Почему скапливается воздух в бензобаке
Перейти к содержимому

Почему скапливается воздух в бензобаке

  • автор:

"Пшик" при открывании пробки бензобака. Я победил.

После очередной заправки и выслушивании "пшика" при открытиии пробки, решил я поинтересоваться этим явлением. Полазив по просторам глобальной сети, я выяснил пару моментов:
1 — если в баке создается вакуум, то виноват клапан который находится в пробке бензобака
2 — если в баке создается давление, то виноват клапан адсорбера.
Решил посмотреть/потестировать у себя и то и другое.
Клапан в крышке бензобака — его функция впускать воздух в бак и не выпускать обратно, т.е. не давать создаваться вакууму. Проверить можно следующим образом — откручиваем крышку бензобака, вытираем белую часть с резбой, обхватываем ее ртом и пытаемся вдыхать через нее воздух. Тяжело, но воздух должен проходить. Если нет, берем компресор и дуем со всей дури во все щели клапан может прочиститься. Я еще вынимал белую часть из крышки(сидит на защелках, если аккуратно, то можно вынять) и пытался дуть с обоих сторон.

Фото в бортжурнале Ford Mondeo III

Клапан адсорбера — его функция выпускать образовавшийся после работы адсорбера воздух во впускной тракт. Проверить можно следующим образом — можно подать на него напряжение(там всего два контакта) и создать давление во впускной трубке(например подуть со всей дури), он должен щелкать. Где + где — можно определить померив напряжение на штекере при включенном зажигании. Глобальная сеть мне подсказала что ставят клапан от жигулей, он с небольшими доработками подходит. На своем авто я проверял свой, вроде не щелкает, открутил его от крепления крутил вертел смотрел как снимать трубки, мозговал, постучал по нему. Поставил на место, а клапан взял и заработал :))))

Фото в бортжурнале Ford Mondeo III

Теперь о результатах — "Пшик" ушел.
И еще, может это и не связанные вещи, но вот после этих процедур машина перестала после глушения "вздыхать".

Насколько опасно шипение при откручивании лючка топливного бака машины

Воздух, свистящий сквозь лючок бензобака при его открытии — нормальное явление. Происходит это по двум причинам. Во время движения насос откачивает из бака топливо, но в освободившееся пространство воздух не поступает. Получается эффект тяги или разрежения, когда внутри емкости давление падает.

Вторая причина — это когда оно — наоборот — увеличивается в связи с испарением горючего. Подобное можно наблюдать, когда машина простояла продолжительное время, и внутри бака накопились пары топлива.

Налицо неисправности системы только в том случае, если шипение и свист сопровождаются интенсивным выделением из-под крышки облака паров с каплями горючего. Еще один тревожный сигнал — если при открывании бака топливо из горловины вытекает наружу. В этих случаях необходимо срочно ехать в автосервис.

А когда речь идет о непродолжительном шипении, то ничего опасного в этом нет. Исправная работа клапанов и адсорбера, балансирующего давление внутри топливной системы, не исключает такой возможности. Причем на некоторых моделях производитель предупреждает об этом надписью на крышке бензобака.

Иногда шипение и свист увеличиваются из-за неисправности клапана на крышке бензобака. Это легко проверить в автомастерской с помощью соответствующего оборудования. Чаще причина кроется в банальном засорении детали, и специалисты такую проблему решают легко и быстро.

Это гораздо разумнее, чем сразу менять адсорбер, что многие мнительные автовладельцы спешат делать. Иногда их вводят в заблуждение ушлые и нечистые на руку мастера в целях наживы. Ведь полная замена адсорбера обойдется в круглую сумму, хотя далеко не факт, что шипение прекратится.

На деле не просто пшик: почему бензобак шипит при открытии

Наверняка многие на заправке замечали, что при откручивании пробки бака раздаётся характерное шипение. Иногда еле слышное, а иногда такое, что становится страшно. Нормально ли это? И откуда вообще берётся этот «пшик»?

Опять экология!

Само собой, многие скажут, что шипение – это нормальный звук, который появляется при выравнивании давления в баке с атмосферным давлением. Может быть, давление было ниже атмосферного, и сейчас воздух с шипением заходит в бак. А может, оно было выше, поэтому сейчас он оттуда выходит. В общем-то, отчасти оно верно: непонятный звук появляется именно при выравнивании давлений. Вот только всё-таки не совсем ясно, откуда берётся такая большая разница и в какую сторону она выравнивается.

Вы не поверите, но во всём опять виноваты «зелёные». В славные времена, когда каждый уважающий водитель возил с собой вулканизатор и кусок сырой резины, никого не волновало, что небольшое количество бензина может испариться и попасть в атмосферу. Мало того, даже вулканизаторы могли работать от бензина, а сырую резину в нём вымачивали в обязательном порядке. И ничего, как-то жили. Но нет! Экологи посчитали, что пары бензина когда-нибудь обязательно убьют планету, отчего просто необходимо сделать топливную систему герметичной. А ещё нужно все пары в баке собирать в одном месте, отделять от них бензин и выливать его обратно в бак. Впрочем, тут признаем, что они предложили нечто умное: при постоянном росте стоимости бензина просто так выпускать его в воздух жалко, и хотя бы небольшая его часть, вернувшаяся в бак, радует душу безгранично. Вот только систему питания пришлось заметно усложнить, что и сделали уже очень давно – во время введения обязательных экологических норм Евро-2.

Необходимость сделать систему питания закрытой от атмосферного воздуха привела к появлению новых компонентов топливной системы – сепаратора и адсорбера, которые стали частью системы улавливания бензиновых паров (EVAP). Первое по своей сути – отдельный бачок, в котором скапливается пена из бензина. Там же она и отстаивается. А так как пена – это смесь газа и жидкости, то уже на этом этапе часть бензина (жидкости) удаляется из того объёма, который мог бы испариться и нанести вред природе. Остаётся только решить вопрос с газом: в нём смешаны воздух и пары бензина, а значит, их надо как-то разделить. Для этого нужен адсорбер.

Теоретически устроен он не слишком сложно: бачок с активированным углем, клапан продувки да пара проводов и вакуумных трубок. Работает система следующим образом.

Если мотор запущен, клапан позволяет парам бензина уходить напрямую в коллектор по патрубкам. Затягивает пары разрежение во впускном коллекторе, через него же они потом и уходят в камеры сгорания. Конечно, на наддувных моторах разрежения для этого может быть недостаточно (как мы помним, сильный вакуум в коллекторе есть только в атмосферных двигателях), но на турбированных моторах многие вопросы решает вакуумный насос, поэтому система работает и там и отличается только конструкцией клапана. По большому счёту, на работающем моторе адсорбер не очень нужен: пары бензина могут сгореть, никак не меняя давление в баке или не убегая в атмосферу. Но основной источник этих паров – как раз-таки адсорбер, который их копит во время стоянки автомобиля.

Когда мотор остановлен, бензин в баке всё равно испаряется. Особенно сильно – в жару. Испаряющийся в баке бензин идёт по трубкам в адсорбер, где попадает в ёмкость с активированным углём. Последний умеет впитывать в себя углеводороды (то есть бензин), не допуская их попадания в атмосферу. Понятно, что бесконечно он ничего в себя впитывать не может, поэтому ему и требуется эта описанная выше продувка, в результате которой пары бензина опять попадают во впуск. Получается очень изящная замкнутая система, которой довольны все: и «зелёные», и очень бережливые автолюбители, которые переживают по поводу расхода топлива. Жизнь с адсорбером была бы полна гармонии, если он не имел способности ломаться.

А может и стрельнуть…

Конечно, система получилась не полностью герметичной, а условно: делать её совсем изолированной от атмосферы было бы слишком дорого и избыточно. Тем не менее регулировка давления в ней имеет огромное значение. Разорвать бензобак пары топлива не способны, а вот в случае достаточно быстрого падения давления внутри бака атмосфера вполне способна сотворить с ним чудеса. Например, немного сжать (деформировать). Такое можно заметить, если долго и без остановки ехать по трассе от одной АЗС до другой. В этом случае расход бензина получается быстрым (бак можно сжечь за несколько часов, а не дней, как в случае передвижения короткими перебежками по городу), и если с клапаном адсорбера не всё в порядке, то при откручивании пробки бензобака шипение будет слишком громким. А если адсорбер не способен справляться со своей работой совсем, то можно услышать и характерный хлопок, с которым сжавшийся бензобак (особенно пластиковый) принимает свою первоначальную форму. Это уже серьёзный повод для проверки системы.

Говорят, что при росте давления в баке (в случае, когда по какой-то причине не работает продувка адсорбера) может даже выстрелить пробка бака. Лично я про такое не слышал, но теоретически это возможно. Правда, для этого должен выйти из строя не только адсорбер, но и система аварийного сброса давления – простой механический клапан. Так что если такое и бывает, то очень редко. К тому же физика процесса такова, что намного заметнее будет ощущаться избыточный вакуум в баке, а не рост давления в нём. Что, впрочем, тоже неприятно.

Как понять, что адсорбер перестал работать? На некоторых автомобилях есть датчики давления в баках, и они сами подскажут, что в этой системе что-то идёт не так. Некоторые машины (в первую очередь американские) даже имеют отдельную лампу, которая загорается в случае неисправности адсорбера. Причём эта лампа может загореться даже от неплотно закрученной пробки бензобака, что тоже считается ошибкой. В других случаях симптомы многочисленны и неочевидны. Может случиться что-то похожее на неисправность бензонасоса, могут плавать холостые обороты, может быть осложнён пуск мотора. Всё это не очень наглядно, так что в первую очередь лучше ориентироваться на шипение из-под пробки бака. В норме оно присутствовать просто обязано: давление в баке никогда не совпадает с атмосферным, так что этот своеобразный звук пугать не должен. Но если становится очевидным, что со временем звук становится всё громче и громче, это плохой признак. И совсем уж плохо, если слышно тот самый хлопок деформированного бензобака. Это уже такая мольба о помощи топливной системы, игнорировать которую опасно.

В некоторых случаях признаком забитого адсорбера или неисправности его клапана станет появление запаха бензина в салоне. Справедливости ради замечу, что гораздо чаще этот запах появляется по причине изношенной прокладки бензонасоса под задним сиденьем, так что в первую очередь лучше проверить именно её. Но если с ней всё хорошо, то адсорбер вполне может быть причиной появлением бензинового амбре в салоне.

Что делать?

Логично возникает вопрос: что делать, если адсорбер не работает? Первое желание – выкинуть его напрочь. Так экономить на бензине, чтобы накопить на новую Гранту, он всё равно не позволяет, в защите экологии у нас временный перерыв. Убрать адсорбер, конечно, можно, но не стоит забывать, что клапан управляется ЭБУ, поэтому придётся внести некоторые изменение в ПО, иначе будут возникать ошибки. Так что лучше пойти другим путём: отремонтировать эту систему. Так как чаще ломается сам клапан, достаточно заменить только его. Ну а если дело в самом адсорбере, ситуация сложнее: это не самая дешёвая деталь, а так как он обычно выходит из строя на далеко не новых автомобилях, владельцу приходится думать о целесообразности этой процедуры. К сожалению, выход часто находят совсем уж дикий: просверлить дырочку в пробке бака, организовав тем самым примитивную вентиляцию. Как крайний выход это имеет право на существование, но система при этом работать, ясное дело, всё равно не будет, а значит, появление сопутствующих ошибок вполне возможно. Но хотя бы бензобак двухмиллиметровая дырочка в пробке спасти может.

Если вдруг бак начал хлопать во время какого-то турне по стране в период отпуска, лучше ничего не сверлить, а почаще открывать пробку бака, выравнивая тем самым давление и не допуская деформации банзобака. А вот после завершения поездки проблему всё-таки лучше решить более цивилизованным способом: ведь ломается эта система редко, и экономить на ней совсем не обязательно.

Что делать, если на машине шипит крышка бензобака

Многие владельцы автомобилей регулярно сталкиваются с тем, что при открывании крышки бензобака раздаётся шипение. Насколько опасен этот звук и почему он возникает? Как устранить его своими руками? Ответы на эти вопросы вы обязательно найдёте в нашем материале.

шипение из бензобака при открытии

Причины возникновения шипения при открытии бензобака

Шипение при открытии крышки бензобака может возникать по разным причинам. Большинство из них довольно безобидно и легко устранимо. Но иногда неприятный звук возникает из-за более серьёзных неисправностей, вызывающих некоторый дискомфорт при управлении автомобилем. При этом не стоит бояться, если откручивание крышки происходит со звуком, что это приведёт к взрыву топливного бака или иным опасным последствиям. Всё это не более, чем миф. А чтобы понять, почему возникает столь неприятный звук, стоит подробно рассмотреть основные причины его появления.

Причины возникновения шипения

На улице очень жарко

Шипение при открывании крышки бензобака нередко возникает в жару. Жаркая погода с отсутствием осадков приводит к тому, что температура бензина или дизеля в баке начинает заметно повышаться. При этом выделяется большое количество летучих химических веществ.

Давление насыщенных паров

Поскольку бак герметичен, газы в нём создают повышенное давление. Это позволяет без труда запустить мотор. Но при этом также часто выходит воздух из бензобака с характерным звуком. Поэтому, если шипит только в жару и в более прохладную погоду никаких звуков не наблюдается, волноваться не стоит. Шипение исчезнет вместе с понижением температуры на улице.

На улице очень жарко

В баке мало топлива

Пустой бак также может вызвать шипение при открывании крышки топливного бака. Если в бензобаке очень мало или практически нет топлива, его пары из топливной горловины выходят наружу. Это и вызывает данный звук. После заправки автомобиля он обязательно исчезнет. Поэтому в данном случае нужно думать, не почему шипит, а хватит ли вам бензина или дизельного топлива, чтобы самостоятельно добраться до АЗС.

В баке мало топлива

Конструктивные особенности

У некоторых авто воздух может выходить с шипением по причине конструктивных особенностей. Чаще всего оно возникает у современных моделей, оснащённых пластиковым бензобаком. Узнать о данной особенности можно при покупке автомобиля у продавца или в руководстве по эксплуатации. Эта тема обязательно встретится и на форуме, посвящённом данной модели. В этом случае открывать крышку топливного бака, скорее всего, всегда придётся со звуком. У некоторых машин он может появляться периодически. Но окончательно избавиться от него, вероятно, не удастся.

Крышка бензобака

Лючок топливного бака может неплотно прилегать или закручиваться очень туго. Это также может вызывать шипение при его открывании.

Из-за неисправной крышки может быть нарушена вентиляция. Крышка бензобака современной машины обладает непростой конструкцией. Она имеет специальный клапан, который регулирует давление топлива в системе. Когда он выходит из строя или загрязняется, возникает данный звук.

Крышка бензобака

Трубка отвода паров

Проблема с гравитационным каналом или его шлангами часто приводит к появлению шипящих звуков при открывании лючка топливного бака. Шланги или канал со временем могут загрязняться, что нарушает их функционал. Трубка перестаёт эффективно удалять пары из бака.

Трубка отвода паров

Проблемы с адсорбером

Адсорбер – это угольный фильтр, который не допускает проникновение вредных топливных паров в атмосферу. Сегодня его устанавливают практически на все современные модели авто. Со временем элемент может терять свои свойства и загрязняться. Поэтому он больше не может выполнять свою функцию. Из-за этого также может шипеть лючок бензобака.

Проблемы с адсорбером

Можно ли так ездить

Если крышка бензобака при открытии шипит, ездить можно. Обычно данный звук не сопровождается серьёзными нарушениями в работе авто. Но при некоторых неисправностях могут наблюдаться следующие неполадки:

  • Увеличение расхода топлива.
  • Снижение мощности мотора.
  • Ухудшение динамики авто. .
  • Трудности с открыванием или закрыванием лючка топливного бака.

Индикатор check

Если эти проблемы присутствуют, необходимо в разумные сроки определить причину неисправности и устранить её. Если шипение вызвано жаркой погодой или конструктивными особенностями автомобиля, то беспокоиться не стоит. А езда с практически пустым баком опасна не только появлением неприятного звука. Из-за отсутствия топлива можно заглохнуть на трассе в самый неподходящий момент, когда до ближайшей заправки очень далеко. Кроме того, из-за этого может выйти из строя бензонасос. Но обычно деталь ломается, если езда с пустым бензобаком вошла у водителя в привычку.

Как устранить проблему

Если слышно, как выходит воздух из лючка топливного бака, устранять проблему нужно не всегда. В некоторых случаях она может исчезнуть самостоятельно или остаться навсегда, если причина – особенности данной модели авто. Но иногда сильный звук необходимо устранить самим или в автосервисе. Обычно для этого необходимо:

Поменять адсорбер авто

    или загрязнился.
  • Выполнить прочистку отводящей трубки или гравитационного канала.
  • Поменять адсорбер.

Последнюю процедуру не стоит делать без тщательной диагностики автомобиля, так как данный элемент для многих моделей стоит недёшево. А воздух нередко может выходить и по иным причинам. Если самостоятельная проверка затруднительна, желательно обратиться в автосервис к мастерам, которые вызывают доверие. Они быстро найдут причину и устранят её за вменяемую плату.

замер давления в баке

И, конечно, не стоит ездить с практически пустым баком. А в жаркую погоду можно порекомендовать ставить машину в тени.

Теперь вы знаете, почему крышка топливного бака при открывании может шипеть и как устранить этот звук. А возникала ли у вас подобная проблема и как вам удалось её решить? Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться интересным лайфхаком, касающимся данной темы, пишите об этом в комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *