Генератор — проверка и ремонт
1. Снимаем генератор с автомобиля (см. выше «Генератор — снятие и установка»).
2. Ветошью очищаем наружную поверхность генератора от грязи.
3. Подсоединив положительный щуп омметра к выводу «30», а отрицательный щуп к корпусу генератора, проверяем на «пробой» диоды генератора.
Если омметр показывает сопротивление близкое к нулю, произошел пробой одного или нескольких диодов или замыкание обмотки статора на корпус.
4. Подсоединив положительный щуп омметра к выводу «30», а отрицательный — к одному из болтов крепления выпрямительного блока, проверяем положительные диоды.
Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю, произошел пробой одного или нескольких диодов.
5. Подсоединив положительный щуп омметра к одному из болтов крепления выпрямительного блока, а отрицательный — к корпусу генератора, проверяем на «пробой» отрицательные диоды генератора.
Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю, произошел пробой одного или нескольких диодов.
6. Для проверки конденсатора снимаем его с генератора (см. ниже «Ремонт»). При подсоединении щупов омметра к выводам конденсатора сопротивление должно уменьшиться, а затем постепенно возрасти.
7. Для проверки регулятора снимаем его с генератора (см. ниже «Ремонт»). При нажатии на щетки, они должны свободно перемещаться в пазах, быть подпружиненными. Выступание щеток в свободном состоянии из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм, в противном случае заменяем регулятор.
8. Вывод «В» регулятора напряжения соединяем с положительным выводом аккумуляторной батареи, а отрицательный вывод (показан стрелкой A) — с «массой». Вольтметром измеряем напряжение на контактах щеточного узла.
Если напряжение отсутствует, регулятор неисправен.
9. Подсоединив один контакт омметра к корпусу, а другой к контактному кольцу ротора, проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус генератора.
Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю, произошло замыкание.
Неисправные ротор, статор, конденсатор или регулятор напряжения необходимо заменить. При неисправности одного диода заменяем выпрямительный блок в сборе.
Ремонт
Для выполнения работы потребуются: двух- или трехзахватный съемник, оправка для выпрессовывания переднего подшипника, оправка для запрессовывания заднего подшипника.
1. Удерживая отверткой ротор от вращения, торцовым ключом на 19 мм отворачиваем гайку крепления шкива и крыльчатки генератора.
2. Снимаем с вала детали шкива, крыльчатку охлаждения генератора, сегментную шпонку и ограничительные шайбы.
3. Для снятия регулятора напряжения отсоединяем от него колодку провода.
4. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения.
5. Вынимаем регулятор напряжения в сборе с щеточным узлом из корпуса генератора.
6. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем четыре гайки крепления крышек генератора и вынимаем соединительные болты.
7. Оперев переднюю крышку генератора на деревянный брусок, легкими ударами по валу спрессовываем ее со статора.
8. Снимаем крышку генератора и дистанционную втулку.
9. Проверяем техническое состояние переднего подшипника. Удерживая крышку, покачиваем и поворачиваем в обоих направлениях внутреннее кольцо подшипника. Вращение подшипника должно быть плавным, осевой люфт незначительным. Неисправный подшипник заменяем.
10. При замене переднего подшипника торцовым или накидным ключом на 8 мм отворачиваем четыре гайки. Если гайки не отворачиваются, то стачиваем раскерненные концы болтов.
Внимание! После установки болтов и затягивания гаек концы болтов необходимо раскернить. Если длины болтов не хватает для их раскернивания, то болты заменяем новыми.
11. Вынимаем болты и снимаем внутреннюю и внешнюю шайбы крепления подшипника.
12. Подходящей по диаметру оправкой выпрессовываем подшипник.
13. Оперев края задней крышки генератора (например на два деревянных бруска), выколоткой из мягкого метала выбиваем ротор.
14. Проверяем техническое состояние заднего подшипника. Качение подшипника должно быть плавным, осевой люфт — незначительным. При быстром вращении наружного кольца не должно быть сильного шума. Неисправный подшипник заменяем.
15. При необходимости замены подшипника съемником спрессовываем его с вала ротора.
16. Торцовым ключом на 8 мм с удлинителем отворачиваем три гайки крепления выпрямительного блока и выводов обмотки статора.
17. Вынув два болта, извлекаем статор из крышки.
Изоляция проводов обмотки статора должна быть без следов перегрева.
18. Торцовым ключом на 10 мм с глубокой головкой отворачиваем гайку вывода «30» и снимаем изолирующую шайбу A.
19. Снимаем выпрямительный блок.
20. Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора и снимаем его. Извлекаем из отверстия в крышке третий болт Б крепления выпрямительного блока.
Сборка
1. Очищаем детали генератора от грязи и пыли, продуваем сжатым воздухом, металлические детали (кроме подшипников) промываем уайт-спиритом или керосином.
2. Оправкой, совпадающей по диаметру с внутренним кольцом, легкими ударами напрессовываем новый подшипник на ось ротора.
3. Проверяем посадочные отверстия подшипников в крышках. Отверстия не должны быть деформированы, на их поверхностях должны отсутствовать задиры. При необходимости надфилем или шабером восстанавливаем фаску кромок отверстий. Треснувшие крышки заменяем.
4. Несоосность отверстий в проушинах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. При сборке, для взаимной ориентации крышек, используем крепежный болт и буферную втулку.
Как проверить генератор ВАЗ 2104 мультиметром
Генератор — одно из ключевых устройств в электрической системе автомобиля. Именно генератор отвечает за зарядку аккумуляторной батареи во время работы двигателя. Если генератор выходит из строя, это может привести к полной разрядке аккумулятора и, как результат, к остановке двигателя. Поэтому важно регулярно проверять работу генератора.
Одним из самых удобных инструментов для проверки генератора является мультиметр. С его помощью вы можете измерить напряжение, выходящее из генератора, и убедиться, что он работает исправно. В этой статье мы расскажем вам о том, как правильно проверить генератор ВАЗ 2104 мультиметром.
Прежде чем приступить к проверке генератора, необходимо убедиться, что все соединения и провода, связанные с генератором, находятся в исправном состоянии. Проверьте клеммы аккумулятора на наличие коррозии, проверьте провода на наличие трещин или повреждений. Также убедитесь, что ремень генератора надежно натянут и не проскальзывает.
Обратите внимание, что проверка генератора с помощью мультиметра должна проводиться при включенном двигателе. При проверке возможна высокая температура и опасность поражения током!
Как проверить генератор ВАЗ 2104 мультиметром
Генератор или электростартер — это важная часть электрооборудования автомобиля, которая обеспечивает подачу электрического тока и заряд батареи. ВАЗ 2104 — одна из самых популярных моделей автомобилей, а поэтому знание того, как проверить работу генератора, может быть полезным навыком владельцам этой модели.
Для проверки генератора ВАЗ 2104 с помощью мультиметра следуйте данным инструкциям:
- Подготовка: убедитесь, что автомобиль находится в безопасном месте, двигатель выключен и ключ от зажигания извлечен.
- Подключение мультиметра: найдите генератор в двигателе (обычно он находится рядом с двигателем) и обратите внимание на его выводы. Соедините красный провод мультиметра с положительным выводом генератора, а черный провод с отрицательным выводом или любой металлической частью двигателя для создания заземления.
- Установка мультиметра: выберите режим измерения напряжения переменного тока (ACV) на мультиметре. Если ваш мультиметр позволяет выбирать различные диапазоны напряжения, выберите наибольший диапазон, например, 20 Вольт или больше.
- Запуск двигателя: заведите двигатель и удерживайте его на средних оборотах (около 2000 оборотов в минуту). У вас должно быть подключение к аккумулятору, поэтому его заряд должен быть достаточным для запуска и работы двигателя.
- Измерение напряжения: поместите красный зажим мультиметра на положительный вывод генератора, а черный — на отрицательный. Одновременно обратите внимание на данные на мультиметре. Обычно нормальный уровень напряжения генератора составляет около 13,5-14,5 Вольт.
- Проверка статора: если напряжение генератора не соответствует норме, возможно проблема в статоре — постоянном магните, образованном намоткой провода. В этом случае необходимо проверить намотку статора на наличие обрывов или коротких замыканий. Для этого переключите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом) и проверьте сопротивление каждой из трех пар параллельных намоток.
- Проверка диодного моста: если напряжение генератора неправильное, проблема может быть в диодном мосте. На большинстве генераторов ВАЗ 2104 диодный мост находится внутри корпуса генератора. Чтобы проверить его работу, переключите мультиметр в режим измерения диодов (Diod) и присоедините зажимы к диодам моста. Мультиметр должен показать прямоходящий напряжение около 0,5 Вольт. Если значения отличаются, диоды моста могут быть повреждены.
Если после выполнения проверок вы обнаружили проблемы с работой генератора, рекомендуется обратиться к квалифицированному автомобильному электрику для проведения дополнительной диагностики и ремонта. Самостоятельный ремонт генератора может быть сложным и требовать специального оборудования и опыта.
Подготовка к проверке генератора ВАЗ 2104
Перед тем, как приступить к проверке генератора ВАЗ 2104 с помощью мультиметра, необходимо правильно подготовиться. Вот несколько шагов, которые помогут вам провести проверку генератора:
- Убедитесь, что двигатель автомобиля выключен и охладился. Работать с горячим двигателем очень опасно.
- Откройте капот автомобиля и обнаружьте генератор. ВАЗ 2104 обычно имеет генератор с правой стороны двигателя.
- Проверьте состояние генератора. Убедитесь, что провода не повреждены и хорошо подключены.
- При необходимости очистите терминалы генератора и аккумуляторной батареи от окислов и грязи.
- Убедитесь, что у вас есть мультиметр с поддержкой функции проверки напряжения.
Правильная подготовка перед началом проверки генератора важна для безопасности и точности результатов. Не пропускайте этот шаг и будьте внимательны при выполнении проверки.
Проверка генератора ВАЗ 2104 мультиметром: пошаговая инструкция
Проверка генератора ВАЗ 2104 с использованием мультиметра — это один из способов определить его работоспособность и выявить возможные проблемы. Мультиметр позволяет измерить различные характеристики генератора, такие как напряжение, ток и сопротивление.
Вот пошаговая инструкция, которая поможет вам проверить генератор ВАЗ 2104 с использованием мультиметра:
- Подготовка
- Убедитесь, что автомобиль выключен и ключ забран из замка зажигания.
- Откройте капот автомобиля и локализуйте генератор. Он обычно находится в передней части двигателя и имеет провода, подключенные к нему.
- Возьмите мультиметр и установите его на режим измерения постоянного напряжения (DCV).
- Измерение напряжения аккумулятора
- Соедините красный провод мультиметра с положительным (+) клеммным зажимом аккумулятора.
- Соедините черный провод мультиметра с отрицательным (-) клеммным зажимом аккумулятора.
- Считайте и запишите значение напряжения на аккумуляторе.
- Измерение напряжения генератора
- Соедините красный провод мультиметра с положительным (+) клеммным зажимом генератора.
- Соедините черный провод мультиметра с отрицательным (-) клеммным зажимом генератора.
- Включите автомобиль и увеличьте обороты двигателя до средних оборотов.
- Считайте и запишите значение напряжения на генераторе.
- Измерение тока генератора
- Соедините красный провод мультиметра с положительным (+) клеммным зажимом генератора.
- Соедините черный провод мультиметра с отрицательным (-) клеммным зажимом генератора.
- Включите автомобиль и увеличьте обороты двигателя до средних оборотов.
- Считайте и запишите значение тока на генераторе.
После проведения всех измерений, сравните полученные значения с рекомендованными значениями для вашей модели автомобиля. Если значения не соответствуют ожидаемым, рекомендуется обратиться к специалисту для дальнейшей диагностики и ремонта генератора ВАЗ 2104.
Советы по проверке генератора ВАЗ 2104 мультиметром
Для проверки генератора ВАЗ 2104 мультиметром, вам потребуется следующий инструмент:
- Мультиметр с функцией измерения постоянного напряжения и сопротивления.
Вот несколько советов, которые помогут вам правильно проверить генератор ВАЗ 2104 мультиметром:
- Отключите аккумулятор. Перед началом проверки генератора, убедитесь, что автомобиль выключен и аккумулятор отключен.
- Проверьте присутствие напряжения. Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения и подключите его к выходным контактам генератора (обычно это большой и маленький контакты). Должно быть присутствие напряжения на уровне примерно 13,8-14,4 В. Если напряжения нет или оно ниже указанного значения, то генератор не работает должным образом.
- Проверьте сопротивление. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления и подключите его к соединительным проводам генератора. Нормальное сопротивление должно быть около 0,2-0,5 Ом. Если сопротивление слишком высокое или близко к бесконечности, то генератор требует ремонта или замены.
- Проверьте регулятор напряжения. Если генератор работает, но напряжение на аккумуляторе слишком высокое или слишком низкое, то возможно проблема в регуляторе напряжения. Отключите генератор от аккумулятора и проверьте его выходное напряжение мультиметром в режиме измерения постоянного напряжения. Оно должно быть примерно 14 В. Если напряжение не соответствует этому значению, то регулятор напряжения нужно заменить.
Это основные шаги по проверке генератора ВАЗ 2104 мультиметром. В случае выявления проблем, рекомендуется обратиться к специалистам для дальнейшего ремонта или замены генератора.
Подробная проверка и ремонт генератора ВАЗ
Диагностика, проверка и ремонт генератора ВАЗ 2104. Также устраняю дополнительные проблемы с зарядкой.
Сегодня в работе автомобиль ВАЗ 2104, с инжекторным двигателем. Проблема — нет заряда аккумулятора. Об этом говорит соответствующая лампочка на панели приборов + я проверил мультиметром.
Проверка работоспособности генератора
В посте расскажу и покажу: как снять генератор с автомобиля ВАЗ 2104; как определить его неисправность — почему нет зарядки АКБ; как выполнить ремонт генератора своими руками.
Подключаю мультиметр к аккумулятору и видим, что он немного разряжен. Сейчас на нем напряжение — 12.5 В. Пробую завести автомобиль — зарядки нет, на панели горит лампочка. Пробую завести второй раз — не получается. Срабатывает втягивающее реле стартера, но автомобиль не заводится. Напряжение на аккумуляторе — около 12 В.
Показания вольтметра
Пробую завести автомобиль с помощью пускового устройства на 16 А/ч, которое купил на Алиэкспресс — goo.gl/63Js4B. Машина завелась, появилась зарядка на аккумуляторе.
Запуск с помощью пускового устройства
Демонтаж генератора. Обесточиваем питание автомобиля и снимаем напряжение с генератора, сняв любую из клемм с АКБ. Для этого использую ключ на 10. Я решил снять аккумулятор, поскольку мне надо подлезть к натяжному болту.
Съем аккумулятора
С помощью устройства, которое я сделал своими руками, на основе блока питания компьютера, заряжаю снятый аккумулятор. Пока буду заниматься ремонтом — АКБ немного зарядится.
Зарядное устройство для аккумулятора
Как снять генератор на ВАЗ 2104? Для начала освобождаем его от ремня. Для этого откручиваю гайку с болтом и снимаю ремень. С самого генератора надо снять клемму плюсового питания. Один провод генератора просто выдергивается, другой держится гайкой на 10. И напоследок, открутить нижнее крепление генератора. Это делаем из-под автомобиля.
Клеммы с генератора Съем генератора
Разборка генератора. Сразу видим, что крышка генератора расплавилась. Несколько диодов также перегорело. Скорее всего было короткое замыкание.
Сгоревший диод
Нужна замена диодного моста. Чтобы заменить диодный мост надо открутить несколько болтов; снять реле регулятор (модификация 9402.3702) и конденсатор; снять контакты обмотки стартера. Снимаю реле и смотрю на его целостность и работоспособность. Щетки уже стертые, поэтому если реле рабочее, перепаяю их.
Щетки реле блокиратора
Контактные кольца на якоре целые. Заодно проверяю подшипники, в моем случае внешний в достаточно хорошем состоянии.
Проверка подшипника
Большим плюсом данного генератора является то, что его можно отремонтировать не прибегая к пайке. Все детали заменяемые.
Прозваниваю статорную обмотку. Есть 3 фазы, между ними должно быть одинаковое сопротивление. Я также раскручу генератор и посмотрю на обмотки, чтобы оценить визуально. Для этого выкручиваем 4 болта с помощью головки на 8. Снял заднюю крышку генератора. Обмотка не обгорела.
Обмотка статора
Контактные кольца, к которым прилегают щетки, без дырок, но уже есть зацеп. Задний подшипник шумит, он сухой, его желательно поменять.
Контактные кольца. Подшипник снял
Проверяю с помощью мультиметра, чтобы обмотка не была пробита на корпус.
Проверка обмотки
Как проверить реле регулятор генератора? Я подключаю в нагрузку щеток — лампочку. Подаю на реле питание "минус" и "плюс". Для этого использую блок питания. Дополнительно подключаю вольтметр, чтобы видеть, какое напряжение подаю на регулятор напряжения. При подаче высокого напряжения, при рабочем реле, лампочка должна потухнуть. При 14.5 вольт, лампочка потухал, значит все работает.
Проверка реле
В итоге, мне необходимо поменять диодный мост, щетки на реле регулятор, заменить изоляторы на статорной обмотке и задний подшипник.
Как снять задний подшипник генератора? Для начала хотел использовать съемник, но мог повредить ось якоря, поэтому использовал 2 гаечных ключа. Таким образом можно обойтись без специального инструмента.
Съем подшипника
Устанавливаю новые запчасти на генератор. Так как в магазине не оказалось нового реле регулятора, я заменю щетки с реле, на котором они находятся в лучшем состоянии.
Замена щеток
Для изоляции проводников, которые выходят со статорной обмотки, я использовал термоусадочные трубки.
Термоусадка
Сборка генератора. Перед сборкой зачищаю детали от окислов, используя наждачку, нож, отвертку. Литолом смазываю посадочные поверхности крышки. Контролируйте, чтобы на болтах под клеммы, находились диэлектрические шайбы из текстолита, и клемма не касалась болта. Иначе будет КЗ. Я все это дело прозвонил мультиметром.
Устанавливаю генератор в автомобиль, натягиваю ремень, возвращаю аккумулятор.
Завожу автомобиль и проверяю, есть ли зарядка. Выявилась еще одна проблема, теряется напряжение на массовом проводе, который идет к двигателю. Скорее всего в нем проржавела обмотка. Я реализовал петлю, с помощью плетеного провода, от крепления впускного коллектора к массовому болту. Такой перемычкой я устранил потери.
Продублированный провод
На этом диагностика, проверка и ремонт генератора ВАЗ окончены!
Для вас трудился — автоэлектрик Сергей Зайцев!
Автоэлектрик Сергей Зайцев
Проверка работоспособности генератора на автомобилях ВАЗ
Проверка генератора ВАЗ мультиметром, диагностика диодного моста, регулятора напряжения (реле) и тока
Генератор автомобиля служит для подзарядки аккумулятора во время движения. В случае поломки или сбоев в работе генератора аккумулятор быстро разряжается. Работоспособность устройства можно проверить самостоятельно посредством мультиметра. Диагностировать генератор ВАЗ можно в установленном и демонтированном виде.
Причины выхода из строя генератора
Без специализированного оборудования определить точную причину поломки узла не всегда удается. Но, чаще всего к неполадке приводят:
- Заклинивание подшипников. Из-за высыхания смазки и постепенного износа подшипники заклинивают. Сначала обычно рвется ремень, что влечет необходимость переборки узла.
- Прогорание обмотки. Чаще всего обмотка прогорает вследствие проникновения химических веществ и солей, использующихся для посыпки дороги зимой.
- Износ щеток. Графитовые щетки постепенно стираются, поэтому их нужно периодически менять. Если их вовремя не заменить, узел может полностью выйти из строя.
- Неисправность реле. Устройство предназначено для предотвращения перезарядки аккумулятора. При его неисправности не происходит запуск генератора.
Для профилактики поломки следует своевременно производить плановое обслуживание автомобиля.
Особенности проверки
При проверке генератора автомобиля ВАЗ 2110, 2107 и других на исправность нужно соблюсти следующие условия:
- Для диагностики следует использовать точный мультиметр.
- Нормальным показателем напряжения тока является 12 В.
- В случае необходимости замены проводки нужно использовать провода с таким же сечением, как в оригинале.
- Перед проверкой следует проверить правильность подключения всех крепежей и натяжение ремня. Если нужно, соединения следует отрегулировать до нормального состояния, ослабить или подтянуть ремень.
В процессе проверки запрещено:
- накоротко замыкать провода;
- соединять клеммы, отличающиеся назначением и параметрами, замыкать клемму 30 или В+ на массу;
- диагностировать генератор без подключенных потребителей.
Диагностика генератора ВАЗ без снятия и специальных инструментов
Это не самый надежный и достоверный способ, но позволяет определить, функционирует генератор, или есть неисправности. Не требуется использование каких-либо специализированных инструментов, в том числе мультиметра. Снимать генератор не нужно.
Для диагностики следует запустить мотор и включить ближней свет. В рабочем состоянии от двигателя необходимо отсоединить минусовую клемму. Равномерный свет фар и стабильность такта двигателя свидетельствуют о нормальной работе генератора. Если наблюдаются сбои или меняется яркость света, вероятно генератор ВАЗ неисправен, нужно провести глубокую диагностику.
Проверка генератора ВАЗа мультиметром
Мультиметр позволяет определить даже незначительные сбои в работе узла. Есть ряд показателей тока, которые должны быть в стандартном для машины диапазоне. Напряжение на аккумуляторе при отсутствующей нагрузке должно находиться на уровне 12,5-12,7 В. При заведенном моторе напряжение возрастает до 13,8-14,8 В. При высокой нагрузке показатель просаживается до 13,8 В. Если просадка более значительная, следует диагностировать генератор.
Диагностика регулятора напряжения
Чтобы проверить регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ 2114, 2106, следует выполнить такие действия:
- Запустить и прогреть двигатель, включив свет фар. Прогревать мотор следует порядка 15 минут. Для диагностики применяется мультиметр или вольтметр, способный выполнять замеры в диапазоне напряжений 0-15 В.
- Измерить напряжение между массой и клеммой 30. У большинства автомобилей в нормальном состоянии показатель будет в рамках 13,5-14,6 В. Значение меньше 13 В означает необходимость замены узла.
Диагностика диодного моста
Поломка диодного моста приводит к нестабильности генератора. Щупы мультиметра прикладываются к массе и клемме В+ на аккумуляторе. Максимально допустимый показатель – 0,5 мА. Превышение свидетельствует о поломке диодов или нарушении целостности изоляционных слоев обмоток.
Проверка тока отдачи
Диагностика проводится при заведенном двигателе с высокими оборотами. Необходимо измерить ток, потребляемый узлами автомобиля. Щуп прижимается к проводу от клеммы 30 или В+.
Необходимо поочередно включать электроприборы автомобиля, и фиксировать показатели. Полученные значения следует суммировать. Затем нужно включить все приборы и замерить показатель тока. Полученный показатель следует сравнить с суммированным значением предыдущих измерений. Итоговое значение должно быть примерно на 5 А ниже суммированного показателя. Более высокое значение подтверждает неисправность узла.
Диагностика тока возбуждения генератора
Двигатель должен функционировать на высоких оборотах. Замеры выполняются на клемме 67. При рабочем состоянии узла значение тока возбуждения находится в границах 3-7 А.
Проверка обмоток
Сначала нужно визуально осмотреть обмотки. Если видимых дефектов нет, следует использовать мультиметр. Предварительно нужно выполнить такие действия:
- Демонтировать держатель щёток.
- Отсоединить регулятор напряжения.
- Прочисть контактные кольца.
- Диагностировать обмотку на предмет дефектов.
На мультиметре следует активировать функцию замера сопротивления. Измерение проводится между контактными кольцами и статором. В нормальном режиме значение будет от 5 до 10 Ом.
Диагностика снятого генератора
Чтобы проверить снятый с ВАЗ 21 генератор, следует использовать мультиметр в режиме омметра. Щупы прижимаются к клемме 30 и корпусу узла. При наличии на корпусе загрязнений и сильных окислов, их следует предварительно удалить, поскольку они могут повлиять на показания прибора.
Поочередно нужно измерить сопротивление каждого узла генератора. Детали, имеющие не соответствующее норме сопротивление, пришли в негодность. Большинство из них можно заменить в домашних условиях, используя минимальный набор инструментов. Для замены нужно покупать такие же детали, как изначально установленные в генераторе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.