Описание отрасли
Автосервис — активно развивающаяся сфера экономики, инфраструктурный элемент транспортной отрасли.
Предназначением отрасли автосервиса является удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортных средств.
Система автосервиса должна обеспечивать в пределах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и максимальный коэффициент технической готовности, а также минимальные затраты времени клиента на поддержание его работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации, приобретение запасных частей и т. п.
Рынок услуг автосервиса развивается на стыке и в неразрывной связи со многими хозяйственными субъектами, которые в совокупности представляют комплекс обслуживания автотранспорта и автовладельцев. На сегодняшний день система автосервиса, как комплекс, включает в себя следующие основные элементы: организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, магазины по продаже автомобилей и запасных частей к ним, автозаправочные станции, предприятия по хранению автомобилей, пункты экологического контроля, пункты дорожной безопасности и др.
Значительный рост количества предприятий автосервиса, произошедший в последние годы, обусловлен рядом причин:
- 1. Увеличение численности парка подвижного состава, в-первую очередь, численности легкового транспорта индивидуального пользования.
- 2. Усложнение конструкции автомобилей.
- 3. Увеличение числа лиц, не в полной мере компетентных в вопросах обслуживания транспортных средств.
- 4. Интенсификация дорожного движения.
- 5. Ужесточение требований к экологической и транспортной безопасности в процессе эксплуатации подвижного состава.
- 6. Необходимость использования современного оборудования, соответствующего модели автомобиля.
- 7. Быстрое пополнение парка подвижного состава подержанными автомобилями.
Политические и социально-экономические преобразования в России привели к быстрому росту автомобильного парка. Если рассматривать такой показатель как насыщенность автомобилями на душу населения, то он увеличился в настоящее время более чем в два раза: 1997 год — 63,5 авт./1000 жит., 2011 год — 210 авт./1000 жит. (по данным Старооскольского комитета по статистике). Особенно высокий уровень автомобилизации имеют районные, областные и индустриальные центры.
Произошло изменение структуры парка по принадлежности: возросло количество автомобилей в личной и частной собственности, резко сократилась численность автомобилей муниципальной и федеральной собственности.
Возросла численность автомобилей иностранного производства. По данным ГИБДД их численность составляет 14 % (примерно 2,856 млн единиц) от общего количества легковых автомобилей в Российской Федерации.
Несмотря на то, что объем автосервисных услуг постоянно растет, в сложившихся условиях существует ряд причин, по которым рынок услуг автосервиса не может развиваться и предоставлять услуги, сравнимые по качеству с западными. Рассмотрим основные из них:
1. Наряду с увеличением количества авторизованных центров растет количество «черных», нелегальных автосервисов. Как отмечают специалисты, на текущий момент, в России действует более10 тысяч станций технического обслуживания автомобилей (СТОА), услугами которых в большей или меньшей степени пользуются более 3 млн. автовладельцев. Автомобилей в России около 40 млн. За последние годы количество автосервисов, обслуживающих эти автомобили, увеличилось в 10 раз. Но если брать не обороты, а количество предприятий, то рост произошел в основном за счет мелких сервисов, гаражных боксов и придорожных мастерских (по данным Интернет-журнала «Эксперт»).
Наибольшее количество (88 %) СТОА является малыми предприятиями (до 10 постов), на их долю приходится 59 % всей численности в постах. Средние и крупные СТОА, составляют 10 % общего количества, обеспечивают 26 % общегородской численности постов. Больше половины всех станций (68 %) являются универсальными и ремонтируют как отечественные, так и иностранные марки автомобилей; 7 % специализируются на «иномарках», 25 % — только на отечественных марках автомобилей («по данным журнала Автолюбитель»).
- 2. Дилерские сервисные центры по обслуживанию иномарок встречаются только в крупных городах. Даже в европейской части России их насчитывается три-четыре на 1000 км.
- 3. Легализация большинства центров автосервиса связана с рядом процедур, которые либо невыгодны, либо вообще невозможны для индивидуальных предпринимателей.
- 4. Услуги мелких нелегальных или полулегальных сервисов значительно дешевле. Значительная часть индивидуальных автосервисов — это семейный бизнес, который кормит представителей национальных (армянских, азербайджанских, грузинских) диаспор. В гаражных сервисах экономят практически на всем — на налогах, утилизации отходов, арендной плате. Именно гаражные сервисы — это канал, по которому сбываются запчасти из битых, угнанных или отслуживших свой срок автомобилей.
- 5. Производительность труда в гаражных сервисах низкая. Это связано как с отсутствием запчастей (в большинстве случаев мастера предлагают клиенту искать их самостоятельно), так и с отсутствием необходимого оборудования и кадров. Тем не менее, средняя зарплата гаражного механика или карбюраторщика немногим отличается от зарплаты рядовых специалистов, работающих у официальных дилеров.
В Старооскольском районе тенденции развития отрасли автосервиса аналогичны сложившимся тенденциям по России в целом. С конца 2008 года и по начало 2001 года общее количество автотранспортных средств изменилось с 105,5 до 146,8 тысяч. При этом за этот период количество легковых автомобилей изменилось с 64,5 до 77,5 тысяч (по данным Старооскольского комитета по статистике). Количество официально зарегистрированных СТОА в г. Старом Осколе более 30 единиц.
Количество индивидуальных частных предпринимателей в области автосервиса составляет более 30 человек. Исследования показывают, что ежегодно в г. Старом Осколе открывается не менее 3 новых ИЧП и малых предприятий в области автосервиса. Крупных сервисных центров в Старом Осколе насчитывается около семи.
Сегодня главным фактором конкурентной борьбы в деятельности организаций автосервиса становится логистика. Ситуация с обеспечением сервисных центров запасными частями в последнее время резко изменилась. Если еще два года назад проблемы логистики решались на таможне и многие запчасти завозились контрабандным путем, то сегодня заводы-производители постоянно контролируют ситуацию у дилеров и следят за тем, какие запчасти те используют.
Основная проблема в управлении запасами на автосервисных центрах заключается в следующем.
Одной из главных статей расходов официальных дилеров считается закупка расходных запчастей, которые необходимо иметь на складе. Производитель, как правило, не разрешает своему дилеру закупать запчасти где-то на стороне. Содержать на собственном складе запчасти абсолютно нерентабельно, поскольку большая часть этих запчастей нужна потребителю только в крайних случаях, то есть это неликвид. Поэтому крупные детали двигателя, коробки передач, а также сцепления и т. д. на складе обычно не держат, их в случае надобности заказывают у производителя. А держат расходные материалы — тормозные колодки, свечи, масляные фильтры и т. д.
Многочисленные исследования показывают эффективность внедрения основных логистических концепций. Так, внедрение системы «Планирование потребности в материалах» (MRP), в которой на основе ЭВМ формируется гибкий механизм, обеспечивающий динамичное управление материальными потоками в реальном масштабе времени, позволяет:
- — повысить своевременность обеспечения материалами до 95 — 97 % (вместо 85 — 90 %);
- — сократить уровень готовой продукции на складах на 10 — 12 %;
- — уменьшить объем незавершенного производства на 20 — 30 %.
Стоимость внедрения указанной системы в крупной фирме составила 200 тыс. долл., а экономия за год эксплуатации — около 1 млн долл.
Вышесказанное обуславливает необходимость изучения логистических принципов и методов управления запасами материальных ресурсов и адаптирования их к деятельности организаций автосервиса.
Описание отрасли технического обслуживания в Старом Осколе:
Автодом-Оскол. Всё для иномарок.
309502, Старый Оскол, Восточный мкр, 50
09.00 — 19.00 ежедневно без перерыва
Автотрейд — Оскол. Продажа автомобилей ВАЗ, автозапчасти, дополнительное оборудование, услуги СТО.
Старый Оскол, Металлургов пр-кт, 18Г
(4725) 42-83-14, (4725) 41-00-08, (4725) 42-86-10
09.00 — 18.00 ежедневно без перерыва
Ринг Авто. Автосалон. Запасные части, аксессуары, ремонт, сервисные услуги.
Старый Оскол, Металлургов пр-кт, 22
Аланта Авто. Продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей Hyundai
Старый Оскол, Металлургов пр-кт, 24
Пн — Пт: 09.00 — 18.00
Сб-Вс: 10.00 — 16.00
Авантаж Авто. Официальный дилер BMW в ЦЧР. Продажа и обслуживание автомобилей BMW, тест-драйв.
Старый Оскол, Крутикова ул, 7
(4725) 44-24-42, (4725) 44-28-12
Пн — Сб: 09.00 — 20.00
Воскресенье: 09.00 — 18.00 без перерыва
ПанАвто. Автозапчасти, сервисное обслуживание.
Старый Оскол, Комсомольский пр-кт, 73
07.00 — 20.00 ежедневно без перерыва
Центр Автомобильного Совершенства. Автомойка, тонировка, шиномонтаж, ремонт, покраска, диагностика, развал-схождение, запчасти.
Старый Оскол, Металлургов пр-кт, 24
(910) 367-03-03, (910) 367-02-02, (910) 367-04-04, (910) 741-01-01, (4725) 33-80-21, (4725) 41-01-01
- 08.00 — 22.00 ежедневно без перерыва
- 2.3 Описание услуги
Основным видом деятельности любого СТО (автосервиса) является ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
Существует множество причин, которые приводят владельцев машин в тот или иной автосервис за обслуживанием или же ремонтом автомобиля, но в первую очередь, это — качество услуг конкретного автосервиса.
Следует отметить, что описание услуг автосервиса достаточно сложно, так как большинство производимых работ по обслуживанию и ремонту автомобилей выполняется в строгом соответствии с технологическими картами разработанными производителями автомобилей.
Описание всех возможных технологических карт по ремонту и обслуживанию автомобилей в рамках настоящего бизнес-плана нецелесообразно, и не имеет практического значения для планирования и расчётов финансовых результатов.
Тем не менее, необходимо описание основных позиций связанных с предоставлением услуг автосервиса по ремонту и обслуживанию автомобилей.
В целом процесс ремонта и обслуживания автомобиля можно разбить на три основных этапа:
Этап первый — диагностика автомобиля, либо тех его агрегатов на ремонт и обслуживание которого поступила заявка клиента (автовладельца).
Основной проблемой данного этапа является то, что зачастую клиент не может с достаточной уверенностью сказать о предполагаемых неисправностях своего авто в силу отсутствия специальных познаний.
Данное обстоятельство приводит к излишним затратам времени при проведении диагностики автомобиля и как следствие к удорожанию услуг автосервиса. Следует также отметить, что данное обстоятельство создаёт почву для злоупотреблений со стороны специалистов автосервиса, которые пользуясь технической неграмотностью клиента, намерено завышают показатели трудозатрат на диагностику.
Избежать таких злоупотреблений, а также объективных причин удорожания диагностики, позволяет правильная организация работы с клиентом. Прежде чем приступить к диагностированию, необходимо тщательно расспросить клиента о «симптомах болезни» автомобиля. Более того, саму диагностику, если это возможно, необходимо проводить в присутствии клиента.
Этап второй — собственно ремонт или обслуживание автомобиля. При ремонте должны использоваться технологические карты ремонта, согласно которым должна быть соблюдена последовательность мероприятий, которые обеспечат надлежащее качество работ.
Основной проблемой данного этапа, чаще всего, является отсутствие запасных частей и расходных материалов, необходимых для конкретного вида ремонта.
Решение указанной проблемы заключается в профессионализме сотрудников автосервиса, которые обязаны знать наиболее часто возникающие поломки автомобилей вообще и отдельных марок в частности, а также постоянно отслеживать информацию в специализированных изданиях посвящённых автосервису. Такие знания позволяют спланировать необходимый запас расходных материалов и запчастей, а, следовательно, сократить время ремонта и обслуживания автомобиля.
В тоже время, невозможно иметь все возможные запчасти, тем более учитывая количество марок автомобилей. Некоторые запчасти вообще невозможно приобрести в свободной продаже и их необходимо заказывать у специализированных поставщиков. Дорогие, объёмные и редко используемые запчасти необходимо приобретать непосредственно в период ремонта конкретного автомобиля и здесь на первый план опять же выходит организация работы с клиентом, в частности согласование с клиентом сроков и порядка приобретения необходимых запчастей. Здесь возможны варианты:
- · Автосервис самостоятельно выбирает поставщика, заказывает и приобретает запчасти.
- · Автосервис самостоятельно заказывает и приобретает запчасти, у поставщика которого выбрал клиент.
- · Необходимые запчасти предоставляет сам клиент, при этом автосервис не несёт ответственности за их качество, но в случае явного брака предоставленной запчасти обязан предупредить об этом клиента.
Третий этап — проверка качества выполненных работ и оказанных услуг, с передачей результатов клиенту. Важным на данном этапе, является мнение клиента о качестве выполненных работ и своевременное устранение недостатков выявленных в процессе приёмки клиентом автомобиля. При этом устранение таких недостатков ни в коей мере не должно приводить к удорожанию услуг.
Теперь несколько подробнее остановимся на описании некоторых основных работ (услуг) автосервиса без привязки к конкретным моделям автомобиля.
Ремонт двигателя автомобиля.
Ремонт двигателя различной сложности и для разных авто выполняется только согласно рекомендациям, которые дают производители. При ремонте двигателей должны использоваться технологические карты ремонта, согласно которым должна быть соблюдена последовательность мероприятий, которые обеспечат надлежащее качество работ.
Для успешного ремонта двигателя должна быть проведена диагностика двигателя и должны быть оценены: баланс мощности по цилиндрам, компрессия в цилиндрах; состояние деталей и узлов, давление в системах смазки и питания; наличие посторонних шумов, а также характеристики отработанных газов и эксплуатационных жидкостей.
Износ деталей двигателя происходит постепенно и поначалу не оказывает влияния на его работу, но постепенно ресурс деталей истощается, износ увеличивается, что может вызывать проблемы в работе двигателя автомобиля:
- · высокий расход масла;
- · пониженное давление масла;
- · дымный выхлоп, прямо показывающий на появившиеся неполадки;
- · повышенный расход топлива;
- · налет на свечах зажигания;
- · неритмичность работы двигателя при холостой езде авто;
- · снижение мощности двигателя автомобиля;
- · сбои и шумы в работе двигателя;
- · перегрев двигателя и многие другие.
Все вышеперечисленные явления прямо указывают на то, что авто срочно требуется диагностика и ремонт двигателя.
При ремонте двигателя учитываются полученные результаты и производятся либо текущие работы, либо капитальное восстановление двигателя с заменой деталей.
На основе проведённой диагностики специалисты автосервиса выбирают вариант ремонта двигателя, составляют наряд-заказ с которым знакомят клиента. Лишь после утверждения наряд-заказа клиентом, возможно, приступить собственно к ремонту двигателя, который, повторюсь, должен выполнятся в строгом порядке определённом рекомендациями производителя.
Собственно процесс ремонта заключается:
- · в разборке двигателя (полной или частичной);
- · обслуживании агрегатов и деталей, не требующих замены (промывка, очистка, смазка и т.п.);
- · замена агрегатов и деталей пришедших в негодность, подготовка их к эксплуатации (снятие упаковки, удаление консервирующей смазки, снятие фиксирующих на время перевозки элементов, сборка агрегата, обработка технологическими жидкостями и т.п.);
- · сборка двигателя;
- · проверка его работоспособности и диагностика параметров.
В процессе работы по ремонту двигателя должны использоваться инструменты, приспособления и диагностическое оборудование, специально предназначенное для этих целей и соответствующее требованиям производителя. Безопасность двигателя при его сборке должно быть обеспечено соблюдением различных
Ремонт ходовой части автомобиля.
Состояние ходовой части автомобиля определяет безопасность автомобиля на дороге. Из всех частей автомобиля, именно его ходовая часть нагружается максимально. Потому и периодический ремонт ходовой части — дело неизбежное. От ходовой части зависит маневренность транспортного средства, устойчивость на дороге и плавность хода автомобиля.
Пройдя своевременную диагностику автомобиля, нужно обязательно провести ремонт ходовой части, если есть хоть малейшие отклонения. Из опыта, наиболее часто во время ремонта ходовой части подвергаются замене: рычаги, шаровые опоры, подшипники ступиц, шарниры равных угловых скоростей, рулевые наконечники.
Кроме этого, специалисты автосервиса проверят тормозные колодки, диски, тормозные шланги, сайлентблок, втулки стабилизаторов поперечной устойчивости и прочие детали ходовой части автомобиля. Не менее важна при ремонте ходовой части наладка автоматической трансмиссии и гидротрансформатора. Немаловажное значение имеет регулировка схождения и развала колес. Схождение развал колес при правильной регулировке обеспечивает устойчивость и управляемость автомобиля, снижение заносов авто, снижение износа шин, а также экономию топлива.
Схождение колес — это разница в расстояниях между передней и задней частями колес. Оптимальное условие для правильного схождения колес — это равенство этих расстояний, т.е. колеса расположены строго параллельно друг другу.
Схождение колес измеряется в миллиметрах и в градусах. Схождение считается нулевым, если колеса параллельны друг другу. Неправильно отрегулированное схождение колес является причиной ускоренного износа покрышек. Если наблюдается визг покрышек на повороте при небольшой скорости, значит неправильно установлено схождение колес.
Развал колес — это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса. Правильный угол развала колес обеспечивает максимальный контакт протектора колеса с поверхностью дороги и стабильность управления автомобилем, устойчивость на поворотах. Неправильная установка развала колес может повлечь за собой неравномерный износ покрышек и проблемы с управлением.
Развал колес измеряется в градусах. Колесо с углом развала в 0 градусов будет в вертикальном положении по отношению к дороге. Если верх колеса отклоняется наружу, то развал положителен, если наклон внутрь, то развал колес считается отрицательным.
Схождение развал колес рекомендуется проводить на 10-15тыс. км пробега для отечественных авто и до 20тыс. км для иномарок.
Необходимо помнить, что регулировка схождения развала колес обязательна после наезда автомобиля на значительные препятствия, при нарушении геометрии колёсных дисков и их последующей правки, а также после ремонта амортизаторов и подвески.
Сама процедура ремонта ходовой части в своей последовательности мало чем отличается от ремонта
Своевременный и качественный ремонт ходовой части это важнейший фактор безопасности на дороге.
Ремонт электрооборудования автомобиля и системы зажигания.
В состав электрооборудования автомобиля входят электрические приборы и аппаратура, включая источники тока. Потребители тока — это система зажигания, пуска, освещения, сигнализации, регулирования подачи топлива при его впрыскивании, антиблокировочные системы в тормозном приводе, а также контрольно-измерительные приборы, дополнительная аппаратура.
Для питания электрооборудования в автомобиле используется постоянный ток напряжением 12 В или 24 В. Подключение приборов идет параллельно с источниками тока и между собой. Источники тока в автомобиле — это генератор и аккумуляторная батарея.
Главная причина неполадок электрооборудования, из-за которой требуется ремонт электрооборудования автомобиля, — это потеря контакта, которая происходит из-за перегрева, окисления, короткого замыкания или оплавления изоляции.
Таким образом, нарушается работа эклектических цепей, подгорание проводов, контактов и разрушение предохранителей, что требует срочного ремонта электрооборудования. Именно влага и грязь снижают сопротивление изоляции, что приводит к коротким замыканиям.
Система зажигания автомобиля — это совокупность всех приборов и устройств, которые обеспечивают появление искры в момент, соответствующий порядку и режиму работы двигателя. Загорание рабочей смеси в цилиндре двигателя происходит от проскакивающей, в нужный момент, электрической искры.
Система зажигания бывает трех типов: контактная, бесконтактная и электронная. На современных авто, как правило, стоит электронная система зажигания.
Наиболее часто встречающиеся при ремонте поломки в системе зажигания:
- · загрязнение и выгорание контактов прерывателя;
- · прогар бегунка и выгорание резистора;
- · прогар высоковольтных проводов;
- · поломка конденсатора;
- · повышенный люфт подшипника трамблёра;
- · неисправность свечи;
- · обгорание контактов в замке зажигания.
- · поломка катушки зажигания.
- · В техническое обслуживание системы зажигания входит:
- · проверка установки момента зажигания,
- · проверка крепления и изоляция проводов;
- · очистка от нагара свечей зажигания или их замена.
Замена свечей в бесконтактной системе зажигания должна производиться каждые 17000 — 20000 км пробега и обязательно в зимний период. Установка момента зажигания в отечественных авто проверяется после первых 2000 км пробега, а затем после каждых 10 000 км пробега.
В автомобилях зарубежного производства момент зажигания только устанавливают, но не проверяют. Через каждые 10000 км пробега, свечи зажигания нужно очищать от нагара, а через каждые 30000 км пробега их нужно заменять новыми.
Генератор — это агрегат, который поддерживает и вырабатывает электрическую энергию. Из-за постоянной вибрации, высоких перепадов температур, из-за пыли, грязи и других негативных явлений, происходят разрывы в электрической цепи, прогорание контактов или загрязнение разных токоведущих частей. Зачастую, достаточно сделать ремонт стартера или ремонт генератора, чтобы этот узел был готов к работе. Если же ремонт генератора не имеет смысла, мы произведем замену генератора на новый.
Основная проблема инжектора — это загрязнение в процессе эксплуатации. Первые признаки засорения инжектора, это потеря мощности двигателя авто, а также своеобразные подергивания в процессе езды и при трогании автомобиля с места.
Наблюдается увеличение расхода топлива и ухудшение работы двигателя во время холостого хода. Это может пагубно сказаться на работе системы инжектора и привести к отложению нагара на свечах зажигания, что в свою очередь, приводит к детонации двигателя. Доводить двигатель до такого состояния недопустимо.
Загрязнение инжектора приводит к тому, что тяжелые фракции бензина не выветриваются, а превращаются в твердые отложения, что в свою очередь, изменяет сечение калиброванного канала инжектора (форсунки), в результате чего, инжектор снижает подачу топлива в двигатель авто.
У засоренной форсунки инжектора сокращается производительность: заметно изменяется направление и форма факела распыла, вплоть до полного прекращения топливоподачи. Чтобы этого не допустить, чистка инжектора должна производиться на каждые 20-30 тыс. км пробега автомобиля.
Чистка инжектора может производиться различными способами: ультразвуковая чистка форсунок инжектора или жидкостная промывка форсунок инжектора.
Ультразвуковая чистка инжектора, по принципу действия, основана на разрушении отложений на форсунке, погруженной в специальный моющий состав, с помощью ультразвука. После прохождения чистки, форсунки инжектора проверяют на специальном стенде, что позволяет точно оценить производительность и качество распыления топлива. Такой метод обеспечивает высокое качество чистки инжектора, хотя и противопоказан некоторым видам форсунок из-за их конструктивных особенностей.
Жидкостная чистка инжектора — это химическая промывка форсунок под давлением, с применением стационарных установок. Стационарная установка не требует демонтажа форсунок и обеспечивает равномерную циркуляцию промывочной жидкости по всей системе впрыска автомобиля. Идет промывка всей системы автомобиля: инжектор, регулятор давления топливной системы, топливная рамка и другие узлы системы.
Такая чистка применяется при условии незначительной степени загрязнения, так как имеет свои недостатки. После такой чистки требуется замена свечей, моторного масла, масляного и топливного фильтров.
Ультразвуковая чистка инжектора будет, является оптимальной, хотя нюансов много, т.к. инжектор — довольно сложное устройство, поэтому чистку инжектора необходимо производить с использованием специального оборудования, приобретение которого и планируется при реализации настоящего бизнес-проекта.
Фильтры, которые используются в автомобилях, — это масляный фильтр, воздушный фильтр, топливный фильтр и фильтр салона. Фильтр — это помощник, который улавливает грязь, пыль, посторонние частицы и помогает отдельным частям и агрегатам авто работать качественнее и дольше.
Масляный фильтр — это устройство, которое предназначено для удаления загрязнений из масел. Загрязнение масла в работающем двигателе происходит непрерывно. Интенсивность этого процесса зависит от многих факторов: от конструкции двигателя, качества топлива, от режима эксплуатации и многого другого.
Загрязненное пылью, сажей масло подвергает огромным нагрузкам работающий двигатель, т.к. вместо смазывания двигателя, начинает выполнять роль наждачной бумаги, что приводит к износу двигателя. Чтобы этого не происходило, был изобретен масляный фильтр. Своевременная замена масляного фильтра повышает срок службы двигателя в несколько раз!
Основная задача воздушного фильтра — очистка поступающего в двигатель воздушного потока от абразивных частиц пыли и других вредных примесей. Воздушный фильтр способствует уменьшению шума и повышению равномерности воздушного потока. Такой фильтр снижает риск попадания воды в двигатель.
Хороший воздушный фильтр должен задерживать всю грязь и пыль, но при этом пропускать в двигатель достаточно воздуха, чтобы это не повлияло на мощность мотора. Очень важно своевременно производить замену воздушного фильтра. Игнорирование этого приводит к увеличению расхода топлива на 10-15%.
Топливный фильтр — это устройство для очистки жидкого топлива от различных примесей. Фильтрация топлива проводится для удаления частиц пыли, грязи, ржавчины, которые могут попасть в топливо при перевозке и при заправке топлива в бак.
По рекомендациям производителей, замена топливного фильтра необходима через каждые 10тыс. км пробега авто.
Фильтр салона не имеет отношения к функциональному строению автомобиля. Он сказывается только на комфорте. Водителю и его пассажирам очень важно каждый день проводить время в салоне с чистым незагазованным воздухом.
Если в автомобиле появился неприятный запах при включении автомобильного кондиционера, либо стали запотевать окна — значит необходима замена фильтра салона. Причиной этого запаха является грязь, которая скопилась на фильтре салона и в испарителе.
В автомобиле воздушный фильтр салона — единственный барьер, который предохраняет легкие автомобилиста, поэтому замена фильтра салона должна выполняться своевременно, тогда в авто всегда можно будет дышать нормальным воздухом.
Обрабатывающие производства: ОКВЭД
Обрабатывающие производства и ОКВЭД-коды для них сгруппированы в разделе «С» справочника ОКВЭД2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Это обширный раздел, включающий 24 класса: с 10-го по 33-й. Все разделы справочника представляют собой отдельные отрасли экономики, и раздел «С» предназначен для кодов отраслей производства и промышленности.
Обрабатывающие производства: ОКВЭД в 2019 году
При регистрации бизнеса необходимо указывать коды видов деятельности из классификатора ОКВЭД2 согласно общепринятой кодировке кодов в последней редакции, утвержденной в 2014 году и применяемой с января 2017 г. В заявлениях необходимо указывать коды ОКВЭД из раздела «C», включающие не менее 4 знаков, т. е. детализировать коды до группы. Запрещено указывать только класс ОКВЭД из 2 знаков или подкласс из 3 знаков.
В заявлениях на госрегистрацию можно проставить неограниченное количество ОКВЭД. При этом из них обязательно нужно выбрать основной — тот, по которому планируется большинство поступлений от деятельности.
Производство — это физическая и химическая обработка сырья, существенно меняющая или совершенствующая исходные материалы и вещества. На переработку могут быть отправлены минералы, сельхозпродукты, продукция лесного хозяйства, горнодобывающей отрасли, рыболовства и т.д. Результатом производства является готовая к употреблению продукция или полуфабрикаты для дальнейшей их обработки.
К обрабатывающей промышленности относятся работы по преобразованию исходного сырья в новые продукты вне зависимости от того, каким способом осуществляются работы: механическим с привлечением машин и роботов или с использованием ручного труда, на дому или в фабричных условиях. Не имеет также значения способ продаж такой продукции: оптом или в розницу.
Какие обрабатывающие производства (ОКВЭД) представлены в Разделе «С»:
Производство и консервирование пищевых продуктов: мясо-молочной, мукомольно-крупяной, хлебобулочной продукции, масел и жиров, рыбы, заготовок фруктов, овощей, кормов для животных
Производство безалкогольных и алкогольных напитков, кроме соков, кофе, чая, молочных напитков
Производство табачных изделий: выпуск сигарет, папирос, всех видов табака
Производство текстиля: обработка, прядение волокон, производство тканей
Пошив текстильных, вязаных, трикотажных, меховых предметов одежды
Переработка, выделка, дубление шкур, кожи, пошив обуви
Обработка древесины: распил, строгание, изделия из древесины, фанеры, пробки, соломки (кроме мебели)
Производство целлюлозы, картона, бумаги, канцелярских бумажных товаров
Полиграфия: типографские работы, печать книг, журналов, газет, копирование дисков, лент, видеозаписей
Переработка угля, очистка нефти, производство газов, нефтепродуктов, бензина
Производство химических веществ и продуктов: удобрений, пластмасс, каучука, красок, мыла, синтетической пряжи и др.
Изготовление лекарственных препаратов и медицинских материалов
Выпуск готовых резиновых и пластмассовых изделий, резиновых шин, покрышек, труб, гидротканей
Производство неметаллической минеральной продукции: резка камня, производство бетона, асфальта, фарфора, керамики, стекла, гипса
Металлургия: выпуск чугуна, стали, алюминия, свинца, литье металлов, производство ядерного топлива, драг.металлов
Изготовление строительных металлоконструкций, емкостей из металла, оружия, столовых приборов, инструментов
Изготовление бытовой электроники, ЭВМ, измерительных приборов, коммуникационных систем, спутников, оптических приборов
Выпуск электрооборудования: бытовой аппаратуры, кабелей, электрогенераторов
Производство станков, машин, оборудования, не входящих в другие группировки
Изготовление легковых, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и т.д.
Изготовление судов, поездов
Изготовление корпусной, кухонной, секционной мебели
Производство прочих изделий: ювелирных украшений, спорттоваров, игрушек, бижутерии, музыкальных инструментов и т.д.
Ремонт, монтаж промышленных машин, металлоизделий, электронной аппаратуры
Чтобы подобрать необходимые коды ОКВЭД в формате четырехзначной группы вначале нужно выбрать нужный класс отрасли обрабатывающего производства, внутри класса выбрать подкласс и далее группу. Например, для производства стеклянной кухонной посуды выбираем класс 23, подкласс 13, группа 3, т.е. код ОКВЭД – 23.13.3.
Обрабатывающее производство не ограничивается разделом «С» справочника ОКВЭД. Сфера переработки достаточно широка и часто не может быть четко очерчена, т.к. понятие новой продукции довольно условно и субъективно. Существуют виды деятельности, которые, возможно, в некоторой степени относятся к процессам переработки, но тем не менее, в раздел «С» не включены, например:
заготовка леса и модификация сельхозпродуктов расположены в Разделе «А»;
обогащение руд, минералов в разделе «В» «Добыча полезных ископаемых»;
строительные, отделочные, сборочные работы в Разделе «F» «Строительство».
Что не входит в ОКВЭД обрабатывающих производств
Выбирая коды ОКВЭД для запускаемой отрасли производства, нужно учесть некоторые особенности.
Переработка отходов для выпуска вторичного сырья находится в группе 38.3 — такая переработка не относится к обрабатывающим производствам и сгруппирована в разделе «Е». Если же из отходов производят новый продукт, то это — сфера обработки. Например, изготовление серебра из пленочных отходов считается промышленным производством.
Ремонт автомобилей не является обрабатывающей отраслью — для них предназначен класс 45, ремонт ПК и компьютеров — класс 95. А вот ремонт прочего оборудования и машин, их установка входит в сферу переработки и указан в классе 33 Раздела «C».
Выпуск комплектующих и деталей, узлов для машин относится к той же группе ОКВЭД, что и производство машин, для которых эти компоненты предназначены.
Монтаж произведенных комплектующих деталей относится к сфере обрабатывающего производства за исключением случаев, когда такую деятельность целесообразнее отнести к строительству.
Полная таблица ОКВЭД «Обрабатывающие производства» с расшифровкой представлена ниже для скачивания.
Отрасли производственной сферы. Классификация отраслей промышленности
Все отрасли народного хозяйства делятся на две большие сферы: производственную и непроизводственную. Существование организаций, относящихся ко второй группе (культура, образование, бытовое обслуживание, управление) невозможно без успешного развития предприятий первой.
Отрасли производственной сферы: определение
Относятся к этой части народного хозяйства предприятия, осуществляющие деятельность, направленную на создание материальных благ. Также организации данной группы производят их сортировку, перемещение и т. д. Точное определение производственной сферы звучит следующим образом: «Совокупность предприятий, изготавливающих вещественный продукт и оказывающих материальные услуги».
Общая классификация
В развитии народного хозяйства производственная сфера играет весьма заметную роль. Именно относящиеся к ней предприятия создают национальный доход и условия для развития нематериального производства. Существуют следующие основные отрасли производственной сферы:
- промышленность,
- сельское хозяйство,
- строительство,
- транспорт,
- торговля и общественное питание,
- материально-техническое обеспечение.
Промышленность
К этой отрасли относятся предприятия, занятые добычей и переработкой сырья, изготовлением оборудования, производством энергии, потребительских товаров, а также другие подобные организации, являющиеся основной частью такой области, как производственная сфера. Отрасли хозяйства, относящиеся к промышленности, подразделяются на:
- Электроэнергетику. Предприятия, входящие в данную группу, занимаются выработкой и передачей электрической энергии, а также контролем за ее сбытом и потреблением. Производство продукции любого вида без организаций, осуществляющих подобную деятельность, невозможно.
- Металлургию. Эта отрасль в свою очередь делится на две подотрасли: цветную и черную. К первой относятся предприятия, занимающиеся добычей благородных металлов (золота, серебра, платины), алмазов, меди, никеля и т. д. На комбинатах отрасли черной металлургии производят в основном сталь и чугун.
- Топливную промышленность. В структуру этой отрасли входят предприятия, занимающиеся добычей угля, нефти и газа.
- Химическую промышленность. Технологические производства этого типа выпускают продукцию самого разного назначения. Последнюю можно разделить на четыре основных категории: базовые и специальные химикаты, товары народного потребления, продукты жизнеобеспечения.
- Лесную промышленность. В эту группу входят предприятия, заготавливающее бревно, производящие пиломатериалы, а также бумагу, целлюлозу, спички и т. д.
- Машиностроение и металлообработку. Заводы этой области занимаются изготовлением оборудования, инструментов и машин.
- Легкую промышленность. Предприятия этой группы выпускают в основном товары народного потребления: одежду, обувь, мебель и т. д.
- Промышленность строительных материалов. Основной род деятельности заводов и комбинатов этой отрасли – выпуск продукции, предназначенной для возведения зданий и сооружений (бетонных смесей, кирпича, блоков, штукатурок, утеплителей, гидроизоляторов и т. д.
- Стекольную промышленность. В структуру этой отрасли входят в том числе и заводы по производству фарфора и фаянса. Предприятия данной подотрасли выпускают посуду, сантехнику, оконное стекло, зеркала и т. д.
Все промышленные предприятия классифицируются на две большие группы:
- Добывающую – рудники, карьеры, прииски, скважины.
- Перерабатывающую – комбинаты, заводы, мастерские.
Сельское хозяйство
Это также очень важная область экономики государства, попадающая под определение «производственная сфера». Отрасли хозяйства данной направленности отвечают прежде всего за выпуск и частичную переработку пищевых продуктов. Подразделяется они на две группы: животноводство и растениеводство. В структуру первой входят предприятия, занимающиеся:
- Скотоводством. Выращивание крупного и мелкого скота позволяет обеспечить население такими важными продуктами питания, как мясо и молоко.
- Свиноводством. Предприятия этой группы поставляют на рынок сало и мясо.
- Звероводством. Из шкурок мелких животных в основном производятся носильные вещи. Очень большой процент этой продукции идет на экспорт.
- Птицеводством. Сельскохозяйственные предприятия этой группы поставляют на рынок диетическое мясо, яйца и перо.
К растениеводству относятся такие подотрасли, как:
- Выращивание зерновых. Это самая важная подотрасль сельского хозяйства, наиболее развитая у нас в стране. Сельскохозяйственные предприятия этой группы производственной сферы занимаются выращивание пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса и т. д. От того, насколько эффективно будет развита эта отрасль зависит степень обеспеченности населения такими важными продуктами, как хлеб, мука, крупы.
- Овощеводство. Этот род деятельности у нас в стране осуществляют в основном мелкие и средние организации, а также фермерские хозяйства.
- Плодоводство и виноградарство. Развито в основном в южных регионах страны. Сельскохозяйственные предприятия этой группы поставляют на рынок фрукты и вина.
Относятся к растениеводству и такие подотрасли, как картофелеводство, льноводство, бахчеводство и т. д.
Промышленность и сельское хозяйство считаются основными отраслями производственной сферы. Однако не менее важную роль в экономике страны играют предприятия и других групп, находящиеся с ними в тесном взаимодействии.
Строительство
Организации данной группы занимаются возведением зданий и сооружений. Это могут быть как объекты бытового назначения, так и культурного, административного или промышленного. Помимо этого, строительные организации разрабатывают проекты зданий и сооружений, производят их реконструкцию, расширение, капитальный ремонт и т. д.
С группами предприятий этого типа находятся во взаимодействии абсолютно все другие отрасли производственной сферы. Работать строительные компании могут как по государственным заказам, так и от конкретных организаций или частных лиц.
Транспорт
Организации этой области народного хозяйства отвечают за перевозку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Входят в нее следующие отрасли производственной сферы:
- Автомобильные перевозки. Компании этой группы в основном доставляют грузы на короткие расстояния.
- Морские. Этот вид транспорта осуществляет в основном внешнеторговые перевозки (нефть и нефтепродукты). Кроме того, морские компании обслуживает отдаленные районы страны.
- Железнодорожные перевозки. В пределах освоенной экономической зоны поезда являются основным транспортом, доставляющим грузы на дальние расстояния.
- Авиационные. Компании этой области транспортной отрасли занимаются в основном перевозками скоропортящейся продукции.
От эффективности деятельности компаний транспортной группы напрямую зависит успешность функционирования предприятий таких отраслей, как сельское хозяйство, промышленность, строительство и т. д. Помимо рассмотренных выше к этой области производственной сферы относятся организации, осуществляющие транспортировку нефти, продуктов ее переработки, газа и т. д.
Торговля
Не менее важную роль в экономике страны играют и такие отрасли производственной сферы, как:
- оптовая торговля;
- розничная торговля;
- общественное питание.
Ее субъектами являются предприятия и организации, занимающиеся сбытом товаров, производимых промышленностью и сельским хозяйством, а также связанными с этим работами и услугами. К предприятиям общественного питания относятся столовые, шашлычные, кафе, рестораны, пиццерии, бистро и т. д.
Материально-техническое обеспечение
Основным родом деятельности субъектов этой отрасли производственной сферы является обеспечение предприятий промышленности, сельского хозяйства и т. д. оборотными средствами: комплектующими, тарой, запасными частями, быстро изнашивающимся оборудованием и инструментами и т. д. В группу материально-технического обеспечения входят также организации, занимающиеся снабжением и сбытом.
Таким образом, отрасли производственной сферы, определение которой было дано в начале этой статьи, являются важнейшими составляющими народного хозяйства. От успешности деятельности входящих в них предприятий напрямую зависит эффективность развития экономики страны в целом и, как следствие, рост благосостояния ее граждан.
Виды отраслей машиностроения, какие входят в состав
Отрасли машиностроения в России — что входит в состав
Российское машиностроение является крупной отраслью промышленности, которая включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов.
Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. От состояния и развития этой отрасли промышленности зависит функционирование других отраслей народного хозяйства.
Предприятия машиностроительной сферы обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население — предметами потребления.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Класс ОКВЭД 28, входящий в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 2020 года ОКВЭД-2, включает в себя следующие составляющие машиностроения:
- производство машин и оборудования, оказывающих механическое или термическое воздействие на материалы, или выполняющих различные операции с материалами (например, упаковка, обработка, взвешивание и т.д.), включая производство деталей и составных частей;
- производство стационарных и передвижных или переносимых устройств;
- производство оборудования для перевозки пассажиров;
- выпуск устройств для перевозки грузов;
- производство электрооборудования и оптических приспособлений;
- производство машин для ограниченного использования в промышленности;
- организация строительства машин для ограниченного назначения, например, развлекательное оборудование для выставок.
Особенности структуры, основные виды, какие приоритетные
Тяжелое машиностроение
Тяжелое машиностроение — это материалоемкая отрасль машиностроения, характеризующаяся большим потреблением металла и малой трудоемкостью.
К тяжелому машиностроению относят:
- выпуск металлургического оборудования (печи, конвертеры, прокатные станы, кузнечно-прессовое оборудование, комплексные и автоматические линии, конвейеры, а также различные типы вспомогательного оборудования);
- производство горно-шахтного оборудования (оно очень разнообразно, что обусловлено как различиями в условиях его эксплуатации, так и его целевым назначением. К примеру, использование горнопроходческого комбайна в целях добычи полезных ископаемых нерационально, а угледобывающий комплекс бесполезен при извлечении железной руды. К горно-шахтному оборудованию можно отнести дробилки, грохоты, сепараторы, скребковый (или ленточный) конвейер, отбойный молоток);
- выпуск тяжелых станков;
- производство крупных морских и речных судов;
- производство локомотивов и вагонов;
- выпуск крупноэнергетических машин.
К последнему направлению относится комплекс как энергетического оборудования (энергооборудования), так и коммуникаций (трубопроводов, каналов, линий электропередач) энергоносителей.
Например, котлы паровые и водогрейные, котлы-утилизаторы (котлы-охладители), турбины паровые и газовые, вспомогательное оборудование котельных установок, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины и паровые котлы, блоки разделения воздуха, холодильные установки, нагнетатели (воздуходувки, газодувки и эксгаустеры).
Подъемно-транспортное оборудование — лебедки с ручным электрическим приводом; тали и тельферы, применяемые для вертикального и горизонтального перемещения грузов; лифты, транспортеры; гравитационные спуски; оборудование пневматического и гидравлического транспорта, грузовые тележки с подъемом; электрокары; уравнительные площадки.
Среднее машиностроение
Среднее машиностроение — группа предприятий, деятельность которых отличается узкой специализацией и широкими связями по кооперативным поставкам.
К среднему машиностроению относятся:
- тракторостроение (отрасль, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним);
- робототехника (разработка автоматизированных технических систем);
- технологическое оборудование для легкой промышленности (состав отрасли представлен в ОК 012-93 Классификаторе ЕСКД, Классе 80. Оборудование технологическое текстильной и легкой промышленности);
- станкоинструментальная промышленность (производство металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, автоматических и полуавтоматических линий, оборудования и изделий из металла);
- устройства и приспособления для пищевой промышленности;
- автомобильная промышленность (приоритетом данной отрасли является производство легковых и грузовых автомобилей).
Российское автомобилестроение является ведущей отраслью отечественного машиностроения, которая определяет экономический и социальный уровень развития страны. Предприятия автомобильной промышленности работают во многих регионах России.
Факторы и тенденции, влияющие на российское автомобильное машиностроение:
- после того, как иностранный капитал пришел в российскую экономику, в стране появились заводы по сборке иномарок в разной степени локализации. Некоторые из этих предприятий были построены на инвестиции зарубежных автоконцернов; основа их деятельности — выпуск моделей инвесторов;
- локализация производства иномарок постоянно увеличивалась и была связана с изготовлением кузова и салона, сборкой двигателя, трансмиссии, навесных агрегатов, элементов подвески;
- на рынке грузовых машин превалируют национальные торговые марки (ГАЗ и КамАЗ), однако и в данном сегменте есть примеры локализованной сборки брендов иностранных автомобилей;
- в 2018 году выпуск легковых автомобилей увеличился на 15,3 %; продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли приблизительно на 13%;
- в 2019 году Правительство РФ планировало сотрудничество с производителями автомобилей по новому пакету государственной поддержки, нацеленному на углубление локализации производства машин;
- в 2020 году производство автомобилей было временно прекращено из-за пандемии в связи с COVID-19;
- в июне 2020 года загрузка автозаводов в России упала ниже 30%.
Общее машиностроение
Общее машиностроение представлено:
- Железнодорожным машиностроением (грузовое вагоностроение, локомотивостроение, производство путевой техники, пассажирское вагоностроение).
- Судостроением (производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизация и техническое обслуживание).
- Авиационной промышленностью. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны. Задачами авиационной промышленности являются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
- Ракетно-космической промышленностью. Это одна из самых сложных и наукоемких отраслей машиностроения. К ней относятся производственные предприятия, научные институты, исследовательские и испытательные центры. Ракетно-космическая отрасль играет главную роль в обеспечении военной, экономической безопасности государства и освоении космоса; ее задачами являются разработка, производство, ремонт и модернизация боевых ракетных комплексов и ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем и образцов космической техники гражданского и военного назначения.
- Производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
Точное машиностроение
Характеристика ведущих отраслей точного машиностроения:
- приборостроение (занимается разработкой и производством средств измерений, обработки и представления информации, автоматических и автоматизированных систем управления);
- радиотехническое и электронное машиностроение;
- электротехническаяпромышленность. Отрасль машиностроения, выпускающая оборудование для производства электроэнергии, передачи ее потребителям и преобразования в другие виды энергии —механическую, тепловую и т.д.
Последнее направление также подразделяется на следующие отрасли: электротехническое промышленное машиностроение, обеспечивающее производство электромашин и энергетического оборудования; бытовая электротехническая промышленность, задача которой — производство бытовых электрических приборов и электрики; кабельная промышленность, занимающаяся производством силовых, измерительных кабелей и проводов.
Точное машиностроение является специфичной областью промышленности, которая требует высококвалифицированных кадров, инвестиций и поддержки передовых достижений конструкторских бюро.
Центры машиностроения в России
Производство оборудования для энергетической промышленности предполагает большую металлоемкость продуктов производства, что вызывает проблемы в их транспортировке. Поэтому предприятия в данной отрасли располагаются вблизи центральных районов развития металлургии, которые расположены в:
- Екатеринбурге;
- Орске;
- Красноярске;
- Иркутске;
- Комсомольск-на-Амуре.
Горно-шахтное производство создается в следующих центрах тяжелого машиностроения:
- Новокузнецк;
- Прокопьевск;
- Кемерово;
- Красноярск.
Оборудование, необходимое для газовой и нефтяной промышленности производится в центрах, ориентированных на добычу нефти и газа:
- Урал;
- Поволжье;
- Северный Кавказ;
- Западная Сибирь.
Российское автомобилестроение представлено в следующих производственных центрах:
- Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы;
- Московский регион (ЗИЛ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
- Нижегородский район (ГАЗ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
- Ульяновский район (УАЗ, производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности).
- легковые автомобили производятся в следующих районах: Волго-Вятский, Центральный, Уральский;
- автобусные заводы расположены в: Ликино, Голицино, Павлово, Уральском районе (Курган), Северо-Кавказском районе (Краснодар).
Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены:
- в Центральном районе России;
- на Северо-Западе страны;
- на Северном Кавказе.
Всего в российском судостроении заняты более тысячи предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются:
- Санкт-Петербург;
- Северодвинск;
- Нижний Новгород;
- Калининградская область.
Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны:
- в Центральной России;
- в Поволжье;
- на Урале.
Центры развития точного машиностроения:
- Москва;
- Зеленоград;
- Тула;
- Казань;
- Чебоксары.
Проблемы машиностроительного комплекса России
В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценивание национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие данного сектора.
По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны.
Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.
После относительно стабильного периода в 2020 году возобновилась кризисная тенденция в отрасли машиностроения России, которая переживает подобные периоды болезненнее других промышленных отраслей.
Темпы спада здесь, как правило, больше, чем в экономике в целом, а восстановление после кризиса происходит медленнее. Так было в 2009 году, в 2015 году, и 2020 году.