Размерность шин – массовые заблуждения и реальность
Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.
Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.
Не бывает у шины радиуса
Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.
Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!
На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.
Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.
Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!
R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…
Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…
Какие шины можно ставить, а какие нельзя?
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Полезная информация про размерности шин
При покупке или первом осмотре покрышки многие буквенные и цифровые обозначения для большинства людей не сильно отличаются от китайской грамоты.
Большая их часть — данные служебного характера, но также есть масса полезной информации для покупателя, которая поможет ему сориентироваться в параметрах и характеристиках шин. Дальнейшие описания сделают из Вас, если не специалиста, то сведущего и практичного человека. Обычно, выбирая новые шины, водители сначала смотрят на размер, точнее, типоразмер шин.
Стандартное обозначение на боковой части покрышки может выглядеть как смешанный набор цифр и букв:
— 175 — это измеряемая в миллиметрах ширина профиля покрышки;
— 70 — это процентное соотношение: "высота профиля шины к ширине шины". Ширину автошины мы знаем — 175 мм. Указанная цифра 70 — это процент от 175. То есть высота шины — 122,5 мм. Также о высоте шинного профиля говорит «серия». Впрочем, этот параметр на шине может и отсутствовать. К примеру, надпись — 185R14C102Q — расшифровывается следующим образом: перед Вами полнопрофильная шина, у которой высота профиля равняется большему значению – 80-82% от ширины шины.
— R13 — общепринятое обозначение радиуса шины в дюймах. А заодно и диаметр диска, на который возможна установка шины только с совпадающим значением радиуса. Латинская R скажет покупателю о том, что это автошина радиального типа.
— 82 — коэффициент или индекс допустимой нагрузки. Он, хоть и считается условным, все же немаловажен, когда речь идет о безопасности езды. Эту информации можно увидеть на шине там, где после слов Max Load заметна пара цифр. Первая – показывает нагрузку в килограммах, другая – в фунтах. В разделе «Индекс нагрузки шин» приведена полная таблица коэффициентов грузоподъемности шин, наиболее часто применяемых производителями.
— Т — важный индекс для дальнейшей эксплуатации шин. Он показывает максимально возможную скорость, при которой сохраняется гарантия компании-изготовителя на все заявленные характеристики автошин. Полная расшифровка этих значений можно найти в разделе скоростных индексов.
У отдельных шин бывают дополняющие обозначения. Скажем, 185R14C102Q. Буква С — это "усиленные" покрышки, способные выдерживать серьезную нагрузку. Прочие символы встречаются намного реже.
Кроме размеров на боку шины обязательно присутствует название фирмы, сделавшей эту покрышку. Например, Nokian и наименование модели, допустим, NRT2.
Размер 175/70 R13
Размер А: — профиль и его ширина в миллиметрах. В нашем примере A = 175 мм.
Размер B: — профиля и его высота, в виде процентного отношения его высоты к его ширине. B = 70 процентов = 122,5 мм.
Размер С: — диаметр посадки в дюймах. В примере буква C — это 13 дюймов. Переводим и получается 330 миллиметров.
Размер D: — общая высота шины. D равна 2B плюс C. В нашем примере D = 575 миллиметров.
Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:
TUBE TYPE — конструкция с наличием камеры.
TUBELESS — конструкция без камеры.
TREADWEAR 380 — износоустойчивость, по отношению к шине в базовой версии. База равняется 100.
TRACTION А — сцепление, оно имеет значения А, В и С. Коэффициентом А имеют шины с максимальным сцеплением покрышек с дорогой.
TEMPERATURE A — показывает способность покрышки сопротивляться температурным нагрузкам. У него тоже есть такое же подразделение на А, В, С.
Е17 — Евростандарты присутствуют.
M + S — обозначение шин для дождевых, грязевых, снежных сезонов, движения в дождь и т.д.
PLIES: TREAD — составляющие протекторного слоя
SIDEWALL — составляющие слоя боковой части шины.
MAX PRESSURE — предельное давление внутри шины (КПа).
MAX LOAD — нагрузка и максимальное значение, измеряемое в фунтах и килограммах.
ROTATION — вращение и его направление.
RIGHT — шина для правой стороны.
LEFT — покрышка для левой стороны.
INSIDE — сторона установки (внутренняя).
OUTSIDE — сторона установки (внешняя).
DA (штамп) — минимальные заводские дефекты, которые не мешают заявленным качествам эксплуатации шины.
TWI D — указывает на износ проектора. Индикатор выглядит как выступ в канавке протектора. Покрышку необходимо сменить, если протектор стерся до этого индикатора.
MADE IN… — родина производитель шин.
Индексы скорости шин
Теперь, понимая все эти обозначения, Вы легко сможете разговаривать с консультантами и продавцами. А потом, точно определив свою цель, купите необходимые шины и будете знать, как долго и правильно эти шины эксплуатировать.
Глоссарий автомобильных терминов
Ширина шины — расстояние между двумя наружными сторонами боковых профилей накачанной шины. Никакие выпуклости на поверхности шины в расчёт не принимаются. Ширина профиля легковой шины измеряется в мм, ширина грузовой — в дюймах, а ширина мотошины может указываться как в дюймах, так и в мм. В типоразмере ширина указана на первом месте: 205/55 R16 (205 — ширина в мм).
Чем шире покрышка, тем более уверенно автомобиль ведет себя при выполнении манёвров. Однако при движении в колее широкие шины ведут себя менее устойчиво. Кроме того, ширина шины прямо влияет на расход топлива: чем более узкой будет шина, тем меньше топлива потребляет авто.
Профиль
Профиль шины — расстояние по высоте шины от обода до покрышки с одной из боковых сторон. Покрышка должна быть накачанной.
Показатель профиля выражается в процентном соотношении к ширине. В типоразмере показатель профиля стоит на втором месте: 205/55 R16 (55 — профиль).
Чем меньше профиль, тем лучше показатели устойчивости и управляемости. На низкопрофильных шинах автомобиль быстрее тормозит и лучше входит в повороты. Высокий профиль положительно влияет на проходимость и плавность хода. Кроме того, у высокопрофильной резины ресурс службы более долгий, чем у низкопрофильной.
Диаметр
Посадочный диаметр шины — обозначение размера той части покрышки, которая непосредственно соприкасается с диском. В обозначении типоразмера диаметр указывается в дюймах, и перед этой цифрой часто стоит буква R: 205/55 R16 (16 — диаметр в дюймах).
Runflat
Runflat — конструкционная особенность шины, благодаря которой автомобиль может двигаться даже на пробитой шине. Усиленная боковина и каркас, а также плотное бортовое кольцо позволяют покрышке оставаться в рабочем состоянии при движении на расстояние до 100 км и скорости до 80 км/ч. Внутри покрышки — слой специального герметика, который затягивает отверстие, не давая шине полностью сдуться. Шина Runflat отличается повышенной жёсткостью и большим весом по сравнению со стандартной шиной.
Off-Road
Off-Road шины созданы для передвижения по бездорожью. Обычно их устанавливают на внедорожники, кроссоверы и другие полноприводные модели. Вдоль протектора обычно располагают крупные подвижные шашки, за счёт чего увеличивается пятно контакта и обеспечивается прочное сцепление с любой поверхностью. Такие покрышки хорошо справляются с грязью, камнями, песком, без проблем преодолевают глубокую колею.
Индекс скорости
Индекс скорости — показатель максимально допустимой скорости для конкретной шины. При превышении данного значения показатели износа увеличиваются, и срок службы шины сокращается. Производители шин рекомендуют снизить максимальный показатель на 10%, чтобы шина не вышла из строя досрочно. Индекс скорости обозначается латинскими буквами на боковине шины.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки информирует о максимально допустимом весе на одну шину (при максимально допустимой скорости и допустимом давлении воздуха внутри) Этот показатель имеет обозначение от 50 до 130: чем выше число, тем больший вес может выдержать шина. Индекс нагрузки помещён на боковину шины непосредственно перед индексом скорости.
Диаметр
Диаметр диска (D) — показатель размера посадочного обода, предназначенного для покрышки. Измеряется в дюймах. На автомобиль можно установить диски разных диаметров при соответствии размера шины (высокопрофильная или низкопрофильная резина), однако внешний размер колеса не должен меняться.
PCD (Pitch Circle Diameter) — это диаметр окружности, по которой расположены болты или гайки, удерживающие диск на ступице. Также этот параметр может называться «расположение крепёжных отверстий», «разболтовка», «рассверловка». Измеряется в мм. Показатель расположения крепёжных отверстий обозначается, например, как PCD 5/112, где 5 — количество отверстий, 112 — диаметр окружности, на которой расположены отверстия. Соответствие размеров диска и ступицы должно быть точным, и установка диска с меньшим или большим диаметром не допускается. Количество отверстий может варьироваться от 4 до 6.
Вылет
Вылет диска (ЕТ) — расстояние между ступицей колеса и центром поперечного сечения диска. Измеряется в мм. Вылет диска может иметь положительное, нулевое или отрицательное значение. При положительном вылете привалочная плоскость диска находится за центральной плоскостью колеса. При отрицательном — привалочная плоскость находится перед центральной плоскостью. При нулевом — центральная плоскость собственно колеса и привалочная плоскость совпадают.
DIA — диаметр центрального отверстия автомобильного диска. Замеряется со стороны привалочной плоскости. Измеряется в мм.
Тип диска
Существует три вида автомобильных дисков по изготовлению: штампованные (стальные) литые и кованые. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки.
Стальные штампованные диски делают из стального проката методом штамповки. Преимущества штампованных дисков: низкая стоимость и надежность. После деформации диск всегда можно выпрямить и использовать дальше без всяких опасений. Недостатки: не очень эстетичный внешний вид, довольно большой вес. Литые диски весят значительно меньше стальных. Кроме того, разнообразие дизайна даёт возможность подобрать именно такие диски, которые наиболее выгодно подчеркнут красоту внешнего вида автомобиля. Однако есть и недостатки: высокая цена и хрупкость. Такой диск нельзя выпрямить или починить – придётся покупать новый.
Кованые диски очень прочные и к тому же лёгкие. Они легко переносят поездки по плохим дорогам. Минусы: ограниченное количество вариантов внешнего вида по сравнению с литыми и довольно высокая цена.
Тип отверстия
Существует три типа сопряжения крепежа и диска: конус, сфера, пресс-шайба. Крепеж должен соответствовать диску формой крепежных отверстий. Существует три типа сопряжения крепежа и диска: конус, сфера, пресс-шайба. Крепеж должен соответствовать диску формой крепежных отверстий. Запрещается использовать крепеж, который не соответствует форме крепежных отверстий, так как это приведет к самопроизвольному откручиванию крепежа в процессе движения автомобиля.
Ёмкость
Ёмкость — основной параметр АКБ, показывающий, какое количество энергии будет истрачено при определённом напряжении за единицу времени. Выбор ёмкости зависит от объёма двигателя и условий эксплуатации. Чем больше рабочий объём двигателя, тем мощнее должна быть аккумуляторная батарея. Рекомендуемая ёмкость АКБ для легкового автомобиля — 55-60 А-ч. Однако высчитать подходящую ёмкость можно самостоятельно по формуле 50 х √а, где а — рабочий объём двигателя.
Полярность
Полярность — это местонахождение токовыводящих клемм на крышке АКБ. Существует всего два вида полярности: прямая («плюс» слева, «минус» справа) и обратная («плюс» справа, «минус» слева).
Если повернуть аккумулятор к себе так, чтобы этикетка оказалась спереди, то у АКБ с прямой полярностью клемма на плюс расположена слева. У АКБ с обратной полярностью плюсовая клемма находится справа.
Аккумуляторные батареи с прямой полярностью обычно устанавливают на отечественные автомобили, а с обратной — на иномарки. Необходимо строго соблюдать полярность, в противном случае проблемы могут быть очень серьёзными: выход из строя электросети, замыкание и т. п.
Тип клемм
Американский тип клемм — эти АКБ подходят только для автомобилей, произведённых в США. Здесь выводы под клеммы расположены на боковой стороне верхней крышки. Ещё одно важное отличие — наличие внутренней резьбы.
Напряжение
Для того, чтобы измерить напряжение АКБ, используют вольтметр. Нормальным напряжением аккумулятора автомобиля считается:
- 12,5 — 12,8 в – при присоединенном устройстве и выключенном двигателе;
- 13,5 – 14 в – при включенном моторе и выключенными источниками электропотребления;
- 12,8 – 13 в – при запущенном двигателе и подключенных источниках потребления.
Проверку проводят при температуре 18-20 С.
Типоразмер DIN/JIS
DIN – основной европейский стандарт для АКБ. Каждому аккумулятору присваивается пятизначный номер, причём первые три обозначают номинальную ёмкость модели. Для 6-тивольтового аккумулятора эти показатели составляют от 001 до 499, для 12-тивольтового – от 501 до 799. Оставшиеся две цифры обозначают такие параметры, как размеры модели, устойчивость к вибрации, конструктивные особенности крепежа, тип крышки и газоотвода.
JIS — стандарт качества для японских АКБ. Он содержит в себе четыре показателя и выглядит подобным образом: 90D26L. «90» – показатель, обозначающий емкость АКБ и пусковой ток. «D» – размер АКБ и конструктивные особенности клемм. «26» — обозначение длины аккумулятора в сантиметрах. «L» — это полярность — в данном случае отрицательная клемма находится слева.
Пусковой ток
Пусковой ток АКБ — это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Номинально пусковой ток должен быть равен мощности АКБ, которую он способен выдавать полминуты при -18 градусах постоянной температуры. Чтобы завести легковой автомобиль, показатель пускового тока должен быть не меньше 250 Ампер. Стоит учитывать, что маркировка АКБ может отличаться — это зависит от стандарта, которого придерживается конкретный производитель. Основные стандарты: российский, американский, европейский, азиатский. Иногда отдельно выделяют немецкий стандарт. Все эти стандарты связаны с методикой замера пускового тока, потому и показатели в разных странах отличаются.
Тип цоколя
Тип цоколя — это тип металлической части лампы, за счёт которой лампа плотно фиксируется в патроне. Цоколь также передает ток от сети к нити накаливания.
Расшифровка букв наиболее популярных ламп:
- Т — миниатюрная цокольная лампа, используется в передних габаритных огнях автомобиля.
- R — лампа с 15-миллиметровым цоколем и колбой диаметром не более 19 мм. Также устанавливается в габаритные огни машины.
- R2 — диаметр колбы порядка 40 мм. Это лампа накаливания, поэтому на настоящий момент почти не используется.
- P — лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 26,5 мм. Может использоваться в поворотниках и/или в качестве ламп для стоп-сигналов.
- W — если эта буква стоит в начале маркировки, то это говорит покупателю о том, что лампа снабжена стеклянным цоколем. Обычно такие лампы используют в фонарях габаритов и для подсветки номерных знаков.
Тип применяемости масла
По типу применяемости масла делят на моторное и трансмиссионное. Моторные масла необходимы для смазки деталей в ДВС. Трансмиссионные нужны для того, чтобы смазывать детали, входящие в состав рулевого механизма, коробки передач и т. п. Моторные масла делятся на следующие виды: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется по степени вязкости — этот параметр указывается на ёмкости для масла и представляет собой сочетание цифр и букв. В отличие от моторного масла, транмиссионное отличается большей вязкостью. Это необходимо для того, чтобы трущиеся друг о друга при движении элементы не теряли свои свойства под нагрузкой.
Вязкость
Вязкость – это свойство масла, в котором сочетаются два качества: текучесть и способность как можно дольше задерживаться на поверхности детали.
Класс вязкости классифицируется по SAE («Общество американских автомобильных инженеров») — эта классификация признана во всём мире, поэтому её указывают все производители. В соответствии с этим стандартом все моторные масла подразделяются на 11 типов (5 летних, 6 зимних).
Основа
Основой любого моторного масла является базовое масло (очищенные от примесей нефтяные фракции), к которому добавляют специальные присадки. Основа трансмиссионного масла может быть как синтетической, так и минеральной.
Классификация ACEA
Включает в себя 4 класса масел:
- А1, А2, А3 — для бензиновых двигателей;
- В1, В2, В3, В4 — для дизельных двигателей, чей объём не превышает 2,5 л;
- С1, С2, С3 — для дизельных и бензиновых двигателей, установленных на автомобилях, оснащённых каталитическим нейтрализатором отработавших газов;
- Е1, Е2, Е3, Е4 — для дизельных двигателей с объёмом более 2,5 л.
В свою очередь, классы подразделяются на следующие основные категории, связанные с характеристиками:
- — энергосберегающее масло (это относится к классам А и В);
- — масла, используемые круглый год;
- — масла улучшенного качества (с увеличением срока ресурса);
- — масла, которые подходят для двигателей с непосредственным вспрыском топлива;
- — масла с максимально длинным периодом замены и высокими эксплуатационными качествами.
В целом, величина цифры прямо пропорциональна требованиям, предъявляемым к маслу.
Классификация API
Масла делятся на категории в соответствии с эксплуатационными особенностями: бензиновые двигатели — S, дизельные — C.
API как для бензиновых, так и для дизельных двигателей подразделяется на 12 классов в соответствии с применяемостью в двигателях. Учитываются год выпуска автомобиля, мощность двигателя, наличие или отсутствие турбонаддува и т. д. Масло для бензинового двигателя обозначается, например, SC, SF, SG, для дизельного — CD+, CF, CG-4.Если масло можно использовать и для дизельного, и для бензинового двигателя, то обозначение будет двойным: API SM/CI-4.
В зависимости от источника получения света все виды автомобильных лампочек делятся на четыре группы: галогеновые, ксеноновые, светодиодные, лампы накаливания, каждая из которых имеет свою градацию. Обычная лампа накаливания обладает низким КПД, поэтому используют её обычно для подсветки салона или номера, устанавливают в багажник или на задние габаритные огни. Галогеновая лампа отличается от обычной лампы более высокой цветовой температурой, благодаря чему её свет лучше воспринимается. Её устанавливают в противотуманные и обычные фары (ближний и дальний свет). Ксеноновые лампы обладают высокой цветовой температурой, благодаря чему обеспечивается стабильное качественное освещение. Отсутствие вольфрамовой спирали делает эти лампы более надёжными в эксплуатации. Светодиодные лампы удароустойчивы, экологичны, при этом у них низкий уровень потребления электроэнергии и очень долгий ресурс.
Тип цоколя
Тип цоколя — это тип металлической конструкции автолампы, за счёт которой автолампа плотно фиксируется в патроне. Цоколь также передает ток от сети к нити накаливания.
Расшифровки первой буквы самых популярных типов цоколей:
- Т — миниатюрная цокольная лампа, используется в передних габаритных огнях автомобиля.
- R — лампа с 15-миллиметровым цоколем и колбой диаметром не более 19 мм. Также устанавливается в габаритные огни машины.
- R2 — диаметр колбы порядка 40 мм. Это лампа накаливания, поэтому на настоящий момент почти не используется.
- P — лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 26,5 мм. Может использоваться в поворотниках и/или в качестве ламп для стоп-сигналов.
- W — если эта буква стоит в начале маркировки, то это говорит покупателю о том, что лампа снабжена стеклянным цоколем. Обычно такие лампы используют в фонарях габаритов и для подсветки номерных знаков.
Цвет свечения
Автолампы обеспечивают различный уровень цветовой температуры, поэтому каждый автовладелец может выбрать лампы с подходящим цветом. На шкале цветовой температура цвета обозначаются по возрастанию, где 1800 К — тёплый белый цвет, а 6600 и выше — холодный голубой и фиолетовый.
Цветовая температура, К
Цветовая температура характеризует спектр излучения автолампы. Каждому цвету — от тёплого жёлтого до холодного голубоватого — соответствует своя температура. Определяется в Кельвинах (К).
К лампам с тёплым светом относятся лампы в 2400 и 3200 К. 2400 К обеспечивает яркий жёлтый ццет, который хорошо справляется с туманом и дождём. 3200 К хорошо подходит для использования в ночное время и при неблагоприятных метеорологических условиях. Оптимальный уровень цветности — у ламп с уровнем от 4300 до 6000 К. 4300 — тёплый белый цвет с легким желтоватым подтоном, не рассеивающийся при дожде. 5000 К — стандартный белый цвет, по уровню цветности приближенный к дневному свету, поэтому он наиболее подходит для использования ночью. 6000 К — белый цвет с голубоватым оттенком — обычно используется для украшения экстерьера автомобиля. Более высокий уровень цветности в автомобилях не используется.
Световой поток, Лм
Световой поток измеряется в Люменах (лм). Этот показатель говорит о том, сколько света исходит от источника. Например, световой поток от лампы в 70W равен 700-800 лм.
Существуют таблицы соответствия светодиодных ламп и ламп накаливания. Так, лампе накаливания 60 Вт соответствует светодиодная в 8 Вт, при этом поток света будет равен 650 Лм.
Область применения
При создании мотошин производитель учитывает условия, в которых будет эксплуатироваться покрышка. Такие нюансы, как тип дорожного покрытия, скоростной режим, наличие или отсутствие препятствий серьёзно влияют на свойства резины. Например, корд для эндуро должен быть достаточно мягким и широким, а сама резина — эластичной, чтобы шина плотно прилегала к любой неровной поверхности. Шина для бездорожья оснащена крупными блоками с отдельными элементами, благодаря чему мотоцикл уверенно ведёт себя на любом треке. Туристическая шина более прочная и выносливая, а протектор снабжен отчётливо заметным рисунком — это помогает стабильно вести мотоцикл как по асфальтированному покрытию, так и по просёлочной дороге.
Индекс скорости
Индекс скорости — показатель максимально допустимой скорости для конкретной шины. При превышении данного значения показатели износа увеличиваются, и срок службы шины сокращается.
Производители шин рекомендуют снизить максимальный показатель на 10%, чтобы шина не вышла из строя досрочно. Индекс скорости обозначается латинскими буквами на боковине шины.
Слойность
Слойность — это обозначение прочности каркаса шины. У квадрошин, грузовых шин и шин для спецтехники норма слойности обозначается латинскими буквами PR. Например, 6PR означает, что у шины шесть слоёв корда.
Поверхность
Рисунок протектора мотошин напрямую зависит от условий эксплуатации. Шины, используемые на дорогах с твёрдым асфальтированным покрытием, отличаются от шин для бездорожья, и это нужно учитывать при выборе.
Слики — мотошины с ровным гладким протектором, которые используют исключительно для гонок. Для передвижения по рыхлой почве или песчаной поверхности применяют шины с многочисленными выступами. На триальные байки устанавливают шины с более мелкими шашками, чтобы можно передвигаться по дорогам с разным типом покрытия.
Конструкция мотошины
Мотошина может относиться к одному из двух типов: TT или TL. TT — аббревиатура словосочетания Tube Type (т. е. шина снабжена камерой). TL — сокращение от Tubeless. Это означает, что шина относится к бескамерному типу.
Ось применения
В маркировке мотошин обозначение оси применения стоит на последнем месте, после всех прочих обозначений. Rear — шина для задней оси, Front Wheel или F — шина для передней оси. Существуют и универсальные шины для обеих осей.
Как расшифровать маркировку шин
В маркировке автомобильных шин заложена вся необходимая информация об основных параметрах, но для людей, которые не знакомы с ее расшифровкой, представляет большую сложность определение типа покрышки и возможности ее применения.
В этой статье мы постараемся рассказать Вам о маркировке автомобильных шин и основные принципы расшифровки информации, указанной на боковой поверхности шины.
Основные данные маркировки
Боковая часть шины является отличной зоной для нанесения маркировки. Эта область практически не подвергается абразивному износу, поэтому информация сохраняется без изменения практически во все время эксплуатации автомобиля. На резиновой поверхности может быть легко отображена информация о производителе, торговой марке и обозначение размера шины. К числу основных данных также относится информация о максимально возможной нагрузке и скорости, при которой может осуществляться эксплуатация с сохранением необходимого уровня безопасности.
На боковой стороне также указана информация о возможности сезонного применения покрышки. Этот параметр является одним из важнейших, ведь нарушение правил использования шины может закончиться аварией на дороге. Опасность заключается в том, что зимняя шина в летнюю жару приобретает повышенную мягкость и не выдерживает максимальных нагрузок, а летняя при эксплуатации при пониженных температурах становится слишком твердой. По этим причинам эксплуатация автомобиля не может обеспечивать необходимый уровень безопасности. Размер протектора и его глубина также отличаются у зимних и летних изделий, поэтому следует обращать на этот параметр внимание в первую очередь.
Размер шины
Размер посадки является важнейшей частью маркировки шины, которую следует знать владельцу транспортного средства для корректной установки. В противном случае шину будет невозможно установить на колесный диск. Пример маркировки размера: 205/55R16.
205 | Первое число обозначает ширину профиля. В данном примере этот параметр равен 205 мм. Ширина профиля — это расстояние между наружными боковыми поверхностями накаченной до рабочего давления шины. |
55 | Следующая за обозначением ширины профиля цифра 55 указывает на процентное отношение высоты и ширины профиля. Чтобы вычислить необходимое значение, достаточно значение ширины умножить на 0.55, чтобы получить искомый параметр (205 × 0.55 = 113). Иногда на боковой стороне не указывается процентное соотношение между высотой и шириной профиля. При отсутствии такой маркировки на шине принято принимать это значение равным 0,8. |
R | Символ R указывает на принадлежность к радиальному типу. Практически все современные модели относятся к этой категории изделий. |
16 | Сразу после буквы латинского алфавита маркировку шины завершает число, указывающее на диаметр диска, на который устанавливается покрышка. Данный параметр указывается в дюймах. |
Индексы максимально допустимой нагрузки и скорости
После указания размера нанесена маркировка, обозначающая индекс максимально допустимой нагрузки. Этот параметр выражается только числом. Чтобы примерно вычислить это значение, достаточно полную массу автомобиля разделить на четыре.
Максимально допустимая нагрузка может быть приведена в абсолютных цифрах. Чтобы не ошибиться при расшифровке маркировки шины, важно точно определить страну, где была произведена покрышка (может измеряться в килограммах или фунтах).
Индекс нагрузки | Грузоподъёмность, Кг | Индекс нагрузки | Грузоподъёмность, Кг | Индекс нагрузки | Грузоподъёмность, Кг |
---|---|---|---|---|---|
70 | 335 | 90 | 600 | 110 | 1060 |
71 | 345 | 91 | 615 | 111 | 1090 |
72 | 355 | 92 | 630 | 112 | 1120 |
73 | 365 | 93 | 650 | 113 | 1150 |
74 | 375 | 94 | 670 | 114 | 1180 |
75 | 387 | 95 | 690 | 115 | 1215 |
76 | 400 | 96 | 710 | 116 | 1250 |
77 | 412 | 97 | 730 | 117 | 1285 |
78 | 425 | 98 | 750 | 118 | 1320 |
79 | 437 | 99 | 775 | 119 | 1360 |
80 | 450 | 100 | 800 | 110 | 1060 |
81 | 462 | 101 | 825 | 121 | 1450 |
82 | 475 | 102 | 850 | 122 | 1500 |
83 | 487 | 103 | 875 | 123 | 1550 |
84 | 500 | 104 | 900 | 124 | 1600 |
85 | 515 | 105 | 925 | 125 | 1650 |
86 | 530 | 106 | 950 | 126 | 1700 |
87 | 545 | 107 | 975 | 127 | 1750 |
88 | 560 | 108 | 1000 | 128 | 1800 |
89 | 580 | 109 | 1030 | 129 | 1850 |
На изделиях усиленной конструкции (для легкогрузового транспорта) могут быть расположены дополнительные обозначения после указания диаметра в дюймах. Цифрами после литеры «С» указывается индекс нагрузки через слеш. Первое число такого обозначения на шине указывает на возможность максимального усилия при одиночной нагрузке, второе — при сдвоенном монтаже.
Возможность эксплуатации при определенных значениях скорости обозначается на боковой стороне буквами английского алфавита. Этот параметр указывается с учетом максимальной нагрузки. То есть разогнаться до максимальных значений можно будет совершенно безопасно, если на изделие действует описанное выше усилие, обозначенное в килограммах или фунтах.
Индекс скорости | Скорость, км/ч |
---|---|
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
Z | >300 |
Обозначение страны производства и дата выпуска
Информация об изготовителе, месте производства, размере, дате производства шины и подтверждение того, что данная шина сертифицирована, обозначается в DOT-коде. DOT-код представляет собой буквенно-цифровую последовательность символов, состоящую их двух частей:
- Первая часть состоит из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, где закодирован адрес производителя и его главный офис, код типоразмера шины и подтверждение того, что данная шина испытана и сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности.
- Вторая часть состоит из четырех цифр, обозначающих дату производства шины. Первые две цифры указывают на порядковый номер недели в году, другие – год производства.
Максимальное давление
Превышение предельного значения внутреннего давления может закончиться разрывом изделия. Если автомобиль будет при этом двигаться на большой скорости, то такое явление может стать причиной ДТП с тяжелыми последствиями. Чтобы обеспечить безопасность эксплуатации автомобиля, следует знать о том, до какого максимального давления можно накачивать баллон. Тип обозначения этого параметра будет зависеть от того, в какой стране изготавливается деталь. Для изделий из США стандартным считается указание буквенного обозначения PSI, которое выражается в фунтах на квадратный дюйм. Продукция из России маркируется обозначением в кПа. Более привычными для владельцев автомобилей из нашей страны является обозначение в 1 кгс/см2, которое еще называется технической атмосферой. Связано это с тем, что на манометрах, устанавливаемых в насосы, давление измеряется именно в этих единицах. Чтобы узнать примерное значение в технических атмосферах при наличии указанного предельного давления в кПа, достаточно этот показатель разделить на 100.
Грязь и снег
На боковой поверхности шины можно обнаружить маркировку M+S. Первая буква является сокращением слова Mud, которое переводится как «грязь». Аналогичным образом можно интерпретировать букву S – Snow, «снег». Наличие этого обозначения указывает владельцу автомобиля на возможность использования транспортного средства в условиях сильного загрязнения, в том числе в зимнее время года. Возможность самоочищаться от грязи также присутствует в изделиях, обозначенных как M+S.
Маркировка M+S.
Маркировка шин по времени года и местности
Возможность использования автошины в течение определенного сезона является одним из важнейших параметров. Буквенное обозначение по сезону может выглядеть следующим образом:
- AS – может использоваться без привязки к определенному времени года;
- AGT – изделие всесезонного назначения;
- R+W или Frost – для зимнего использования;
- AW – может эксплуатироваться в любую погоду;
- М/Т – применяется на грязных дорогах.
Возможность применения в определенных условиях может быть обозначена графически. Многие производители наносят на боковую часть изделия рисунки в виде снежинки, солнца или капель дождя.
Если автомобиль эксплуатируется в условиях влажного климата, то следует подобрать изделие, которое специально предназначено для использования в таких условиях. Для обеспечения более эффективного отвода жидкости из-под пятна контакта применяется протектор, в котором присутствуют специальные каналы. Изделия этого типа могут обозначаться как Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua. Графическое обозначение на шине в виде зонта также указывает на принадлежность детали к этой категории.
Обозначения функциональности
В зависимости от типоразмера автошины могут применяться с целью установки на легковые или грузовые автомобили. Существует также большое количество промежуточных типов, которые также разделяются по возможности использования на определенных видах транспортных средств. Буквенное отличие по типоразмеру обозначается следующим образом:
- P – для легкового автотранспорта;
- LT – для небольших грузовых автомобилей и фургонов;
- LRO – применяется на прицепах с заниженным центром тяжести;
- FRT – для тяжелых грузовиков.
Индексы
На шинах, произведенных в США, после указания размера могут быть нанесены специальные индексы. На таких изделиях можно обнаружить следующие обозначения:
- Температурный индекс (Temperature). Обозначает возможность сохранения эксплуатационных характеристик при сильном нагреве. Температурный индекс может быть следующим: A, B, C. Лучший показатель – А.
- Индекс торможения (Traction). Также обозначается первыми тремя буквами латинского алфавита: A, B, C. Указывает на возможность обеспечения оптимальных характеристик сцепления протектора с дорожной поверхностью. Лучший показатель – A.
- Ожидаемый пробег (Treadwear). За точку отсчета принято обозначение, равное 48 тысячам километров. На поверхности изделия этот параметр указывается как «100». Если значение меньше, то и ожидаемый пробег меньше оптимального.
- Индикатор износа (TWI). Элемент, указывающий на степень износа протектора.
- Особенности конструкции. Указывается буквенно-цифровая маркировка шины, в которой обозначается тип материала и количество слоев корда. Например: 2 POLYESTER CORD +1 NYLON CORD.
Правильный подбор изделия с учетом индексов позволит обеспечить оптимальные характеристики безопасности и управляемости автомобилем в различных условиях.
Цветовые обозначения
Некоторые производители применяют цветовые обозначения на поверхности изделия. Наиболее часто с этой целью применяются белый, красный и желтый цвета. Маркировка шин может быть в виде небольших кругов или треугольников.
Если на поверхность изделия нанесена геометрическая фигура красного цвета, то это говорит о наличии самого жесткого места шины, то есть и самого тяжелого места. Цветовой индикатор этого типа позволяет правильно установить изделие на диск.
Обозначения на шинах белого цвета информируют о наличии самого гибкого участка на боковой части.
Индикатор желтого цвета обозначает самое легкое место шины и должен быть совмещен с самым тяжелым местом на диске.
Цветные линии можно обнаружить и на протекторе. Линии наносятся с целью более удобной идентификации на складе производителя. Никакой технической информации данные линии не несут.
Защита от проколов и порезов
Производители могут указывать степень защищенности изделия от повреждений. Наиболее часто с этой целью применяется следующая маркировка шин:
- MFS – повышенная защищенность закраины;
- FR – защита обода;
- FB – отсутствует защита от бокового повреждения.
Наличие дополнительной защиты позволяет существенно увеличить продолжительность эксплуатации даже при использовании изделия в жестких условиях.
Дополнительная информация
Кроме основных параметров производители часто наносят на боковую часть дополнительную информацию, которая более точно характеризует изделие. Отметим наиболее часто встречающиеся вспомогательные обозначения на шинах и их расшифровку:
- TUBELESS. Таким образом обозначается изделие бескамерного типа.
- TUBE TYPE. При таком обозначении в колесо следует обязательно установить камеру.
- PR. Таким образом указывается количество слоев корда. Например, маркировка шины 4PR указывает на наличие четырех слоев. Чем больше первая цифра, тем большей нагрузке может подвергаться изделие.
- Steel. Значение указывает на наличие металлического корда. Если на корпусе имеется надпись All Steel, то металлический корд установлен не только в каркасе, но и в брекере.
- Green X. «Экологичная» шина. Изделие, разработанное таким образом, чтобы обеспечить минимальное сопротивление качению. Таким образом обеспечивается экономия топлива, а значит, и уменьшается количество выбросов в атмосферу.
Если на покрышку нанесены обозначения ГОСТ или ТУ, то по ним можно установить изделие отечественного производителя. После буквенного обозначения указывается цифровой номер государственного стандарта или технического условия.
На асимметричных шинах могут также быть нанесены дополнительные обозначения, по которым можно определить сторону изделия при проведении монтажных работ. На таких изделиях внутренняя сторона обозначается INSIDE, а внешняя – OUTSIDE.
Указания по направлению вращения также являются важными, поэтому на большинстве моделей можно встретить слово Rotation со стрелкой.
Обозначение Rotation.
Советы и рекомендации
У некоторых производителей автомобильных покрышек существуют оригинальные обозначения. Чтобы сделать точную расшифровку буквенных, цифровых или графических элементов маркировки шин, достаточно посетить официальный сайт компании. На таких ресурсах можно получить исчерпывающую информацию не только о кодировке определенных технических качеств шин, но и узнать об особенностях их производства и применяемых материалах.
При самостоятельном подборе новых шин рекомендуется, чтобы комплект был одного производителя и модели. Даже в том случае, когда изделия совпадают по основным обозначениям, они могут отличаться по массе. Значения эффективности водоотвода из пятна контакта также могут существенно отличаться, что повышает вероятность аквапланирования при движении по мокрой трассе. Коэффициенты сцепления с сухим дорожным полотном также могут существенно разниться, что проявляется неравномерным усилием при торможении.
При подборе новых изделий следует исключить возможность установки на переднюю ось низкопрофильных изделий, а на заднюю ось — высокопрофильных. Если это правило будет нарушено, то существенно снизится дорожный просвет автомобиля и машина будет цеплять дном за неровности на дороге.
Установка одного комплекта шин позволит избежать заноса, уменьшить расход топлива и сделает управление автомобилем более комфортным.
Информацию о типах шин, которые разрешается устанавливать на автомобиль, можно обнаружить непосредственно в автомобиле. Таблица с необходимыми указаниями может находиться на передней стойке или пороге. Таким образом можно узнать и о максимально допустимом давлении для задних и передних баллонов.
При подборе шины важны все параметры, но в первую очередь следует обратить внимание на следующие:
- сезонность;
- посадочный диаметр;
- ширину;
- высоту.
Индексы нагрузки шин и допустимые значения скорости также очень важны, если автомобиль будет эксплуатироваться в максимально жестких условиях.
Многие параметры оказывают непосредственное влияние на безопасность. Если будет осуществляться эксплуатация летних шин на заснеженной трассе, то это станет причиной заноса. Некоторые функциональные особенности параметров не так очевидны. Например, при увеличении ширины покрышки существенно повышается вероятность аквапланирования даже в том случае, если протектор изделия имеет эффективную систему водоотвода от пятна контакта с дорожной поверхностью.
В некоторых случаях допускаются отклонения в параметрах. Например, можно выбрать диски немного большего диаметра и установить на них низкопрофильную шину. Такое техническое решение имеет некоторые ограничения. Несмотря на кажущуюся простоту такой операции, работу следует доверить профессионалам. Возможность тюнинга также следует обсудить с квалифицированными мастерами, прежде чем приобретать новый комплект дисков.
Если есть сомнения в собственных познаниях в области правильного подбора покрышек для автомобиля и при расшифровке маркировки покрышек, то следует обратиться за помощью к профессионалам. Многие шинные центры предоставляют квалифицированную консультацию при подборе изделий для определенной марки автомобиля. При выборе оптимально подходящих изделий, а также профессионально выполненной работе шины прослужат максимально долго.
Шины и диски в Ivanor
Выбрать новые шины — задача непростая, но если покупателю предоставляется удобный функционал и большой ассортимент продукции, то этот процесс становится более легким.
В компании Ivanor представлен каталог продукции, в котором можно подобрать новое изделие для конкретной марки автомобиля. Таким образом, можно даже без знаний основных характеристик изделия и маркировки шин сделать правильный выбор. Достаточно ввести марку автомобиля, модель и год выпуска, чтобы приобрести шины, которые будут полностью соответствовать требованиям завода-изготовителя транспортного средства.
Широкий модельный ряд покрышек позволяет подобрать изделие, которое может эксплуатироваться в нестандартных условиях. Например, можно купить шины и диски для спортивных автомобилей, а также для большегрузного транспорта. Правильный подбор изделий позволит обеспечить безопасность эксплуатации при повышенных нагрузках и в различных погодных условиях. Изделия, представленные на сайте, обладают повышенными прочностными характеристиками. Применяемая при производстве инновационная резиновая смесь позволяет существенно уменьшить сопротивление качению. Таким образом, удается повысить уровень комфорта и уменьшить расход топлива.
Удобная доставка в любой регион России также является одним из преимуществ компании. Покупателю предоставляется возможность самостоятельно забрать ранее заказанный товар в шинном центре, который находится в месте его проживания. При необходимости можно заказать доставку по адресу, который будет указан при оформлении заказа.
Каждый клиент может позвонить на номер контактного центра и уточнить информацию о представленном в продаже ассортименте автомобильных шин и дисков, значении параметров маркировки или возможности доставки выбранного изделия. Оплатить покупку можно с помощью банковской карты или наличными при получении. Если товар будет забираться самостоятельно из шинного центра, то рекомендуется предварительно сделать звонок в организацию с целью уточнения безналичного платежа.
Представленные в компании Ivanor шины и диски отличаются безупречным качеством. Отличные эксплуатационные характеристики позволяют обеспечить оптимальный уровень комфорта и безопасности. Менеджеры компании готовы предоставить бесплатные консультационные услуги по подбору новых изделий для конкретной марки автомобиля. Кроме того, на сайте присутствует возможность самостоятельно ознакомиться с ассортиментом изделий.