На что влияет стартер в автомобиле
Перейти к содержимому

На что влияет стартер в автомобиле

  • автор:

Устройство стартера и принцип работы. Основные неисправности

Устройство стартера и принцип работы. Основные неисправности

Трудно представить себе современное средство транспорта с двигателем внутреннего сгорания без стартера. Название детали подсказывает, для чего он нужен. Стартер помогает водителю запустить машину. Этот механизм может быть большим или маленьким, но устройство и принцип работы почти не отличаются.

Устройство стартера

Стартер – это небольшой электрический мотор. Он заводится от аккумулятора, соединяется с двигателем внутреннего сгорания и приводит его в движение. Стартер есть на всех современных автомобилях. Он состоит из металлического корпуса с четырьмя магнитными сердечниками (их еще называют башмаками). Магниты составляют статор электродвигателя. Эта часть претерпела изменения. Раньше на башмаках была обмотка, на которую поступало питание от аккумулятора. На современных установках используют обычные магниты.

Среднюю часть занимает якорь из легированной стали. Это вал с напрессованным сердечником и коллекторными пластинами. В пазах сердечника расположены рамки, соединенные с коллектором. К нему подходят щетки. Их всего четыре. Две положительные идут от аккумулятора, две отрицательные – на массу.

В задней крышке установлены щеткодержатели. На них имеются пружины, прижимающие щетки к коллектору для лучшего контакта. Здесь же находится подшипник ротора.

Входной контакт от положительного полюса аккумулятора идет на корпус. Провод, идущий к стартеру от АКБ намного толще. Для замыкания контактов при включении стартера предусмотрен медный пятак между плюсовым проводником АКБ и контактом электродвигателя.

На валу якоря расположены направляющая втулка и бендикс с шестерней, которые могут перемещаться по оси. Это движение позволяет шестерне подкатить к маховику и соединиться с зубчатым венцом. Бендикс проворачивает вал и моментально отходит назад.

На основном корпусе механизма расположен цилиндр меньшего размера. Это втягивающее реле. Через него идет питание на стартер. Кроме этого, втягивающее реле толкает рычаг коромысла, чтобы бендикс вошел в контакт с зубчатым венцом и привел двигатель автомобиля в движение.

При всем однообразии пускачей могут иметь место небольшие отличия. Это прежде всего касается передней опоры якоря. Классический вариант, когда ось укреплена на двух подшипниках в передних и задних крышках. Такая конструкция называется двухопорной и считается более надежной. Бывают и одноопорные стартеры. В них нет передней крышки, соответственно и подшипника.

Основные компоненты

Стартер состоит из большого количества больших и маленьких деталей. Но основными компонентами считают:

Устройство и принцип работы стартера

Большинство водителей очень быстро переходят от желания просто ездить к желанию проводить самостоятельно некоторые ремонтные работы своего авто. Для того чтобы совершенствовать свой автомобиль нужно знать принцип его работы и внутренне устройство. А приступить к изучению лучше с самого начала, то есть со стартера автомобиля – то, без чего движение ТС изначально невозможно.

Стартер, его назначение

Стартер – это устройство относительно маленьких размеров, которое, в силу своей конструкции, преобразовывает электрический поток энергии в механический. Из самого названия следует, что служит деталь для запуска двигателя.

стартер

Визуально, стартер – это небольшой мотор постоянного тока, который имеет механический привод. Он запускает первичное движение коленвала с частотой, необходимой для запуска ДВС и является обязательно составляющей электрического оборудования транспортного средства.

Если разбирать структуру стартера более детально, то можно понять, что он выглядит как четырехполюсный двигатель. Питает такой мотор аккумулятор автомобиля – сразу после поворота ключа зажигания, на клемму реле поступает ток. Мощность у элемента бывает разная, но производители предусматривают для большинства бензиновых ДВС стартеры на 3кВт. Напряжение от АКБ автомобиля значительно усиливает работу электромотора.

Поскольку, в идеале, стартер – единственный способ завести двигатель, автомобильные производители изобретают массу дополнительных функций и блокирующие механизмы для повышения безопасности при запуске двигателя и снижения риска угона.

К примеру, некоторые модели автомобиля предусматривают запуск двигателя только при выжатом сцеплении. При АКПП включение стартера происходит, только если селектор находится в положении «parking».

Виды стартеров

Среди всего спектра автомобильных деталей выделяют только два типа стартеров двигателя:

редуктор и без

  1. Без редуктора. Не имея редуктора, такие детали обладают возможностью прямого воздействия на шестерню. Кроме того, после момента получения тока на контроллер, стартер обеспечивает более быстрое зажигание, за счет мгновенной цепкости шестерни и маховика. Такие устройства имеют большое преимущество в виде простой конструкции, легкой возможности ремонта и очень низкой вероятности поломки из-за влияния электричества. Однако среди недостатков автомобилисты выделяют иногда перебойную работу в условиях низкой температуры.
  2. С редуктором. Казалось бы, после большого списка преимуществ безредукторного стартера, выбор можно остановить, но нет. Большинство специалистов настаивают на эксплуатации стартера с редуктором. За счет последнего эффективная работа возможна, даже если заряд АКБ на исходе. Сниженная потребность тока усиливается наличием постоянных магнитов. Подобный тандем снижает вероятность проблем с обмоткой практически к нулю. С другой стороны, продолжительная эксплуатация такого устройства чревата поломками основной шестерни. Хотя чаще к этому приводит производственный брак.

Внутреннее устройство

ДВС генерирует энергию для работы при помощи оборотов коленвала. Другие электрические системы транспортного средства работают от этой же энергии. Чтобы запустить ТС с неподвижной точки необходимо правильное взаимодействие электродвигателя и внешнего источника – аккумулятора.

Общий тандем обеспечивается благодаря некоторым составляющим:

стартер в разборе

  • Якорь. Имеет запрессованный сердечник и несколько коллекторных пластин. Основа изготовляется из легированной стали.
  • Щетки и держатели. По ходу главного цикла, щетки способствую повышению мощности. В первую очередь, служат для подачи рабочего напряжения на набор пластин якоря.
  • Реле. Главное назначение втягивающего реле – подача питания от зажигания и выталкивание обгонной муфты. Производители предусмотрели в структуре несколько силовых контактов и специфичную перемычку.
  • Электромотор. Включает несколько сердечников и обмотки возбуждения; имеет форму цилиндра.
  • Бендикс и шестерня. Главный рабочий механизм стартера, который перенаправляет момент вращения на венец маховика ДВС через шестерню при помощи роликового механизма. После запуска система разрывает связь венца маховика и приводной шестерни, сохраняя работоспособность всего устройства.

Подобным образом устроено большинство автомобильных стартеров, хотя могут быть некоторые отличия. В целом, если разобрать элемент, можно насчитать порядка 50 различных составляющих компонентов.

Чаще всего отличия между разными устройствами заключаются в механизме рассоединения шестерен.

В автомобилях с АКПП стартер может иметь несколько дополнительных обмоток, чтобы предотвратить запуск мотора при ходовой позиции селектора.

Принцип работы

Автомобильный стартер относится к ряду электромеханических приспособлений ТС. В основе лежит преобразование природы одной энергии в другую, и чтобы в итоге завести двигатель, происходят следующие процессы:

Стартер в автомобиле, его поломки и необходимость замены

Стартер представляет собой устройство, предназначенное для раскрутки вала в двигателе внутреннего сгорания для его запуска. Работает стартер от электричества, источником которого в автомобиле является аккумулятор. Он выполняет очень важную функцию, поэтому каждому владельцу авто нужно следить за состоянием стартера и при необходимости сразу же заказывать его ремонт или замену. Есть автолюбители, которые делают это самостоятельно. Но тому, кто не имеет большого опыта в ремонте автомобилей, следует обращаться к специалистам. Хорошим выбором будет украинская компания «Генстар». Работает она уже 25 лет, а в её штате насчитывается более 150 сотрудников, специализирующихся на ремонте легковых и грузовых автомобилей. Среди услуг этой компании есть и замена стартера. Стоимость этой услуги можно узнать на сайте «Генстар».

стартер

стартер

Проверка стартера перед ремонтом или заменой

Сразу нужно сказать, что к замене стартера следует прибегать только в том случае, если он безнадёжно сломался и уже не подлежит ремонту. Поэтому для начала нужно извлечь его, тщательно осмотреть, а уже потом решать, отдавать его на ремонт мастеру или же заказывать установку нового.

alt=»схема стартера» width=»640″ height=»403″ />схема стартера

Перед тем, как разобрать стартер, пометьте исходное положение втягивающегося реле. Благодаря этому после осмотра вам будет проще собрать стартер, ориентируясь на поставленные метки. Далее хорошенько осмотрите стартер, оцените его состояние. Часто причинами поломки стартера являются его сильное загрязнение и накопившаяся старая смазка.

автомобильный стартер

автомобильный стартер

Если вы видите, что стартер действительно грязный, можете приступить к его очищению. Уберите все остатки старой смазки, зачистите щётки, выполните шлифовку коллектора. Далее возьмите хороший солидол и смажьте им очищенное устройство.

авто

авто

При осмотре стартера нужно обращать внимание прежде всего на переднюю втулку. Она является наиболее уязвимой его деталью и часто ломается первой, что приводит к неисправности всего стартера. Покупать новый при такой поломке нецелесообразно, ведь можно просто заменить изношенную втулку на новую. Из-за изношенной втулки стартер будет заклинивать при ваших попытках завести автомобиль, и запустить двигатель не удастся.

Если же нарушена работа бендикса, то это может повлечь за собой необходимость замены стартера. Можно попробовать проварить бендикс в моторном масле, но если это не поможет, то вам придётся заказывать установку нового стартера.

*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.

На что влияет стартер в машине

Как только возникают проблемы с запуском двигателя, первым подозреваемым становится аккумулятор. Это совершенно правильная идея, но нужно помнить, что он не всегда виноват. Проблемы могут быть вызваны неисправностью стартера. Во время работы он постоянно подвергается огромным нагрузкам, поэтому неудивительно, что со временем он может износиться.

Более заметные отличия одной модели стартера от другой заключаются в конструкции передней опоры ротора. Классическое устройство – это когда ось ротора установлена в стартере на двух подшипниках – опорных втулках из бронзо-графитного сплава. Втулки эти находятся, соответственно, в передней и задней крышках стартера.

В этом случае передней опорой становится картер сцепления двигателя или картер КПП, куда запрессована опорная втулка. Стартер устанавливается на свое место в машине – и вал опирается на две втулки, как и дóлжно. Как правило, такое решение применяют с целью уменьшения габаритов узлов, и в принципе, пока все исправно, оно ничуть не хуже классического. Но если передняя опорная втулка в картере КПП разбивается, её замену произвести уже гораздо сложнее – делается это на машине и порой в весьма неудобных условиях. Тогда как в двухопорном стартере втулки меняются на верстаке, где все на виду и легкодоступно.

Еще один принципиальный конструктивный момент, отличающий модели стартеров друг от друга – редуктор. Вернее, его отсутствие или наличие, а в случае наличия – тип. Дело в том, что передача крутящего момента с ротора стартера на маховик мотора может осуществляться напрямую или через редуктор, встроенный в стартер.

Пример ремонта стартера

От теории перейдем к реальному агрегату, требующему ремонта. В нашем случае симптомы неисправности были такими – стартер стал вращать мотор очень вяло, вне зависимости от степени заряженности батареи. При этом, будучи демонтированным с двигателя и подключенным пусковыми проводами к батарее, вращался бодро. Отлаженный мотор худо-бедно умудрялся запускаться даже при столь вялом вращении, но в какой-то момент стартер встал окончательно и испустил дымок.

004

005

После продувки всех деталей сжатым воздухом и промывки в бензине стало видно, что щетки изношены практически полностью, а их останки почти закорочены графитовым порошком. Сила пружин, прижимающих остатки щеток, ослабла, сопротивление контакта возросло, произошел разогрев щеткодержателей и пружин до посинения, оплавления, смыкания витков и зависания щеток.

Берем в руки щеточный узел, как образец, и отправляемся в ближайшую контору по ремонту стартеров и генераторов, где просим подобрать аналогичную деталь. Обходится нам щеточный узел в сборе в 400 рублей, что при стоимости нового стартера от 4 до 5 тысяч совсем недорого!

Очищаем ротор и оцениваем состояние коллектора – контактного кольца, по которому работают щетки. Износ заметен невооруженным глазом (на фото показан стрелками), но коллектор способен еще поработать после замены щеток. Обходимся без проточки, зачищая его мелкой наждачной бумагой – этого достаточно.

Вообще же, износ коллектора ротора – серьезная проблема. В принципе, при нормальных условиях коллектор любого стартера способен сменить пару комплектов щеток, но если его контактные ламели сильно истончились – ротор идет в утиль. Деталь эта дорогая, приобрести её отдельно непросто, да и менять рационально разве что на халяву – если подвернется аналогичный стартер с живым ротором из старых запасов автохлама у себя или у друзей… Ибо при напрочь убитом коллекторе на стартере обычно уже живого места нет.

009

010

Поскольку ротор извлечен, попутно оцениваем состояние планетарного редуктора. Вынимаем шестерни, промываем бензином, осматриваем. Все в порядке, претензий к редуктору нет. Наносим на шестерни и их подшипники легкий слой смазки ШРУС.

011

Теперь предстоит работа похитрее. Неразумно будет не оценить состояние контактов втягивающего реле, раз стартер снят и распотрошен. Но если для разборки стартера нам потребовались лишь ключи на 8, на 10, и крестовая отвертка, то открыть тяговое реле удастся лишь 100-ваттным паяльником. Из реле выходят провода, проходят насквозь через контактные пистоны в крышке, и пропаиваются снаружи. Поэтому после отворачивания двух крестовых винтиков крышки, поднять её удастся, только разогрев поочередно припой на двух контактах, показанных на фото стрелками. На самом деле это несложная процедура, и её можно проделывать при необходимости многократно.

012

014

015

Кстати, серьезной ошибкой автовладельцев, проводящих ремонт и профилактику стартера своими руками, является смазка сердечника втягивающего реле. В этом узле смазка не нужна совсем – максимум, можно слегка мазануть сердечник и его гнездо моторным маслом и протереть почти насухо – чисто ради уменьшения вероятности коррозии. А любые консистентные смазки в этом узле противопоказаны – на морозе даже самые лучшие и холодостойкие из них способны заклинить сердечник. В зазоре втягивающего реле должно быть чисто и сухо!

017

Собираем стартер в обратном порядке, не забыв смазать (тоже без фанатизма!) заднюю втулку ротора. Можно устанавливать агрегат на машину? Можно, но сперва проделаем еще одну штуку!

Дело в том, что в новоприобретенном щеточном узле щетки – ровные параллелепипеды. А коллектор – цилиндрический, да еще и приобретший от износа форму не совсем правильного цилиндра. И, по-хорошему, рабочие грани щеток должны иметь полукруглые выборки для увеличения площади контакта, плюс должны притереться к реальному профилю коллектора.

Вот теперь – все. Ставим стартер на двигатель и наслаждаемся быстрым и уверенным запуском.

Принцип работы стартера

Всем привет! Как вы уже догадались, сегодня говорим про принцип работы стартера. Уже название устройства говорит о многом про его назначение и функции. Стартер необходим для того, чтобы запускать двигатель.

Это устройство позволяет провернуть коленвал с нужной частотой. Стартер входит в число обязательного и необходимого электрооборудования любой машины, будь то ВАЗ 2110, 2106, 2107, 2109, либо какой-то огромный КАМАЗ, а то и современный новенький Мерседес. Стартер есть у всех. Даже на скутере и в конструкции мотоцикла. Устройство и принцип работы у них примерно одинаковый, а потому различия незначительные.

По сути перед нами 4-полюсный электромоторчик, вырабатывающий постоянный ток и питающийся от аккумулятора . Показатели мощности устройств бывают разнообразными. Во многом это зависит от самого авто. Но чтобы запустить большинство автомобильных моторов, ему достаточно иметь 3 кВт мощности.

автомобильный стартер

Функции и устройство

Википедия нам говорит о том, что моторы вырабатывают энергию, которая нужна для движения самой машины. Происходит это за счет совершаемых оборотов коленчатого вала. Эта же энергия служит для функционирования электрооборудования авто. Когда мотор находится в неподвижном состоянии, он не выдает нам никакой крутящий момент или энергию.

Потому движок следует сначала раскрутить небольшим электромоторчиком, питающимся от АКБ. Это и есть наш стартер. Но, к слову, двигатель завести можно, даже если села АКБ . Об этом подробнее по ссылке.

Также будет не лишним рассказать, из чего состоит это устройство автомобиля. Есть несколько основных элементов, потому назову именно их. Каждый стартер состоит из:

  • Корпуса (тот самый электромоторчик);
  • Якоря;
  • Втягивающего реле (на нем присутствуют контактные пластины именуемые пятаки);
  • Обгонной муфты (тот самый бендикс);
  • приводной шестерни;
  • щеткодержателей;
  • щеток;
  • подшипников и пр.

Устройство практически всех стартеров в действительности аналогичное. Они схожи между собой и всегда включают в свою конструкцию основные элементы. Потому разница совершенно небольшая.

Замечу лишь, что на машинах с АКПП дополнительно присутствует удерживающая обмотка. Она предотвращает пуск ДВС, когда ручка АКПП находится в любом из ходовых положений.

стартер авто

Как это работает

Теперь немного о том, в чем нюансы взаимодействия якоря, бендикса и втягивающего реле, а также иных компонентов. На самом деле есть условно три этапа работы стартера:

  • Сначала приводная шестерня и стартерный венец используемого маховика соединяются;
  • Далее происходит пуск самого стартера;
  • На третьем этапе происходит рассоединение.

У стартера очень кратковременный цикл работы, поскольку в дальнейшем он не принимает никакого участия в процессе движения автомобиля. Это вам не круиз контроль . У стартера есть одна задача — запустить двигатель. После этого он свободен до следующего пуска.

Но давайте посмотрим на работу более детально, как мы это делали, когда разбирали принцип работы сцепления . Поэтапно все выглядит так:

  • Мы поворачиваем ключ в своем замке зажигания авто;
  • Зажигание переводится в положение для запуска;
  • Ток следует по электроцепи от батареи к замку;
  • Далее ток передается на тяговое решение;
  • Вот на этом этапе наш бендикс зацепляется с нашим маховиком;
  • Параллельно с перемещением и зацепом шестерни происходит замыкание цепи;
  • Напряжение следует к электромоторчику;
  • Запускается двигатель;
  • Обороты самого мотора превышают по своим значениям обороты нашего стартера;
  • Муфта разъединяет между собой вал электромоторчика и приводную шестеренку.

Все. На этом работа устройства завершена. Стартер нужен буквально на несколько секунд, если все работает исправно в машине. Но этот факт никак не преуменьшает ценность такого устройства.

стартер автомобиля

Думаю, схема вам ясна. Но стоит еще отметить факт существования определенных разновидностей этого элемента. Стартеры можно разделить на 2 типа:

Если это дизельные ДВС или моторы повышенной мощности, здесь актуально использование редукторного стартера. Он не планетарный. Такой элемент способен в несколько раз увеличивает напряжение, которое по нему проходит, тем самым повышая крутящий момент.

У редукторных девайсов есть свои преимущества:

  • высокий уровень эффективности;
  • повышенный КПД;
  • меньшее потребление тока при холодном запуске;
  • скромные размеры;
  • отличная работоспособность;
  • лучшие эксплуатационные параметры;
  • эффективный запуск даже при падении заряда АКБ.

А безредукторные отличаются тем, что в ним совершается непосредственный контакт со вращающимися шестернями.

Стартер без редуктора имеет такие достоинства:

  • упрощенная конструкция;
  • лучшая пригодность к ремонту;
  • устойчивость к повышенным нагрузкам;
  • быстрый пуск двигателя.

Каждый может для себя сделать соответствующие выводы. Решать вам. Хотя во многом за вас решил уже сам автопроизводитель, установив на машину тот или иной тип стартера.

Это не как с коробками передач, где при покупке автолюбитель сам решает, брать ему вариатор , классическую механику, либо продвинутую секвентальную КПП.

замок зажигания стартер

А какие бывают проблемы

Теперь стоит поговорить про неисправности, которые встречаются при эксплуатации автомобильных стартеров. Хотя мы говорим об автомобильных стартерах, следует понимать, что они есть даже у бензопилы. Не так давно узнал об этом сам, когда просматривал видео о ремонте этого инструмента.

Неисправности бывают действительно разными. Но, в зависимости от причин, их можно разделить на электрические и механические.

Если проблема с электрикой, следует проверить:

Как восстановить аккумулятор автомобиля

Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимируем своими руками

  • Тяговое реле. Оно порой выходит из строя. Ремонт вряд ли поможет. Не исключено, что произошел постепенный обрыв имеющейся обмотки, либо замкнуло между разными витками. Требуется замена элемента, либо уже всего стартера. Тут решайте сами;
  • Щетки. Нас интересует весь щеточный узел. Довольно часто бывает так, что щетки попросту перестают должным образом прилегать к коллектору. Отсюда и отказ стартера;
  • Якорный коллектор. Обычно он изнашивается, из-за чего возникает необходимость в проведении ремонта, либо же полной замены.

Стартер может крутить мотор, но делать это медленно, либо вообще не функционировать. Попробуйте проверить электроцепь. Сделать это не так сложно, если работать аккуратно.

Для проверки электроцепи нужно:

  • убедиться, что батарея машины хорошо заряжена;
  • проверить крепление контактов массы;
  • посмотреть на целостность и качество контакта проводка от нашего втягивающего;
  • убедиться в отсутствии повреждений и нарушения контакта на проводе, идущем от АКБ до стартера;
  • удостовериться, что контактная группа самого замка работает хорошо.

устройство стартера

Что же касается механических проблем, то о них говорит работающий стартер, при котором не запускается мотор, либо не совершает вращения коленчатый вал.

Нужен ли техосмотр на прицеп?

Нужен ли техосмотр на прицеп?

Здесь следует проверить:

  • Муфту. Она пробуксовывает, а потому не может выполнить свою функцию;
  • Буферную пружинку;
  • Венец стартерного маховика. Точнее его зубцы. На такую проблему указывает скрежет, возникающий при запуске;
  • Кольца муфты. Эти элементы порой изнашиваются раньше времени, а потому нарушается работа всей системы;
  • рычаг от обгонной муфты.

Наличие нехарактерного шума должно стать поводом заглянуть в стартер через подкапотное пространство или с помощью ямы.

Шум обычно возникает по причине:

  • износа стартерных подшипников;
  • износа шеек, имеющихся на валу якоря;
  • повреждений зубьев;
  • ослабленных крепежных болтов вашего стартера;
  • ослабленного крепления полюса.

неисправности стартера

Бывает и иная ситуация, когда стартер сделал свое дело, но не останавливается, а продолжает крутить даже после пуска автомобильного мотора. Здесь наверняка заели рычажки, слиплись закисшие контакты на стартерном реле, тяговое заело, либо пружинка выключателя серьезно износилась.

Стартер является довольно серьезной штукой, к проблемам которой следует подходить очень внимательно. Любые симптомы неисправностей говорят вам о необходимости оперативно проверить устройство и принять соответствующие меры.

Надеюсь, нам удалось ответить на ваши вопросы. Если нет, то пишите в комментариях, что еще вы хотите узнать про стартер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *