Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
В Минпромторге рассказали, что будет с ценами на шины
Отмечается, что доля натурального каучука из азиатских стран в производстве шин для легковушек составляет примерно 5%. Кроме того, подорожание натурального каучука на 30% провоцирует рост себестоимости шины всего на 1,5%.
Что касается отечественных шин, то увеличение курса иностранных валют в сторону повышения существенно на их цену не влияет, так как сырье в основном закупается в рублях, а доля иностранных компонентов в себестоимости не более 5%.
Также в министерстве уточняют, что зимние шины выпускаются летом, сейчас их изготовление практически завершено.
Шины подорожали вдвое. Оправдана ли наценка, ждать ли дефицита, стоит ли покупать шины впрок?
Середина и конец весны – традиционное время для переобувки. В этом году покупателей ждал неприятный сюрприз – многие летние шины подорожали в два раза, а иногда и больше!
В зависимости от того, какие заявления делали владельцы крупнейших шинных заводов, находящихся в России – преимущественно, иностранные бренды. Увеличение цен коснулось и шин для коммерческого и грузового транспорта, ЦМК (цельнометаллокордных) шин, и шин для мототехники — мотоциклов и квадроциклов. В росте цен потребители винят санкции и производителей шин, но справедливо ли это?
Я решил глубже исследовать вопрос и понять, так ли все плохо: оправдан ли резкий рост цен на шины в магазинах, чем он вызван и стоит ли закупать шины впрок.
Почему дорожают шины
Начнем с того, что шины подорожали не внезапно. Рост цен начался еще во времена пандемии. Нарушение логистических цепочек, общий дефицит, кратный рост цен на логистику, компоненты для производства, запчасти и оборудование.
Производители шин, неся более высокие затраты, вынуждены перекладывать этот рост в цену конечной продукции. Но цену они увеличивают не сразу, делают это с определенной задержкой от увеличения цен на сырье и логистику, чтобы избежать шокового для покупателя роста.
О каких цифрах идет речь? С декабря 2021 г по апрель 2022 г. увеличение стоимости компонентов для производства шин составило 44%.
При этом за февраль – март 2022 года стоимость сырья для производства шин выросла на 21,2%. Это также привело к плавному увеличению отпускных цен на продукцию шинных производств.
Шины как продукт производства дорожают в том числе из-за роста динамично колеблющихся цен на глобальные ресурсы: металл и нефть. Рост среднемесячных значений европейских котировок в марте составил порядка 15-20% и рост курса доллара превысил 37%.
Очевидно, что переход в расчетах на текущий курс (порядка 83 руб. /доллар США) =поможет снизить закупочные цены, но рост котировок и ограничение импорта в РФ все равно приводит к значительному удорожанию сырьевых товаров в апреле 2022.
Рост переменных затрат определяет увеличение оптовых цен на шинных производствах. За последний год расходы на сырье и энергию для выпуска одной шестнадцатидюймовой шины выросли почти на 1,5 тыс. руб. Стоит помнить, что оптовая цена включает в себя не только переменные, но и постоянные затраты, которые также выросли, пусть и не так значительно: подорожали запчасти, расходные материалы, и оборудование.
Но оправдывает ли все вышесказанное рост цен на шины в магазинах – в два и более раз?
Оптовые цены растут меньше рыночных
В начале статьи было сказано про дефицит. По данным системы «Честный знак», которая отвечает за маркировку шин и их сквозной учет, дефицита нет — существующего на российских складах запаса в 61 миллион легковых шин должно без проблем хватить на срок от 11 до 24 месяцев, без учета текущего производства.
То есть жесткого дефицита нет и в помине. За то оговоркой, что продукция шинных брендов, которые заморозили свою деятельность (по производству шин в России и импортным поставкам), на рынок производителем не поставляется (остатки лежат на складах). Оптовые прайс-листы на них давно не обновлялись, так как отгрузки нет, но зато «розница» летит вверх.
К тому же, учитывая ярко выраженную сезонность шинного бизнеса (пики продаж наблюдаются в весенние месяцы и поздней осенью), производство летних шин и их отгрузка дилерам продаж начинается за полгода-год до старта сезона замены шин. То есть все заводы уже ранее произвели шины для реализации в 2022 году, и произошло это до последних повышений оптовых цен, то есть по ценам, на которые еще не влиял рост затрат и выросший курс валют. Если дилеры закупали шины заранее, то сделали это также по старым ценам.
Дальше вы, наверное, уже догадались. Когда дефицита нет в нужной степени – его можно создать, увеличив свою прибыль. Шинные дилеры в непростой экономической ситуации решили придерживаться простой политики. Они, само собой, не компенсируют рост оптовых цен. И на волне спроса умножают «оптовое» подорожание еще минимум вдвое. Просто потому, что могут. Паническим потребительским спросом грех не воспользоваться, по примеру автодилеров, во время пандемии наработавших огромный опыт в успешном создании колоссальных наценок на автомобили. Называемая покупателю причина – все тот же дефицит.
Достаточно сравнить цены интернет-магазинов с текущими оптовыми прайсами (на начало апреля), чтобы понять, о чем идет речь. Для примера возьмем массовые недорогие шины.
Например, оптовая цена на популярную российскую шину Cordiant Comfort 2 SUV 215/65 R16 увеличилась на 2 055 рубля (3307 руб. в 2021 и 5362 руб. в 2022 г), при этом розничная выросла на 3 602 рубля (4548 руб. в 2021 против 8150 руб. в 2022 году).
Шины иностранных брендов, даже производимые в России, подорожали сильнее. Для примера, оптовая цена на Bridgestone Ecopia EP850 215/65 R16 выросла на 1 023 рубля (4043 руб. в 2021 и 5066 руб. в 2022 г), а розничная – на 3 373 рубля (в 2021 году она стоила в рознице 5 717 руб, а в 2022 году – 9 090 руб. за штуку). Nokian Nordman S2 SUV 215\65 R16 в опте выросла на 1 841 рубль (3524 руб. в 2021 и 5365 руб. в 2022 г), а в рознице – на 3 968 руб (4 972 рубля в 2021, 8 940 в 2022 году).
Впрочем, география марки — не всегда определяющий фактор для масштаба подорожания. Например, российская шина Viatti Bosco V-237 215\65 R16 в опте выросла на 2 046 рубля (3062 руб. в 2021 и 5108 руб. в 2022 г), а в рознице – на 4 257 рублей (4 048 руб в 2021 и 8 305 руб. в 2022 году).
Итог очевиден. Случившийся весной 2022 года рост цен на компоненты для производства шин, логистику, и изменение валютных курсов, минимально повлияли на оптовую стоимость летних шин весной 2022 года. Основная наценка для конечного покупателя создается как самими розничными продавцами, так и в каналах дистрибуции (крупные оптовые компании), которые сформировали новые прайс-листы исходя из курса валюты в духе 120-130 рублей за доллар, и не пересчитали их вниз. Хотя фактический курс сейчас заметно ниже (около 79.5 рублей на момент написания статьи). Конечно, с валютными операциями есть сложности, но тем не менее.
Стоит ли ждать дефицита шин и дальнейшего роста цен?
Несмотря на непростую ситуацию на рынке и рост цен, дефицита ждать не стоит. Запасы летних и зимних шин на складах у дистрибьюторов есть, и их вполне достаточно для закрытия потребностей российского рынка на период от года до двух лет, без учета текущего производства.
При этом продолжают работу заводы Nokian, Cordiant, Pirelli и Kama/Viatti. Остальные производители «изучают возможности возобновления производства и импорта шин», и сделают это при первой же возможности.
Конечно, возможно временное вымывание с рынка моделей с нишевыми типоразмерами уходящих марок, но рынок структура гибкая и сам найдет, чем заместить ушедшие бренды в обозримой перспективе.
Так что по большому счету покупать шины впрок по «рыночной цене» сейчас смысла никакого нет. Если только не хотите переплатить за товар, цена на который искусственно завышена.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но сказанное в той или иной степени относится и к другим категориям автомобильных расходников и компонентов. А вы как считаете, оправдан ли ТАКОЙ рост цен на шины и другие запчасти весной 2022 года? Ваши мнения и дополнения – в комментариях.
В России объяснили резкий рост цен на шины
Российский Минпромторг объяснил резкий рост цен на шины для легковых автомобилей. По данным ведомства, причиной подорожания стали не только выросшая стоимость сырья, но также проблемы в логистике и колебания курса валют, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя пресс-службы министерства.
В целом, в министерстве указали, что изменение стоимости было отложенным из-за лага переработки сырья. «Летняя шина производится в ноябре 2022-го из сырья, купленного по ценам августа 2022-го, а на полке оказывается в феврале 2023-го», — пояснили в Минпромторге. Также, подчеркнули в министерстве, сейчас уже сформировано предложение по летним шинам, так что дефицита не ожидается.
Более того, в министерстве считают, что на фоне профицита мощностей и переструктурирования рынка цены и вовсе могут снизиться. «Ожидаем результатов после смены собственников локализованных в РФ заводов и их запуска на полную мощность», — добавили в пресс-службе.
Ранее россиян предупреждали о рисках при покупке подержанных шин. Как объяснял автоэксперт Виталий Архиреев, автолюбителям необходимо разбираться в маркировке резины. Бывшим в употреблении покрышкам, по словам эксперта, может понадобиться ошиповка. Он отметил, что эта процедура не стоит больших денег, так что стоимость подержанной резины все равно останется ниже, чем в магазине.