Автомобильный рынок с пробегом что ждет
Перейти к содержимому

Автомобильный рынок с пробегом что ждет

  • автор:

Рынок подержанных авто ждет шквал предложения и резкое снижение цен

Проблемы на рынке и новых, и подержанных машин начались далеко не в феврале 2022 года. Так называемый кризис полупроводников стартовал в пандемию и до сих пор не закончился — многие предприятия все еще находятся в состоянии дефицита комплектующих, а логистика, чудовищно подорожав, не может восстановиться от Covid−19. Передел мира, прямо сейчас раскачивающий основы основ всей планеты, лишь добавил масла в огонь. Ну а Россия, по старой доброй традиции, оказалась на баррикадах не просто в числе первых, а в желтой майке лидера, приняв на себя все шишки первопроходца новой структуры мировой торговли.

Массовый приход китайцев ситуацию на рынке новых авто не исправил, предложение все еще не в состоянии перекрыть спрос, как, впрочем, и продукция отечественных брендов в тандеме с параллельным импортом. Взрыв цен, что естественно, сказался и на «вторичке»: продавцы взвинтили цены, выкатили из гаражей весь хлам, годами стоящий в ожидании своего часа, и бросились аврально приводить в чувство то, что еще вчера планировали сдать на чермет. Достойных машин мало, а начинать поиск транспортного средства, а не конструктора для взрослых, стоит, повторимся, с полутора миллионами рублей в кармане.

Вдумчиво оценив увиденное, правительство, судя по всему, решило открыть «вентиль», который ранее придерживало — китайские подержанные машины. До пандемии Поднебесная в год потребляла около 30 000 000 новых автомобилей, а «вторичка» скапливалась, не находя должного количества покупателей. Государство, которое много производит, принимало все возможные меры, чтобы потребитель покупал новое, а не подержанное.

Изначально в КНР делали ставку на копию японского опыта — подержанные машины из Страны восходящего солнца раскупаются по всему миру, не захламляя и без того небольшое островное государство. Однако этому плану не суждено было сбыться. А на соседний рынок весь этот транспорт не попадал благодаря многочисленным бюрократическим препонам: мы тоже очень хотели много производить и много продавать. Раньше хотели.

Сегодня же китайская «вторичка» могла бы в комплексе решить все проблемы дефицитного отечественного автомобильного рынка: соцсети рассказывают, что через экспериментальную особую экономическую зону Суйфэньхэ в Россию начинают массово поставлять подержанные китайские машины. Причем это не продукция китайских марок, а творчество совместных предприятий под хорошо нам знакомыми японскими и европейскими брендами.

Курс рубля к юаню более стабилен, чем пара доллар-рубль, есть прямая сухопутная граница, да и отношения между странами куда лучше, чем с ЕС и США. Поэтому очень скоро отечественный авторынок запестрит знакомыми именами, однако в неизвестных и непонятных комплектациях. Проблем с запчастями можно ждать лишь на ранних этапах, пока налаживается логистика с китайских фабрик, а после сотни тысяч автомобилей с небольшим пробегом и в достойном состоянии начнут появляться сначала у частных продавцов, а после и у дилеров, многие из которых уже сегодня нацелены на работу именно на рынке «бэушек».

Прогноз по времени? Вероятнее всего — около полугода. Так что, выбирая лучшее из худшего, торопиться не стоит. Вполне возможно, что скоро ассортимент в корне изменится.

Рынок легковых автомобилей с пробегом в июне и 1 полугодии 2023 года

Рынок легковых автомобилей с пробегом в июне и 1 полугодии 2023 года

Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в июне 2023 года жители РФ приобрели 501,9 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 42,2% больше, чем в том же месяце прошлого года.

Почти половина (49,8%) от этого количества приходится на пять марок. Лидерство здесь традиционно сохраняет отечественная LADA, доля которой в начале лета превысила 21%. Это соответствует 106,2 тыс. подержанных машин – на 18,7% выше уровня годичной давности. Второе место в рейтинге удерживает японская Toyota, показатель которой достиг 60,3 тыс. единиц (+56,9%). Далее следуют корейские бренды Kia (28,7 тыс. шт.; +44,8%) и Hyundai (28,4 тыс. шт.; +42,7%). Замыкает ТОП-5 японский Nissan, объем вторичного рынка которого тоже заметно вырос (+42,2% до 26,6 тыс. шт.).

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что все марки, вошедшие в десятку лидеров по итогам июня нынешнего года, демонстрируют положительную динамику. При этом наибольший рост зафиксирован у Honda (+64,8%), а наименьший – у LADA (+18,7%).

ТОП-10 МАРОК НА РЫНКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ (шт.)

ТОП-10 марок

Звание самой популярной модели среди б/у легковых автомобилей по-прежнему принадлежит Ford Focus. Объем покупок «фокусов» в первый летний месяц составил 10,6 тыс. экземпляров, показав рост на 42,3%. На вторую строчку рейтинга поднялся хэтчбек LADA 2114 «Самара-2» (9,8 тыс. шт.; +11,8%), а на третью опустился Hyundai Solaris (9,7 тыс. шт.; +22,7%). Четвертое место занял Kia Rio (9,6 тыс. шт.; +23,1%). Как видно, эти три модели отделяет друг от друга не более сотни купленных экземпляров. Замыкает ТОП-5 самых популярных на «вторичке» легковых автомобилей в июне Toyota Corolla (9,2 тыс. шт.; +49,1%).

Все десять представленных здесь моделей тоже находятся «в плюсе». Самый сильный рост среди них показывает Toyota Camry (+54,1%). При этом хуже других в июне 2023 года увеличились объемы покупок у двух вазовских седанов – «семерки» и «Приоры» (менее 10%), которые уже сняты с производства.

ТОП-10 МОДЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ (шт.)

ТОП-10 моделей

Если рассматривать итоги 1 полугодия 2023 года, то за это время россияне купили 2 млн 752,3 тыс. подержанных легковых автомобилей. Это на 26,8% больше, чем за 6 месяцев прошлого года. Отметим, что все представленные в таблицах бренды и модели за этот период демонстрируют рыночный рост.

Цены на подержанные машины начали стабилизироваться

Как говорится в исследовании «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) на основе данных компании Haraba, которое есть в распоряжении «Российской газеты», сразу по 12 моделям популярных автомобилей с пробегом средняя цена была выросла на 5% и выше. В июле таких автомобилей было вдвое меньше.

Лидером по масштабам подорожания неожиданно оказался Skoda Rapid (1,52 млн руб., +9,3% за месяц). На рынке новых автомобилей этот особенно популярный в такси лифтбек исчез еще весной текущего года. В то же время количество «свежих» (до трех лет) экземпляров во вторичном сегменте еще исчисляется десятками тысяч штук. Модель оказалась ликвидной и вполне надежной. Однако ценник, «скаканувший» выше 1,5 млн рублей, даже при нынешнем слабом рубле выглядит явно завышенным. Брат-близнец Skoda — Volkswagen Polo, всегда считавшейся машиной немного выше по имиджу, оказался даже дешевле (1,46 млн руб., +4,3%).

В августе, как и в июле, место в тройке лидеров роста цен нашлось марке BMW. Причем в последнем месяце лета резким подорожанием (8-9%) отметились сразу две баварских модели. За седан 3-й серии стали просить в среднем 4,4 млн рублей, то есть на 370 тысяч больше, чем в июле.

Внедорожник X5 теперь и вовсе не купить дешевле 10 млн рублей. За месяц он подорожал почти на 800 тысяч, а за год — на 2,3 миллиона. Причина столь резкого взлета кроется не только в соотношение валют, но и в сильно возросшем в августе утилизационном сборе. При таком ценовом позиционировании BMW X5 в России оказался сегодня в сегменте даже не премиальных, а люксовых вседорожников. И пока нет предпосылок к тому, что ситуация для поклонников этих автомобилей как-то улучшится: количество завозимых по параллельному импорту BMW стало снижаться.

Нет полноценной замены в сегменте новых бюджетных кроссоверов и двум популярным «паркетникам» — Hyundai Creta (1,98 млн руб., +7,2% за месяц) и Renault Duster (1,85 млн руб., +7%). Неудивительно, что цена каждого из них на вторичном рынке постепенно приближается к 2 млн рублей. В число машин, подорожавших в августе на 5% и выше, также попали Hyundai Tucson (2,98 млн рублей), Mercedes-Benz E-class (5,03 млн рублей), Toyota RAV4 (3,6 млн рублей) и два кроссовера Nissan — X-Trail (2,86 млн рублей) и Qashqai (1,89 млн рублей).

И наконец, неожиданно в этой же кампании оказались два самых бюджетных автомобиля АвтоВАЗа. За трехлетнюю Lada Granta стали просить в августе в среднем 844 тыс. рублей (+40 тысяч к июлю), а за Lada Niva Legend — 1,012 млн рублей (+52 тысячи). В сегменте новых автомобилей те же модели пока подорожали скромнее — на 15-20 тыс. рублей. Причем недостатка на рынке в них нет, а значит, августовское повышение больше похоже на временный скачок цен.

«Впрочем, прибавки 3-5%, которые оказались равнозначны увеличению цены на 50-150 тысяч рублей, а на дорогие модели машин, как Toyota LC 300 — даже почти на 400 тыс. рублей, в августе можно было отмечать на всем рынке. Понимание покупателями того, что при очередной волне обесценивания рубля нужно вкладываться в «железо», похоже, и дальше останется основным генератором роста цен. Осенью этот процесс не остановится.

Несмотря на общий рост вторичного рынка, который наблюдается уже на протяжении последних пяти месяцев, число ликвидных 3-летних моделей западных, японских и корейских марок по-прежнему продолжает сокращаться. А с увеличением ограничительных мер в части налогов и возможных изменений в октябре в оформлении СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств), недостаток «свежих» машин на нашем рынке может только усилиться», — комментирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Что будет с ценами на машины с пробегом: автоподборщик раскрыл секреты

Фото: АвтоГермес

Autonews.ru поговорил о перспективах вторичного авторынка с экспертом по подбору автомобилей с пробегом и президентом Союза автоэкспертов и оценщиков, а также основателем компании AutoExpert Олегом Амировым.

— В связи с приостановкой импорта и остановкой локальных производств ожидается, что вторичный рынок начнет расти как по объему, так и по спросу со стороны покупателей. Насколько этот прогноз с вашей точки зрения реалистичен и чего ждать в перспективе на рынке автомобилей с пробегом?

— Рост будет, хотя дело не только в остановке производств и срыве поставок импортных машин, но и в скачке цен на новые автомобили, а также в невероятно высоких ставках по автокредитам. Те, кто ранее рассматривал для себя покупку нового автомобиля, теперь будут ориентироваться на машины с пробегом и смотреть в сторону вторичного рынка. Ведь даже с учетом стабилизации курса рубля уже никто не ждет резкого снижения цен на новые машины.

Рынок авто с пробегом в этом смысле куда более инертный. И там ценообразование хоть и реагирует на курс, но все же строится немного по-иному принципу. Так что да, мы тоже ожидаем рост спроса на «вторичке». Другое дело, что он тоже после краткосрочного всплеска продаж в самом конце февраля и в начале марта потом продемонстрировал драматичное падение. Так что сейчас будет идти отыгрывание утерянных позиций, нежели реальный рост.

— А если говорить об объемах вторичного рынка на текущий момент, есть ли столько предложений, чтобы удовлетворить спрос?

— Нужно понимать, что спрос на автомобили, как с пробегом, так и на новые, упал вдвое. Поэтому сейчас динамика такая, что многие автовладельцы, которые ранее планировали сменить машину, продолжают на них ездить, обслужив и отремонтировав при необходимости. Люди замерли в ожидании. Ну и поскольку спрос упал в два раза, то сейчас, в общем-то, текущих предложений хватает. Так что если вторичный рынок и начнет показывать рост, то не такой уж и быстрый и динамичный. И его общие объемы все равно будут не те, что в прошлом году.

Фото: «Авито.Авто»

Фото: auto-vse.ru

— А есть ли вероятность, что в текущей ситуации мы вновь увидим поток автомобилей с пробегом из Европы, как это было во второй половине прошлого года? Ведь курс рубля вновь привлекательный для перегона машин.

— Это не только вероятно, но и весьма реалистично. Более того, не исключаю, что такие предложения будут преобладать.

— А как теперь это будет происходить с учетом ограничений, которые появились после введения санкций?

— Глобально ничего не поменялось, потому что ограничения касаются в первую очередь юридических лиц, а «перегонщики», которые привозят машины с пробегом и из Европы, покупают и растамаживают их как физические лица. Основным каналам ввоза остается Республика Беларусь. Как из-за удобного географического расположения, так и из-за некоторых нюансов в законодательстве.

Ведь не секрет, что в Белоруссии для некоторых категорий граждан, например для многодетных семей, есть определенные льготы при растаможке автомобилей. И у них пошлина и таможенный сбор чуть ли не вдвое меньше, чем для остальных.

Плюс не стоит забывать, что на Белоруссию хоть и тоже наложены санкции, но их значительно меньше, чем на Россию. Поэтому производить безналичные расчеты и оплату через счета белорусских банков пока еще возможно. И чаще всего так и происходит. Автомобиль покупается в Европе для Белоруссии, затем ввозится туда «перегонщиками», там же проходит растаможку по правилам Таможенного Союза и только после этого перепродается в Россию.

Фото: Авилон

— А какие сейчас наиболее востребованные модели из Европы?

— Ситуация по сравнению с прошлым годом не сильно поменялась. Самые востребованные автомобили — это малолитражки B-класса с турбированными двигателями небольшого объема. Ведь стоимость их растаможки в России и других странах ЕАЭС напрямую связана с рабочим объемом двигателя. Речь в первую очередь идет о бюджетных автомобилях вроде Renault Clio, Scenic, некоторых младших Volkswagen и моделях других марок этого класса.

— А если говорить о рынке запчастей для автомобилей с пробегом. Что с ним сейчас происходит?

— С запчастями точно такая же история, как и с автомобилями. Все очень сильно подорожало, но не думаю, что будут какие-то перебои или нехватка. Опять же, все, что теперь не может ввозиться напрямую из-за ограничений, будет приезжать к нам по альтернативным каналам поставок. Например, через ту же Белоруссию или Армению.

В общем-то, они уже поставляются так. Но поскольку теперь это происходит через посредников в третьих странах, то цены, конечно, скорректировались. Причем, речь идет как об оригинальных, так и неоригинальных запчастях. Подорожание к текущим ценам, которые с конца февраля уже скорректировались в вилки от 30 до 50%, составит еще около 20-30%. Но опять же, при условии, что курсовые колебания будут небольшими. Потому что со стороны государства нет никакого регулирования цен на запчасти, как например, с продуктами первой необходимости вроде круп и сахара.

Важно еще отметить, что текущие высокие цены на запчасти сформировались не только исходя из увеличения курса рубля и изменения схем поставок, но и из-за ажиотажного спроса. Рынок запчастей все еще очень сильно перегрет после всех событий. И многие продолжают продавать детали с высокой наценкой, потому что доступ к альтернативным каналам поставки есть не у всех игроков рынка. Возможно, в дальнейшем и будет какая-то корректировка цен на запчасти, но сейчас спрогнозировать ее значение и сроки невозможно.

— Как может измениться структура игроков на рынке автомобилей с пробегом? Официальные дилеры, которые раньше занимались продажей новых машин, теперь переориентируются на «вторичку»?

— Автосалоны и официальные дилеры начали увеличивать свою долю на вторичном рынке еще до всех этих событий. И это не мое оценочное суждение, а факт, подтвержденный исследованием аналитического агентства «Автостат». Другое дело, что дилеры по-прежнему принимают в трейд-ин все подряд. С точки зрения юридической чистоты машин у них все в порядке, но касательно технического состояния есть много вопросов. Именно поэтому даже к ним покупатели зачастую приезжают с экспертами по подбору.

Но ситуация настолько нестабильная что я пока не берусь прогнозировать как может измениться их доля на рынке в дальнейшем. Ведь, у дилеров помимо больших площадок и объемов еще и достаточно высокие издержки. А покупательская способность потребителей снижается. Поэтому маловероятно, что смогут они увеличить или удержать свои обороты за счет продажи машин с пробегом.

— А увеличится ли число частных посредников?

— Да, вот перекупщики и небольшие площадки как раз активизируются, потому что имеют больше преимуществ из-за небольших оборотов. Они куда быстрее реагирует на изменение рынка и куда более гибкие, чем дилеры с огромными оборотами и гигантскими издержками.

Фото: Ключавто

— Если нас вновь ждет расцвет перекупщиков, то наверняка стоит ждать и развития бизнеса в области автоподбора?

— Услуга автоподбора стала востребованной не только из-за перекупщиков, но и из-за недоверия к дилерам. Зачастую люди пользуются услугами автоэкспертов не только при покупке машин с пробегом, но и новых автомобилей. Автоподбор никуда не исчезнет, услуга будет существовать и развиваться плавными темпами.

— Давайте перейдем к более практичным вопросом, которые будут полезны и для простых читателей. Банальный вопрос: стоит ли сейчас покупать машину с пробегом или имеет смысл подождать «лучших времен»?

— Если автомобиль нужен прямо сейчас, то нужно покупать. Если же критической необходимости в автомобиле нет, то торопиться с покупкой не стоит.

— А можно ли в текущей ситуации дать какой-то прогноз по ценам на автомобили на вторичном рынке?

Ситуация такова, что цены на машины с пробегом стали немного снижаться. Но это связано не с курсом рубля к доллару, а с резким скачком цен, который случился в конце февраля и в начале марта. Сейчас ажиотаж прошел и люди по таким безумным ценам машины уже не покупают. Никто не бежит сломя голову спасать свои сбережения. Да и средств на руках у людей не так много осталось.

Поэтому те, кто занимается перепродажей машин с пробегом, начали потихонечку снижать цены. Потому что им нужны оборотные средства для дальнейшего ведения своего бизнеса. Да и частники, которым реально необходимо продать автомобиль, двигаются по стоимости. Так что снижение цен наблюдается, но это в первую очередь связано со снижением спроса, а не с укреплением национальной валюты.

Но уточню, что речь все же о перспективах ближайших недель, быть может, месяца. Давать какой-то долгосрочный прогноз хотя бы до конца года сейчас, конечно же, невозможно. Ситуация непредсказуемая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *