Клиновые ремни: виды, типы, размеры и профиль
Клиновые ремни используются для передачи мощности от двигателя к приводу внутри различных механизмов. Ремни называются клиновыми, потому что имеют клиновидный профиль.
Что такое клиновые ремни и как они работают
Клиновые ремни используются в промышленном оборудовании, сельскохозяйственной и строительной технике. Они имеют ряд преимуществ перед другими типами ремней, включая повышенный КПД, а также обеспечивают более плавную передачу хода.
Принцип работы клинового ремня заключается в том, что ремень следует по «ручью», в шкиве. За счет этого ремень не перекрутится и не соскочит даже на высоких скоростях вращения.
Основные виды клиновых ремней
- Классические, или стандартные. Они применяются преимущественно в производственном оборудовании и сельскохозяйственной технике. Классические ремни обеспечивают равномерное распределение нагрузки, практически не сгибаются и не искривляются, что значительно продлевает их срок службы, гарантируя устойчивость к износу.
- Узкопрофильные. Имеют увеличенную глубину сечения, более узкий клин, Узкопрофильные ремни обеспечивают стабильную работу при серьезных нагрузках за счет большей площади соприкосновения со шкивом, когда нужно передавать большое количество энергии в течение длительного времени.
- С фасонным зубом. Обеспечивают повышенную скорость вращения при передаче значительной энергии. Ремни с фасонным зубом выполняются из плотных полимерных материалов, преимущественно из EPDM, который не трескается, не деформируется и хорошо сохраняет форму и эластичность даже после продолжительной нагрузки. При этом EPDM нечувствителен к перепадам температуры и химически стоек, что делает ремни с фасонным зубом долговечными и износоустойчивыми.
Размеры клиновых ремней: ширина, высота и длина
Существует несколько разновидностей клиновых ремней внутри каждого типа. Каждая из этих разновидностей имеет стабильные ширину и высоту, но при этом у них множество вариантов по длине.
Варианты классических ремней (маркировка по международным стандартам):
- Z. Ширина: 10 мм, высота: 6 мм. Длина: от 360 до 2800 мм.
- A. Ширина: 13 мм, высота: 8 мм. Длина: от 420 до 5300 мм.
- B. Ширина: 17 мм, высота: 11 мм. Длина: от 530 до 9000 мм.
- C. Ширина: 22 мм, высота: 14 мм. Длина: от 1180 до 9500 мм.
- D. Ширина: 32 мм, высота: 20 мм. Длина: от 1900 до 12500 мм.
- E. Ширина: 40 мм, высота: 25 мм. Длина: от 3350 до 14000 мм.
Варианты узкопрофильных ремней:
- SPZ. Ширина: 10 мм, высота: 8 мм. Длина: от 500 до 2040 мм.
- SPA. Ширина: 13 мм, высота: 10 мм. Длина: от 750 до 2650 мм.
- SPB. Ширина: 17 мм, высота: 14 мм. Длина: от 1250 до 8000 мм.
- SPC. Ширина: 22 мм, высота: 18 мм. Длина: от 1800 до 10000 мм.
Варианты ремней с фасонным зубом:
- XPZ. Ширина: 10 мм, высота: 8 мм. Длина: от 630 до 3550 мм.
- XPA. Ширина: 13 мм, высота: 9 мм. Длина: от 690 до 3550 мм.
- XPB. Ширина: 16 мм, высота: 13 мм. Длина: от 1060 до 4250 мм.
- XPC. Ширина: 22 мм, высота: 17 мм. Длина: от 2280 до 5000 мм.
- 3VX. Ширина: 10 мм, высота: 8 мм. Длина: от 250 до 1500 дюймов.
- 5VX. Ширина: 16 мм, высота: 13 мм. Длина: от 500 до 3550 дюймов
Как выбрать правильный размер клинового ремня для конкретного оборудования
Прежде всего вам понадобится техническая документация на ту технику, для которой вы хотите приобрести ремень. Там обычно указывается оптимальный тип и точные размеры, а в некоторых случаях – даже производитель. При невозможности поставить ремень, точно соответствующий указанным в документации характеристикам, выбирается ближайший по размерам. Если же под рукой техдокументации нет, а замену выполнить нужно, есть определенные правила, по которым можно подобрать подходящий ремень, что называется, в полевых условиях:
- при расчетной длине «родного» ремня до 1000 мм погрешность при установке нового может составлять не более 10 мм;
- при длине до 1500 мм погрешность может составлять не более 13 мм;
- если длина вышедшего из строя ремня не превышает 2000 мм, то уровень погрешности составит плюс-минус 17 мм;
- для 2500 мм он будет равен 19 мм;
- для 3000 мм — 22 мм;
- для 4000 мм — 30 мм;
- а при длине изначального изделия свыше 4000 мм можно ориентироваться на погрешность плюс-минус 40 мм.
