Кошмар на улице «ВАЗов»: может ли Renault продать свою долю
Компания Renault заявила о приостановке деятельности столичного завода. Также автоконцерн рассматривает различные варианты дальнейшего сотрудничества с АвтоВАЗом, 68% акций которого принадлежат альянсу Renault–Nissan. Даже при самом пессимистичном раскладе государство не оставит автозавод в Тольятти без поддержки, считают эксперты. Чем грозит приостановка деятельности Renault в России — разбирались «Известия».
Меры приняты
Совет директоров Renault Group принял решение приостановить с 23 марта производство автомобилей на московском заводе компании, говорится в сообщении автопроизводителя.
«Renault Group рассматривает различные варианты в отношении участия в АвтоВАЗе, принимая во внимание текущую ситуацию и неся ответственность перед 45 тыс. сотрудниками в России», — отметили в штаб-квартире компании.
В компании также напомнили, что Renault Group были приняты все необходимые меры для соблюдения международных санкций. С учетом приостановки работы завода «Renault Россия» были также пересмотрены финансовые прогнозы компании на 2022 год. В частности, предполагаемая операционная маржа составит около 3%, против более 4%, которые планировались ранее.
Решение под давлением
На фоне этих заявлений акции компании на открытии торгов на бирже упали на 2,2%, сообщает Reuters. По данным агентства, решение о приостановке деятельности московского завода могло быть вызвано давлением украинских властей на руководство Renault Group в связи с присутствием французского автопроизводителя на российском рынке.
23 марта президент Украины Владимир Зеленский в ходе видеовыступления в парламенте Франции призвал Renault, Auchan, Leroy Merlin и ряд других французских компаний уйти из России. А министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба предложил объявить глобальный бойкот концерну Renault.
На московском заводе выпускаются кроссоверы Duster, Kaptur и Arkana, а также Nissan Terrano. Приостановка работы этого предприятия грозит проблемами генеральному директору Renault Луке де Мео, которому удалось обеспечить компании финансовую стабильность после двух лет убытков и ряда корпоративных скандалов, отмечает Financial Times. По данным издания, в прошлом году на Россию пришлось около 10% всех продаж Renault.
Как у «ВАЗ» дела
В связи с заявлением Renault Group руководство АвтоВАЗа внимательно следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с федеральными и региональными властями, а также с акционерами компании, говорится в сообщении автопроизводителя.
«За последние недели были приняты все возможные меры для обеспечения сохранения рабочих мест коллектива в 40 800 сотрудников. В частности, компания приняла решение перенести летний корпоративный отпуск 2022 года на 4–24 апреля, во время которого мы приложим максимум усилий для восстановления наших цепочек поставок», — сообщается в релизе компании.
С учетом перебоев с поставками импортных комплектующих на предприятии ведется активная работа по их замене альтернативными компонентами, подчеркнули в компании. В ближайшие месяцы на рынке появятся специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее подвержены влиянию импортных запчастей, отметили в АвтоВАЗе.
В Минпромторге уже завили, что окажут помощь АвтоВАЗу. По сообщению пресс-службы ведомства, предприятию уже оказана существенная государственная поддержка в виде переноса сроков уплаты утилизационного сбора на декабрь 2022 года.
«Минпромторг России оказывает содействие АО «АвтоВАЗ» в загрузке мощностей, запуске новых модификаций автомобилей, продолжении программы локализации и ускоренного импортозамещения. АО «АвтоВАЗ», как и другим крупнейшим автопроизводителям, обеспечен доступ к широкому спектру мер государственной поддержки, среди которых льготное кредитование на пополнение оборотных средств, льготные займы на реализацию проектов импортозамещения, блок промышленных субсидий, компенсация части транспортных затрат, затрат на НИОКР и многое другое», — говорится в заявлении Минпромторга, размещенном на официальном сайте ведомства.
Как отмечают в министерстве, перспективы развития столичного завода Renault Минпромторг обсудит с правительством Москвы. Совместные решения по этой производственной площадке в ведомстве рассчитывают принять до конца следующей недели.
Государство не бросит
При наиболее пессимистичном варианте развития событий правительство России может выкупить у Renault долю в АвтоВАЗе, а также московский завод компании, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Маловероятно, что Renault окончательно уйдет из России: наш рынок очень важен для компании, а многие модели, которые продаются у нас, — высокомаржинальные. Однако полностью исключить такой сценарий нельзя. В этом случае наиболее разумным решением для компании будет продажа российских активов государству, — рассказал он «Известиям».
При таком раскладе российским властям необходимо будет срочно искать партнеров, готовых наладить выпуск автомобилей на этих заводах, уверен эксперт. По его словам, с учетом нынешней ситуации наиболее реальной выглядит схема, при которой российское правительство приобретет лицензию производства моделей китайских автоконцернов.
Не исключает возможности приобретения российскими властями активов Renault и генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
— Три дня назад Renault объявила о возобновлении производства автомобилей на заводе в Москве, теперь вновь заявила о его приостановке. Ситуация меняется буквально каждый день, и такой вариант дальнейшего развития событий вполне возможен, — отметил он в беседе с «Известиями».
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Renault ушел с «АвтоВАЗа»: что он после себя оставил и какие перспективы у автозавода
Каждый очередной президент «Автоваза», а с 2005 года на этой должности были варяги, знакомится с губернатором области и мэром Тольятти. И обязательно с Кузьмичом. «А это еще кто такой? — удивляется варяг. — Местный дон Корлеоне? А говорили, что бандитов отсюда давно вынесли». Ему отвечают: «Боже упаси, никакой не бандит. Кузьмич это… Кузьмич! Постарайтесь ему понравиться». И вот у главного входа 25-этажного офиса «Автоваза» на особом месте паркуется серая Lada Kalina. Из нее выходит невысокий худой пенсионер в кепке — Целиков Юрий Кузьмич. Представляясь новоиспеченному президенту, он прочитает свою эпиграмму, посвященную какому-то прошлому событию на заводе, а то и непосредственно последней смене руководства. Обязательно подарит свою очередную книжку, например историю ВАЗа в тех же эпиграммах. У нынешнего главы «Автоваза» Максима Соколова, вступившего в должность в мае 2022 года, на столе лежат уже три книжки Кузьмича.
Почему к этому на вид безобидному пенсионеру в очках нужно отнестись с максимальной серьезностью, в свое время стало ясно даже французам. Корреспонденту Forbes рассказали, что именноКузьмич убедил Бу Андерссона, первого иностранца во главе завода, сохранить LADA Sport как самостоятельное подразделение. «Кузьмич вхож во все кабинеты, ему никогда не откажут в аудиенции. Придет, пошутит, эпиграмму очередную прочтет, а между тем даст серьезное замечание или предложение», — говорит Сергей Запивахин, основатель тольяттинского информационного агентства «Автосреда». Кузьмич участвует в жизни «Автоваза» и всего, что его окружает. Даже корреспондент Forbes, единственный раз посетив высотку заводоуправления, столкнулся с Кузьмичом у лифта — тот шел на встречу с каким-то начальником.
Кузьмич работал на ВАЗе на инженерных должностях с 1972-го по 2008 год. В 1996 году участвовал в создании Международной ассоциации дилеров Lada — был ее первым председателем правления. Сейчас Кузьмич официальных должностей не занимает, разве что состоит в сообществе ветеранов завода. Но он и представляет, и олицетворяет собой тот Тольятти, тот «Автоваз», с которым вынуждены иметь дело все новые владельцы предприятия, от захвативших когда-то контроль самарских бандитов и выгнавшего их «Ростеха» до мирового глобального автопрома в лице концерна Renault-Nissan. И то, что мы сейчас наблюдаем в Тольятти, можно охарактеризовать как результат столкновения мирового глобализма и локального Кузьмича.
Генетика места
Три района Тольятти — это фактически три разных города, соединенных трассой. Центральный район — это прежний новый Ставрополь-на-Волге, построенный в 1955 году вместо затопленного Куйбышевским водохранилищем. Комсомольский район на берегу Волги образован поселками строителей ГЭС. Самый же большой, Автозаводский район, он же Автоград, заложен в чистом поле в 1967 году одновременно с началом ВАЗа. Жилой фонд, детские сады, поликлиники и прочая социалка принадлежали заводу. Большинство не работавших непосредственно на автопроизводстве все равно являлись или сотрудниками ВАЗа, или членами их семей. К 1992 году население Автозаводского района достигло 400 000, а всего Тольятти — около 700 000. После распада СССР и акционирования жилой фонд и социальные учреждения были сняты с баланса завода, число работников сократили с более 100 000 до нынешних 32 000 человек. Но генетически город остался вазовским.
В ветеранском сообществе «Автоваза» состоит около 40 000 человек, больше, чем сейчас сотрудников на предприятии. Многие из поколения Кузьмича, участвовавшие в выпуске первых моделей, до сих пор заняты в автомобильном бизнесе рядом с ВАЗом. Не говоря уже об их детях и внуках, унаследовавших местную генетику. Именно они сегодня и есть ВАЗ, даже если непосредственно на нем не работают, они носители компетенций.
Глава городского округа Тольятти Николай Ренц — врач, в 1990-х он работал директором медицинского объединения ВАЗа. Почему бы для популяризации Lada не организовать в Тольятти туры «за своим автомобилем», как в центр Volkswagen, город Вольфсбург? Человек приезжает и наблюдает, как собирают именно его персональную комплектацию. «Был там, видел. Кстати, Вольфсбург — побратим Тольятти, — кивает Николай Ренц. — Renault был категорически против экскурсий на завод. А сейчас, с их уходом, мы такую возможность с руководством «Автоваза» обсуждаем». Многие считают, что в Тольятти не получится, как в Вольфсбурге: в Европе в любую точку недалеко ехать, а Россия большая — какой уж тут «тур за машиной». А ведь еще лет 25 назад такие туры были массовыми. Причем по факту выглядели как в Вольфсбурге.
«Наше производство автомобильных кондиционеров я запустил в Тольятти еще в 1996 году, — рассказывает Александр Масягин, основатель компании «Фрост». — На иномарках кондиционеры, понятно, ставились давно, а на ВАЗах их не было. Предложил тогдашнему руководству завода. Мне ответили, что им это неинтересно — мол, машины и так покупают, зачем напрягаться». Благодаря такому подходу вокруг завода вырос город мастеров, а заодно родилась программа «туров за автомобилем». Человек получал, например, «пустую «девятку». И тут же загонял ее на «Фрост», где ему ставили кондиционер. Потом перемещался в гараж при знаменитом рынке автозапчастей «Пламя». И оттуда уже гордо выезжал с замененными сиденьями, музыкой, защитой картера, спортивной подвеской. Ну и так называемым КЛП («комплектом лоховских приблуд») — бамперами, спойлерами, колпаками и прочим «обвесом по кругу».
Потом тюнинг стали делать московские и прочие дилеры, а индивидуальную комплектацию стало возможно заказать в заводском исполнении. Но город мастеров не исчез, он просто переродился.
Рынок мастеров
На въезде в Тольятти давно построены красивые дилерские центры, офисы продаж комплектующих. Но главным торговым хабом запчастей до сих пор остается так называемый Железный рынок. В 2013 году корреспондент Forbes наблюдал здесь классику 1990-х — палатки-контейнеры, между которыми снуют носильщики с тележками. По утрам грузились запчастями фуры со всей страны. Детали делились на четыре категории: фирменные, произведенные заводом или официальными поставщиками; аналоги российского производства зачатую выросших вокруг завода вполне цивилизованных цехов; широкая линейка китайских и б/у, восстановленные в гаражах соседнего поселка Прибрежного. Плюс произведенные в тех же гаражах на списанных вазовских станках. Последние, как правило, выдавали за «родные», контрафакт могли упаковать в фирменную коробочку LADA. Впрочем, восстановленные б/у тоже часто выдавали за новые.
В 2022-м рынок внешне не изменился. И даже товар к кузовам подтаскивают на тех же грохочущих тележках. «Недавно полиция устраивала рейд на Железный рынок — конфисковали контрафакта с якобы нашими маркировками на несколько десятков миллионов», — рассказывает директор по связям с общественностью «Автоваза» Сергей Ильинский.
Ни в одном городе на дороге не встретить столько ВАЗов разных годов выпуска, как в Тольятти. А потому здесь самые богатые автокладбища-разборки. Именно они были источником б/у запчастей в промышленных масштабах для восстановления и последующей продажи под видом новых. В 2013 году корреспондент Forbes пришел на одну такую свалку и, представившись перекупщиком, выпытывал у работавших там мальчика и усатого деда оптовый прайс. А когда появился хозяин, молодой парень, то честно признался, что интерес проявляет журналист. Тот бился в истерике, орал, что ничего не расскажет, но фактически все, что надо, и прокричал: «Вот вы напишете, а потом в Прибрежный снова ОМОН приедет, как уже было, тогда просто ворота гаражей тягачами вырывали! Это же прямая конкуренция ВАЗу — объемы соизмеримы!»
Итак, та же самая свалка девять лет спустя. Уже отвинченные запчасти заботливо сложены рядами прямо у входа: двери к дверям, муфты к муфтам, валы к валам и т. д. В 2013 году такого не было: официально разборка торговала только металлоломом — продажу деталей не афишировала. Узнаю тех же рабочих: мальчик заматерел, дед не изменился. Прошу проводить к хозяину. За столом сидит чуть поседевший, располневший, но тот же парень. Напоминаю о прошлой встрече. На этот раз он абсолютно благодушен: «Да, мы уже открыто торгуем. Только покупают все реже — тех машин, что на нашей свалке, уже на руках мало. Мы сейчас на б/у детали для иномарок перешли — завозим из Эмиратов и продаем в интернете». Насчет гаражей в Прибрежном он заметил, что бизнес умельцев там почти умер из-за конкуренции с Китаем: «Наши, восстановленные, зачастую прослужат дольше китайских. Но те оказываются еще дешевле. А маркировку LADA и на китайские ставят».
Компания Renault ушла из России целиком и полностью
Игорь Владимирский
После того как 16 мая было объявлено о передаче российских активов Группы Renault в собственность государства, возникло множество вопросов о том, в каком формате продолжится работа французской компании в России. Фактически в тот же день почти весь штат филиала Renault Россия перешел под знамя возрожденного Москвича, хотя юридически новая компания не оформлена до сих пор (по крайней мере, в онлайн-базах Москвич еще не значится). Даже российская пресс-служба Renault оперативно превратилась в пресс-службу возрожденного Москвича, и комментировать действия французской стороны не смогла. Редакция Авторевю направила запрос в головной офис компании Renault, потом повторила запрос, и только сейчас мы получили официальный ответ.
Производство автомобилей под маркой Renault в России прекращено окончательно. Это значит, что ни на московском заводе Renault, ни на АВТОВАЗе машины с логотипами Renault больше выпускать не будут. Поставки готовых машин из других стран тоже не планируются даже в отдаленной перспективе. Во французском офисе нам подтвердили, что гарантийным обслуживанием уже проданных автомобилей Renault займется АВТОВАЗ. И самое интересное: на вопрос о возможном продолжении производства моделей Renault под другими брендами нам из Франции ответили, что информации о таких проектах у них нет!
Иными словами, объявленное возобновление выпуска кроссовера Renault Duster под маркой Лада сейчас под большим вопросом. Кстати, сам АВТОВАЗ эту информацию так и не подтвердил. Более того, опубликовано принципиальное решение о том, что новые модели Лада будут разрабатывать на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов. Получается, что условная Лада Дастер свет так и не увидит.