величеству.
2. По известным фразам, строкам из стихотворений или песен вспомнить, о какой реке идет речь:
• Издалека — долго. (Волга)
• Город над вольной. (Невой)
• Гуляет казак молодой. (Дон)
• Редкая птица долетит до середины. (Днепра)
• А ну, узнай, где чей подарок? (Дунай)
• Немного лет тому назад,
Там, где сливаются, шумят,
Обнявшись, словно две сестры. (Арагва и Кура)
• Хороши вечера на. (Оби)
• Встреча на. (Эльбе)
• Навстречу утренней заре по. (Ангаре)
• И, раненный в руку, Чапаев плывет. (Урал)
3. Вспомнить, какие географические объекты во времена Римской империи носили следующие названия, и произнести их современное имя:
1. Аквинк — Будапешт
2. Фретум Галликум — Ла-Манш
3. Данубиус — Дунай
4. Галлия — Франция
5. Византия — Стамбул
6. Колония Агриппа — Кельн
7. Лондиниум — Лондон
8. Медиоланиум — Милан
9. Лютеция — Париж
10. Лузитания — Португалия
11. Каледония — Шотландия
12. Массилия — Марсель
15. Эллада — Греция
16. Таврия — Крым
17. Тмутаракань — Таманский полуостров (Тамань, Краснодарский край)
18. Гостеприимное море — Черное море
20. Кафа — Феодосия
21. Пантикапей — Керчь
Ведущий. Во время путешествия мы можем столкнуться с самыми удивительными явлениями природы и загадочными местами. И, конечно же, вы, как истинные интеллектуалы, сможете объяснить эти чудеса.
1. Самым «мертвым» является не Мертвое море (Израиль), а озеро Смерти в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Как вы думаете, почему это происходит? (Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.)
2. В Антарктиде известно такое физическое явление, как «шепот звезд». Вы стоите в полной тишине среди льдов, и вдруг над головой прошелестело и смолкло, словно пролетело что-то. Проходят секунды, и вновь возникает и тает в морозном воздухе звук, напоминающий шепот. Словно и впрямь шепчутся над головой звезды. Какова же разгадка этого явления? (Разгадка в том, что в большие морозы — минус шестьдесят-семьдесят градусов по Цельсию — мелкие капельки воды, выдыхаемые человеком, мгновенно превращаются в ледяные кристаллики. Сталкиваясь друг с другом, они-то и «шепчутся».)
3. «Водопад, низвергающийся против течения реки. Какое нелепое утверждение!» — с возмущением подумаете вы. Но это не оговорка. Такой водопад действительно существует на реке Сен-Джон, которая впадает в залив Фанди (штат Нью-Брансуик, Канада). Почему водопад низвергается против течения реки? (Залив Фанди знаменит тем, что здесь наблюдаются самые высокие приливы моря. В бухте Ноэль они достигают семнадцати метров, а у устья реки Сен-Джон — шесть-семь метров. Река Сен-Джон течет по скалистому ущелью, которое вблизи от залива резко сужается. Когда приливное течение распространяется вверх по реке, то вода, подходящая к наиболее узкой части ущелья, не успевает проходить через него, уровень реки поднимается, и вода низвергается по другую сторону ущелья, образуя водопад против течения реки. Когда начинается отлив, вода, скопившаяся в широкой части русла реки, не успевает проходить обратно в залив, и водопад начинает действовать уже в противоположном направлении, то есть вниз по течению реки.)
4. Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень (Новгородская область), обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода «закипает» и на озерной глади появляются загадочные фонтанчики. Бросишь в такой фонтанчик зажженную спичку — она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха. В чем причина горючести озера? (Специалисты установили, что добровольными помощниками рыбаков являются бактерии. Они разлагают на дне остатки органических веществ, в частности торф, а продукты их жизнедеятельности — естественные газы — вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-озере.)
5. Народная легенда рассказывает о том, что остановился как-то Емельян Пугачев на берегу одного из Уральских озер. Искупал своего коня. А когда вывел его на берег озера, похлопал своего друга по мокрому крупу, подкрутил свой ус и остался на его губах сладкий привкус. «Мать честная! Да ты у меня сладкий», — удивился атаман. С тех пор и называют озеро Сладкое. И действительно, вода в озере необычная. Женщины стирают в нем без мыла. В сладкой воде отстирываются даже масляные пятна. Что же за секрет хранит это озеро? (В нем растворено много соды, а она на вкус сладковатая. Сода и помогает хозяйкам в стирке.)
6. Есть в Подмосковье озеро Долгое. О нем рассказывает геолог Флуг: «В мае мы делали на озере промеры. А в июне я познакомился с летчиком сельскохозяйственной авиации. Он производил опыление как раз в этом районе. Я спросил: «Интересно, как выглядит озеро с воздуха? Она на вашей трассе?». Летчик удивился: «Долгое? Нет этого озера. Там теперь болото». Теперь уже удивился я: «Как это нет? Я в нем месяц назад купался!». Но летчик стоял на своем. Недолго думая, мы оседлали коней и поехали к озеру. Его действительно не было. Мы увидели лишь густые заросли какого-то растения, похожего на алоэ. В воздухе стояли, подхваченные ветром, кружились белые осыпающиеся его цветы. Как это озеро могло так быстро зарасти? Солнце зашло. Мы развели костер и улеглись спать. А утром. «Что за наваждение?! Вот это маскировка!» — рассердился летчик. Перед нами было чистое водное зеркало. Как вы объясните маскировку озера под болото? (На дне озера растет растение телорез. Оно поднимается на поверхность воды во время цветения. Происходит это потому, что в листьях и стеблях накапливается газ и телорез становится легче воды. На солнце он «утяжеляется», у растения образуются плоды, запасы крахмала в нем увеличиваются, и растение снова опускается на дно.)
7. В начале прошлого века моряки небольшого парусного корабля увидели на южном берегу Гренландии между скалами полосу ярко- красного, кровавого снега. Она тянулась на несколько десятков метров. Многие моряки склонны были думать, что здесь не обошлось без нечистой силы. А что вы думаете по поводу красного снега? (Причина этого явления проста, она уже давно известна ученым. Есть в природе красная водоросль первопузырник, состоящая всего из одной клетки. Первопузырник не боится холода и может расти даже на снегу и размножаться. А размножается он очень быстро. За несколько часов эта водоросль может полностью покрыть несколько квадратных метров. Переносит водоросль ветер. Для человека она совсем не опасна.)
8. Исследовательское судно «Миклухо-Маклай» находилось в Черном море. В один из дней участники экспедиции заметили, что цвет морской воды резко изменился. Анализ показал, что корабль находится среди пресной воды. Тут же были камыш, ветки деревьев, перья водоплавающей птицы. Водяной «остров» имел овальную форму, напоминающую стеклянную линзу размером около тысячи квадратных метров. Она двигалась по течению в море, а вместе с ней плыли различные живые существа, обитающие только в пресной воде. В чем секрет этого загадочного явления? (Разгадка этого явления крылась в реке Дунай. В его устье образуется мощный пласт пресной воды, лежащей на поверхности морской. От него-то и отрываются время от времени и пускаются в путешествие столь необычные, призрачные «острова». Уплывая от родных берегов, они быстро «тают» в дороге. И уже через несколько дней, под действием ветра и волн, исчезают.)
9. Вот какая любопытная история произошла не столь давно в Новой Зеландии. На одном из пастбищ для скота были посеяны кормовые травы. Урожай обещал быть неважным, растения стояли чахлые, низкорослые. Как вдруг на этом поле произошло необычайное: среди желтеющей травы появились островки буйной ярко-зеленой растительности. И самое странное — островки эти пересекали все пастбище так, словно по нему прошло какое-то неведомое существо, оставив на месте своих следов густую высокую растительность. В чем разгадка этого совершенно необычного явления? (Богатый фермер, хозяин соседнего пастбища, решил подкормить травы раствором солей молибдена. Работник, который проводил подкормку, обычно ходил домой через первое пастбище. В этот день он шел по траве в сапогах, забрызганных раствором молибдена. И там, где он ступал, вскоре поднялась буйная яркая зелень. Добавки химического элемента молибдена в почву значительно ускоряют развитие растения, придают ему новые силы для роста.)
10. В Антарктиде, на Земле Виктории, наблюдают интересное явление. Ржавые цепи, оставленные на снегу, через два-три дня сверкают, как новые, а канаты оказываются перетертыми. Отчего это происходит? (Этот район получил название «полюса ветров». Ходить там можно только сильно согнувшись, с металлическими «кошками» на ногах. Летящие частички снега в несколько дней прорезают насквозь ледяные глыбы, перетирают канаты, полируют металл.)
11. Моряки на разных широтах в морях и океанах встречают странные айсберги: с красными, оранжевыми пятнами; в полоску или, например, желтого цвета в черную или синюю крапинку. Как вы объясните столь странную окраску айсбергов? (После гибели корабля «Титаника», который наткнулся на гигантский айсберг, было принято решение: всякое судно, встретившее айсберг, должно обстрелять его красящим веществом, чтобы эта ледяная глыба была видна издалека. Координаты айсбергов сообщаются по рации всем морским судам.)
12. Экспедиция ученых направлялась на вершину Хан-Тенгри (горная система Тянь-Шань, территория Киргизии). На пути им встретилось озеро, поразившее путников тем, что на его поверхность периодически с шумом откуда-то из глубины водоема всплывали огромные глыбы льда. По всем законам физики лед легче воды и всегда должен находиться на поверхности. Как оказались глыбы льда на дне? (В горах два ледника были расположены террасой. Один был выше другого. Летом верхний ледник таял, и его вода стекала на нижний ледник и скапливалась там, образуя озеро. Лед на дне этого озера подтаивает и всплывает.)
13. В июле 1831 года в Средиземном море был Открыт неизвестный остров. Его назвали Юлией. Он вошел в состав существовавшего тогда Королевства обеих Сицилий. Через месяц его захватили англичане. Назревала война. Но, пока армии готовились, остров Юлия. исчез. Что же это за острова такие, которые могут появляться и потом исчезать? (Это острова вулканического происхождения. Над поверхностью моря возвышается застывшая лава. Если лавы мало, то остров довольно быстро разрушается волнами. Но если вулкан выбрасывает много лавы, возникшая суша растет и постепенно превращается в большой каменистый остров. Именно таким путем образовались, например, Гавайские и Курильские острова.)
14. Река Грин-Ривер, штат Юта, США, в скалистых горах ведет себя очень странно: она течет по равнине, а потом поворачивает в горы. Отрезав часть гор, она по глубокому ущелью вновь выходит на равнину и, повернув на юг, снова сквозь высокий хребет устремляется в горы. Чем объяснить такой странный путь реки? (Ученые объясняют это тем, что река Грин-Ривер появилась раньше гор. Поднятие гор происходило так медленно, что река успевала, сохраняя свое прежнее направление, «пропиливать» вырастающие на ее пути хребты.)
Ведущий. Ну, что ж, сегодня мы проверили готовность команд стать участниками интеллектуального ралли.
Оглашаются итоги конкурса.
Мы дарим победителям этот украшенный омнибус, на нем вы можете отправиться в путешествие по любому понравившемуся вам маршруту.