Санкт петербург точка 5 дорог как ладонь
Перейти к содержимому

Санкт петербург точка 5 дорог как ладонь

  • автор:

Санкт петербург точка 5 дорог как ладонь

Перекресток Пять углов – одно из красивейших мест С.-Петербурга. Образуют перекресток улицы Разъезжая, Рубинштейна и Ломоносова, а также Загородный проспект. Упоминание о Пяти углах можно встретить в романах Ф. Достоевского, стихах И. Бродского, песнях В. Высоцкого. Для любого фотографа перекресток – непременная остановка на карте Петербурга. Достопримечательность входит в перечень так называемых открыточных видов Северной столицы.

Перекресток Пять углов

Считается, что именно Пять углов отражают подлинную атмосферу города на Неве, передают всю его красоту и оригинальность. На перекрестке находятся дома с самым престижным в Петербурге жильем, здесь предпочитают селиться знаменитости.

Перекресток Пять углов

На небольшом пространстве, образованном тремя улицами и проспектом, компактно разместились пять домов, отличающихся интересной историей и оригинальной архитектурой.
Туристов поражает, как строителям удалось разместить пять зданий на такой маленькой территории. Секрет – в треугольной форме фасадов. Дома как бы вклиниваются в улицы: с некоторых ракурсов особняки кажутся совершенно плоскими.

Достопримечательности

Доходный дом Иоффа

Доходный дом Иоффа на Перекрестке Пять углов

Самое известное здание на перекрестке Пяти углов – доходный дом Иоффа. Это красивый треугольный особняк в стиле неоклассицизм с изящной округлой башней. За необычную форму в народе строение прозвали «дом-утюг».

Здание является переработанным вариантом дома купцов Лапиных, построенного в 1825 г. В 1913 г. торговец антиквариатом Ш.З. Иоффе выкупил особняк у наследников предыдущих владельцев. Известный архитектор А. Лишневский полностью переоборудовал дом, придав ему новые черты.

Доходный дом Иоффа на Перекрестке Пять углов

Особняк щедро украшен лепниной, статуями, барельефами. По всему фасаду здания расположено 40 фигур кариатид.

В доме находилось шесть квартир, которые снимали богатые люди. В одни из апартаментов зимой 1838 г. ежедневно приходил 16-летний юноша Н. Некрасов: будущий великий поэт подрабатывал учителем.

Доходный дом Иоффа на Перекрестке Пять углов

В 30-х гг. 20-го века в одной из квартир проживала Л. К. Чуковская – дочка знаменитого детского писателя. Супруг Чуковской, выдающийся астрофизик М. П. Бронштейн, провел в доме Иоффе последние месяцы перед арестом и расстрелом. После гибели Бронштейна поддержать Лидию Корнеевну приходила А. Ахматова.

В 2017 г. на фасаде «дома-утюга» была размещена табличка «Последний адрес» в память о М. П. Бронштейне.

Демидовское коммерческое училище

Демидовское коммерческое училище на Перекрестке Пять углов

Дом по улице Ломоносова, 13 до революции принадлежал первому в Российской империи учебному заведению, выпускавшему купцов – Демидовскому коммерческому училищу. Здание в стиле эклектика было построено в 1871 г. архитектором М. Макаровым.

В главном зале висел портрет основателя училища – П. А. Демидова. Написал картину художник Д. Левицкий. Сейчас полотно перемещено в Третьяковскую галерею.

В 30-е годы в здании располагался Институт холодильной промышленности. В годы ВОВ особняк стал местом формирования одного из полков ленинградского ополчения – народной воинской структуры, боровшейся с фашизмом. В наше время особняк находится в частных руках.

Дом Василия Капниста

Дом Василия Капниста

Одно из зданий Пяти углов принадлежало писателю и поэту В.В. Капнисту. Особняк в стиле безордерного классицизма был возведен в 1790 г. Дом отличается строгостью и рациональностью фасада.

В своем петербургском особняке Капнист написал пьесу «Ябеда», которая до появления «Горя от ума» была самым популярным в России драматическим произведением.

В гостях у поэта бывал его старший товарищ и учитель Г.Р. Державин.

Как добраться:

[yandexMap name=»Перекресток Пять углов» description=»Санкт-Петербург, Загородный просп., д. 9″]Санкт-Петербург, Загородный просп., д. 9[/yandexMap]

Площадь пять углов в Санкт-Петербурге

Пять углов — официально такой площади в Санкт-Петербурге нет.

Место, находящееся на пересечении проспекта Загородного и трех улиц — Разъезжей, Ломоносова и Рубиншнейна, наполненно легендами. Впервые его описал Федор Достоевским в романе «Идиот»

Это место таинственно и романтично. Говорят, что здесь, на пятиконечном пятачке, обитает дух Петербурга, и многим удается, оторвавшись от времени и заблудившись в разных эпохах, почувствовать его энергетику.

История

Перекресток, на который «смотрят» фасады 5-ти домов и который со временем стали называть площадью, начал образовываться в 1740-х годах. Его история — это история четырех улиц и пяти домов.

История улиц

Первые две улицы — Загородный проспект и Разъезжая — своими именами обязаны строительной комиссии, утвердившей их в 1739 году. Проспект назвали Загородным из-за первоначального расположения за пределами города, улицу Разъезжей — потому, что по ней осуществлялись многочисленные перевозки из Санкт-Петербурга в направлении Московско-Ямской слободы.

Третья — улица Ломоносова до 1948 года называлась переулком Чернышева. Переулок вначале заканчивался у реки Фонтанки. Продвигаясь до набережной канала Грибоедова, он постепенно превратился в улицу.

И, наконец, четвертая — улица в честь пианиста, дирижера Антона Рубинштейна, 5 лет жившего на ней в доме 38, — появилась после переименования в 1929 году Троицкой улицы. С 1798 до 1887 год она была Троицким переулком, а еще ранее в 1740-х годах — Головкинским переулком.

Площадь пять углов

История домов

Пять углов площади — пять зданий:

  1. На пересечении улицы Разъезжей и Загородного проспекта — несимметричный Доходный дом Нимана. Точная дата его постройки не установлена. Известно, что современный четырехэтажный облик с нижним этажом под торговые лавки здание приобрело в ходе капитальной перестройки в 1885 – 1886 гг.
  2. Второй дом на пересечении Разъезжей улицы и Загородного проспекта (улицы образуют Т-образный перекресток) —дом Капниста. Василий Васильевич Капнист — известный поэтсатирик, переводчик, драматург купил дом для пребывания в Санкт-Петербурге. Здесь он написал известные «Время», «Ябеду», «Разлуку», «Оду на счастье», «На смерть Юлии», в доме родились два его сына — Семен и Владимир. Особняк он продал в 1793 году дворянину, а тот в свою очередь — купцам Бурениным. В 1882 году они продали имение купцу Барышникову, а он — гражданину П. Е. Акинфееву. Дом является одной из старейших построек проспекта — возведен неизвестным автором в екатерининскую эпоху в 1790-х годах. О пребывании В. В. Капниста свидетельствует установленная на фасаде в 1996 году мемориальная табличка.
  3. На пересечении улиц Ломоносова и Рубинштейна — Доходный дом Гека и Вальтера. О том, что постройка на углу Троицкой улицы и переулка Чернышева в 1894 года уже существовала, свидетельствует информация справочника весь Петербург этого же года издания.
  4. На пересечении Загородного проспекта и улицы Рубиншнейна — дом комиссионера Шнеера Иоффа. В 1913 году он выкупил трехэтажное строение у наследников купца Лапина и перестроил его, добавив еще три этажа. В этом здании в 1838 и 1839 году в пансионе для мальчиков преподавалправописание, историю и арифметику Н. А. Некрасов. Здесь бывала Анна Ахматова. Она приходила к жившей в этом доме подруге — дочери Корнея Чуковского — писательнице Лидии Чуковской. Их сдружили печальные обстоятельства — муж Лидии Чуковской, известный физик Матвей Бронштейн, был арестован и расстрелян, а сын Анны Ахматовой пребывал в тюрьме. В настоящее время имеется мемориальная доска, напоминающая о проживании в доме Лидии и Матвея.
  5. На пересечении Загородного проспекта и улицы Ломоносова — здание бывшего Коммерческого училища. С самого начала это был дом полковника Логинова, потом он был куплен училищем святой Екатерины, который со временем стали называть Екатерининским институтом благородных девиц. Институт пробыл здесь всего два года и в 1800 году съехал на Фонтанку, 36. В 1801 году его сменило переехавшее из Москвы Императорское коммерческое училище. Со временем число желающих в нем учиться возросло, помещений стало не хватать, в связи с этим в 1961 году было принято решение о строительстве нового корпуса. Старое здание было решено превратить в доходный дом. В 1939 году к нему архитектором Плавовым слева был пристроен двухэтажный, а во дворе трехэтажный флигели, в которых некоторое время размещалась Мариинская гимназия. После к двухэтажному флигелю были добавлены еще два этажа, к трехэтажному флигелю — один. В 1857 – 1858 гг. архитектор П. С. Пименов перестроил угловую часть, а в 1902 – 1903 гг. к ней справа братьями архитекторами А. И. Богдановым, Н. И Богдановым был пристроен еще один доходный дом. В нем с 1908 по 19015 гг. жил известный актер К. А. Варламов — об этом сегодня напоминает мемориальная табличка. В 1913 – 1915 гг. Н. И. Богданов выполнил реконструкцию углового здания. В советское время в четырехэтажной пристройке (той, что во дворе) размещалась первая в ССР школа № 213 с углубленным изучением английского языка, в угловом здании — Ленинградское отделение Всесоюзного объединения «Изотоп», с 2010 года — бизнес-отель «Пятый угол». В 2001 году, так же как и Дом Капниста, здание вошло в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Архитектура

Архитектура площади представлена пятью домами, образующими углы. Рассмотрим их с точки зрения зодчества:

  1. Современный вид четырехэтажного Доходного дома Нимана, расположенного по адресу Разъезжая, 1/Загородный, 20 — проект архитектора Бертельса Андрея (Генриха) Андреевича. Главные особенностинесимметричность, стиль эклектика, характеризующийся смешением нескольких стилей из разных исторических периодов. В данном случае использованы «ренессансные» формы — глубокие русты, включающие декоративные вставки, лепка, литые решетки балконов с тонким рисунком, прямоугольный фронтон, на котором выделяется одно круглое окно. Другие окна — обычной прямоугольной формы. Они оформлены в духе петровского времени — обрамлены рустовкой, пилястрами, филенками.
  2. Дом В. В. Капниста — адрес Разъезжая, 2/Загородный, 18. Первоначально состоял из каменной и деревянной части, со временем был заменен двухэтажным каменным строением, возведенным в стиле строгой классики. От старинных интерьеров до наших дней дошли некоторые элементы — приятный полумрак, картины с городскими сюжетами, а также витражная лестница и лепнина на втором этаже в угловом помещении.
  3. Доходный дом Гека и Вальтера — адрес Ломоносова, 28/Рубиншнейна, 29 — пятиэтажный образец модернизированного неоклассицизма. Задумка инженера К. К. Кохендорфера была реализована не полностью — проектом предполагалось более яркая отделка фасада, угловая башня, многочисленный декор. Разные этажи дома оформлены по-разному: на первом этаже, отданном под различные заведения, большие окна, на втором — окна дугообразно оформленные с украшениями, отделка третьего и четвертого этажей объединена модным в то время «кирпичным стилем», дополненными сандриками треугольной формы. В здание можно попасть с главного входа, состоящего из нескольких арок, и через два входа в торговые залы. В парадной дома сохранилась часть некогда богатого декора.
  4. Архитектурной доминантой площади является пятиэтажный доходный дом, похожий на утюг и построенный в стиле неоклассицизма А. Л. Лишневским для Ш. З. Иоффа — адрес Загородный, 11/Рубиншнейна, 40. Высокая полукруглая башня с пятью окнами возвышается над Пятью углами и служит «маяком» для ориентации в городе. Отделка первых двух этажей дома по причине отведения их под торговые помещения, скромнее, чем третьего, четвертого и пятого с венецианскими окнами, ложными балконами, сандриками, пилястрами, фигурами кариатид.
  5. По адресу Загородный, 13/Ломоносова, 13 находится несколько строений: угловой многоквартирный жилой дом, четырехэтажное строение, втиснутое между 13 и 11 домами и флигель во дворе. Во избежание путаницы ввели обозначения с дробью/без дроби. В 2013 году здания были отреставрированы как объекты культурного наследия — восстановлены фасады и крыши.

В 2015 году тротуары между площадями Пять углов и Владимирской были вымощены гранитом, на Загородном проспекте установлены специально отлитые чугунные фонари, которые по стилю перекликаются с фонарями улицы Рубиншнейна.

Что находится рядом

У людей, оказавшихся на площади, создается впечатление как в сказке:

  • налево пойдешь, к Витебскому вокзалу, построенному в стиле центрально-европейского модерна, к Филармонии джазовой музыки и ТЮЗу выйдешь
  • направо — к Владимирской церкви, музею театра им. Ленсовета и театру «Суббота» попадешь

Недалеко от площади находятся:

  • мемориальный музей-квартира композитора Римского-Корсакова
  • Российский государственный музей Арктики и Антарктики
  • музей Фаберже
  • театры Большой Драматический и Александрийский
  • набережная реки Фонтанки
  • государственный музей театрального и музыкального искусства
  • Аничков дворец
  • памятник Багратиону

Где находится

Адрес

Метро

  • Достоевская
  • Владимирская
  • Звенигородская

Как добраться

Лучшим вариантом будет добраться с помощью метро. Также могут доставить нас до нужного места троллейбус № 3, № 8, № 15, маршрутка № 25, № 90, № 177, № 258 или автобус № 370, № 372, № 375А, № 383. Выходить на остановке Пять углов.

Интересные факты

Многоугольные перекрестки существуют во многих городах мира, например, в Мурманске и Нижнем Новгороде, в Париже и Лондоне. Только вот в российскую литературу и музыку вошли именно петербургские Пять углов.

Пять Углов — место встречи многих литературных героев:

  • в доме купца Акинфиева, жила героиня романа Достоевского — Настасья Филипповна
  • располагался знаменитый трактир «Ерши» В. В. Крестовского, писатель с 1884 года жил в доходном доме Коммерческого училища
  • происходили события «Воительницы» — в рассказе Лескова
  • перекресток упоминается А. К. Толстым в шуточной «Оде на поимку Таирова», А. И. Куприным, О. Э. Мандельштамом, Владимиром Высоцким в песне «Голосок из Ленинграда», Игорем Скляром в песне «Пять углов». А еще группой «Чиж&Co» в треке «Ветер вырывает из рук последние деньги», коллективом «Алиса» в музыкальном произведении «Трасса Е-95», группой «Звери» в сингле «Я — молодец»
  • в одном из домов Пяти углов жила Александра Филипповна Киргхоф — знаменитая гадалка, предсказавшая смерть Пушкина и говорившая с Лермонтовым перед его дуэлью. Ходят слухи, что среди обращавшихся к ней был сам Александр I
  • Недалеко от этого места проживал Достоевский, композиторы Николай Римский-Корсаков, Михаил Глинка, Петр Чайковский, поэтесса Ольга Бергольц, писатель Сергей Довлатов. У Довлатова был написан сборник «Пять углов», который он собирался издать в Таллинне и который был уничтожен сотрудниками КГБ.

На площади есть следы влюбленных — мужчины и женщины. Если стать на них вдвоем и загадать желание, то оно обязательно сбудется. А все потому, что издавна перекресток считается символом возможностей. Косвенно это подтверждается легендой, которую удалось найти НП «Объединению Дормост» — компании, «построившей» следы в дизайне мощения перекрестка.

В легенде идет речь о купце, некоем Никите Куприянове, который собирался жениться, но вскоре после приезда к своей невесте в Петербург узнал, что обанкротился. История произошла в 1860-х годах, во время экономического кризиса, случившегося при правлении Александра II. Свое положение он объяснял как раз на Пяти углах.

Девушка не испугалась бедности, убедила жениха, что если они будут вместе, то все у них получится. Она сказала: «Смотри сколько дорог, каждая может стать началом хорошей, счастливой жизни».

Никита обрадовался такому ответу невесты, они встали рядом и помолились. После скромной свадьбы, финансовые дела семьи поправились, и жили они долго и счастливо, и, возможно, умерли в один день, но к сожалению, о последних днях их жизни легенда умалчивает☺.

Улицы Пяти углов очень оживленные, здесь много интересных кафе, баров, ресторанов, даже советская пышечная сохранилась. Вот такое необычное место!

Площадь Пять углов в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург – очень красивый город, и не зря его называют музеем под открытым небом. Гуляя по нему, каждый раз натыкаешься на что-нибудь интересное и любопытное. Необычное место, мимо которого не проходят туристы, – площадь пять углов в Санкт-Петербурге. Представляет оно собой перекресток проспекта (Загородного) с тремя улицами (Ломоносова, Разъезжая и Рубинштейна), по обочинам которых стоят дома, тем самым обозначив 5 углов.

Конечно, СПб – не единственный город, в котором встречается данная особенность. Такое явление можно увидеть в Нижнем Новгороде, Мурманске, Москве, Николаеве и других городах. Но в Питере это место из-за плотности застройки и красоты зданий наиболее выдающееся.

История перекрестка «Пять углов»

Площадь Пять углов возникла еще в 18 веке (1760-й год). Как уже было сказано ранее, перекресток образован на сплетении улиц Ломоносова и Разъезжей, улицы Рубинштейна, проспекта Загородного, а свое неофициальное название «Пять углов» получил благодаря пяти старинным домам, расположенным на нем.

История перекрестка "Пять углов"

Славу этому месту принесли многочисленные знаменитости, проживавшие здесь, в числе которых были Римский-Корсаков, Глинка, Достоевский и Чайковский. Так, в своих произведениях Достоевский не раз упоминал знаменитый перекресток, называя его «нервным узлом Петербурга». Помимо прочего, Пять углов нашли свое место в композициях Высоцкого, Скляра, а также в песнях популярных музыкальных групп «Звери», «Алиса» и «Чиж & Co».

Истоки популярности

Данный перекресток известен каждому петербуржцу и занимает первую ступень неофициальных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Что придает этому месту известность? Есть несколько фактов, привлекающих к нему внимание:

  • Необычность, отличие от привычного нам перекрестка;
  • примечательная архитектура построек и известность домов, встречающихся на площади, в одном из которых жили известные люди (Чуковская и Бронштейн);
  • это место прославлено поэтами и певцами в своих произведениях (Достоевский, Высоцкий);

Площадь в Питере

  • излюбленность фотографами – много красивых фото данного узла можно найти на просторах интернета.

Площадь Пять углов в СПб стоит увидеть вживую, если вы хотите ощутить дух города и проникнуться им.

Примечание: считается, что место наполнено огромной энергетической силой.

Главные здания площади

Архитектура зданий, сходящихся в одном перекрестке, весьма привлекательна. Сама ситуация, когда пять дорог вместе с постройками смогли образовать такую площадь, произошла из-за того, что двое из сооружений выполнены в форме треугольника. Одно из них выделяется особенно, та как на углу установлена башня. Это доходный дом Иоффа. На сегодняшний день он сохранил тот же вид, в котором и был возведен в 1913 году.

Площадь Пять углов в Санкт-Петербурге

История повествует, что в доме с башней жил известный советский физик М. П. Бронштейн и его супруга Лидия (дочь Корнея Чуковского). К ней после смерти мужа часто приходила в гости Анна Ахматова. Но это происходило уже в советские годы, а изначально в доме были всего 6 больших квартир, которые снимали состоятельные люди. На самом верхнем этаже жил Иофф с семьей.

Нижние 2 этажа предназначались для торговых павильонов, о чем свидетельствует их бедная отделка. В 1915 году второй этаж был переоборудован под кинотеатр. Уже тогда площадь пяти углов в Санкт-Петербурге оживляла и была известна вне города.

Интересна и сама башня дома Иоффа. Она привлекает творческих натур в поиске вдохновения и уединения. Кто живет в башне сегодня? Для большинства это уже не является тайной. Обосновался там Сергей Семкин – художник, который обустроил в ней мастерскую, черпая из этого места новые веяния для творчества.

Питер Зимой

Примечание: не так давно башня была местом, где собирались бездомные.

Есть еще одно отличительное строение, составляющее пять углов в городе Питер, находится между проспектом и улицей Ломоносова (в прошлом – переулок Чернышова). В 1880 здесь было обосновано Коммерческое училище – первое учебное заведение данного типа, перенесенное из Москвы. Просуществовало оно на этом месте до конца 19 века, после чего перешло в частное владение, став жилым домом.

Пять углов: интересные факты

Если вы желаете в полной мере насладиться атмосферой Санкт-Петербурга, непременно посетите одну из его главных неофициальных достопримечательностей — перекресток Пяти углов. 5 углов овеяны бесчисленными легендами и необычными фактами, которые ежегодно притягивают внимание тысячи туристов. Расскажем о некоторых из них:

  • Одной из главных особенностей перекрестка считается его планировка, непривычная для общепризнанных архитектурных стандартов. Так, Загородный проспект стал звеном, объединившим сразу три старинные улочки: Разъезжую, Ломоносова и Рубинштейна, на которых расположена знаменитая пятерка исторических домов. Проходящих мимо горожан и заезжих гостей поражает расположение зданий, находящихся одновременно на одной небольшой площади. Дело в том, что архитекторы разработали трапециевидную систему размещения строений — острые углы зданий направлены в сторону проспекта Загородный.
  • Наиболее значимым архитектурным творением 5 углов признан доходный дом Иоффа, созданный по проекту русского архитектора Лишневского. Проходя мимо здания, создается ощущение, будто попал в жилище сказочного звездочета. И действительно, дом выполнен в стиле неоклассицизма, некогда живший здесь владелец, Матвей Петрович Бронштейн, был известным астрофизиком, а его жена — Лидия Корнеевна была дочерью любимого детьми писателя Корнея Чуковского.

Площадь в СПб

  • Не менее значимой архитектурной постройкой является Коммерческое училище, расположившееся на пересечении проспектов Чернышева и Загородного. Здание было построено в 1880 году и предназначалось для обучения детей зажиточных купцов. Инициатором создания училища сал крупный русский промышленник Прокофий Демидов. В руки собственников архитектурный объект перешел лишь в конце 19 века.
  • Также Пять углов славятся своими необычными ресторанчиками и кафе, в которых представлены кухни различных стран. Поблизости расположены вполне уютные и относительно дешевые хостелы и гостиницы — идеальное пристанище для бюджетного туриста.
  • Еще одним местом, которое непременно стоит посетить, будучи в Пяти углах, считается Витебский вокзал. На сегодняшний день отсюда без проблем можно доехать электропоездом до Царского Села. Сам вокзал выполнен в стиле центрально-европейского модерна. Интерьеры здания поражают посетителей своим роскошным убранством, создавая впечатление, будто они попали в один из дворцов Санкт-Петербурга. Помимо прочего, в здании имеется картинный зал, посвященный истории города, который также будет интересен как жителям, так и гостям северной столицы. Для желающих перекусить при вокзале работает ресторан, в числе знаменитых посетителей которого были Ахматова, Анненский и Гумилев.

Как добраться до 5 углов в Питере?

Площадь пяти углов в городе Санкт-Петербург находится на пересечении Загородного переулка с улицами Ломоносова, Рубинштейна и Разъезжая. Круг поиска сокращается до этих ориентиров.

Отправляясь к площади пяти углов, нужно сделать следующее.

  1. Узнать адрес дома с башней, чтобы ориентироваться по нему (самое приметное здание на перекрестке) – Загородный проспект, 11.
  2. Ближайшая станция метро (для пеших туристов) – Достоевская и Владимирская.

Если по дороге возникли трудности в обнаружении нужного места, попробуйте осмотреться вокруг по крышам построек – возможно, издалека покажется дом с башней. Всегда можно спросить у прохожих, как попасть на нужную площадь. Это известное место, и верное направление обязательно укажут.

Пять углов в Санкт-Петербурге легко найти на карте в интернете, вбив в поисковике это название. Там можно присмотреть поблизости гостиницу, кафе, посетить Витебский вокзал с его картинной галереей и рестораном, в который захаживали Ахматова, Гумилев и другие известные личности. Рядом располагаются Театр Юного Зрителя, у которого своя трагическая история, и современный океанариум.

Интересное место — Перекресток пяти дорог!

Пять углов, Санкт-Петербург

Он образуется на пересечении Загородного пр., Разъезжей улицей, ул. Рубинштейна и Ломоносова. Этот перекресток существует с 1760 года.
Знаковым зданием является остроугольный доходный дом с башенкой, расположенный на углу Загородного пр. и ул. Рубинштейна.

Related Posts
Оставить комментарий Отменить ответ

«Ничто так не развивает ум, как путешествие» – Эмиль Золя
«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали» Марк Твен

Семимостье
в Санкт-Петербурге

За Санкт-Петербургом прочно закрепилась слава мистического города. Долгая история Северной столицы послужила отличной почвой для возникновения легенд и суеверий, их сегодня можно услышать от местных жителей или на тематических экскурсиях. Обычно подобные туры проходят через кладбища, замки, дворцы в которых, по слухам, водятся призраки. Если вам не по душе «страшилки», то посетите места, где исполняются желания. Одно из самых популярных — Семимостье.

Семимостье находится на пересечении канала Грибоедова с Крюковым каналом. Особенность этого места отражена в названии — отсюда удается разглядеть семь мостов. Цифра 7 окутана мистицизмом: она часто встречается в мировых религиях, мифологии, эзотерических книгах. Многие чтят семерку как божественное число, несущее счастье. Эти убеждения легли в основу легенды Семимостья.

Семимостье на панораме Яндекс. Карты:

Как загадать желание на Семимостье

Чтобы правильно загадать желание на Семимостье нужно встать на Пикалов мост и поворачиваться вокруг себя по часовой стрелке. Ориентиром может служить колокольня Николо-Богоявленского Морского собора. Сперва надо встать так, чтобы она располагалась по левую руку, тогда взору откроется Красногвардейский мост, а за ним Ново-Никольский. Затем продолжайте поворачиваться вправо и вы увидите Старо-Никольский мост, а дальше по Крюкову каналу просматривается Смежный мост. Далее вставайте спиной к Красногвардейскому мосту и смотрите вперед на Могилевский мост. И наконец, обратите взор вдоль Крюкова канала в сторону колокольни. Там вы увидите Кашин мост, а за ним вдалеке Торговый.

Посмотрев на семь мостов в таком порядке, загадывайте желание. Говорят, что можно усилить магию, если прийти на Семимостье 7-го числа в 19:00.

Пикалов мост

Мосты Семимостья

Все мосты Семимостья неразводные, шесть из них оснащены проезжей частью и тротуарами, только Красногвардейский мост является полностью пешеходным. Находятся мосты в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Канал Грибоедова пересекают Красногвардейский, Ново-Никольский и Могилевский мосты, а Крюков канал — Старо-Никольский, Смежный, Кашин и Торговый.

Возраст у мостов Семимостья разный. Самый молодой из них — Красногвардейский — был построен в 1957 году, а самый старый — Старо-Никольский. Он существует с 1720-х.

Сама точка обзора — Пикалов мост — в Семимостье не входит. Хотя иногда его тоже считают, как и мост Декабристов (бывш. Офицерский), который особо зорким удается разглядеть за Мариинским театром. В таком случае говорят о 9-ти мостах Семимостья.

Вид на Крюков канал, Кашин и Красногвардейский мосты

Что посмотреть рядом

Расстояние от Невского проспекта до Семимостья составляет 2,5–3 километра. Многие не хотят уходить далеко от главной туристической улицы Санкт-Петербурга, а зря. Прогулку к месту исполнения желаний легко совместить с осмотром достопримечательностей. Если двигаться от Невского проспекта вдоль набережной Грибоедова, то по пути встретятся Казанский собор, Банковский, Каменный и Львиный мосты, Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.

А тем, кто будет у Исаакиевского собора, стоит пройти по Конногвардейскому бульвару до острова «Новая Голландия», а затем продолжать путь по набережной Крюкова канала: полюбоваться Мариинским театром, заглянуть в Никольский сад и выйти к Пикалову мосту.

Семимостье также известно как «место 12 крестов». Это название появилось после подсчета крестов на куполах храмов видимых с Пикалова моста: Николо-Богоявленского Морского собора, Католического собора Святого Станислава, Лютеранской церкви Святого Иоанна, Церкви Исидора Юрьевского и Большой Хоральной Синагоги.

Старо-Никольский мост

Как добраться до Семимостья в Санкт-Петербурге

Добраться до Семимостья можно пешком, используя маршруты, указанные выше. Так вы сможете интересно провести день и к 7 часам вечера выйти к волшебному месту.

Туристам, ограниченным во времени, общественный транспорт позволит значительно сократить путь. Предпочтение следует отдать трамваям, автобусам и маршруткам. Ближайшие станции метро — «Садовая» (фиолетовая линия/М5), «Сенная площадь»(синяя линия/М2), «Спасская» (оранжевая линия/М4) — располагаются в 15–20 минутах ходьбы.

Больше общественного транспорта ходит по Садовой улице. Автобусы № 49, 50, 181, маршрутки К-195, К-212, К-7 и трамвай № 3 довезут до остановки «Никольская площадь/Ново-Никольский мост». От нее до Пикалова моста менее 200 метров.

До остановки «Садовая улица» на Лермонтовском проспекте получится доехать на трамвае № 16. Отсюда до Семимостья около 230 метров.

Автомобилистам будет приятно узнать, что прямо у Пикалова моста предусмотрен небольшой пятачок для стоянки.

Часто туристы вызывают такси для поездок по городу. Заказ легко сделать с помощью мобильных приложений от популярных сервисов Яндекс. Такси, Uber, Ситимобил, Maxim, RuTaxi, Gett.

Санкт петербург точка 5 дорог как пальцы

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Россия
ОАЭ
Тайланд
Финляндия

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Надо знать: Палец императора на карте: почему на железной дороге Петербург — Москва появилась петля и куда она исчезла

Вы наверняка знаете старинную байку о том, что при проектировании путей император Николай I чертил прямую с помощью линейки и случайно обвёл свой палец, а подчинённые не посмели возразить и прямо так всё и построили — с изгибом. На деле же всё гораздо сложнее и интереснее: сначала дорогу сделали прямой из-за недальновидного и упрямого начальства, затем поняли, что это неудобно, и перестроили, а в XXI веке скоростные поезда внесли свои коррективы и «палец» навсегда исчез с карт.

Надо знать: Палец императора на карте: почему на железной дороге Петербург — Москва появилась петля и куда она исчезла

Открытая в 1851 году дорога была совершенно прямой, её строили практически по кратчайшему направлению. Позже выяснилось, что это была ошибка, обусловленная волей начальства «строить прямо» и отсутствием нормальных карт. Дело в том, что на одном из участков находился глубокий овраг, сразу после которого начинался подъём на Валдайскую возвышенность. Настолько крутой, что маломощные паровозы того времени не могли вытянуть наверх большие составы — их приходилось расцеплять и проводить частями, по 10-12 вагонов. Можно представить, насколько неудобно и затратно это было, к тому же даже по частям этот участок в 20 вёрст состав проходил только за два часа.

При спуске с возвышенности тоже возникали проблемы — из-за непозволительно большой скорости тормоза вагонов перегревались и теряли эффективность. Благодаря прямой дороге аварий удавалось избежать, однако впечатлительных пассажиров такой «вылет» очень пугал.

В 1876 году Кабинет Министров принял решение перестроить проблемный участок и снизить крутизну подъёма путём создания обхода. Задача была выполнена к 1881 году инженером Николаем Аполлоновичем Белелюбским. Путь от Петербурга до Москвы удлинился на 5 вёрст, однако время в пути сократилось. Так на картах и появился «палец», давший начало известной шутке про императора. Новую дорогу стали называть Веребьинским обходом.

Пуск скоростных поездов в XXI веке вновь всё изменил: из-за кривизны обходного участка составы теряли темп почти на 40%. При этом крутой склон перестал быть для инженеров проблемой: резервы тяги новых поездов позволяли легко справляться с подъёмом, да и тормоза стали более совершенными. В 2000 году было принято решение о восстановлении старой трассы по прямому направлению. Обход в форме пальца ликвидировали в 2001 году — на этом и закончилась почти 120-летняя история известной шутки.

«Палец императора» или почему железная дорога между Москвой и Петербургом делала крюк

«Палец императора» или почему железная дорога между Москвой и Петербургом делала крюк

Воспоминания о государе Николае первом описывают его как человека, который стремился в Российской империи контролировать все. Даже строительство железных дорог. Как гласит легенда, планируя первую крупную железную дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга, император нарисовал прямую линию на карте с помощью линейки.

Но вот ведь незадача: в какой-то момент карандаш натолкнулся на императорский палец и невольно обвел его. Государь, не заметив такую оплошность, отдал карту чиновникам. Дескать, только так должна идти железная дорога. Те, боясь перечить, сохранили изгиб карандаша и проложили рельсы именно так, как было нарисовано Николаем Павловичем.

В двадцатом веке у этого анекдота появились свои вариации. Только связаны они были со Сталиным и Транссибом. Так правда это или выдумка? Пора разобраться.

Знаменитый крюк начинается от деревни Веребье в Новгородской области. Вначале построили прямую дорогу, но железнодорожники столкнулись с неожиданной проблемой — впечатляющим перепадом высот. Здесь они были огромны: станция Мстинский мост находилась на 79 метрах над уровнем моря, а следующая станция Торбино была уже на отметке в 192 метра. Между ними находится очень крутой 21-километровый холм, при подъеме на который и спуске с которого поезда испытывали трудности.

Николай одобряет строительство моста

Николай одобряет строительство моста

При спуске тормозные колодки просто сгорали от постоянного торможения, поездам было трудно остановиться при движении в Санкт-Петербург и приближении к Мстинскому мосту вниз по склону. Поезда из Санкт-Петербурга в Москву, с другой стороны, не имели достаточной мощности, чтобы подняться на холм, поэтому вагоны приходилось отсоединять и поднимать частями.

Старый мост. Фото XIX века

Старый мост. Фото XIX века

В феврале 1852 года, через три месяца после запуска железной дороги, произошла авария. Холм был настолько крутым, что оставленные без присмотра вагоны могли скатиться вниз. Так как их поднимали частями, то приходилось отсоединять первую партию, оставлять ее на холме, пока машинист возвращался за следующей партией вагонов. Однажды произошло непоправимое. Пока паровоз возвращался за второй группой вагонов первая скатилась обратно, врезавшись в поезд.

Тем не менее ничего не было сделано для исправления подъема до 1869 года, когда мост сгорел. После этого проверка показала, что железная дорога в этом месте слишком опасна и подлежит реконструкции.

Необходимо было проложить объездной путь, который увеличивал протяженность железной дороги на пять километров. Старый мост через реку Веребя был снесен, вместо него построили железнодорожную плотину с рекой, протекающей внутри нее по трубе.

Плотина и река в трубе

Плотина и река в трубе

Добавили две станции. Строительство закончили в 1881 году, и именно так появилась петля, напоминающая палец Николая Первого. И не важно, что он скончался за 26 лет до этого.

В настоящее время этой особенности на карте железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом уже не найти. В 2000 году Министерство путей сообщения выпрямило железнодорожный путь. Скоростным поездам для безопасности и сохранения скорости потребовалась прямая дорога.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек ��

Санкт петербург точка 5 дорог как пальцы


Император Всероссийский Николай I (с 1825 по 1855 год)
(Николай Павлович Романов, 1796–1855)

Разгневанный задержками в проектировании железной дороги император Николай I приложил к карте линейку, взял в руки карандаш, провёл прямую линию от Санкт-Петербурга до Москвы и повелел: «Строить так!» Да вот беда — палец императора съехал с линейки, и карандаш обвёл его, начертив дугу посреди прямой линии. Никто не посмел нарушить волю императора. Так и построили железную дорогу с причудливым изгибом посредине.

Красивая легенда, не правда ли? Просто удивительно, насколько живучими бывают байки, не имеющие решительно ничего общего с реальностью.

Как же было на самом деле?

Начнём с того, что строительство железных дорог по прямой линии было вполне обычной практикой для тех лет. Первая в мире железная дорога Стоктон — Дарлингтон (S&DR) была абсолютно прямой. Правда, руководивший её постройкой Джордж Стефенсон очень скоро понял ошибочность такого решения. Проложенная по прямой дорога имела очень сложный рельеф. Это создавало немало трудностей при эксплуатации. Уже при проектировании линий Болтон — Лей (B&LR) и Ливерпуль — Манчестер (L&MR) Стефенсон отказался от идеи обязательной прямолинейности пути. Но сколько же сил и времени было потрачено им на обоснование и доказательство правильности новой концепции!

Строительство железных дорог в России началось лет на двадцать позже. Англию к тому моменту уже успели убедить в ненужности абсолютно прямых железных дорог, а Россия, как водится, решила всё испробовать на собственном опыте.

Способствовало принятию такого решения ещё и то, что в XVIII веке Пётр I начал рубить прямую просеку в сторону Москвы. Дойдя до болот Валдайской возвышенности, он остановился. Так почему было не воспользоваться этой просекой при строительстве железной дороги?

Как видите, пока никакого самодурства императора в выборе маршрута железной дороги не наблюдается. И без его линейки понятно, почему дорога получилась прямой. Но откуда же взялся этот чудной изгиб?

А не было никакого изгиба! Линия была совершенно прямой! Но был на ней один очень сложный участок — Веребьинский подъём протяжённостью 14,5 версты (от станции Бурга до станции Торбино), на котором имелось к тому же ещё два огромных моста через реки Веребья и Мста.


Деревянный Веребьинский мост высотой 53 метра и длиной 590 метров.

Один небольшой участок (всего 2,5% от общей протяжённости пути) доставлял хлопот ничуть не меньше, чем вся остальная дорога. Уклон здесь составлял 8,2‰, а перепад высот — более 120 метров. Мощности паровозов не хватало для того, чтобы затащить в затяжной подъём тяжёлый состав. Идущие в Москву поезда приходилось расцеплять внизу и затаскивать наверх по частям. Восходящие поезда преодолевали этот коротенький участок за два часа. Представляете, как сильно влиял он на пропускную способность!

Но и это ещё не всё. Спуск при движении из Москвы в Питер тоже был серьёзной проблемой. Осиновые тормозные колодки от трения об колёса иногда успевали просто сгореть за время спуска. Неуправляемые поезда не могли остановиться и проскакивали расположенную на уклоне станцию Веребье. Нередко поезда разрывались на подъёме, и вагоны укатывались вниз, сталкиваясь с идущим следом поездом. Первая катастрофа с человеческими жертвами на этом участке случилась 12 февраля 1852 года, всего через три месяца после принятия дороги в правильную эксплуатацию.

Что-то надо было делать. Пытались запретить движение поездов по этому участку в ночное время. Вводили правило, согласно которому следующий поезд мог выйти на этот участок только после того, как предыдущий в полном составе достиг вершины. Но к глобальному решению проблемы подтолкнуло ещё одно серьёзное происшествие на этом участке. 27 октября 1869 года пожаром было уничтожено три пролёта деревянного Мстинского моста. Прямое железнодорожное сообщение между Санкт-Петеребургом и Москвой было прервано на четыре месяца.

Деревянный Мстинский мост. Пожар на этом мосту и побудил к реконструкции дороги.

Вскоре было принято решение о замене всех деревянных мостов металлическими. При подготовке проекта Веребьинского моста выяснилось, что при переносе линии на несколько вёрст севернее можно вообще отказаться от моста, засыпав овраг и построив насыпь высотой 49 метров. При этом саму речку Веребью можно пропустить через каменную водопропускную трубу диаметром 6 метров, устроенную в основании насыпи. Хоть протяжённость пути от этого и увеличивалась на 6 вёрст, крутизна уклона уменьшалась до вполне приемлемых 5,8‰.

Насыпь Веребьинского обхода

В 1881 году все работы были закончены, и поезда стали ходить по новому участку. Так появился Обход Веребьинского подъёма или просто Веребьинский обход — тот самый причудливый зигзаг, который принято связывать с пальцем императора. Только вот императора Николая I к тому времени уже четверть века, как не было в живых…

Продолжение истории

Уже через сто лет после своего появления Веребьинский обход начал мешать.

Поскольку объездной путь прокладывался в весьма стеснённых условиях, в плане были заложены кривые радиусом одна верста (1066 метров). По действующим ныне нормам на особо грузонапряжённых линиях (к числу которых относится и Октябрьская железная дорога) рекомендуется избегать кривых радиусом менее 2000 метров. На скоростных участках применяются кривые радиусом 3000–4000 метров. В трудных условиях допускается радиус 2500 метров. Из-за этого скоростной электропоезд ЭР200, опытная эксплуатация которого началась в 1980-е годы, на Веребьинском обходе сбрасывал скорость с 200 км/ч до 100 км/ч.

В 1990-е годы всерьёз заговорили о превращении железной дороги Москва — Санкт-Петербург в скоростную магистраль. Для этого Веребьинский обход необходимо было спрямить. Пришлось построить новый мост. Снова возросшая величина руководящего подъёма уже не была столь критичной, как в XIX веке. Современные локомотивы легко справляются с таким подъёмом.

В октябре 2001 года, через 120 лет после открытия, Веребьинский обход был ликвидирован, а находившиеся на нём станции закрыты. При этом нумерация километров осталась прежней, поэтому после 205-го километра на Октябрьской ж.д. сразу идёт 211-й.

Палец императора

Но шутка так и остается шуткой, хотя и красивой. История Веребьинского обхода – одного из самых сложных и необычных участков магистрали, далеко не так проста.

Начнем с того, что сначала никакого «пальца» не было, вся линия была проложена практически по кратчайшему направлению. Но 186 версте находился глубокий Веребьинский овраг с текущей по дну небольшой речушкой Веребьей. Сразу за оврагом начинался крутой подъем на Валдайскую возвышенность. Глубина оврага составляет около 40 метров, но за ним начинается длинный затяжной подъем в сторону Москвы – следующая станция Торбино находится почти на 100 метров выше Мстинского моста.

Железная дорога была построена по прямому направлению, что было ошибкой, обусловленной отсутствием нормальных карт и волей начальства – «строить прямо». Через овраг речки Веребьи линия проходила по уникальному девятипролетному мосту высотой 53 м и общей длиной 590 м – самому высокому на тот момент в России. Его проектировал и строил молодой инженер, впоследствии известный теоретик мостостроения М.И.Журавский. Он применил ферму американской системы «Гау», но разработал теорию ее расчета, при этом чуть ли не впервые в мире сделал ее неразрезной на все 9 пролетов. Ферма состояла из деревянных поясов и раскосов, стянутых железными тяжами.
Опыт первых же лет эксплуатации показал все недостатки «прямого варианта». Подъем из оврага в сторону Москвы был не только самым крутым на всей линии – 8,2 тысячных, но очень длинным, затяжным. Маломощные паровозы того времени физически не могли вытянуть наверх тяжелые составы, их приходилось расцеплять в Бурге и проводить частями по 10-12 вагонов, для чего на этом участке дежурили четыре дополнительных локомотива. При спуске тормоза вагонов перегревались, теряли эффективность, и хотя прямолинейность линии спасала от тяжелых последствий, к Мстинскому мосту поезд вылетал иногда с непозволительно большой скоростью. Станция Веребьинская находилась на уклоне перед самым мостом, что вносило много трудностей в ее эксплуатацию.

С ростом объемов движения, веребьинский участок стал главным «узким местом линии» — мало того что поезда приходилось расцеплять и проводить на подъем частями, но и эти части ползли наверх какие-то несчастные 20 верст около двух часов!
Обследование Веребьинского моста, проведенное Техническо-инспекторским комитетом Общества в октябре 1874 г. выявило местные обмятия деревянных брусьев и досок, а местами гниение. Веребьинский же подъем был признан «крайне стеснительным для эксплуатации дороги». Назревало кардинальное решение проблемы. «Для устранения навсегда неудобства и опасности Веребьинского подъема и стремясь избежать их при замене Веребьинского и Мстинского мостов на старом месте», Министерство путей сообщения обратилось в Министерство финансов России с предложением произвести «правительственные изыскания».
Главная задача – снизить крутизну подъема – могла быть решена только увеличением длины трассы путем создания обхода. Выяснилось, что Веребьинский овраг можно пересечь проще, отклонившись к северу, где он вдобавок уже и мельче. Вместо сооружения многопролетного высокого моста, двухпутную линию предложено было проложить по высокой насыпи, а речку Веребью пропустить через каменную трубу. Уклон сокращался до 6 тысячных, а путь от Петербурга до Москвы удлинился на 5 верст. Так появился путь, который получил название «Обход Веребьинского подъема». В отличие от всей остальной дороги, кривые на нем составили 44% протяженности с радиусами 1065 м вместо 1600 м.

После подробных инженерных проработок решение о строительстве обхода было принято на заседании кабинета министров России в 1876 г. Приглашенный на него П.П.Мельников выступил против, однако, несмотря на свой авторитет, правительство не убедил. К числу преимуществ обхода относилась возможность избежать крайне трудоемкой и чреватой опасностями замены мостов без перерыва их эксплуатации, т. к. Мстинский мост, перед которым начинался обход, тоже строился, хоть и рядом, но заново.
Работы по проектированию и строительству обхода, которое продолжалось с 1877 по 1881 г. возглавлял известный инженер-мостовик, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Николай Апполонович Белелюбский. Эта стройка была в начале его практической деятельности, и ее почему-то не очень жаловали его биографы. А между тем он столкнулся здесь, по крайней мере, с двумя сложными инженерными задачами: возведением уникальной насыпи высотой 49 м через Веребьинский овраг и постройкой мостовых опор в русле глубоководной р. Мсты впервые кессонным способом. Обе были решены успешно. При этом Белелюбский, начальник работ на обходе, курировал вообще замену мостов Николаевской ж.д.
Помимо упомянутых насыпи с трубой и моста предстояло выполнить земляных работ 273000 куб.саженей, возвести 13 малых мостов и труб, 12 переездов, построить 17 будок, развезти балласт и уложить шпалы и рельсы на всей длине обхода. Предстояло построить станцию IV класса со всеми службами и несколькими жилыми домами. Она называлась Ново-Веребьинской, а позднее просто Веребье. Позднее по просьбе местных жителей устроили остановочный пункт у погоста Оксочи.

В 1881 году движение поездов по Веребьинскому обходу было открыто, старая «прямая» линия была разобрана и со временем ее трасса заросла деревьями – так, что даже выйдя на нее из леса, понять что здесь когда-то лежали рельсы можно было только по выемке. На картах появился «палец», что впоследствии и дало повод известной шутке. 120 лет все поезда ходили по обходу, и у некоторых пассажиров замирало сердце, когда лес за окнами вагона резко заканчивался, поверхность земли обрывалась вниз, и поезд вылетал на высокую насыпь над Веребьей.

XXI век внес новые реалии. Линию Москва-Петербург решено было сделать скоростной, пустив по ней поезда со скоростью 250 км/час, с перспективой ускорения до 300 км/час. Грузовые поезда направлены на другие лини (так, например, груз из Москвы в Санкт-Петербург теперь идет через Ярославль-Вологду-Череповец). В 1996-1999 гг. производилась реконструкция линии – укладывались новые рельсы, переустраивался балластный слой, контактная сеть. Был реконструирован и обход – как впоследствии оказалось, совершенно напрасно.
Кривые участки обхода требовали снижения скорости. Запущенный 1 марта 1984 года скоростной электропоезд ЭР-200 снижал на Веребьинском обходе скорость со 180 до 110-120 км/час. Для скоростного и пассажирского движения крутизна уклона не играет особой роли – резервы тяги таких поездов достаточно высоки, а вот кривые – другое дело, приходится ехать медленнее чтобы не вылететь из колеи.

В 2000 году, всего через год после окончания капитального ремонта линии, Министерство путей сообщения приняло решение о восстановлении старой трассы по прямому направлению, с последующей ликвидацией Веребьинского обхода. Всего за год была отсыпана насыпь, построен мост высотой 50 и длиной 550 метров, смонтированы пути и контактная подвеска. Осенью 2001 года поезда пошли по старому, прямому варианту. Обход вместе со станциями Веребье и Оксочи, а также платформой 203 км. был разобран. Километраж на магистрали решили не менять, и за столбом «205» следующим стоит столб «211». Так закончилась 120-летняя история «пальца императора»…

Исторические материалы о строительстве Веребьинского обхода приведены по трудам А.С.Никольского.

Отправимся же в путешествие по «пальцу императора»!

Схема Веребьинского обхода.

Станция Веребье: так было и так стало. Верхний снимок сделан А.С.Никольским летом 2001 года, нижний — мной в августе 2008 года.

Остановочный пункт 204 км на главном ходу. Здесь находится южное примыкание Веребьинского обхода.

Вид на примыкание.

Правой кривой обход отклоняется к северу.

На этом участке инфраструктура лучше всего сохранилась — снята рельсо-шпальная решетка, часть балластного слоя и контактная подвеска. Столбы оставлены — они используются для питания линии от подстанции Оксочи, оказавшейся теперь в 5 км. от ближайших рельсов.

Просто добавь рельсы..

Путеские сараи около бывшшей ст.Оксочи.

Вокзал Оксочи неказист, но построен еще в XIX веке.

Обычно рельсы разобранных железных дорог еще долгое время сохраняются в асфальте на переезде, но здесь это не так — мы видим балки рамы настила.

Вид в обратном направлении.

Двигаемся дальше в сторону Веребьинского оврага.

Толстые провода внезапно уходят в сторону.

А вот и ответ — здесь сохранилась действующая подстанция. На опорах около нее до сих пор видны знаки, оповещавшие машинистов о токоразделе.

Некоторые опор повалены. Злые видимо бобры в новгородских лесах.

Обход пересекает Веребинский овраг по высокой насыпи.

Вид на овраг в сторону действующей линии.

За оврагом — самая дальняя точка обхода, здесь когда-то был о.п.203 км. Линия поворачивает к Веребью.

Начинается длинный прямой участок.

Опор контанктной сети становится все меньше.

И вот мы входим на станцию Веребье.

Ригель с остатками контактной подвески.

Подходим к вокзалу.

Вот он — символ Веребьинского обхода!

Вид со стороны путей.

Внутри вокзала — разруха.

Нет даже перекрытий.

А стены покрыты граффити. Впрочем, жители Веребья, оставшиеся без электрички, могли высказать в адрес железнодорожного ведомства и что-нибудь покрепче.

Здесь была платформа.

Водонапроная башня в Веребье — памятник архитектуры. Обратите внимание на проем — когда-то паровоз заезжал для заправки водой прямо внутрь башни (или загонял туда тендер). Зато не надо было ни водопровода, ни колонок.

Нечетная горловина ст.Веребье. Последние столбы на обходе.

Прощальный взгляд на станцию.

И направляемся дальше — к северному примыканию.

Кривая перед примыканием. Примерно на этом месте 26 января 2000 года произошло крушение поезда №612 Невель-Петербург (о нем я потом расскажу отдельно).

Когда-то по этой насыпи ежегодно проезжало более миллиона пассажиров. Среди них возможно были и Вы — если до осени 2001 года ездили например из Москвы в Санкт-Петербург по железной дороге.

Вид с главного хода. Видно как налево уходит в сторону линия Веребьинского обхода.

Скорый поезд №227 Санкт-петербург — Новороссийск на 190 километре. С ликвидацией обхода его путь сократился на 6 километров и 5 минут.

Петербург. Перекрёсток 5-ти углов

Перекресток пяти дорог и, соответственно, пяти зданий. В принципе ничего особенно, но некоторых людей привлекает такой вид.

Высоцкий пел:
В Ленинграде-городе у Пяти углов
Получил по морде Саня Соколов".

Чиж: "На углу Пяти углов, до тринадцатого дома пара сотен шагов — холодный ветер вырывает из рук последние деньги"
("Тринадцатый дом" — это рядом, на Рубинштейна 13, где с 1981-го до начала девяностых находился знаменитый Ленинградский рок-клуб).

А вы знаете, друзья, что в Мрскве тоже есть свои Пять углов? Это Лялина площадь недалеко от пересечения Бульварного кольца с Покровкой. См. подробнее — Лялина площадь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *