Инвестиции в классические и ретро автомобили
Новый автомобиль, выехавший за ворота автосалона, сразу теряет в цене 15–20%. Но бывает и наоборот, когда с каждым годом авто лишь дорожает.
Ретро автомобили оказались лучшей инвестицией десятилетия.
По данным Bloomberg и Knite Frank на коллекционных автомобилях можно заработать почти 500% – в разы больше, чем на вине, искусстве, элитной недвижимости, акциях и хедж-фондах.
Ferrari и Porsche легко обогнали самых известных управляющих хедж-фондами, принеся за последние 10 лет трехзначный доход.
Как свидетельствует индекс инвестиций в предметы роскоши, составляемый международным агентством Knight Frank (Knight Frank Luxury Investment Index), за 5-ти и 10-ти летний периоды, вложения в классические и коллекционные автомобили принесли больше, чем можно было заработать на инвестициях, например, в золото или предметы искусства (см. График).
Мировой рынок классических и коллекционных машин последние годы уверенно развивается.
За последние несколько лет количество выставляемых на продажу классических автомобилей значительно увеличилось. Появилось больше аукционных домов, проводится больше аукционов. Аукционы, длившиеся один день, теперь идут два. Да и число дилеров, торгующих олдтаймерами за последние пять лет выросло более чем вдвое.
Британский банк Coutts составил рейтинг самых выгодных инвестиционных покупок, на вершине которого оказались классические автомобили.
Британские банкиры оценивали, как изменилась стоимость различных предметов роскоши и искусства за последние 12 лет и пришли к выводу, что при покупке классического олдтаймера можно получить до 300% прибыли.
Компания "Антикварные Автомобили" специализируется на классических и коллекционных автомобилях несколько десятков лет. При непосредственном участии наших сотрудников создавались:
Несколько крупных частных коллекций создано при содействии компании. Коллекционные машины приносят своим владельцам реальную прибыль, множество олдтаймеров выросло в цене за последние годы в несколько раз.
В последнее время мы зафиксировали интерес со стороны инвесторов к классическим и коллекционным машинам, поэтому был проработан вопрос сотрудничества с инвестиционными фондами. Пополнение количества экспонатов ведется через выставки и используется сеть контактов среди коллекционеров по всей Европе:
Коллекция Maybach в подмосковном Климовске:
Кейсы:
Стоимость классических Porsche 911 увеличилась за последний год в 1.5 раза, чтоб приносит хорошую прибыль владельцам, готовым с ними расстаться. Аналогичная ситуация и с Mercedes Pagoda, за последний год модель прибавила в цене 40% (по данным международных аукционов).
Наиболее популярны у Российских коллекционеров автомобили известных европейских брендов. Цена каждого экземпляра зависит от качества оригинальной работы и реставрации, количества выпущенных автомобилей этой модели, кузова и двигателя, а также — индивидуальной истории. Среди коллекционных автомобилей превалируют европейские марки, в РФ ценятся также советские правительственные автомобили: ЗИЛ, ЗИС, Чайка.
Mercedes 300SL Gullwing
Porsche 911 Turbo 930
Aston Martin DB4
Ferrari 250 GT Lusso
Alfa Romeo 2000 Spider
Мы хорошо понимаем текущие тенденции развития рынка классических автомобилей и ключевые факторы, определяющие коммерческую успешность инвестиционных проектов. В зависимости от целей и задач Доверителя, мы сформируем предложение по различным вариантам классических, коллекционных и ретро автомобилей. Мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству и готовы работать как с частными, так и с государственными инвесторами и покупателями.
"Когда у вас есть что-то, что больше не производят, его стоимость растет. Если разбираться в вопросе, можно сделать на этом деньги", — утверждает Джей Лено, коллекция которого насчитывает 105 автомобилей и 90 мотоциклов.
Цены на коллекционные автомобили выросли в среднем на 60% с 2015 года, по данным Дэвида Кинни, создавшего ценовые индексы наиболее интересных для коллекционеров автомашин. При этом стоимость некоторых моделей подскочила более чем в 2 раза.
Получить консультацию по покупке классических автомобилей и созданию коллекции : +7(903)724-01-47 или info@antiqcar.ru
BMW M635CSi — инвестиция в удовольствие
Почем советская авто-классика в Германии, Британии и США
Если ты регулярно посещаешь «ТопЖыр», то хорошо знаком с ценами на уникальные раритеты в Украине. Писали мы и о стоимости советской авто-классики за рубежом, но теперь предлагаем тебе посмотреть на десяток знакомых тебе с детства/юности/зрелости советских автомобилей, продающихся за рубежом.
Почем советская авто-классика за рубежом, и какие модели пользуются у иностранцев наибольшим спросом.
Если же вас интересуют ретро автомобили из Европы и США — вы можете заказать пригон авто под ключ на сервисе VARTA.UA
Еще при существовании Советского Союза ВАЗ активно экспортировал свою продукцию даже в очень отдаленные точки мира. Одной из самых насыщенных Ладами страной была и является Куба. Много ВАЗов также в Египте и Германии. Поговорим о последней.
Германия — одна из тех стран, жители которой знают толк в автомобилях. Тем не менее, немцы до сих пор питают слабость к Ладам. Так, в Германии можно найти отреставрированные ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 по цене 5000-8000 евро.
Помимо классических «Жигулей» в отличном состоянии время от времени на немецких сайтах по продаже авто всплывают «боевые» Лады. И это не шутка. Например, вот этот экземпляр со 122-сильным мотором, каркасом безопасности и сиденьями-ковшами продается за 6900 евро.
Несмотря на солидный возраст «Нивы», эта модель по-прежнему неплохо продается в Германии. Причем есть предложения по машинам без пробега, да еще и с полным «обмундированием». В частности, немцы активно используют российский внедорожник для… уборки снега, мусора и пр. Но это не значит, что такие «Нивы» стоят дешевле грибов. Наоборот — 20 000 евро!
Теперь поговорим о ВАЗах в США. В Соединенных Штатах есть отдельные клубы, посвященные любителям «Жигулей». В Америке старые Лады стоят относительно дорого — есть авто за 3-5 тысяч долларов, правда, в не самом лучшем состоянии. Однако, иногда здесь выставляют их за «космические деньги». Уверены, ты помнишь эту LADA 1984 VAZ 2105 Turbo Unique. Как мы уже говорили, за свою Lada Riva (так в США называют ВАЗ-2105) он запросил $30 000!
За эту сумму в Америке можно купить новый Mustang, VW Passat или б/у Hummer. В комментариях к объявлению продавец назвал свой лот уникальным «квадратным седаном» («boxy sedan»), который оснащен турбированным двигателем и 5-ступенчатой «механикой» отFiat Spyder. Сиденья — от Lexus SC 430, а диски якобы были сделаны по спецзаказу.
Самой распространенной (и при этом рентабельной при продаже) моделью ГАЗа за границей является Волга. ГАЗ-24 стоит зачастую недорого, а вот стоимость ГАЗ-21 в отличном состоянии может доходить до $20 000 в США или до 15000-20000 евро в Европе.
Стоит отметить, что преимущественно 21-е Волги неплохо продаются и покупаются в Британии. Не в последнюю очередь по той причине, что когда-то в Королевсте был дилер ГАЗа Thomson & Taylor, который продавал на местном рынке особые версии Волг. Разумеется, с правым рулем. Но такие машины большая редкость и они действительно почти на вес золота, потому что таких авто было продано в Британии всего 15 штук. Лишь об одной известно, что она дожила до наших дней. Сейчас этот автомобиль поддается тщательной реставрации — для продажи на аукционе.
Значительно реже за рубежом встречаются такие модели, как ГАЗ М-20 («Победа») и внедорожные ГАЗы. Цены на них могут варьироваться от 3000 долларов до… зависит от фантазии продавца. Например, вот эта «Победа» была продана за 6000 долларов.
К слову, нередко на страницах зарубежных сайтов по продаже классических авто можно увидеть объявления от наших соотечественников, предлагающих советские раритеты якобы с богатой историей (хотя частенько это просто легенда) и, как результат, за очень немалые деньги. В основном о месте пребывании машины в Украине можно понять или по e-mail, или по приписке «location: Ukraine». Пример тому — данный экземпляр.
ГАЗ «Чайка». За этот автомобиль в зарубежных странах просят абсолютно непредсказуемые суммы. Если «Чайка» первого образца, а такие изредка встречаются за границей, цена может доходить до 100 000 долларов (иногда больше). «Чайку» 80-х годов можно приобрести раза в два дешевле. Например, вот этот автомобиль 1985 года продается в Праге за 36 000 евро.
Автомобили Запорожского автозавода за рубежом явно не на вес золота, но в таких странах как Бельгия, Латвия, Литва и Германия есть немало поклонников и «горбатых», и «мыльниц».
Если машина действительно в хорошем состоянии — 4000-5000 евро за нее вполне реальная цена. Причем она может быть одинаковой, независимо от года выпуска модели.
В Америке тоже есть почитатели «Запорожцев». Видимо, потому что их здесь нет… стоят они там немало. Для понимания достаточно посмотреть эту переписку, начатую с текста «I have 2 models of ZAZ 965 and 968 ZAPOROZHETS red and gray. I am the only one in USA to have these. They are for sale for the right price. Please don’t low ball me because i will not respond. Please serious buyers only. Remember it is nearly impossible to bring them here»:
ЗИЛ/ЗИС
Для удачной реализации этих авто предприимчивые продавцы используют самые вычурные высказывания об СССР, вспоминают Сталина, Ленина, Брежнева и пр. Цель — убедить потенциального покупателя, что он приобретет не большой кусок железа, а воплощенную в металле историю. Отсюда и цены, сопоставимые со стоимостью суперкаров…
При продаже этого ЗИЛа 41052 1989 года выпуска основной упор в объявлении сделан на завод Лихачева, Бориса Ельцина и уникальную капсулу безопасности. Автомобиль находится в Лос-Анджелесе. Цена — 990 000 долларов!
В 2010-м году на сайте интернет-аукциона JamesList «всплыл» якобы принадлежащий Сталину ЗИЛ ЗИС-110 1949 года, прозванный «советским Роллс-Ройсом». Его реставрировала финская компания, которая, собственно, и выставили на продажу уникальную машину. Известно, что она нашла покупателя, но сколько он заплатил за авто — информации нет.
Продукция Луцкого автозавода горячо любима в Венгрии, Британии, Польше, Чехии, Германии, Латвии, Литве и т.д. Изредка ЛуАЗы встречаются в продаже и за океаном. Существуют сайты по продаже запчастей, инструкций и самих автомобилей. ЛуАЗ 969 стоит в странах ЕС порядка 2000-5000 евро.
Водоплавающая модификация обойдется дороже. В ЕС цены на ЛуАЗ 967 могут составлять 3000-8000 евро, в зависимости от состояния. В США — около 10-13 тысяч долларов за авто в отменном состоянии.
Военные внедорожники УАЗ можно встретить и в США, и в Британии, и в Германии, и в странах Африки. Наибольшее число поклонников, помимо стран постсоветского пространства, числится в Британии. Здесь даже есть клуб любителей военной российской техники. В Штатах также есть сайт, посвященный владельцам УАЗов.
Британия. 2750 фунтов-стерлингов
Германия. 6300 евро
США. ГАЗ-69. От 10 000 до 20 000 долларов за авто в отличном состоянии
Есть за границей и очень-очень ярые поклонники УАЗа по прозвищу «Буханка» (УАЗ-452/УАЗ-3741). Как мы уже рассказывали, от этого автомобиля «сходят с ума» жЫтели Японии. С учетом пошлин и налогов, «Буханка» обходится японцам в 40 000 долларов! Зачем тогда японцам, привыкшим к высоким технологиям и роботам, нужен пережиток далекого прошлого за такие деньги? Все просто — для них это своего рода эксклюзивный конструктор, для баловства. Они тюнингуют УАЗы, переделывают узлы и агрегаты. В общем, такой вид развлечения.
Поскольку 40 000 долларов неподъемная сумма для многих японцев, в этой стране даже есть специалисты, выпускающие реплики на тему «Буханок». Они строят их на базе японских минивэнов, стилизуя их под УАЗы.
Такие авто стоят на порядок дешевле, но сам факт подделывания советских «бусов» поражает. Восток — дело тонкое…
Москвич
Москвичи в хорошем состоянии — редкость за границей. Они либо «убитые» и продаются по цене металлолома, либо стоят очень дорого.
В Америке, если верить упомянутому ранее Георгию Мельнику, который предлагал ЗАЗы «только серьезным покупателям», есть всего один Москвич 412. Ясное дело, только у него. С этим экземпляром он готов расстаться за «символические» 15 000 долларов.
Что касается легендарного 401-го, найти его в продаже сложно даже в близлежащих европейских странах. Но наши люди готовы отправить отреставрированные авто, лишь продать за хорошую цену. Такие объявления — сплошь и рядом на зарубежных сайтах, посвященным авто-классике.
Да и таких предложений тоже немало, правда, не совсем ясно, на что рассчитывают авторы объявлений…
Подведем итоги
Продажа раритетных авто — это искусство. Стоимость же раритетных авто зависит от множества факторов, но прежде всего, от состояния автомобиля и «подвешенности языка» продавца. Иногда достаточно в фотошопе сделать снимок, якобы подтверждающий, что на этом авто ездили Алла Пугачева, и вполне вероятно, что может найтись тот, кто в это поверит и заплатить любые деньги. Бывает и иначе — можно продавать авто, не зная его истории, а через год-два увидеть его в продаже за вдесятеро большую сумму и с «подтвержденной» родословной. Так или иначе, но если владеете советским раритетом, не надо спешить с ним расставаться. Лучше содержать его в хорошем состоянии и хранить для внуков. Кто знает, может, они смогут поменять его на квартиру в центре Киева…
Обзор рынка олдтаймеров и инвестиционные перспективы
Ретро автомобили оказались лучшей инвестицией десятилетия.
На них можно было заработать почти 500% – в разы больше, чем на вине, искусстве, элитной недвижимости, акциях и хедж-фондах.
Ferrari и Porsche легко обогнали самых известных управляющих хедж-фондами, принеся за последние 10 лет трехзначный доход.
Как свидетельствует индекс инвестиций в предметы роскоши, составляемый международным агентством Knight Frank (Knight Frank Luxury Investment Index), за 5- и 10-летний периоды, завершившиеся в конце I квартала 2016 г., вложения в топовые марки классических автомобилей принесли 161 и 467% дохода соответственно. Это существенно больше, чем можно было заработать на инвестициях, например, в золото, дорогую лондонскую жилую недвижимость или просто в акции (см. график). В частности, индекс доходности хедж-фондов, который рассчитывает Hedge Fund Research, вырос с начала 2006 г. на 39,6%.
Динамика цен на различные виды активов
Большинство людей не обращают внимания на колебания рынка и изменения экономики в целом. Конечно, когда происходит заметный спад экономики, все мы «что-то» слышим об этом, но многие плохо себе представляют масштабы проблем. Всё, что мы знаем и понимаем, – это то, что «сейчас трудные времена» и «банки сами виноваты». Это большая ошибка, так как знание и понимание законов рынка позволяют предвидеть изменения в его состоянии. Если вооружиться этими знаниями, можно значительно улучшить собственное финансовое положение, играя на фондовом рынке или инвестируя в перспективные направления. Мы также сможем принимать взвешенные решения по поводу того, стоит ли нам «приберечь запасы на зиму или пришла пора расходовать их сейчас».
За последние несколько лет количество выставляемых на продажу классических автомобилей значительно увеличилось. Появилось больше аукционных домов, проводится больше аукционов. Аукционы, длившиеся один день, теперь идут два. Да и число дилеров, торгующих олдтаймерами за последние пять лет выросло более чем вдвое.
Логично, что процентное соотношение количества проданных автомобилей к количеству продаваемых последнее время сокращается.
По данным Американских автомобильных аукционов
Причем наиболее заметное количественное выражение для наиболее дорогих лотов аукционов (от 250 тыс долларов) падение составило с 82 процентов в конце 2013 года до примерно 63 процентов к 2016 году. В то же время, желание обладать недорогим автомобилем и получать удовольствие остается неизменным.
Самые "популярные" и востребованные автомобили аукционов:
Порше 911 (красная линия), Мерседес Пагода (зеленая линия), Ягуар E-type (синяя линияя)
Рост числа предлагаемых моделей классических Porsche на 60%, отчасти можно объяснить тем, что их стоимость увеличилась за последний год в 1.5 раза, чтоб приносит хорошую прибыль владельцам, готовым с ними расстаться. Аналогичная ситуация и с Mercedes Pagoda, который прибавил по 40% к цене за последний год.
Второе, на что можно обратить внимание — превалирование европейских классических брендов над традиционными американскими автомобилями, даже на родине последних.
Топ 5 марок, предлагаемых к продаже через аукцион Monterey
Российский внутренний рынок.
В силу специфики и национальных особенностей я бы сказал, что внутренний рынок сейчас охлаждается, что не так хорошо для инвесторов, но зато наступает хорошее время для коллекционеров. Если Вы думаете купить советский массовый классический автомобиль (например, Волгу или Москвич) в надежде на то, что в ближайшие два-три года он удвоится или утроится в цене, не думаю, что это хорошая идея. Но если Вы коллекционер, сейчас хорошее время для покупки. За последний год встречались в продаже хорошие экземпляры редких ЗИС 101, ЗИС 115, ЗИЛ 111 и др. советских коллекционных автомобилей. Кроме того предлагались к продаже и частные закрытые коллекции.
Среди автомобилей, которые могу Вам рекомендовать покупать:
— 1976-89 Porsche 911 Turbo (внутренний заводской индекс 930 — сплав надежности и драйва)
Порше 911 — эволюция модели
— 1984-89 Porsche 911 Carrera — последний из низкотехнологичных, с воздушным охлаждением 911s, бесспорно, лучший. Все слабые места предыдущих авто в линейке — низкая устойчивость кузова к коррозии, слабые коробки передач с воздушным охлаждением, средний ресурс мотора — были устранены. Эти машины при надлежащем обслуживании способны проехать 300.000-500.000 км без серьезных проблем.
Porsche 911 Carrera 1984
-из редких для Российского рынка Европейских машин могу порекомендовать 1968-78 Lamborghini Espada и 1956-62 Alfa Romeo Giulietta Spider Veloce
Lamborghini Espada
-среди Советских классических автомобилей хороший потенциал роста у правительственные лимузинов ЗИЛ и Чайка ГАЗ 13.
ГАЗ 13 Чайка
Сегодня рынок классических автомобилей в РФ стабилен, в кризис здесь появляется больше интересных предложений, но цены на них всё равно не падают.
Ретроавтомобили вскладчину
Фото с сайта Tmuseum.ru, с разрешения Вадима Задорожного
Во что можно вложиться в кризис, если есть свободные деньги, – вопрос, который сегодня волнует людей. Счет в банке – сегодня не кажется таким уж надежным: отзывы лицензий случаются достаточно часто, да и прибыли депозиты приносят немного. Традиционные акции и игра на бирже – для специалистов. Вложения в металлические счета или в золото – процесс долгий, хорошую прибыль тут надо ждать не раньше, чем лет через 15. Но есть множество нестандартных вложений. Насколько выгодны они?
Прибыльное вложение
По данным Агентства Knight Frank, специализирующемся на операциях с недвижимостью, самыми выгодными для инвесторов за последнее время стали вложения в ретроавтомобили. За последние 10 лет доход, по подсчетам агентства, составил 430%, за последние пять лет — 115%. Согласитесь, серьезные цифры.
Конечно, прежде всего речь идет об исключительных раритетных образцах. Так, на мартовском аукционе Сотбис в этом году самыми дорогими автомобилями стали: Ferrari 290MM by Scaglietti 1956 года, который был продан за 28,05 млн $ и Aston Martin DB4GT Zagato 1962 года, которого купили за 14,3 млн $.
А самыми «дешевыми» – BMW 507 Roadster Series II 1959 года (2,6 млн $), Bugatti Type 57C Atalante 1938 года (2,5 млн $) и Porsche 356 C1600 SC Cabriolet 1964 года (1,760 млн $).
Впрочем, эксперты рынка предупреждают, что такого рода вложения – достаточно рискованны, их можно позволить себе только в дополнение к более традиционным видам. И лишь в случае, если есть по-настоящему свободные деньги.
Фото с сайта Tmuseum.ru, с разрешения Вадима Задорожного
Чешская инициатива
Два года назад в Чехии родилась интересная идея. Заметив, что ретро-автомобили стоят дорого и со временем только растут в цене, не обращая внимания на экономические волны и цунами, а их продажи всегда сопровождаются успехом, группа инвесторов решила попытать счастья.
Надо сказать, что не все ретроавто стоят по-настоящему дорого. Сегодня многие массовые модели середины 60-х годов в Европе можно купить за 650-20.000$. А вот по-настоящему ценные экземпляры в цене доходят и до нескольких миллионов долларов.
Чешские энтузиасты нацелились именно на такие предметы вожделения богатых коллекционеров. Поодиночке купить раритеты они не могли, поэтому создали фонд, чтобы приобретать ретроавтомобили и потом выгодно перепродавать их.
За два года они проделали большую подготовительную работу. Для начала изучили рынок продаж и определили, что выгоднее всего сосредоточиться на европейских марках – Porche, Mercedes, Jaguar, Aston Martin, Alfa Romeo, Lancia, Fiat и т.д. Со временем фонд планирует еще и ремонтировать купленные олдмобили. Позаботились чехи и о том, кто будет давать советы по приобретению и продажам – фонд намерен приглашать для таких целей комиссию экспертов. Нашли место для размещения будущей коллекции и разработали инвестиционную стратегию. «Входной взнос» в клуб чехи определили в 75 тыс евро.
Вместе им под силу оказалось купить то, что они не могли себе позволить поодиночке.
Фото с сайта Tmuseum.ru, с разрешения Вадима Задорожного
Перспективы
Но ведь можно же и понизить планку, не гнаться за супердорогими авто, а покупать средний сегмент – достаточно ценный, чтобы не падать в цене и быть привлекательным для коллекционеров, и в то же время не слишком дорогой, чтобы оказаться доступным для приобретения вскладчину менее состоятельным россиянам?
Перспективы таких инвестиций в России мы обсудили с антикваром и коллекционером олдтаймеров Вадимом Задорожным, основателем Автомобильного клуба Кабриолетов и Родстеров и Музея Техники.
– Не исключаю, что это могла бы быть выигрышная идея, – сказал Вадим Николаевич. – Интерес к старому транспорту в России достаточно высок. Но тут самое главное – кто будет специалистом, который начнет формировать коллекцию для таких инвесторов. Очень важно, чтобы это был не только прекрасный профессионал, разбирающийся и в рынке, и в олдтаймерах, но и человек порядочный.
Фото с сайта Tmuseum.ru, с разрешения Вадима Задорожного
Нюансы российского рынка
– Какие ретроавтомобили наиболее популярны в нашей стране?
– Есть разные сегменты – кто-то любит немецкую технику, кто-то – классику… Отечественная техника пользуется спросом.
– Но в России нет аукционов, где можно было бы выгодно продать такое приобретение…
– Да, аукционов нет, это все личные отношения коллекционеров, личные продажи.
– Средняя цена на рынке ретроавтомобилей в России сопоставима с международными ценами?
– В каких-то – дешевых – сегментах рынка, да, но в целом – там цены на порядок выше. К примеру, те же Виллисы можно в России приобрести и за $100 тыс., и за $150 тыс. Это для России очень высокая цена. Но это тоже все продажи в частные коллекции.
Вообще цены – очень сложный вопрос. Тут сложно рассуждать «в общем»: важно все – модель, ее раритетность, год выпуска, состояние автомобиля, множество нюансов…
– Продажи идут только внутри России? Вывоз олдмобилей за границу – это же вывоз антиквариата? То есть запрещено?
– Да, такие машины рассматриваются, как культурные ценности.
Тут такой еще нюанс. Если это культурная ценность, то ездить вы на ней не сможете. То есть техпаспорт не получите: это музейный экземпляр, который стоит в гараже и в лучшем случае вы сможете порулить на собственном дачном участке.
Но если вы захотите видеть олдмобиль именно автомобилем, вы должны будете поставить его на учет, и платить транспортный налог, покупать страховку и т.д.
А в случае, если захотите продать машину за границу, вы должны сначала получить разрешение Минкульта на вывоз – то есть получить свидетельство, что эксперты не признают машину культурной и исторической ценностью. Но – все авто до 1940 года выпуска вывозить нельзя ни при каких обстоятельствах.
В любом случае я знаю немало примеров, когда в Россию ввозят олдмобили, а вот практики вывоза для продажи у нас в стране нет.
Автор: Елена Скворцова
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды