Как зафиксировать гайку от раскручивания на ступице
Перейти к содержимому

Как зафиксировать гайку от раскручивания на ступице

  • автор:

О том, как я ступичную гайку на фиксатор резьбы посадил!

Еще до моей эры владения Гранадой был у нее небольшой головняк, требующий регулярной корректировки — откручивалась ступичная гайка, из-за чего образовывался люфт и было не очень хорошо. Раз много подтягивая и я ее.
Месяц назад, меняя колеса с лета на зиму, решил вопрос радикально! Типа, раз и навсегда. Знал бы я тогда, что это будет так буквально… !
В общем, капнул я фиксатора резьбы, прикрутил гаечку, выставил колесико так, шоб не люфтило и крутилося хорошо. Проехал после этого тыщи три с лишним.
И вот в понедельник, в очередной раз едучи в Симферополь, не доезжая километров 20 до Белогорска на ровной и сухой дороге дергает правую сторону машины, как будто обочину поймал задним колесом, и сразу же отпустило, но появился гул. Первая мысль — колесо спустило. Останавливаюсь, осматриваю колеса — все на месте. Не понятно…
Еду дальше. Через пару километров спереди справа начинает появляться металлический скрип, похожий как проволокой по металлу. Подумалось на пружины колодок, мало ли — лопнули и лязгают по диску. Снова останавливаюсь. Пружины на месте, а вот крышка ступицы горячая.
Заипись, тока этого мине не хватало! Но шо делать, стоять — не вариант, надо ехать. Поехал.
За Белогорском набрал Олега Fastext (Old Ford Club), обрисовываю ситуевину, понимаю, что дело жопашное. Напросился на осмотр и диагностику. Единственная надежда, что проблема в колодках, которые и греют ступицу. На том и доехал до Симферополя, машина едет, колесо лязгает.
В самом Симферополе обнаруживаю, что при нажатии педали тормоза она благополучненько улетает в пол…, но в самый последний момент машина таки тормозит. Чудненько, йопта… До Олега километров 15… по городу… по Симферополю…
Попутно заехал по всем рабочим делам, благо, все находилось на маршруте следования.
В повороте с Севастопольской к Олегу ощущаю, что правое колесо издает очень неприятный гул и шота там не то вообще!
Доехал. Садится Олег в машину, едем, слушаем. По тому, что происходит с машиной, делаем вывод о колодках. Ну, фигня вопрос, ща шо-нить придумаем с колодками! Загоняю Гранаду во двор, поддомкрачивает Олег колесо… а оно просто тупо болтается, как не знаю шо.
Приехали!
Все самые худшие опасения подтвердились! Ступичные подшипники. А они лежат. в гараже… за 220 км от местонахождения меня и машины… в Керчи!
Спас ситуацию Саша Электричка (Old Ford Club). Есть такое дело у него! Любезно соглашается привезти.
Начинаем разбирать: колесо, суппорт, крышка ступицы, шплинт, звездочка, гайка… Гайка! А гайка, сцука, "сидит"! Штатному воротку не поддается.
Каюсь, говорю: я ее на фиксатор резьбы посадил, шоб не откручивалась! Сложно описать в этот момент реакцию Олега на эти слова.
Снова звонок Саше Электричке. Нужен еще мощный вороток.
Предвидя развитие ситуации, Саша приехал еще и с газовой горелкой!
Но тогда он, да и мы тоже, не знали, какая чудная штука — фиксатор резьбы!
Гайку эту грели, срывали, стучали по ней, вокруг и около… По всем законам, и по тому, сколько физических усилий и времени было к ней приложено, она давно должна была улететь с той ступицы! А вот и нет!
Темнело…
Гайка по-прежнему не поддавалась.
Было принято волевое решение рубить. В ход пошли молотки, зубила, отвертки и дрель! Через какое-то время остатки гайки были выколупаны.
Но это был только первый уровень увлекательной игры!
Дальше была шайба! И она также плотненько прикипела!
Процесс повторился!
Реально понимая, что поворотному кулаку после всего произошедшего вафли, начались обзвоны в поисках кулака и той же гайки!
Первый кулак (!) привез Саша. Но в процессе его установки выяснилось, что он с Таунуса…
Снова обзвоны.
Выручил Рома RomaGRv6 (Old Ford Club). В девять часов вечера были вынуждены вытащить его из дома на мороз, чтоб съездить в гараж за заветным кулаком. Экскурсия по вечернему Симферополю, веселые старты Сашиного DOHCа на перекрестках, сплошной гололед и снова мы у машины.
Даже опомниться не успел, как колесо, благодаря четкой и слаженой работе Саши и Олега, снова заняло свое законное место на машине.
В 22:40 уже благополучненько катился по ночному Симферу в направлении дома.
И еще раз хочу сказать огромное СПАСИБО Олегу, Саше и Роме за оказанную помощь, за отзывчивость и уделенное мне время! И спасибо за то, что есть Клуб и такие Люди в нем!
Р.З.: как-то с опаской я терь смотрю на фиксатор резьбы!

А мораль басни такова: все надо делать своевременно, чтоб не случалось подобного. И помнить, что Форд за 2 месяца предупреждает о поломке)

Как зафиксировать гайку от раскручивания на ступице

Сообщение жанренохаус » 23 апр 2012, 00:11

Сообщения: 3838 Зарегистрирован: 02 окт 2008, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 6 288
Репутация: +10

Сообщение _lleopard_ » 23 апр 2012, 00:16

Сообщения: 70 Зарегистрирован: 20 авг 2011, 00:00

Рейтинг: 70
Репутация: 0

Сообщения: 843 Зарегистрирован: 17 апр 2012, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 1 243
Репутация: +2

Сообщение Yuran172 » 23 апр 2012, 01:03

Сообщения: 583 Зарегистрирован: 14 окт 2010, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 2 933
Репутация: +5

Сообщение WASP555 » 23 апр 2012, 01:51

Сообщения: 342 Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 1 051
Репутация: +3

Сообщение bambila » 23 апр 2012, 07:45

Сообщения: 10108 Зарегистрирован: 21 янв 2008, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 58 137
Репутация: +93

Сообщение USA » 23 апр 2012, 09:02

Гайки требуют большего усилия при затяжке чем болты..тоже пару раз откручивались- тперь тяну от души с трубой на баллонике. Правда откручивать потом ж. особенно если подзакиснут

Сообщения: 136 Зарегистрирован: 24 янв 2008, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 239
Репутация: 0

Сообщение ventills » 23 апр 2012, 09:26

rush , а ты случаем, не конусом ли кверху их затянул? Были просто эксцессы(личный опыт)
попротягивай сильнее и будет счастье. Не поверю что все 16 шпилек разом навернулись)

p.s. фьюж не фиолетовый случаем?

шел медведь по лесу. Видит — машина горит. Только хотел сесть в нее — а там уже другой медведь горит

Сообщения: 958 Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 2 261
Репутация: +4

Сообщение project72 » 23 апр 2012, 10:44

Сообщения: 614 Зарегистрирован: 27 сен 2010, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 906
Репутация: +1

Сообщение Evgen_gaz » 23 апр 2012, 11:12

Сообщения: 206 Зарегистрирован: 03 янв 2010, 00:00

Рейтинг: 306
Репутация: 0

Сообщение FocusNik813 » 23 апр 2012, 11:33

Сообщения: 3169 Зарегистрирован: 15 май 2009, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 5 078
Репутация: +14

Сообщение doctorgeb » 23 апр 2012, 12:03

шайбы гроверные поставь чтобы не откручивались гайки

походу реально гайки перевернул конусом наружу вот они и отвинчиваются. заедь на шиномонтажку там посмотрят поржут немного потом перевинтят гайки как надо и будет шасте))

Сообщения: 23 Зарегистрирован: 09 янв 2011, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 173
Репутация: +1

Сообщение Водолей » 23 апр 2012, 12:22

Рейтинг: 10 761
Репутация: +18

Сообщение air007 » 23 апр 2012, 12:26

Рейтинг: 6 776
Репутация: +12

Сообщения: 658 Зарегистрирован: 18 окт 2010, 00:00

Рейтинг: 708
Репутация: 0

Сообщение Дядька72 » 23 апр 2012, 13:10

bluebird1992 , таким макаром мона и приварить вообще.

а по теме, ТС бы на шиномонтажку, там все расскажут и покажут.

Сообщения: 2899 Зарегистрирован: 02 сен 2010, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 12 449
Репутация: +31

Сообщение nark07 » 23 апр 2012, 13:55

Сообщения: 33 Зарегистрирован: 09 май 2011, 00:00

Рейтинг: 43
Репутация: 0

Сообщение alexandr477 » 23 апр 2012, 14:30

Сообщения: 284 Зарегистрирован: 15 ноя 2007, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 434
Репутация: +1

Сообщение DESTRUCTive » 23 апр 2012, 15:29

Рейтинг: 7 387
Репутация: +10

Сообщение toha55 » 23 апр 2012, 15:39

Сообщения: 33 Зарегистрирован: 09 май 2011, 00:00

Рейтинг: 43
Репутация: 0

Сообщение alexandr477 » 23 апр 2012, 15:42

Сообщения: 341 Зарегистрирован: 03 июл 2006, 00:00 Награды: 1

Рейтинг: 1 744
Репутация: 0

Сообщение rush » 23 апр 2012, 17:06

всё оригинал.
в гайке только одно дырко поэтому другой стороной не поставить.
не от штамповки.
не фиолетовый.

Почему самопроизвольно откручиваются гайки? Причины и как фиксировать гайки, болты

Самопроизвольное откручивание гаек происходит при вибрации. Это чревато тем, что разрушаются именно высоконагруженные соединения на вибрирующих механизмах. Предложено множество методов, как избежать этого опасного явления. Это использование герметиков и различных механических способов фиксации гайки помимо основного трения на резьбе. Рассмотрим их подробнее.

Где встречаются самопроизвольные ослабления резьбовых соединений и возможные последствия

Многие владельцы автотранспорта сталкиваются самопроизвольным ослаблением резьбовых соединений. Это может привести как к посторонним шумам, так и к повреждению соединяемых деталей и, как следствие, даже авариям.

Такая же ситуация происходит в любых конструкциях, где болтовое или винтовое соединение подвергается воздействию поперечных колебаний, т.е. вибрации. Это и мосты с большой проходимостью, и строительная техника, и заводские станки, и космическая или авиатехника. В общем, проблема известна миру с самого начала промышленной революции. Многочисленные несчастные случаи, конечно, заставили человечество изучить проблему и постараться найти решение.

Плохо затянутые гайки без защиты от самопроизвольного раскручивания приведут к разрушению соединения при такой скорости всего за несколько минут. Основных сфер, где эта проблема наиболее чревата последствиями, три:

  • автомобильная промышленность;
  • авиационная и аэрокосмическая промышленность;
  • станкостроение, электроинструмент.

Герхард Юнкер и основы его теории

Самым значительным исследованием в этой области стало исследование Герхарда Юнкера, который разработал целую теорию о том, почему же крепежные элементы самопроизвольно раскручиваются при вибрационной нагрузке. Юнкер заметил, что самораскручивание происходит при поперечной динамической нагрузке, т.е. поперечном движении соединения. Когда сдвигающая сила больше, чем сопротивление трению от преднагрузки болта, витки резьбы начинают двигаться относительно друг друга. В результате такого постоянного движения и получается раскручивание.

Схема и силы при самопроизвольном откручивании гаек

Методика испытаний по тесту Юнкера и стандарт DIN 65151-2002

Юнкер спроектировал вибростенд для испытания резьбовых соединений и исследования того, как на него влияет сдвигающая сила. Такая методика получила название тест Юнкера, и она описана в стандарте DIN 65151-2002. Авиакосмическая серия. Динамическое испытание блокирующих характеристик крепежных элементов в условиях поперечного нагружения (вибрационное испытание)».

Тест Юнкера признан международными организациями со стандартизации как DIN 65151-2002. В сертификатах на крепеж чаще всего можно видеть именно это обозначение. Испытательный стенд построен на основе описания в работе Юнкера 1969 года. Чтобы получить этот сертификат, необходимо пройти испытание с теми соединяемыми материалами, на которые рассчитано данное соединение, чаще всего это сталь и алюминиевые сплавы. Методика испытаний такова: резьбовое соединение устанавливается на подвижное основание, которому придаются поперечные колебания заданной амплитуды и частоты. После определенного числа циклов нагрузки замеряют остаточное усилие затяжки и сравнивают с первоначальным. Таким образом, с помощью этого теста можно оценить сопротивляемость разных видов крепежа самоотвинчиванию при воздействии вибрации.

Решение проблемы самоотвинчивания

Для решения этой проблемы гайку надо как-то застопорить. Это можно сделать либо жестким методом, либо фрикционным. В первом случае стопоримая и стопорящая детали соединяются за счет врезания в материал. Во втором же случае создается повышенное трение между стопоримой и стопорящей деталями. Такое соединение можно разобрать без нарушения деталей. Разновидностью фрикционного стопорения является упругое, при котором в соединение вводится упругий элемент, поддерживающий натяжение в системе.

Анаэробные герметики для резбовых соединений

К фрикционному стопорению можно отнести использование анаэробных герметиков для резбовых соединений.
Если соединение болтовое (т.е. сквозное), то состав наносится на саму резьбу. Если же соединение винтовое (т.е. винт вкручивается в глухое отверстие), то фиксатор заливается внутрь отверстия. Отдельным положительным моментом такого стопорения является герметизация соединения и, как следствие, дополнительная защита от воздействия окружающей среды. Метод широко применяется в автомобильной промышленности ввиду своей дешевизны.

Чтобы понимать, какой клеевой фиксатор использовать и можно ли его вообще использовать в вашем случае, необходимо знать температуру эксплуатации, материал резьбовых элементов и еще ряд факторов. Поэтому данный способ не всегда применим. Но существуют механические способы при помощи стопорных шайб. В зависимости от конструкции технология установки таких шайб может немного различаться.

Стопорно-клиновые шайбы

Стопорно-клиновые шайбы по стандарту DIN 25201 продаются в паре. С одной стороны шайбы зубья мелкие, а с другой – более крупные. Они устанавливаются сторонами с крупными зубьями друг к другу. В процессе затяжки клиновые выступы становятся в упор, а мелкие зубцы вдавливаются в сопрягаемые поверхности, и в результате образуется жесткое стопорение. Зубчатые шайбы по стандарту используют в качестве прокладок между головкой болта и деталью, а также между гайкой и деталью. Зубцы врезаются в материал и создают жесткое стопорение.

Внешний вид стопорно-клиновой шайбы

Зубья с обеих сторон имеют форму зубьев храпового колеса. Такое соединение прочное, а создаваемая сила трения многократно превосходит шайбу-гровер из-за того, что вместо одного зубца используется несколько с каждой стороны. Главный недостаток — высокая стоимость из-за сложности изготовления зубчатых колес, которых на каждое соединение надо по два с каждой стороны.

Зубчатые шайбы DIN 6798

Зубчатые шайбы по стандарту DIN 6798 используют в качестве прокладок между головкой болта и деталью, а также между гайкой и деталью. Зубцы врезаются в материал и создают жёсткое стопорение.

Фотография зубчатой шайбы DIN 6798

Установка зубчатой шайбы DIN 6798 на стенде

Многолапчатые стопорные шайбы

Многолапчатые стопорные шайбы используют совместно со шлицевыми гайками и винтовыми валами, имеющим продольный паз. Например, в двигателе автомобиля. Одну из лапок шайбы загибают и вводят в шлиц притягиваемой гайки. Таким образом, образуется жесткое соединение гайки, шайбы и вала.

Фотография многолапчатой шайбы

Пружинные шайбы DIN 127 (гроверы)

Пружинные шайбы DIN 127 (они же гроверы) и круглые DIN 6796 стопорят соединение за счет увеличения сил трения в соединении. Они создают фрикционное стопорение за счет того, что пытаются разжаться и вернуться в исходное положение. Шайба-гровер — самый простой способ механического застопоривания гайки. Его главное преимущество — минимальная стоимость. Их используют даже в местах, где вибрация прикладывается к соединению очень редко, например, для сборки домашней мебели.

Есть много способов фиксации резьбы:

Шлицевое соединение наружного ШРУСа – ответственный узел. Именно эта деталь несет на себе нагрузку крутящего момента. Немудрено, что гайка гранаты, которая удерживает плавающую полуось в ступице ведущего колеса, не должна самостоятельно откручиваться.

Есть много способов фиксации резьбы:

Перед откручиванием ступичной гайки желательно прочитать инструкцию по регламентному обслуживанию вашего автомобиля. Там указан способ фиксации, направление резьбы и другие нюансы.

  • Изменение геометрии гайки (одна сторона овальной формы). Тот, кто неоднократно откручивал такую гайку, видел, что резьбы постепенно приходит в негодность;
  • Кернение после затяжки. Для сменных узлов такое решение не подходит, поскольку при этом портится винтовая часть. Тем не менее, многие производители автомобилей именно таким способом фиксируют ступичную гайку, чтобы она не открутилась при движении;
  • Шпилька. Самый надежный способ фиксации. Гайка не отворачивается самостоятельно, при этом не портится резьба. Почему-то не все конструкторы машин используют этот нехитрый способ;
  • Фиксатор – «буртик-проточка». Распространенный метод, более надежный чем кернение, но губительный для резьбы. На резьбовом соединении полуоси выполняются продольные проточки (одна или две). Гайка ШРУСа имеет такое же количество буртиков, которые загибаются в проточки после затяжки. Вывернуть гайку, не повредив резьбу, практически невозможно;
  • Разнообразные краски-фиксаторы, клеевые составы. На ступичных соединениях не применяются.

Есть много способов фиксации резьбы:

Есть много способов фиксации резьбы:

Поскольку соединение находится в неблагоприятных условиях (особенно, если утерян колпачок-пыльник) гайка с первого раза не откручивается. Неопытный водитель впадает в панику, начинает крутить гайку не в ту сторону, применяет насадки на ключ в виде метровой трубы, и в результате рвет резьбу. Последствия – вынужденная замена еще живого ШРУСа.

Как открутить ступичную гайку, не испортив резьбовое соединение

В первую очередь, запаситесь качественным инструментом. Обычный гаечный ключ для сантехнических работ не подходит, хотя многие автовладельцы упорно применяют их для ремонта ШРУСов (размер тот же, а стоимость инструмента ниже). Рожковый ключ можно применить лишь для откручивания уже «подорванной» гайки, так действительно удобнее.

Есть много способов фиксации резьбы:

Для ступицы (ШРУСа) применяется только накидная головка. Торцевая насадка может быть литой или штампованной (второй вариант дешевле), и в точности соответствовать размеру гайки. Если вы «слижете» грани, используя инструмент с люфтом – будете работать болгаркой, и со ШРУСом придется распрощаться.

Важно! Повторное использование гаек не допускается. Перед тем, как открутить старую гайку, убедитесь в наличии новой.

  • Тщательно очистите поверхность от коррозии и грязи. Если используется пара «шлиц-буртик», надо выковырять все, что находится в отверстиях;
  • Обработайте соединение проникающим составом для закисшей резьбы. Например, жидкостью WD-40, или обычным керосином. Возможно, придется «замочить» резьбу на несколько часов;
  • Удалите все фиксирующие приспособления;
  • Установите накидную головку на гайку, и попробуйте провернуть ее, используя рычаг. На этом этапе лучше не применять рукоятки с трещотками, можно повредить механизм;
  • После «подрыва», гайку можно откручивать любым ключом, которым будет удобнее.

Выбросьте старую гайку и шпильку. Очистите резьбовое соединение от ржавчины и следов фиксирующих составов.

Как открутить гайку ШРУСа, если применен фиксирующий буртик

Именно такой способ фиксации чаще всего приводит к «слизыванию» резьбы. ВАЗоводы знают, о чем речь. Неопытный мастер, обрадовавшись легкому ходу гайки, испортит вашу гранату за 2-3 оборота ключа.

Есть много способов фиксации резьбы:

Для правильного разфиксирования необходим специальный пробойник, в точности соответствующий размеру буртика-шлица. Их не сыщешь днем с огнем, поэтому разумно изготовить полезный инструмент самостоятельно. Например, из старого напильника. С его помощью можно открутить гайку, сохранив резьбу на полуоси.

После разборки, необходимо немного проточить буртик от заусенцев.

Что делать, если гайки не откручиваются?

Вы сняли фиксаторы, «отмочили» ржавчину, купили ключ с рычагом 1 метр, а дело не идет? Есть проверенные способы, как открутить гайку без болгарки.

  • Обратное вращение. Иногда достаточно сначала стронуть гайку в сторону закручивания, и процесс пойдет;
  • Обстукиваем гайку. Небольшим молотком (лучше латунным или медным) надо обстучать грани;
  • Нагрев. Газовая горелка или паяльная лампа – практически 100% гарантия успеха за счет расширения металла. В электрифицированном гараже можно воспользоваться строительным феном. Греть не менее 5 минут.

Не стоит впадать в панику, бить кувалдой по ключу, резать ступицу болгаркой. Ржавчина на резьбе – не сварка. Соединение все равно остается разъемным, просто требуется немного терпения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *