Российским автомобилистам рассказали, на сколько подорожали моторные масла и аккумуляторы
Читатели портала E1.RU обратили внимание на резкое подорожание моторных масел и запчастей, использующихся при обслуживании авто. В связи с тем, что ассортимент материалов и деталей почти безграничен, журналисты сосредоточились на нескольких позициях: стоимости моторных масел и аккумуляторов. Опрошенные эксперты рассказали, есть ли у россиян возможность сэкономить на них без особого ущерба для автомобиля.
Сколько теперь стоят моторные масла?
Стоимость моторных масел выросла еще в 2021 году, что тогда объяснялось кризисом поставок, который был вызван пандемией коронавируса. По данным Autodoc.ru, за первое полугодие прошлого года цена 1 литра масла выросла с 250-300 до 400-500 рублей. В марте 2022-го его розничная стоимость превысила 1 тысячу за литр.
Например, популярное у автомобилистов моторное масло Total Quartz 9000 5W40 в 2021 году стоило порядка 2,3-2,5 тысячи рублей за 4 литра, сейчас — свыше 5 тысяч рублей. Масло Shell Helix Ultra подорожало с 2,5-2,7 тысячи до 6,2-7,2 тысячи рублей (тоже за 4 литра). Оптовая цена на Mobil Delvac XHP Extra 10w40 увеличилась с 41-49 тысяч до 94-х тысяч рублей за бочку объемом 208 литров.
Подорожание также затронуло продукцию российских брендов. Так, бюджетные масла Gazprom Super 5W40 в 2021 году стоили от 900 рублей за 4 литра, а в марте этого года — примерно 1,6 тысячи рублей. Масло «Лукойл» Genesis Armortech 5W40 для иномарок подорожало до 3,7 тысячи рублей за 4 литра, а раньше стоило 1,8 тысячи рублей. Оптовая цена масла «Лукойл» Авангард Экстра 10w40 для дизелей теперь составляет примерно 50 тысяч за бочку вместо 32 тысяч рублей.
В результате стоимость выросла по всей линейке моторных масел, при этом субординация между импортными и российскими брендами сохранилась: последние все равно дешевле.
Можно ли автомобилистам экономить на масле?
Антон Кардашов / Агентство «Москва»
Эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин заявил, что можно, но делать это нужно с умом. По его словам, если брать позицию самих автоконцернов, то она однозначная: только масла и детали, которые рекомендует производитель. Есть рекомендации производителя, который никогда не одобрит отклонения, так как скажет, что на этом масле просто не проводились испытания. Если у вас потом что-то произойдет с мотором, то перед гарантийным ремонтом первым делом возьмут пробу топлива и масел, а если они не соответствуют требованиям производителя, то будет отказ в гарантии, причем это обоснованно.
Однако если гарантийные обязательства закончились или данный вопрос не является для водителя принципиальным, возможность выбрать более доступную марку масел есть. Главное, как отметил Колодочкин, учитывать их класс качества.
При этом рассуждать сейчас о ценах на импортные масла наивно, так как в магазинах пока что продают складские остатки, которых завтра может уже и не оказаться. В этой связи возникает вопрос: можно ли заливать в автомобиль масла, например, российских производителей? В ресурсных тестах журнала «За рулем» масла «Лукойл» ни разу не проваливались: конечно, их уровень качества немного ниже, чем у европейских брендов, но не критично. Поэтому использовать масло отечественного производства можно, просто надо всегда стараться учесть его особенности и параметры, пояснил эксперт.
Сколько теперь стоят аккумуляторы?
Антон Кардашов / Агентство «Москва»
Стоимость выросла как престижных заграничных брендов, так и российских. Так, батарея Bosch S5 005 63 A·h выросла в цене с 6,6 тысячи рублей до более чем 10 тысяч, Varta Silver Dynamic D39 63 A·h — с 9 до 16 тысяч, Hyundai Enercel 65 A·h — с 5 до 9 тысяч. Если говорить про отечественные бренды, то, например, тюменские батареи Tyumen Battery Standart 55 A·h подорожали с 3,4 тысячи рублей до 6,5 тысячи.
Можно ли автомобилистам экономить на аккумуляторе?
Антон Кардашов / Агентство «Москва»
Батареи служат долго, и водители меняют их уже в негарантийный период, а производители обычно не накладывают жестких запретов. При этом нужно понимать, что аккумуляторные батареи отличаются по своим размерам, полярности и типу клемм — тут автомобилисту важно не ошибиться. Гнаться за повышенной емкостью батареи – бессмысленно, так как при исправно работающей машине стандартной емкости хватит для надежных стартов в морозную погоду. Тут гораздо важнее другой параметр — пусковой ток, который тоже указывается в характеристиках батареи.
Эксперты советуют не пытаться сэкономить: среди бюджетных аккумуляторов много тех, которые не в состоянии обеспечить заявленных производителем характеристик.
Между тем, автомобилисты встревожены тем фактом, что всемирно известные зарубежные автобренды приостановили свою работу на территории РФ. Отечественные марки стремительно дорожают, да и приходятся по душе далеко не всем, в связи с чем в стране все острее встает вопрос альтернативы.
- Предыдущая
- Следующая
Подписывайтесь на LIVE24.RU в Дзен.Новостях и на наш Дзен-канал. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.
Что ждет рынок масел – прогноз эксперта
Рост стоимости моторных масел заставляет автомобилистов нервничать. Ограниченные запасы и неуверенность в завтрашних поставках заставляют некоторых продавцов повременить с продажами и дождаться, пока масло кончится у конкурентов, чтобы продать свое по еще более высоким ценам.
Например, на днях нашему дружественному сервису, специализирующемуся на обслуживании и ремонте немецких автомобилей, пришлось купить бочку масла Mobil 1 (208 литров) не за 200 тысяч рублей, как раньше, а за один миллион (4,8 тысячи рублей за 1 литр). Масло Total в другом дружественном сервисе теперь покупают по цене 147 тысяч рублей за бочку, а не за 83 тысячи, как прежде.
Также нам известно, что началась скупка масел у оптовиков и поставщиков. В том числе просроченного, которое, рано или поздно, появится в продаже. Где – сказать сложно.
Чтобы разобраться, что происходит на рынке масел и чего ждать в обозримом будущем, мы обратились к эксперту.
— Практически все, у кого было масло, перестали его отгружать. Причина – абсолютное непонимание стоимости изделия и перспектив появления масел в дальнейшем на российском рынке.
С 24 февраля стоимость масел поднялась от 80% (у самых скромных продавцов, таких как корейцы и, в частности, ZIC ) до 180% на уникальные европейские масла. Даже у наших российских производителей сегодня наблюдается дефицит. Потому что присадки, которые идут в масла, как правило, европейские. Соответственно, и наши отечественные масла подорожают.
Ситуация на данный момент (на вчера-позавчера): европейцы заявляют о том, что они завозить масла не будут, корейцы ( ZIC , например) со вчерашнего дня открыли продажи, но привязались к доллару (оплата по курсу ЦБ на сегодняшний день).
Что мы ждем в перспективе двух-трех месяцев? Будет перестроен рынок. Большая часть брендов вообще уйдут, а остальные перераспределятся и сократят свои линейки. И однозначно мы увидим повышение цены в дополнение к тому повышению, которое уже произошло. Откуда еще повышение? Отечественным маслам надо будет переходить на китайские или корейские присадки (лучше бы они были корейскими). То есть покупать будут за доллары, плюс увеличится логистическое плечо. Хочешь не хочешь – сырье становится дороже, и, соответственно, изделие тоже становится дороже.
Европейские масла будут просачиваться на российский рынок, но цена их возрастет кратно, потому что напрямую они завозится в Россию не смогут, и будут делать крюк через другие страны. А это, опять же, дополнительное плечо логистики и транзакционные расходы.
Как такового дефицита масел в России не будет, но будет перераспределение рынка и повышение цен. Поэтому не надо бежать и закупаться маслом впрок на всю жизнь – у него есть срок годности. Но если есть возможность купить масло для ближайшего ТО сейчас, то стоит это сделать. И не экономьте на обслуживании автомобиля – расходники не так дороги, как ремонт.
Какой срок годности у моторного масла?
По ГОСТу срок годности масла составляет не более 5 лет. Но почему же тогда менять его советуют раз в год, даже если машина эксплуатируется редко? Все просто.
— Хранение масла в заводской ненарушенной упаковке отличается от хранения в двигателе — в первую очередь количеством кислорода, с которым контактирует масло. В канистре или бочке он занимает не более 5% объема, в системе смазки мотора его во много раз больше, ведь двигатель «дышит» через систему вентиляции картера. Контакт с кислородом и влагой, содержащимися в воздухе, ведет к окислению и старению смазочного материала.
Кроме того, в отличие от металлической бочки, имеющей специальное внутреннее покрытие, в двигателе масло контактирует с различными сплавами металлов, что способствует протеканию нежелательных химических реакций и ведет к изменению свойств масла.
Безусловно, никто не утверждает, что через 365 дней нахождения в двигателе оно гарантированно «испортится», но и сохранения всех его исходных свойств обещать нельзя.
Рост цен на смазочные материалы был неизбежен и будет продолжаться
К концу текущего года, если сравнивать с предыдущим, цены на все автомобильные масла будут выше более чем на 40%. Рост цен уже вовсю ощутили на себе российские потребители, хотя год ещё и не перевалил за половину. Основной причиной такого ошеломляющего скачка эксперты называют стремительно растущую стоимость базовых масел по всему миру, пакетов присадок и упаковочного материала. Сюда также нужно прибавить и возросшие логистические затраты.
Как импортёр смазочных материалов из Южной Кореи в РФ подтверждаем: увы, всё так и есть. И нужно готовиться к тому, что цены на смазочные материалы, включая автомасла, в ближайшие месяцы будут только расти. Причём речь не только об импортном товаре.
Давайте посмотрим, что происходило в мире, из-за чего все мы сегодня столкнулись с вопиющей дороговизной автомобильных масел и всей смазочной продукции в целом.
Мировой дефицит базовых масел
Первый скачок цен на базовые масла произошёл ещё в декабре 2020 года. Представители отрасли поначалу посчитали явление сезонным, но уже в январе стало понятно, что это тенденция. И причина не столько в последствиях карантинных мер и росте цен на нефть. Просто спрос на базовые масла I, II и III групп во всем мире начал и продолжает стремительно обгонять предложение.
Дело в том, что ведущие поставщики базовых масел в разных концах света как по сговору сократили мощности: кто-то закрылся на плановый ремонт, а кто-то начал технические работы. А сейчас, когда мировая экономика снялась с паузы, и спрос на базовые масла возвращается, оказалось, что теперь уже «на паузе» предлагающая сторона.
Возьмём для примера Азиатский регион, откуда к нам импортируется достаточно много товаров в категории смазочных материалов. Пунктирно перечислим, что происходило с отраслью там в 1 квартале года:
• В конце января из-за технических проблем на целый месяц неожиданно остановился один из заводов крупнейшего японского производителя смазочных материалов ENEOS Corp. И это в дополнение к плановому техобслуживанию с февраля по май на блоке в г. Мидзусима, а также с марта по апрель — на заводе в Таиланде.
• Приостановлена работа блока по производству базовых масел I группы ExxonMobil в Сингапуре.
• Свои агрегаты по производству базовых масел II и III групп с середины марта до конца апреля на техническое обслуживание остановила южнокорейская GS Caltex.
• В марте начался ремонт на предприятиях по производству баз I и II групп крупнейшего индийского нефтепереработчика Hindustan Petroleum Corp Ltd.
• С марта по апрель на ремонт встало одно из подразделений крупнейшего мирового поставщика масел III группы – южнокорейской компании SK Lubricant.
Ну, как здесь не возникнуть дефициту? А ведь ситуация почти один-в-один сложилась и в Европе, и в США, и на Ближнем Востоке. На этом фоне наиболее платёжеспособные покупатели базовых масел повысили ставки, и цены закономерно пошли вверх, причём резко. О последнем некоторые крупные компании, такие как ExxonMobil и Petro-Canada, официально объявили уже в январе. Вскоре их примеру последовали и остальные производители.
Чтобы вы понимали разницу между «было» и «стало», приведём пару цифр. Так, в конце января в течение всего лишь одной недели цена за 1 тонну базового масла SN500 (т.н. лёгкое масло I группы) в Европе выросла с 740 до 780 долларов. А за 30 дней цена на данный вид масла выросла на 349 долларов.
Удорожание присадок
И ладно бы только базовые масла росли в цене. Полным ходом дорожают и присадки. Так, о повышении цен на свою продукцию до 8% ещё в декабре прошлого года объявила Afton Chemical. А с января года нынешнего цены повысили также: Infineum USA (на 6—9%), Lubrizol (на 9%), Evonik Industries (на 7%).
Затраты на извоз
Вишенкой на этом торте выступают транспортные компании, которые также с начала года подняли цены на свои услуги. Так, начиная с осени непрерывно и сильно растут фрахтовые ставки – плата за перевозку грузов морским путем. Одной из причин подорожания называют банальную нехватку контейнеров из Южной Азии, потому что всё они ушли с импортом в США. И чтобы элементарно уехать из азиатского порта с грузом, нужно доплатить так называемый Priory Go – порядка 1 тысячи долларов за контейнер. Из-за этого грузополучатели, в числе которых и импортёры корейских масел в РФ, несут значительные и непредвиденные расходы. С учётом всех надбавок, цена фрахта за 40-футовый контейнер, например, из Пусана во Владивосток выросла почти в 7 раз.
Фрахт из Пусана во Владивосток подорожал в 7 раз
И полетели письма счастья…
Результат всего вышеописанного уже ощутил на себе буквально каждый автовладелец, который этой весной покупал в свой автомобиль новое моторное масло.
Ведь реакция производителей готовых смазочных материалов и импортёров на дефицит баз и все прочие неприятности была почти мгновенной. Кто-то решился поднять цены сразу процентов на 20-30%, кто-то действует осторожно, повышая цены на единицы процентов, но от недели к неделе.
В начале весны уведомления о повышении цен разошлись из центральных офисов практически всех мировых масляных брендов. Так, производители в Северо-Американском регионе уже объявили о следующем подорожании:
• Shell — до 12%;
• Chevron — от 12% до 15%;
• Valvoline — до 12%;
• Mobil — до 15%;
• Total — до 15%;
• Castrol — до 15%.
А что же в России?
Увы, ситуация в нашей стране не лучше общемировой. Конечно, ведущие российские НПЗ в последние годы усиленно модернизируют мощности, чтобы перейти на базовые масла собственного производства и, таким образом, меньше зависеть от импорта. Однако с начала этого года отечественная нефтеперерабатывающая отрасль, напротив, сбавила обороты. Так, с февраля закрылся на ремонт блок производства базовых масел «Газпромнефти» на Омском НПЗ. А в марте на техническое обслуживание отключили блок производства базовых масел на Ярославском НПЗ.
Самое печальное во всем происходящем, что пока все мы не вполне ощутили масштаб бедствия – на складах ещё полно остатков с 2020 года. Пожалуй, лишь летом, а то и осенью ценники достигнут своего максимума, а значит, на какое-то время рост цен что на импортные, что на отечественные смазочные материалы остановится.
Ложечка мёда…
Чтобы наши подписчики совсем уж не унывали, обратим внимание на вот такую вещь. Если на 40% подорожает канистра масла, которая сейчас стоит 1500 рублей, то по факту она подорожает на 600 рублей. Если на тот же процент подорожает канистра с первоначальной ценой 3000 рублей, то её новая цена будет больше на 1200 рублей.
Иными словами, платить больше за моторные масла всем придётся так и так. Но останется хотя бы выбор, на какую именно сумму больше. Простая арифметика, а выводы пусть каждый делает сам, исходя из полноты своего кошелька.
Какие проблемы ждут рынок автомобильных масел. Они уже подорожали на 80%
Цены на востребованные автомобильные масла в России с февраля 2022 года выросли на 72%, а на топовые смазочные материалы для двигателей современных иномарок — на 82%, следует из данных B2X Consulting. Autonews.ru разобрался, что теперь будет с ценами на масла в текущем году и стоит ли доверять новым, непривычным брендам.
Санкции и уход популярных брендов
Причина роста цен на автомобильные масла — наложенные на Россию санкции. Еще весной 2022 года под запрет со стороны Европы попал экспорт ряда категорий моторных масел. В первую очередь тех, которые предназначены для грузовых автомобилей. Однако уже тогда с российского рынка ушли основные мировые игроки: Total, Shell, Mobil и Castrol, напомнил в беседе с Autonews.ru член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Действительно, весной 2022 года стало известно о том, что новым собственником завода по производству масел Shell в Торжке стала компания «ЛУКОЙЛ». В то же время компания Total объявила о закрытии своего производства в Калуге. Правда, источник Autonews.ru в сфере экспертизы качества моторного масла утверждает, что масло с калужского предприятия Total продолжает поступать в розничные сети. Похожая ситуация, по данным источника, сложилась и с немецким брендом Fuchs: марка прекратила поставки в Россию, но предприятие, также расположенное в Калуге, пока работает на российском сырье.
Кроме того, под запрет попали и поставки в Россию из Европы присадок, позволяющих местным производителям делать масла для современных автомобилей, включая иномарки.
Однако, как заявил Autonews.ru Плисов, к тотальному дефициту эти меры не привели.
«Европейские компании второго эшелона продолжали везти к нам масла для легковых машин, кроме того появились каналы импорта через так называемые прокси-страны, что позволяло обходить санкционные запреты, — сказал эксперт. — Так, в перечень товаров, разрешенных для параллельного ввоза Минпромторгом, со временем добавились марки Shell, Total ExxonMobil и Texaco».
Проблема с присадками для отечественных масел также была довольно быстро решена, отмечает директор B2X Consalting Ольга Полтавская.
«Поставки недостающих компонентов для производства масел были восстановлены и приобрели системный, отлаженный характер к концу 2022 года», — сказала она.
В итоге, если в 2021 году самой продаваемой маркой масла в России была Shell, то в 2022 году в лидеры вышел Lukoil, а в топ-10 впервые вошли такие бренды, как Rolf, Sintec и две марки от «Газпром нефти»: Gazpromneft и G-Energy.
Нужный расходник подорожал на 20–80%
Моторные масла — один из основных видов расходных материалов в современном автомобиле. Производители рекомендуют разные интервалы межсервисного пробега для замены масла, но почти все требуют делать это не реже одного раза в год. Это обязательное условие надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания.
Те, кто последний раз покупал масло год назад, теперь цены не узнают. С 18 февраля 2022 года по конец января 2023 года четырехлитровая канистра ходового масла 5W 40 класса SN по API подорожала на 72% и теперь стоит в среднем 4230 руб. против 2456 руб. годом ранее. Это масло имеет, в частности, рекомендации к применению в автомобилях Mercedes и Volkswagen.
Еще сильнее подорожало масло 5W 30 категории C3 по ACEA — оно обязательно для высокофорсированных бензиновых и современных легковых дизельных двигателей. Средняя цена на канистру такого масла с февраля 2022 года по конец января 2023 года увеличилась на 82%, с 2560 до 4816 руб.
Совсем простое минеральное масло с вязкостью 10W 40 категории API SG выросло в цене заметно меньше, всего на 20%, с 1081 до 1297 руб. за стандартную четырехлитровую канистру. Но оно не подходит для современных двигателей и годится только для подержанных отечественных машин родом из прошлого века.
Категория масла | Цена на 18 февраля 2022 года | Цена на 20 января 2023 года | Разница |
10W 40 API SG | 1081 руб. | 1297 руб. | 20% |
10W 40 API SL/SN, ACEA A3/B4 | 1639 руб. | 2762 руб. | 69% |
5W 40 API SN | 2456 руб. | 4230 руб. | 72% |
5W 30 ACEA C3 | 2650 руб. | 4816 руб. | 82% |
5W 30 ACEA A5/B5 | 2365 руб. | 4240 руб. | 79% |
* Данные B2X Consulting на основе мониторинга цен на масла в четырехлитровых канистрах разных брендов в 23 торговых точках Москвы |
Цены при этом росли неравномерно. Более всего подорожали импортные масла: к осени 2022 года цена канистры 5W 40 категории SN превысила 6 тыс. руб. Отечественные аналоги поначалу дорожали не так сильно, но летом прошлого года рост их цен ускорился. Только с июня по сентябрь стоимость канистры отечественного масла для современных двигателей выросла на 20%, хотя импортные аналоги в этот период уже не дорожали.
