Глава Минпромторга считает нецелесообразным нормативно ограничивать наценки на авто для дилеров
Минпромторг РФ считает нецелесообразным нормативно закреплять ограничения по наценкам на автомобили для дилеров, но участникам рынка необходимо искать приемлемые варианты и договариваться о параметрах, которые позволят балансировать его и давать возможность для развития и роста на перспективу, а не только «в моменте», когда получаются сверхприбыли, заявил глава министерства Денис Мантуров.
Ранее источник в Минпромторге сказал агентству «ТАСС», что министерство предлагает ограничить 10% максимальную наценку официальных автодилеров при продаже новых машин, в том числе в период пикового спроса. По его словам, такая наценка останется выгодной для автодилеров, которые сейчас, несмотря на рекомендованные розничные цены, на фоне ажиотажного спроса и дефицита, продают автомобили с неоправданно дорогими дополнительными опциями.
Как известно, некоторые дилеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительного оборудования, чья стоимость добавляет к заводской цене от 100 до 700 тыс. рублей на масс-маркете, а в премиальном сегменте – гораздо больше миллиона. Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в уходящем году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 23%, впервые превысив отметку в 2 млн рублей. Однако с учетом дилерских «накруток» удорожание оказалось еще больше – 35-40%. По оценкам аналитиков, если бы розничные цены были ближе к рекомендованным – общий объем проданных автомобилей в 2021 году мог превысить 1,8 млн единиц, а реальный рост рынка, без учета дефицита, был бы не 5%, как сейчас, а в районе 15% и выше.
Посмотреть и сравнить цены и комплектации на новые автомобили, официально представленные в России, можно в каталоге «Цена Авто».
Власти предложили ограничить дилерскую наценку при продаже автомобилей
В России хотят установить предел 10% для максимальной наценки официальных автодилеров при продаже новых машин. С таким предложением выступил Минпромторг. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в министерстве. По его словам, сейчас такие переговоры ведутся ведомством с дилерами и автопроизводителями.
«Мы в процессе организации договоренности между ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и объединением автопроизводителей о том, что даже в периоды пикового спроса официальные дилеры будут ограничивать наценку на новые автомобили 10%», — объяснил он.
По его словам, такая наценка останется выгодной для продавцов автомобилей. Источник подчеркнул, что сейчас дилеры на фоне дефицита машин продают автомобили с неоправданно дорогими дополнительными опциями.
«Норма прибыли автопроизводителей — 5-6%. Считается, что норма наценки у официального дилера на новый автомобиль составляет 7-10%. Это позволяет дилерскому бизнесу иметь приемлемую маржу», — подчеркнул источник.
На нехватку автомобилей дилеры начали жаловаться еще в августе прошлого года. Главная причина сложившейся ситуации — нехватка полупроводников, коснувшаяся большинства компаний по всему миру. Этой непростой ситуацией продолжают пользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в ноябре было продано 125 466 новых автомобилей, что на 20,4% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. Рынок демонстрирует падение пятый месяц подряд, это в АЕБ объяснили в первую очередь сокращением производства, нехваткой полупроводников и логистическими проблемами.
При этом за 11 месяцев нынешнего года продажи новых машин на российском рынке пока остаются в плюсе: +6,9% по сравнению 2020 годом, на который пришлись локдаун и закрытия автосалонов из-за пандемии. Всего с начала года россияне приобрели 1 439 045 автомобилей.
Всё для ВАЗ: наценку на российские автомобили хотят ограничить 15%
В РФ предлагают установить максимальные цены на автомобили российской сборки. Для автосалонов предельная надбавка к стоимости производителя не должна превысить 15%. С такой инициативой к премьеру Михаилу Мишустину обратился Национальный союз защиты прав потребителей. Организация привела в пример статистику «Автостата»: за I квартал 2023 года средняя цена нового автомобиля выросла на 11%, в 2022 году — на 20%. На такую динамику повлияло искусственное завышение стоимости машин автодилерами, полагают эксперты.
На пределе
В 2020 году средневзвешенная цена на машины увеличилась на 7%, в 2021-м — на 18%, в 2022 году — уже на 20%, а в I квартале 2023 года — на 11%, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат». В Национальном союзе защиты прав потребителей считают, что такая динамика обусловлена не только объективными причинами: участники рынка искусственно завышают стоимость. Это следует из письма организации председателю правительства Михаилу Мишустину. «Известия» ознакомились с документом.
В нем сказано, что максимально допустимые цены на автомобили российской сборки позволят упорядочить ситуацию и снизить конечную стоимость машин.
— Рационально увязать стоимость производителей авто с конечной ценой для потребителя. Разница между ними должна составлять не более 15%, это позволит исключить искусственные завышения со стороны автодилеров, — пояснил «Известиям» глава союза Павел Шапкин. — В мире не практикуют установление предельных цен на эту продукцию, хотя в РФ аналогичный механизм используют на табачном рынке: в Налоговом кодексе зафиксирована максимальная цена пачки сигарет.
Производители уже сталкивались с подобными завышениями со стороны автодилеров. Так, в начале июня стартовали продажи Lada Vesta NG «АвтоВАЗа». Компания рекомендовала продавать машину в комплектации Comfort на уровне 1,2 млн рублей. Но некоторые дилеры предлагали авто более чем за 2 млн рублей, писали СМИ. Они поясняли, что стоимость выросла из-за дефицита машин на рынке и дополнительного оборудования — например, люди докупали шумоизоляцию, противоугонную систему и т.д.
Тогда «АвтоВАЗ» остановил отгрузки в три дилерских центра в Москве и начал проверки по факту завышения цен — речь идет о нарушении условий дилерского договора. Глава компании Максим Соколов публично отмечал: производитель фиксировал более высокие, чем рекомендованные им, цены с первых дней продаж новой модели, что неприемлемо.
В АвтоВАЗе не стали оценивать предложение общественников о предельных ценах.
Борьба за справедливость
Среди других факторов, которые способствуют повышению цен на машины, Павел Шапкин назвал недостоверную рекламу автомобилей в части их стоимости, высокие ставки кредитов на покупку авто — более чем 20% годовых, а также навязанные услуги, например несколько видов страховок. Всё это в комплексе давит на стоимость, зачастую увеличивая ее в два раза в отличие от первоначальной. Такой стиль работы тормозит сбыт, а значит, это сказывается на производстве российских автомобилей, подчеркнул эксперт.
Статистика по средневзвешенным ценам, приведенная «Автостатом», не подходит для мониторинга динамики уровня цен на автомобили российского производства: она не предполагает разделения на отечественные и импортные машины, сказали «Известиям» в Минпромторге. По данным Росстата, средняя потребительская цена на новый отечественный легковой автомобиль за май 2023 года составила 944,6 тыс. рублей, что на 4% меньше показателя за аналогичный месяц прошлого года.
— Минпромторг поддерживает инициативы, которые направлены на соблюдение ответственной ценовой политики представителями отрасли. Например, «АвтоВАЗ» продолжает предметную работу с фактами завышения рекомендуемых розничных цен на автомобили Lada, — заметили в министерстве. — Сейчас компания проводит служебные проверки дилерской сети с целью выявить факты необоснованного завышения рекомендованных розничных цен. В отношении таких дилеров применяют штрафы.
Возможное установление максимальной стоимости перепродажи автомобилей не противоречит принципам антимонопольного законодательства, сказали «Известиям» в ФАС. В аппарате правительства отметили, что письмо союза поступило в кабмин.
Официальные дилеры не завышают розничные цены, заявил «Известиям» замглавы по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. Манипулирование стоимостью возможно в салонах серых дилеров: они не связаны контрактами с производителями и дистрибуторами брендов. Там «поле для деятельности весьма широкое: от включения навязанного дополнительного оборудования до кредитов с завышенными ставками от банков третьего эшелона». Именно сюда следует направить усилия, подчеркнул эксперт.
С таким мнением согласны не все дилеры. Повышение цен к рекомендованной — это обычная практика, основанная на балансе спроса и предложения, сказал гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский.
— Как только предложение становится ограниченным, дилеры пользуются этой ситуацией и повышают размер своей маржи. В этом нет ничего плохого, потому что бывают и обратные ситуации: автомобилей много, надо выполнять планы продаж, и дилеры реализуют машины по себестоимости, — сказал он.
При этом прибыльность компаний от рекомендованной цены производителя автомобиля не превышает 8%, сказал «Известиям» вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов.
— Как правило, она существенно ниже и дилеры вынуждены довольствоваться 2% или продавать автомобили в убыток. Есть случаи, когда во время ажиотажного спроса цены взлетают, но это вызвано дефицитом машин на рынке, — заметил он.
После установления предельной наценки логично было бы обязать дилеров продавать авто — на тот случай, если для них это станет невыгодным, они остановят торговлю. Плюс распределить объемы продажи для каждой компании, именно так и действуют при плановой экономике, заметил председатель Союза потребителей Петр Шелищ. Но необходимости в реализации такого подхода эксперт не видит — стоимость продукции должна определяться рынком, уверен он.
Как устроен бизнес по продаже авто: как работают перекупы и сколько они зарабатывают
На российском рынке продажей подержанных автомобилей занимаются посредники, перекупы, автосалоны, авторынки и официальные дилерские центры. Все они активно сотрудничают между собой. К примеру, основной торговой площадкой многие перекупы выбирают авторынки. Также на территории авторынков открываются салоны по продаже машин с пробегом.
И частные, и корпоративные перекупы иногда приобретают автомобили в официальных дилерских центрах, а дилеры формируют базу перекупов, которым продают особую категорию автомобилей. Расскажем подробней о каждой схеме работы перекупов и о прибыли, которую можно получить, занимаясь этим бизнесом.
Посредники: серфинг в сети
Работа посредников заключается в предоставлении информационных услуг. Посредники собирают объявления о продаже автомобилей и передают их своим знакомым и подписчикам в социальных сетях. От перекупов они отличаются тем, что не выкупают автомобили, которые перепродают.
Андрей Брусницин, директор ГК «Березовский привоз»:
— Посредники работают дома или в офисе, серфят в интернете, изучают предложения, договариваются с продавцом и затем распространяют объявления по своим каналам. Если автомобиль продается через посредника, продавец платит ему небольшой процент или фиксированный гонорар.
Посредники активно используют социальные сети, в которых создают специальные аккаунты и делают репосты объявлений. Иногда к посредникам поступают запросы от покупателей. Тогда посредник ищет среди объявлений определенный автомобиль специально для заказчика.
Посредниками часто становятся специалисты, работающие в автомобильной сфере. Например, мастера автосервисов, которые в беседах с клиентами узнают о намерении продать автомобиль. При ремонте клиент не скрывает от мастера состояние машины, и мастер хорошо представляет, какой товар предстоит продать. Покупатели, как правило, тоже входят в число клиентов мастера и доверяют его оценке автомобиля.
Александр Жаров, владелец автосервиса и шиномонтажной мастерской:
— Клиент ездил на Honda Civic и регулярно обращался к нам с проблемами подвески и пробитыми колесами. Он переехал за город, каждый день ездил по участку грунтовой дороги. Я посоветовал ему продать Civic и взять кроссовер. Civic почти сразу купил один из наших клиентов по моей рекомендации.
Сколько зарабатывает посредник?
1-2% от стоимости авто. Если посредник выезжает показывать автомобиль клиентам, оплата его услуг возрастает до 10%.
Перекупы: стильные паркинги и аккаунты в соцсетях
Перекупы приобретают автомобили с пробегом у частных лиц и компаний по стоимости ниже рыночной и перепродают их с наценкой. Многие вкладываются в предпродажную подготовку. Отдельную категорию составляют перекупы, скупающие битые или неходовые автомобили и восстанавливающие их.
Алексей Соколов, эксперт по подбору автомобилей, главный редактор журнала «Автостиль»:
— Перекупы ищут автомобили по объявлениям: изучают предложения, сами предлагают быстрый выкуп авто. Обычно готовы оперативно приехать к продавцу и заплатить за машину наличкой.
Перекупы стараются активно работать с дилерскими центрами, выкупая в отделах «трейд-ин» автомобили с пробегом.
Виолетта Жуканова, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом официального дилерского центра Audi:
— У автоцентров сформирован пул покупателей из перекупов. Часть из них специализируется на выкупе недорогих автомобилей бюджетных марок. Другим интересны только премиальные бренды с небольшим пробегом. Третьи забирают автомобили с техническими проблемами. Мы уже знаем, кому что нужно предлагать.
Перекупы с небольшим оборотом имеют 3-5 автомобилей на продажу. Часто размещают их во дворе своего дома, здесь же показывают машины покупателям.
Нередко перекупы работают на авторынках. Затраты на аренду компенсируются высоким трафиком посетителей. На авторынки обычно выходят опытные профессионалы с автопарком до 20 машин.
Молодые предприниматели заходят на рынок частных перекупов с новыми стандартами.
Алексей Соколов, эксперт по подбору автомобилей, главный редактор журнала «Автостиль»:
— Перекупы стремятся вести бизнес цивилизованно. Арендуют места в современных чистых паркингах. Заводят аккаунты в Инстаграме (социальная сеть признана в России экстремисткой, ее деятельность на территории РФ запрещена), нанимают фотографа для съемки, проверяют автомобили по базам и гарантируют чистоту сделки. Это прекрасная тенденция, ведь, чем больше доверия к автомобилю и перекупу, тем успешней бизнес.
Сколько зарабатывает перекуп?
От 50 до 150 тыс. рублей на продаже одного автомобиля. В удачный месяц частный перекуп с хорошим автопарком может продать 5-10 машин. При этом у него есть возможность экономить на проверке автомобилей, используя сервис безлимитных проверок «Автокод Профи». Подписка стоит 2 500 рублей в месяц.
Автосалоны: колл-центры, сервисы и распродажи
Автосалоны имеют статус юридических лиц и несут расширенную ответственность перед клиентами и государственными органами. Благодаря доступности банковского кредитования могут формировать большой склад автомобилей на заемные средства. Сотрудничают с банками по предоставлению автокредитов покупателям. Обладают ресурсами для содержания сервисов по восстановлению авто и предпродажной подготовке.
Андрей Брусницин, директор ГК «Березовский привоз»:
— Некоторые перекупы перерастают индивидуальное предпринимательство и пробуют расширяться: приобретают юридический статус и работают как автосалоны. Такой формат намного выгодней, потому что юридическое лицо получает самое высокое доверие покупателей.
Автосалоны активно осваивают маркетинговые инструменты: внедряют колл-центры, устраивают распродажи, проводят акции, дают скидки и дарят подарки.
Некоторые автосалоны имеют собственные сервисы, могут проводить серьезные кузовные работы, восстанавливать изношенные узлы и агрегаты. Они эффективно работают с автомобилями, требующими ремонта и машинами после ДТП.
Алексей Соколов, эксперт по подбору автомобилей, главный редактор журнала «Автостиль»:
— Обороты автосалона, по сравнению с перекупами, намного выше. В месяц региональный автосалон оформляет 20–30 договоров.
Андрей Брусницин, директор ГК «Березовский привоз»:
— Что касается продаж, нормальной считается конверсия 30-40%. Иногда автосалонам удается увеличить конверсию до 100% и даже 130%.
Автосалонам легче работать с дилерскими центрами. Дилерам не выгодно продавать ликвидные автомобили поштучно перекупам. Они часто формируют пакеты, в которые входит один высоколиквидный автомобиль, несколько машин со средней ликвидностью и 2-3 авто, которые сложно продать, например, потому, что они требуют ремонта. Для большинства частных перекупов дилерский пакет слишком дорогой, зато автосалоны располагают нужными средствами и ресурсами.
Сколько зарабатывает автосалон?
Основные продажи приходятся на автомобили стоимостью от 350 до 600 тыс. рублей. С каждого автомобиля автосалон в среднем имеет около 70-100 тыс. рублей. Оборот составляет 20-30 автомобилей в месяц.
Авторынки: офлайн-агрегаторы
Современные авторынки работают по принципу универсальных комплексов. На их территории можно найти магазины, сервисы, мойки, паркинги, салоны легковых и грузовых авто, мото- и спецтехники, тюнинг-студии, кафе. Авторынки не всегда сами продают автомобили с пробегом, они предоставляют в аренду открытые и закрытые площадки для физических лиц, частных и корпоративных перекупов.
Андрей Брусницин, директор ГК «Березовский привоз»:
— На крупном рынке обычно работает несколько десятков юридических лиц. Важно понимать, что авторынок и арендаторы – это разные организации. Иногда колл-центры некоторых наших арендаторов обзванивают клиентов и представляются «Березовским привозом», что не соответствует действительности. Автосалоны таким образом пытаются вызвать доверие у покупателей, поскольку авторынок работает с 2007 года и сформировал репутацию, а про молодые автосалоны еще никому не известно.
Авторынки, помимо работы с перекупами, берут на комиссию автомобили физических лиц. Иногда автомобили принимают на комиссию автосалоны и частные перекупы, для них это еще один способ получения прибыли. Обычно комиссионная наценка составляет от 20 до 50 тыс. рублей. Перекупы и автосалоны прибавляют комиссионную наценку к итоговой стоимости автомобиля.
Сколько зарабатывает авторынок?
Обороты в мегаполисе ежемесячно составляют сотни миллионов рублей.
Официальные дилерские центры: новые авто стали покупать реже
Автосалоны официальных дилеров активно развивают продажи автомобилей с пробегом. Они формируют склады через клиентов, купивших в автосалоне новые авто. Через 3-5 лет дилер предлагает клиенту обменять старую машину на новую по системе «трейд-ин». Собственник сдает автомобиль по цене ниже рыночной, доплачивает и покупает новый автомобиль. Выкупленные через «трейд-ин» автомобили с пробегом дилер продает в своем шоу-руме или реализует через перекупов.
В 2019 году продажи новых автомобилей в салонах официальных дилеров упали на 2,5%. Эксперты аналитического агентства «Автостат» считают, что в 2020 году спрос на новые автомобили упадет еще на 5-6%. При этом аналитики отмечают рост интереса к автомобилям с пробегом, продажи которых в январе 2020 года выросли на 8%.
Виолетта Жуканова, руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом официального дилерского центра Audi:
— Самые ликвидные автомобили стоят до 600 тыс. рублей в массовом сегменте и до 1 млн рублей в премиальном. Возраст до 5 лет. Также важно, чтобы в ПТС был указан один собственник, автомобиль сохранил целый кузов и был юридически чист.
Ликвидные автомобили дилеры продают самостоятельно. Но и сотрудничество с перекупами им интересно. Часто дилеры не располагают ресурсами для полноценной предпродажной подготовки автомобилей с пробегом. Нуждающиеся в ремонте автомобили они отдают перекупам, которые специализируются на восстановлении авто.
Опытные перекупы ежемесячно отслеживают ситуацию в дилерских центрах. Они знают, что в периоды, когда дилеру требуются живые деньги, отдел продаж автомобилей с пробегом готов реализовать склад авто с минимальной наценкой.
Сколько зарабатывает дилерский центр?
Наценка на автомобиль с пробегом в среднем не превышает 150 тыс. рублей при продаже машины физическому лицу. При передаче автомобиля перекупу наценка иногда бывает минимальной (5-10 тыс. рублей), если дилеру срочно требуется обновить склад и получить деньги.
Автор: Надежда Анучина
Имели ли вы дело с перекупщиком автомобилей? Насколько честную сделку он предлагал? Поделитесь своим опытом в комментариях.