Что сейчас выпускает ижевский мотоциклетный завод
ИЖ – советско-российская марка мотоциклов, массовое производство которых велось в городе Ижевске с 1929 по 2008 года (преимущественно на заводе ИЖМАШ).
Подробнее
Первые (опытные) ижевские мотоциклы были собраны в мастерских оружейного завода в 1928 году и к 1929-му успешно прошли испытания. Увы, из-за нехватки мощностей, запуск серийного производства был отложен, но продолжилась конструкторская работа… а в начале 1930-х годов началось строительство Опытного мотоциклетного завода, одновременно с этим было создано ещё несколько опытных моделей… уже к 1934 году было налажено серийное производство ижевских «железных коней», которое успешно продолжалось до лета 1941-го – когда война поломала все мирные планы.
В 1946 году, уже на Ижевском машиностроительном заводе, было организовано массовое производство дорожных байков с применением германских чертежей и технологий (полученных в счёт репараций)… параллельно велась разработка спортивных моделей, производство которых было налажено в 1950-х годах.
В 1958 году с конвейера вышел легендарный «Юпитер», а в 1962-м запущено производство популярной «Планеты»… стабильная работа предприятия продолжалась до 1990-х годов.
Ижевский мотозавод пережил «лихие 90-е», но в «нулевые» вошел с большими долгами и столкнулся с катастрофическим падением спроса – поэтому в 2008 году завод был законсервирован, а оборудование распродано.
История АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
11 июня 1930 года Президиумом Высшего Совета Народного хозяйства СССР принято решение создать в Ижевске первый в стране завод по выпуску отечественных серийных мотоциклов. Он стал частью важного государственного плана индустриализации страны. Выбор Ижевска для строительства мотоцилетного завода не случаен. Здесь под руководством талантливого конструктора Петра Можарова были разработаны и изготовлены первые опытные модели мотоциклов «Иж». Именно по его инициативе создан первый в стране мотозавод.
П.В. Можаров Памятник П.В. Можарову
1 мая 1933 года в бывшей оружейной мастерской Березина на ул. Базарной заработали первые станки мотозавода, дав начало славной истории большого предприятия. 2 сентября Народный комиссариат финансов произвел его государственную регистрацию.
Электронные копии архивных документов о государственной регистрации предприятия
Возглавил Ижевский мотозавод Иван Чекмарёв. Под его руководством мотозавод быстро набирает обороты, осваивая серийное производство мотоциклов Иж-7. В 1938 году была освоена модель мотоцикла «Иж-8», через год — «Иж-9», еще через год — запущена отладочная партия мотоцикла «Иж-12». Всего за 8 предвоенных лет было выпущено 17 тысяч мотоциклов.
Мотоцикл «Иж-9» Мотоцикл «Иж-8»
Мотоциклы «Иж-7» на заводском дворе
Знаменательным событием стал первый в истории женский мотопробег, который стартовал 24 июля 1936 года по маршруту Ижевск-Казань-Владимир-Ногинск-Москва. Это уникальное мероприятие преследовало несколько важнейших целей: испытать конструкцию и удобство вождения мотоциклов «Иж-7» по любым дорогам страны; рапортовать правительству о первых результатах серийного выпуска мотоциклов в Ижевске; показать, что женщины способны наравне с мужчинами на отвагу, мужество и выносливость.
Участницы первого женского мотопробега
Жены руководителей и ИТР завода, прошедшие специальную подготовку, успешно преодолели на мотоциклах «Иж-7» 1675 км по бездорожью. Участниц мотопробега принимали нарком Серго Орджоникидзе, Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский.
М. Н. Тухачевский и участники мотопробега
Нарком Серго Орджоникидзе Руководители завода и ИТР с мотоциклами
осматривает ижевские мотоциклы
В 1941 году с началом великой Отечественной войны производство мотоциклов передано в г. Ирбит Свердловской области.
Завод № 524 в годы Великой Отечественной войны
С первого дня войны вся работа коллектива была подчинена интересам фронта. Завод некоторое время еще продолжал выпуск мотоцикла . Они поставлялись в действующую армии. Всего мотозаводцы изготовили для Красной Армии 3,5 тысячи мотоциклов.
Солдат с мотоциклом «Иж»
Уже в августе на заводе был открыт специальный цех площадью около 1000 кв. м. В нем изготавливали детали для гвардейских реактивных миномётов, получивших в народе название «Катюша». Производство было строго засекречено. Реактивными минометами «Катюша» во время войны оснащался флот, легкие танки, артиллерийские гусеничные тягачи и автомобили.
Гвардейский реактивный миномёт «Катюша»
23 ноября 1941 года вышло постановление Государственного Комитета обороны № 952сс «Об организации производства пулеметов „Максим“ в городе Ижевске». 15 декабря Нарком вооружения СССР подписал приказ о передаче завода в Наркомат вооружения и присвоении ему номера 524.
Пулемёт «Максим»
Освоение нового изделия началось в трудных условиях. Не было достаточных площадей и необходимого оборудования. Остро стоял кадровый вопрос. А главное — отсутствовала техническая документация на пулемёт, без которой невозможно начать освоение нового изделия и даже его образца. Документация оказалась в Златоусте, куда был эвакуирован Тульский завод, выпускавший пулемёты. Решили отправить в Златоуст автомашину, для чего соорудили специальный крытый фургон, участников «экспедиции» вооружили лопатами, лыжами (зима была снежная) и провиантом. Но машина едва добралась до Сарапула, дальше оказалось невозможно проехать снежных заносов. Надо отдать должное специалистам завода. Они не сидели сложа руки в ожидании, когда придёт документация. Было предложено взять учебный пулемёт в ОСОАВИАХИМе и, разобрав его, с натуры делать эскизы деталей, чертежи, готовить конструкторскую документацию. Так и поступили. Работали, забывая о сне и отдыхе. Работали творчески — искали и находили технические решения таких вопросов, как сокращение цикла производства, повышение надежности пулемёта в бою, возможность замены некоторых материалов, чтобы уменьшить зависимость от поставок. «Первенец» делался руками высококвалифицированных рабочих цеха. Невиданно короткий срок — всего три месяца с момента получения задания — потребовался мотозаводцам для освоения и отладки нового производства.
«Максим» — занятия по сборке пулемёта Конвейер сборки пулемёта
В марте 1942 г. к отправке на фронт была готова первая партия пулемётов, 120 штук. В апреле 1942 г. было выпущено 700 пулемётов, в мае — 1500. Производство было поставлено на поток. Всего 81900 пулемётов «Максим» получила сражающаяся Красная Армия от мотозаводцев — больше половины всех изготовленных в СССР. Они прошли всю войну в первых рядах пехоты и безотказно служили делу Победы.
Пулемёт «Максим» в бою
Поставить работу завода на «военные рельсы» удалось благодаря самоотверженной работе коллектива и руководителей — директора и сменившего его в октябре 1942 года . 18 раз за годы войны вручалось заводу № 524 переходящее Красное знамя ГКО за победу во всесоюзном социалистическом соревновании, семь раз завоевывал коллектив второе и третье места. Около четырех тысяч работников Мотозавода были отмечены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне ».
Инструментальный цех мотозавода в годы войны
В 1945 году мотозаводцы начали собирать охотничьи ружья. Весной следующего года успешно выполнили заказ на 700 ружей для «арктических предприятий Главсевморпути». В 1946 году завод приступил к серийному выпуску двуствольных бескурковых охотничьих ружей отечественной разработки марки «Иж М». Главный конструктор был командирован в Германию, где в течение года изучал опыт западных оружейников. На заводе «Зауэр» под его руководством были восстановлены чертежи на ряд моделей охотничьих ружей. Усовершенствовав и доработав их, мотозаводцы стали выпускать ружья моделей «Иж » и «Иж ».
Для подготовки квалифицированных кадров: сборщиков, граверов, ствольщиков, ложейников — в сентябре 1946 года на заводе была создана школа оружейного мастерства. Через год обучение закончили первые 80 человек.
В 1947 году завод изготовил 28650 охотничьих ружей разных марок.
В то же время был получен еще один заказ — изготовить электроспуск для скорострельной пушки, которую выпускал машзавод. Несмотря на сжатые сроки, задание было выполнено.
Ни одно из этих изделий не стало для завода постоянным. Производство охотничьих ружей и школа оружейного мастерства со всем оборудованием и людьми, а также мастерская штучных ружей в 1949 г. были переданы механическому заводу. Кстати, ружье на московской выставке «Охота и собаководство» в 1950 году было отмечено дипломом и малой золотой медалью.
История предприятия -е гг.
В 1949 году Ижевский мотозавод перепрофилирован на производство наукоемкой приборной техники. Изготавливал приборы управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО). За 20 лет выпущено 4000 единиц.
Освоено производство приборов для самоходных танковых установок «Астра», «Шилка», «Ваза».
В 1955 году на Ижевском мотозаводе изготовлена аппаратура для первого в Удмуртии телецентра.
В конце годов на Ижевском мотозаводе начались работы по освоению технологий в интересах космонавтики. Был организован выпуск электромоделирующей станции «Электрон», с помощью которой стал возможен успешный полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. «Электрон» использовался для расчетов параметров космических полетов и проведения сложных исследований при разработке техники. Всего было изготовлено 200 таких станций, установленных во всех научных центрах и конструкторских бюро страны, на полигонах и космодромах.
В 1961 году «За успешное выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники» завод награжден орденом Ленина.
Грамота о награждении завода орденом Ленина
В течение двадцати лет с начала годов завод участвовал в изготовлении командных приборов и системы управления для жидкостных ракет , .
В середине годов организован выпуск бортовой аппаратуры системы управления твердотопливной ракеты . Четверть века этот комплекс успешно эксплуатировался в войсках.
Предприятие обеспечивало аппаратурой самые мощные атомные подводные лодки стратегического назначения проектов 941 и 667.
Организовано производство переносного одноканального электрокардиографа «Салют», разработки КБ «Салют» г. Москва. Одну из последующих собственных моделей завода — электрокардиограф М — врач и путешественник Юрий Сенкевич брал с собой в экспедицию под руководством Тура Хейердала и дал ему высокую оценку.
В завод выпускал бытовые кассетные магнитофоны.
Электрокардиограф ЭК1Т-03 М
«Аксион» — участник реализации важнейших государственных космических программ: «Восток», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Фобос», «Союз-Апполон», «Буран-Энергия», МКС и других. За несколько десятилетий работы в интересах космоса предприятие охватило практически все звенья цепи технических средств, задействованных при выводе космического аппарата на орбиту: бортовую аппаратуру ракет-носителей, аппаратуру наземной инфраструктуры, телеметрическую аппаратуру, командно-измерительную систему и аппаратуру приема и обработки данных.
История предприятия 1990 — по настоящее время
В 1991 году предприятие преобразовано в акционерное общество. Зарегистрировано АООТ «Аксион» как правопреемник Государственного предприятия «Ижевский мотозавод», затем переименовано в .
Важным этапом с начала годов стала организация производства наземной аппаратуры управления ракетными комплексами «Тополь». Это открыло новую, современную страницу в истории «Аксиона».
Сегодня продолжает успешно развивать различные направления высокотехнологичного наукоемкого производства продукции в интересах страны. Осуществляется выпуск изделий специальной техники для всех видов и родов войск Вооруженных Сил России, а также востребованная и конкурентоспособная продукция гражданского назначения: медицинская и бытовая техника, энергосберегающее оборудование, лифты, прицелы и многое другое.
В 2008 году предприятие награждено грамотой начальника Главного штаба ВМФ адмирала за достигнутые успехи в создании телекоммуникационных и автоматизированных систем управления флота, обеспечивших успешное выполнение задач, поставленных Верховным Главнокомандующим Российской Федерации. Предприятию вручена Благодарность Президента Российской Федерации «За большой вклад в создание и производство специальной техники».
В 2019 году коллективу вручена благодарность Президента Российской Федерации . Коллектив предприятия неоднократно заносился на Доску Почета Удмуртской Республики, группы работников становились лауреатами Государственной премии Удмуртской Республики, сотрудники «Аксиона» ежегодно награждаются государственными и ведомственными наградами Российской Федерации.
Весомый вклад вносит «Аксион» в создание привлекательного городского ландшафта. Находясь в центре Ижевска, завод создает новые памятные места, увековечивает важные исторические события. В 2016–2018 годах состоялось открытие памятника первому космонавту , скульптурной композиции «Встреча под часами», памятника создателю первых серийных отечественных мотоциклов , Галереи Почёта с 25 барельефами людей, внёсших весомый вклад в создание и развитие предприятия.
Памятник Гагарину и Галерея Почета Памятник «Встреча под часами»
«Иж» какой! Возродятся ли российские мотоциклы?
В 2008 году завершился выпуск мотоциклов под маркой «Иж», а спустя 10 лет заговорили о возрождении знаменитого бренда. Но получится ли это?
Долги, финансовый кризис и снижение спроса на российские мотоциклы при наличии более дешёвых аналогов из Китая привели к тому, что «ИЖмото» был объявлен банкротом в 2008 году.
С тех пор марка вошла в состав концерна «Калашников», который занимается — да чем он только не занимается! Боевая техника, оружие и ещё много чего, так что о мотоциклах можно было бы забыть, если бы не проект «Кортеж».
Создание правительственных автомобилей для первого лица государства и высокопоставленных чиновников потребовало задуматься и о том, на чём их сопровождать. Потому что смысл менять, условно, Mercedes-Benz на Aurus, если в мотоциклетном кортеже останутся BMW.
И тут о себе заявил «Иж», о котором успели было позабыть все, кроме самых преданных фанатов отечественных мотоциклов. Концерн «Калашников» подсуетился и вслух сказал, что ему по силам не просто возродить производство мотоциклов «Иж», но и сделать технику для правительственного кортежа.
Государственная корпорация «Ростех», в которую и входит «Калашников», мигом нашла средства и начала подкреплять свои слова делом. В итоге получился пусть пока и не серийный мотоцикл, но хотя бы ездящий прототип.
«Иж Кортеж» был показан в 2017 году — позиционируется он как тяжёлый эскортный мотоцикл, а выглядит как техника из фильмов 90-х годов о ближайшем будущем. А если говорить откровенно, то крайне нелепо.
Мотоцикл целиком закован в пластиковый обвес, из-под которого жалостливо выглядывают спицованные колёса, а такой футуристичный облик дополнен абсолютно выбивающейся из общей стилистики нелепой круглой фарой.
Характеристики впечатляют. Вес назван на уровне 510 килограммов, мощность оппозитного двигателя — 150 л.с. Динамика разгона с места до 100 км/ч заявлена в 3,5 секунды, а максимальная скорость обещана в 250 км/ч.
Новый «Иж Кортеж» ничем не уступает иностранным аналогам. Но это пока не на деле, а лишь на словах глава «Ростеха» Сергея Чемезова. Просто потому, что испытания прототипа завершат не раньше 2019 года, а в продажу он поступит и того позже.
К серийном производству может поменяться, очевидно, и дизайн, и характеристики мотоцикла. Просто потому, что серийных оппозитных моторов на 150 л.с. в мире не так много. По крайней мере, даже у зарубежных марок, которые выпуск мотоциклов не прекращали и делают их сотнями тысяч в год.
Так что самый большой вопрос — это техника. Потому что может оказаться, что «Иж Кортеж» не только станет сильно слабее заявленного, но в итоге и вовсе будет собранным в России мотоциклом из китайских запчастей.
Очень надеюсь, что данный материал Вам понравился!
Всем удачи и до новых встреч в моем блоге.
Ижевск и Минск могут возродить производство мотоциклов марки «ИЖ»
Российские и белорусские журналисты поинтересовались, обсуждалась ли между Удмуртией и Беларусью возможность возрождения производства известной в прошлом марки советского мотоцикла ИЖ с привлечением потенциала белорусских предприятий.
По мнению главы Удмуртии, сейчас самое время возрождать производство легендарных ижевских мотоциклов, потому что многие зарубежные компании ушли с российского рынка.
Напомним, с 21 по 23 ноября в Республике Беларусь с бизнес-миссией находится делегация Удмуртии во главе с руководителем региона Александром Бречаловым. Свою продукцию в Минске представляют 15 предприятий Удмуртии.
В первый день работы делегации глава Удмуртии встретился с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Лидеры республик договорились расширять взаимный экспорт.
Для справки:
Выпуск легендарных мoтoциклов ИЖ начался в 1946 году и продлился до 2008 года. В Ижевске производили дoрoжныe, туриcтичecкиe, гoнoчныe и cпeциaльныe мoдeли для cилoвыx cтруктур. Зa вcю иcтoрию мaрки «ИЖ» выпущено oкoлo 60 рaзличныx мoдeлeй.
Пeрвaя мoдeль, ИЖ-350, cтaлa прaктичecки кoпиeй нeмeцкoгo DKW NZ-350. Ужe в 1950-x гoдax модельный ряд пoпoлнилcя гoнoчнoй мoтoтexникoй и мoтoциклaми для пoвceднeвнoй eзды.
Самыми популярными в СССР и мире стали мотоциклы линеек «Плaнeтa» и «Юпитeр». Мечтой байкеров был «ИЖ Плaнeтa Cпoрт». Эту мoдeль выпускали до 1984 гoдa и cняли c прoизвoдcтвa oднoврeмeннo c «Плaнeтoй-4».
После распада СССР на ОАО «Ижевские Мотоциклы» выпустили несколько моделей. В 1990-х с конвейера сошли модели «ИЖ Юнкер» и «ИЖ Корвет», но не получили спроса у покупателей.
В 2007 году, в отсутствии инвестиций в производство, выпуск ижевских мотоциклов резко сократился, с 3 тысяч единиц до 20 штук. В 2008 году легендарный завод был признан банкротом.