Дефицит и контрафакт
Все тот же источник Autonews.ru на рынке подтверждает, что ввоз масел ушедших марок по параллельному импорту продолжается, но новые санкции могут его затруднить. Теперь, по его мнению, европейские чиновники станут не просто следить за тем, чтобы санкционная продукция не направлялась в Россию напрямую. Как ожидает источник, они будут обращать внимание на избыточные поставки в третьи страны, через которые осуществляется параллельный импорт. В Европе сейчас как раз обсуждается введение уголовной ответственности за обход санкций против России.
Это, в свою очередь, создает благоприятную среду для преступной деятельности, напоминают эксперты.
«Повышенный спрос на дефицитные масла всегда приводит к росту криминальной составляющей, в частности увеличению числа подделок, — говорит Плисов. — В России давно существуют производители фирменной упаковки для брендированных масел, и преступники просто заливают в эти канистры и банки масла более дешевых категорий. Потом клиенты жалуются, что современные моторы стали ненадежными. Но дело может быть не в двигателях, а как раз в поддельном масле».
По словам источника, и прежде отмечались случаи, когда поддельное масло могло заливаться в двигатели свежих, находящихся на гарантии автомобилей даже на официальных сервисах крупных автомобильных брендов. Однако представительства ведущих химических компаний старались бороться с такими ситуациями, а клиент перед тем, как менять масло, мог позвонить по горячей линии производителя и уточнить, были ли вообще поставки продукции в конкретный автосервис или магазин.
Теперь такой возможности у покупателя масла любого из ушедших из России брендов нет.
«Сложные способы доставки через третьи страны увеличили затраты и цены на эти масла, повысили риски покупки неоригинальных масел, поскольку контроля со стороны производителей в настоящий момент нет», — признает Полтавская.
Что будет с ценами и есть ли смысл в закупке впрок
До сих пор в магазинах можно встретить автомобильные масла ушедших марок. Это остатки старых запасов, а также продукция, ввезенная по параллельному импорту. Цены выросли, но острого дефицита пока не наблюдается.
Однако с ростом санкционного давления купить масло, попавшее под запрет, станет сложнее. И у владельцев машин, которые не собираются менять их в ближайшие годы, может возникнуть желание закупить масло сразу на несколько ТО вперед.
Так с рынком уже было, напоминает Плисов.
«Основной пик роста цен пришелся на весну 2022 года, когда, с одной стороны, топовые европейские бренды стали уходить с рынка, а с другой — напуганные покупатели начали приобретать запчасти и масла впрок.
16 декабря вышел очередной пакет европейских санкций, который полностью запрещает прямой импорт всех моторных масел и затрудняет их ввоз через другие страны. Это приведет к росту цен на масла европейских марок на 10–20%, а если люди вновь станут закупаться впрок, то возможен и более серьезный скачок», — считает эксперт.
В таких условиях логичным, по словам экспертов, выглядит переход на масла отечественных брендов. Тем более что российские производители уже нашли поставщиков необходимых присадок в азиатских странах. Однако именно такие масла в 2023 году могут подорожать.
«За последние десять лет российские производители научились делать масла, по качеству покрывающие примерно 98% потребностей автомобильного рынка. Пока их стоимость в целом остается прежней, однако сокращение числа игроков всегда вызывает у оставшихся соблазн воспользоваться ситуацией и повысить цены», — резюмирует Плисов.
Однако, по мнению Полтавской, рынок уже отреагировал на внешние изменения и в 2023 году серьезного роста цен не будет.
«В освободившихся рыночных нишах будут конкурировать текущие лидеры рынка и новые либо малоизвестные на сегодняшний день бренды российских и азиатских производителей», — считает эксперт. По ее словам, рост цен на масла будет на уровне общей инфляции. Напомним, что по итогам года в России этот показатель составил 11,9%. В 2023 году, по прогнозу Банка России, инфляция составит 12–13%.