Электронный ПТС: как это работает
Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – в нашем материале.
Новый стандарт ПТС
Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.
Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.
Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.
Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.
«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.
На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС .
Для чего вводят электронные ПТС
По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.
Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.
Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.
Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев .
Как оформить и получить электронный ПТС
Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.
Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.
И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.
При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.
Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПТС
ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.
Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.
ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.
Зачем нужен ЭПТС
Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:
- Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.
- Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.
- В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.
Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.
Как оформить электронный ПТС
При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.
Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.
Из чего состоит ЭПТС
В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:
- Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.
- Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.
Статусы ЭПТС
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.
Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:
- незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;
- действующий;
- погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;
- аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;
- утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.
* Цена автомобиля HAVAL JOLION в комплектации Comfort (Комфорт) с двигателем 1.5Т, 2WD, MT, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 10.07.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена автомобиля HAVAL F7 в комплектации Comfort (Комфорт) с двигателем 1.5Т, 2WD, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 01.06.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена автомобиля HAVAL F7X в комплектации Comfort (Комфорт) с двигателем 1.5Т, 2WD, 2023 года производства с учетом выгоды 50 000 руб. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 01.06.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена автомобиля HAVAL DARGO в комплектации Comfort (Комфорт) с двигателем 2.0T 2WD, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 10.07.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена автомобиля HAVAL DARGO X в комплектации Elite (Элит) с двигателем 2.0T 4WD, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 10.07.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена на модель GWM POER в комплектации Comfort (Комфорт) с дизельным двигателем 2.0Т 150, 4WD, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 01.06.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена на модель HAVAL H9 в комплектации Elite (Элит) с бензиновым двигателем 2.0, 4WD, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 01.06.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена на модель GWM POER KINGKONG в комплектации Comfort (Комфорт) с дизельным двигателем 2,0d 150 л.с. 4WD, 2023 года производства.
Предложение ограничено, не является офертой и действует с 17.08.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
* Цена автомобиля HAVAL M6 с двигателем 1.5T, MТ, 2WD, 2023 года производства. Предложение ограничено, не является офертой и действует с 17.08.2023 года. Подробности уточняйте в официальных дилерских центрах HAVAL.
**** На некоторых автомобилях HAVAL может отсутствовать система / устройство вызова экстренных оперативных служб (блок ЭРА-ГЛОНАСС).
1 Хавейл Дарго
2 Хавейл Джолион
3 HAVAL DARGO X – специальная версия на базе модели HAVAL DARGO
4 Грейт Вол Моторс ПÓЭР КИНГКОНГ
5 Хавейл M6
Вся представленная на сайте информация, касающаяся автомобилей и сервисного обслуживания, носит информационный характер и не является публичной офертой. Все цены указанные на данном сайте носят информационный характер и являются максимально рекомендуемыми розничными ценами по расчетам дистрибьютора (ООО «Хавейл Мотор Рус»). Для получения подробной информации просьба обращаться к ближайшему официальному дилеру ООО «Хавейл Мотор Рус» либо по телефону Горячей линии 8 (800) 511-59-86, либо на сайте. Опубликованная на данном сайте информация может быть изменена в любое время без предварительного уведомления.
Автовладельцев обязали оформлять электронный ПТС: зачем он нужен и как получить
С 1 ноября в России больше не выдают бумажных паспортов транспортных средств. Что изменилось для собственников авто?
С 1 ноября в России больше не выдают бумажных паспортов транспортных средств. Что «смогут» электронные ПТС (ЭПТС) и насколько они безопасны, разбирался Sobesednik.ru.
Что будет с бумажными ПТС
Хождение бумажных ПТС не прекратилось с 1 ноября. Ими можно пользоваться, как раньше. Но если владелец авто потерял свой ПТС, в нем закончилось место для записей или человек просто захочет поменять бумажный на электронный, это можно сделать. Услуга стоит 600 рублей.
С 1 ноября ЭПТС в обязательном порядке получают только на все новые авто, которые производятся в России, и на те, что привезены из-за границы.
Впрочем, по сути в России уже есть база электронных ПТС – получить ЭПТС российские автовладельцы имеют возможность аж с октября 2018-го, и некоторые уже воспользовались ею. По словам управляющего директора автоматизированной системы электронных паспортов АО «Электронный паспорт» Бориса Ионова, сегодня в России оформлено порядка 1,4 млн ЭПТС (из них 1,1 млн уже стоят на учете в ГИБДД). Для того, чтобы проверить работоспособность системы, все это время проводились тестирования, нагрузочные испытания.
Как заверил Ионов, пока проблем со стороны системы электронных паспортов не зафиксировано. Иногда, по его словам, возникают проблемы, связанные с коммуникациями (в частности, с взаимодействием с госорганами: с МВД, таможней, налоговой), но операторы стараются решить их максимально быстро.
Кто должен оформлять ЭПТС
Есть несколько способов оформить ЭПТС. Первый – в организации-изготовителе автомобиля. Второй способ – для дилеров, которые ввозят машины в Россию. Тогда оформлением ЭПТС занимаются уполномоченные организации – официальные импортеры.
Если машину ввозит в страну не фирма, а конкретный человек, то ЭПТС ему придется оформлять в испытательной лаборатории, аккредитованной для выдачи ЭПТС (сейчас их в России 19).
Там нужно будет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронный паспорт, а затем обратиться в таможню (ФТС) для уплаты таможенных пошлин, утильсбора и остальных процедур. После этого машину нужно поставить на учет в ГИБДД.
Какая информация есть в ЭПТС
Кроме самых подробных сведений об авто (которые есть и в бумажном ПТС) – массе, мощности двигателя, vin-номере, других технических характеристик – в ЭПТС заносятся сведения о прохождении техосмотра, о наличии каких-либо ограничений при покупке/продаже, которые вносят банки или лизинговые компании.
В будущем разработчики планируют расширять список сведений. Так, там появятся данные от судебных приставов, информация от ГИБДД о внесенных изменениях в конструкцию. Программа устроена таким образом, что каждый участник системы ЭПТС имеет возможность вносить свою информацию. Например, оператор техосмотра – о результатах ТО; дилеры – о прохождении техобслуживания, продаже авто; сотрудники ГИБДД – о регистрационных действиях.
Страховщики пользуются своей базой, поэтому данных о страховых полисах в ЭПТС вы не найдете. Зато страховщики могут – по запросу – увидеть все данные того или иного электронного паспорта.
Есть и любопытный «добровольный» пункт: при желании каждый владелец (производитель машины, дилер, физлицо) может вносить данные о цене авто. Если все они проявят такое желание, можно будет посмотреть, как менялась цена на машину, оценить ее адекватность.
А вот данных о владельце машины в ЭПТС нет (если только автовладелец сам не пожелает их туда внести).
Кто может получить доступ к данным ЭПТС
Кроме тех органов, которые имеют право вносить информацию в ЭПТС, доступ к его полным данным, конечно, есть у владельца машины. Для этого ему надо всего лишь авторизоваться под своей учетной записью на сайте госуслуг.
Можно получить сведения и о чужих ЭПТС (услуга стоит 250 руб.), но получите вы лишь официальные технические данные, без информации о владельце.
Это не очень удобно, если вы покупаете машину на вторичном рынке – заказав такую справку, вы увидите лишь первого собственника – производителя… Впрочем, историю машины, сведения о ремонте (у официалов) и ДТП там обнаружить будет все же возможно.
Многие эксперты считают, что было бы правильным в обязательном порядке прописывать в ЭПТС владельцев и сведения о цене – это сделает вторичный рынок более прозрачным. Да и вообще, чем больше сведений будет в электронном паспорте, тем более качественным станет рынок подержанных авто.
Вячеслав Лысаков: Электронный паспорт надежнее бумажного
Вячеслав Лысаков // Фото: Global Look Press
Sobesednik.ru попросил оценить плюсы и минусы электронного паспорта депутата Госдумы, руководителя межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова.
– Электронный ПТС сложнее подделать, чем бумажный?
– Подделать, конечно, можно и электронные документы, как показала практика. Например, достаточно много грустных примеров в электронном страховании по ОСАГО в режиме онлайн. Оказалось, что можно купить полис на любой автомобиль, в том числе дорогой, за смешные деньги – за 700-1000 рублей. Причем, по всем базам машина проходит именно как тот автомобиль, которым вы владеете, но страхуется она как трактор или как самоходное средство (у которых стоимость страховки копеечная).
Другими словами, человек имеет на руках полис ОСАГО, его статус можно проверять через интернет, и никто не найдет подвоха. А на самом деле это левый электронный полис ОСАГО, за который человек заплатил три копейки. Это пример того, что и цифровизация не спасает от мошенников.
Конечно, можно предполагать, что и электронные ПТСы могут иметь такие же изъяны. Но если подходить без подозрений, то, конечно, ЭПТС надежнее, чем бумажный.
– Чем же надежнее, особенно после того, что вы рассказали про электронные полисы ОСАГО?
– Были случаи, когда при сделках купли продажи специалисты, рассматривая бумажный ПТС буквально под микроскопом, не находили в нем ничего подозрительного, но тем не менее пропускали поддельные ПТСы. Через какое-то время вскрывалось, что машина была ворованная, с перебитыми номерами, с переписанным ПТСом… И вот когда это вскрывалось, новый владелец вполне мог потерять машину, хотя и был добросовестным приобретателем. При этом никто не отвечал за то, что государство, проверив приобретаемый им автомобиль, пропустило факт подделки.
В случае с электронным ПТС такой номер не пройдет.
Если ЭПТС уже был однажды рожден на свет, то перебить или поменять в нем данные почти невозможно.
По крайней мере, если и возможно теоретически, то практически гораздо сложнее, чем в бумажном.
– А если база рухнет? Такое случается…
– Эту претензию можно адресовать к любой электронной базе – к примеру, и к базе ЕГРН, или банковским данным. Ну, стерлась база, и ты никогда не докажешь право собственности. Это, конечно, самый пессимистичный сценарий, и, безусловно, существующие базы не исчезнут и не сотрутся. Но вот то, что многие часто зависают, или некорректно работают (по разным причинам, в том числе и по причине того, что несколько лет назад был скандал с расхищением бюджетных денег – около 2 млрд руб., отпущенных на решение технических проблем и создание электронных баз), факт.
Конечно, все это требует серьезной доработки или переработки.
Кроме того, по идее, надо было бы объявить административную амнистию – перечеркнуть те ошибки, которые сейчас есть в базе автовладельцев. Там очень много неточных адресов, искаженных фамилий и т.д. Все эти неточные, искаженные данные создают массу проблем. Если их отсечь одномоментно, это бы серьезно помогло функционированию системы. Но это отдельный разговор.
Что такое электронный ПТС, зачем он нужен и как работает
Электронные ПТС в странах ЕАЭС были утверждены еще в 2015 году, реально появились в России в 2018 году, а с 1 ноября 2020 года все новые ПТС начали оформлять только в электронном виде. Однако «классические» бумажные паспорта остаются в обращении, и далеко не все автовладельцы имели дело с новым электронным документом. Давайте разберемся, что это такое, как посмотреть цифровой ПТС и какие у него преимущества и недостатки.
Электронный ПТС (или ЭПТС) – это электронный документ, представляющий собой запись в базе данных, разработанной по государственному заказу. В России организацией работы системы ЭПТС занимается АО «Электронный паспорт», входящее в структуру Ростеха. Официальный портал «Системы электронных паспортов» доступен здесь. На электронные ПТС перешли все государства, входящие в ЕАЭС.
Как и бумажный ПТС, электронный имеет свой уникальный номер, состоящий из 15 цифр. В номер входят кодовые обозначения типа транспортного средства, на которое выдан паспорт, страны выдачи, основания выдачи паспорта и собственно порядкового обозначения паспорта.
Одна из самых очевидных причин перехода на ЭПТС – сокращение объема работы с бумажными документами для ГИБДД: бланки не нужно изготавливать, транспортировать, хранить, обрабатывать и утилизировать. Ну а вторая важная причина: электронный ПТС невозможно потерять и не нужно менять из-за того, что в нем кончилось место. Более того, помимо бесконечного места для смены собственников в ЭПТС гораздо больше пунктов, в которых указывается информация об автомобиле: их здесь больше ста. То есть, электронный ПТС содержит значительно больше информации об автомобиле, чем бумажный. А еще ЭПТС нельзя украсть или подделать, а также получить его дубликат для совершения мошеннических действий.
Помимо базовых данных об автомобиле, присваемых ему с самого начала, в ЭПТС можно вносить информацию о том, что происходит с автомобилем в ходе эксплуатации: обременениях, техосмотрах, техобслуживании, страховых полисах, ДТП, пробеге и так далее. При этом данные, вносимые в ЭПТС, нельзя удалить или отредактировать, что делает ЭПТС надежным источником информации об автомобиле.
Электронные ПТС могут оформлять только уполномоченные организации. В их число входят, например, производители новых автомобилей, а также таможенные органы и органы сертификации. Например, ЭПТС на новый автомобиль, произведенный в России, оформляет сам завод-изготовитель, а на автомобиль, ввезенный из-за рубежа – таможня или организация, выдающая ОТТС или СБКТС.
В существующий ЭПТС могут вносить изменения не только собственники автомобиля, продающие и покупающие машину. Например, сведения о залоге кредитного автомобиля в ЭПТС вносит банк-кредитор, и только он же может внести данные о снятии обременения. А еще вносить свою информацию могут, например, страховщики, операторы техосмотра и сервисные центры.
Электронный ПТС имеет два уровня доступа: полные данные может получить только собственник автомобиля, а другим лицам, которые хотят проверить данные об автомобиле, доступна выписка из ЭПТС. В обоих случаях для просмотра данных ЭПТС требуется регистрация на портале Системы электронных паспортов (СЭП). Подробные правила регистрации можно прочитать на портале, а здесь лишь уточним, что для нее обязательно нужна либо усиленная электронная подпись, либо подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг.
Собственник может получить выписку, содержащую все данные об автомобиле. Полная инструкция по получению выписки тоже доступна на портале. Для собственника получение выписки бесплатно. Но если при поиске данных по VIN или номеру ЭПТС в личном кабинете не находятся данные, это означает, что собственник не был внесен в ЭПТС после покупки автомобиля.
Получение выписки для постороннего лица, заинтересованного в проверке автомобиля, описано в соответствующей инструкции. После регистрации на портале СЭП можно запросить выписку из ЭПТС по VIN-номеру автомобиля и номеру ЭПТС. Но здесь перед запросом выписки нужно пополнить баланс в системе: выписка по автомобилю для того, кто не является собственником, стоит 250 рублей. А данные об автомобиле будут представлены в ограниченном виде, хотя основные параметры проверки, такие как статус ЭПТС, наличие залогов, ограничений и другие проблемы, указанные в ЭПТС, разумеется, будут отражены в выписке.
Бумажные ПТС остаются действующими и полностью функциональными наравне с электронными, так что обязательства менять бумажный паспорт на электронный нет. И даже если бумажный ПТС был поврежден или утерян либо в нем кончилось место для внесения новых собственников, в ГИБДД по-прежнему можно получить бумажный дубликат. Бумажные ПТС больше не выдают на новые или импортируемые автомобили с ноября 2020 года, но на ранее зарегистрированные автомобили, изначально имеющие бумажный ПТС, это ограничение не распространяется. Получение ЭПТС вместо бумажного – это добровольная процедура.
Собственник автомобиля вправе по собственному желанию поменять бумажный ПТС на электронный. Для этого ему нужно обратиться в одну из уполномоченных организаций, осуществляющих оформление электронных ПТС. Со списком таких организаций можно ознакомиться, например, в документе на сайте Минпромторга. Для получения ЭПТС потребуется бумажный ПТС и удостоверение личности владельца. Ждать обработки заявления не придется: электронный ПТС выдается сразу, в день обращения. Пошлина за выдачу ЭПТС составляет 600 рублей.
С преимуществами электронного ПТС мы разобрались: «безлимитность», огромный объем вносимой информации о машине, надежность хранения данных. Однако у ЭПТС есть и недостатки.
К первой группе минусов можно отнести риски непосредственно цифровой схемы. Например, это возможность банальных технических неполадок онлайн-сервиса, из-за которых можно не получить данные в нужный момент, а также необходимость обязательно иметь доступ в Интернет для получения данных. Ну а еще кто-то может переживать о хакерских атаках, перехвате электронных данных и других проблемах несанкционированного доступа к чужим данным.
Во второй группе минусов – уже не «мнимые», а вполне реальные и практические. Во-первых, это невозможность полноценно проверить автомобиль перед покупкой. Если взглянуть на пример выписки из ЭПТС, то можно увидеть, что, заплатив 250 рублей, клиент не получает данных об актуальном собственнике автомобиля и о числе собственников вообще. То есть, понять, продает автомобиль владелец или кто-то другой, невозможно. Ну а во-вторых, внесение данных о собственнике в ЭПТС – это добровольное действие. То есть, если новый владелец автомобиля после покупки не хочет вносить себя в ЭПТС, то это по закону о персональных данных его право.
Таким образом, автомобиль может перепродаваться сколько угодно раз без отметки о продаже. А инициировать процедуру внесения изменений в данные о собственнике может только действующий собственник машины. То есть, если очередной новый владелец захочет вписать себя в ЭПТС, ему придется найти того, кто вписан в качестве действующего владельца. Однако если покупать автомобиль у того, кто вписан в ЭПТС как действующий собственник, то он не вправе отказать новому владельцу в том, чтобы внести данные о смене владельца в ЭПТС.
С перипетиями «добровольно-принудительного» внесения изменений в данные о собственнике сталкивались, например, многие покупатели новых машин. После покупки они уезжали из салона, причем зачастую уже с номерами и страховкой, но при попытке получить данные из ЭПТС в личном кабинете СЭП обнаруживали, что не вписаны в него. Стоит понимать, что по закону ЭПТС не подтверждает право собственности на автомобиль и регистрацию в ГИБДД: право собственности подтверждает договор купли-продажи, а регистрацию в ГИБДД – свидетельство о регистрации транспортного средства. То есть, ЭПТС – это «дополнительный» документ, и если действующий собственник не вписан в него, это ничем ему не грозит. Однако тому, кто покупает машину с ЭПТС и хочет вписаться в него в качестве собственника, стоит помнить о необходимости сделать это сразу.