Оценка обзорности с рабочего места водителя согласно ГОСТ Р 51709–2001
Цель работы Ознакомиться с аппаратурой, применяемой при оценке обзорности. Изучить методику определения показателей обзорности. Оценить обзорность конкретного автомобиля.
Задача: изучение аппаратуры, применяемой при оценке обзорности.
Оборудование и приборы: автомобиль, подготовленный к измерениям, трехмерный посадочный манекен, панорамная фотокамера, позволяющая производить фотографирование с углом зрения не менее 120° по горизонтали и 45° по вертикали, оборудованная уровнем для ее установки в горизонтальное положение, координатный кронштейн для установки фотокамеры, измерительная рейка с подвижной поперечной планкой, рулетка.
Порядок выполнения
1. Автомобиль устанавливается на горизонтальной площадке.
2. Фотокамера размещается над сиденьем водителя с помощью координатного кронштейна, обеспечивающего достаточную жесткость, чтобы центр передней линзы объекта фотокамеры был расположен в точке V. Установить фотокамеру по указателю уровня в горизонтальное положение.
3. Установить измерительную рейку перед испытуемым автомобилем на расстоянии 10 м от переднего бампера, расположив ее в вертикальной плоскости, проходящей через точку V, и параллельной продольной плоскости симметрии автомобиля (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 − Схема установки измерительной рейки
4. Произвести замер высоты расположения точки V над поверхностью дороги.
5. Установить поперечную передвижную планку измерительной рейки на высоте точки V от поверхности дороги.
6. Произвести фотографирование панорамы обзорности через переднее окно автомобиля.
7. Нанести на ветровое стекло разведенный в воде меловой порошок и привести в действие стеклоочистители.
8. Произвести фотографирование панорамы обзорности через зоны переднего окна, очищенные стеклоочистителями.
Оценка обзорности (рисунок 3.2) через переднее окно автомобиля, а также через зоны переднего окна, очищаемые стеклоочистителями, производится по панорамным фотографиям с помощью эталонных контуров (рисунок 3.3).
Рисунок 3.2 − Оценка зон видимости
Рисунок 3.3 − Эталонные контуры
При нанесении эталонного контура на фотографию начало осей координат (точка 0) должно быть совмещено с точкой пересечения измерительной рейки и передвижной поперечной планки на фотографии (рисунок 3.4).
Оценка размеров непросматриваемых зон производится по фотографиям с помощью порядной градусной сетки.
Масштаб эталонного контура и порядной градусной сетки должен соответствовать масштабу фотографии.
а – чистое; б – очищенное; 1 – измерительная рейка с поперечной планкой; 2 – панорама обзорности
Рисунок 3.4 – Наложение эталонного контура на ветровое стекло
Масштаб определяется как частное от деления линейного размера фотографии на ее угловой размер. Например, если фотография имеет по горизонтали размер 240 мм, а угловой размер составляет 120°, то для данной фотографии 1 градус будет соответствовать 2 мм.
Эталонный контур наносится на фотографию следующим образом. На луче 0° по шкале находится точка, соответствующая 30°, и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 26°
и 349°. На луче 180° по шкале находится точка, соответствующая 60°, и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 167° и 186°. На луче 90° по шкале находится точка, соответствующая 17°, и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 26° и 167°. На луче 270° по шкале находится точка, соответствующая 7°, и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 349° и 186° (рисунок 3.2).
При построении эталонного контура для оценки обзорности через стекло, очищенное стеклоочистителем, проводятся такие же построения, кроме одного: на лучах 0° и 180° выбираются точки соответствующие 25° и
55°, по шкале (пунктирная линия) (рисунок 3.3). В зону эталонного контура не должны попадать какие-либо элементы конструкции автомобиля, за исключением внутренних зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей. Площадь эталонного контура для стекла, очищенного стеклоочистителем, должна очищаться щетками стеклоочистителей не менее чем на 95 %.
После визуальной оценки обзорности проводится определение нормируемых показателей, величины которых
заносятся в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Показатели обзорности
Показатель | Чистое стекло | Очищенное стекло |
1. Угол по горизонтали до левой стойки или до зоны, очищенной стеклоочистителем | ||
2. Угол по горизонтали до правой стойки или до зоны, очищенной стеклоочистителем |
Показатель | Чистое стекло | Очищенное стекло |
3. Угол по вертикали до верхней части лобового стекла или до зоны, очищенной стеклоочистителем | ||
4. Угол по вертикали до края капота или до зоны, очищенной стеклоочистителем | ||
5. Величина «мертвой зоны» перед автомобилем (А) | ||
6. Минимальное расстояние видимости до висящего светофора (Lmin) |
Величина «мертвой зоны» и минимального расстояния видимости до висящего светофора определяются из треугольников abc и bek (рисунок 3.2). Величины высоты подвеса светофора Н и высоты глаз водителя над поверхностью земли задаются преподавателем или измеряются в процессе лабораторной работы. Углы α и β выбираются из таблицы (показатели 3 и 4).
Контрольные вопросы.
1. В чем значение обзорности автомобиля для обеспечения безопасности движения?
2. Каковы методы оценки обзорности из автомобиля?
3. Какая аппаратура применятся при оценке обзорности?
4. Каковы основные показатели обзорности?
5. Какие конструктивные параметры автомобиля и как они влияют на обзорность автомобиля?
6. Каким образом строится эталонный контур?
7. Каково назначение измерительной рейки?
8. Каким образом определяется точка глаз водителя V?
9. Как оценивается обзорность по полученным фотографиям?
10.Каким образом влияет положение глаз водителя на показатели обзорности?
Обзорность с места водителя
Более 95% информации об окружающей обстановке водитель получает при помощи зрения, поэтому обзорность является одной из важнейших характеристик активной безопасности.
Под обзорностью автомобиля понимают его свойство, которое определяет объективную возможность для водителя надежно воспринимать информацию о задаваемом законе движения. Для этого объект наблюдения должен не только попасть в поле зрения водителя, но и находиться в нем в течение времени, достаточного для его восприятия [7]:
где Тв — время видения объекта водителем, с;
Tэфф — время, необходимое для восприятия и переработки информации водителем, с.
Таким образом, наиболее полную оценку обзорности можно получить сопоставлением времени видения объектов дорожной обстановки с психофизиологическими возможностями водителя воспринять и переработать эту информацию. Однако ввиду сложности подобной оценки пока применяют методы определения обзорности, основанные на измерении углов видения с места водителя на неподвижном автомобиле [9].
В настоящее время существует несколько методов оценки обзорности автомобилей, различающихся между собой критериями и используемым оборудованием. Основными из них являются: метод «полукруг видимости», метод планиметрирования зоны видимости, метод SAE. Последний отличается более строгим учетом положения глаз водителя при помощи шаблонов «глазных эллипсов».
Возможные зоны расположения глаз водителя могут быть образованы шестью группами эллипсов в зависимости от величины продольной регулировки сиденья, от наименьшей (100 мм) до наибольшей (165 мм). Другим важнейшим отличием рассматриваемого метода является использование коррекции положения глаз водителя в зависимости от регулировки наклона спинки сиденья.
В федеральном стандарте США №104 регламентированы минимально допустимые размеры поля зрения водителя. Для объективной оценки посадки водителя в США принята единая методика (SAE I 826) определения ее пр помощи трехмерного (объемного) манекена.
Трехмерный манекен усаживают на переднее сиденье автомбиля, установленное в крайнее заднее положение так, чтобы его правая нога находилась на педали управления подачей топлива, а левая — а наклонном полу рядом с педалью сцепления. После этого фиксируются координаты точки Н, которую называют также контрольной точкой сиденья. Все размеры пассажирского помещения определяются относительно точки Н [7].
В соответствии с американской методикой, основанной на статистических данных, глаз у 95% водителей (вид сбоку) находится в пределах эллипса (рисунок 2.4, а), большая ось которого расположена горизонтально, на 635 мм (25″) выше точки Н, а малая — на вертикали, проходящей через точку Н. Пределы расположения глаз у 95% водителей (в плане) показаны н рисунке 20, б. Установленная стандартом №104 США минимально допустимая поверхность ветрового стекла, ограниченная указанными углами, которая должна очищаться стеклоочистителем, приведена в таблице 2.3. Для удовлетворения этих требований подбирают соответствующие траектории движения и длины щеток стеклоочистителя. На рисунке 2.5 показана схема очистки ветрового стекла. В связи с тем, что качество очистки при высоких скоростях движения ухудшается из-за уменьшения прижима щетки к стеклу, применяют щетки, поджимаемые к поверхности стекла встречным потоком воздуха с помощью специальных щитков.
Рисунок 2.4 Расположение «глазных эллипсов» SAE и схема определения предельных углов видимости
а — вид сбоку; б — вид в плане
Рисунок 2.5 Схема очистки ветрового стекла, применяемая на автомобиле Cadillac
В соответствии с федеральным стандартом США №7 в поле зрения водителя не допускается наличие блестящих поверхностей, дающих отраженный блеск в сторону водителя (в том числе водителя встречного автомобиля) и пешеходов. Для соблюдения этого стандарта применяют матовое хромирование, окраску в черный цвет под «муар» корпуса зеркала заднего вида, капотов и других поверхностей. На некоторых моделях американских автомобилей (Buick, Cadillac), рычаги и щетки стеклоочистителя располагают при нерабочем положении в кармане между кромкой капота и ветровым стеклом. Для улучшения передней обзорности уменьшают поперечное сечение стоек ветрового стекла, используют стойки трапециевидного сечения, обращенного меньшим основанием к водителю.
Чтобы улучшить видимость назад, введен ряд требований к зеркалам заднего вида. Так, в шведском «Дополнительном требовании» № 2 предусмотрено, что через внутреннее зеркало должен быть виден участок дороги шириной не менее 7 м на расстоянии 20 м от зеркала. Так как криволинейная отражающая поверхность наряду с увеличением обзорности искажает расстояния до движущихся сзади автомобилей, то оговаривается минимальный радиус кривизны зеркала — 800 мм в Чехии и 1100 мм в Норвегии. Для устранения ослепления водителя отраженным светом фар позади идущих автомобилей применяют внутренние зеркала заднего вида, устанавливаемые при помощи рычажка в положение «день» и «ночь» [7].
В целях устранения «слепых» зон сзади и сбоку автомобиля законодательством ряда стран предусмотрена установка кроме внутреннего еще двух наружных зеркал заднего вида. Эти зеркала на передних крыльях должны быть установлены так, чтобы водитель мог видеть их через зону ветрового стекла, очищаемую стеклоочистителем. Американским стандартом №111 предписано обеспечение видимости через наружные зеркала участка дороги шириной 4 м, считая от вертикальной продольной плоскости, касательной к боковой поверхности автомобиля в точке его максимальной ширины, на расстоянии 20 м от места установки зеркала.
Оценка обзорности с рабочего места водителя
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЗОРНОСТИ С РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
7.1 Конструкция машин должна обеспечивать обзорность с рабочего места водителя при движении и выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
7.2 Обзорность электропогрузчиков и электроштабелеров оценивают визуально с помощью испытательной установки, которая состоит из вертикальной и горизонтальной таблиц (экранов).
Горизонтальная таблица (таблица пола) предназначена для определения «близкой» обзорности (отъезда и подъезда машины, аварийного торможения).
Вертикальная таблица предназначена для определения обзорности при передвижении машины, маневрировании и перемещении груза.
Каждая таблица представляет собой светлую плоскость, разграфленную на квадраты 500х500 мм. В центре каждого квадрата нанесен буквенно-цифровой знак.
На полу, по центральной линии таблиц, проводится ось .
Под прямым углом к оси на расстоянии 500 мм от горизонтальной таблицы — ось .
Размеры таблиц приведены на рисунке 3.
1 — вертикальная таблица; 2 — горизонтальная таблица
7.3 При оценке обзорности водитель может перемещаться в пространстве, ограниченном прозрачным цилиндром. Цилиндр необходимо отрегулировать по высоте, чтобы голова водителя находилась в пределах цилиндра.
Размеры и положение цилиндра — в соответствии с рисунком 4.
1 — прозрачный цилиндр; 2 — центр цилиндра
7.4 Испытание на обзорность должно проводиться на горизонтальной площадке (на полу) с наклоненным назад грузоподъемником, вилами, поднятыми на высоту 300 мм над испытательной площадкой, и симметрично расположенными на плите. Сиденье и органы управления должны быть установлены в среднее регулируемое положение.
7.5 Обзорность определяют в четырех положениях машины в соответствии с рисунком 5.
1 — вертикальный экран; 2 — горизонтальный экран
Водитель должен занять на машине рабочее положение и, перемещая голову в пространстве, ограниченном цилиндром, рассматривать буквенно-цифровые знаки от А1 до П8.
Буквенно-цифровые знаки на шкалах, которые не видны или видны не полностью, должны быть перечеркнуты на соответствующей таблице протокола крестом.
7.6. Обзорность машин должна удовлетворять установленным требованиям, если:
в каждой вертикальной колонке вертикальной таблицы перечеркнуто не более двух квадратов;
в каждой горизонтальной таблице перечеркнуто не более четырех квадратов;
в каждом ряду таблиц до оси с любой стороны перечеркнуто не более трех квадратов.
7.7 Если сложная конструкция грузоподъемника не позволяет обеспечить обзорность, рекомендуется установить систему зеркал. Система включает стойку, на которой закреплены два зеркала. Стойка крепится к левой опоре защитной решетки.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
Технические требования. Методы испытаний
Automobile transport facilities. Visibility from the driver’s seat.
Technical requirements. Test methods
* В указателе «Национальные стандарты» 2007 г.
ОКС 43.040. — Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2000-01-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 «Дорожный транспорт»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 апреля 1999 г. N 129
3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в части технических требований и методов испытаний
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2000 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числе троллейбусы (далее — АТС), категорий , , , , , по ГОСТ 22895* (приложение А) и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении передней обзорности с места водителя.
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 41.13-99, ГОСТ Р 41.13-Н-99. Здесь и далее. — Примечание изготовителя базы данных.
Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Бинокулярный обзор — обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.
Боковые разделительные стойки переднего окна — конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
Зона очистки переднего окна — зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета — физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.
Конструктивный угол наклона туловища — угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку , и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем АТС.
Непросматриваемые зоны — невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, — невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
Нормативные зоны А и Б переднего окна — условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
Нормативное поле обзора П — условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
Обзорность — конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.
Передняя обзорность — обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Продольная регулировка сиденья — величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования — регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.
Прозрачная часть переднего и боковых окон — часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.
Разделительные стойки боковых окон — конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
Средняя и боковые стойки переднего окна — опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.
Степень очистки нормативной зоны — отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
Точки — характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего относительно точки в направлении соответствующей боковой стойки.
Точки — характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна. При этом имеется ввиду, что сидящий поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек через угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки .
Точка или контрольная точка сидения — условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сидения водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
Точки — характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС. Координаты точек через угол наклона туловища сидящего зависимы от координат точки .
Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) — совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.
4 Технические требования
4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (рисунок 1):
— размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
— степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
— непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
— недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 — граница прозрачной части левого бокового окна; 2 — левая боковая стойка переднего окна;
3 — контур очистки переднего окна; 4 — граница нормативной зоны А; 5 — граница нормативной зоны Б;
6 — граница прозрачной части переднего окна; 7 — правая боковая стойка переднего окна;
8 — граница прозрачной части правого бокового окна; 9 — следы от плоскостей,
являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 — Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна
4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Размеры нормативных зон А и Б переднего окна АТС
Автомобильные транспортные средства
ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
Технические требования и методы испытаний
Motor vehicles. Visibility from driver’s seat. Technical requirements and test methods
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)
За принятие проголосовали:
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — ТС) категорий M и N, в том числе на троллейбусы, в соответствии со Сводной резолюцией [1] [кроме транспортных средств специального назначения с надстройками (крановые установки, экскаваторы и т.п.), конструктивные элементы которых будут находиться в полях обзора Б и П] и устанавливает технические требования в отношении передней обзорности с места водителя, а также методы испытаний.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 бинокулярный обзор: Обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазом одновременно.
2.2 боковые разделительные стойки переднего окна: Конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
2.3 зона очистки переднего окна: Зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
2.4 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове ТС, указанные предприятием-изготовителем.
2.5 капотная компоновка ТС: Конструкция кузова (кабины), в которой более 2/3 длины двигателя находится перед наиболее удаленной точкой основания ветрового стекла по ходу движения ТС и при которой в передней его части имеется ярко выраженный отсек для двигателя или багажный отсек.
2.6 полукапотная компоновка ТС: Конструкция кузова (кабины), в которой наиболее удаленная точка основания ветрового стекла по ходу движения ТС находится над двигателем.
2.7 вагонная компоновка ТС и компоновка ТС с кабиной над двигателем: Конструкция кузова (кабины), в которой весь двигатель находится за наиболее удаленной точкой основания ветрового стекла по ходу движения ТС.
2.8 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием — изготовителем ТС.
2.9 непросматриваемые зоны: Невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
2.10 непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна: Невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
2.11 нормативные зоны А и Б переднего окна: Условные зоны на наружной поверхности прозрачной части ветрового стекла ТС.
Примечание — Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом и в соответствии с Правилами [2]. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
2.12 нормативное поле обзора П: Условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля.
Примечание — Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
2.13 обзорность: Конструктивное свойство ТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления ТС.
2.14 передняя обзорность: Обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости ТС.
Примечание — Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
2.15 продольная регулировка сиденья водителя: Величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
2.16 продольная регулировка сиденья водителя для нормального управления или использования: Регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.
2.17 прозрачная часть переднего и боковых окон: Часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание согласно Правилам [2].
2.18 разделительные стойки боковых окон: Конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
2.19 средняя и боковые стойки переднего окна: Опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол.
Примечание — При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины. Иные непрозрачные элементы конструкции, примыкающие к опорам крыши кабины и приводящие к увеличению их общей ширины, рассматриваются как самостоятельные элементы конструкции.
2.20 степень очистки нормативной зоны: Отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
2.21 точки Е: Характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего водителя относительно точки Р в направлении соответствующей боковой стойки.
2.22 точки Р: Характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего водителя в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна.
Примечание — При этом имеется в виду, что сидящий водитель поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек Р через угол наклона туловища сидящего водителя и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки R.
2.23 точка R, или контрольная точка сиденья: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сиденья водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
2.24 точки V: Характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П ТС.
Примечание — Координаты точек V определяют относительно координаты точки R в соответствии с углом наклона туловища.
2.25 тип транспортного средства (в отношении передней обзорности): ТС, не имеющие между собой существенных конструктивных различий в отношении характеристик, определяющих показатели передней обзорности с места водителя:
— координат точки R, угла наклона туловища водителя и величины продольной регулировки сиденья;
— размеров переднего и боковых окон и их взаимного расположения относительно точки R;
— системы стеклоочистки переднего окна;
— конструкции и размеров боковых и средней стоек;
— компоновки и ширины ТС.
2.26 снаряженная масса ТС: Определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки.
Примечание — Масса включает не менее 90% топлива.
2.27 полная масса ТС: Технически допустимая максимальная масса, указанная изготовителем, который устанавливает распределение этой массы по осям.
3 Технические требования
3.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (см. рисунок 1):
— размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
— степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
— непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
— непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 — граница прозрачной части левого бокового окна; 2 — левая боковая стойка переднего окна; 3 — контур очистки переднего окна; 4 — граница нормативной зоны А; 5 — граница нормативной зоны Б; 6 — граница прозрачной части переднего окна; 7 — правая боковая стойка переднего окна; 8 — граница прозрачной части правого бокового окна; 9 — следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 — Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г. 07.12.2001 г.
Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б. 21.12.2001 г.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, ст.14), постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99)*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.
Методические рекомендации являются межотраслевыми.
Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.
Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.
Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:
обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;
ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;
планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
сертификации работ по охране труда;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);
включения в трудовой договор условий труда водителей.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.
При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.
При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.
Цель работы Ознакомиться с аппаратурой, применяемой при оценке обзорности. Изучить методику определения показателей обзорности. Оценить обзорность конкретного автомобиля.
Задача: изучение аппаратуры, применяемой при оценке обзорности.
Оборудование и приборы: автомобиль, подготовленный к измерениям, трехмерный посадочный манекен, панорамная фотокамера, позволяющая производить фотографирование с углом зрения не менее 120° по горизонтали и 45° по вертикали, оборудованная уровнем для ее установки в горизонтальное положение, координатный кронштейн для установки фотокамеры, измерительная рейка с подвижной поперечной планкой, рулетка.
1. Автомобиль устанавливается на горизонтальной площадке.
2. Фотокамера размещается над сиденьем водителя с помощью координатного кронштейна, обеспечивающего достаточную жесткость, чтобы центр передней линзы объекта фотокамеры был расположен в точке V. Установить фотокамеру по указателю уровня в горизонтальное положение.
3. Установить измерительную рейку перед испытуемым автомобилем на расстоянии 10 м от переднего бампера, расположив ее в вертикальной плоскости, проходящей через точку V, и параллельной продольной плоскости симметрии автомобиля (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 − Схема установки измерительной рейки
4. Произвести замер высоты расположения точки V над поверхностью дороги.
5. Установить поперечную передвижную планку измерительной рейки на высоте точки V от поверхности дороги.
6. Произвести фотографирование панорамы обзорности через переднее окно автомобиля.
7. Нанести на ветровое стекло разведенный в воде меловой порошок и привести в действие стеклоочистители.
8. Произвести фотографирование панорамы обзорности через зоны переднего окна, очищенные стеклоочистителями.
Оценка обзорности (рисунок 3.2) через переднее окно автомобиля, а также через зоны переднего окна, очищаемые стеклоочистителями, производится по панорамным фотографиям с помощью эталонных контуров (рисунок 3.3).
Рисунок 3.2 − Оценка зон видимости
Рисунок 3.3 − Эталонные контуры
При нанесении эталонного контура на фотографию начало осей координат (точка 0) должно быть совмещено с точкой пересечения измерительной рейки и передвижной поперечной планки на фотографии (рисунок 3.4).
Оценка размеров непросматриваемых зон производится по фотографиям с помощью порядной градусной сетки.
Масштаб эталонного контура и порядной градусной сетки должен соответствовать масштабу фотографии.
а – чистое; б – очищенное; 1 – измерительная рейка с поперечной планкой; 2 – панорама обзорности
Рисунок 3.4 – Наложение эталонного контура на ветровое стекло
Масштаб определяется как частное от деления линейного размера фотографии на ее угловой размер. Например, если фотография имеет по горизонтали размер 240 мм, а угловой размер составляет 120°, то для данной фотографии 1 градус будет соответствовать 2 мм.
Эталонный контур наносится на фотографию следующим образом. На луче 0° по шкале находится точка, соответствующая 30°, и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 26°
и 349°. На луче 180° по шкале находится точка, соответствующая 60°, и через нее проводится дуга с центром в точке О до пересечения с соседними лучами 167° и 186°. На луче 90° по шкале находится точка, соответствующая 17°, и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 26° и 167°. На луче 270° по шкале находится точка, соответствующая 7°, и соединяется прямыми линиями с полученными точками на соседних лучах 349° и 186° (рисунок 3.2).
При построении эталонного контура для оценки обзорности через стекло, очищенное стеклоочистителем, проводятся такие же построения, кроме одного: на лучах 0° и 180° выбираются точки соответствующие 25° и
55°, по шкале (пунктирная линия) (рисунок 3.3). В зону эталонного контура не должны попадать какие-либо элементы конструкции автомобиля, за исключением внутренних зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей. Площадь эталонного контура для стекла, очищенного стеклоочистителем, должна очищаться щетками стеклоочистителей не менее чем на 95 %.
После визуальной оценки обзорности проводится определение нормируемых показателей, величины которых
заносятся в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Показатели обзорности
Показатель | Чистое стекло | Очищенное стекло |
1. Угол по горизонтали до левой стойки или до зоны, очищенной стеклоочистителем | ||
2. Угол по горизонтали до правой стойки или до зоны, очищенной стеклоочистителем |
Контрольные вопросы.
1. В чем значение обзорности автомобиля для обеспечения безопасности движения?
2. Каковы методы оценки обзорности из автомобиля?
3. Какая аппаратура применятся при оценке обзорности?
4. Каковы основные показатели обзорности?
5. Какие конструктивные параметры автомобиля и как они влияют на обзорность автомобиля?
6. Каким образом строится эталонный контур?
7. Каково назначение измерительной рейки?
8. Каким образом определяется точка глаз водителя V?
9. Как оценивается обзорность по полученным фотографиям?
10.Каким образом влияет положение глаз водителя на показатели обзорности?
Как оценивается обзорность по полученным фотографиям автомобиля
Обзорность автомобиля
Хорошая обзорность пути с места водителя является одним из важнейших условий удобства управления автомобилем и безопасности его движения; хорошая обзорность важна также и для пассажиров. Обзорность пути с места водителя зависит от положения сиденья, высоты и наклонов подушки и спинки, размеров, формы и расположения окон, конструкции стоек, формы капота и крыльев автомобиля. Обзорность пути тем лучше, чем выше сиденье и чем меньше наклоны подушки и спинки, чем ближе сиденье водителя расположено к переднему концу автомобиля, чем больше окна, главным образом ветровое, чем ниже подоконники, чем острее углы окна и чем ближе стекло к глазам водителя, чем тоньше стойки, чем дальше назад от переднего конца автомобиля они расположены. Осуществить все перечисленные мероприятия, обеспечивающие хорошую обзорность пути, не всегда возможно. Высота сиденья водителя зависит от высоты автомобиля и обеспечивает удобства посадки водителя. Слишком низкие подоконники нарушают внешний вид автомобиля, острые утлы оконных проемов уменьшают жесткость кузова, так как скругления углов являются как бы усиливающими косынками стоек корпуса кузова. Приближение ветрового окна к глазам водителя возможно на расстояние не менее 50—60 мм от передней точки рулевого колеса, необходимое для свободного прохода руки в перчатке. Распространенные в современных кузовах наклонные V-образные и скругленные окна, улучшающие обтекаемость и внешний вид автомобиля, отдаляют стекло от водителя в средней части кузова.
Расчет кузова на прочность показывает, что металлические стойки могут быть выполнены весьма тонкими и узкими, но наличие рамок и резиновых складок стекол увеличивает сечение стоек. Перемещение стоек назад уменьшает расстояние от переднего угла подушки сиденья до стойки, что затрудняет вход и выход водителя и пассажиров. Размеры капота и крыльев определяются размерами и положением двигателя, радиатора, колес.
Конструктор должен ясно представить себе, что следует применить, чтобы улучшить обзорность данного автомобиля. Улучшение обзорности проектируемого автомобиля хотя и возможно за счет изменения взаимного положения сиденья и ветрового окна, но лучшие результаты могут быть достигнуты правильным выбором места расположения угловых стоек. Конструктор должен учитывать особенности зрения человека. На сетчатку левого и правого глаза предметы проектируются под различными углами, поэтому левый и .правый глаз водителя видит стойку и предметы за окнами как бы «с разных точек зрения». Можно так установить стойки и подобрать их сечение, что они не будут ограничивать обзорность для водителя среднего роста. Предметы за стеклами, закрытые стойкой для правого глаза, будут видны левому, и наоборот. В современных широких кузовах возможно значительное смещение стоек назад без существенного уменьшения пространства для входа и выхода; достаточно лишь сделать подушку сиденья не во всю ширину кузова, так, чтобы между передним углом подушки и стойкой образовалось достаточное пространство для ноги. Очертание и размещение стоек ветрового окна кузова оказывают большое влияние на обзорность автомобиля с места водителя. Неудачно расставленные (в правом и левом углу кузова) широкие стойки будут перекрывать часть поля зрения водителя и образовывать для него некоторый непросматриваемый сектор — «слепую зону», отчего безопасность движения автомобиля может сильно пострадать.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Рис. 1. Изменение углов обзорности в зависимости от положения сиденья водителя, расположения ветрового окна и от формы капота:
1 — точка зрения при нормальной высоте сиденья; II— то же при низком сиденье
Рис. 2. Сектор обзорности, закрываемый стойкой кузова.
Рис. 3. Зависимость обзорности и удобства входа и выхода от расположения угловой стоики. Стрелками показано расстояние от подушки до проема двери.
На рис. 4 показано положение глаза водителя среднего роста, а на рис. 5 — границы слепой зоны, или невидимой с места водителя части дороги, и принятые показатели оценки обзорности в зависимости от размеров слепой зоны.
Эти данные получены в НАМИ для многих автомобилей в результате фотосъемки так называемых панорам обзорности. Прибор для съемки состоит из штатива, груза, передвижной каретки, фотоаппарата ФЭД с широкоугольным объективом и устанавливается на сиденье водителя. Для получения полного подобия в положениях объектива и глаза водителя на основание штатива накладывается груз, чтобы произвести необходимую деформацию подушки. При поворачивании аппарата относительно вертикальной оси производят шесть снимков, которые соединяют вместе; отпечатки с негатива дают две панорамы. Для точного воспроизведения панорамы обзорности каждая серия снимков должна делаться дважды — для левого и правого глаз водителя. Полученные панорамы (негативы) накладывают одну на другую. На отпечатке получаются сдвоенные изображения контуров окон, передка автомобиля, дорожных знаков. Невидимыми водителю оказываются только те участки панорамы, которые перекрываются изображением стоек и других частей кузова на обоих негативах.
Рис. 4. Положение глаза водителя.
Автомобиль, проходящий испытания, устанавливается на горизонтальной площадке, разбитой на квадраты со стороной 1 м. Площадка изображается в протоколе испытаний в масштабе 1 : 100. На это изображение наносят от руки снятые по клеткам с панорамы контуры слепой зоны испытываемого автомобиля. Путем сопоставления снятых таким образом панорам и их проекций с практическими оценками обзорности, полученными от многих водителей, можно оценить обзорность разных автомобилей.
Оценка видимости светофора производится следующим образом: светофор, подвешенный на высоте 5 м над уровнем дороги, должен быть виден с места водителя в то время, когда передний конец автомобиля находится на расстоянии 12 м от светофора; чем больше это расстояние, тем хуже видимость светофора с места водителя и наоборот.
Рис. 5. Допустимые границы невидимой части дороги (по материалам НАМИ ):
1 — наибольшие допустимые границы «слепой зоны*: 2 — нормальные границы.
Цифры в клетках показывают оценку каждой клетки (значение ее видимости для водителя). Отношение суммы значений для видимых клеток к сумме значений для невидимых называется показателем обзорности.
Рис. 6. Прибор НАМИ для съемки панорам обзорности, установленный на сиденье автомобиля.
Рис. 7. Панорама обзорности (автомобиль ГАЗ М-20): а— передняя панорама; б — задняя панорама.
Рис. 8. Установка автомобиля на площадке для съемки панорам обзорности.
Рис. 9. Схема определения видимости светофора:
А — расстояние от глаза водителя до буфера; В — высота глаза волке
Обзорность назад оценивается по площади окон, ограниченных контурами, изображенными на пленке.
Приведенными практическими данными можно пользоваться и для предварительной оценки обзорности проектируемого автомобиля. Для этого нужно построить на чертеже проекцию стоек и передка автомобиля на поверхность дороги, проводя линии из точки зрения водителя через точки контуров окон и передка, и получить границы слепой зоны автомобиля.