Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду
У многих начинающих автомобилистов возникает вопрос, как в аккумулятор долить дистиллированную воду, если он из категории обслуживаемых АКБ. Соответственно, возникает второй вопрос, сколько необходимо добавлять жидкости и можно ли это сделать самостоятельно в бытовых условиях.
Предназначение дистиллированной воды
Дистиллированная вода является важной составляющей в жидкости автомобильной аккумуляторной батареи, обеспечивает ее полноценную функциональность, поддерживает нужную плотность электролита, в котором ее содержится 65%. А процентное содержание серной кислоты составляет всего лишь 35%.
Серная кислота — это довольно высококонцентрированное химическое соединение, представляющее в чистом виде опасность для АКБ. Для снижения ее концентрации необходима очищенная вода. Соотношение Н2О/H2SO4 =65/35 обеспечивает в момент зарядки аккумуляторной батареи накопление электрической энергии, которая впоследствии используется для запуска и движения транспортного средства.
Дистиллированная вода (ДВ) — это обычная вода, очищенная от органических соединений (продукты жизнедеятельности растительности и животных, бактерии, вирусы) и неорганических примесей (соли, минеральные добавки, другие вещества). Она состоит из двух химических элементов: водорода (H) и кислорода (O).
Перед тем как узнать, сколько доливать в аккумулятор дистиллированной воды, важно понять, что для подобной процедуры обыкновенная вода не подходит. В ней содержится большое количество разных примесей (соли, хлор, известь и прочие), которые способствуют быстрому выходу автомобильного аккумулятора из строя. Нельзя заливать в АКБ и прокипяченную воду, так как обыкновенное кипячение не дистиллирует (не очищает) жидкость в полном объеме.
Почему используется не электролит
В процессе эксплуатации аккумулятора, особенно в летний период, происходит нагревание батареи, в результате чего банки могут закипеть. ДВ в этот момент испаряется. Кислота — это нелетучая жидкость, соответственно она остается и уменьшается концентрация воды. Плотность смеси вырастает иногда до 1,4 г/см 3 . Поэтому, чтобы электролит привести к нормальной плотности, необходимо добавлять ДВ.
Если лить электролит, плотность уменьшится, но недостаточно.
Важно помнить о выпадении солей в осадок и разрушении пластин. Поэтому, чтобы уменьшить плотность жидкости до установленной нормы, добавляется исключительно ДВ. Это правило нужно всегда помнить!
А также стоит запомнить, что вода доливается только в аккумуляторные батареи обслуживаемого типа, которые отличаются максимальным испарением. Необслуживаемые АКБ оборудованы литым герметичным корпусом, испаряемая жидкость не выходит наружу, она выпадает в осадок внутри банки. В этом случае происходит замкнутый цикл, добавлять воду нет необходимости.
Когда требуется заправка АКБ
Большинство специалистов считают, что аккумулятору авто техническое обслуживание не требуется. Соответственно доливка в него воды является неактуальной, но при условии эксплуатации АКБ в нормальных условиях. Обязательно проверять уровень жидкости необходимо автомобилистам, совершающим на собственном авто поездки на дальние расстояния. В этом случае наибольшая вероятность преобразования жидкости в парообразное состояние. А также активный процесс испарения воды осуществляется в случае выхода из строя реле-регулятора.
Основные показатели поломки реле-регулятора:
- в период эксплуатации транспортного средства аккумуляторная батарея сильно нагревается;
- на корпусе АКБ наблюдаются капли электролита;
- из заливных горловин выходит сильный пар.
Нужно учитывать вариант конструкции АКБ. В обслуживаемых моделях происходит намного большее испарение H2O. Поэтому именно для них стоит знать, сколько воды доливать в аккумулятор. В необслуживаемых моделях испарение жидкости в окружающую среду предотвращает герметичный литой корпус. Такие АКБ не требуют дополнительного технического обслуживания.
Проверка уровня электролита
Наличие электролита проверяется исключительно в обслуживаемых АКБ. Они чаще всего оборудованы прозрачным корпусом, поэтому осмотр проводится визуально. Для этого на поверхности сделаны специальные отметки, соответствующие определенному объему жидкости.
Выпускаются также аккумуляторные батареи обслуживаемого типа с непрозрачным корпусом. Чтобы определить, до какого уровня доливать в аккумулятор воду в таком случае, владельцу транспортного средства понадобится специальная прозрачная трубочка диаметром 0,5 см.
Последовательность проверки уровня жидкости:
- откручивается крышка АКБ;
- прозрачная трубка опускается в жидкость, при этом она должна упереться в дно баночки;
- ее внешнее отверстие зажимается плотно пальцем;
- затем она достается из аккумулятора для определения уровня электролита.
Такая трубка имеет деления минимума и максимума. Соответственно, если набравшаяся жидкость находится в этих пределах — объем электролита в норме. Если жидкость ниже минимума — необходимо долить ДВ.
Сколько нужно добавлять воды
В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.
Рекомендации о том, как дистиллированную воду добавить в аккумулятор другой конструкции, сводятся к следующему:
- В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
- В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
- Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.
Важно правильно выполнять доливку ДВ, чтобы плотность электролита соответствовала установленным нормам. При большей концентрации соляная кислота будет разрушать свинцовые пластины.
При ее недостатке можно разморозить автомобильный аккумулятор при значительных минусовых температурах.
Как правильно доливать жидкость
Если плотность электролита в автомобильном аккумуляторе повысилась или АКБ не дает нужное напряжение, значит, причина в испарении ДВ. По норме электролит состоит: H2SO4 (серная кислота) — 35%; H2O — 65%.
Инструкция доливки ДВ в АКБ:
- Верхняя плоскость АКБ очищается от грязи, тщательно протирается, особенно возле пробок.
- В процессе зарядки батареи серная кислота могла выплеснуться наружу. Поэтому, чтобы ее нейтрализовать, область горловин нужно протереть ветошью, смоченной в растворе соды.
- Теперь нужно аккуратно открутить пробки. Рекомендуется надеть перчатки, чтобы защитить от электролита руки.
- При помощи медицинского шприца набирается ДВ и заливается в банки, где упал уровень жидкости.
- Закручиваются пробки.
- Через 2 часа необходимо проверить соответствие нормам плотности электролита с помощью специального устройства — ареометра. Если показатели в норме, аккумулятор можно ставить на зарядку.
Доливка жидкости осуществляется только на горизонтальной поверхности, иначе уровень будет показывать неправильный объем. А также стоит учитывать тот факт, что в разных климатических условиях отличается плотность электролита. Например, в России:
- на юге страны — 1,25 г/см 3 ;
- в центральных регионах — 1,27 г/см 3 ;
- на северных территориях — 1,29 г/см 3 .
Чтобы точно измерить плотность жидкости, ареометр должен находиться строго в свободном состоянии, вертикальном положении и не соприкасаться со стенками емкости. Опустив аккуратно ареометр в жидкость, нужно дождаться, когда он полностью перестанет колебаться, затем снять показания по шкале в точке его пересечения с поверхностью электролита. Это и есть плотность жидкость.
Получение дистиллята в быту
Есть автомобилисты, которые не идут в магазин за ДВ. Они ее производят самостоятельно в домашних условиях. Это в основном старшее поколение, заставшее времена дефицита, и люди, проживающие в отдаленных от города населенных пунктах, куда многая продукция просто не поступает.
При желании самостоятельно приготовить ДВ стоит понимать, что она не будет отличаться высоким качеством, так как для этого необходимо иметь специальное дорогостоящее оборудование — дистиллятор. Но в качестве альтернативы подойдет обычный самогонный аппарат без змеевика. Производительность ДВ при использовании этого варианта составит примерно 1 стакан за 3−4 часа.
Формула дистиллированной воды — Н2О. Качественная жидкость не должна содержать сторонних примесей. В бытовых условиях достичь такого результата невозможно, небольшое содержание солей металла все-таки останется.
Рекомендации:
- Если необходимо срочно долить воду в аккумуляторную батарею, можно набрать ее из-под крана в пластиковую бутылку и положить в морозилку на 2−3 часа. Использовать нужно только лед, который предварительно растапливается. Незамерзшая вода сливается в раковину. Полученная таким способом ДВ будет причинять минимальный ущерб АКБ.
- Еще один способ — сбор дождевой воды в пластиковую емкость, тщательная фильтрация, дальнейшее использование по предназначению.
Важно! Собираемая вода для аккумуляторной батареи не должна соприкасаться с железными предметами. Например, вода, стекающая с металлической крыши дома, непригодна для этих целей.
Какой должен быть уровень электролита в АКБ на 50, 60, 75, 190 А*Ч, как проверить и залить
Каждый гражданин знает о принципе работы аккумулятора, установленного в его машине. Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу машины необходимо тщательно следить за уровнем раствора и его плотностью, чтобы избежать поломки АКБ и возможных проблем, связанных с ее эксплуатацией.
Что такое электролит
Под аккумуляторным электролитом понимается раствор, который служит своеобразным проводником между свинцовыми пластинами и который состоит:
- 35 % — из серной кислоты;
- 65 % — из дистиллированной воды.
Нарушение указанных соотношений влечет за собой:
- потерю емкости аккумулятора;
- его преждевременный выход из строя в результате сульфатации пластин;
- снижение общего срока службы;
- изменение в меньшую или большую сторону предельных температур замерзания электролитической жидкости;
- увеличение степени саморазряда автоаккумулятора;
- и иные проблемы.
Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе
Этот раствор в автомобильном аккумуляторе необходим для обеспечения его функционирования. Без него АКБ попросту не будет работать.
Чтобы понять, для чего нужен электролит, требуется знать, как вообще работает автомобильная АКБ. Внутри пластикового корпуса аккумулятора находятся 6 банок. В каждой из банок расположены по 2 пластины разной полярности:
- анод (плюсовой электрод);
- катод (минусовой электрод).
К пластинам подведены токоотводящие решетки, на которые нанесены вещества:
- диоксид свинца – на аноде;
- свинцовый порошок – на катоде.
Чтобы обеспечивался цикл заряда, разряда и отдачи электрической энергии потребителям автомобиля, необходимо, чтобы выполнялись следующие химические реакции.
Указанные реакции протекают при разрядке аккумулятора, то есть при отдаче им энергии. В случае заряда реакции протекают в противоположном направлении.
И как раз-таки в целях обеспечения их протекания и нужна электролитическая жидкость.
Сколько электролита должно быть в аккумуляторе
Аккумуляторная электролитическая жидкость характеризуется двумя показателями:
- уровень;
- плотность.
Владелец авто должен поддерживать и уровень электролита в аккумуляторе, и его плотность. Для этого не потребуется наличие особых знаний и / или инструментария.
Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора
При необходимости уточнения, сколько должно быть электролита в аккумуляторе, автомобилисту в первую очередь нужно выяснить – какую емкость имеет его аккумуляторная батарея. От этого напрямую будет зависеть – сколько в норме в литрах должно быть жидкости внутри.
Сейчас на рынке России представлены аккумуляторы, начиная от 55 А * ч и вплоть до 190 А * ч. Наибольшее распространение получили АКБ с емкостью примерно от 60а и до 70а.
Приведем таблицу зависимости емкости АКБ от номинального уровня водного раствора серной кислоты:
Емкость АКБ, в А * ч
Количество раствора, в литрах
10 и более (в зависимости от конкретной модели АКБ – Зверь, Mutlu, Exide и др.)
Как осуществить проверку уровня
На определенных типах автоаккумуляторов на пластиковом корпусе наносятся отметки “Min” и “Max”, по которым автолюбитель может отслеживать уровень электролита. Жидкость должна находиться в пределах границ указанных отметок.
Однако на практике мерить объем жидкости внутри АКБ представленным образом проблематично – в связи с тем, что корпус аккумулятора непрозрачный. Равно как и не очень удобно смотреть внутрь банок через открытые крышки и соотносить текущий уровень с этими отметками.
Поэтому измерять рекомендуется иначе – одним эффективным способом:
- берется любая стеклянная трубочка с открытыми (не запаянными) концами сверху или снизу – например, отлично подойдет прозрачный корпус от шариковой ручки или трубочка из-под фруктового сока;
- открываются крышки (пробки) банок аккумуляторной батареи;
- в каждую банку поочередно вставляется данный импровизированный измеритель вплоть до касания со свинцовыми пластинами;
- верхний конец трубочки из-под сока или корпуса шариковой ручки зажимается пальцем;
- устройство вынимается;
- часть жидкости останется на трубочке – необходимо измерить, сколько там ее — линейкой или строительной рулеткой.
Дальнейшие действия автолюбителя зависят от того, меньшее или большее количество жидкости по факту:
- если в трубке пониженное количество электролита, значит, и внутри аккумуляторной батареи его мало — соответственно, необходимо доливать или дистиллированную воду, или электролитическую жидкость (что именно, см. далее);
- если же в трубке, наоборот, больше 1 – 1,2 см жидкости, то водного раствора серной кислоты в АКБ больше нормы, а это значит, что его нужно откачивать (как это делать, также см. далее).
В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет доступа к банкам, поэтому проконтролировать уровень раствора представленным образом не получится. Работоспособность таких АКБ проверяется:
- по цветовому индикатору заряда;
- или по меткам на корпусе.
Опасность высокого и низкого уровня
И высокий, и низкий уровень в аккумуляторах разных емкостей – на 55а, на 60, 65, 90 или 190 – по-своему опасны из-за множества причин.
Опасности при низком уровне:
- сульфатация пластин;
- падение полезной емкости батареи по сравнению с номинальной (предусмотренной заводом-изготовителем).
Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?
После того как автомобилист понял, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторах согласно таблице, приведенной выше, и проверил его при помощи стеклянной прозрачной трубочки, следует решить вопрос, что доливать – воду или электролитический раствор (и нужно ли это делать вообще).
Сама же электролитическая жидкость состоит из, собственно, серной кислоты и дистиллированной воды на 35 и 65 % соответственно, как мы указали выше. И дистиллят, и электролит, продаются свободно в любых автомобильных магазинах.
Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора
После того как гражданин определил, какой в его аккумуляторной батарее уровень, следует решить, что именно наливать (и нужно ли лить вообще):
- если по результатам замера при помощи пластиковой трубочки (см. выше) уровень оказался выше нормы, то следует откачать излишки (при помощи резиновой груши, например), далее снова произвести замер при помощи трубки, и если все нормально, то померить плотность и далее уже “выравнивать” именно ее (как это делать, см. ниже);
- если по результатам замера уровень, наоборот, ниже нормы, то нужно сразу определять плотность – от этого и будет зависеть, что нужно лить.
Проверка плотности
Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:
- температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
- срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.
Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.
- берем приспособление;
- опускаем его поочередно в каждую банку;
- набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
- смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
- определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.
После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:
- если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
- наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.
Процедура доливки дистиллированной воды
В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.
Добавление или замена электролитического раствора
При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.
Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:
- если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
- в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).
Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:
- откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
- берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
- немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
- произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.
Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:
- нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
- в банки залить дистиллированную воду;
- АКБ немного покачать из стороны в сторону;
- откачать залитую воду;
- повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
- залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
- проверить уровень и плотность.
Правила заливки
Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:
- уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины — от 10 до 15;
- при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
- при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).
Важность значений плотности
Автомобилисту важно знать не только, как проверить уровень электролита в аккумуляторах, но и понимать, в чем же заключается такая важность концентрированности электролита:
- повышенная плотность способствует сульфатации пластин и, соответственно, выходу АКБ из строя;
- при низкой плотности зимой в мороз электролитический раствор попросту замерзнет, так как существует соотношение плотности и температуры замерзания;
- низкая плотность, как правило, может свидетельствовать о разряде АКБ — по ней возможно определить степень заряженности, а также напряжение на клеммах, на основе специальной таблицы.
Сухозаряженные аккумуляторные батареи
Суть сухозаряженных АКБ на 12в можно понять из названия. Они делаются на заводе так же, как и обычные аккумуляторы, но с единственным отличием – внутрь не заливается электролит.
В частности, купить электролитическую жидкость в бутылках и залить в количестве, соответствующем емкости АКБ (см. таблицу выше). Далее нужно проверить уровень и плотность стандартным образом.
Итак, внутри АКБ находится электролит. Это токопроводящая жидкость, обеспечивающая работу аккумулятора. Автолюбителю требуется следить за ее уровнем и концентрацией. Если этого не делать, возможно появление проблем – вплоть до взрыва батареи.
