Ещё раз о перекрёстках с круговым движением
Ну вот, наконец-то, дождались. С 1 марта 2023 года вступают в силу очередные поправки в ПДД РФ, которые касаются и правил проезда перекрёстков с круговым движением.
Поскольку за минувшие 12 лет это уже третья реформа указанных правил, нельзя не признать, что с ними явно что-то не так. В 2018 году я уже писал статью на эту тему (опубликована в 2019), поэтому мимо пройти никак не могу.
Я не просто ждал этих изменений, а был уверен, что они неизбежны, поскольку применительно к предыдущей слово «реформа» я не могу писать иначе, как в кавычках. Её нелепость отметил далеко не один я — критические статьи позже были опубликованы в ряде изданий, освещающих автомобильную тематику. И в конце концов уже Минтранс выступил с инициативой изменения ныне действующих ПДД в этой части. Остаётся лишь посочувствовать водителям, а также, далеко не в последнюю очередь, организаторам дорожного движения (ОДД), ставшими жертвами этого, не побоюсь слова, дурно написанного текста.
Казалось бы, есть повод порадоваться: хотя и спустя пять с половиной лет, но если подходить строго юридически, то те ошибки, о которых писал я и другие авторы, в новой редакции исправлены. Я ждал этого, хотя внутренний голос шептал, что если и когда это произойдёт, то сделано будет так же нелепо, как и в прошлый раз. К сожалению, внутренний голос оказался прав.
Чтобы критика стала понятной, придётся отчасти повторить сказанное в предыдущей статье и рассмотреть проблему, так сказать, в историческом плане — с учётом предыдущих реформ.
Круговое движение до 2010 года
Не стоит забывать, что в России действуют НПА (нормативно-правовые акты) более высокого уровня, чем ПДД: Венская конвенция о дорожном движении и Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Обе от 1968 года. Характерно, что определения перекрёстков с круговым движением (кольцевых пересечений) нет ни в Конвенциях, ни в ПДД РФ. В Конвенции о дорожных знаках и сигналах есть описание знака D, 3, аналогичного знаку 4.3 в РФ:
Знак D, 3 «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ» указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.
Знаки B, 1 и B, 2 — это знаки 2.4 и 2.5 в ПДД РФ соответственно.
Из приведённой цитаты однозначно следует, что при отсутствии знаков приоритета кольцевое пересечение рассматривается как перекрёсток равнозначных дорог. Именно так и было организовано движение в СССР и РФ до 2010 года: кольцевые пересечения обозначались лишь знаком 4.3, а знаки приоритета отсутствовали. Соответственно, приоритет имели въезжающие на кольцо (автор в курсе, что это неофициальный термин, а правильно называть эту часть перекрёстка проезжей частью кольцевого пересечения).
Какая-либо неопределённость отсутствовала, и это в большей или меньшей степени всех устраивало, но лишь до тех пор, пока автомобилизация не достигла некоторого критического уровня и при такой ОДД кольцевые пересечения не стали запираться, поскольку движение по кольцу блокировали въезжающие.
Круговое движение с 2010 по 2017 год — первая реформа
Вот тогда и была проведена первая реформа, суть которой предельно понятно выражена вторым предложением из описания знака D, 3 в Венской конвенции. Собственно говоря, ПДД для этого можно было и не менять, а просто поставить, где это было необходимо, на въезде знаки 2.4 или 2.5. Значение этих знаков водителям прекрасно известно, тем не менее в ПДД РФ Постановлением Правительства от 10 мая 2010 г. № 316 было внесено следующее изменение:
12) пункт 13.9 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.»
Короче говоря, привели текст ПДД в полное соответствие с Венской конвенцией, на основе которой написаны ПДД практически всех европейских стран.
Этот момент получил положительную оценку в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.2.071-2016 «Методические рекомендации по проектирования кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог»:
Необходимость совершенствования нормативной базы проектирования кольцевых пересечений обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. «О правилах дорожного движения», в котором организация движения на кольцевых пересечениях приведена в соответствие с общепринятой международной практикой.
Автор полностью разделяет эту точку зрения, за одним исключением: поправки почему-то были внесены в п. 13.9 ПДД, касающийся пересечений неравнозначных дорог. Редакция этого пункта ПДД до 2010 года не отличалась от ныне действующей:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
Эти изменения широко освещались в СМИ. В частности, «Российская газета» опубликовала вкладку, на которой были представлены новые схемы движения всех кольцевых пересечений в Москве и даже некоторых в Московской области. И среди этих схем была, в частности, такая:
И что же мы видим на этой схеме? А видим, во-первых, то, что на этом перекрёстке ровным счётом ничего не поменялось. И, во-вторых, это перекрёсток равнозначных дорог со всеми вытекающими. Зачем в таком случае понадобилось вносить поправку в п. 13.9 ПДД, а не в п. 13.11, где речь о перекрёстках именно равнозначных дорог — это первая загадка.
Впрочем, водителей это не особенно взволновало, поскольку так глубоко они в ПДД не вчитываются, а неудобство, как видим, состояло в том, что реформа была подана в СМИ как «круг теперь всегда главный», чего в действительности не произошло. ОДД (организация дорожного движения) на некоторых перекрёстках с круговым движением осталась прежней.
По моим субъективным оценкам, таковых было не более 10 %, но теперь исчезло единообразие правил проезда, и водители стали часто ошибаться в приоритете.
Если это действительно негативно повлияло на безопасность дорожного движения, о чём автор не располагает сведениями, то проблему логично было бы решить простейшим способом: установить на всех таких перекрёстках знаки 2.4. Собственно говоря, «в Европе» так и поступают, иллюстрации чего есть в моей предыдущей статье:
Круговое движение с 2017 по 2023 год — вторая реформа
Но мы не ищем лёгких путей, и спустя лишь год после опубликования упомянутых «Методических рекомендаций», автором которых было Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), грянула вторая реформа 2017 года.
Её цель и суть выразил Д.А.Медведев, подписавший текст постановления Правительства в качестве его председателя (цитируется по видеозаписи с официального сайта Правительства РФ):
Постановление меняет приоритетность движения на перекрёстках с круговым движением. Теперь приоритет движения получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придётся уступать дорогу. Такая практика существует практически во всех европейских странах и доказала свою эффективность.
Эти слова способны вызвать недоумение даже у тех, кто ещё не прочёл текст самого постановления, ведь «приоритетность движения» уже была изменена в 2010 году! И про «европейскую практику» тоже было сказано на уровне профильного ведомства. Поэтому читаем текст Постановления Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300:
а) абзац третий пункта 13.9 признать утратившим силу;
б) абзац первый пункта 13.11 после слов «равнозначных дорог» дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил,»;
в) дополнить пунктом 13.11 1 следующего содержания:
«13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.».
Если перевести это с бюрократического языка на русский, то суть этой «реформы» можно выразить следующими словами:
а) «как в Европе» теперь не будет, поскольку абзац третий пункта 13.9, буквально списанный в 2010 году с Венской конвенции, утратил силу;
б) правила проезда перекрёстков с круговым движением теперь надо искать в пункте, где изложены правила для равнозначных дорог (13.11 вместо 13.9), что как раз согласуется с Венской конвенцией, однако именно для таких перекрёстков почему-то было сделано исключение, вынесенное в отдельный пункт 13.11 1 ;
в) пункт 13.11 1 гласит, что согласно ныне действующим правилам ОДД на перекрёстках с круговым движением следует понимать не «как в Европе», а с точностью до наоборот, то есть при отсутствии знаков приоритета дорогу должны уступать те, кто въезжает на круг.
Правила есть Правила, и в конце концов можно было бы и к этому привыкнуть, посочувствовав иностранцам и тем соотечественникам, кто выезжает в ту самую Европу — им приходится «перешивать мозги».
Однако главная засада, как я уже отметил в предыдущей статье, крылась в другом. На многих перекрёстках с круговым движением, если не на большинстве, движение было организовано таким образом, что главная дорога проходила через перекрёсток. И тут возникла правовая коллизия, поскольку п. 13.11 1 при буквальном прочтении не делает различий между равнозначными и неравнозначными дорогами. Поэтому согласно этому пункту приоритет имеют те, кто движется по кольцу, а согласно знакам приоритета — те, кто въезжает на кольцо по главной дороге.
Масла в этот огонь подлил ещё и Верховный суд РФ. Когда после внесения поправок в ПДД была сделана попытка оспорить это в суде, Верховный суд в Решении от 28 февраля 2018 г. N АКПИ17-1122 написал:
Пункт 13.11 1 Правил определяет действия водителя транспортного средства при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение, и не допускает иного толкования.
Сейчас уже нет смысла спорить с оппонентами, которые в комментариях к предыдущей статье пытались утверждать, что п. 13.11 1 является подпунктом п. 13.11 и в силу этого не распространяет своё действие на пересечение неравнозначных дорог.
Нет смысла, потому что неправоту этих оппонентов убедительно доказала жизнь и теперь за моей спиной уже стоит Правительство РФ, вставшее с подачи Минтранса на ту же точку зрения. Но поправки в ПДД вступят в силу только лишь 1 марта 2023 года, а до этого дня мы будем продолжать наблюдать на таких перекрёстках «картину маслом».
Самое живописное, что можно увидеть на этих картинах — это снятые знаки 4.3. Тут уже речь идёт не только о приоритете, а и о понятийном аппарате ПДД: что же такое, в сущности, перекрёсток с круговым движением, и как его отличить водителю, ведь, как уже было сказано, определение такого перекрёстка в ПДД отсутствует? Оно есть в специальной литературе для проектировщиков и строителей дорог, то есть в ГОСТах, СНиПах, Методических рекомендациях и т. п., которые написаны не для водителей. Но даже и в действующем ныне ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ, РАЗМЕТКИ, СВЕТОФОРОВ, ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ И НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ» сказано:
5.5.6 Знак 4.3 «Круговое движение» устанавливают на каждом въезде на перекресток (площадь), на котором организовано круговое движение. Знак не применяют, если одновременно с круговым движением допускается перекрестное движение транспортных средств, за исключением рельсовых.
Так что извините меня, уважаемые оппоненты, но, если нет знака 4.3, то нет и никакого кругового движения, что бы ни видели ваши глаза и ни подсказывал прежний опыт.
Примеров таких перекрёстков, переставших быть кольцевыми благодаря безымянным «реформаторам», более чем достаточно, и иллюстрации в предыдущей статье — лишь ничтожно малая часть подобных изменений, поэтому не буду повторяться.
И ничуть не лучше выглядит ребус, когда на перекрёстке установлены и знак 4.3, и знак 2.1 с табличкой 8.13. Таких осталось мало, но они всё же есть и сейчас. Например, в Севастополе:
Круговое движение с 2023 года — третья реформа
Впрочем, «пинать дохлого осла» — занятие довольно бессмысленное, поэтому обратимся к последней реформе согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769, где в отношении изменений в ПДД, касающихся рассматриваемого вопроса, написано лишь следующее:
пункт 13.11 1 изложить в следующей редакции:
13.11 1 . При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.».
Если продраться через всю юридическую казуистику и вспомнить, что сам пункт 13.11 1 является лишь исключением из правил проезда перекрёстков равнозначных дорог (п. 13.11 ПДД), то имеем три возможных варианта ОДД:
а) въезд на перекрёсток обозначен лишь знаком 4.3, то есть речь идёт о равнозначных дорогах и в этом случае приоритет имеют движущиеся по кольцу, что, как уже было отмечено, не согласуется с требованиями Венской конвенции;
б) въезд на перекрёсток обозначен знаком 4.3 совместно со знаками 2.4 или 2.5 (с табличкой 8.13 или без неё), то есть речь идёт уже о пересечении неравнозначных проезжих частей, однако приоритет по прежнему у движущихся по кольцу;
Примечание. Согласно п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 – транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
В данном же случае речь идёт не о дороге, а лишь о проезжей части кольцевого пересечения равнозначных дорог, то есть мы имеем дело с ещё одной нестыковкой в НПА, вследствие которой некоторые авторы и рассматривают кольцевую проезжую часть как самостоятельную дорогу. Оставим эту терминологическую проблему за рамками данной статьи, тем более, что Венская конвенция не видит в такой ОДД ничего необычного, да и водителей это тоже не смущает.
в) въезд на перекрёсток обозначен знаком 4.3 совместно со знаком 2.1 и табличкой 8.13, то есть это уже без всяких сомнений пересечение неравнозначных дорог.
Внесёнными изменениями в п. 13.11 1 снимается коллизия между прежней редакцией этого пункта и знаками приоритета, поэтому п. 13.11 1 в данном случае неприменим и руководствоваться надо знаками приоритета, как это, собственно говоря, и было во все времена до «реформы» 2017 года.
Подведём итог. Полезна ли данная реформа? Безусловно, да. По крайней мере, очевидно, что на перекрёстки, с которых был демонтирован знак 4.3, его вернут. Вернут также и знаки 2.1 «Главная дорога» — там, где в них есть явная необходимость.
А вот что касается того, каким способом это сделано, я добрых слов, к сожалению, сказать не могу. Способ тот же, какой был применён в предыдущей «реформе»: в исключение (п. 13.11 1 ) добавили ещё одно исключение, то есть первое исключение теперь действует только на дорогах, не являющихся главными. Здесь уместно вспомнить высказывание третьего Президента США Томаса Джефферсона:
Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла.
Вряд ли «обыкновенный водитель» способен продраться сквозь эту казуистику, написанную, как выразился один умный человек, по обычаю дьяков Ивана Грозного, писавших указы таким образом, чтобы их можно было понять по крайней мере в трёх разных смыслах. Ныне действующая редакция п. 13.11 1 именно так и написана, что мы наблюдаем и на дорогах, и даже в реакции правительства. А предложенная редакция написана по принципу «минус на минус даёт плюс».
Поэтому, у меня нет в этом сомнения, водителям придётся руководствоваться не текстом ПДД, а некими шпаргалками, которые надо ещё суметь написать. И можно ещё раз выразить сочувствие иностранцам, въезжающим в РФ, а также гражданам России, выезжающим в обратном направлении — им надо каждый раз «перешивать мозги».
Если же перечитать эту статью, то встаёт вполне законный вопрос: а к чему вообще эти реформы? Ведь всё написано одной фразой в Венской конвенции и было написано в ПДД РФ до 2017 года, то есть «плюс» там существует сам по себе, а не как произведение минуса на минус. Или у безымянных авторов этого документа нет заднего хода? У меня смутные подозрения, что они даже не водители… Поэтому… Поэтому я буду ждать следующей реформы. Если уж с русским языком никак, то могу даже помочь.
И это далеко не единственная проблема, касающаяся правил проезда перекрёстков с круговым движением. Достаточно почитать, что об этом пишут «обыкновенные водители» на многочисленных форумах и в пабликах. Если с приоритетом на въезде худо-бедно разобрались, то в части последующего движения специальных правил для таких перекрёстков нет, а попытки применять правила для обычных (не кольцевых) пересечений приводят лишь к тому, что водители их массово нарушают.
Если правила нарушает подавляющее большинство водителей, то, может, пора признать, что дело не в водителях, а в самих правилах? Тем более, что изобретать тут ничего не надо — мы в этой области являемся «страной догоняющего развития», всё уже давно придумано в других странах и, как справедливо высказался Д.А.Медведев, «доказало свою эффективность». Только переписывать их на русский язык желательно буквально, а не «как всегда». Но это уже тема следующей статьи.
Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.
Круговое движение в 2023 году
Основное правило в 2023 году звучит так: если перед въездом на перекресток с круговым движением висит предписывающий знак «Круговое движение», то въезжающий на круг уступает дорогу, а тот, кто едет по кругу — главный. С 2010-го до 2017-го было иначе, существовало два варианта проезда, потому возникла путаница. Новые правила ее устранили.
Правила проезда перекрестка с круговым движением
Они регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Документ изменяет порядок проезда перекрестков с круговым движением.
Нерегулируемый перекресток равнозначных дорог
В этой редакции Правил дорожного движения сказано: на перекрестке равнозначных дорог с круговым движением и дорожным знаком 4.3 «Круговое движение», водитель, въезжая на такой перекресток, обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по данному перекрестку.
Нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог
На таком кроме знака «Круговое движение» стоят также знаки приоритета: главная и второстепенная дорога — перед въездом на перекресток. Движение транспортных средств осуществляется в соответствии с их требованиями.
- Автомобиль на второстепенной уступает дорогу тому, что едет по главной.
- Если обе дороги главные — машина справа имеет преимущество.
- Обе дороги второстепенные — у водителя справа преимущество.
С 1 марта 2023 года в рамках очередного пакета поправок в ПДД добавляется логичное уточнение: при выезде на круг, если водитель двигается не по главной, он должен уступить дорогу тем, кто едет по кругу.
До этой поправки считалось, что те, кто едут по перекрестку с круговым движением, имеют преимущество перед теми, кто на круг выезжает. Такая формулировка не подразумевает, что круговой перекресток может быть на дорогах, где направления движения имеют приоритет. Эту «несправедливость» устранили.
Регулируемый перекресток
Вы выполняете требования сигналов светофора или регулировщика. Даже если знаки говорят об обратном. На регулируемом перекрестке приоритет имеют автомобили, находящиеся на круге. Но не забывайте: при включении разрешающего сигнала светофора (или указания регулировщика) водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток.
— До 2017 года автомобили, двигавшиеся по круговому движению обязаны были пропускать тех, кто на круг выезжает. Сейчас, те кто двигается по дороге с круговым движем имеет преимущество перед выезжающими на круг. Это правило было разработано для уменьшения заторов на дорогах с круговым движением, — рассказал кандидат юридических наук, адвокат Геннадий Нефедовский.
Что такое перекресток с круговым движением
Перекресток с круговым движением — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, обозначенное дорожным знаком «Круговое движение». Движение на нем организовано только в одном направлении — против часовой стрелки. Ехать в обратном направлении по нему нельзя.
— Сам по себе термин «круговой перекресток» отсутствует в Правилах дорожного движения. ПДД дает определение термина «перекресток» и разъясняет, как двигаться при круговом движении, — объясняет наш эксперт.
Виды дорожных знаков на перекрестке с круговым движением
Круговое движение обозначается специальными знаками. Это знаки № 1.7 — «Пересечение с круговым движением» и знак № 4.3 — «круговое движение». Они обозначены стрелками, определяющими направление движения по кругу против часовой стрелки.
Но возможны и другие варианты. Например, в пару к нему установлен знак «Уступи дорогу», тогда схема проезда не меняется, просто этот знак остался «в наследство» от прошлых лет, и тут противоречия не будет. Будет оно, если при въезде будет висеть знак «Главная дорога». Тогда вы едете в соответствии с требованием этого знака, вам уступают. Может быть, и так, что при въезде на круг стоит светофор. Тогда вы едете в соответствии с сигналами светофора.
Помните о пункте 13.8 из ПДД: при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток.
Как выбрать полосу при проезде перекрестка
Если на кругу есть две, три или больше полос для движения, то лучше поступать следующим образом: при необходимости съезжать с круга на одном из ближайших выездов нет смысла перестраиваться левее, удобнее ехать в правой полосе без лишних перестроений. Если же вам нужно проехать весь или почти весь круг, то целесообразно переместиться ближе к центру круга, там свободнее, и вы не будете создавать помехи въезжающим и выезжающим. Но помните, что съехать с круга можно только по крайней правой полосе, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Там, где предписывающие знаки «Направление движения по полосам» позволяют въехать на круг и съехать с круга из нескольких рядов, вы имеете право это сделать.
Штрафы за нарушение правил
- Если вы не выполнили требование знака «Круговое движение» и не уступили дорогу едущему по кругу, пользующемуся преимуществом, то полагается штраф — 1 тысяча рублей — ст. 12.13 КоАП РФ.
- Если вы нарушили требования знаков или разметки при езде по кругу, например, перестроились через сплошную, разделяющую попутные полосы, или перестроились не из нужного (крайнего правого) положения, то наказание мягче — предупреждение или штраф 500 рублей — ст. 12.16 КоАП РФ.
- Если поехать по кругу «против шерсти», то есть по часовой стрелке, это будет рассматриваться как движение по встречке, наказание — штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на 4-6 месяцев — ст. 12.15 КоАП РФ.
Популярные вопросы и ответы
Мы рассказали о правилах проезда перекрестков с круговым движением в 2023 году. На популярные вопросы по теме ответит кандидат юридических наук, адвокат Геннадий Нефедовский.
Когда говорят «кольцо», какой именно перекресток имеют в виду?
Зачем создают перекрестки с кругом движением?
Расскажите пошаговую инструкцию проезда перекрестка с кругом движением?
1. При въезде на круг необходимо включить правый сигнал поворота.
2. При необходимости, проехать прямо или налево — включить левый сигнал поворота, перестроится в левый ряд.
3. Перед съездом, включив правый сигнал поворота, перестроится в правый ряд.
4. Съехать в нужный поворот.
5. Если нужно проехать на перекрестке направо, необязательно совершать целый круг. Можно выехать сразу в правый ряд, используя соответствующий сигнал поворота и съехать с кольца.
Как с 1 марта изменят правила движения по круговым перекресткам?
В марте 2023 года начнут действовать новые схемы проезда круговых перекрестков. В Правила дорожного движения (ПДД) внесены изменения, из-за чего водителям придется вести себя на круговых развязках немного иначе. Что же изменится?
Как раньше ездили по кругу?
Раньше круговое движение было сформировано иначе, чем сейчас. Приоритет отдавался транспорту, который въезжал на круг, из-за чего на наиболее оживленных направлениях могли возникать заторы и круговое движение теряло свою эффективность. Приоритетный транспорт мог идти сплошным потоком, в то время как прилегающие улицы оказывались в вынужденном простое.
Круговые перекрестки пришлось модернизировать, и с 20 ноября 2010 года круговое движение стало приоритетным. Теперь транспорт, выехавший на круг, имел приоритет и мог беспрепятственно съезжать на любую примыкающую дорогу. Однако сделано это было с помощью знаков приоритета, которые начали устанавливать перед кругом. Если же перед перекрестком не было бело-красных перевернутых треугольников «Уступи дорогу», а на круге отсутствовали желто-белые ромбы «Главная дорога», то Правила дорожного движения (ПДД) требовали проезда развязки по-прежней схеме. То есть от водителей на круге требовалось пропускать въезжающий на круг транспорт. Тем самым реализовывалось правило «Пропусти помеху справа». Естественно, это вносило путаницу.
Однако с 26 октября 2017 года пункт 13.11. ПДД заработал в новой редакции. К нему добавили подпункт 13.11.1., который стал звучать следующим образом: «При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
Другими словами, все водители обязывались пропускать транспорт на круге. Теперь на нерегулируемых круговых перекрестках, где могли пропасть знаки, вопросов к приоритету не возникало. Круг считался главным, и все пропускали только транспорт на нем. Однако опять возникла путаница, потребовавшая очередного изменения правил.
Юридический казус
Возник юридический казус. Как быть, если главная дорога упиралась в такой круговой перекресток? ПДД требовали пропускать транспорт на круге, а знак 2.1 «Главная дорога» требовал беспрепятственного въезда на круг. Водители на развязке имели приоритет, как и водители на главной дороге, что могло спровоцировать ДТП. Тем более что в ПДД нет термина «круговой перекресток», и круговое движение, обозначенное знаком 4.3, является фактически обыкновенной дорогой, а не перекрестком. Обнаружилось противоречие, которое потребовало новых исправлений ПДД.
Изменять статус кругового движения с приданием ему статуса перекрестка не стали. Круг остался обыкновенной дорогой, а вот в пункт 13.11.1. ПДД вновь были внесены изменения, исключившие юридические противоречия.
Теперь правило проезда кругового движения звучит следующим образом: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
Другими словами, если примыкающая дорога не является главной, то транспорт на ней должен тормозить перед кругом и пропускать автомобили на перекрестке.
Если же въездная дорога обозначена знаком 2.1 «Главная дорога», то транспорт может смело въезжать на круг, потому как с 1 марта 2023 года получит приоритет.
Кто же теперь должен уступать на круге?
С 1 марта 2023 года возможны три варианта проезда круговых развязок. При подъезде к ним необходимо смотреть на знаки приоритета. В зависимости от их наличия возможны следующие действия водителей:
- если перед кругом нет знаков приоритета, то водители обязаны уступить дорогу тем автомобилям, которые уже находятся на круговом движении;
- если перед перекрестком стоят знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.4. «Уступи дорогу», то водителям необходимо пропускать транспорт на круге;
- если перед круговым движением стоят знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.1. «Главная дорога», то водители могут проезжать перекресток без задержек, потому как имеют приоритет.
Третья схема движения встречается на так называемых турбоперекрестках, которые помогают быстро преодолевать круговые развязки. Если же перед кругом установлены светофоры, то ориентироваться необходимо не на знаки, а на их сигналы.
"Круг" без знаков "круговое движение" круговым движением не является!
Нужно внимательно следить за знаками перед любым кругом, и если знаков 4.3 (круговое движение) нет, — это набор нерегулируемых равнозначных/неравнозначных (если есть знаки приоритета) перекрестков, а не круговое движение
Потому что по ПДД, перекрестком с круговым (односторонним!) движением, является только то, что обозначено знаком 4.3:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Т.е. всё, что не обозначено знаком 4.3 уже идёт по пункту 13.11, т.к. круговое (одностороннее!) движение в определённом направлении устанавливает именно знак 4.3.
На данных "кругах" движение является двусторонним! (обычно такое встречается на больших площадях и т.п., но даже на маленьких кругах по ПДД, без знаков, движение двустороннее! Пример:
Площадь в Нижнем Новгороде