Регистрация машины в автосалоне с 1 января 2020 года
Ну а сегодня будут рассмотрены вопросы, относящиеся к регистрации транспортных средств без посещения подразделения ГИБДД:
Регистрация автомобиля без посещения ГИБДД
Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств
1. Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее — регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Регистрационные подразделения осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств (далее — специализированные организации).
В данной статье говорится о том, что зарегистрировать транспортное средство водитель сможет двумя способами:
- Традиционным — в ГИБДД.
- Новым — в специализированной организации.
Чуть ниже речь пойдет о том, что такое специализированные организации и чем они занимаются.
Организации, занимающиеся регистрацией ТС
Статья 21. Требования к специализированным организациям
1. Специализированной организацией может быть:
1) зарегистрированные в Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в Российской Федерации на реализацию изготовленных ими транспортных средств;
2) изготовитель транспортных средств.
Обратите внимание, заниматься регистрацией могут только:
- Изготовители транспортных средств, т.е. организации-заводы.
- Официальные дилеры марки, имеющие договор на реализацию транспортных средств.
Таким образом количество мест для регистрации вне ГИБДД довольно ограниченное. Автосалоны-перекупщики участвовать в данной процедуре не могут.
Как проверить, может ли организация регистрировать автомобили?
В данном случае возникает вопрос, каким образом не нарваться на мошенников, которые предлагают услуги регистрации, но не имеют на это права. А такие наверняка появятся.
Все довольно просто:
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает право на осуществление полномочий, указанных в части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, с момента включения в реестр специализированных организаций, что оформляется выпиской из указанного реестра.
Таким образом на практике должен использоваться специальный реестр автосалонов, имеющих право регистрировать автомобили. Он организован по аналогии с реестром пунктов технического осмотра.
Если организация внесена в реестр, то она имеет право регистрировать транспортные средства. Если не внесена — то услугу скорее всего предлагают мошенники.
Какие машины можно зарегистрировать в автосалоне?
1. Специализированная организация участвует в государственной регистрации изготовленных ею транспортных средств либо транспортных средств, реализуемых ею на основании договора с их изготовителем, выпущенных в обращение на территории Евразийского экономического союза и ранее не допускавшихся к участию в дорожном движении или к эксплуатации, в том числе на территории иностранного государства.
Вне ГИБДД можно зарегистрировать только транспортные средства, отвечающие одновременно следующим двум условиям:
- Автомобиль является новым, т.е. ранее он не был зарегистрирован ни в России, ни в других государствах.
- Автомобиль либо изготовлен самим заводом, либо получен дилером от завода по договору на реализацию.
Таким образом, данное нововведение распространяется только на новые машины. Автомобили из трейд ин, из автосалонов-перекупщиков и купленные у физических лиц можно зарегистрировать только в ГИБДД.
Выдача номеров в автосалоне
Рассмотрим операции, которые могут проводить автосалоны и автопроизводители:
2. Специализированная организация осуществляет:
1) подготовку документов для подачи в регистрационное подразделение от имени владельца транспортного средства;
2) проверку и подтверждение достоверности регистрационных данных транспортного средства;
3) идентификацию транспортного средства и удостоверение личности его владельца — физического лица;
4) передачу сведений в регистрационное подразделение в установленном регистрирующим органом порядке;
5) изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств при наличии соответствующих полномочий;
6) передачу транспортного средства его владельцу с установленными на транспортном средстве государственными регистрационными знаками, а также передачу владельцу транспортного средства регистрационного документа, оформленного регистрационным подразделением.
Обратите внимание, автосалон может взять на себя все операции, которыми в настоящее время занимается автовладелец. То есть забрать машину из автосалона можно с номерами и свидетельством о регистрации.
В данном случае есть и плюсы и минусы:
- автовладельцу не нужно посещать ГИБДД самостоятельно и тратить на это время.
- автомобиль нельзя забрать из салона сразу же после покупки. Он находится там до тех пор, пока на него не будут изготовлены номера и свидетельство о регистрации. В настоящее время неизвестно, сколько именно будет занимать регистрация через автосалон, ведь сотрудникам нужно как минимум ехать в ГИБДД за свидетельством о регистрации. Если машина «зависнет» у дилера на 2-3 дня, то это большой недостаток, ведь регистрация в ГИБДД занимает не больше часа.
- в процедуру регистрации включен дополнительный человек — сотрудник дилера, заполняющий документы. Даже при обращении непосредственно в ГИБДД можно нередко встретить ошибки в регистрационных документах. Дополнительный человек в цепочке увеличивает вероятность случайных ошибок.
- операция проводится за отдельную плату.
Стоимость регистрации машины через автосалон
3. Предельный уровень тарифа на услуги специализированной организации по регистрации транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
При регистрации машины в автосалоне кроме государственных пошлин за регистрацию нужно также оплатить и услуги по регистрации. Конкретная стоимость устанавливается самим автосалоном. Однако она не может превышать максимального размера, который определен Федеральной антимонопольной службой.
В настоящее время максимальная стоимость регистрации в автосалоне составляет 500 рублей. Кроме нее автовладельцу придется оплатить изготовление номеров (не более 2 000 рублей), а также государственные пошлины за выдачу свидетельства о регистрации и внесение изменений в ПТС.
Ну а в следующей статье серии «Закон о регистрации ТС в 2020 году» речь идет об организациях, где водитель должен приобрести регистрационные знаки на машину.
Также предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом нового федерального закона:
На учет в салоне. Почему регистрация автомобиля у дилера не получила популярности
Возможность для автомобилистов ставить машины на учет прямо в салоне дилеров, о которой так много говорили в последние годы, пока распространения так и не получила.
Почти полтора года назад в силу вступило постановление правительства о регистрации транспортных средств. Оказалось, что дилерам эта широко разрекламированная услуга не особенно интересна. Они не спешат регистрироваться в качестве "уполномоченных организаций", оформлять документы, обучать своих сотрудников. Что еще более интересно, даже те немногие дилерские центры, которые такой статус уже получили, его практически не используют. По данным МВД РФ, в прошлом году все "уполномоченные организации" поставили на учет 19,9 тыс. автомобилей. При том что в стране было продано 1,5 млн легковых машин. Почему же не "пошел процесс", ведь такая форма вроде бы выгодна всем сторонам — и продавцам, и покупателям?
Давняя история
Об идее регистрировать автомобили прямо у дилеров говорили давно. Собственно, такая услуга уже существовала (в полуофициальном виде) в первом десятилетии нашего века, но была запрещена приказом министра МВД как "коррупционная". А зря, ведь потребность в ней наблюдалась — можно было договориться с менеджером дилерского центра, и он с удовольствием (но за отдельную плату) брал на себя хлопоты по оформлению в ГАИ.
Три года назад в МВД решили ввести эту процедуру в законное русло, чтобы упростить жизнь покупателям. Функции по регистрации автомобиля оставались за ГИБДД, но дилеры (которые получили на то разрешение) могли подготовить документы и передать их в правоохранительные органы, а также самостоятельно изготовить номера. Все в выигрыше — довольный автовладелец выезжал из автосалона на машине с номерами, а дилер зарабатывал на дополнительной услуге. Кроме того, снижалась нагрузка на регистрационные подразделения ГИБДД.
Ход процедуры
Технически выглядеть процедура должна была примерно так. После выбора покупателем машины специально обученный сотрудник удостоверят его личность и передает всю информацию об автомобиле и водителе в ГИБДД в цифровом формате. По регламенту у ГАИ есть два дня на обработку этих данных (но, как правило, хватает и одного). За это время там подготовят документы на машину и передадут их сотруднику дилерского центра (он обязан за ними приехать лично). Затем дилер либо сам печатает присвоенный автомобилю номер (если он получил на то право), либо заказывает табличку у компании-партнера. Остается только прикрутить номер на машину.
У владельца в любом случае остается выбор — зарегистрировать машину прямо в салоне (если у того есть такая услуга) либо обратиться в ГИБДД.
Подготовка ко вступлению в силу этих правил велась непросто. К сотрудникам дилерских центров, которые должны подготовить документы для регистрации автомобиля и осуществлять связь с ГИБДД, выдвигались серьезнейшие требования. Такой сотрудник должен иметь диплом о высшем (или в крайнем случае среднем специальном) инженерном образовании; пройти профессиональную подготовку, которая даст право на проведение осмотра транспортных средств; знать все об "устройстве, технических характеристиках, конструктивных особенностях, назначении и правилах эксплуатации" автомашин; владеть методиками "контроля технического состояния автомобиля и выявления признаков его неисправностей". Также ему необходимо хорошо разбираться "в технических требованиях и особенностях порядка внесения изменений в конструкцию машины" и "обладать знаниями в части классификации и системы обозначений транспорта, правил маркировки". Причем это далеко не полный список.
Непростые требования предъявлялись и к организации "рабочего места" этого "спецсотрудника": нужно обеспечить отдельное помещение, которое будет отвечать самым строгим требованиям — решетки на окнах, система тревожной сигнализации и т.д. Отдельно и очень подробно оговаривались требования к замкам и сейфам.
Думаю, очевидно, что далеко не все из них быстро разобрались с требованиями ГИБДД. В итоге первые дилеры смогли получить статус "уполномоченной организации" только в марте 2020 года. Так совпало, что пришлось это как раз на начало полномасштабного режима самоизоляции в стране — включая закрытие дилерских центров на два-три месяца и обрушение авторынка на 60–70%.
С тех пор прошел год — российский рынок почти восстановился, только услуга регистрации авто непосредственно по месту покупки осталась почти невостребованной. На долю всех российских дилеров (а их около 3,5 тыс.) в прошлом году пришлось порядка 1,3% всех регистраций в стране. Так почему же она оказалась неинтересной?
Низы не могут, верхи не хотят
Я не знаю точно, во сколько обходится дилеру получение статуса "уполномоченной организации", но речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей. Надо обучить сотрудника (курсы стоят от 20 тыс. рублей), закупить необходимое оборудование, программное обеспечение, подготовить специальное помещение. И что в итоге? Он будет предлагать покупателю, по сути, госуслугу, стоимость которой ФАС определила всего в 500 рублей.
Стоимость таблички с государственным номером тоже фиксированная: 2 тыс. рублей для легкового автомобиля и 1,5 тыс. рублей за номер для мотоцикла или прицепа.
В общем, особенно не заработаешь, но в ГИБДД считают, что главный плюс регистрации автомобилей для дилера в том, что продавцы могут привлечь больше довольных клиентов. А это серьезное конкурентное преимущество. Так-то оно так, особенно учитывая, что дилерская маржа при продаже нового авто мизерная и различий по цене одной и той же модели в разных салонах практически нет. Но это в нормальных, рыночных условиях; у нас же сейчас сложилась очень странная, "постковидная", экономическая ситуация. Можно сказать, что к нам вернулся дефицит.
Поставить машину на учет в автосалоне
Не все авто ставятся на учет вне Госавтоинспекции. Машина должна отвечать таким требованиям:
- она новая, ранее не была оформлена на территории РФ или любой другой страны
- она получена дилером по договору для продажи
Таким образом, услуга доступна только для хозяев новых авто. Транспортные средства, купленные у автосалонов-перекупщиков, физических лиц или в трейд ин, оформляются только при визите владельца или его доверенного лица в отделение ГИБДД.
Все ли дилеры оказывают услугу?
Выполнять регистрационные действия могут не все компании. Если вы планируете поставить машину на учет через автосалон, заранее уточните эту возможность у представителей. Процедуру выполняет уполномоченный специалист, прошедший подготовку и обучение.
Законом предусмотрена возможность выдачи государственных регистрационных знаков дилером. Однако для оказания этой услуги компания должна иметь официальную аккредитацию, состоять в реестре специализированных организаций. Несмотря на то, что правительство разрешило дилерам получать номера на авто за клиентов больше года назад, необходимые подготовительные процедуры и аккредитацию прошли лишь некоторые организации.
Автосалоны имеют право выполнять следующие действия:
- собирать документацию и подавать их в МРЭО от имени хозяина ТС
- проверять достоверность регистрационных данных ТС
- идентифицировать транспорт и паспорт собственника (физического лица)
- передавать информацию о хозяине ТС в отделение ГИБДД в действующем порядке
- изготавливать номерные знаки (при наличии аккредитации)
- передавать транспорт с установленными госномерами и СТС хозяину
Достоинства и недостатки
Главный плюс для владельца ТС – отсутствие необходимости лично посещать отделение Госавтоинспекции и выполнять регистрационные действия. Автомобилист не тратит свое время на подготовку документации и очереди. Однако и без помощи продавца можно упростить процесс оформления СТС. Чтобы избежать очередей, стоит заранее выбрать отдел и записаться онлайн на сайте Госуслуги. Функция доступна зарегистрированным пользователям, прошедшим идентификацию через МФЦ. Если же собственник не хочет или по каким-либо причинам не может посетить участок лично, он может составить генеральную доверенность на родственника, друга или знакомого.
- Транспортное средство нельзя забрать из салона сразу после приобретения. Оно находится там до тех пор, пока представитель дилера не получит полный пакет регистрационных документов. В настоящее время нет четких сроков, продолжительность процедуры стоит уточнить непосредственно у продавца.
- Оформлением бумаг занимается посторонний человек. Он от имени клиента составляет заявление в ГАИ. Несмотря на то, что сотрудники предварительно проходят обучение, ошибки не исключены.
- Стоимость. Хозяину авто придется оплачивать работу посредников.
Действующие сроки
Автомобиль должен быть оформлен Госавтоинспекцией на протяжении 10 суток после покупки. Это значит, водитель в течение 10 дней должен застраховать его и подать заявление. За несоблюдение сроков придется платить штраф 1500-2000 рублей, а для юридических лиц – до 10 000 рублей. Также штрафуют за управление транспортом, не поставленным на учет – штраф составляет от 500 до 800 рублей.
Важно! Так как оформлением СТС занимается дилер, штрафы за нарушение установленных сроков ложатся на него. Если сотрудники компании не успели вовремя подать заявление в ГАИ, собственнику не придется платить штраф за нарушение действующих сроков.
Наличие страхового полиса ОСАГО обязательно. Незастрахованный транспорт не регистрируется ГАИ. Купить полис владелец ТС может в офисе страховщика или на его сайте онлайн. Новые авто не проходят техосмотр перед страхованием.
Какие документы потребуются?
Постановка машины на учет в автосалоне выполняется при наличии стандартного пакета документов. Заявление сотрудники автосалона составляют за клиента. Они же пишут доверенность, необходимую для оформления ТС в ГАИ без присутствия хозяина. Водитель должен предоставить:
- гражданский паспорт
- страховой полис ОСАГО (страховку в электронном формате не нужно распечатывать)
- квитанцию оплаты государственной пошлины
Представитель продавца подготовит остальные документы:
- технический паспорт ТС
- договор купли-продажи
Если транспорт принадлежит юридическому лицу, дополнительно нужны:
- доверенность на выполнение регистрационных действий (составляется на представителя юридического лица)
- выписка из ЕГРЮЛ
- копии платежного поручения для оплаты госпошлины
Какие пошлины оплачиваются?
Регистрация автомобиля – платная процедура. Размер пошлин одинаковый во всех участках ГАИ страны. Владелец оплачивает несколько госпошлин:
- оформление регистрационного свидетельства – 500 рублей
- запись данных нового собственника в техпаспорт – 350 рублей
- выдача госномеров – 2000 рублей
Важно! Дополнительно собственник нового транспорта оплачивает регистрацию через посредника. Стоимость постановки машины на учет в автосалоне уточните перед покупкой.
Быстрая регистрация специалистами
Большинство автосалонов еще не прошли аккредитацию, поэтому не ставят транспортные средства на учет. А те, кто предоставляют данную услугу, зачастую требуют неоправданно высокую плату за нее. Зарегистрировать новую машину максимально быстро, просто и недорого помогут специалисты нашей компании.
Мы работаем с физическими и юридическими лицами, обращаемся в ГИБДД всех районов Москвы, гарантируем правильное выполнение процедуры и экономию вашего времени. Опытные сотрудники помогут подготовить полный пакет бумаг, запишут на прием в ближайшее отделение, за вас составят заявление и оплатят государственную пошлину, получат номерные знаки.
Вместе с нами регистрация займет не больше 40 минут. Другие преимущества, которые вы получаете:
- доступная цена без предоплаты
- отсутствие очередей
- предварительная запись в удобное вам отделении
- соблюдение сроков
- отсутствие штрафов
Наши сотрудники внимательно следят за изменениями законов, знают все о действующих требованиях Госавтоинспекции, не допускают ошибок. Опытные специалисты правильно составят заявление, проследят за тем, чтобы каждый документ соответствовал актуальным нормам.
Если желаете быстрее поставить автомобиль на учет, позвоните нам или оставьте заявку онлайн. Менеджер компании свяжется с вами в ближайшее время, проконсультирует, расскажет подробнее об услуге и запишет на прием. В назначенное время вас встретят в выбранном участке и зарегистрируют авто.
старайтесь записываться заранее, чтобы успеть забронировать точное время, мест ограниченное количество
Список адресов ГИБДД, где можно получить талон в ГИБДД или занять очередь в МРЭО
Со вторника по субботу
Воскресенье, понедельник — выходной
Ежедневно с 08:00 до 20:00
Закрытие отделения (больше не работают)
Данные отделения расформированы, сотрудники распределены по другим действующим отделениям МОГТОРЭР. Что такое МОГТОРЭР? Аббревиатура МОГТОРЭР расшифровывается, как — Межрайонный Отдел Государственного Технического Осмотра и Регистрационно-Экзаменационной Работы.
«Привозите на эвакуаторе»: почему на новой машине нельзя уехать от дилера
С 1 января в России изменились правила регистрации новых автомобилей. С этого дня у водителей появилась возможность ставить ТС на учет через дилерские центры. Также стала доступна опция получать госномера не в отделениях ГИБДД, а в автосалонах или специализированных организациях. Однако дилеры так и не начали выдавать номера, а в ГИБДД таблички дают далеко не всем.
Автовладельцы привыкли, что после покупки новой машины у них есть 10 дней, в течение которых им можно ездить без госномеров. Именно столько времени отводится на регистрацию транспорта в ГИБДД. Теперь салоны получили возможность ставить машины на учет, однако так и не начали печатать сами номерные таблички. А без прикрученных номеров водители уже зарегистрированных новых машин не могут покинуть пределы дилерских центров своим ходом.
Новые правила создали ловушку, которая может обернуться не только штрафом в 5 тыс. рублей, но и лишением прав на три месяца согласно ч. 2. ст. 12.2 КоАП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков». Именно такие наказания грозят тем, кто решит выехать из автосалона на зарегистрированной машине без номеров.
Также потенциальными нарушителями стали водители, которые обратились для постановки на учет нового автомобиля в МРЭО других регионов, где у них нет регистрации по месту жительства. При этом поставить на учет машину можно, однако ей присвоят лишь виртуальный госномер. Саму алюминиевую табличку в отделении выдать не смогут — владельцу также придется печатать номер самому в специализированной организации. Поскольку ездить на зарегистрированном автомобиле без госномера нельзя, отправиться за знаками придется своим ходом либо на эвакуаторе.
Как выяснил корреспондент Autonews.ru, далеко не во всех МРЭО разобрались, как им теперь регистрировать новые транспортные средства. В некоторых отделениях сотрудники сообщили, что «про изменения только рассказали по телевизору, а не деле ничего не изменилось». В одном из подмосковных отделений корреспонденту посоветовали привозить машину сразу на эвакуаторе.
И лишь в нескольких инспекторы смогли четко объяснить: 10 дней на езду без госномеров есть только у водителей незарегистрированных машин — они по-прежнему могут приехать в МРЭО и получить таблички именно там, но номера выдадут лишь проживающим в этом же регионе.
В случае если машину поставили на учет у дилера, а госномера там не выдали (то есть машине присвоен номер, но нет самих табличек), на дороги общего пользования таким ТС выезжать нельзя. Не помогут и разные приспособления вроде написанного от руки или распечатанного на принтере госномера — остановивший такое транспортное средство инспектор ГИБДД имеет полное право оштрафовать его водителя и отстранить от управления до устранения нарушения.
Официальная позиция Госавтоинспекции содержится в разъяснении, опубликованном в самом начале 2020 г., и повторяет фактическое положение дел. Ведомство объяснило, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 283-ФЗ (3 августа 2018 г.) введена процедура присвоения государственных регистрационных номеров без их фактической выдачи в подразделениях ГИБДД. При этом владелец транспортного средства обязан самостоятельно обратиться к изготовителю государственных регистрационных знаков. Также ведомство обратило внимание на недопустимость управления зарегистрированным транспортным средством без регистрационных знаков.
По замыслу законодателей, Госавтоинспекция и дальше продолжит выполнять функции по постановке автомобилей на учет — новый закон этой обязанности ГИБДД не лишает. Исключена была именно выдача государственных регистрационных знаков подразделениями ГИБДД. Этим должны были заняться специализированные организации, включая дилерские: все они должны содержаться в отдельном реестре и нести ответственность за умышленное или ненамеренное искажение регистрационных данных. При этом на ГИБДД накладывается функция контроля этих организаций с выявлением нарушений установленных правил и прав граждан.
По данным на лето 2019 г., достаточное число пунктов изготовления номерных знаков насчитывалось лишь в 11 субъектах РФ, а в 32 регионах страны этот показатель не достигал и 30%. Услуга регистрации автомобиля должна стоить 500 рублей — этот тариф ФАС утвердила еще в августе 2019 года. За изготовление самих госномеров на машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, придется заплатить 2 тыс. руб., а на мотоциклы и прицепы — 1,5 тыс. рублей.
Нововведение затронуло исключительно первичный рынок — для автомобилей с пробегом все осталось по-старому. «Специализированные торгующие организации смогут участвовать в процессе регистрации автомобилей от имени покупателя — готовить заявления, передавать эти документы в регистрационные подразделения ГИБДД, а после проверки получать СТС с присвоенным автомобилю госномером для своего клиента», — поясняли ранее корреспонденту Autonews.ru в Госавтоинспекции.
Никто из опрошенных Autonews.ru автодилеров выдачу физических номеров не начал. Сами продавцы рассказали, что пока не заметили интереса автомобилистов к новой услуге. «Пока мы не видим активного спроса на эту услугу. Возможно, это связано и с тем, что в настоящее время законодатель ведет разработку и утверждение подзаконных нормативных актов, определяющих процедуру и порядок действий», — сообщили в пресс-службе АГ «АВИЛОН».
В свою очередь, в дилерском центре «Автомир» Autonews.ru сообщили, что регистрация в автосалонах все еще не работает: «В ГИБДД субъектов Федерации не знают, как автосалоны должны пройти аккредитацию и быть допущенными к процессу регистрации. Мы ждем разъяснений. При этом ГИБДД дало указание пока не штрафовать клиентов, купивших новые авто. Пока еще можно использовать 10 дней на регистрацию, указанные ранее в законодательстве».
Еще один из крупных автодилеров анонимно подтвердил, что продолжает работать по-старому. «По желанию клиента можем поставить автомобиль на учет в ГИБДД, но мы делаем это не как специализированная организация, о чем идет речь в законе», — отметил представитель дилерской компании.