«Виктор Нилов выступал категорически против слияния ГИБДД и ППС — вероятно, что его «убрали» из-за этого»
На минувшей неделе в отставку был отправлен глава ГИБДД России Виктор Нилов. По некоторым данным, причина ухода Нилова с должности может быть связана с достижением им предельного возраста пребывания на госслужбе, однако не все могут согласиться с таким объяснением. «Реальное время» побеседовало с координатором движения «Общество Синих Ведерок» Петром Шкуматовым, который предположил, что еще могло повлиять на отставку Нилова, как ему удалось изменить систему за годы службы, и рассказал, известно ли имя кандидата на пост главы ГИБДД.
«Еще с этого периода у него появилось довольно много врагов в системе. »
— В СМИ появилась информация о том, что отставка Виктора Нилова связана с предельным возрастом пребывания на госслужбе. А могут ли быть другие причины?
— Давайте вспомним те времена, когда Виктор Нилов боролся с коррупционным техосмотром — помните, была такая штука? Мы сейчас диагностику проходим, а тогда был техосмотр, и 80% водителей (это неоспоримая цифра, потому что ее показывали многочисленные опросы) покупали техосмотр. Его средняя цена составляла 100 долларов. Ну вы можете себе представить, когда 40 миллионов человек по 100 долларов каждый год платит. Это 4 миллиарда долларов. И Нилов этот гадюшник разогнал.
Так что еще с этого периода у него появилось довольно много врагов в системе. С учетом различных попыток вернуть контроль над техосмотром со стороны ряда должностных лиц, я думаю, что можно найти какое-то объяснение… Все-таки это были миллиарды долларов каждый год. Вы представляете, что должны думать те люди, которые теряют такие денежные потоки.
— А что за слухи о слиянии ГИБДД и ППС? То, что Нилов был категорически против этого маневра, могло как-то отразиться на его уходе?
— Это тоже могло отразиться. Нилов отстаивал самостоятельность ГИБДД как структуры и старался доказать ее важность именно как отдельного подразделения в системе МВД. К сожалению, есть такая тенденция, что у нас пытаются оптимизировать работу МВД и предлагают упразднить дорожную полицию, передав функции контроля за дорожным движением вообще любому полицейскому. То есть в этой концепции абсолютно любой полицейский может зафиксировать нарушение ПДД и выписать протокол. Это приведет к очень серьезным последствиям для водителей даже не в плане фиксации нарушений, а в плане качества административных материалов.
Дорожное движение обладает очень серьезной спецификой, и говорить о том, что каждый, кто имеет удостоверение полицейского, может достоверно распознать нарушение ПДД, наверное, не стоит. Плюс, сейчас ППСники, условно говоря, контролируют мигрантов, контролируют, чтобы люди не дрались, не распивали спиртные напитки — это, мягко говоря, не самая денежная область. И одним из последствий слияния может стать то, что ППСники вместо того, чтобы продолжать свою работу, рядами будут стоять на дорогах и ловить водителей, причем не с целью их наказать, а с целью «срубить» денег. Это будет просто катастрофа.
А Нилов выступал категорически против слияния и фактически блокировал ряд инициатив по проведению пробных передач полномочий. Вполне вероятно, что его из-за этого убрали.
— Петр, возможно, уже ходят слухи о том, кто придет на смену Виктору Нилову?
— Сейчас кандидата на пост главы ГИБДД фактически нет. Есть слухи, и мы не будем их комментировать. Вообще, тут есть позиция (министра внутренних дел РФ Владимира) Колокольцева. Я не могу сказать, что он не ошибается: на мой взгляд, попытки продавить решение о слиянии ППС и ГИБДД — это очень большая ошибка, однако Колокольцев является борцом с коррупцией в полиции. Они в этом плане с Ниловым похожи, и, я думаю, что Колокольцев будет выбирать… Хотя все мы понимаем, что на самом деле назначает Владимир Путин, но, на мой взгляд, рекомендации Колокольцева по персоналиям на пост главы ГИБДД будут в том числе и по репутации человека.
«Практически все случаи взяточничества — это когда водители сами умоляют инспекторов «решить вопрос»
— Насколько эффективным госслужащим был Виктор Нилов?
— Наверное, он один из самых эффективных управленцев, стоявших во главе ГИБДД. Нилов принял ГИБДД, к сожалению, в не самом лучшем виде.
— Что тогда творилось в системе?
— Маленькая зарисовка, которая вам покажет всю картину в целом. Я довольно часто езжу по России на автомобиле, и лет 10 назад, когда я проезжал Тамбов, инспекторы ДПС на полном серьезе занимались вымогательством так называемых «проездных» денег — надо было заплатить 50 рублей, если ты хочешь ехать дальше. Причем делалось это при свидетелях — им было абсолютно без разницы, что о них подумают. Сейчас себе такого даже представить нельзя. Также можно вспомнить про постановку машины на учет: этот процесс представлял из себя замечательный квест, когда вы либо тратили от двух до трех суток на то, чтобы отстоять все очереди, собрать все документы и так далее, либо вы платили деньги инспектору за то, что он ускорял этот процесс.
Нилов резко снизил уровень коррупции. Нельзя сказать, что он полностью уничтожил это явление, но уровень коррупционных проявлений снизился радикально.
— Тем не менее ситуация с коррупционными проявлениями со стороны сотрудников ГИБДД все еще далека от совершенства. Вы так не считаете?
— Сейчас практически все случаи взяточничества на дорогах — это когда водители сами, что называется, умоляют инспекторов взять деньги и «решить вопрос». Обратите внимание, что раньше имело место прямое вымогательство со стороны инспекторов: ты не хотел платить, ты говорил «составляйте протокол», а они у тебя вымогали деньги. Сейчас, если водитель говорит «пишите протокол», инспектор ничего вообще не говорит — он составляет протокол, и все. Сейчас, если посмотреть на статистику тех случаев, когда инспекторов ловят на взятках, то в 99% случаев водитель сам настаивал на том, чтобы инспектор взял деньги и не выписывал протокол.
Довольно много одиозных коррупционеров было изгнано из рядов ГИБДД. На самом деле, очень много подобных моментов, и все они укладываются в единую политику, которую проводил Нилов. Начал наступать порядок. Я могу сказать, что при Нилове ГИБДД стало лучше, профессиональнее, заметно менее коррумпировано, и действительно очень жалко, что он ушел и не успел завершить те положительные процессы, которые сам и начал.
Также хочу добавить, что при Нилове большое развитие получила система фото- и видеофиксации нарушений, которая реально улучшила дорожную ситуацию и сократила число погибших. Мы видим, что в тех местах, где установлены камеры фото-видеофиксации количество аварий с трагическим исходом гораздо меньше, чем в тех местах, где камер нет. Вместе с тем в машинах ГИБДД появились видеорегистраторы.
— А у вас нет ощущения, что камеры стали хорошим способом заработка?
— Вы абсолютно правы. На текущий момент камеры во многих регионах используются как способ наполнения бюджета, как способ закрытия финансовых «дыр». Но это задача прежде всего даже не ГИБДД, а, наверное, правительства РФ — создавать какие-то системы издержек для вот этой жадности, которая очень часто присутствует у местных властей. Причем неважно, какой это регион — бедный, богатый, донор или акцептор. Накопилось большое количество изменений для этой системы, которые необходимо принимать и срочно.
«Сейчас «Платон» воспринимается всеми как нечто несправедливое»
— Буквально недавно по всей стране прошли стачки против «Платона». Известна ли вам позиция Нилова в вопросе внедрения этой системы и как вы сами к ней относитесь?
— По «Платону» я честно скажу, что с позицией Нилова не знаком. От себя лично могу сказать, что проблемы «Платона» заключаются в следующем: первая — платят не все, а те люди, которые платят, попадают в невыигрышное положение по сравнению с другими. Второе — издержки на эксплуатацию этой системы на текущий момент составляют 50%. То есть эксплуатация системы очень дорогая и, к сожалению, дальнобойщики по факту оплачивают функционирование этой системы, а на дороги идут совсем крохи. Без решения этих двух вопросов нельзя даже начинать разговор о дальнейшем движении в сторону увеличения тарифов. Так что сейчас «Платон» воспринимается всеми как нечто несправедливое.
— Петр, напоследок хочу поинтересоваться, чем сейчас занимаются «Синие ведерки»?
— Наше сообщество автомобилистов занимается широким спектром проблем, хотя начинали мы действительно с мигалок. Наша основная миссия заключается в двух словах: восстановить справедливость. Мы стараемся те моменты, которые кажутся нам несправедливыми, изменить в сторону людей. Мигалки — это некая узкая область. А из последнего и актуального могу назвать вам платные парковки, отсутствие парковочных мест, грабительская строительная политика, когда вместо парковок строятся многоэтажные дома, платные дороги, отсутствие дорог по всей стране и так далее.
«Он нажил немало врагов»: версии отставки главы ГАИ Нилова
Освобождение от должности начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенанта Виктора Нилова вызвало неоднозначную реакцию в политических кругах и среди обывателей. Кто-то посчитал указ президента следствием модернизации самой системы, а кто-то принял информацию как должное: пенсионный возраст, закономерное завершение карьеры. Так что же стоит за отставкой Нилова, кто займет его место и какие перемены грядут в недрах ГИБДД? «МК» попытался выяснить у экспертов.
Дыма без огня не бывает, и появились мнения, что голова Нилова «полетела» якобы после очередной проверки его ведомства. Но с этой точкой зрения категорически не согласен координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов:
— Проверки в ГИБДД идут постоянно, и я думаю, что новость, связанная с уходом Нилова, тесно связана со второй новостью, которая пока находится в разряде слухов: грядет расформирование ГИБДД и последующее ее слияние с ППС. Нилов же рьяно отстаивал интересы своего ведомства как самостоятельной единицы. Он, не побоюсь этого слова, серьезный реформатор, которому удалось модернизировать систему и разворошить огромное количество коррупционных схем. Не исключено, что тем самым он нажил себе немало врагов, которые, как знать, могли в один прекрасный момент его просто подставить. Но в любом случае управление по обеспечению безопасности дорожного движения с ним стало лучше, а объемы коррупции значительно уменьшились.
По мнению эксперта, пожелавшего остаться неизвестным, судьба Нилова была предрешена после ухода замминистра МВД Виктора Кирьянова, ставленником которого он по сути и был. У руководства страны нет претензий к Нилову конкретно, просто сейчас идет смена команды, и ставка делается на «своих людей». Формально контракт у Нилова закончился еще в прошлом году, и тогда уже было понятно, что его не продлят. Одним из вероятных кандидатов на освободившуюся должность некоторые эксперты считают начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, генерал-майора полиции Михаила Черникова.
Бывший начальник ГАИ России Владимир Федоров считает, что нового руководителя ГИБДД МВД России нужно искать в ближнем кругу Нилова. Например, на эту роль идеально подошел бы первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Швецов, однако сторонники версии «новая гвардия на смену старой гвардии» полагают, что шансов у него нет вообще.
Эксперт Владимир Баршев замечает, что разговоры об отставке Нилова шли уже достаточно давно. 23 марта ему исполнилось 62 года. После шестидесяти лет людям такого чина и ранга продляют срок полномочий указом президента. В данном случае Путин просто не продлил этот срок. Здесь нет никакой подоплеки. И все же очень жаль, что такой профессионал, как Нилов, лишился своего кресла. При нем, по мнению многих обозревателей, началась стабилизация деятельности ГИБДД. За последние пару лет наблюдается стабильное снижение аварийности на дорогах. И этого удалось добиться не жесткими мерами, а пропагандой правил дорожного движения.
«Это была яркая и конкретная работа, — заявляет Баршев. — Усиление же ответственности было сделано только по тяжелым статьям: повторное пьянство и перевозка детей в детских креслах. Да, в последнее время чаще стала мелькать «золотая молодежь», но как с ней бороться — никому не ясно до сих пор. Нилов не предпринимал никаких резких движений, но в 2016 году был поставлен рекорд по самому низкому количеству жертв ДТП».
— Я думаю, что ситуация, которая сложилась в городе Пятигорске, когда гаишники забили ногами водителя БМВ, пусть и удиравшего от погони, заставила руководителей нашего государства свежим вглядом посмотреть на руководство ГИБДД, — считает вице-президент движения Автомобилистов России, почетный адвокат Леонид Ольшанский. — Оказывается, не все так прекрасно в этом королевстве. А вторая версия освобождения Нилова от должности — предполагаемое слияние ГИБДД и ППС. Есть точка зрения, что надо сделать как в Грузии — чтобы простые полицейские не только ловили бандитов, но и предъявляли претензии к нарушителям ПДД. Лично я против этого. У гаишников своя специализация, а у полицейских своя. Что касается того, кто мог бы быть достоин занять пост Нилова, я считаю, что кандидатура начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Виктора Коваленко была бы вполне подходящей.
Стало известно, почему Путин снял Нилова с поста главы ГИБДД
Об отставке главного «гаишника» страны, как не стеснялся себя называть сам Нилов, стало известно в среду из указа президента России, текст которого днем появился на портале правовой информации.
«Освободить от занимаемой должности генерал-лейтенанта полиции Нилова Виктора Ивановича, начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», — говорится в документе, в котором, помимо этого, упоминается о снятии с должности и назначении еще ряда силовиков.
Вскоре стала известна и наиболее вероятная причина такого решения: Нилову несколько дней назад исполнилось 62 года, что является предельным на госслужбе.
«Нилова на сто процентов освободили в связи с возрастом. Ему уже дважды продлевали срок службы, тогда как служат до 60 лет. Ему недавно исполнилось 62 года. Нужно запускать более молодых», — цитирует RT экс-главу Госавтоинспекции России Владимира Федорова. На эту же причину кивали и источники информагентств.
Между тем высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах уверен, что отставка по возрасту лишь формальный предлог. «Формулировка «с возрастом» — условна, — сказал собеседник издания. — После 60 лет с сотрудниками этой структуры должны заключаться контракты. На год, два, три и так далее. С Ниловым такой контракт также был заключен, и его просто не продлили. Я уверен, что его просто убрали как человека Кирьянова».
Отставку главы ГИБДД, с одной стороны, трудно назвать неожиданной, с другой — никаких очевидных поводов для такого решения Нилов не давал. О его возможном уходе с поста действительно впервые заговорили еще в конце 2015 года, когда был снят с должности давний покровитель Нилова, курировавший дорожную безопасность, первый замминистра МВД Виктор Кирьянов.
Однако тогда глава ГИБДД остался на своем месте. С новой силой слухи об отставке возникли несколько недель назад. Различные источники сообщали, в том числе «Газете.Ru», что вопрос об уходе Нилова со своего поста практически решен и что сам он даже написал соответствующее заявление. Примечательно, что волна слухов прокатилась 10 марта, когда проходила годовая коллегия МВД, на которой присутствовал Владимир Путин.
Там он, напротив, положительно оценил работу ГИБДД — ведомству за последние годы удалось добиться существенного снижения аварийности и смертности на дорогах, что давно уже стало главным показателем эффективности его работы.
Источники информагентств и «Газеты.Ru» также поспешили опровергнуть эту информацию, отметив, что никаких заявлений генерал не писал и намерен продолжать работу.
В пользу того, что отставка в конце марта могла стать неожиданной для самого Нилова, говорит тот факт, что на этой неделе глава Госавтоинспекции должен был стать гостем редакции «Газеты.Ru» и дать большое интервью по наиболее актуальным и острым вопросам — Нилов специально готовился к нему.
Если бы генерал знал, что в день интервью лишится своего поста, то вряд ли, учитывая некоторую закрытость Нилова, согласился бы приехать в редакцию в такое время.
Сменщик Нилова едет с Дальнего Востока
Новым начальником ведомства должен стать 43-летний генерал-майор Михаил Черников, который в настоящее время является главой УМВД Хабаровского края, но начинал свою карьеру в ГИБДД, где успел пройти все основные ступени от рядового автоинспектора до главы ГИБДД целого региона.
«Сейчас кандидатура находится на согласовании», — добавил источник агентства ТАСС. Кандидатуру Черникова в конечном итоге предстоит также утвердить лично Путину.
Михаилу Черникову 43 года, родом он из Ачинска. Имеет два высших образования — инженерно-строительное и юридическое. Службу начал в 1995 году обычным госавтоинспектором в родном городе. С 1996 по 2003 год проходил службу в различных подразделениях УВД Ачинска, в основном ГАИ, и дослужился в итоге до начальника милиции общественной безопасности УВД Ачинска и Ачинского района.
С 2006 по 2011 год был начальником управления ГИБДД ГУВД Красноярского края, а затем заместителем начальника ГУ МВД по Ставропольскому краю. Спустя четыре года, в 2015 году, его назначили на должность начальника УМВД России по Хабаровскому краю.
Черников — мастер спорта СССР по гиревому спорту, кандидат в мастера спорта по дзюдо; женат, у него двое детей. Про себя он говорит: «Очень люблю свою семью и люблю заниматься физкультурой».
В Красноярске Черникова, в частности, запомнили благодаря придуманным им «говорящим зебрам».
На проблемных переходах Черников предложил нанести специальную разметку со словами «Если хочешь перейти дорогу, подними руку и переходи безопасно» — генерал-майор сам придумал этот жест. Нововведение Госавтоинспекция города приурочила к 75-летию ГИБДД.
ГИБДД на пороге реформ
Несколько дней назад автомобильный портал «Водитель Петербурга» распространил сенсационную новость, согласно которой ГИБДД в привычном виде скоро будет ликвидирована. Якобы в МВД принято принципиальное решение объединить ведомство с патрульно-постовой службой, что, по замыслу авторов реформы, поможет не только улучшить показатели работы, но и оптимизировать штаты обеих структур. Впрочем, до конца чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в середине 2018 года, ни о каких реформах речи не идет и кардинальные преобразования должны начаться уже после турнира.
При этом источник издания, комментируя целесообразность подобных мер, посоветовал обратить внимание на Казахстан, где с недавних пор действует как раз такая объединенная служба.
Процесс объединения ГИБДД и ППС начался там в августе 2012 года и продлился более года — заработала обновленная структура в конце 2013-го. Полицейские экипажи в Казахстане объединили, теперь в патрульных машинах стали ездить по одному сотруднику полиции и одному бывшему работнику ГИБДД.
Несмотря на опасения водителей, уже первые недели работы новой системы доказали ее эффективность. В частности, сотрудники правоохранительных органов смогли обслужить на 48% больше вызовов, а количество задержанных увеличилось на 35%. Кроме того, анализ статистики показал и снижение числа ДТП.
Впрочем, высокопоставленный источник «Газеты.Ru» считает, что отставка Нилова с будущей реформой никак не связана, тем более что до ее реализации есть еще как минимум полтора года.
Путь Нилова
Генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов занимал должность начальника ГУОБДД МВД России (так официально называется российская Госавтоинспекция. — «Газета.Ru») шесть лет — с июня 2011 года. Нилов родился 23 марта 1955 года в Ленинграде. В 1977 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт по специальности «автомобильный транспорт». Затем долгие годы служил на разных должностях в ГАИ Ленинграда–Санкт-Петербурга и области.
После 2000 года он стал заместителем начальника Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктора Кирьянова по регистрационно-экзаменационной работе. Осенью 2001 года, после перевода Кирьянова на повышение в Москву исполнял обязанности руководителя управления. А в 2007 году Нилов вслед за старым товарищем отправился на службу в Москву и привычно занял должность его заместителя. С 2007 по 2008 год они руководили департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России.
В 2008–2009 годах Нилов возглавлял Управление правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества ДОБДД МВД России. В 2009 году стал помощником главы МВД России Рашида Нургалиева по безопасности дорожного движения. В октябре того же года был назначен заместителем главы ДОБДД МВД — начальником Управления анализа и выработки стратегических решений в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В марте 2011 года в рамках реформы МВД на базе департамента было образовано Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД). 12 июня 2011 года указом президента России Дмитрия Медведева Нилов был назначен начальником ГУОБДД МВД России.
В его эпоху вышло огромное количество новых приказов и поправок в действующие законы, всерьез изменивших жизнь водителей.
В частности, осенью 2013 года был отменен «сухой закон» для водителей, по которому пьяным признавался водитель с любым, даже микроскопическим, содержанием алкоголя в крови, были массово внедрены комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, которые теперь выявляют бóльшую часть всех дорожных нарушений, фактически ликвидированы стационарные посты ДПС на трассах,
совершен прорыв в области детской безопасности, на которую в Госавтоинспекции сейчас делают особый упор, ГИБДД рассталась со множеством свойственных только ей функций, например проведением техосмотра и выпиской штрафов, но ввела новые формы контроля, например так называемые сплошные проверки на дорогах.
Однако, несмотря на порции критики со стороны многих общественных активистов, Нилову, нельзя не признать, удалось добиться устойчивого снижения смертности на дорогах, которая еще в начале нулевых превышала 30 тыс. человек в год, а в 2017-м может составить меньше 20 тыс.
Генерал покинул пост ГИБДД
Президент РФ Владимир Путин произвел новые кадровые перестановки в руководстве силовых структур. Наибольший резонанс вызвало увольнение с должности начальника ГИБДД генерал-лейтенанта полиции Виктора Нилова. Этой отставке предшествовала масштабная ведомственная проверка Госавтоинспекции, по итогам которой к руководству ГИБДД были предъявлены серьезные претензии. Не исключено также, что на отставку могли повлиять и результаты ревизии строительства одного из объектов дорожной полиции. Между тем, по данным источников “Ъ”, вскоре в центральном аппарате МВД могут последовать и другие отставки.
В среду указом президента Владимира Путина с должности были сняты несколько высокопоставленных руководителей в силовых структурах, в том числе МВД. Наибольшее внимание привлекла отставка начальника главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД генерал-лейтенанта полиции Виктора Нилова. Господин Нилов работал в системе Госавтоинспекции с конца 1970-х годов, пройдя путь от старшего инженера отдела организации дорожного движения УГАИ ГУВД Леноблгорисполкома до главы Госавтоинспекции России — этот пост он занял в 2011 году. Тогда говорили, что господин Нилов является ставленником своего предшественника Виктора Кирьянова.
Причины увольнения господина Нилова в Кремле не называют. Однако, по данным “Ъ”, этому кадровому решению предшествовала масштабная проверка, которую МВД провело в Госавтоинспекции в конце прошлого года. По данным источников “Ъ”, по ее итогам в адрес руководства ГИБДД были высказаны весьма жесткие претензии. В частности, отмечалось, что дорожная полиция работает слишком обособленно, в недостаточной мере взаимодействует с другими службами органов внутренних дел. Были высказаны серьезные замечания и к работе отдельных подразделений ГИБДД.
Однако, по данным источников, в последнее время к господину Нилову могли возникнуть и другие вопросы. В частности, по словам собеседников “Ъ”, некоторое время назад проводилась проверка, связанная с возможными злоупотреблениями при строительстве и введении в эксплуатацию одного из информационных центров Госавтоинспекции. По некоторым данным, один из актов по приемке работ, подписанный руководством ГИБДД, мог быть оформлен с нарушениями.
Как бы то ни было, последний месяц активные слухи о снятии господина Нилова с должности ходили в разных кругах. Дополнительную убедительность им придавало то обстоятельство, что 62-летний генерал уже перешагнул предельный возраст для прохождения службы в звании генерал-лейтенанта. Он составляет 60 лет, затем глава государства может ежегодно продлевать действие контракта. По данным “Ъ”, решение по поводу своей дальнейшей карьеры господин Нилов переложил на руководство МВД, написав сразу два рапорта — на продление контракта и на увольнение.
Вопрос о преемнике Виктора Нилова пока остается открытым. Дело в том, что все его замы — Владимир Кузин, Павел Бугаев, Владимир Швецов, Сергей Добряков — либо старше 60 лет, либо вплотную приблизились к этому возрасту, а значит, с ними также придется работать по контракту. Одна из кандидатур, которая, по данным “Ъ”, обсуждается в МВД,— начальник УМВД по Хабаровскому краю Михаил Черников. В 2006–2011 годах он работал начальником УГИБДД Красноярского края под руководством Александра Горового, который в то время возглавлял региональный милицейский главк, а сейчас является первым заместителем министра внутренних дел и курирует в том числе Госавтоинспекцию.
Между тем, по информации источников “Ъ”, не исключено, что в центральном аппарате МВД последуют и другие громкие отставки. Например, по некоторым данным, может покинуть свой пост заместитель министра Михаил Ваничкин, курирующий в ведомстве «криминальный» блок. Среди его возможных преемников называют, в частности, начальника главного управления собственной безопасности МВД Александра Макарова. Господина Макарова, говорят в ведомстве, глава министерства Владимир Колокольцев хорошо знает еще с тех времен, когда оба работали оперативниками.
Что касается генерал-полковника полиции Михаила Ваничкина, сделавшего в МВД блестящую карьеру (выходец из МУРа, он в разные годы возглавлял ГУБОП, НЦБ Интерпола и ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), то он имеет опыт не только полицейской службы. В частности, одно время, говорят собеседники “Ъ”, он на несколько лет был откомандирован в Московский банк Сбербанка, где возглавлял управление безопасности. Интересно, что, по данным источников “Ъ”, уже несколько месяцев остается вакантной должность руководителя департамента безопасности Сбербанка, которую в минувшем декабре освободил Сергей Куколев.
Нилов Виктор Иванович
Родился 23 марта 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1977 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт по специальности «автомобильный транспорт». После вуза начал службу в органах Госавтоинспекции Ленинграда и области, к 2000 году дослужился до поста заместителя начальника управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и области. В 2007 году переведен в Москву на должность помощника начальника департамента по обеспечению безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ по кадрам. В 2008-2009 годах — глава управления правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества ДОБДД МВД. В 2009 году занимал пост помощника министра внутренних дел Рашида Нургалиева по безопасности дорожного движения. В октябре 2009 года стал заместителем начальника ДОБДД МВД — начальником управления анализа и выработки стратегических решений в области обеспечения безопасности дорожного движения. 14 июня 2011 года назначен начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Генерал-майор полиции.
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
Государственная автомобильная инспекция была создана в России 3 июля 1936 года. В настоящее время официальное наименование ведомства — Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России. Задачами ГУОБДД являются контроль за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), разбор административных дел в этой сфере, учет и допуск транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, розыск угнанного автотранспорта. Штатная численность — примерно 100 тыс. человек.
За 2010 год в России произошло 199,4 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло 26,6 тыс. и было ранено 250,6 тыс. человек. За январь-ноябрь 2011 года зафиксировано 181,3 тыс. ДТП с 25,2 тыс. погибших и 228,6 тыс. раненых.
В 2010 году автоинспекция выдала 2,2 млн водительских удостоверений, за шесть месяцев 2011 года привлекла к ответственности 22,3 млн нарушителей ПДД. В 2009 году Федеральная налоговая служба оценила собранные за год дорожные штрафы в 13,5 млрд руб., более поздняя статистика не публиковалась.