Преимущества использования клиновых ремней
Использование клиновых ремней имеет целый ряд преимуществ в сравнении с другими изделиями для передачи мощности. Вот основные:
- Эффективность. Клиновые ремни обеспечивают высокий крутящий момент за счет эффективной передачи мощности. Они имеют низкий коэффициент трения и высокий КПД, что дает повышенную производительность.
- Надежность и долговечность. Клиновая ременная передача имеет высокую надежность. Такие ремни могут работать в сложных условиях эксплуатации и при этом обеспечивают малый уровень износа.
- Широкий выбор. Клиновые ремни доступны в различных размерах и профилях, что позволяет выбрать оптимальный вариант для конкретного применения.
Как правильно устанавливать и заменять клиновые ремни
Каким бы качественным ни был ремень, рано или поздно владельцу техники приходится его заменять. Для этого прежде всего нужно отключить питание машины, чтобы обезопасить себя от травм, а затем можно следовать этой инструкции:
- Снимите защитный кожух, что откроет вам доступ к шкивам.
- Ослабьте болты, удерживающие старый ремень, после чего немного сместите двигатель или натяжной ролик. Помните, что во избежание травм категорически запрещено снимать ремень подручными средствами.
- После снятия ремня внимательно осмотрите его. Дело в том, что по износу изделия можно диагностировать определенные неисправности.
- Проверьте, не изношены ли сами шкивы и то, насколько ровно они установлены. Также обратите внимание на состояние других видимых узлов техники или оборудования.
- Перед установкой нового ремня (о том, как его правильно подобрать, мы рассказывали выше) не забудьте, что следует очистить все узлы чем-нибудь мягким, так как твердые предметы могут повредить их.
- Установите новый ремень. Если конструкция предполагает использование нескольких ремней, то в случае износа одного из них необходимо заменить все ремни полностью, причем даже если остальные ремни не имеют видимых повреждений.
- Поставьте двигатель на место, но не запускайте, а проверьте натяжение ремня при помощи измерительного прибора.
- Подберите натяжение в соответствии с рекомендациями изготовителя ремня и производителя техники и закрепите ремень болтами.
- Закройте двигатель защитным кожухом.
На этом процедура замены завершена, и можно приступать к обкатке. В это время рекомендуется периодически открывать кожух, проверяя расположение и провисание ремня, чтобы оно не выходило за установленные пределы.
Особенности эксплуатации клиновых ремней
Для эффективной работы и долговечности клиновых ремней необходимо учитывать ряд особенностей и рекомендации изготовителя по их эксплуатации. Во-первых, клиновые ремни должны быть правильно натянуты, чтобы обеспечить правильную передачу мощности. Слишком низкое или слишком высокое натяжение может привести к повреждению ремня и снижению его долговечности.
Во-вторых, поверхность клиновых ремней должна быть ровной и гладкой, без трещин и других показателей износа и каких-либо повреждений. Поврежденный ремень может привести к проскальзыванию, снижению эффективности передачи мощности и повреждению других узлов машины, в том числе и двигателя.
Обращайте внимание и на состояние шкивов, так как поврежденные шкивы могут повреждать ремни. И, конечно, важным фактором для правильной работы и долговечности является выбор размера и профиля. Чтобы продлить срок службы клинового ремня, следуйте этим рекомендациям:
- правильно установите ремень (об этой процедуре подробно сказано выше);
- обращайте внимание на натяжение ремня и на положение шкивов и выравнивайте их при необходимости;
- обеспечьте хорошую вентиляцию в зоне двигателя (это полезно и для других узлов).
Клиновые ремни Beltmarket.ru
Компания «Белтимпэкс» предлагает широкий выбор клиновых ремней любого типа. Мы сотрудничаем с производителями приводных ремней, поэтому предлагаем продукцию высокого качества по низким ценам. Для поиска подходящего изделия откройте каталог и выберите нужную категорию — или позвоните нашим специалистам.
Почему клиновые ремни необходимы для многих видов оборудования
Их востребованность определяется теми преимуществами, которые клиновые ремни могут предложить владельцам техники и оборудования. Это прежде всего эффективность передачи мощности, а также надежность, долговечность и неприхотливость в эксплуатации. Поэтому клиновые ремни являются лучшими средствами передачи механического усилия практически для любого типа машин и оборудования.
Чем отличается по характеристикам и применению клиновый ремень от поликлинового: плюсы и минусы технических изделий
Ремень выступает элементом ременной передачи крутящего момента от привода к рабочему узлу. Клиновые и поликлиновые технические изделия изготовлены из резины. Несущей основой, предотвращающей их растягивание в процессе эксплуатации, использован кордшнур. Выполнен он из полиэфира или полиамида. Самыми упругими считаются изделия, у которых для производства кордшнура применен «Кевлар». Использование нескольких дополнительных тканевых слоев увеличивает показатель износостойкости. Применяются ремни приводные клиновые и поликлиновые во вращающихся механических узлах техники. Несмотря на одинаковое предназначение, между ними есть разница.
Ремни клинового типа
Техническое изделие имеет форму клина, за счет чего обеспечивается надежное его сцепление с канавкой шкива рабочего узла. Соответствуют ремни клиновые ГОСТ 1284-89. Нормальное трапециевидное сечение способствует увеличению производительности механизма. Малое межосевое расстояние создает компактную передачу.
- изделия клинового типа с нормальным сечением используются на приводах станков, стационарных и передвижных с/х машинах;
- максимально допустимые температурные параметры рабочей среды имеют диапазон от –60 до +60 о С;
- скорость вращения рабочих узлов ограничена 30 м/с.
Многоручьевые изделия узкого сечения на внутренней рабочей стороне имеют несколько клиньев. Предназначены они для с/х техники, где вращающиеся узлы испытывают неравномерные удары, повышенные нагрузки. Шестигранные ремни клиновые состоят из сдвоенного классического профиля, применяются на технике с валами обратного вращения.
Клиновидные модели имеют следующие преимущества:
- максимальная мощность передачи между узлами крутящего момента;
- доступность небольшого угла обхвата шкива малого диаметра;
- возможность бесступенчатого изменения скорости вращения механизма.
Недостатком считается сильное напряжение на изгибе, образующееся из-за высокого клина. При использовании на ременной передаче нескольких изделий разной длины происходит их быстрый износ.
Ремни поликлинового типа
Совместили в себе ремни преимущества клиновых и плоских технических изделий. По конструкции, это замкнутый контур из резиновой полосы. На внутренней стороне расположены продольные полосы. Определяются размеры приводных поликлиновых ремней по шагу и числу ребер. Изделию присуща повышенная гибкость, увеличенная тяговая способность.
Выдерживают поликлиновые ремни температуру рабочей среды в диапазоне от –30 до +60 о С. Производятся согласно требованиям ТУ 38 105 763-89. В условиях нормальной эксплуатации удлинение не превышает 3%.
Обладает поликлиновой приводной ремень следующими преимуществами:
- повышенная гибкость позволяет работать на шкивах малого диаметра;
- увеличенная тяговая способность дает возможность нормально функционировать на скорости до 65 м/с;
- за счет эластичности снижается уровень вибрации вращающихся узлов.
Недостатком считается чувствительность, если ролик поликлинового ремня смещен. Недопустимо осевое отклонение шкивов. Происходит быстрый износ ременной передачи.
Сроки эксплуатации ремней
Каждый вид технического изделия рассчитан на определенные часы работы. Когда они истекают, необходима замена поликлинового ремня или другой его разновидности. Однако установленные сроки могут не совпадать из-за условий эксплуатации. Например, среднестатистический ресурс при среднем режиме функционирования составляет 2 тыс. часов. Если режим работы тяжелый, часы уменьшаются до 1 тыс. Когда натяжитель поликлинового ремня не обеспечивает достаточного натяжения, это первый звоночек о необходимости замены.
Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования
Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования
Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.
Назначение и функции клиновых ремней
Приводной клиновой ремень (вентиляторный ремень, автомобильный ремень) — резинотканевый бесконечный (свернутый в кольцо) ремень трапециевидного (клиновидного) сечения, предназначенный для передачи крутящего момента от коленвала силовой установки на навесные агрегаты, а также между различными агрегатами дорожных, сельскохозяйственных машин, станков, промышленных и иных установок.
Ременная передача, известная человеку более двух тысячелетий, имеет несколько недостатков, среди которых наибольшие проблемы доставляют проскальзывание и механические повреждения под высокими нагрузками. В значительной степени эти проблемы решены в ремнях с особым профилем — клиновым (трапециевидным).
Клиновые приводные ремни имеют широкое применение:
- В силовых установках автотракторной и иной техники для передачи вращения от коленчатого вала на различные устройства — вентилятор, генератор, насос ГУР и другие;
- В трансмиссиях и приводах самоходной и прицепной дорожной, с/х и специальной техники;
- В трансмиссиях и приводах стационарных машин, станков и другого оборудования.
Ремни в процессе работы подвергаются интенсивному износу и получают повреждения, что снижает надежность клиноременной передачи или полностью выводит ее из строя. Чтобы сделать верный выбор нового ремня, следует разобраться в существующих типах этих изделий, их конструкции и характеристиках.
Обратите внимание: сегодня существуют клиновые и поликлиновые (многоручьевые) ремни, имеющие различную конструкцию. В данной статье рассказано только о стандартных клиновых ремнях.
Типы приводных клиновых ремней
Существует два основных типа клиновых ремней:
- Гладкие приводные ремни (обычные или AV);
- Зубчатые приводные ремни (AVX).
Гладкий ремень представляет собой замкнутое кольцо трапециевидного поперечного сечения с гладкой рабочей поверхностью по всей длине. На рабочей поверхности (узкой) зубчатых ремней наносится зубья различного профиля, которые придают ремню повышенную эластичность и способствуют продлению ресурса всего изделия.
Гладкие ремни выпускаются в двух вариантах:
- Исполнение I — узких сечений, отношение широкого основания к высоте такого ремня лежит в пределах 1,3-1,4;
- Исполнение II — нормальных сечений, отношение широкого основания к высоте такого ремня лежит в пределах 1,6-1,8.
Гладкие ремни могут иметь номинальную расчетную ширину 8,5, 11, 14 мм (узкие сечения), 12,5, 14, 16, 19 и 21 мм (нормальные сечения). Необходимо указать, что расчетная ширина измеряется ниже широкого основания ремня, поэтому указанные выше размеры соответствуют ширине широкого основания 10, 13, 17 мм и 15, 17, 19, 22, 25 мм соответственно.
Приводные ремни для с/х-техники, станков и различных стационарных установок имеют расширенный диапазон размеров основания, вплоть до 40 мм. Приводные ремни для силовых установок автотракторной техники выпускаются трех типоразмеров — AV 10, AV 13 и AV 17.
Зубчатые ремни выпускаются только типа I (узких сечений), но зубья могут быть трех вариантов:
- Вариант 1 — волнообразные (синусоидальные) зубья с одинаковым радиусом зуба и межзубного расстояния;
- Вариант 2 — с плоским зубом и радиусном межзубным расстоянием;
- Вариант 3 — с радиусным (закругленным) зубом и плоским межзубным расстоянием.
Зубчатые ремни бывают только двух типоразмеров — AVX 10 и AVX 13, каждый из типоразмеров выпускается со всеми тремя вариантами зубьев (поэтому всего существует шесть основных типов зубчатых ремней).
Клиновые ремни всех типов изготавливаются в нескольких исполнениях по свойствам накопления заряда статического электричества и климатическим зонам эксплуатации.
По свойствам накопления электростатического заряда ремни бывают:
- Обычные;
- Антистатические — со сниженной способностью накопления заряда.
По климатическим зонам ремни бывают:
- Для районов с тропическим климатом (с температурой эксплуатации от -30°С до +60°С);
- Для районов с умеренным климатом (также с температурой эксплуатации от -30°С до +60°С);
- Для районов с холодным климатом (с температурой эксплуатации от -60°С до +40°С).
Классификация, характеристики и допуски клиновых ремней различных видов регламентируются отечественными и международными стандартами, в том числе ГОСТ 5813-2015, ГОСТ Р ИСО 2790-2017, ГОСТ 1284.1-89, ГОСТ Р 53841-2010 и смежными документами.
Конструкция клиновых ремней
Конструктивно гладкие и зубчатые ремни несколько отличаются.
Основой гладкого ремня является несущий слой в виде кордшнура или ткани из полимерных волокон (стандартно — полиэфирных), вокруг несущего слоя располагается резиновое тело ремня, обернутое одним или несколькими слоями ткани. Вся эта конструкция подвергается вулканизации, при этом ремень замыкается кольцо с маскировкой шва. Резиновое тело ремня делится на два слоя: над несущим слоем — работающий на растяжение, под несущим слоем — работающий на сжатие.
Зубчатый ремень устроен аналогично, однако оберточная ткань в нем располагается только на широкой стороне. Зубья выполняются в резиновом слое сжатия, что обеспечивает лучшую работу ремня на шкивах малого радиуса.
Ремни обоих типов имеют поперечное сечение в виде трапеции, широкая часть которой является наружной стороной, а нижняя и часть боковых — рабочими внутренними сторонами ремня, именно они во время работы контактируют со шкивами агрегатов. Широкая сторона может быть плоской или выпуклой, во втором случае центр широкой стороны не должен подниматься над краями выше, чем на 1,5 мм.
Характеристики, маркировка и применяемость клиновых ремней
По применяемости приводные ремни делятся на несколько групп:
- Вентиляторные (по ГОСТ 5813-2015, ГОСТ Р 53841-2010);
- Автомобильные (по ГОСТ Р ИСО 2790-2017);
- Приводные для с/х машин, станков и прочих стационарных установок (по ГОСТ 1284.1-89).
Ремни вентиляторные гладкие имеют длину от 710 до 2000 мм, зубчатые — от 715 до 1550 мм; приводные для станков и иного оборудования — от 400 мм до 18 метров.
Обычно гладкие вентиляторные ремни имеют маркировку с указанием сечения (ширина и высота) и длины, зубчатые ремни имеют маркировку с указанием ширины и длины с префиксом AVX (например, AVX 10-715 или AVX 13-1045). Автомобильные ремни маркируются аналогично, но с префиксом AV (например, AV 13-1250). Также на ремнях обязательно наносится стандарт, которому соответствует данное изделие, и различная служебная информация.
На ремнях в антистатическом исполнении дополнительно наносится маркировка «стат» (располагается перед указанием сечения); на изделиях для тропического климата дополнительно наносится буква «Т», для холодного климата — буквы «ХЛ» (в обоих случаях — после указания сечения и длины ремня), изделия для умеренного климата дополнительной маркировки не имеют.
Маркировка наносится краской или формируется из резины во время вулканизации только на наружной (широкой) стороне изделия, где она не стирается в процессе нормальной эксплуатации.
Как правильно выбрать и заменить клиновый ремень
Ремни всех типов подвергаются значительным механическим и тепловым нагрузкам, а также воздействию масел, топлив и других технических жидкостей — все это приводит к износу, деформации и повреждению изделия. Также ремень постепенно вытягивается, что снижает надежность его сцепления со шкивами и, соответственно, ухудшает характеристики всей клиноременной передачи. Все это приводит к проскальзыванию ремня или способствует его соскальзыванию со шкивов, а в отдельных случаях ремень из-за трещин, усталости резины и высоких нагрузок может разорваться. Во избежание проблем с работой агрегатов, имеющих клиноременной привод, ремни рекомендуется периодически менять.
На замену необходимо брать ремень того же вида, что использовался на агрегате ранее — он должен соответствовать шкивам по размерам, а также иметь необходимую для работы привода длину. Применение ремня сечения, отличного от сечения канавки шкива, недопустимо — он будет проскальзывать или интенсивно изнашиваться, особенно при перепадах температур, и вскоре выйдет из строя.
Замену клинового ремня необходимо производить в соответствии с рекомендациями, приведенными в инструкции по ремонту и ТО конкретного агрегата или ТС. Для замены может потребоваться изменения расстояния между шкивами, а после установки нового ремня — выполнение его натяжки с усилием, указанным в инструкции. Для продления срока эксплуатации ремня необходимо подбирать изделия так, чтобы они отвечали климатическим зонам, также нужно соблюдать несколько простых рекомендаций: не допускать запуска двигателя при чрезмерно низких температурах без подогрева, и, напротив, не допускать нагрева ремней выше +80°С.
При попадании технических жидкостей и загрязнении необходимо протирать ремни. Все это обеспечивает нормальную работу клиновых ремней и передач на их основе, что является необходимым условием бесперебойного функционирования силового агрегата или иного оборудования.