Что нужно делать при тумане в машине
Перейти к содержимому

Что нужно делать при тумане в машине

  • автор:

Управление автомобилем в условиях тумана

Блог

Езда в тумане является одной из наиболее серьезных проблем с которой сталкиваются не только начинающие, но и бывалые водители. Наша задача сегодня – указать водителям на возможные опасности, с которыми можно столкнуться, и предоставить рекомендации, как обезопасить себя и своих пассажиров при управлении машиной в таких погодных условиях.

Чем опасен туман

Огромное количество ДТП на дорогах связано с движением в условиях тумана, а по статистике основная причина происшествий — это несоблюдение дистанции до впереди двигающегося транспорта и нарушение требований безопасности дорожного движения при управлении транспортом, чему способствует огромное количество негативных факторов, влияющих на движение (недостаточная видимость, плохое сцепление колеса с проезжей частью, проблемы с зрительным восприятием объектов и т.д.)

Что включать при тумане на машине: поговорим о фарах

Туман как погодное явление рассеивает все световые волны, излучаемые световыми приборами. Как следствие, перед автомобилем возникает плотный светового занавес, что лишает водителя видимости и не дает возможности правильно оценить обстановку. Чем более мощный и рассеянный луч светового прибора, тем сильнее будет световой занавес. Водителю стоит категорически воздержаться от включения дальнего света фар, а вот использование ближнего света позволит максимально эффективно видеть проезжую часть.

Если ваш автомобиль дополнительно оборудован передними противотуманными фарами, обязательно используйте их совместно с ближним светом. Противотуманки располагаются максимально низко, ближе к проезжей части, и имеют определенный угол наклона, что позволяет повысить заметность вашей машины в тумане и дает возможность другим участникам дорожного движения вовремя отреагировать.

Скорость движения во время тумана

Водитель обязан выбирать скоростной режим, исходя из условий видимости на дороге в тумане. Необходимо учитывать время, которое будет затрачено на реагирование в связи с возможным внезапным изменением дорожной обстановки. Это время, за которое водитель будет принимать решение об осуществлении любого маневра или торможения с целью избежать ДТП.

Скорость движения во время тумана

Скорость должна быть меньше половины видимого расстояния. Например, если видимость проезжей части составляет 20 метров, то скорость не должна превышать 10 км/ч.

Ежели водитель попал в условия, когда видимость проезжей части не превышает 2-3 метра перед машиной по причине очень плотного тумана, правильным решением будет перестроиться на обочину или к краю проезжей части и прекратить движение, пока туман не рассеется. Стоять нужно обязательно с включенными противотуманными фарами или ближним светом, габаритными огнями для обозначения положения нашего автомобиля другим участникам движения.

Как ехать в тумане на машине

При езде в тумане необходимо воздержаться от выполнения лишних манёвров в момент движения по проезжей части. Особенно это касается выполнения таких действий, как перестроение, обгон, опережение. Рекомендуется увеличить дистанцию до двигающегося впереди автомобиля и не прибегать к резкому торможению, а скорость снижать постепенно, плавно.

Опасность заключается в том, что происходит искажение зрительного восприятия – расстояние до встречного или попутного автомобиля кажется больше, чем на самом деле, а скорость движения встречного транспорта воспринимается водителем меньше, чем в действительности. Поэтому при виде силуэта какого-либо предмета стоит притормозить. Дело в том, что в условиях тумана вы не сможете сразу определить характеристики его движения:

  • стоит объект на месте или движется;
  • приближается он или удаляется от вас.

Как ехать в тумане на машине

Объезд препятствия выполняйте только при полной уверенности в отсутствии встречного транспорта, при необходимости подайте звуковой сигнал. Для большей безопасности старайтесь вести машину ближе к правому краю дороги, можно дополнительно ориентироваться по линиям разметки или границы окончания проезжей части и начала обочины.

Проезд светофора в тумане

Отдельное внимание следует уделить зрительному восприятию цветов в условиях тумана. Практически все цвета, кроме красного, не видно. Меняется восприятие оттенков глазом человека, а при сильном тумане некоторые цвета меняют свою окраску полностью. Следует быть особенно внимательным при проезде мест, регулируемых светофором, и начинать движение только тогда, когда вы наверняка уверены, что горит зеленый сигнал. Помните, что зрение может подвести.

Скользкая дорога

Следует помнить, что в условиях тумана проезжая часть увлажнена и становится крайне скользкой из-за оседания пара. Кроме того, при похолодании в ночное время суток или ранним утром влага на дороге замерзает и приводит к образованию наледи. Это приводит к уменьшению сцепления колеса с асфальтом и провоцирует увеличение тормозного пути.

Снижайте скоростной режим и плавно нажимайте на педаль тормоза, при необходимости применяйте торможение двигателем.

Запотевание стекол в туман

При движении в тумане на стеклах машины появляется конденсат. Причина такого явления кроется в перепаде температуры окружающей среды и внутри автомобиля. Решить такую проблему можно путем включения отопителя в салоне, а также использовать подогрев стекла, если у вашего транспортного средства присутствует такая функция.

Не лишним будет применение специальных жидкостей и растворов для обработки поверхности стекла внутри салона, что помогает избежать такого негативного эффекта.

Надеемся, наши советы помогут вам при управлении транспортным средством, повысят вашу безопасность и помогут избежать дорожно-транспортных происшествий.
Удачи на дорогах!

Вождение в тумане: Три правила безопасной езды

Поздняя зима и ранняя весна — время самых сильных туманов. И ездить в них — занятие непростое, особенно, для начинающих водителей.

Елена Никитенко

Конечно же, советы не помогут практическим навыкам, но вот в голове остаться могут, а в нужный момент выстрелить и… возможно, сберечь здоровье вам и другим участникам дорожного движения.

Самое опасное в туманную погоду — весьма ограниченная видимость, которая может спровоцировать как мелкие, так и серьезные ДТП. Как бы это удивительно и смешно не звучало, но самое первое и главное правило безопасной езды в тумане — не ездить в тумане. Да-да, именно так. Если есть возможность остаться дома (или там, где вы находитесь) и переждать непогоду, лучше поступить именно так. Поверьте, никто не сочтет вас трусом или плохим водителем.

Однако, если обстоятельства сложились так, что вам все-таки пришлось сесть за руль, или вы буквально ворвались на автомобиле в зону тумана (обычно так бывает при резких перепадах температуры между днем и ночью), то придется напрячь всю свою внимательность и соблюдать все нижеперечисленные правила.

Снизьте скорость

Речь даже не в соблюдении скоростного режима (это должно работать априори). Речь о том, что в условиях ограниченной видимости препятствия возникают на дороге внезапно. Только что вы не видели автомобиль, ограждение или поворот, а он — тут как тут. Скорость даже согласно знакам может оказаться слишком высокой для торможения или маневра. Поэтому действовать нужно по ситуации и видимости — если нужно, то снизить скорость не только до 15-20 км/ч, но и до 5.

Фото: globallookpress.com © Bahnmueller

У бывалых водителей есть даже правило: в тумане скорость должна быть в половину меньше расстояния, на которое вы видите. Видимость около 10 метров, скорость — 5 км/ч; видимость — 50 метров, скорость — 25 км/ч и так далее.

Если же туман становится все гуще и гуще, а видимость — все меньше и меньше, то есть смысл остановиться и переждать. Правда, при остановке имейте в виду: не стоит парковать автомобиль прямо у обочины. Помните — вас не видят точно так же, как и вы не видите их. И стать причиной ДТП — не очень хорошая идея. Если все же съехать глубоко некуда, то не забудьте «подсветить» автомобиль всеми возможными средствами — «аварийки», стояночные огни, габариты и так далее.

Светотехника автомобиля

ПДД обязуют водителей включать габаритные огни, ближний свет фар и противотуманные фары (передние и задние). Дальний в тумане лучше не включать — сильный пучок яркого света не только не поможет рассеять туман, но и создаст перед автомобилем опасную световую завесу, ослепляя при этом самого водителя.

Важно: противотуманные фары должны быть действительно противотуманными, желательно, с лампами желтого цвета, которые эффективно рассеивают туман. Кроме того, важна и настройка противотуманок — они не должны бить в глаза встречным водителям.

Маневрирование в тумане

Возможно, это покажется вам смешным, но в тумане лучше максимально воздержаться от маневрирования. Даже от самого простого. Обгоны, объезды и прочие маневры могут привести к серьезным ДТП. Дело в том, что туман, особенно в темное время суток, существенно путает наш с вами глазомер. И те объекты, которые кажутся нам далекими, могут оказаться гораздо ближе, чем есть на самом деле. Поэтому держите дистанцию от впередиидущего автомобиля больше, чем обычно. Не совершайте резких движений — разгона, торможения и так далее. Совершайте только те маневры, которые действительно необходимы, и только несколько раз убедившись в их безопасности.

Если позволяет погода, стекла лучше опустить и выключить музыку. Иначе можно не услышать сигнал клаксона или иные важные звуки.

Фото: globallookpress.com © Jochen Tack

Еще одно правило при маневрировании в тумане — старайтесь держаться ближе к правой стороне. Левой стороны придерживаться более чем опасно — в тумане встречный автомобиль появится прямо перед вами внезапно, а среагировать вы можете не успеть.

Напоследок хочется напомнить, что езда в туман — это большой стресс для водителя, каким бы опытным он не был. Плюс ко всему, это и высокое физическое напряжение — на всю катушку работают и мозг, и глаза (особенно если вы едете по незнакомой дороге), и даже руки рефлекторно сильнее сжимают руль (хотя это совершенно не обязательно, как и говорят в автошколах). А все эти факторы ведут к быстрому переутомлению и снижению концентрации, что может привести к ДТП.

Не забывайте, если полоса тумана оказалась шире, чем вы думали, есть смысл остановиться и размяться (помните про правила остановки у обочины, описанные выше). Правило «Быстрее едешь — быстрей приедешь» в тумане точно не работает.

С неработающими или грязными осветительными приборами и с неработающими «дворниками» езда категорически запрещена. Иначе такой автомобиль может стать серьезной помехой движению или даже причиной ДТП.

Глаза не боятся. Как безопасно ездить в тумане?

Ежегодно на дорогах мира происходят тысячи ДТП в условиях недостаточной видимости, в частности в тумане. Из-за скопления частиц воды в воздухе контролировать дорожную обстановку становится заметно сложнее, но многие водители продолжают движение в обычном режиме, как ни в чём не бывало. Такая беззаботность приводит к фатальным последствиям. Как, к примеру, в 2011 году в американском штате Теннесси, когда из-за сильного тумана столкнулись 176 автомобилей.

Правильное использование оптики в автомобиле существенно помогает сориентироваться на дороге. Но некоторые водители ошибаются в выборе фар, исходя из логики «чем хуже видно, тем ярче свет». Простое, но в корне ошибочное суждение. Дело в том, что лампочки дальнего света, как самые яркие, имеют обратный эффект в условиях тумана. Мелкие частицы воды отражают свет и ослепляют самого водителя, у которого создаётся ошибочное мнение о ещё более плотной пелене. В идеале следует использовать габариты или ближний свет, но в обязательном сочетании с противотуманными фарами. Во-первых, они неспроста располагаются как можно ближе к дороге. Между слоем тумана и покрытием всегда есть свободное пространство. Получается, что сгустки воды остаются под светом. Во-вторых, у противотуманок есть чёткая верхняя граница пучка, и тот не достаёт до частиц, от которых водителя может ослепить.

И ни в коем случае нельзя забывать про задние противотуманные фары. Если ими не пользоваться, дополнительно для предупреждения других участников движения можно включить аварийку. В сильном тумане лишним это не станет.

Скорость

При движении в тумане забудьте об ограничениях скорости. Если дорожные знаки позволяют ехать, скажем, со скоростью 90 км/ч, это не значит, что надо именно так и делать. Кстати, во многих странах устанавливают отдельные ограничения, которые действуют именно в плохих погодных условиях.

Выбор скорости зависит от конкретных условий — насколько густой туман. Двигаться нужно так, чтобы успеть затормозить в случае неожиданного препятствия за пеленой. Иными словами, тормозной путь не должен превышать видимое расстояние. Казалось бы, элементарно, но водители зачастую едут заметно быстрее. А ведь безопасность мнимая. Это происходит из-за оптических особенностей движения в тумане.

Надо помнить, что тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости. То есть при повышении скорости в два раза на торможение уйдёт в четыре раза большее расстояние. Чтобы не забивать себе голову формулами, лучше запомнить одно негласное простое правило: скорость должна быть в два раза меньше видимого расстояния. Дальше 100 метров ничего не разглядеть? 50 км/ч на спидометре. Тогда любой водитель успеет среагировать на сюрпризы из тумана.

Водитель в очках

Дистанция и ориентиры

Авария в тумане, к сожалению, очень часто влечёт за собой целую вереницу ДТП. Упомянутый случай в США — не какая-то несусветная редкость. Десятки машин разбиваются «в гармошку» во многом из-за неправильно выбранной дистанции.

