Чем опасен глубокий разряд аккумулятора?
Опытным автовладельцам известно, что глубокий разряд аккумулятора крайне опасен для батареи, так как подобное часто приводит к существенному сокращению срока службы аккумулятора и его быстрому выходу из строя. В особенности опасен такой глубокий разряд для кислотных батарей, а вот современным аккумуляторам GEL или AGM-типа он не так страшен.
Принцип работы автомобильного аккумулятора таков, что в процессе эксплуатации авто батарея накапливает и отдает заряд. Соответственно, разряд батареи — это естественный и нормальный процесс, однако во время движения автомобиля от исправно работающего генератора на батарею подаётся напряжение, что и позволяет восполнить мощность, которая была потрачена на запуск двигателя в работу.
Однако, если по каким-либо причинам заряда от генератора недостаточно или же аккумулятор долгое время использовался на незаведённом моторе, подобное может привести к глубокому разряду, в результате чего появляется проблема с пластинами, что существенно сокращает срок службы автомобильного аккумулятора.
У исправного аккумулятора напряжение будет составлять 12,7 Вольт, что соответствует 100% заряда. Если же этот показатель падает до 10,5-11 Вольт, то в подобном случае отмечается уже существенный разряд аккумулятора, а завести двигатель автомобиля не представляется возможным. Также можно разрядить аккумулятор практически до нуля, когда в автомобиле долгое время работали потребители электротока, а двигатель не заводился.
При глубоком разряде аккумулятора страдают как свинцовые пластины, на которых начинается процесс сульфатации, так и теряет свои свойства электролит. Если проблему с электролитом ещё можно как-то решить, то вот заменить вышедшие из строя пластины аккумулятора не представляется возможным, такой АКБ будет идти уже под замену.
Чем опасен глубокий разряд
Основная опасность при глубоком разряде аккумулятора — это именно сульфатация пластин. Серная кислота из электролита при разряде начинает оседать в виде солей на свинцовых пластинах, что приводит в последующем к проблемам с накоплением и сохранением заряда. Причем, даже выполнив полную зарядку аккумулятора, очистить такие соли, которые оседают на свинцовых пластинах, достаточно сложно.
Специалисты утверждают, что каждый глубокий разряд уменьшает ёмкость батареи на 3%. То есть, допустив 10 глубоких разрядов, мы на треть уменьшаем ёмкость аккумулятора, а завести двигатель с таким АКБ будет уже практически невозможно. Восстановить аккумулятор при значительных повреждениях и сульфатации пластин крайне сложно, что значительно увеличивает затраты автовладельца на эксплуатацию автомобиля.
Причины глубокого разряда
Может быть несколько основных причин глубокого разряда аккумулятора. В первую очередь это выход из строя и неисправности генератора, который не может во время движения автомобиля заряжать батарею. Даже нескольких пусков двигателя при таком неработающем генераторе будет достаточно, чтобы посадить аккумулятор и разрядить его едва ли не до нуля.
Также нужно помнить, что различные штатные устройства потребляют электроток даже в том случае, если автомобиль не эксплуатируется. Например, сигнализация на стоянке, если оставить автомобиль на месяц, может полностью выпить заряд аккумулятора, что и приводит к глубокому разряду.
В целях профилактики автовладельцу следует хотя бы раз в месяц заводить автомобиль, дать мотору поработать минимум 10 минут, за это время генератор подзарядит АКБ, чего будет достаточно, чтобы не допустить разряда батареи в ноль.
Глубокий разряд Кальциевого аккумулятор (Ca/Ca) реалии и факты часть 1
Основная масса современных АКБ это Кальциевый аккумулятор (Ca/Ca) со своими плюсами и минусами . И к самому главному минусу Кальциевого аккумулятора (Ca/Ca) относится непереносимость глубокого разряда . Суть заключается в том что если разрядить Кальциевый аккумулятор (Ca/Ca) ниже 12 в то он безвозвратно теряет 25% своей емкости .
Имея подопытный АКБ на котором решил проверить эту теорию на практике )))
Имеем АКБ Аком 55 А*ч выпуска 2011 года с остаточной емкостью порядка плюс минус 34 А*ч. Год назад было 44 А*ч
На первом этапе АКБ был заряжен и отстоялся в течении 3 часов после чего были сняты показания Внутреннего сопротивления и пускового тока .
Имеем 315 А пускового тока и 7.92 МОм и ресурс жизни 44%
На втором этапе АКБ был разряжен обычной лампочкой с током нагрузки от 3,6 А до 4,0 А в зависимости от напряжения на АКБ .
На первом этапе до напряжения касания 10,5 в .
и спустя 30 мин после снятия нагрузки напряжение чуть поднялось до 11.59 в
Дав АКБ отстояться 3 часа произвели замер внутреннего сопротивления и пускового тока .
Имеем 108 А пускового тока и 23,09 МОм внутреннее сопротивление и ресурс жизни 4%.
Поразмыслив что и куда гулять так гулять и разрядил АКБ до напряжения касания 9,5 в через пол часа напряжение поднялось до 11,5 в
В итоге получил 96 А пускового тока и 25,87 МОм внутреннее сопротивление и ресурс жизни 3%.
Дальше опять поставил АКБ на зарядку .
Больше 15,4 в напряжение не поднималось плюс 2 часа и выключае зарядное .
Опять даем АКБ отстояться 2 часа и производим финальный замер .
И тут самое интересное после глубокого разряда я не увидел глобального изменения внутреннего сопротивления и падения пускового тока .
До глубокого разряда
315 А пускового тока и 7.92 МОм и ресурс жизни 44%
После глубокого разряда
306 А пускового тока и 8,15 МОм и ресурс жизни 42%
Да сопротивление чуть подросло пусковой ток упал на 10 А но это 3% от первоночального значения в пределах погрешности но не как не 25 % и даже не 10% .
Еслиб АКБ в таком режиме простоял день два может чего и произошло но при поставке на зарядку сразу после разряда я глобальной потери емкости не увидел
Дополнение показаний спустя сутки после отстоять АКБ. Показания вернулись как и до разряда один в один
Глубокий разряд аккумулятора автомобиля: что это, последствия, как избежать?
Многие начинающие автомобилисты сталкивались с такой проблемой, как глубокий разряд аккумулятора автомобиля. Если коротко, то аккумуляторная батарея может глубоко разряжаться при проблемах в бортовой сети или из-за безалаберности владельца автомобиля. Автовладельцы часто спрашивают, каковы последствия глубокого разряда, можно ли после этого восстановить аккумулятор и т. д. В этой заметке мы постараемся ответить на эти вопросы, а также дать рекомендации, чтобы избежать проблем и глубокого разряда АКБ.
Что такое глубокий разряд автомобильного аккумулятора?
В принципе, тут нечего особо объяснять, поскольку из названия всё понятно. Аккумулятор разряжается ниже нормального диапазона напряжений, в которых он работает в штатном режиме. Но проблема заключается не в напряжении, а в процессах, происходящих внутри аккумулятора. Помимо того, что в состоянии глубокого разряда он становится неработоспособен, ещё и появляются необратимые процессы в самой электрохимической системе.
Дело в том, что напряжение аккумулятора является лишь оценочным параметром для быстрой проверки степени заряда АКБ. Степень заряженности и напряжение связаны с такими характеристиками аккумуляторной батареи, как плотность электролита и температура его замерзания.
В таблице ниже можно видеть эту зависимость для разных значений.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
---|---|---|---|---|
1,11 | 11,7 | 8,4 | 0 | -7 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
При полном разряде аккумулятора плотность снижается до значения 1,1 гр/см 3 . Напряжение разомкнутого аккумулятора (без нагрузки) падает до 11,7 вольта, а под нагрузкой 100 А – до 8,4 А. В реальности при напряжении АКБ 12 вольт (9,3 В под нагрузкой) и плотности 1,16 гр/см 3 теряется больше половины ёмкости. Дальнейшую потерю заряда уже можно назвать глубоким разрядом. Кстати, в таком состоянии электролит в аккумуляторе уже может замёрзнуть при от -10 до -15 градусов Цельсия, простояв ночь на улице.
Поэтому крайне не рекомендуется разряжать аккумулятор до напряжения 12 вольт в разомкнутом состоянии. Это приводит к проблемам. Если ли посмотреть различные тесты, в которых проверяют ёмкость автомобильных аккумуляторов, их не разряжают ниже 12 вольт во избежание проблем. Замер проводится с момента полностью заряженного аккумулятора до 12 вольт и умножается на 2. Так проводится оценка к остаточной ёмкости аккумуляторной батареи.
Природа автомобильного (свинцово-кислотного) аккумулятора такова, что ему лучше постоянно находиться в заряженном состоянии. АКБ для легковых автомобилей имеют в своём составе 6 банок (аккумуляторных элементов). Рабочее напряжение каждого такого элемента составляет 2,1-2,15 вольт. Нетрудно посчитать, что в целом рабочее напряжение всего аккумулятора должно быть от 12,6 до 12,9 вольта. Именно в этом диапазоне его следует поддерживать для нормальной эксплуатации.
Каковы причины глубокой разрядки АКБ?
- Длительное нахождение автомобиля на стоянке с подключенным аккумулятором. Тут всё понятно. Определённый разряд аккумуляторной батареи всегда имеет место быть (ток утечки, потребители на борту). Если автомобиль не ездит, значит, генератор не заряжает АКБ. В итоге она испытает глубокий разряд, если это будет продолжаться слишком долго. Даже если хорошую иномарку оставить на несколько недель без движения, аккумулятору придётся несладко.
- Неисправность в бортовой сети. Это могут быть плохие контакты, замыкание, повреждение проводки, неисправные приборы, которые тянут на себя заряд аккумулятора. Всё это в ускоренном режиме приводит к глубокому разряду.
- Разгильдяйство владельца автомобиля. Например, при постановке аккумулятора на стоянку, вы забудете выключить фары, автомагнитолу или любые другие электрические приборы. Даже если электрика автомобиля в порядке, это приведёт к глубокой разрядке аккумуляторной батареи уже через несколько часов.
Своё влияние оказывают непродолжительные поездки, когда двигатель запускается часто, а во время поездки аккумуляторная батарея не успевает компенсировать потерянный заряд. При таком режиме эксплуатации аккумулятор может испытать глубокий разряд даже во время стоянки на выходных.
Последствия
Чтобы понять, чем может закончиться глубокий разряд для автомобильного аккумулятора, нужно кратко рассмотреть процессы, происходящие при этом в электрохимической системе. Ниже приводятся реакции, протекающие в стартерной аккумуляторной батарее на аноде и катоде, в процессе разряда.
При заряде эти реакции протекают в обратном направлении.
Проблема заключается в том, что из-за паразитных процессов внутри аккумуляторной системы эти реакции протекают в обратном направлении не полностью. Сульфат свинца растворяется не до конца, а остаётся на обмазке пластин. В результате поры забиваются и ухудшается диффузия электролита внутрь. Из-за этого снижается ёмкость аккумуляторной батареи. Если интересны процессы, происходящие в электрохимической системе автомобильной АКБ, можете прочитать этот материал про электролит.
Возможно ли восстановление?
Про восстановление аккумуляторов, испытавших глубокий разряд, много написано и производители предлагают различные решения. Чаще всего для восстановления таких аккумуляторных батарей используют зарядку импульсным током.
Продаются даже специальные зарядные устройства, которые подают ток импульсами. Модели-комбайны имеют специальные режимы для восстановления таких АКБ. В некоторых случаях подаются кратковременные импульсы заряда и разряда. К примеру, 2 секунды заряд и 1 секунда разряд. Считается, что таким способом с обмазки пластин сбивается сульфат свинца (PbSO4) и он лучше растворяется в процессе заряда.
Кроме этого, существуют самые разные советы и народные средства на этот счёт. Например, предлагается слить электролит, залить вместо него дистиллированную воду и на длительное время поставить аккумулятор на зарядку. Некоторые радикальные способы подразумевает использование химикатов для растворения сульфата свинца.
Как избежать проблемы?
Чтобы предотвратить глубокий разряд аккумулятора, можно дать несколько советов. Все они связаны с организацией нормальной эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи и автомобиля в целом.
- Необходимо поддерживать в исправном состоянии бортовую сеть автомобиля. Генератор и все сопутствующие элементы автомобильной электрической сети должны быть исправными и обеспечивать нормальную на зарядку АКБ во время поездки на автомобиле.
- Периодически необходимо проверять заряд аккумулятора. Лучше перед каждой поездкой смотреть показания на панели приборов. Если есть возможность, то лучше проверять напряжение с помощью мультиметра прямо на аккумуляторе. В этом случае вы на ранней стадии заметите проблему и сможете заняться её решением заблаговременно.
- Необходимо регулярно заряжать аккумулятор с помощью зарядного устройства. Особенно этот совет актуален в зимний период, когда аккумуляторной батареи не хватает заряда во время поездок.
- Не оставляйте надолго автомобиль с подключенным аккумулятором. Если вы собираетесь в отпуск или командировку, то следует снять аккумулятор с автомобиля и держать его отдельно. В крайнем случае, можно скинуть клемму, а двери закрыть механическим ключом.
Кстати, вам может быть интересен материал про аккумуляторы глубокого разряда. Для них разряженное состояние не проблема и они постоянно работают в цикле заряд-разряд.
Вернуться к содержанию
Выводы
Как видите, из вышесказанного ясно, что значительно проще предотвратить глубокий разряд автомобильного аккумулятора, чем затем устранять его последствия. К тому же, в большинстве случаев, всё равно будет частичная потеря ёмкости и сокращение срока службы АКБ. Во время эксплуатации аккумуляторной батареи лучше не допускать снижения напряжения на ней ниже 12 вольт (в разомкнутом состоянии). А ещё лучше не допускать даже приближения к этому значению. В идеале следует поддерживать напряжение стартерной батареи в интервале 12,6-12,9 вольта.
Вернуться к содержанию
Восстановительный заряд автомобильных AGM аккумуляторов после глубокого разряда на примере Topla Stop&Go AG60
Привет, Хабр! Сегодня мы прольём свет на некое тайное знание о современных свинцовых аккумуляторах, которое есть в официальных инструкциях от производителей, но большинство читателей его не замечает, во многом по причине популярных аккумуляторных предрассудков и мифов.
Начало истории этой Topla AGM Stop&Go AG60 в предыдущей статье.
На момент данного этапа эксперимента в лаборатории появился снискавший заслуженное признание тестер аккумуляторных батарей Konnwei KW600 , гораздо более современный и продвинутый по сравнению с двумя использованными в КТЦ Topla ранее.
Тем не менее, и он считает разряженную Topla AGM Stop&Go AG60 негодной, предписывая отправить в утиль, а не заряжать. А мы всё же зарядим! Прибор — хорошо, умный, с красивым цветным экраном и USB подключением к ПК — ещё лучше, но голову на плечах он не заменяет.
В качестве отправной точки можно изучить инструкцию по эксплуатации и безопасности к 12V VRLA AGM АКБ, предоставляемую компанией Exide.
Для восстановительного заряда воспользуемся прибором Кулон-912, представляющим собой программируемое зарядно-разрядное устройство на основе стабилизированного источника тока и напряжения (CC/CV) с цифровым управлением и возможностью удалённого управления по wi-fi.
Иметь столь продвинутый прибор автомобилисту удобно, но необязательно. Можно обойтись любым зарядным устройством (ЗУ) с ручным режимом, регулируемым блоком питания (БП) или DC/DC преобразователем со стабилизацией (ограничением) напряжения и тока и их индикацией. Либо адаптивным ЗУ, автоматически устанавливающим токи и напряжения согласно его алгоритму.
Для — этапа основного заряда — автомобильного AGM аккумулятора максимальное напряжение устанавливаем 14.4 вольта, если температура АКБ выше 25 градусов Цельсия. Если ниже — 14.7 вольт, тогда напряжение начала снижения тока, (если оно предусмотрено Вашим ЗУ), ставим 14.4.
Ток основного заряда 10% номинальной ёмкости, ток окончания — 1%. Для 60 А*ч это соответственно 6 и 0.6 ампер. Максимальное время этапа можно оставить без ограничения.
Для этапа дозаряда устанавливаем такое же напряжение 14.7 вольт, ток 3% ёмкости, время 48 часов.
Параметры этапа буферного хранения: напряжение 13.6 вольт, максимальный ток 0.4 ампера.
При восстановлении очень глубоко разряженной или сильно изношенной АКБ рекомендуется ограничить ток основного заряда 2-5 процентами номинальной ёмкости.Для 60 А*ч это от 1.2 до 3 ампер. Рекомендация особенно актуальная при напряжении на клеммах ниже 12 вольт, для чего можно активировать этап предзаряда. Но наша АКБ новая, потому основной заряд будем производить током 10% = 6А.
Программируемые ЗУ позволяют использовать разные этапы профиля по отдельности или один за другим на усмотрение пользователя, тогда как адаптивные ЗУ могут выбирать этап и его параметры, а также переходить между этапами автоматически в реальном времени, в зависимости от состояния АКБ.
Для адаптивных ЗУ от пользователя также требуется указать отправные точки определения параметров. Обычно это диапазон ёмкости АКБ, отвечающий за силу тока, и диапазоны напряжений, определяемых типом АКБ и температурой, задаваемые номером программы или ограничением напряжения, которые также влияют на число и последовательность этапов.
Если установлено слишком высокое значение напряжения, адаптивное ЗУ может продолжать заряд, пока он не будет завершён пользователем. Это предусматривается для полного выравнивающего заряда аккумуляторов, нуждающихся в значительной десульфатации и (или) проявляющих склонность к стойкому расслоению электролита. Разумеется, при таких настройках пользователь должен периодически следить за ходом процесса и температурой аккумуляторной батареи.
Запускаем заряд. Несмотря на то, что этап предзаряда не активирован, Кулон-912 не сразу включает заданные 6 ампер, а постепенно повышает силу тока с нуля.
Прошло 12 часов, аккумулятору сообщено 58.19 А*ч. Ток уже 0.7 А. Скоро он снизится до 0.6, и ЗУ перейдёт к дозаряду. Если следовать инструкции от Exide, можно было установить ток завершения заряда не 1, а 2 процента, это для нашей АКБ 1.2 А. Тогда переход от основного заряда к дозаряду уже произошёл бы.
В зависимости от температуры и состояния аккумулятора, и AGM, и другие типы АКБ могут «застревать» при напряжении завершения основного заряда на некотором значении тока.
Дело в том, что 12-вольтовая батарея состоит из шести банок, в которых находится 12 полублоков по нескольку пластин, активные массы каждой из которых имеют длину, ширину, толщину и объём. Имеется и расслоение электролита, которое в AGM выражено слабо, а в «мокрых» аккумуляторах сильно.
Неизбежно возникающий и прогрессирующий разбаланс между банками, полублоками, участками АМ ведёт к тому, что в разных местах батареи при заряде идут разные процессы. При одних и тех же токе и напряжении на клеммах, токи между участками АМ и потенциалы полублоков распределяются по-разному.
Потому, если ЗУ позволяет автоматически, или у пользователя есть возможность и желание следить за параметрами, можно установить продвинутое условие перехода от основного заряда в дозаряд: ток при максимальном напряжении основного заряда снизился до 1% номинальной ёмкости, либо он ниже 2% и не снижается в течение 2 или более часов.
Чем более полно осуществлён каждый этап заряда, тем более полное восстановление аккумуляторной батареи у нас получится.
Дело в том, что потенциалы реальной свинцово-кислотной электрохимической ячейки при отсутствии или том или ином направлении, (разряд / заряд), тока во внешней цепи складываются не только из термодинамической ЭДС и падении напряжения на внутреннем сопротивлении, но и совокупности нескольких ЭДС поляризации, куда вносят свой вклад, в частности, наличие газов в порах активных масс и расположение носителей заряда, — ионов, — в объёме электролита.
Процессы выработки и расхода газов, движения ионов, имеют свою кинетику. Потому электрохимики говорят применительно к электрохимической ячейке о вольтамперной характеристике во времени, или отклике на зарядный и разрядный импульс. И потому для заряда современных свинцовых АКБ со специальными добавками в активные массы и продвинутой конструкцией сепараторов, влияющих на движение ионов и газов, используются многоступенчатые профили заряда и иногда особые формы тока. (Можно вспомнить, что генераторы транспортных средств и трансформаторные ЗУ заряжают АКБ не постоянным, а пульсирующим током).
Температура аккумулятора 26.4 градуса Цельсия, в помещении 23 градуса. Нагрев при заряде совсем небольшой.
Тем временем, практически сразу после предыдущего фото ток снизился до 600 мА, ЗУ перешло в дозаряд. После суток дозаряда ток 130 мА.
Подходят к завершению вторые сутки дозаряда. Ток колеблется от 40 до 100 мА.
Тайное знание у всех на виду, но его не замечают
Где здесь указано максимальное напряжение на клеммах аккумулятора? — Нигде, потому что это этап зарядки постоянным током 2% номинальной емкости без ограничения напряжения. Предписывается только соблюдать фиксированное время этапа — 2 часа, и контролировать температуру АКБ, чтобы она не превысила 50 градусов Цельсия.
Эксайд не одинок в таких «высоковольтных» рекомендациях. Для примера, Chaowei для Chilwee EVF и Tianneng для TNE рекомендуют этап заряда напряжением до 16.02В, током 1% ёмкости, не более 2 часов, после завершения основного заряда и двух этапов дозаряда, и при условии, что основной заряд продолжался более 3 часов, т.е. аккумулятор был разряжен в достаточно значительной степени.
Этот режим более мягкий и осторожный, но и предназначается он не для стартерных AGM, а для тяговых гелевых АКБ с углеродными добавками в активные массы. И он необходим для предотвращения деградации аккумуляторов сульфатацией от хронического прогрессирующего недозаряда.
Максимальное напряжение, которое может выдать Кулон-912, равно 16.5 вольт. Его и установим. Время 2 часа, без пауз и реверса. Запускаем.
Напряжение быстро достигло максимума, ток снижается. Если строго следовать инструкции Exide, нужно напряжение ещё выше, чтобы стабилизировать ток 2% на протяжении всех двух часов, но Кулон-912 такой технической возможности не предоставляет.
Прошло 36 минут, ток при 16.49 В колеблется от 200 до 410 мА.
После двух часов завершающего этапа «высоковольтного» дозаряда температура АКБ 27.8 градуса. Аккумулятор не «закипел» и не раздулся.
Ведь мы не превышали ток и время этапа.
При длительном нахождении даже под буферным напряжением в источниках бесперебойного питания изношенные AGM аккумуляторы перегреваются и вздуваются.
Чтобы это предотвратить, можно долить дистиллированную воду и произвести полный десульфатирующий дозаряд. Таким способом во многих случаях удаётся восстановить AGM аккумулятор ИБП, если несуще-токоведущие конструкции из свинцового сплава не разрушены длительным перезарядом. Однако после вскрытия крышек над клапанами и долива появляется риск утечки электролита при расположении АКБ не вверх пробками.
Спросите, какой может быть перезаряд у сульфатированного, то есть, недозаряженного аккумулятора? — Такой, что при недостатке воды и напряжения для преобразования рабочих сульфатов в заряженные активные массы, электроэнергия идёт на дальнейшую потерю воды и наработку активных масс из решёток и тоководов. Положительные окисляются и рассыпаются, а отрицательные из сплошных становятся губчатыми. Иногда при вскрытии вышедшей из строя AGM АКБ обнаруживаются наросты губчатого свинца, приведшие к короткому замыканию.
В случае работы АКБ под буферным напряжением 13.8 В, инструкция Эксайд предписывает рассмотеть возможность применения такого трёхступенчатого профиля заряда, (основной заряд, первый дозаряд, второй дозаряд), раз в месяц. Как минимум, это необходимо делать два раза в год. При зимней эксплуатации, подзаряд (без третьего этапа) желательно производить раз в неделю.
Диалектика свинцово-кислотных батарей такова, что недозаряд ведёт к сульфатации, а перезаряд к потере воды и коррозии. Противоречие разрешается следующим образом: рабочие заряды и в циклическом, и в буферном режимах осуществляются при пониженных напряжениях, минимизирующих коррозию и потерю воды, но неизбежный при такой эксплуатации недозаряд компенсируется периодическим полным стационарным выравнивающим дозарядом. Также последний необходим после каждого глубокого разряда аккумуляторной батареи.
Непонимание этой диалектики, разницы между повседневным и «лечебно-профилактическим» зарядами, и необходимости соблюдения напряжений, токов, времени, условий начала и завершения этапов зарядного профиля ведут к возникновению и поддержанию мифов и предрассудков на тему аккумуляторов и зарядных устройств.
Также следует понимать, что рекомендации и предписания в различной литературе даются применительно к тому оборудованию, наличие которого предполагается в распоряжении адресата. Например, стабилизаторы постоянного тока, (за исключением барретеров, в качестве которых применяются лампочки и иные мощные проволочные резисторы), вошли в доступный арсенал для обслуживания АКБ не сразу, и до сих пор имеются не везде. Потому до сих пор действует немало документации, составленной под старое оборудование, где приходится ограничивать напряжение в силу невозможности тонко и оперативно регулировать ток.
После суточного отстоя, сравним показания двух аккумуляторных тестеров, старого DHC BT280 и нового Konnwei KW600.
Новый тестер выдал показания как старый в режиме обычных, не AGM АКБ.
По этому вопросу Виктор написал представителю Konnwei, в ответ получена рекомендация обновить прошивку тестера с помощью официального приложения, так как алгоритмы для разных типов АКБ у них тогда были на стадии доработки. (Обновлений с тех пор было несколько, и в 2021 году с тестерами Konnwei всё отлично). А пока, (на август 2019 года), достоверными считаем показания DHC BT280, которые проявили повторяемость на протяжении испытаний двух АКБ Topla.
Итак, пусковые характеристики этого AGM аккумулятора мы восстановили. Что насчёт ёмкости? Произведём восьмой по счёту контрольный разряд по ГОСТ.
Ёмкость 20-часового разряда поднялась на 5,63% , и теперь на 4,43% превышает номинальную! Прекрасный результат!
Заметим, что только дозаряд с повышенным перенапряжением позволил полностью восстановить ёмкость после недозаряда ЗУ BL1215 в КТЦ4, когда аккумулятор потерял 5.34% ёмкости.
Краш-тест этой АКБ вместе с параллельно тестируемой Topla Energy E60X недельным разрядом включенными фарами будет в следующей публикации.
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.