Что такое формуляр в авиации
Перейти к содержимому

Что такое формуляр в авиации

  • автор:

Приложение Б (рекомендуемое). Формы построения и содержания структурных элементов формуляра

6 Ресурсы, сроки службы, сроки хранения и их изменения .

7 Свидетельство о приемке .

8 Консервация и расконсервация .

9 Движение изделия в эксплуатации .

11 Выполнение регламентных работ .

12 Выполнение работ по бюллетеням и указаниям .

13 Проведенные работы и текущий ремонт .

14 Сведения о контрольных испытаниях .

16 Заметки по эксплуатации и хранению .

17 Контроль состояния изделия и ведения формуляра .

18 Перечень приложений.

Б.1.4 Форма раздела «Правила ведения формуляра, паспортов и этикеток»

1 ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ФОРМУЛЯРА, ПАСПОРТОВ И ЭТИКЕТОК

1.1 Общие положения

1.1.1 Формуляр, паспорт, этикетка и талон летной годности — эксплуатационные документы, отражающие техническое состояние изделия после его изготовления, в процессе эксплуатации и ремонта.

1.1.2 Ответственность за состояние (хранение) и правильное ведение формуляра, паспортов, этикеток и состояние талонов летной годности несут лица, уполномоченные вести их при эксплуатации, ремонте, хранении и транспортировании изделия, знающие правила их ведения.

1.1.3 Формуляр, паспорта, этикетки и талоны летной годности должны следовать вместе с изделием при его передаче из одной эксплуатирующей организации в другую, в ремонт и из ремонта и т.п.

1.1.4 Записи в формуляре, паспортах и этикетках необходимо вести чернилами (шариковой ручкой) четко, без помарок и подчисток. Записи карандашом не допускаются. Ошибочную запись необходимо аккуратно зачеркнуть и сделать правильную запись.

Исправление оговаривают на той странице, на которой введено исправление, заверяют подписью соответствующего должностного лица и печатью.

Запрещается вводить в формуляр, паспорта и этикетки отдельные листы, изготовленные от руки и не соответствующие формам, установленным в стандарте.

1.1.5 В каждый раздел (подраздел) формуляра, паспорта и этикетки должны быть внесены только те записи, которые предусмотрены формой конкретного раздела (подраздела). Произвольные записи и записи от руки допускаются в предусмотренных разделах (подразделах).

1.1.6 При ведении записи даты вне граф и в графах формуляра, паспорта и этикетки проставляют число, месяц и год арабскими цифрами, по две цифры в каждой группе, разделенные точками.

1.1.7 Формуляр самолета (вертолета) состоит из частей:

— Планер и входящие в него системы;

— 01 Специальные данные.

1.2. Ведение формуляра

1.2.1 Раздел «1 Правила ведения формуляра, паспортов и этикеток» является обязательным для всех частей формуляра, а также для паспортов и этикеток. Особенности ведения некоторых разделов формуляра установлены в настоящем подразделе.

1.2.2 Раздел «4 Комплектность»

В подразделе «4.1 Комплектующие изделия и изменения в комплектации» перечисляют комплектующие изделия (комплексы), устанавливаемые на авиационную и воздухоплавательную технику, имеющие формуляры, паспорта и этикетки, ресурсы и сроки службы которых равны или больше установленных для основного изделия. Эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при замене комплектующего изделия, в процессе эксплуатации и ремонта основного изделия приводят запись в подразделе о вновь установленном изделии, указывая дату его установки и заводской номер.

В подразделе «4.2 Запасные части, инструмент, принадлежности и контрольно-проверочная аппаратура» приводят записи предприятия-изготовители основных изделий.

В подразделе «4.3 Изделия с ограниченным ресурсом (сроком службы)» записывают только те изделия, ресурс и срок службы до первого ремонта которых меньше установленных для основного изделия.

Эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия должны следить за выработкой ресурса (срока службы) этих изделий и после выработки (или по другим причинам) ресурса (срока службы) снять эти изделия и привести запись в подразделе 4.3 о вновь установленном изделии, его ресурсе и сроке службы до первого ремонта, указывая дату и причину снятия ранее установленного изделия. Значения показателей записывают дробью: в числителе — ресурс до первого ремонта изделия (ч, циклы, посадки и т.п.), в знаменателе — срок службы до первого ремонта согласно паспорту (этикетке) на это изделие.

Если в процессе эксплуатации техники поступают бюллетени по изменению (увеличению или продлению) ресурса и срока службы, лица, ответственные за ведение формуляра, записывают в подразделе 4.3 новый ресурс и срок службы (графа 10), а в графе 11 проставляют дату и номер бюллетеня, который допускает увеличение или продление ресурса и срока службы комплектующего изделия.

1.2.3 В разделе «6 Ресурсы, сроки службы и сроки хранения» ведут учет изменений ресурсов и сроков службы (подраздел 6.2) на основании поступающих бюллетеней по изменениям ресурсов и сроков службы эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия (или указывают, что изделие эксплуатируется по состоянию).

1.2.4 Раздел «8 Консервация и расконсервация» заполняют предприятия-изготовители, эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при проведении работ по консервации и/или расконсервации изделий авиационной техники. При проведении работ по расконсервации в графе 3 делают прочерк.

В графе 2 указывают, на основании какого документа проведена консервация изделия или его расконсервация.

1.2.5 Раздел «9 Движение изделия в эксплуатации» заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при передаче изделия из одной эксплуатирующей организации в другую и/или из эксплуатирующей организации в ремонтное предприятие и наоборот.

В графе «Состояние изделия» указывают его состояние: исправное, неисправное, требует ремонта и т.п. Подписи сдавшего и принявшего изделие должны быть заверены печатью установленного образца. Допускается ставить печать на подпись принявшего самолет (вертолет) по прибытии формуляра в организацию, принявшую самолет (вертолет).

1.2.6 Раздел «10 Учет работы» заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия согласно установленной форме, приведенной в формуляре на конкретное изделие.

Суммарную наработку изделий (по налету, посадкам, включениям и т.п.) записывают с нарастающими итогами. По истечении каждого месяца и года под итогами проводят линию и записывают: «Итого за. » / (указывают месяц, год, за который подсчитывают наработку, число посадок, включений и т.п.), и в каждой графе проставляют суммарные данные наработки изделия (в том числе после последнего ремонта и с начала эксплуатации). Для гражданской авиации допускается учитывать наработку самолета (вертолета) за каждый полет (рейс) с помощью ЭВМ в специальных журналах (карточках) учета, а итоговые данные наработки за месяц и год записывать в формуляр.

В разделе «10 Учет работы» 2 — 4 частей формуляра самолета учитывают работу изделий и соответствующего установленного оборудования, наработка которых учитывается не по налету, а имеет свои параметры учета ресурса (циклы, число включений, выстрелы и т.п.). Учет наработки проводится эксплуатирующими организациями согласно формам, приведенным в формуляре. Записи в формуляре о наработке изделий ведут ответственные должностные лица эксплуатирующих организаций.

1.2.7 В разделе «11 Выполнение регламентных работ» ведут записи о выполненных работах в соответствии с регламентом технического обслуживания основного изделия и его оборудования, при этом в графе 2 содержание работ не перечисляют, а записывают только вид регламентных работ, например: «Выполнены 200-часовые регламентные работы» и т.п.

В графе 3 записывают суммарные числовые значения показателя (часы, дни, месяцы и т.п.), в графе 4 указывают: «Регламент технического обслуживания». Выполнение регламентных работ подтверждается подписями выполнившего и проверившего.

1.2.8 Раздел «12 Выполнение работ по бюллетеням и указаниям» заполняют в эксплуатирующих организациях и ремонтных предприятиях в соответствии с установленными формами подразделов 12.1 и 12.2. Все бюллетени и работы, выполняемые по ним, учитываются в подразделе 12.1 части 1 формуляра самолета и в формулярах других изделий.

Поступающие указания записывают в подраздел 12.2 части 1 формуляра самолета (вертолета) и в подраздел 12.2 формуляров частей 2 — 4. Если формуляр не делится на части 2 — 4, то раздел 12 оформляют аналогично формуляру самолета (вертолета). При выполнении работ по бюллетеням представителями предприятия-изготовителя о проделанной работе по бюллетеню производят запись в разделе 12. За выполненные работы расписываются: уполномоченный представитель предприятия — исполнителя работ и ответственный представитель эксплуатирующей организации (принявший работу) или ОТК ремонтного предприятия. Допускается в подразделе 12.2 вести учет работ, выполняемых по бюллетеням, не имеющим единых номеров.

1.2.9 Раздел «13 Проведенные работы и текущий ремонт» состоит из подразделов:

— «13.1 Учет выполненных работ», который служит для записей эксплуатирующими организациями и ремонтными предприятиями всех проведенных работ и текущего ремонта, включая замену отдельных комплектующих изделий и двигателей;

— «13.2 Техническое освидетельствование специальными контрольными органами», в котором первую запись в графах 1 — 4 приводит предприятие — изготовитель авиационной техники, а последующие графы заполняют эксплуатирующие организации и/или ремонтные предприятия после очередного освидетельствования, проводимого уполномоченными организациями;

— «13.3 Поверка средств измерения», в котором графы 1 — 4 заполняет предприятие — изготовитель основного изделия на основании паспортов на средства измерения, а графы 5 — 11 заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия на основании данных о поверке средств измерений соответствующими метрологическими службами в сроки, установленные регламентом технического обслуживания;

— «13.4 Снаряжение и расснаряжение пиросредствами», который служит для учета снаряжения пиросредствами, устанавливаемыми на изделия. Порядок записи сведений в формуляр — согласно приведенной форме в формуляре изделия.

Установка и снятие пиросредств оформляется подписью ответственных лиц за установку и снятие, а также проверившего правильность проведенных операций.

1.2.10 Раздел «14 Сведения о контрольных испытаниях» заполняют эксплуатирующие организации при про ведении испытаний самолета (вертолета) после замены двигателей или отдельных изделий, когда принимают решение о контрольном полете самолета (вертолета), в том числе после выполнения регламентных работ, устанавливающих контрольные полеты, и т.п.

Решение о контрольном испытании в полете принимает должностное лицо эксплуатирующей организации или ремонтного предприятия.

Раздел «14 Контроль параметров» служит для проверки параметров двигателя и специзделия, устанавливаемой регламентом технического обслуживания на это изделие. Раздел заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия.

1.2.11 Раздел «15 Ремонт» заполняют ремонтные предприятия (исполнитель ремонта) при проведении капитального или среднего ремонта изделия.

Раздел 15 состоит из подразделов:

— «15.1 Краткие записи о проведенном ремонте», в котором ремонтное предприятие (исполнитель ремонта) указывает наименование, шифр и номер изделия, поступившего в ремонт, наработку этого изделия с начала эксплуатации (после последнего ремонта), причину поступления и краткие сведения о проведенном ремонте;

— «15.2 Данные приемо-сдаточных испытаний» (для самолета, вертолета, специзделия и т.п.), в котором подтверждают, что результаты приемо-сдаточных испытаний соответствуют действующей нормативно-технической документации.

Для двигателей подраздел 15.2 выполняют в виде таблицы с указанием проверяемых параметров, режимов и полученных значений при приемо-сдаточных испытаниях;

— «15.3 Свидетельство о приемке», которое заполняет предприятие — исполнитель ремонта (ремонтное предприятие или предприятие — изготовитель изделия).

1.2.12 В разделе «16 Заметки по эксплуатации и хранению» приводят при необходимости сведения об особых условиях хранения, транспортирования и эксплуатации изделия, а также предупреждения о мерах предосторожности для изделий, имеющих радиоактивные вещества, и т.п.

1.2.13 Раздел «17 Контроль состояния изделия и ведения формуляра» ведут эксплуатирующие организации при осмотрах изделия должностными лицами.

1.2.14 В разделе «18 Перечень приложений» приводят список приложений, прикладываемые к формуляру, и вкладывают их в карман задней крышки формуляра.

1.2.15 Когда в формуляре использованы все листы раздела (подраздела), допускается оформить продолжение формуляра или его частей по форме и содержанию соответствующего раздела (подраздела) формуляра.

На титульном листе использованного формуляра должна быть надпись: «См. продолжение».

На титульном листе продолжения формуляра помещают надпись:

дату, подпись ответственного лица и печать установленного образца.

В продолжение формуляра должны быть внесены все итоговые данные о наработке изделия, оборудования и т.п.

Итоговые данные в продолжении формуляра заверяют подписью ответственного должностного лица и печатью.

Продолжение формуляра является обязательным приложением к использованному формуляру и без него не имеет силы официального документа. Продолжение формуляра должно быть прошнуровано, опломбировано и заверено подписью и печатью ответственного должностного лица эксплуатирующей организации или ремонтного предприятия. На продолжение формуляра распространяются правила ведения настоящего стандарта.

1.3 Ведение паспорта и этикетки

1.3.1 Комплектующие изделия, устанавливаемые на авиационную и воздухоплавательную технику, должны иметь паспорт, этикетку или талон летной годности.

Паспорта, этикетки, талоны летной годности и карточки-заместители должны быть уложены в папки по принадлежности к службам эксплуатации.

1.3.2 Сведения о работах, выполненных на изделии в процессе эксплуатации и ремонта, должны быть записаны эксплуатирующими организациями или ремонтными предприятиями в соответствующих разделах (подразделах) паспорта или этикетки.

1.3.3 Результаты контроля параметров, проводимого при выполнении регламентных работ, заносят при необходимости в раздел 1 паспорта.

1.3.4 Записи в раздел «2 Комплектность» эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия приводят при замене комплектующего изделия, входящего в комплект поставки, при этом указывают дату установки и номер вновь устанавливаемого изделия.

1.3.5 Записи в раздел «4 Консервация и расконсервация» эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия приводят, если в процессе эксплуатации и ремонта возникла необходимость в проведении работ по консервации (расконсервации) и переконсервации изделия. После проведения консервации изделия в графе «Срок действия» записывают срок действия консервации, а после расконсервации в этой графе ставят прочерк.

1.3.6 Раздел «6 Движение изделия в эксплуатации» заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при снятии или установке изделия в процессе эксплуатации и ремонта авиационной техники, записывая изменения в соответствующих графах раздела, дату и причину снятия изделия, а также наработку с начала эксплуатации.

Раздел 6 эксплуатирующие организации заполняют обязательно при отправке изделия в ремонт.

1.3.7 Раздел «7 Ремонт и выполнение работ по бюллетеням и указаниям» состоит из подразделов:

— «7.1 Капитальный или средний ремонт», в который предприятие — исполнитель ремонта записывает сведения о проведенном капитальном или среднем ремонте:

— в графе «Дата» — дату окончания ремонта,

— в графе «Порядковый номер и вид ремонта» — номер и вид ремонта, например: «1-й капитальный» и т.п.,

— в графе «Исполнитель ремонта» — предприятие — исполнитель ремонта, например: «Ремонтное предприятие» или «Предприятие-изготовитель»,

— в графе «Ресурс» — числовое значение ресурса до очередного ремонта,

— в графе «Срок службы» — числовое значение срока службы до очередного ремонта.

Сведения о проведенном ремонте подписывает начальник ОТК, подпись которого заверяют печатью «Для формуляров и паспортов».

Оформление талона летной годности — в соответствии с требованиями ГОСТ 27693;

— «7.2 Текущий ремонт и выполнение работ по бюллетеням и указаниям», в котором эксплуатирующие организации, ремонтные предприятия и (или) представитель предприятия-изготовителя записывают сведения о проведенных на изделии работах по текущему ремонту, выполнению бюллетеней и указаний, при этом указывают предприятие — исполнителя работ, дату окончания работ, причину выполнения ремонта, единый номер бюллетеня или номер указания.

Если в бюллетене предусмотрено изменение ресурса и/или срока службы, записывают:

— в графе «Изменение ресурса» — числовое значение ресурса,

— в графе «Изменение срока службы» — числовое значение срока службы.

За выполненные работы расписываются уполномоченный представитель предприятия — исполнителя работ и ответственный представитель эксплуатирующей организации (ОТК ремонтного предприятия). Оформление талона летной годности — в соответствии с требованиями ГОСТ 27693.

1.3.8 В раздел «8 Заметки по эксплуатации и хранению» записывают в произвольной форме все существенные случаи, происходящие при эксплуатации и хранении изделия, не охваченные разделами 1 — 7 (результаты проведенных осмотров, состояние изделия, дату осмотра сил и кагеля-индикатора и т.п.). Записи об осмотрах должны быть подписаны должностными лицами.

1.3.9 Раздел «9 Работа и поверка» включают при составлении паспорта:

— на НСК, СНО СП, в процессе эксплуатации которых необходимо проводить учет наработки и технического обслуживания;

— на НСК, СНО СП, являющиеся средствами измерений;

— на средство измерений, входящее в состав контрольно-проверочной аппаратуры, комплексного средства контроля (наземного автоматизированного средства контроля).

Раздел 9 состоит из подразделов:

— «9.1 Учет технического обслуживания», в котором эксплуатирующие организации приводят записи о проведенном техническом обслуживании по форме, указывая дату, наименование работ (в том числе регламентных) и причину выполнения. Данные о выполнении работ должны быть заверены подписями выполнившего и проверившего;

— «9.2 Учет работы», в котором эксплуатирующие организации записывают сведения о наработке изделия за каждый месяц и год, при этом наработку в графе «С начала эксплуатации» записывают с нарастающим итогом;

— «9.3 Поверка средств измерения», в котором метрологические службы приводят записи о поверке средств измерения, предусмотренной в технических документах и выполненной в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513.

Б.1.5 Форма раздела «Основные технические данные «

2 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ (заполняет предприятие-изготовитель)

Б.1.6 Форма раздела «Индивидуальные особенности»

3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (заполняют предприятие-изготовитель, ремонтное предприятие)

Формуляр и squawk ⁠ ⁠

Сегодня буду краток и поведаю вам о самой простых с виду вещах, как формуляр сопровождения и squawk. Начнем по традиции с последнего.

Что же такие squawk и с чем его едят?!

Формуляр и squawk Авиадиспетчер, Авиация, Длиннопост

Squawk – это четыре цифры (на картинке 1200), присвоенные данному рейсу для полета. А зачем они?! Ответить на этот вопрос нам поможет вторичная радиолокация. Да опять пошли запутанные термины. В авиации (да не только) есть первичная радиолокация – это просто радиосигнал, посланный антенной локатора куда-то в небо, и вернувшийся обратно (просто отраженный от самолета). Так радиолокатор узнает местоположение объекта в небе. Вторичная уже более интересная –сложный радиосигнал с запросом, снова уходящий куда-то в небо, но возвращающийся обратно уже с ответом от самолета. Выглядит утрировано это так. Радиолокатор орёт в небо: «Алло, есть тут кто?!», на что самолет даёт ответ: «Тут я, борт со squawk – 2121, на высоте 1500 метров». Всё конечно упрощенно. Вот эта информация от борта, как говорил ранее, приходит в плановую систему, обрабатывается, и выдаётся на экран в виде формуляра сопровождения.

Формуляр и squawk Авиадиспетчер, Авиация, Длиннопост

На фото старенький ТЕРКАС исправно работающий вот уже более 35 лет. Согревающий своим рыжим теплом сосредоточенных диспетчеров.

Мы можем наблюдать два воздушных судна заходящих на посадку в Шарик (Шереметьево) – АФЛ248 (Аэрофлот 248) и АО498 (Авианова 498 – увы давно уже не летает).

Формуляр состоит из трёх строк. Первая – непосредственно позывной воздушного судна . Вторая состоит из двух значений — текущая высота или эшелон полета ( значение поступает от Squawk), и последняя заданная диспетчером (вводится диспетчером вручную) высота или эшелон полета. Третья так же из двух значений – сначала скорость (путевая) в километрах в час, затем согласованный эшелон полета (вводится не менее чем за 3 минуту до прохождения установленной точки). При необходимости информация о скорости может быть заменена на тип воздушного судна (нажатие всего одной клавиши).

Формуляр связан с меткой, которая как раз и является самолетом. Позади метки есть три небольших кружка, это история местоположения самолета. Данная история сохраняется для распознавания в какую сторону движется объект, а так же наблюдения за тенденцией движения (на военной кафедре нас обучили, как по этим кружкам определить скорость самолета).

Буквенное сочетание ШК – является названием сектора на котором в данный промежуток времени находится самолет на управлении.

При необходимости диспетчер может вызвать вектор экстраполяции. Такая палка показывающая, где через определенный промежуток времени (на теркасе 1-5 минут), будет воздушное судно с текущей скоростью. Классическая формула с уроков математики S=V*t имеющая визуально воплощение.

Формуляр и squawk Авиадиспетчер, Авиация, Длиннопост

Это уже снимок резервной система Альфа (да качество плохое). Как раз тут виден тот самый вектор экстраполяции – белая стрелочка впереди метки. Стоит обратить внимание на формуляры сопровождения. Все кроме одного имеют схожий вид, это формуляры в режиме спокойствия. Их никто не трогает и не корректирует. Буквы и цифры внутри серого прямоугольника это активированный формуляр. Количество строк отличается, если на теркасе их три, то тут может достигать шести — семи.

Расшифрую для ясности.

Первая: АФЛ726 ШК .

Подсказывать не буду, думаю сами догадались о авиакомпании и секторе который управляет самолетом. Обратите внимание, тут сектор отображен в первой строке, а не у метки как на теркасе.

Вторая: 0079 006 W420.

0079 – текущая высота 790 метро, 006 – последняя заданная, а именно 600 метров. W420 –скорость приборная.

Четыре ? это не введенный эшелон передачи. Так как самолет идёт на посадку он не вводится. УУЕЕ – буквенное обозначение аэропорт Шереметьево.

Четвертая: hdg spd

Hdg – курс следования, вводится вручную диспетчером для информирования смежных секторов. Spd – скорость данная самолету диспетчером, вводится вручную.

Пятая: Т154 УССС

Т154 – тип самолета, УССС – аэродром вылета Екатеринбург.

Если присмотритесь, то серый прямоугольник имеет две части левую (уже расписанную мной) и правую (она является справочной и не всегда отображается, выводится на экран нажатием клавиш). 5524 – squawk, далее тип вс, маршрут между городами, время прибытия и позывной.

Надеюсь не утомил и теперь вы смоете с лёгкостью расшифровывать для себя информацию на экране, ну и конечно мои шикарные рисунки.

П.С: на сладкое будет тот самый стрип – кусочек бумажки в экстренной ситуации мог заменить экран диспетчеру. Хаотичный набор букв и цифр по которым понятного, где находится самолет в данный промежуток времени (сейчас эти бумажки просто история, «оформляются» в плохих случаях).

П.С.С.: все материалы опять из открытых источников.

Формуляр и squawk Авиадиспетчер, Авиация, Длиннопост

1200 это вроде ответ нормального полета по америка 7000 по европе по транспондеру

Иллюстрация к комментарию

На волне о работе⁠ ⁠

На волне о работе Волна постов, Работа, Авиация, Авиадиспетчер, Фото с работы, Пикабушники

На волне постов!⁠ ⁠

На волне постов! Atc, Работа, Авиация, Волна постов, Авиадиспетчер, Фото с работы

На волне постов! Под конец смены, во Внуково!
ЗЫ. Мой первый пост на Пикабу!)

Осталось 5 минут⁠ ⁠

Всем привет. Чтобы было понятно, скажу сразу, что дальше будет стишок.

Но сначала небольшое введение.

Работаю авиадиспетчером. По этому, чтобы понять некоторые вещи в стихотворении (а сходу поймут только диспетчера и пилоты) , немного введу в курс дела.
В двух словах о работе: самолёты в небушке летят не как хотят (как думают многие люди), а по специальным трассам. Да и вообще всё небо разбито на сектора, на каждом секторе сидит один или два диспетчера (зависит от загруженности сектора). Самолеты летят в одну сторону на чётных эшелонах (высотах), в другую на нечётных. Это чтоб не сталкивались. Но, высоты постоянно требуется менять. Причины разные: прилёт/вылет с аэродрома, турбулентность на определённых высотах, особые случаи, требующие немедленного снижения. С трассами тоже не всё гладко. Поясню: экипажи не хотят идти из точки А в точку Д через точки Б, В и Г. Просят пролёт напрямую из А в Д. Это называется спрямление. Ещё могут на пути возникать грозовые очаги (засветки). И тогда борт начинает эту неприятность обходить. Длина такой тучки может быть как совсем маленькая, так и невероятно огромная. Я в своей работе сталкивался с тучками километров 400-500, самая большая была более 600 километров. Она начиналась над уфимским сектором, проходила через самарскую зону и уходила в Казахстан. И это всё дело самолёты обходили как могли. Собственно для этого и нужен диспетчер, чтобы выдавать информацию о неблагоприятных метеоявлениях в небе и на аэродромах. И чтобы при снижении и наборе высоты борты не сталкивались. Это так, совсем вкратце.

И вот, неожиданно, случилась та самая пандемия. В некоторых секторах движение в небе упало настолько, что за два часа могло не пройти ни одного самолёта. В таких условиях очень тяжело работать ночью. Т.к. хочется спать, а на экране пусто. Смотреть в пустой экран такое себе удовольствие. Тем более некоторые люди умудряются заснуть перед телеком во время просмотра 13го района, Такси, Пушек Акимбо или Адреналина. А уж глядя в пустой экран, сами понимаете. Так вот, чтоб не вырубаться за каналом (так называется рабочее место диспетчера) я решил чего-нибудь шуточное сочинить. А потом сочинил ещё, ещё и ещё.

Некоторые вещи из стиха я уже объяснил во введении. Разъясню остальное, как можно более простым языком, тут:

МДП — это воздушное пространство где диспетчер выдаёт только информацию экипажам, т.к, собственно, чаще всего из-за маленькой высоты эти борты даже не видит. Пример: вертолёты, гидросамолётики, кукурузники и прочая мелкощепочная авиация. На этом секторе работает диспетчер МДП.

Подход — это местность, как правило, радиусом 200км от аэродрома для набора высоты и снижения. На этом секторе работает диспетчер подхода.

Круг — это местность, вблизи аэродрома для набора высоты и снижения. На этом секторе работает диспетчер круга.

Вышка — да, да это та самая вышка, которую показывают в кино. Смысл такой, что в некоторых аэропортах круг и подход объединены в одно целое и называются вышкой (туда же входит диспетчер старта и руления).

УТП — зона где осуществляются учебно-тренировочные полёты.

УРАНА, МУЛТА, АРПУД и другие пятибуквенные обозначения, это названия точек на трассах. Нам иногда так кажется, не скрою, и мне иногда так кажется, что трёхлетнему ребёнку дают 5 кубиков с буквами, он их кидает и то, что выпадает специально обученный человек записывает, тем самым пополняя базу названий этих точек. Многих, например, забавляет название точки ОСТИТ. Звучит как какое-то заболевание. Или точка АБАЛИ. Аэрофлот просится на АБАЛИ (созвучно с чем-то, да?).

Mayday — это слово произносит пилот в начале фразы, в случае серьёзной беды на борту (например пожар), чтобы максимально быстро привлечь внимание диспетчера.

PAN PAN — произносится в случае, если что-то случилось на борту, например, какому-то пассажиру плохо сделалось, но какой-то резкой реакции как при Mayday не требуется. Максимум спрямить самолёт и предупредить, чтоб скорую подогнали.

Мах 0.85 — это скорость самолёта. (кому интересно что да как, загуглите этот момент).

Embraer — это название самолета (мадэ ин Бразиль), как у нас Ту, Ил и т.д.

Наконец-то сам стишок. Больше даже песенка, т.к. на момент написания в голове звучал мотив Пластилиновой вороны, вызванный прослушиванием песни Чёрная метка — Пластилиновая ворона (Whiskey in The Jar) по дороге на работу.

"Осталось пять минут. "

Четыре самолёта, а может вертолёта,
А может автожира летят на МДП,
А может на подходе, а может быть на круге,
А может быть на вышке, а может УТП.
Вдруг снизился Embraer, а может не Embraer,
А может быть Ми-8, а может быть и Ил.
И прямо на УРАНУ, а может быть на МУЛТУ,
А может и АРПУД спрямиться запросил.
"Причину доложите, подробно расскажите
Чего вы без запроса к сниженью перешли?
Быть может кучевые, а может ливневые,
Слоисто-дождевые засветки вы нашли?"
"У нас Mayday конкретный, а может не конкретный,
А может ситуация не тянет на PAN PAN.
Попал нам в корпус зяблик, а может быть журавлик,
А может мышь летучая, а может пеликан.
Мы просим по прибытию пожарную бригаду,
И медиков команду и парочку ментов."
"На запасном сдвиг ветра, и видимость три метра,
Сцепление ноль двадцать. Принять он вас готов.
Возьмите курс 120, а может и 130,
А может быть 140, а может влево пять.
Снижайтесь, набирайте, а лучше сохраняйте
По маху не сбавляйте ноль восемьдесят пять."
И полетел Embraer, А может не Embraer,
А может и Ми-8, а может быть и Ил.
До пункта назначенья, используя спрямленья.
И больше о проблемах своих не говорил.
Идею этой выписки, а может быть не выписки,
А может быть анализа все без труда поймут:
Не лезьте со спрямленьями, погодными явленьями,
Когда до отпуска сидеть осталось пять минут.

АОН/Формуляр

Формуляр воздушного судна (Aircraft Log или aircraft logbook) — бумажный документ (но может быть и электронным в большой авиации), в котором ведутся записи о налёте воздушного судна, а также вносится другая информация.

Содержание

Требования [ править ]

Формально требования к нему отсутствуют в российских авиационных правилах и нигде формуляры не упоминаются. Единственное, где упоминается формуляр это ГОСТ 27692-2012 [1] .

Соответственно, и формат и содержимое его может различаться. В некоторых случаях это просто листки бумаги в папке. Часто это выполненная типографским способом книжка, разграфлённая под ведения записей вручную.

Формуляр и регистрация ВС [ править ]

В целях регистрации ВС подается оригинал формуляра планера и двигателя (при наличии двигателя на воздушном судне).

Формуляр

Расход ресурса АТ заносится в специальный документ, именуемый «Формуляр ЛА (двигателя)». Формуляр изделия АТ это удостоверяющий документ, выпущенный на конкретный экземпляр основного изделия, подтверждающий его соответствие утвержденной (одобренной) конструкторской документации (в том числе после выполнения ремонта) и содержащий характеристики, данные о комплектности, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии, движении в эксплуатации и гарантии изготовителя (при необходимости) [1] .

Формуляр разрабатывают в двух исполнениях — для внутренних поставок и для экспорта. В формуляр для изделий, поставляемых на экспорт, не включают листы, содержащие сведения только для внутренних поставок.

Формуляр может быть выполнен:

  • — в бумажной (печатной) форме;
  • — в форме составного документа, часть разделов которого представлена в бумажной форме, а часть — в электронной.

В процессе эксплуатации изделий допускается использование информационных систем (дело изделия в электронной форме и т.п.) для обеспечения учета комплектности, прослеживаемости истории заменяемых (переставляемых) комплектующих изделий, накопления и хранения необходимого объема эксплуатационной и ремонтной информации.

В общем случае информационные системы содержат объем эксплуатационной и ремонтной информации, превышающий объем информации в формулярах, паспортах и т.д. и могут использоваться в качестве первичного источника информации о техническом состоянии воздушного судна и его составных частей и для формирования актуализированных разделов формуляра в печатной форме.

Ответственность за состояние (хранение) и правильное ведение формуляра несут лица, уполномоченные вести их при эксплуатации, ремонте, хранении и транспортировании изделия, знающие правила их ведения.

В качестве защиты формуляра он пломбируется пломбой, установленной предприятием-изготовителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *