Долго и дорого. Как теперь обслуживать иномарки из недружественных стран
Автобизнес держится не только на продаже автомобилей, но и на обслуживании, владельцы буквально «привязаны» к дилерам гарантией и вынуждены обслуживаться в официальных сервисных центрах. Но сейчас многие европейские производители заявили об уходе из России. Renault продал два своих завода, остановили российские конвейеры предприятия Volkswagen и BMW. Кто-то обрубил поставки как самих авто, так и запчастей.
Как рассказал «Новым известиям» владелец BMW пятой серии Денис, не так давно он провел плановое техобслуживание своего авто. Но фильтры и запчасти пришлось покупать самому.
«В официальном сервисном центре сказали, на каком сайте и какие запчасти заказать, — рассказал владелец BMW, — это были не оригинальные запчасти, но производства Италии. Их привезли, в сервисе их поставил, все хорошо».
Владелец Audi Q7 Дмитрий рассказал, что квеста с поиском запчастей у него не было, но стоимость обслуживания выросла в три раза.
«В прошлом году плановое ТО обошлось в 30 тысяч рублей, в этом попросили 90. Машина на гарантии, поэтому пришлось платить», — посетовал он.
«Впрок машину не отремонтируешь»
Подтверждает проблему владелец автосервиса из Санкт-Петербурга, основатель клуппа независимых СТО Александр Пахомов. По его словам, проще всего решить вопрос с маслом и техническими жидкостями, так как их производят и в дружественных странах. Похожая история с фильтрами. Материалы для них производят всего несколько компаний в мире, поэтому конечный продукт, если это не откровенная подделка, будет такой же качественный, как оригинал.
«Другое дело полноценный ремонт, — говорит Александр Пахомов, — его нужно разделить на две группы: восстановительный и слесарный. Оптика и стекла доступны от сторонних производителей, а по кузовным элементам пока есть вопросы. Наверное, скоро появятся приличные варианты, но пока то, что приходит из Китая, не всегда даже в размер попадает. Но если есть спрос, думаю, и производитель найдется. Что касается слесарного ремонта, то с поиском быстро изнашиваемых деталей: колодок, дисков, аммортизаторов и т.п. больших проблем нет. Сложно с электронными компонентами, контроллерами управления двигателем и т.п. Вот их у сторонних производителей не найти. Напрямую их не поставляют».
По словам Александра Пахомова, каждый клиент с подобным запросом – это сложная задача, которую решают индивидуально. Самый простой и очевидный способ – найти нужную деталь на авторазборе, где продают запчасти с битых машин. После того, как нужная деталь была найдена, ее придется еще и перепрограммировать под вашу машину.
«Кроме того, такие запчасти по прежнему можно заказывать через крупных дистрибьюторов, но сроки поставки очень длительные, минимум – месяц, — говорит эксперт, — еще один вариант – найти кого-то на той стороне, кто купит такую запчасть, как для себя и привезет в Россию. В Петербурге, например, много людей с финскими паспортами или родственниками в этой стране. Эти пути всегда были. Но ради справедливости надо сказать, что производители борются со всеми путями обхода санкций. Увидели, что в Казахстане объем потребления запчастей вырос в несколько раз, начали ограничивать поставки. Так же и в Турции».
Александр Пахомов отмечает, что спрос на услуги автосервиса подскочил весной этого года, но сейчас остается на привычном уровне.
«Надышаться впрок нельзя, если вы в этом году уже обслужили машину, то смысла нет делать это через месяц, — говорит он, — весной был ажиотаж и народ раскупил масло, фильтры и т.п. Сейчас они с этим приезжают на ТО. Мы видим, что рынок подрос в рублях, потому что все подорожало и запчасти и работы. Рост на комплектующие от 10 до 80% в зависимости от марок и конкретных изделий. Но в количестве клиентов ничего не изменилось».
Параллельный импорт только раскачивается
Снять проблему с запчастями, да и с машинами призван такой инструмент, как параллельный импорт. Но, как признали в ассоциации Российские автомобильные дилеры, этот процесс только настраивается, и никто не может гарантировать, что нужная деталь будет поставлена.
«С конца февраля из-за разрыва логистических цепочек, остановки поставок новых автомобилей и деталей по официальным каналам перед российским рынком встали два ключевых вопроса: где взять новые автомобили и откуда везти запчасти? К дефициту, образовавшемуся в авторитейле в 2020-21 годах, теперь добавились санкции, ухудшившие экономическую ситуацию в стране и, как следствие, снизившие покупательскую активность, что привело к беспрецедентному падению рынка новых машин, — сообщили «Новым известиям» в РОАД. — Весной ассоциация обратилась к автопроизводителям с просьбой дать четкий ответ по поводу ситуации вокруг поставок запасных частей и возможности использования их аналогов. Почти все из них заверили нас, что прилагают все возможные усилия к тому, чтобы возобновить поставки, но никто не смог дать гарантий по срокам, а обслуживать и ремонтировать автомобили клиентов нужно уже сейчас. Одновременно с этим мы обратились в Минпромторг России с предложением рассмотреть параллельный импорт запасных частей как временную меру, которая позволит обслуживать автомобили наших клиентов в срок. Сейчас в направлении запасных частей смогли добиться снятия бюрократического ограничения по обязательному предъявлению сертификатов, принадлежащих обладателям прав на товарные знаки, то есть импортерам. Так или иначе, дефицит деталей пока не устранен. В настоящее время мы не можем с уверенностью говорить, что завтра перед нашим клиентом будет полный перечень как запасных частей, так и автомобилей желаемых брендов и комплектаций».
По словам одного из опрошенных руководителей дилерских центров, на рынке пока никто не смог настроить полноценные параллельные поставки запчастей.
«Из крупных дилерских компаний я не знаю тех, кто наладил бы уже параллельный импорт. То есть все сейчас находятся на стадии отработки этих процессов. Отчасти это связано с тем, что есть какие–то склады, не совсем всё пусто. Есть ещё какое–то время для того, чтобы присмотреться. Требования у дилерских компаний к юридическим аспектам своего бизнеса достаточно высокие. То есть нам есть что терять, и мы не хотим это терять», — сообщил собеседник.
По словам депутата Госдумы Валерия Гартунга, с поставками запчастей ситуация гораздо проще, чем с поставками целых машин.
«На выручку пришли компании, ранее занимающиеся поставками из Китая и Турции, — сообщил депутат. — Раньше работу с ними иностранные производители не приветствовали, сейчас же этих ограничений нет, и поставщики неоригинальных запчастей в разы увеличили объёмы поставок. Ситуация со сложными запчастями в принципе не сильно отличается. Производители, прекратившие производство в России в большинстве своём продолжают гарантийную поддержку. Не все гладко, но пока выбирать не приходиться. Все таки проблемы с этими запчастями не имеют массового характера, ну а если и возникнет такая ситуация всегда можно найти иного поставщика, который сможет решить эту задачу. Да, на это уйдёт больше времени и средств, но безвыходной ситуации нет».
Стоимость обслуживания автомобилей в России выросла на 21%. Что будет дальше
«После обострения геополитической ситуации в 2022 году стоимость технического обслуживания автомобилей в России стала дороже на 50% из-за роста цен на оригинальные запчасти, поставщики которых отказались от партнерства с российскими дилерами. Однако после появления на рынке аналогов комплектующих, не уступающих по качеству оригиналам, ситуация с прайсами на сервисные услуги и сервисное обслуживание стабилизировалась. Но ремонтные работы в 2023 году подорожали — за период с января по май средний чек независимо от возраста авто вырос на 21%.
На сегодняшний день предпосылок для увеличения стоимости технического обслуживания нет. Дефицит запчастей и расходников наблюдается только в сегменте премиальных машин, в остальных случаях используются аналоги или комплектующие, ввезенные при помощи параллельного импорта. Однако из-за волатильности курса валют и регулярного роста цен на логистические услуги, стоимость запчастей может увеличиться к концу года в 2-5 раз в зависимости от политики ценообразования производителей и количества участников логистической цепочки», — отмечает директор по сервису автомобильного маркетплеса Fresh Александр Носко.
В то же время директор по сервисному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов подчеркивает, что запасные части, производимые на территории РФ, часто изготавливаются с применением импортного сырья, что в целом тоже включается в себестоимость конечного продукта.
«В основном изменение цены запчастей пропорционально изменению курса валюты. Дополнительные риски, которые сейчас имеют место быть — это влияние санкций на логистику и оплату товара. Цепочки поставок товаров удлиняются, стоимость перевода денег тоже увеличивается. В целом цена запасных частей за последний месяц выросла на 10-15%.
Общая нестабильность курсов валют влияет на ТО и ремонт автомобиля, но задача любого коммерческого предприятия сохранить клиента. Сейчас тренды в обслуживании автомобилей следующие: ремонт узлов и агрегатов, использование неоригинальных запасных частей, использование аналогов, использование контрактных и бывших в употреблении запчастей», — добавляет Тимашов.
В России подорожали автозапчасти и ремонт. Сколько теперь стоит ТО
Стоимость ряда автозапчастей для моделей Lada на конец апреля выросла на 11-89% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом детали для ряда иномарок от Hyundai Solaris до Toyota Camry подешевели на 2%-49%. К таким выводам пришел Autonews.ru, проанализировав предоставленные данные по динамике цен на автозапчасти от профильных порталов Drom.ru и «Авито».
При этом с конца февраля 2022 года и всю первую половину весны в России наблюдался ажиотажный спрос именно на расходные запчасти. Об этом рассказали специалисты Drom.ru и «Авито», а также другие участники отрасли. Такая тенденция была связана с резким ростом курсов валют по отношению к рублю, последующим резким ростом цен в сегменте запчастей. С середины весны 2022 года стоимость этой категории товаров неуклонно снижается, следует из данных «Дрома».
Данные Drom.ru по апрелю 2022 и апрелю 2023 года:
Средние цены по России на оригинальные запчасти и популярные аналоги | ||||
Модель | Запчасть | Цена 2022г. | Цена 2023г. | Изм. |
Lada Granta 2017 | Диск тормозной | 1 485 руб. | 1 630 руб. | 10% |
Lada Granta 2017 | Колодка тормозная | 1 538 руб. | 1 878 руб. | 22% |
Lada Granta 2017 | Ремень ГРМ | 1 159 руб. | 1 337 руб. | 15% |
Lada Granta 2017 | Свеча | 169 руб. | 320 руб. | 89% |
Lada Granta 2017 | Фильтр воздушный | 468 руб. | 518 руб. | 11% |
Lada Granta 2017 | Фильтр масляный | 467 руб. | 512 руб. | 10% |
Lada Granta 2017 | Фильтр салонный | 364 руб. | 406 руб. | 11% |
Hyundai Solaris 2020 | Диск тормозной | 5 934 руб. | 5 799 руб. | −2% |
Hyundai Solaris 2020 | Колодка тормозная | 4 426 руб. | 5 799 руб. | −16% |
Hyundai Solaris 2020 | Свеча | 811 руб. | 671 руб. | −17% |
Hyundai Solaris 2020 | Фильтр воздушный | 1 204 руб. | 930 руб. | −23% |
Hyundai Solaris 2020 | Фильтр масляный | 891 руб. | 699 руб. | −22% |
Hyundai Solaris 2020 | Фильтр салонный | 1 428 руб. | 841 руб. | −41% |
Hyundai Solaris 2020 | Цепь ГРМ | 9 934 руб. | 6 594 руб. | −34% |
Nissan X-Trail 2018 | Диск тормозной | 6 451 руб. | 7 685 руб. | 19% |
Nissan X-Trail 2018 | Свеча | 3 512 руб. | 3 041 руб. | −13% |
Nissan X-Trail 2018 | Фильтр масляный | 1 460 руб. | 948 руб. | −35% |
Nissan X-Trail 2018 | Фильтр салонный | 1 250 руб. | 1 232 руб. | −1% |
Nissan X-Trail 2018 | Цепь ГРМ | 8 239 руб. | 8 493 руб. | 3% |
Renault Duster 2020 | Колодка тормозная | 2 978 руб. | 3 013 руб. | 1% |
Renault Duster 2020 | Ремень ГРМ | 9 941 руб. | 9 315 руб. | −6% |
Renault Duster 2020 | Свеча | 625 руб. | 600 руб. | −4% |
Renault Duster 2020 | Фильтр воздушный | 1 635 руб. | 1 218 руб. | −26% |
Renault Duster 2020 | Фильтр масляный | 943 руб. | 746 руб. | −21% |
Toyota Camry 2020 | Диск тормозной | 7 839 руб. | 7 866 руб. | 0% |
Toyota Camry 2020 | Колодка тормозная | 9 023 руб. | 5 957 руб. | −34% |
Toyota Camry 2020 | Свеча | 3 032 руб. | 2 669 руб. | −12% |
Toyota Camry 2020 | Фильтр воздушный | 3 189 руб. | 2 561 руб. | −20% |
Toyota Camry 2020 | Фильтр масляный | 960 руб. | 650 руб. | −32% |
Toyota Camry 2020 | Фильтр салонный | 5 032 руб. | 2 585 руб. | −49% |
Toyota Camry 2020 | Цепь ГРМ | 14 632 руб. | 9 887 руб. | −32% |
В пресс-службе «АвтоВАЗа», куда обратился Autonews.ru, не согласились с приведенными данными, назвав рост цен на расходные детали завышенным в разы. При этом там признали, что некоторые запчасти с начала 2022 года действительно подорожали, что в первую очередь справедливо для иностранных комплектующих.
В «Авито» также отмечают, что если считать не с апреля, а с начала 2022 года, то порой наблюдается противоположная динамика: расходные материалы для Lada подешевели, а для ряда иномарок подорожали.
Так, комплект свечей на Lada Granta по данным «Авито» сейчас стоит 400 рублей, что на 33% дешевле, чем годом ранее. Четыре свечи на Nissan X-Trail обойдутся теперь на 1250 руб., что на 26% дороже прошлогодней цены. При этом в «Авито» подчеркивают, что на ходовые автомобильные расходники предложение относительно весны 2022 года выросло в несколько раз. В «Дроме» также отмечают, что после периода дефицита весной 2022 года предложение увеличилось за счет параллельного импорта.
Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов отмечает, что как раз запчасти на Lada поступают не по параллельному импорту, а их стоимость контролируется автопроизводителем. Именно с этим может быть связан рост цен на комплектующие для отечественных автомобилей, полагает эксперт. При этом он отмечает, что в последние годы на моделях Lada появилось много запчастей от глобальных поставщиков альянса Renault Nissan и именно они подорожали.
В «Дроме» также настаивают, что на рынке не наблюдается стабильности, и некоторые позиции дорожают или дешевеют без каких-либо объяснимых причин. Так, оригинальные тормозные диски на Hyundai Solaris или Toyota Camry после подорожания весной 2022 года в цене почти не изменились, но их аналоги в случае с корейской машиной с тех пор подешевели, а в случае с японской — подорожали.
Стоимость тормозных дисков на Hyndai Solaris от альтернативных марок | ||||||
Модель | Запчасть | Оригинальность | Производитель | Цена 2022г. | Цена 2023г. | Изм. |
Hyundai Solaris 2020 | Диск тормозной | Аналог | Nibk | 5 636 руб. | 5 144 руб. | −9% |
Hyundai Solaris 2020 | Диск тормозной | Аналог | Nibk | 2 617 руб. | 2 410 руб. | −8% |
Hyundai Solaris 2020 | Диск тормозной | Оригинал | Hyundai / Kia | 9 550 руб. | 9 842 руб. | 3% |
Стоимость тормозных дисков на Toyota Camry от альтернативных марок | ||||||
Модель | Запчасть | Оригинальность | Производитель | Цена 2022г. | Цена 2023г. | Изм. |
Toyota Camry 2020 | Диск тормозной | Аналог | Miles | 4 320 руб. | 5 570 руб. | 29% |
Toyota Camry 2020 | Диск тормозной | Аналог | Trialli | 6 754 руб. | 7 219 руб. | 7% |
Toyota Camry 2020 | Диск тормозной | Оригинал | Toyota | 12 443 руб. | 10 809 руб. | −13% |
Как отмечает генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко, до сих пор наблюдается дефицит оригинальных запчастей от производителей, которые приходится везти по параллельному импорту, что как минимум увеличивает строки ожидания. При этом предложение качественных деталей от альтернативных марок, про его оценке, только увеличилось.
«Для европейских машин сейчас запчасти поступают через Турцию и ОАЭ, что занимает несколько месяцев. Японские власти фактически запретили ввоз радиаторов, но быстро нашлись европейские и китайские аналоги. Главное, что российский бизнес показал в этом отношении удивительную гибкость», — констатирует Пархоменко.
Плисов также отмечает, что владельцы автомобилей начали экономить на расходных запчастях для автомобилей. При этом как Пархоменко, так и Плисов отмечают рост обращений в автосервисы. Это связано с увеличением числа подержанных машин в российском автопарке. Продажи новых автомобилей снизились, официальные сервисные центры фактически утратили свой статус, а в условиях, когда цены на новые машины для многих стали запретительными, автомобилисты готовы обслуживать и ремонтировать свои машины до полного исчерпания их ресурса.
Особняком стоят автомобили китайских марок. В настоящий момент у независимых автосервисов фактически нет доступа к официальным каталогам запчастей на машины из КНР, говорит Плисов. Из-за этого сложно подобрать нужную запчасть для машины в конкретной комплектации, а также предугадать и заранее заказать партию деталей для продаваемых сейчас китайских автомобилей. Это значит, что в независимых сервисах такие запчасти будут в дефиците, и владельцам китайских машин придется рассчитывать на официальные сервисы.
Специалистов не хватает
По оценке Плисова, услуги собственно работ в автосервисах за последний год подорожали на 10-20%. Рост цен на услуги эксперт связал в том числе с нехваткой специалистов по ремонту автомобилей. К примеру, по его словам, с вводом санкций актуализировался спрос на «перепрошивку» электронных блоков управления автомобилями, но именно специалисты в этой области не хватает.
Эксперты сходятся во мнении, что даже при сохранении текущих курсов валют и цен на расходные материалы, стоимость техобслуживания автомобилей будет возрастать, так как существенная доля расходов на услугу приходится на зарплату мастеров, а те требуют ее повышения хотя бы на уровне инфляции. Согласно уточненному прогнозу Минэкономразвития на 2023 год, по итогам года этот показатель должен составить 5,3%.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.