Обслуживание аккумулятора: какую воду можно заливать и как делать это правильно
В классических свинцово-кислотных аккумуляторах находится не чистая кислота, а ее раствор. На 35% он состоит из серной кислоты, и на 65% — из воды. Такой состав позволяет получить оптимальную плотность электролита, чтобы батарея работала дольше и качественнее. Серная кислота без воды слишком активна и очень быстро разрушит свинцовые элементы батареи. Но она необходима, чтобы запустить химическую реакцию и восстанавливать оксид свинца.
Крайне важно, чтобы соотношение воды и кислоты было примерно равно два к одному. Если воды будет больше, то реакция будет слишком медленной. А если увеличить количество кислоты, батарея быстро выработает свой ресурс и разрушится.
Большая часть испарений приходится на обычную воду, поэтому именно ее добавляют в аккумулятор для восполнения уровня электролита. Но вода должна быть специально очищенной – дистиллированной. В такой воде нет никаких примесей, которые бы могли отрицательно сказаться на проходящих в аккумуляторе реакциях. У нее нейтральный кислотно-щелочной баланс, поэтому только такая вода подходит для доливки в батарею.
Важно, чтобы воды в аккумуляторе также было не слишком много. Для корректной работы батареи крайне важна плотность электролита. Это значит, что на определенный объем жидкости необходимо строго установленное количества активного вещества, то есть кислоты. Для обычного аккумулятора ее должно быть около 1,4 грамма на кубический сантиметр.
Как часто нужно доливать воду в аккумулятор
Периодичность обслуживания аккумулятора зависит от его типа. Сурьмянистые батареи нуждаются в заправке водой чаще всего, обычно от четырех до пяти раз в год. Гибридные модели могут нуждаться в обслуживании реже, а аккумуляторы по кальциевой технологии могут проработать без заправки несколько лет.
Уровень воды в течение всего срок использования аккумулятора должен быть одинаковым. Если жидкости недостаточно, батарея не будет работать корректно и быстро выйдет из строя. Электролит должен полностью покрывать пластины, не менее чем на 1 сантиметр выше уровня пластин.
Почему испаряется вода в аккумуляторе
Точных сроков, когда нужно доливать воду в аккумулятор, не существует. На скорость испарения влияют сразу несколько факторов.
При длительной работе под воздействием высокого тока аккумулятор выкипает. В процессе эксплуатации аккумулятор нагревается. Вода закипает при 100 градусах Цельсия, но в растворе она закипает медленнее. Электролит начинает кипеть примерно при 113 градусах. При этом он испаряется активнее, чем в обычном состоянии.
Еще одна причина испарения воды – это гидролиз. Под воздействием тока вода может распадаться на кислород и водород. Если батарея не герметична, газы испаряются через крышку.
Также испарение усиливается в случае короткого замыкания. В этом случае электролит закипает мгновенно.
Как нужно доливать воду в аккумулятор
Доливать в аккумулятор нужно столько же воды, сколько из него испарилось. Определить объем испарений можно двумя способами – по банкам или по изменениям массы батареи.
Взвешивать аккумулятор проблематично, для этого придется отключить его, снять с автомобиля, поставить на весы, а после установить обратно. Кроме того, потребуются очень точные весы, которые покажут даже разницу в несколько грамм.
Поэтому чаще всего объем жидкости определяют на глаз. Пластины батареи должны быть полностью покрыты электролитом. Важно не перестараться и не добавить слишком много воды. Это не только нарушит правильное соотношение кислоты с водой, но и повысит риск выкипания батареи. Из-за слишком высокого давления при кипении у нее может сорвать колпаки. Вода испарится очень быстро и АКБ выйдет из строя.
Что может ускорить испарение электролита
Одна из основных причин чрезмерных испарений электролита – это неправильная зарядка. Часто водители используют слишком высокий ток, что приводит к повышенному испарению жидкости. Ток заряда должен составлять около 10% от емкости батареи. То есть для аккумулятора на 100 ампер-часов достаточно 10 ампер для зарядки.
Еще одна распространенная проблема – сульфатация пластин. В этом случае даже минимальное превышение рекомендуемого уровня тока приведет к вскипанию аккумулятора. Если наблюдается такая проблема, рекомендуется провести переполюсовку батареи и поставить на зарядку минимальным током. Также после каждого вскипания необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторе.
Как правильно проверить уровень электролита в аккумуляторе: измерение и определение нормы.
Несмотря на широкое распространение необслуживаемых аккумуляторов, большинство автовладельцев (по разным причинам) используют батареи традиционной конструкции. Такие АКБ требуют периодического проведения сервисных операций по контролю состояния электролита.
Таблица с объёмами электролита для аккумуляторов различной емкости
Емкость аккумулятора определяется количеством реагентов – свинца, оксида свинца, серной кислоты (а также площадью поверхности пластин, на которой происходит реакция). Многолетним опытом определено соотношение H2SO4 и воды, позволяющее получить оптимальные результаты, поэтому для каждой емкости батареи найден объем электролита, позволяющий получить заданные параметры.
Электрическая емкость батареи, А*ч | Необходимый объем электролита, л |
---|---|
55 | 2,5 |
60 | 2,7..3,0 |
75 | 3,7..4,0 |
90 | 4,4..4,8 |
190 | 10 |
Эти цифры могут немного отличаться от производителя к производителю – в зависимости от дизайна корпуса, но для предварительной оценки потребного количества электролита вполне можно пользоваться и этими данными.
Объемы приведены для полностью сухих элементов – для случаев, когда отсутствуют остатки свободной жидкости в банках и в виде пропитки обмазки пластин.
Почему объем может быть ниже нормы
Производитель перед продажей заправляет аккумуляторы жидким реагентом в полном количестве, но в процессе эксплуатации его объем может измениться по различным причинам:
- За счет испарения жидкости. Этот процесс становится более интенсивным с ростом температуры и усугубляется при неполной герметизации корпуса АКБ (плохо завернутые пробки и т.п.). Вода из электролита испаряется быстрее кислоты, это приводит к росту концентрации H2SO4.
- За счет непреднамеренного проливания жидкого реагента (например, при отборе проб, при обслуживании и т.п.).
- За счет утечек через повреждения в корпусе. В этих двух случаях концентрация кислоты не меняется.
- За счет излишнего напряжения при зарядке. В этом случае происходит разложение воды на кислород и водород (газы улетучиваются в атмосферу без рекомбинации, количество воды уменьшается)
- По другим причинам, следствием которых может быть нарушение состава электролита.
Изменение объема уменьшает емкость батареи, что особенно заметно во второй половине жизненного цикла АКБ. Кроме этого, при снижении количества жидкости меняется ее уровень. Часть поверхности пластин обнажается, это может привести к пересыханию обмазки и ее последующему осыпанию. При этом емкость батареи необратимо уменьшается.
Превышать уровень электролита также вредно. Это может привести к выплескиванию агрессивной жидкости во время движения или в процессе зарядки.
Как замерить уровень электролита
Одни из важных факторов, влияющих на долголетие аккумулятора, является регулярность его обслуживания. В число сервисных операций обязательно входит проверка уровня электролита.
Самая простая ситуация, если корпус АКБ сделан из прозрачного пластика. В этом случае на него обычно наносятся метки минимального и максимального пределов содержания электролита. Но в большинстве случаев корпус непрозрачный, поэтому придется проводить проверку другим способом.
Контроль проводится во всех банках поочередно. Аккумулятор можно не снимать с автомобиля, но для удобства можно и демонтировать. Главное — соблюсти горизонтальность установки при проверке. У каждого элемента вывинчивается пробка.
Вывинчивание пробок из банок АКБ.
Дальше понадобится любая мерный инструмент с делениями соответствующего размера (например, специальная стеклянная палочка). Она погружается в отверстие до тех пор, пока не упрется в пластину. По шкале можно считать уровень жидкости в аккумуляторе. Он должен быть не менее 1 см и не более 1,5 см.
Проверка уровня жидкости.
Если палочки с делениями нет, подойдет прозрачная трубочка небольшого диаметра из стекла или пластика. Ее надо погрузить в электролит до упора, заткнуть пальцем верхнее отверстие, вынуть и замерить уровень столбика жидкости.
Проверка количества жидкого реагента с помощью трубочки.
Погружать в кислотосодержащую жидкость можно только предметы из химически инертных материалов (стекло, пластик и т.п.). Нельзя пользоваться металлическими палочками и трубочками, чтобы исключить химическую реакцию с последующим загрязнением электролита ее продуктами.
Если окажется, что электролита в каждой банке достаточно, можно завернуть пробки (это надо делать с усилием, чтобы обеспечить герметичность) и эксплуатировать аккумулятор дальше. Лучше перед началом работы еще проверить напряжение на клеммах батареи и при необходимости подзарядить ее до номинального значения.
Если уровень жидкости отличается от нормы или даже видны непокрытые электролитом рабочие части пластин, надо принимать меры. Чтобы эти меры были эффективными и не привели к порче батареи, надо выполнить замер плотности электролита.
Контрольный замер плотности лучше сделать и при нормальном уровне жидкого реагента.
Замеры плотности
Идеальные условия для тестирования – полностью заряженный аккумулятор (хотя бы до 12 в) и температура около 25 град. С. В этом случае достоверность показаний будет наибольшей. Плотность измеряется с помощью ареометра. Возможны два варианта:
- ареометр со шкалой встроен в стеклянный сосуд с резиновой грушей для забора жидкости такой прибор еще называют денсиметром);
- ареометр выполнен в виде отдельного прибора.
Принципиально измерение плотности в обоих вариантах одинаково, хотя есть небольшое различие в методике. Во втором случае надо позаботиться о наличии сосуда для измерений (из химически инертного материала) и инструмента для забора (груша с трубкой, шприц и т.п.), если они не входят в комплект ареометра.
Ареометр комплектной конструкции.
Если комплект прибора комбинированный, надо с помощью груши набрать потребное количество электролита (так, чтобы ареометр внутри колбы свободно всплыл) и определить показания по шкале по линии водяного столбика. Потом электролит надо вернуть в банку.
Считывание показаний.
Если ареометр отдельной конструкции, надо забрать грушей или шприцем необходимое количество жидкости и перелить ее в сосуд. Потом погрузить туда ареометр и считать значение плотности.
Забор жидкости для проверки.
Нормой для средней полосы считается плотность 1,25..1,27 г/куб.см. Для более жарких регионов можно принять за норму 1,24..1,26 единиц плотности, для холодных — 1,26..1,28 г/куб.см. Для районов Крайнего Севера плотность должна быть повышена до 1,27..1,29 г/куб.см. При повышении температуры, при которой проводится замер, плотность падает, при уменьшении – увеличивается. Это надо учитывать, ведь не всегда условия тестирования будут идеальными.
Дальнейшие действия после замеров
После выполнения замера надо провести небольшой анализ ситуации. Если уровень ниже установленной границы, а плотность выше, значит, потеря объема произошла из-за испарения или кипения электролита. В этом случае восстанавливать количество реагента добавлением электролита нельзя. Это приведет к эксплуатации батареи с повышенной концентрацией кислоты. Надо «разбавить» электролит водой . Уровень воды при доливе не должен превышать максимальную отметку для данного аккумулятора.
Для нормирования плотности электролита можно применять только дистиллированную воду. Она свободна от солей и других веществ, содержащихся в обычной воде в растворенном виде. При выпадении в осадок эти примеси осядут на пластинах АКБ в нерастворимом виде, уменьшат эффективную площадь пластин и приведут к снижению емкости.
Доливка дистиллированной воды в АКБ.
Так как снижение количества жидкости этом случае происходило большей частью за счет испарения воды, плотность электролита должна восстановиться. Но для полной уверенности можно сделать контрольный замер.
Если же объем жидкости уменьшился, а плотность осталась в норме, надо вспомнить, не было ли явного проливания электролита . Если не было, надо поискать трещину или отверстие в корпусе, через которое просачивается жидкость. Это можно делать с помощью раствора поваренной соды – в результате контакта с кислотой начнется химическая реакция с выделением газов и образованием пены. Так можно увидеть малозаметное место повреждения. После устранения проблемы можно восстановить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе доливкой электролита. Его можно купить в автомобильном магазине. По окончании процедуры также не помешает контрольный замер и цикл разряд-заряд.
Электролит в розничной расфасовке 1 литр.
Автомобильные батареи, требующие контроля состояния жидкого реагента, еще долго не уйдут с рынка из-за относительно низкой стоимости и возможности восстановления работоспособности (в определенных случаях). Залогом длительной успешной работы является регулярные проверки уровня и плотности электролита.