Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет
Антифриз — это охлаждающая жидкость, без которой невозможно нормальное функционирование автомобиля. Он состоит из двухатомного спирта — этиленгликоля (также может использоваться пропиленгликоль или глицерин). воды и антикоррозийных присадок. Благодаря своему составу антифризы не замерзают при низких температурах, чем намного более эффективны обычной воды, которая использовалась в радиаторах в давние времена.
Помимо того, что она могла замерзнуть в холодную погоду при неработающем двигателе, она также способствовала образованию коррозии и накипи на деталях. В результате, водителю приходилось постоянно сливать и наливать воду в машину, что было неудобно. Впрочем, решением это проблемы ученые занялись еще в начале прошлого века, и первые антифризы на основе глицерина появились в 1920-х.
Зачем нужен антифриз
Главная функция антифриза — охлаждение двигателя. Принцип действия достаточно прост: жидкость циркулирует по системам благодаря особому насосу и охлаждает мотор, а также поддерживает его оптимальную температуру. Однако это не единственная функция антифриза. Также химическая жидкость защищает систему охлаждения от замерзания, коррозии и накипи. Кроме этого, антифриз предохраняет резиновые шланги, уплотнители и пластмассовые детали системы от высыхания и растрескивания. Таким образом, антифриз позволяет мотору работать бесперебойно при низких температурах окружающего воздуха.
Нужно ли менять антифриз
Практически любой, даже начинающий автомобилист знает, что необходимо регулярно менять в машине моторное масло. Однако с антифризом ситуация диаметрально противоположная. Многие водители до сих пор уверены, что замена охлаждающей жидкости — это абсолютно необязательная процедура обслуживания автомобиля. Это заблуждение может привезти к серьезным поломкам не только двигателя, но и других важных деталей и узлов машины.
Дело в том, что со временем могут теряться свойства присадок, которые входят в состав антифриза. В результате, уменьшаются антикоррозийные и защитные свойства жидкости, а на стенках и в каналах системы охлаждения появляются коррозийные отложения. Кусочки ржавчины могут забить радиатор или повредить термостат. Итогом этого станет перегрев двигателя, что негативно скажется на его мощности и топливной экономичности, а в будущем может закончиться и вовсе поломкой мотора.
Когда нужно менять антифриз
Чаще всего производитель сам указывает срок эксплуатации своих технических жидкостей. Просмотреть их можно в интернете или на самой емкости с антифризом. Обычно срок службы охлаждающей жидкости составляет два года. Также бывают антифризы так называемого длительного действия, которые прослужат около четырех лет.
Однако следует помнить, что если машине приходится ездить в тяжелых условиях, например, по бездорожью или в частых пробках, нагрузка на двигатель возрастает многократно, поэтому замену технической жидкости придется производить раньше указанных сроков. Так что никогда не будет лишним заглянуть в расширительный бачок и проверить антифриз. Если уровень жидкости находится ниже минимальной отметки, необходимо произвести ее замену. То же самое следует сделать, если антифриз изменил свой цвет или в нем стали заметны коррозийные осадки.
Какие виды бывают
На данный момент на рынке предлагают разные типы антифризов. Они отличаются по своему составу и цвету. Условно их можно разделить на четыре группы:
1. Неорганические (традиционные)
Такой антифриз в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Например, к этой группе антифризов относится применяемый еще в СССР тосол и его различные модификации. Один из минусов таких жидкостей — небольшой срок службы (около двух лет). Кроме этого, в процессе работы они образуют на всех металлических деталях двигателя оксидную пленку, которая защищает от коррозии, однако одновременно ухудшает теплоотвод. Для старых моторов это не было проблемой, а вот на новых двигателях с высокой степенью форсировки наверняка приведет к перегреву.
2. Органические (карбоксилатные)
Карбоксилатные антифризы обозначаются маркировкой G12 или G12+. Основу присадок у этих жидкостей составляют органические кислоты, которые в отличие от неорганических не образуют накипи и налета. В первую очередь, карбоксилатные антифризы подходят для современных алюминиевых двигателей.
При использовании жидкости в патрубках не образуется пленки, благодаря чему значительно увеличивается теплоотвод, Кроме этого, он не осыпается спустя какое-то время и не забивает систему охлаждения. Срок службы охлаждающей жидкости — около 5 лет. Карбоксилатные антифризы эффективно защищают металлы от коррозии и кавитации и, таким образом, обеспечивают оптимальное охлаждение двигателя.
3. Гибридные
Как не сложно догадаться по названию, гибридный антифриз (G11) содержит в себе как органические, так и неорганические кислоты. В результате, жидкость обеспечивает комбинированную защиту, но и содержит отрицательные свойства двух предыдущих видов (например, эффективность охлаждения). В среднем, срок службы гибридных антифризов составляет три года.
4. Лобридные
Лобридные антифризы (G12++ и G13) также относятся к смешанным типам охлаждающей жидкости. Они содержат органичную основу и минеральные ингибиторы. Такой состав образует очень тонкую пленку, а часть присадок действует точечно — только там, где коррозия начала появляться. Неудивительно, что такие антифризы стоят дороже всего. Высокая стоимость обуславливается сложностью производства. Лобридные антифризы рассчитаны на современные моторы.
Цвета антифриза
Также антифризы отличаются своими цветами. В продаже можно встретить синюю, красную, зеленую и даже фиолетовую жидкость. Однако важно понимать, что цвет антифриза не говорит о его составе или качестве. Красным, зеленым или синим его делают красители, которые добавляют в жидкость. При этом каких-то строгих правил здесь нет: каждая компания самостоятельно принимает решение, какой цвет применять для конкретного антифриза. Например, согласно классификации, принятой концерном VAG, гибридная жидкость окрашивается в зеленый цвет, органическая — в красный, а фиолетовой цвет используется для лобридных антифризов.
Можно ли смешивать
Смешивать разные по свойствам охлаждающие жидкости (следует помнить, что они могут быть одинакового цвета) не рекомендуется. В противном случае это может привести к образованию нерастворимого осадка. Это может обернуться ухудшением теплообмена и перегревом двигателя. Среди других негативных последствий: размягчение резиновых деталей, а также ухудшение антикоррозийных свойств и появление очагов ржавчины внутри контура системы охлаждения.
Чтобы этого не случилось, рекомендуют заливать в автомобиль антифриз, допущенный к эксплуатации непосредственно производителем самой машины. Необходимую информацию можно узнать в интернете или в сервисном центре. Чтобы не ошибиться, можно, например, купить охлаждающую жидкость, которая выпускается под брендом самого автопроизводителя.
Куда заливать антифриз
У большинства автомобилей антифриз заливается через расширительный бачок. Перед этим процессом нелишним будет прочитать инструкцию по эксплуатации машины. Не стоит лить слишком быстро и много — это грозит образованием воздушной пробки. После этого следует завести двигатель и дать ему поработать около 10 минут. При этом нужно следить за состоянием антифриза. При необходимости нужно долить его до конечной отметки. Стоит помнить, что охлаждающая жидкость ядовита — в случае попадания ее на кожу, необходимо сразу промыть это место чистой водой.
Антифриз красный, зеленый, синий – в чем разница?
Антифризы
Что значит цвет антифриза
Антифризы разных цветов на полках магазина
Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, можно уверенно ответить: ровным счетом ничего. Просто производителю нравится тот или иной оттенок, поэтому он использует его для окрашивания продукции. Однако вокруг этой темы ходит множество заблуждений, а значит – не все так просто. Итак, попробуем разобраться: антифриз красный, зеленый, синий – в чем разница?
Что такое антифриз
Что такое антифриз и что можно называть этим словом? В переводе с английского оно переводится как «незамерзающий». Так принято называть любую охлаждающую жидкость для системы охлаждения автомобиля. И эта ОЖ – не вода. Вода быстро замерзает, закипает уже при 100 градусах Цельсия, а при замерзании расширяется, приводя к разрывам и поломкам системы. Поэтому был изобретен антифриз.
В состав любого из них входит спиртовая основа, дистиллированная вода, присадки – органические или неорганические. Также возможно добавление глицерина и других компонентов.
Какого цвета бывают антифризы
Антифризы красный, зеленый, синий и желтый
Все ОЖ содержат также краситель. Какого цвета бывает антифриз? Чаще используются красный, зеленый, синий красители и их оттенки – то есть голубой, малиновый, розовый, салатовый, бирюзовый. Также есть желтый, оранжевый, фиолетовый, а вместе с ними сиреневый, лиловый, желто-зеленый, красно-оранжевый.
Поскольку каких-то стандартов, регламентирующих цвет охлаждающей жидкости, не существует, все зависит от фантазии производителя. Что значит цвет антифриза, и для чего вообще используется окрашивание – читайте далее.
Для чего их окрашивают
Почему антифриз разного цвета? Ведь разнообразные цвета антифриза только вводят в заблуждение. Следует сказать, что сам по себе антифриз – бесцветный и прозрачный. И для его окрашивания есть три причины:
- Отличие от воды. ОЖ – ядовита, поэтому главная причина – чтобы ее можно было отличить от воды и не выпить по ошибке.
- Отличие друг от друга. Как правило, у одного и того же бренда есть целая линейка жидкостей с разными свойствами. Если бы они все были одного цвета, это создало бы путаницу.
- Нахождение протечек. Какого цвета антифриз обычно? Какого бы ни был, он – яркий. Это делается для того, чтобы быстро находить места протечек. С этой же целью производители часто добавляют в состав флуоресцирующий краситель, который можно обнаружить при ультрафиолетовом свете.
Ну и не стоит забывать о маркетинговой составляющей. К примеру, бытует в народе мнение, что красный лучше всех – вот и будет производитель использовать этот оттенок.
Чем отличается антифриз по цветам
Как уже было сказано, каких цветов бывает антифриз – нигде и никем не регламентируется. Откуда тогда столько мифов, утверждающих, к примеру, какого цвета антифриз лучше для какой машины? Все дело в том, что хоть требований и нет, большинство производителей придерживаются негласных стандартов. И вот что значат оттенки по ним:
Синий
В синий или голубой окрашивали советский ТОСОЛ, и окрашивают его и сейчас. А бывает ли антифриз синего цвета? В первую очередь надо сказать, что антифриз – это любая охлаждающая жидкость, а значит – и ТОСОЛ тоже. Другой антифриз синего цвета, как правило, относится к стандарту G11. Это традиционные охлаждающие жидкости. Обычно в их основе лежат силикатные присадки. Особенность таких ОЖ в том, что они создают защитный слой на поверхности деталей, тем самым предотвращая образование коррозии. Но при этом ухудшают теплообмен.
Зеленый
Марки антифриза зеленого цвета популярны среди автомобилистов. Чаще всего так окрашивают жидкости стандартов G11 и G12+. Первые – это традиционные. Ко второму относятся гибридные. В них задействованы как органические, так и неорганические присадки. Это было сделано для того, чтобы соединить защитные свойства силикатов с великолепной теплопроводностью карбоновых кислот. Охлаждающая жидкость зеленого цвета, соответствующая этим стандартам, прослужит 2-3 года.
Красный
Мнение, что марки антифриза красного цвета – самые лучшие, связано с тем, что чаще в него и его оттенки окрашивают карбоксилатные ОЖ. Они соответствуют стандарту G12 или G12++ (улучшенные). В основе таких антифризов красного цвета лежат органические присадки, которые обладают прекрасным теплообменом и действуют точечно на коррозию – там, где она уже началась, а вот предотвратить ее возникновение, увы, не могут. Охлаждающая жидкость красного цвета пользуется наибольшей популярностью.
Желтый
А вот антифриз желтого цвета может соответствовать любому стандарту и быть изготовленным по любой технологии. Хотя чаще всего в него окрашиваются все-таки гибридные и лобридные жидкости. Существуют также разнообразные ОЖ желто-зеленого оттенка. Как правило, они традиционные или гибридные.
Фиолетовый
Фиолетовый краситель, а также сиреневый, лиловый и розовый чаще всего применяются при изготовлении продуктов стандарта G13. Это жидкости лобридные. Их главное отличие в том, что в качестве основы использован пропиленгликоль (у всех остальных – этиленгликоль). Поэтому они считаются более экологичными и безопасными для человека. А еще у них очень долгий срок службы.
Можно ли смешивать антифризы разных цветов
Смешивание красного и синего антифризов
Вышеописанное разделение весьма условно и используется далеко не всеми производителями. Встречаются линейки ОЖ одинакового состава, но при этом окрашенные в четыре-пять разных тонов. А значит, выбирать и смешивать антифриз по цветам – нельзя.
Отсюда вытекает ответ на вопрос можно ли смешивать антифриз разных цветов? Можно, только если в основе их лежит одна и та же технология и аналогичен состав. Можно мешать антифриз красный с зеленым, если они оба карбоксилатные или оба традиционные!
Важно! Не стоит слушать вредные советы о том, что зеленый можно мешать только с зеленым, а красный доливать к красному. Совместимость антифриза по цвету – не более чем миф. При выборе единственное, на что нужно ориентироваться – это технология производства, которая определяет и состав, и свойства.
А если смешать два продукта одинакового тона, но разного состава, то жидкость может загустеть, выпасть в осадок и тем самым нанести вред системе охлаждения.
Что означает, если меняется цвет
Если в процессе эксплуатации цвет охлаждающей жидкости незначительно меняется – становится более темным или мутным – это нормально. Ведь помимо охлаждающей функции у нее есть еще и очищающая.
Но вот если вдруг антифриз коричневого цвета и густой, а до замены еще много времени, это означает, что система охлаждения находится в плохом состоянии. Если антифриз стал ржавого цвета – то, скорее всего, где-то есть очаги коррозии.
Загустение, помутнение, выпадение осадка также могут возникать, если смешивать разные составы – даже не специально. Например, был залит традиционный, а вы решили перейти на карбоксилатный. Слили жидкость и залили новую. Но при сливке какой-то процент ее остается внутри системы. Вот и происходит смешение. Поэтому перед заменой ОЖ систему нужно промывать.
Ну и, конечно, причина того, почему антифриз меняет цвет, может заключаться в просто низком его качестве.
Выводы
А теперь выводы в виде распространенных вопросов и ответов:
- Антифриз красный, зеленый, синий – в чем разница между ними? Большинство производителей окрашивает в разные цвета жидкости разных стандартов.
- Можно смешивать антифриз разных цветов? Можно, если они изготовлены по одинаковой технологии.
- Можно ли смешать антифриз красный с зеленым? Можно, если они оба карбоксилатные или традиционные.
- Цвет антифриза на что влияет? Краситель сам по себе не влияет ни на что и никак не меняет свойства жидкости.
- Какие цвета антифриза можно смешивать между собой? Смешивать жидкости нужно, ориентируясь на технологию производства, а не на цвет.
- Антифриз стал ржавого цвета, в чем причина? Изменение цвета может говорить о низком качестве, о смешивании его с неподходящей ОЖ или о неполадках в системе охлаждения.
Будем надеяться, что эта статья развеет сомнения автомобилистов по поводу цветов и поможет сделать правильный выбор!
Антифриз красный — зеленый — синий. В чем разница? Просто о сложном
Чем отличаются антифризы разных цветов
Международными стандартами цвет антифриза не регламентируется. У производителей есть полное право окрашивать теплоноситель в тот оттенок, который им нравится, именно поэтому при выборе охлаждающей жидкости нежелательно её оттенок рассматривать как ключевой фактор. У отечественных и иностранных брендов цвета одинаковых по свойствам и характеристикам антифризов могут отличаться.
Зачем окрашивают охлаждающую жидкость?
Любой антифриз изготавливают на основе воды и этиленгликоля, поэтому он изначально бесцветный, только потом в состав вводят определённый краситель. С какой целью это делают?
Чтобы визуально различить охлаждающие жидкости по технологии изготовления и типу.
Чтобы легко понимать, к какому уровню относится тот или иной антифриз.
Чтобы мгновенно идентифицировать наличие протечек в контуре.
Краситель, придающий составу тот или иной оттенок, на его свойства не влияет.
В чём отличие разных по цвету охлаждающих жидкостей (ОЖ)?
Теплоносители как зарубежного, так и отечественного производства изготавливают разных цветов. Самые популярные составы:
Синие и зелёные. В такие оттенки окрашивают антифриз класса G11, изготовленный по стандартной технологии с использованием силикатов. Как основу для него берут этиленгликоль. Антиокислительные и антифрикционные свойства ОЖ придают силикаты. В составе также могут быть фосфаты, нитраты, нитриты, другие компоненты органического происхождения.
Теплоноситель формирует на поверхности рабочих узлов плотную защитную плёнку, которая минимизирует износ и силу трения, предотвращает окисление и коррозию. Свои основные свойства и эксплуатационные характеристики зелёные и синие антифризы сохраняют на протяжении 2–3 лет, затем их рекомендуют заменять. Информация о том, какой именно антифриз залит в систему, есть в технических документах, которые выдаёт производитель на автомобиль.
Красные. Этот оттенок получили ОЖ марки G12+ и G12. Их изготавливают по карбоксилатной технологии. В их составе отсутствуют механические примеси и силикаты, но есть так называемые ингибиторы, наделяющие жидкости антифрикционными, антиокислительными, антикоррозионными и защитными свойствами.
Кроме того, производители добавляют в антифриз карбоксилаты, повышающие эффективность состава. Антифризы красного цвета экологичные, уменьшают токсичность выхлопных газов, не оказывают разрушительное воздействие на резиновые и пластиковые уплотнители. Они гарантируют надёжную защиту всех узлов системы от отложений, продлевают их срок службы в несколько раз.
Уникальные многофункциональные присадки, взаимодействуя между собой, создают прочный защитный слой, который минимизирует трение и локальные очаги коррозии. Красные теплоносители обеспечивают хорошие смазывающие свойства. Они не пенятся, исключают образование кавитации, разрушительно воздействующей на помпу, другие узлы системы. Рабочий ресурс красных антифризов составляет 5 лет.
Малиновые или фиолетовые. Такой цвет у теплоносителей типа G12++. Их производят по биполярной технологии. Обеспечивают надёжную защиту от воздействий разного характера. Состав фиолетовых или малиновых антифризов считается самым щадящим. Он не оказывает разрушительного воздействия на алюминиевые детали, напротив, предотвращает их абразивный износ, поскольку включает в себя соединения кремния.
Срок службы теплоносителей малинового или фиолетового оттенка без потери основных эксплуатационных характеристик и свойств — не менее 10 лет. Жидкости универсальные, поэтому их можно смело сочетать с другими качественными аналогами.
Жёлтые или оранжевые. В такой оттенок окрашивают составы маркировки G13. Их основа — пропиленгликоль и вода. Теплоносители экологичные, абсолютно безопасные для окружающей среды и человека. Они полностью совместимы со всеми уплотнителями, имеют улучшенные антиокислительные, антикоррозийные, антифрикционные свойства.
Самым лучшим по составу и свойствам считают антифриз оранжевого или жёлтого цвета. Для легковых и грузовых автомобилей с современными бензиновыми, газовыми или дизельными двигателями — это отличное решение. Он отвечает всем действующим международным стандартам и имеет соответствующие допуски.
Оттенки синтетических антифризов
Синтетические охлаждающие жидкости представлены на рынке в широком ассортименте. Они подходят для всех без исключения двигателей — бензиновых, газовых, дизельных, с турбонаддувом, системой прямого впрыска и нейтрализации выхлопных газов. Их можно заливать в легковые и грузовые автомобили, кроссоверы и внедорожники, специализированную и мототехнику.
Синтетические теплоносители окрашивают в такие цвета:
Зелёный. У них неорганический состав. Их относят к категории EURO G11. В них добавлены качественные многокомпонентные присадки, существенно повышающие защитные свойства.
Синий. Антифризы подходят для транспортных средств отечественного автопрома, содержат высококачественные многофункциональные присадки, которые увеличивают ресурс работы узлов двигателей в 3–4 раза. Их относят к классу Universal G11.
Красный. Теплоносители марок G12, G12+ и G12++. Их изготавливают по карбоксилатной технологии из этиленгликоля и многофункциональных качественных присадок. Они подходят для транспортных средств с двигателями, укомплектованными блоком цилиндра из алюминиевого сплава. Не включают в свой состав силикаты. Благодаря высокому содержанию карбоксилатных кислот отличаются повышенной эффективностью и сбалансированностью.
Фиолетовый. Антифризы Multifreeze изготавливают на основе ингибиторов нового поколения, предотвращающих коррозию и окисление. Состав у фиолетовых охлаждающих жидкостей универсальный, поэтому они подходят для всех без исключения марок и моделей автомобилей. Помимо присадок, в антифриз добавляют люминесцентный маркер, позволяющий быстро определять утечки из системы.
У теплоносителей определённого цвета разный состав и срок службы. Между собой они также отличаются эффективностью и уровнем защиты от коррозии.
Можно ли и как смешивать разные по цвету теплоносители?
Опытные автомастера не рекомендуют смешивать две разные ОЖ, но бывают случаи, что у водителя просто нет другого выхода. Чтобы не навредить системе охлаждения и мотору в целом, нужно точно знать, какие из антифризов совместимы между собой.
Обращайте внимание на технологию производства теплоносителя. Если вы всё время использовали антифриз, изготовленный по карбоксильной технологии, смешивать его с аналогами, в основу которых положена лобридная или традиционная технология, запрещено, поскольку у них в составе разные присадки, которые действуют совершенно по-разному. Они абсолютно несовместимы, могут непредсказуемо взаимодействовать. Каких оттенков антифризы можно смешивать, прописывает автопроизводитель в сервисных документах.
Если залить в контур несовместимые составы, гарантированно появятся проблемы с системой охлаждения. Последствия смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей:
образование локальных очагов коррозии по причине чрезмерно низкого защитного действия полученного состава;
выход из строя и преждевременный износ подшипников помпы;
закупоривание радиаторных сот;
заклинивание в закрытом или открытом состоянии термостата.
Если смешать составы плохого качества между собой, у полученной смеси существенно снижается температура кипения, повышается вязкость, полностью или частично пропадут антикоррозийные свойства. В результате теплоотдача значительно ухудшится, на узлах системы со временем появится налёт и отложения. Антифриз начнёт замерзать даже в незначительный мороз.
Перед тем как долить в контур антифриз, уточните в сервисном центре, какого оттенка он должен быть, в противном случае проблем с мотором в ближайшем будущем не избежать.
Качественные антифризы можно найти в магазине «Колёса Даром». Если есть сложности или вопросы по подбору, вы всегда можете проконсультироваться с нашими специалистами.
Почему антифризы делают разных цветов?
На полках магазинов автозапчастей выставлены банки с концентрированным антифризом различных цветов и оттенков. Японские, американские и немецкие фирмы предлагают продукцию, подкрашенную всевозможными химическими маркерами. Какую информацию несет цвет охлаждающей жидкости и как правильно ее выбирать?
Из чего изготавливают антифризы?
Автомобильные антифризы состоят из смеси воды и этиленгликоля или нетоксичного пропиленгликоля. В состав также входит пакет присадок, наделяющих охлаждающую жидкость антикоррозионными и антикавитационными свойствами. Они защищают систему от ржавчины, а рабочую жидкость — от локального вскипания при резких скачках давления.
Цвет антифриза на технические характеристики влияния не оказывает и используется исключительно для маркировки продукции. Этиленгликоль — это токсичный яд, который имеет похожий на воду вид. Для предотвращения несчастных случаев принято решение подкрашивать его в яркие предупреждающие тона. Кроме того, различные расцветки применяются для определения разных сортов продукта, а также для придания ему флуоресцентных свойств. Если возникла утечка охлаждающей жидкости из моторного отсека, то ее легко определить по образовавшейся цветной лужице. При освещении подкапотного пространства ультрафиолетовой лампой жидкость начинает светиться, обнаруживая места протечек.
Европейская классификация
В России приняты европейские стандарты, разработанные альянсом компаний, в которые входит и Volkswagen AG. У европейских производителей цвет антифриза указывает на класс, который дублируется на канистре, а также прописывается в сертификате об эксплуатации или в сопроводительных документах на автомобиль.
На немецкие и российские машины идут классы жидкостей G 11, G 12, G 12+ и G 13.
Каждый антифриз применяется для того или иного мотора. К примеру, самый распространенный тип G11 разработан для атмосферных силовых агрегатов. Он чаще всего имеет зеленый цвет.
Антифриз G12 применяется для высокооборотистых и температурно нагруженных двигателей с турбонаддувом. Его делают красного цвета или в розовых оттенках. Такую жидкость используют на своих машинах компании Ford, Renault, Hyundai-KIA, Volvo и прочие автопроизводители.
Антифриз G13 разработан для форсированных или спортивных двигателей автомобилей и мотоциклов. Он имеет желтую или оранжевую окраску. В отличие от других сортов он содержит пропиленгликоль, отчего менее токсичен и более дорог.
Смешивать эти антифризы друг с другом нельзя. В случае замены антифриза одного класса на другой рекомендуется предварительно промыть систему.