Надо понимать, что в тумане расстояние до попутного автомобиля впереди кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому при плохой видимости держитесь подальше, но в то же время не упускайте из виду этот своеобразный маяк. Не пытайтесь сфокусировать зрение только на том, что происходит сразу за автомобилем, или бездумно держаться вплотную за лидером. Никто не гарантирует, что он держит безопасную скорость и внезапно не прилетит в препятствие. А за ним и его «преследователи».

Наконец, особенное внимание стоит обратить на ориентиры. Это может быть разметка вдоль обочины, предметы, деревья у дороги и т. д. Так изгибы трассы не станут неожиданными. Если всё-таки вы решили подождать, пока туман рассеется, лучше найти для этого безопасное укромное место, а не парковаться на обочине. Иначе есть риск самому стать для кого-то неожиданным барьером.

Как управлять автомобилем при сильном тумане?

Управление автомобилем — в принципе непростое занятие, сопряженное с безопасностью, а в плохих погодных условиях так и вовсе становится проблемой. Что же необходимо учесть при поездке в тумане? Попробуем разобраться.

1. Свет. Сколько раз замечал то ли халатность, то ли глупость, то ли попросту несообразительность водителей, движущихся днем с габаритными огнями в сильном тумане. Неужели не понятно, что приближающийся автомобиль не видно? Включайте ближний (это, кстати, обязательное требование ПДД при движении вне населенных пунктов), а лучше дальний свет и противотуманные фары. Вас должно быть видно с максимально возможного расстояния. Ночью, кстати, дальний свет включать не рекомендуется, поскольку он «прорезает» туман, делая его максимально густым. Но и опускать фары максимально вниз тоже не следует. Ближнего света в сильном тумане вполне достаточно.

2. При движении часто не видно впереди идущей машины. Если на вашем автомобиле предусмотрен задний противотуманный фонарь — включайте его. Уважайте водителей идущих за вами автомобилей, тем более что с этим связана и ваша безопасность.

3. Движение в тумане днем и ночью должно быть разным. Ночью необходимо держаться ближе к центру дороги, а днем — к обочине. Причина проста: ночью вы, так или иначе, видите свет приближающихся авто и можете уходить в сторону при их непосредственном приближении, и при этом снижается риск выезда на обочину (которая чаще всего представляет собой грязь). Днем света фар почти не видно, и существует риск лобового столкновения (за счет того, что большинство водителей «идут» по осевой).

4. Как ехать? Как правило, ночью (особенно ночью) водители ориентируются на линию разметки и движутся вдоль нее. Лучшим же способом является не движение вдоль разметки, а движение по направлению разметки. Многие водители смотрят на разметку в непосредственной близости у автомобиля. Это неправильно. Сильно снижается угол обзора, двигаться с большой скоростью не получается. Попробуйте поступить иначе: смотрите не на хорошо видную линию перед авто, а на центральную разметку, только выходящую из тумана. Таким образом, значительно увеличивается обзор, и вы заранее видите направление движения. Используя этот способ, мне удавалось в тумане достигать скорости 140 км/ч и оперативно реагировать на дорожную обстановку.

5. Как сидеть? Постоянно замечаю, как многие водители отрываются от спинки кресла и прижимаются к стеклу, пытаясь разглядеть обстановку. Это ошибка. Во-первых, оттого, что вы на 40 см приблизитесь к стеклу, вы лучше видеть не станете, а вот в случае необходимости принятия экстренных мер — вы этого эффективно сделать уже не сможете (помните, что поза водителя влияет на безопасность движения).

6. Иногда даже в тумане требуется совершить обгон. Ночью это сделать легче — опять-таки, видно приближающееся транспортное средство. Днем сигналом и светом фар, а также включенным поворотом заблаговременно предупредите впереди идущий автомобиль о вашем намерении совершить обгон. Начав перестроение, включите аварийку и сопровождайте маневр миганием дальним светом — это позволит предупредить встречный транспорт об обгоне.

7. Если дорога вам не знакома — лучшими помощниками будут знаки. Вы поймете, когда дорога расширяется, когда сужается, где опасный поворот, а где развилка.

8. Остановка на трассе. Во-первых, желательно не останавливаться даже на обочине (на дороге вовсе запрещено!), найдите съезд или более широкую обочину (таких мест очень много, и даже в тумане их можно рассмотреть). Во-вторых, никогда не выключайте ближний свет (или дальний) и габаритные огни. Поверьте, одной включенной «аварийки» недостаточно.

В любом случае, будьте внимательны. Помните, что туман — это повышенная опасность. Не рискуйте лишний раз. Удачи на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *