На сколько подорожало то на авто
Перейти к содержимому

На сколько подорожало то на авто

  • автор:

Тарифы пошли по резьбе

“Ъ” проанализировал, как регионы поднимают расценки на техосмотр

Процедура техосмотра легковой машины с 1 января 2023 года подорожает в среднем на 57%, подсчитал “Ъ”. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ранее установила, что обновленные тарифы региональные власти должны утвердить до 20 декабря. Львиная доля субъектов подняла цену до 913 руб.— минимально разрешенного ФАС тарифа. Операторы ТО разочарованы: они ждали более существенного повышения цен с учетом накопленной инфляции, чтобы окупить приобретенное оборудование и выйти на рентабельность. В отдельных регионах, впрочем, техосмотр подорожал в два-три раза, например в Орловской, Омской областях, Хакасии. Один из самых дорогих тарифов на ТО — 1,5 тыс. руб. за легковую машину — будет, скорее всего, действовать в Санкт-Петербурге.

Операторы техосмотра опасаются, что новые тарифы не позволят им окупить затраты

Операторы техосмотра опасаются, что новые тарифы не позволят им окупить затраты

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Операторы техосмотра опасаются, что новые тарифы не позволят им окупить затраты

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Приказ ФАС по расчету предельных тарифов на ТО, которые устанавливают для каждого субъекта региональные власти, начал действовать в октябре. Прежняя методика расчета цены (была принята в 2012 году) в течение последних лет вызывала критику участников отрасли: низкий предельный тариф, по их словам, не позволял получать прибыль и развивать бизнес. Новые правила предусматривают постоянную актуализацию ценообразования: регион запрашивает у операторов сведения о расходах (фонде оплаты труда, ремонте оборудования и т. д.), рассчитывая показатель для следующего года. Если же данные присылают менее 50% действующих на рынке компаний, чиновники индексируют тариф на уровень инфляции. При этом цены на ТО не могут быть ниже 913 руб. для легковых машин, 321 руб. для мотоциклов, 1,56–1,88 тыс. руб. для автобусов, 0,9–1,96 тыс. руб. для грузовиков.

Регионы, где подорожает ТО легковой машины с 1 января 2023 года

Источник данных: документы субъектов федерации.

* Максимальная цена для одной из тарифных зон.

Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС. Проведенный “Ъ” анализ опубликованных документов по 45 регионам показывает, что в среднем цены вырастут на 57% для ТО самой массовой категории (легковые машины), при этом большинство регионов подняли тариф до 913 руб. Такой единодушный результат в каждом субъекте объясняют по-разному. В Севастополе (старая цена — 559 руб.) из расчетов операторов выходила цена ниже, чем минимум ФАС, пояснил, например, глава региона Михаил Развожаев. Московские власти выбрали тариф 913 руб. для легковых автомобилей (цена 720 руб. не менялась с 2012 года) «в интересах граждан», заявили “Ъ” в столичном департаменте экономики, фактическая инфляция за десять лет составила 76%, но цены поднимаются на 22%.

С декабря 2021 года, напомним, техосмотр является обязательным для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.

Среди регионов, где тарифы для легковых машин вырастут значительнее всего,— Орловская (в 3 раза), Омская (в 2,4 раза), Оренбургская (в 1,9 раза) области, Хакасия (в 2 раза). Меньше всего цены поднимут в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%). Самый дорогой тариф ТО планируется установить в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.: в пятницу это решение еще не было утверждено, однако власти анонсировали намерение старую цену 881 руб. проиндексировать на 75,2%. Сахалинская область поднимает тарифы с 1,11–1,2 тыс. до 1,2–1,32 тыс. руб. (в зависимости от тарифной зоны), Камчатский край — с 840 руб. до 1,33 тыс. руб. Подмосковье и Татарстан еще в конце прошлой недели не имели утвержденных тарифов, но ранее заявили о планах их пересмотреть (с 710 руб. и 510 руб. соответственно до 913 руб.). В подмосковном комитете по тарифам “Ъ” пообещали, что утвердят цены 20 декабря. В комитете по регулированию тарифов Саратовской области “Ъ” пообещали, что постановление губернатора с ценами выйдет на этой неделе. В Ростовской области цены определят к концу года, сообщили “Ъ” в региональной службе по тарифам, но конкретных цифр не назвали, отметив лишь, что «размер платы немного увеличится». По ряду регионов “Ъ” не удалось найти подтвержденных данных о планах пересмотра тарифов, например по Чечне, Адыгее, Северной Осетии, Башкирии, Воронежской области. В правительстве Крыма “Ъ” заявили, что пока не планируют повышение цен. Власти, по данным “Ъ”, обсуждают этот вопрос с ФАС с учетом тяжелого положения перевозчиков в связи с изношенностью подвижного состава и повышением цен на топливо, запчасти и комплектующие.

Как ФАС определила новые правила формирования тарифов на ТО

Чиновникам собрать необходимые данные с операторов будет сложно: у некоторых компаний даже бухгалтера своего нет, заявил “Ъ” глава Гильдии операторов ТО при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек. Власти Ленинградской области, к примеру, собрали сведения лишь с 32% компаний. «Но мы все же посчитали, что с учетом инфляции тариф в Москве должен был подняться до 1,33 тыс. руб. И это минимум, который позволил бы бизнесу хоть как-то существовать,— говорит господин Волчек.— А 913 руб.— ни о чем. Для других регионов такой тариф, возможно, и подходит, но непонятно, почему в Москве он меньше, чем в Санкт-Петербурге». В регионах, где тариф увеличился меньше, чем показатель инфляции, власти просто не захотели считать, говорит глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. Регионы списали тарифы с минимумов ФАС, даже не попытавшись учесть инфляцию, а уж тем более собрать данные с операторов, соглашается руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО «Марс») Иван Кекин.

В ФАС “Ъ” заявили, что собираются проанализировать новые тарифы в регионах после их окончательного утверждения. Там отметили, что ранее, после вступления в силу методики, разъясняли документ субъектам федерации.

Иван Буранов; Александр Дремлюгин, Симферополь; Сергей Петунин, Саратов; Вячеслав Калашников, Санкт-Петербург

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Стоимость обслуживания автомобилей в России выросла на 21%. Что будет дальше

«После обострения геополитической ситуации в 2022 году стоимость технического обслуживания автомобилей в России стала дороже на 50% из-за роста цен на оригинальные запчасти, поставщики которых отказались от партнерства с российскими дилерами. Однако после появления на рынке аналогов комплектующих, не уступающих по качеству оригиналам, ситуация с прайсами на сервисные услуги и сервисное обслуживание стабилизировалась. Но ремонтные работы в 2023 году подорожали — за период с января по май средний чек независимо от возраста авто вырос на 21%.

На сегодняшний день предпосылок для увеличения стоимости технического обслуживания нет. Дефицит запчастей и расходников наблюдается только в сегменте премиальных машин, в остальных случаях используются аналоги или комплектующие, ввезенные при помощи параллельного импорта. Однако из-за волатильности курса валют и регулярного роста цен на логистические услуги, стоимость запчастей может увеличиться к концу года в 2-5 раз в зависимости от политики ценообразования производителей и количества участников логистической цепочки», — отмечает директор по сервису автомобильного маркетплеса Fresh Александр Носко.

В то же время директор по сервисному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов подчеркивает, что запасные части, производимые на территории РФ, часто изготавливаются с применением импортного сырья, что в целом тоже включается в себестоимость конечного продукта.

«В основном изменение цены запчастей пропорционально изменению курса валюты. Дополнительные риски, которые сейчас имеют место быть — это влияние санкций на логистику и оплату товара. Цепочки поставок товаров удлиняются, стоимость перевода денег тоже увеличивается. В целом цена запасных частей за последний месяц выросла на 10-15%.

Общая нестабильность курсов валют влияет на ТО и ремонт автомобиля, но задача любого коммерческого предприятия сохранить клиента. Сейчас тренды в обслуживании автомобилей следующие: ремонт узлов и агрегатов, использование неоригинальных запасных частей, использование аналогов, использование контрактных и бывших в употреблении запчастей», — добавляет Тимашов.

В России подорожали автозапчасти и ремонт. Сколько теперь стоит ТО

Фото: Shutterstock

Стоимость ряда автозапчастей для моделей Lada на конец апреля выросла на 11-89% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом детали для ряда иномарок от Hyundai Solaris до Toyota Camry подешевели на 2%-49%. К таким выводам пришел Autonews.ru, проанализировав предоставленные данные по динамике цен на автозапчасти от профильных порталов Drom.ru и «Авито».

При этом с конца февраля 2022 года и всю первую половину весны в России наблюдался ажиотажный спрос именно на расходные запчасти. Об этом рассказали специалисты Drom.ru и «Авито», а также другие участники отрасли. Такая тенденция была связана с резким ростом курсов валют по отношению к рублю, последующим резким ростом цен в сегменте запчастей. С середины весны 2022 года стоимость этой категории товаров неуклонно снижается, следует из данных «Дрома».

Данные Drom.ru по апрелю 2022 и апрелю 2023 года:

Средние цены по России на оригинальные запчасти и популярные аналоги
Модель Запчасть Цена 2022г. Цена 2023г. Изм.
Lada Granta 2017 Диск тормозной 1 485 руб. 1 630 руб. 10%
Lada Granta 2017 Колодка тормозная 1 538 руб. 1 878 руб. 22%
Lada Granta 2017 Ремень ГРМ 1 159 руб. 1 337 руб. 15%
Lada Granta 2017 Свеча 169 руб. 320 руб. 89%
Lada Granta 2017 Фильтр воздушный 468 руб. 518 руб. 11%
Lada Granta 2017 Фильтр масляный 467 руб. 512 руб. 10%
Lada Granta 2017 Фильтр салонный 364 руб. 406 руб. 11%
Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной 5 934 руб. 5 799 руб. −2%
Hyundai Solaris 2020 Колодка тормозная 4 426 руб. 5 799 руб. −16%
Hyundai Solaris 2020 Свеча 811 руб. 671 руб. −17%
Hyundai Solaris 2020 Фильтр воздушный 1 204 руб. 930 руб. −23%
Hyundai Solaris 2020 Фильтр масляный 891 руб. 699 руб. −22%
Hyundai Solaris 2020 Фильтр салонный 1 428 руб. 841 руб. −41%
Hyundai Solaris 2020 Цепь ГРМ 9 934 руб. 6 594 руб. −34%
Nissan X-Trail 2018 Диск тормозной 6 451 руб. 7 685 руб. 19%
Nissan X-Trail 2018 Свеча 3 512 руб. 3 041 руб. −13%
Nissan X-Trail 2018 Фильтр масляный 1 460 руб. 948 руб. −35%
Nissan X-Trail 2018 Фильтр салонный 1 250 руб. 1 232 руб. −1%
Nissan X-Trail 2018 Цепь ГРМ 8 239 руб. 8 493 руб. 3%
Renault Duster 2020 Колодка тормозная 2 978 руб. 3 013 руб. 1%
Renault Duster 2020 Ремень ГРМ 9 941 руб. 9 315 руб. −6%
Renault Duster 2020 Свеча 625 руб. 600 руб. −4%
Renault Duster 2020 Фильтр воздушный 1 635 руб. 1 218 руб. −26%
Renault Duster 2020 Фильтр масляный 943 руб. 746 руб. −21%
Toyota Camry 2020 Диск тормозной 7 839 руб. 7 866 руб. 0%
Toyota Camry 2020 Колодка тормозная 9 023 руб. 5 957 руб. −34%
Toyota Camry 2020 Свеча 3 032 руб. 2 669 руб. −12%
Toyota Camry 2020 Фильтр воздушный 3 189 руб. 2 561 руб. −20%
Toyota Camry 2020 Фильтр масляный 960 руб. 650 руб. −32%
Toyota Camry 2020 Фильтр салонный 5 032 руб. 2 585 руб. −49%
Toyota Camry 2020 Цепь ГРМ 14 632 руб. 9 887 руб. −32%

В пресс-службе «АвтоВАЗа», куда обратился Autonews.ru, не согласились с приведенными данными, назвав рост цен на расходные детали завышенным в разы. При этом там признали, что некоторые запчасти с начала 2022 года действительно подорожали, что в первую очередь справедливо для иностранных комплектующих.

В «Авито» также отмечают, что если считать не с апреля, а с начала 2022 года, то порой наблюдается противоположная динамика: расходные материалы для Lada подешевели, а для ряда иномарок подорожали.

Так, комплект свечей на Lada Granta по данным «Авито» сейчас стоит 400 рублей, что на 33% дешевле, чем годом ранее. Четыре свечи на Nissan X-Trail обойдутся теперь на 1250 руб., что на 26% дороже прошлогодней цены. При этом в «Авито» подчеркивают, что на ходовые автомобильные расходники предложение относительно весны 2022 года выросло в несколько раз. В «Дроме» также отмечают, что после периода дефицита весной 2022 года предложение увеличилось за счет параллельного импорта.

Фото: Shutterstock

Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов отмечает, что как раз запчасти на Lada поступают не по параллельному импорту, а их стоимость контролируется автопроизводителем. Именно с этим может быть связан рост цен на комплектующие для отечественных автомобилей, полагает эксперт. При этом он отмечает, что в последние годы на моделях Lada появилось много запчастей от глобальных поставщиков альянса Renault Nissan и именно они подорожали.

В «Дроме» также настаивают, что на рынке не наблюдается стабильности, и некоторые позиции дорожают или дешевеют без каких-либо объяснимых причин. Так, оригинальные тормозные диски на Hyundai Solaris или Toyota Camry после подорожания весной 2022 года в цене почти не изменились, но их аналоги в случае с корейской машиной с тех пор подешевели, а в случае с японской — подорожали.

Стоимость тормозных дисков на Hyndai Solaris от альтернативных марок
Модель Запчасть Оригинальность Производитель Цена 2022г. Цена 2023г. Изм.
Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной Аналог Nibk 5 636 руб. 5 144 руб. −9%
Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной Аналог Nibk 2 617 руб. 2 410 руб. −8%
Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной Оригинал Hyundai / Kia 9 550 руб. 9 842 руб. 3%
Стоимость тормозных дисков на Toyota Camry от альтернативных марок
Модель Запчасть Оригинальность Производитель Цена 2022г. Цена 2023г. Изм.
Toyota Camry 2020 Диск тормозной Аналог Miles 4 320 руб. 5 570 руб. 29%
Toyota Camry 2020 Диск тормозной Аналог Trialli 6 754 руб. 7 219 руб. 7%
Toyota Camry 2020 Диск тормозной Оригинал Toyota 12 443 руб. 10 809 руб. −13%

Как отмечает генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко, до сих пор наблюдается дефицит оригинальных запчастей от производителей, которые приходится везти по параллельному импорту, что как минимум увеличивает строки ожидания. При этом предложение качественных деталей от альтернативных марок, про его оценке, только увеличилось.

«Для европейских машин сейчас запчасти поступают через Турцию и ОАЭ, что занимает несколько месяцев. Японские власти фактически запретили ввоз радиаторов, но быстро нашлись европейские и китайские аналоги. Главное, что российский бизнес показал в этом отношении удивительную гибкость», — констатирует Пархоменко.

Фото: Shutterstock

Плисов также отмечает, что владельцы автомобилей начали экономить на расходных запчастях для автомобилей. При этом как Пархоменко, так и Плисов отмечают рост обращений в автосервисы. Это связано с увеличением числа подержанных машин в российском автопарке. Продажи новых автомобилей снизились, официальные сервисные центры фактически утратили свой статус, а в условиях, когда цены на новые машины для многих стали запретительными, автомобилисты готовы обслуживать и ремонтировать свои машины до полного исчерпания их ресурса.

Особняком стоят автомобили китайских марок. В настоящий момент у независимых автосервисов фактически нет доступа к официальным каталогам запчастей на машины из КНР, говорит Плисов. Из-за этого сложно подобрать нужную запчасть для машины в конкретной комплектации, а также предугадать и заранее заказать партию деталей для продаваемых сейчас китайских автомобилей. Это значит, что в независимых сервисах такие запчасти будут в дефиците, и владельцам китайских машин придется рассчитывать на официальные сервисы.

Специалистов не хватает

По оценке Плисова, услуги собственно работ в автосервисах за последний год подорожали на 10-20%. Рост цен на услуги эксперт связал в том числе с нехваткой специалистов по ремонту автомобилей. К примеру, по его словам, с вводом санкций актуализировался спрос на «перепрошивку» электронных блоков управления автомобилями, но именно специалисты в этой области не хватает.

Фото: Shutterstock

Эксперты сходятся во мнении, что даже при сохранении текущих курсов валют и цен на расходные материалы, стоимость техобслуживания автомобилей будет возрастать, так как существенная доля расходов на услугу приходится на зарплату мастеров, а те требуют ее повышения хотя бы на уровне инфляции. Согласно уточненному прогнозу Минэкономразвития на 2023 год, по итогам года этот показатель должен составить 5,3%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *