«Новые условия». Как российский автобизнес противостоял санкциям
Первая половина 2022 года стала для российской автомобильной промышленности периодом больших испытаний. Из-за введенных Западом санкций ввоз отдельных автомобильных комплектующих напрямую оказался запрещен, поставки других стали невозможны из-за нарушения логистических цепочек.
Многим иностранным автокомпаниям, включая европейские и японские, напрямую запретили инвестировать в российскую экономику. В результате автомобильные сборочные заводы, которых в последние десятилетия в России появилось немало, весной прошлого года еще поработали на остатках уже ввезенных машинокомплектов, но к середине года почти все из них остановились.
Традиционный российский автопром оказался не в сильно лучшей ситуации. Так, из-за прекращения поставок ключевых компонентов из Европы были остановлены сборочные конвейеры «АвтоВАЗа». Спустя несколько месяцев производство удалось восстановить, но пока это касается только максимально локализованных моделей. Не все модели Lada, которые можно было купить год назад, вернутся в автосалоны, а другие вернутся только после того, как будут найдены альтернативные поставщики недостающих компонентов.
Во второй половине года часть оставленных иностранцами заводов оказались в руках российских собственников. Те, в свою очередь, быстро объявили о перезапуске производства. Правда несколько неожиданным способом — с участием зачастую неназванных иностранных партнеров.
О том, что российская автомобильная промышленность нашла способ функционировать в новых условиях и постепенно к ним адаптируется, заявил Autonews.ru независимый эксперт по автопрому Владимир Беспалов. «Наиболее сложная ситуация сохраняется в легковом сегменте, но и здесь заметны определенные положительные сдвиги. Тем не менее задача создания собственных технологий и компонентной базы остается актуальной», — сказал эксперт.
«Москвич» вместо Renault и Lada вместо «Ниссанов»
Одним из примеров нового этапа российского автопрома стало возвращение марки «Москвич». Схема, которую затем повторили и некоторые другие российские компании, выглядит так.
Предприятие Renault в Москве, которое, напомним, изначально было размещено в так и недостроенном заводе двигателей при «Москвиче», было продано правительству Москвы. Партнером нового предприятия стал отечественный «КамАЗа». И уже в 2022 году там начали собирать новые «отечественные» автомобили.
Но именно что собирать. К продукции концерна Renault новый модельный ряд «Москвича» не имеет никакого отношения, а представляет из себя копии китайских автомобилей JAC. Причем сами китайцы выступают в данном проекте исключительно поставщиками машинокомплектов и к российскому производству отношения стараются не иметь — напомним, что за инвестиции в российскую экономику грозят санкциями.
Параллельно на «КамАЗе» ведется разработка собственных легковых автомобилей, которые со временем должны заменить китайцев на конвейере столичного предприятия.
В декабре 2022 года стало «АвтоВАЗ» объявил о планах выпуска на бывшем заводе Nissan под Санкт-Петербургом трех моделей автомобилей под маркой Lada, включая седан и кроссовер, которые будут позиционироваться на рынке в более дорогом сегменте, нежели традиционные модели Волжского автозавода.
«Все необходимое для сборки будет поставляться одним или несколькими партнерами из дружественных стран, переговоры с которыми находятся в завершающей стадии», — заявили в «АвтоВАЗе».
Однако пока не исключено, что речь о сборке машин из китайских машинокомплектов.
Наконец, нечто подобное начал осуществлять и третий крупный российский автомобильных концерн — Sollers. В последние годы одним из главных направлений работы компании был выпуск фургонов Ford Transit с постоянно растущей глубиной локализации.
Санкции сделали сотрудничество с «Фордом» совершенно невозможным, но в Sollers нашли выход, став, как и «Москвич», закупать машинокомплекты у JAC, только на сей раз не легковых, а легких коммерческих моделей. Как и в случае с «Москвичом», продавать таких локализованных «китайцев» будут под собственной российской маркой — Sollers.
Появление новых российских электрокаров
Примечательным образом на уход мировых автоконцернов с российского рынка наложились принятые еще во второй половине 2021 года меры по поддержке производства в России электромобилей. Это привело к тому, что уже осенью на заводе компании «Моторинвест» под Липецком стартовала сборка электрических машин новой российской марки Evolute.
Сборочная площадка была построена еще в прошлом десятилетии с целью выпуска там бензиновых китайских автомобилей. Тот проект остался в прошлом, но теперь цеха пригодились.
По сути Evolute — это опять же китайские машинокомплекты от концерна Dongfeng и его дочерних брендов. Техника не самая передовая, зато доступная.
«В Китае есть простые электромобили стоимостью, условно, в миллион рублей. Однако их доставка в Россию увеличивает стоимость еще на два миллиона. Если же локализовать сборку и получить право на государственную поддержку продаж, то ценник падает с трех до двух миллионов. Нам же остается ввозить именно дорогие китайские электрокары. Там изначальная цена в шесть миллионов в Китае превращается примерно в восемь миллионов в России, и спрос на них есть», — объяснил руководитель компании Rucars, ввозящей к Россию китайские электрокары, Роман Рассудков.
Существуют и планы выпуска электромобилей «Москвич», а также электрогрузовичков Sollers, опять же из китайских машинокомплектов. Расчет при этом делается не только и не столько на розничные продажи, сколько на поставку в каршеринг и такси, чему готовы помогать местные власти.
Похоже, схема и правда привлекательная. По крайней мере недавно губернатор Саратовской области написал в своем телеграм-канале о том, что некая компания «АльфаТех» намеревается также создать производство электрокаров на своем предприятии в городе Энгельс. Партнером при этом называется китайский концерн FAW, но, судя по всему, речь опять же идет о машинокомплектах, которые будут собираться и продаваться под собственной российской маркой.
Санкции сработали, но производства открываются
При этом эксперты не готовы согласиться с утверждением, что санкции не смогли создать серьезные трудности для отечественного автопрома. Так, большинство иностранных брендов, которые вложили в отрасль миллионы долларов и евро остаются в замороженном состоянии или же вовсе ушли из России. Что, по оценкам некоторых источников в этих автоконцернах, привело к откату всей отрасли в 1990-е годы.
При этом почти все перечисленные проекты построены на поставках машинокомплектов из Китая. Пока эта схема не подпадает под санкции, но всегда есть риск, что и Китай начнет ввозить какие-либо ограничения. Потому, серьезные игроки уже сейчас задумываются о создании в России производств полного цикла.
Сделать это будет непросто. На недавней презентации новых фургонов Sollers гендиректор компании Николай Соболев честно признался, что у них и у их российских поставщиков есть возможность полностью освоить выпуск кузовов, литье блоков двигателей, изготавливать поршневые группы, делать головки блоков и фактически все, что в машине вообще сделано из металла. «Электронные системы управления двигателем пока делать не можем. Но мы безусловно будем работать и над этим», — заявил Соболев.
С электромобилями все еще сложнее. Ключевым этапом их локализации должен стать переход на отечественные батареи, причем создаваемые из отечественных же элементов питания — единичных аккумуляторов, собираемых в единые блоки.
Какие автозаводы продолжают собирать машины в России?
Продолжаются простои автомобильных производств в России. После ухода Renault с рынка и передачи активов государству поползли слухи о скором уходе концерна Volkswagen. Кто же из автопроизводителей остается в России и когда они смогут запустить конвейеры?
Нет планов на 2022 год
Компания «Фольксваген Груп Рус» распространила среди дилеров письмо, в котором сообщает, что не гарантирует начало производства на двух своих заводах в России в 2022 году. Поэтому дефицит новых автомобилей будет нарастать. Volkswagen Group имеет в России крупный завод под Калугой, который помимо моделей Polo и Skoda Rapid изготавливает 1,6-литровые двигатели для российских производств. Этот завод имеет линию штамповки кузовных деталей и роботизированную линию сварки и покраски кузовов. Максимальная производительность предприятия превышает 200 тысяч машин в год. Завод был полностью введен в строй в 2009 году, а общий объем инвестиций составил 500 миллионов евро.
Вторая площадка находится в Нижнем Новгороде на территории завода «ГАЗ». Расчетный потенциал производства составляет 50 тысяч автомобилей в год.
«Фольксваген Груп Рус» подчеркивает, что речь пока не идет о закрытии производства, однако ввиду международной ситуации и нарушения логистических цепочек в поставках комплектующих прогнозировать производственный план на текущий год немцы не могут. Особенно остро стоит вопрос о сотрудничестве с «ГАЗом».
Дело в том, что группа «ГАЗ» привлекает внимание властей США с апреля 2018 года, с тех пор, как в санкционный список был включен владелец части активов Олег Дерипаска. Решение о запуске механизма санкций находится на рассмотрении Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), которому «Фольксваген Груп Рус» вынужден подчиняться.
Из импортных комплектующих на двух предприятиях собирались модели Skoda Kodiaq, Skoda Karoq, Skoda Octavia, Volkswagen Tiguan и Volkswagen Taos, благодаря которым Volkswagen Group занимает в России 12% авторынка.
Остановка конвейера
Бесперебойно работают только те заводы, которые смогли наладить выпуск продукции независимо от импортных поставок. Однако в основном это производители крупной грузовой техники, имеющей тесные связи с оборонной промышленностью. К примеру, ГАЗ разрабатывал автоматическую коробку и практически довел ее до стадии испытаний. А вот производители легковых машин оказались слишком интегрированы в схемы зарубежных поставок, из-за чего в условиях санкций не могут быстро найти замену прежним партнерам.
Как сообщает агентство «Автостат», как минимум до конца мая 2022 года останется в простое АвтоВАЗ. Новый глава автогиганта Максим Соколов рассказал в интервью агентству «ТАСС», что производство автомобилей запланировано на начало июня. Ранее сообщалось, что из-за вынужденного корпоративного отпуска завод выйдет в мае. Руководство нашло смежников в Китае, однако новые партнеры из-за очередной вспышки коронавируса не могут своевременно отгружать необходимые комплектующие.
Кроме того, продлило корпоративный отпуск и предприятие «Мазда Соллерс» во Владивостоке. Несмотря на то, что завод получает комплектующие из Японии, санкционное давление вынуждает остановить конвейер на неопределенное время.
В аналогичной ситуации оказался завод «Автотор», который работает по сборочным контрактам с корейскими производителями. Сложности с доставкой комплектующих и затруднение перевозок морскими контейнеровозами вынуждают сделать большую паузу в производственном плане.
Кто сейчас работает?
По информации «Автостата», в настоящее время легковые автомобили собираются лишь на двух предприятиях, а именно на Ульяновском автозаводе и на предприятии «Хавейл Мотор Рус» в Тульской области. УАЗ хорошо известен своей модельной линейкой. У предприятия самая низкая интеграция с иностранными смежниками, отчего оно мало зависимо от импорта.
Оглашаем весь список. Какие иностранные автопроизводители ушли из России, и кто их заменит
Грустная статистика российского авторынка: по данным агентства «Автостат», в октябре по сравнению с этим же месяцем прошлого года продажи автомобилей в России упали в 2,5 раза. Больше всего рухнули продажи популярных европейских, американских, японских и корейских марок.
Виной всему уход иностранных автогигантов. Давайте же разберемся, что творится сейчас в российском автопроме, какие компании ушли, кто и с чем пришел им на смену и что будут выпускать на тех заводах, где раньше собирали популярные иномарки.
БЕЗ «ПРЕМИАЛЬНОЙ ТРОЙКИ»
Начнем с топовой немецкой тройки. Самая продаваемая в России премиальная марка — BMW. Машина когда-то позиционировалась для «конкретных пацанов», под стать были и народные прозвища — бэха, бумер. Брутальные очертания подчеркивает решетка радиатора, выполненная в форме раздувающихся ноздрей.
В России «бэхи» собирали на заводе «Автотор» в Калининграде. Там выпускали седаны 3-й, 5-й и 7-й серий, а также кроссоверы Х1, Х3, X5 и X6. Однако в марте компания объявила о сворачивании бизнеса в России и выпуск «бумеров» прекратился.
Следом в рейтинге премиум-продаж идет Mercedes-Benz. Машина-мечта. В советские времена была у Высоцкого, а в 90-е в люксовых моделях этой марки мягко покачивались руководители преуспевающих предприятий и короли преступного мира. Кто ж не помнит легендарный «шестисотый мерин»?
В России компания владела заводом в деревне Есипово Солнечногорского района Московской области, где выпускала седаны Е-класса, а также кроссоверы GLE, GLC и GLS. Но в марте этого года головная компания заявила о прекращении бизнеса в России. Поставки из-за границы прекратились. А в октябре концерн начал процедуру продажи завода одному из своих российских дилеров, компании «Автодом». Что здесь будут теперь выпускать, пока не объявляют.
Замыкает немецкую тройку марка Audi. В России они не выпускались, все поставки шли по импорту. Теперь поставки прекращены — об этом еще в феврале сообщил концерн Volkswagen AG (VAG), в который входит Audi.
«ШКОДУ» ЖАЛКО
Не будут в наши салоны поставляться и другие марки группы VAG. Это вошедшая в фольклор Porsche («С милым рай и в шалаше, если милый на «Порше»), мечта мажоров Lamborghini и предел желания их родителей — Bentley.
Капут на российском рынке наступил не только премиальным иномаркам. Volkswagen и Skoda (тоже входят в концерн VAG) выпускались на предприятиях в Калуге (Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid) и Нижнем Новгороде (Volkswagen Taos, Skoda Octavia и Skoda Kodiaq). Их выпуск уже несколько месяцев как остановлен.
— Мне особенно жалко «Шкоду», — поделился гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков на недавней онлайн-оперативке. — Такие классные машины, так долго завоевывали любовь россиян, и сейчас наблюдать, как это все сворачивается, слеза наворачивается на глаза.
Ушли и американцы — компании General Motors (Cadillac, Chevrolet) и Ford. В последнее время они работали только по импорту: GM закрыла российское производство Chevrolet еще в 2015 году, а Ford остановил свой завод во Всеволожске Ленинградской области в 2019-м. Американцы вышли из совместного предприятия с российской компанией Sollers, зарезервировав за собой право вернуться в течение 5 лет, если жизнь наладится.
Внешне мягче всех выглядел исход корпорации Stellantis, выпускающей такие популярные бренды как Peugeot, Citroen, Opel, Fiat, Jeep. Они чаще других говорили, что не уходят, а «приостанавливают». Однако будем реалистами: новых машин от производителей нет, и автосалоны распродают складские остатки.
— Даже если кто-то говорит, что хочет вернуться, как, например, концерн Stellantis, то срок они называют не ранее 4-го квартала 2023 года, — говорит Денис Решетников, руководитель дилерского направления автосалонов Fresh Auto. — Я не понимаю, откуда берется такая дата, поэтому при планировании бизнеса с вероятностью 98% считаю, что это просто фигура речи, эквивалентная заявлению об абсолютном уходе, и на эту компанию не рассчитываю — так же, как и на тех, кто прямо заявил об уходе.
В России корпорация владела предприятием «ПСМА Рус» в Калуге, где собирали Peugeot 408 и Citroen C4.
УЙТИ ПО-КОРЕЙСКИ
Японцы и корейцы тоже потянулись на выход.
— Toyota и Lexus в сентябре 2022 года сообщили о прекращении производства, — рассказал Алексей Тузов.
По утечкам в СМИ, Toyota ищет покупателей на свой завод в Санкт-Петербурге (в поселке Шушары), где выпускались Camry и RAV4.
Также в сентябре компания Nissan продала свой завод в Санкт-Петербурге (поселок Парголово) — он перешел в российскую госсобственность и передан в оперативное управление НАМИ. До закрытия там выпускали Nissan Quashqai, Nissan X-Trail и Nissan Murano. Обслуживание автомобилей этой марки и поставку запчастей, по информации Минпромторга, будет обеспечивать наш АвтоВАЗ (он взял на себя и обслуживание автомобилей Renault).
Приостановил (читай — остановил) поставки и производство на калужском заводе «ПСМА Рус» концерн Mitsubishi. В Калуге собирали популярные кроссоверы Outlander.
Последний гвоздь в крышку гроба японского автопрома в России вбила Mazda. Корпорация решила уйти из страны и передать активы российской группе «Соллерс». Свою долю в предприятии во Владивостоке (там собирали кроссоверы Mazda CX-9 и Mazda CX-5, а также седан Mazda 6) японцы решили отдать российскому партнеру за символический 1 евро, сохранив право обратного выкупа в течение трех лет. Сделка может быть полностью завершена к концу ноября.
С корейскими автомобилями дела не лучше.
— Производство наиболее востребованных на российском авторынке Kia и Hyundai на сегодняшний день остановлено, — говорит Алексей Тузов.
Оба бренда выпускает корпорация Hyundai Motor Company. В России машины собирали в Санкт-Петербурге (Hyundai Solaris, Hyundai Creta, KIA Rio) и на калининградском заводе «Автотор» — широкая линейка KIA: Ceed, Sportage, Sorento, Cerato. Корейская корпорация как раз из тех, кто избегает прямо говорить об уходе. В прессе звучат слова «возможно», «один из вариантов».
— Они говорят о приостановке, а не об уходе, но будем смотреть на вещи здраво: поставок нет, производство выключено, ясных перспектив на следующий год не просматривается, , — говорит Денис Решетников.
ЧТО ПРИДЕТ НА СМЕНУ ИНОМАРКАМ
Что будут выпускать вместо всех этих иномарок — с этим пока никакой ясности. Наиболее понятная ситуация только с наследием Renault. Тольяттинская площадка компании отошла под нашу Lada (с ней все ясно, в этом обзоре ее даже не будем касаться), а на заводе «Москвич» обещают выпускать электромобиль. Какой именно — пока официально не объявлялось. Наиболее вероятно, что это будет нечто на базе китайского JAC, но с эмблемой столичного автозавода. В кооперации участвуют также КамАЗ и НАМИ.
На других оставшихся после иностранцев предприятиях ничего не производится, а будущее — в тумане. И не только потому, что даже те сделки, о которых объявлено, как о свершившемся факте (продажи «Nissan», «Mercedes-Benz» и «Mazda»), юридически не завершены. Просто нет охотников идти на наш рынок.
Освободившиеся площадки займут, скорее всего, китайские компании — а больше и некому. Так, например, площадку Nissan в Санкт-Петербурге планировала освоить китайская компания FAW.
Впрочем, китайцев на все наши заводы может и не хватить.
— Все компании, которые хотели работать в России, уже сделали это, — сказал «КП» автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. — У нас представлены Great Wall Motor (выпускает Haval), Chery и Geely. Первые две — негосударственные компании и не связаны с западным бизнесом. Они могут проводить достаточно независимую политику и работать в России. Geely — также негосударственная компания, но по бизнесу тесно завязана на США, поэтому ожидать от нее повышения активности, например, создания предприятий в России, не стоит. Эта тройка будет расширять свой модельный ряд. Но ожидать прихода других крупных китайских игроков нет оснований, поскольку они сильно связаны с европейскими и американскими компаниями и потому вынуждены действовать с оглядкой.
По информации Алексея Тузова, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге может развернуться производство не «китайцев», а российских электромобилей E-Neva. Это разработка Обуховского завода (входит в оборонный концерн «Алмаз-Антей»), который специализируется на изготовлении командных пунктов для ракетных войск. У чистой «электрички» запас хода 463 км, а у гибридной модификации (газ + электричество) целых 1000 км! Это похоже, мировой рекорд — от Москвы до Бреста на одной заправке! Молодцы оборонщики, забили Маску баки.
Правда, в серию этот автомобиль пойдет не скоро, да и не факт, что на ниссановском заводе. Но то, что это будет Питер — как говорится, сто пудов. Где еще собирать машину с названием «Нева».
Более реальный российский электрокар — это Evolute, его производят на Липецком заводе электромобилей. Уже выпущено 400 машин, их можно купить у официальных дилеров. Однако цены! Кроссовер i-Joy — 3,5 млн руб., седан i-Pro — 3 млн. руб.
На производство отечественной продукции нацелились и в Калининграде. Завод «Автотор», еще недавно выпускавший 25 различных моделей BMW, Kia и Hyundai, после нескольких месяцев простоя планирует освоить в кооперации с «Росатомом» выпуск электромобилей и ключевых узлов — аккумуляторов и электродвигателей.
«НАСТОЯЩИЙ ПРЕМИУМ УШЕЛ БЕЗВОЗВРАТНО»
Оставшегося запаса фирменных иномарок хватит как минимум до конца года, а то и дольше. Автосалоны взвинтили цены, а у народа покупка нового автомобиля в шкале ценностей если и занимает первое место, то с конца. Поэтому практически все привычные иномарки есть в продаже, причем не только прошлого, но и 2022 года выпуска.
И все же не обошлось без потерь.
— Настоящий премиум ушел безвозвратно, — говорит Денис Решетников. — Китайцы молодцы, подтягиваются год от года, но реально заместить рафинированный немецкий премиум они не смогут. Я говорю об уровне «Мерседеса» класса S. А вот средний сегмент премиальности, например, KIA-Sorento или Lexus, китайцы вполне могут заменить. Нам очень многие сдают свои «лексусы» и «тойоты», говорят: «Ребята, боимся проблем с запчастями, заберите, возьмем китайский». Какой-нибудь Exeed купят — и нормально. Так что массовый сегмент китайцы закрывают хорошо — их машины вполне на уровне Honda CRV, Toyota RAV4, Nissan Quashkai и даже Mersedes GLA. Они красивые, современные, хороши по мультимедиа, по тактильным свойствам — приятно рукой провести. Да и едут вполне себе.
Последний писк китайской моды — это кроссовер Omoda C-5 (компания Chery). Весь такой футуристический, эргономичный, со спортивными сиденьями, напичканный электроникой, как робот-портье в китайском отеле, и разными огонечками, как светомузыка на дискотеке 70-х. Цена — 2,5 млн рублей.
— Буквально за один месяц создалась дилерская сеть этого бренда — 73 дилерских центра, это потрясающий рекорд, — сказал Сергей Целиков.
Еще одна китайская новинка — полноприводный внедорожник Tank концерна Great Wall. Официально его еще не поставляют, и на волне ожидания частники предлагают его, например, во Владивостоке за 5,7 млн рублей. При том, что в Китае в пересчете на наши деньги он стоит 1,5 млн, сообщают автолюбители в комментариях к этой обдираловке.
— Tank позиционирует себя как люксовую модель, — говорит Решетников. — Будут метить в сегмент «Ленд-Крузеров» или тяжелых «Ниссанов».
Ну и самый супер-пупер из Китая — это автомобиль Хун-Цы (переводится как «Красное знямя», а пишется Hongqi) государственного концерна FAW, его прибытие ожидают в конце года. Под этим брендом выпускаются не только привычные кроссоверы, но и благородные лифтбеки, на которых не стыдно и к Госдуме подкатить.
Однако избалованный российский потребитель еще не готов воспринимать китайский автопром в качестве лакшери-класс.
— Не думаю, что народ пересядет с премиальных BMW и «Мерседесов» на китайцев, еще поупирается, — говорит Решетников. — Состоятельные люди еще долго не сдадутся, для них будет параллельный импорт (ввоз в Россию машин, купленных в «третьих странах» без согласия производителей, — Ред.). Он и сейчас работает, и дорогие марки окольными путями поступают через дилеров в автосалоны. Потому что «Порше» он и есть «Порше», и его так просто не заменишь.
По параллельному импорту можно поставлять не только премиум-класс. Например, на днях в Краснодарский край поступила партия Mitsubishi Outlander из ОАЭ. Эксперты ожидают, что в России могут появиться и такие недорогие массовые модели как Chevrolet — только не южнокорейского производства, которые были у нас до санкций, а узбекского завода UzAuto Motors.
Но есть в этом бизнесе и свои тонкости.
— Некоторые компании препятствуют параллельному импорту своих марок, — говорит Денис. — Например, китайцы против ввоза своих автомобилей из Казахстана в Россию, потому что при таких поставках машины на нашем рынке оказываются дешевле, чем поставленные непосредственно из Китая. А KIA, например, относится к этому спокойно.
По системе параллельного импорта в Россию ввозят такие автомобили, как Range Rover, Land Rover, Jeep, Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen, дополняет Алексей Тузов. Причем, у последней, по данным «Автостата» хорошо заходит в последние месяцы электромобиль id4.
Еще один канал пополнения нашего автопарка — это завоз топовых европейских и японских моделей с ярлыком «Made in China». Ну а что — чем «Мерседесы», собранные в Китае, хуже турецких и российских, которые мы с радостью покупали до санкций.
В автосалонах уже можно встретить китайские Хонды, Фольксвагены и непривычный для российского рынка кроссоверы Mazda CX-4.
— Думаю, такая тенденция сохранится и расширится, — считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
ВОПРОС РЕБРОМ
Что будет с техобслуживанием
В основном отъезжающие автопроизводители позаботились о техобслуживании своих автомобилей, в том числе, о гарантийном ремонте. Соответствующие заявления сделали компании Volvo, Hyundai (марки Kia и Hyundai), Mitsubishi, Mazda.
Не останутся без помощи и владельцы «Мерседесов». Сервисом проданных в России автомобилей этой марки займется компания «Автодом», дилер Mercedes-Benz. Заботу о владельцах Renault и Nissan взял на себя АвтоВАЗ.
Концерн VAG разослал своим дилерам письмо, в котором сообщил, что продолжит выполнять свои гарантийные обязательства перед клиентами, однако сроки поставок запчастей будут увеличены.
А что американцы? «Представители General Motors (Cadillac, Chevrolet), оставили автовладельцев и дилеров один на один со своими проблемами с ремонтом и обслуживанием автомобилей», — сказал KP.RU Алексей Тузов.
Вообще, по закону обязательства перед покупателем несет дилер, продавший машину. Санкции и прочие сложности с головной компанией в перечень форсмажорных обстоятельств не входят. Но многие производители ведут себя по совести. Вплоть до того, что готовы оплачивать доставку деталей для гарантийного ремонта по параллельному импорту. Правда, слишком широко это не афишируют — мало ли, как может аукнуться лояльность к России.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Продажи новых авто в России*, тыс. шт.
Год 2018 2019 2020 2021 2022 (10 месяцев)
Количество, тыс шт 1634 1593 1461 1516 518 (-60% к 10 мес 2021)
За 10 месяцев продано 3,95 млн авто с пробегом, на 21% меньше, чем за тот же период 2021 года.
Динамика продаж новых авто в 2022 году, тыс шт
ТОП-10 самых продаваемых марок в октябре 2022 года
Марка Продано, тыс шт Рост/снижение продаж к октябрю-2021
Hyundai 2,72 -78,6%
Chery/CheryExeed 1,2 +473%
КСТАТИ
В октябре 2022 года россияне приобрели 286 новых электромобилей – на 37% больше, чем в сентябре и на 59% больше, чем в октябре 2021 года.