«В Челябинске началась дичь»: банда «смотрящих» вымогает у дальнобойщиков деньги
В Челябинске неизвестные угрожали и вымогали деньги у дальнобойщиков
В Челябинске дальнобойщики пожаловались на неизвестных, которые вымогают у них деньги. Об этом сообщил Telegram-канал «Осторожно, новости».
По словам водителей грузовых автомобилей, злоумышленники орудуют около парковки «Челябинского тракторного завода». Неизвестные, которые называют себя смотрящими, требуют оплатить проезд по городу. Отказавшимся дальнобойщикам обещают проткнуть колеса, устроить проблемы на дорогах и даже разделаться с ними.
Как работают вымогатели
Один из водителей снял разговор со «смотрящим» на видео. На кадрах виден мужчина среднего возраста с короткой стрижкой в темном спортивном костюме и кроссовках. Он записывает номер фуры на небольшой бумажке и параллельно сообщает, что в городе работают пять бригад.
Неизвестный представился Олегом ЧТЗовским.
«Кто у нас за городом смотрит, ЧТЗовские пацаны, пусть твой шеф поинтересуется», — сказал он водителю, забирая тысячу рублей.
Видео распространили по чатам дальнобойщиков. Так водители грузовых автомобилей хотят предупредить коллег, что «такая дичь опять началась в Челябинске».
Мужчина на видео был судим
«Подъем» со ссылкой на ГУ МВД по Челябинской области сообщил, что полиция взяла ситуацию под контроль.
«Проводится комплекс оперативных мероприятий по установлению места, где действует данный гражданин, и документированию его действий. Всем заинтересованным службам даны поручения», — заявили в ведомстве.
Как выяснилось, мужчина, который на кадрах вымогает деньги, ранее привлекался к уголовной ответственности.
90-е в Новосибирске
Разгул бандитизма в РФ обычно ассоциируется с лихими 90-ми, однако в последние годы в некоторых городах страны появлялись преступные группы. Например, в Новосибирске с октября 2019 года по апрель 2020 года действовала банда «Семеновских». Лидером группировки стал 25-летний Михаил Семенов. Позднее оперативники дали банде название по его имени.
Банда планировала нападать только на наркоманов и закладчиков, так как они точно не сдали бы их полиции. Злоумышленники представлялись сотрудниками правоохранительных органов и начинали прессинг.
«Угрожая применением оружия, сажали в автомобиль, где забирали имущество у людей, узнавали, с кем они проживают, в случае, если люди проживали одни, вместе с потерпевшим, также под угрозой применения оружия, ехали по месту жительства, где открыто из квартиры уже похищали все имущество, находящееся там», — рассказал руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Новосибирской области Владимир Бондаренко.
Местные жители, узнав о появлении банды, скооперировались и помогали друг другу. Злоумышленников задержали только через полгода.
Руководителя банды Михаила Семенова приговорили к 15 годам и 1 месяцу лишения свободы, Владимира Шейделя — к 13 годам и 1 месяцу, Валерия Панюшкина — к 12 годам и 1 месяцу, Виктора Каткова — к 7 годам 9 месяцам. Все четверо отбывают наказание в колонии строгого режима.
Логистические компании пожаловались на дефицит дальнобойщиков
В России наблюдается «катастрофическая нехватка» водителей-дальнобойщиков. Об этом заявил замглавы транспортно-логистической компании ПЭК Вадим Филатов в разговоре с «Ведомостями».
По оценкам компании, в отрасли не хватает около 60 тыс. дальнобойщиков, а в самой ПЭК дефицит составляет около 5% от штатной численности водителей грузовиков массой свыше 3,5 т (категория Е).
Филатов объяснил, что после распада СССР сократилось число автомобильных школ, которые готовят водителей грузовиков, более того, снизился престиж профессии. Теперь молодые кадры реже садятся за руль грузовика, в том числе из-за условий труда, так как они вынуждены большую часть месяца проводить в рейсе вдали от дома.
В других логистических компаниях также подтвердили нехватку кадров. Результаты опроса крупнейших компаний отрасли показали, что за пять лет дефицит дальнобойщиков вырос с 15 до 21%.
В конце июля Госдума во втором чтении утвердила поправки в Налоговый кодекс, согласно которым размер суточных выплат для дальнобойщиков ограничат 700 руб. при поездках по России и 2,5 тыс.— за рубежом. С них не будут уплачиваться налоги и страховые взносы.
Сейчас транспортные компании выплачивают суточные и компенсации за разъездную работу преимущественно водителям грузовиков. Перевозчики возмещают водителям все расходы в рейсе на выполнение служебных обязанностей, включая ремонт автомобиля, оплату стоянок, проезд по платным дорогам, сотовую связь, питание, проживание.
В Минтрансе предупредили, что предельный размер суточных — 700 руб. — является недостаточным для покрытия возникающих расходов водителей-дальнобойщиков. В министерстве предлагают повысить сумму до 1,2 тыс. руб.
Представители транспортной отрасли поддержали установку четкого размера суточных выплат, но указали, что предложенный лимит игнорирует факт и размер инфляции. Председатель «Деловой России» Алексей Репик отметил, что обоснованный размер суточных в среднем по отрасли автомобильных грузоперевозок в этом году составляет 3,5 тыс. руб.
В середине июня КамАЗ начал тестировать беспилотные грузовики на федеральной автотрассе М-11 Москва — Санкт-Петербург. Машины будут перевозить грузы, в кабине будет присутствовать водитель, контролирующий движение.
Что с дальнобойщиками на сегодня
Жизнь дальнобойщика — настоящий вызов. Большую часть своего времени представители этой профессии проводят на колесах, развозят грузы по разным городам и странам. Дорожная романтика, одним словом. Но кроме нее есть и опасные приключения. О них, нюансах своей профессии, а также о том, существует ли призрачный пес — гроза дальнобойщиков, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал водитель-международник.
В дальнобой Валерий* пришел во времена кризиса лихих 90-х. До этого с 1982-го работал в парках и автобазах — водителем автобусов. По словам мужчины, он не выбирал профессию, скорее, наоборот.
— Уже с детства знал, кем буду работать, — говорит собеседник. — У меня отец автомобилист, сам вожу с юности. Что еще мне делать?
Будучи опытным водителем, он начал карьеру дальнобойщика не с самых простых заданий — стал возить грузы в Европу по поручению белорусско-датской компании, в которой он проработал 12 лет. Однако несмотря на профессионализм, выходил в рейс мужчина первое время не один — с женой. Она работала в той же компании и помогала супругу в организационных вопросах.
— Я сопровождала его в качестве менеджера-экспедитора, — объясняет Светлана*, которая пришла на встречу вместе с мужем. — Будучи по специальности инженером по безопасности дорожного движения, стажировала водителей: многие дальнобойщики, особенно в начале своего профессионального пути, не знают некоторых тонкостей. Знание логистики помогает сэкономить время.
Именно то, что Светлана поддерживала супруга в дороге и также сотрудничала с компанией, помогло Валерию адаптироваться к строгим требованиям европейского начальства.
— Датчане — люди очень педантичные, особенно в вопросах рабочего графика, — отмечает дальнобойщик. — Даже минута опоздания может обойтись очень дорого. Однако если человек в дороге чего-то не знает, то вероятность задержаться в пути возрастает.
Светлана же помогала сориентироваться в непривычных реалиях: ведь в каждой европейской стране правила для водителей грузовиков отличаются.
Водительский быт и время на себя
За годы своей работы супруги посетили все европейские страны. На данный момент женщина на пенсии — занимается хозяйством, а Валерий сотрудничает с компанией во Франции. Эта страна, по словам дальнобойщика, нравится ему больше других европейских государств.
— Есть ли возможность во время командировки посещать достопримечательности?
— Разумеется. Согласно правилам перевозки грузов в Европе, на транспортное средство устанавливается тахограф — устройство, регистрирующее скорость, режим труда и отдыха. В дороге мы 10 часов, затем 14 — отдыхаем. Под Парижем везде на стоянках работают маршрутчики — люди, которые отвозят на экскурсию по французской столице, а затем привозят обратно. Некоторые водители берут с собой велосипед, чтобы ездить по городу и изучать достопримечательности. Но таких людей очень мало. Ведь в свободное время нужно и отдохнуть, и постирать, и приготовить.
Посвятил Валерий и в тонкости быта дальнобойщиков: фуры оборудованы откидывающимся спальным местом, имеется газовый баллон с конфоркой, на которой можно готовить и разогревать пищу, бидоном с водой — для питья и умывания. На стоянках, впрочем, можно немного расслабиться: там находится и микроволновая печь, и стиральная машина с сушилкой.
— Правда ли, что с дальнобойщиками порой случаются необъяснимые и мистические случаи? Например, есть легенда про черного пса, с которым в темное время суток встречаются водители, в одиночку преодолевающие большие расстояния.
— Если ты работаешь по всем правилам, то не до мистики, — отвечает водитель. — Зрительные галлюцинации возникают из-за усталости, но нормы режима работы не позволяют устать настолько, чтобы увидеть черного пса.
Валерий также отметил, что бывает и так, что мистические истории — своего рода эмоциональная разрядка для людей впечатлительных, оказавшихся в профессии дальнобойщика случайно.
— В профессию в основном приходят из-за денег, в связи с чем человек может не потянуть работу, — поясняет мужчина. — Ведь от абсолютного одиночества, которое длится неделями, у не предназначенного для дальнобоя человека действительно могут начаться психологические проблемы. Но командировки для меня — не труд, а удовольствие. Как в той пословице: если ты занимаешься любимым делом, то тебе ни часа в жизни не придется работать.
В то же время мужчина добавил, что в столь нелегкой профессии бояться нужно не призраков, а живых людей. О чем свидетельствуют истории, очевидцем которых стал непосредственно он сам.
Когда жизнь висит на волоске
Одним из самых запоминающихся случаев в работе было нападение, которое Валерию случилось наблюдать на одной из стоянок.
— На Западе это сейчас в порядке вещей, — рассказывает мужчина. — Даже в TikTok вчера увидели ролик: водитель, работающий в Германии или Франции, услышал ночью шум. Вышел посмотреть — а у него топливо сливают. Далее его избили, после чего он пошел спать. В видео это преподносится с юмором, но по факту дальнобойщикам не до смеха. Подобные инциденты происходят часто. Был и у меня похожий случай. Отправился я мыться. Смотрю — семеро парней обрезают у другого грузовика трос блокировочный. Подхожу к ним, мол, ребята, вы что творите? Иду к водителю в кабину — сказать, что грабят его. Тогда один из парней толкнул меня в спину, да так, что нога выскользнула из тапка. Водитель отодвинул шторку, посмотрел — и не вылез. Обернувшись, я увидел, что передо мной стоят трое, вооруженные массивным инструментом для перекусывания пломбы. Попытались ударить по голове — увернулся и побежал в одном тапке к своей машине. Так быстро я не бегал еще никогда.
К слову, это был единственный раз, когда мужчина не закрыл кабинку машины, что и спасло ему жизнь.
— Многие водители не выходят, когда у них сливают солярку. Знают, что чревато последствиями. В Европе такие случаи уже стали обыденностью. А вот в России и Беларуси ни я, ни мои знакомые никогда не сталкивались с нападениями и угрозой для жизни.
— Почему так происходит?
— Для многих грабителей это — способ выживания. Они становятся на преступный путь из-за безработицы. Иностранные водители для них — идеальная жертва, поскольку из-за языкового барьера дальнобойщикам сложно вызвать полицию и объяснить, что происходит. Пообщаться с представителями закона можно только с помощью служащего заправки, а до него еще надо дойти.
Валерий признался, что за годы нелегкой работы у него даже появилась идея, как можно было бы усовершенствовать безопасность грузовых автомобилей. Однако озвучивать он ее не стал, скромно сообщив, что он — всего лишь водитель, а не инженер. Но мужчина уверен, что со временем безопасность машин будет доработана — прогресс ведь идет вперед. И тогда в кабине станет намного спокойнее, убыток фирм — меньше, а сам труд дальнобойщика — приятнее.
В России не хватает водителей-дальнобойщиков
Сейчас водителям-дальнобойщикам крупные компании готовы платить в среднем около 150 тысяч рублей в месяц, но даже на такую зарплату люди практически не идут. В отрасли огромная нехватка кадров – по самым скромным оценкам, около 60 тысяч человек, а некоторые эксперты называют цифру в 150 тысяч.
"Авто-ПЭК" – один из крупнейших перевозчиков России за последние годы увеличил зарплату в два раза, чтобы привлечь людей. Сейчас в штате больше 2 тысяч дальнобойщиков. Компания даже оплачивает стажировку, помогает получить права всем желающим при условии, что водитель отработает полтора года. Само обучение длится около шести месяцев. Но так удается привлекать всего около 50 человек в год. Нужно намного больше.
"Можно сказать, если ко мне придет 500 человек, значит мы купим 500 фур, и они будут все загружены и будут работать. Стоит порядка 5-10 процентов (в разных филиалах по-разному) без водителя, отпускные машины, которые хотелось, чтобы работали. В любом случае, мы готовы принять любое количество народу", – говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор ООО "Авто-ПЭК".
Компания пытается удержать водителей и комфортными условиями. Грузовой автопарк постоянно обновляется. Александр Гуганов в профессии почти 18 лет. Пять месяцев ездит на новом авто китайского производства. Пробег 70 тысяч километров и ни одного замечания. Говорит, что качество сравнимо с лучшими европейскими моделями. Здесь есть и два спальных места, если надо будет ехать с напарником, и холодильник.
Но современный автопарк имеют далеко не все компании. По данным ассоциации "Грузавтотранс", средний возраст крупнотоннажного транспорта в стране 22 года. Все вопросы с поломкой машины в дороге приходится решать самим водителям-дальнобойщикам. Поэтому они стремятся выбирать маршруты покороче. Или уходить на работу, где предлагают перевозки внутри города.
"У нас серьезно развивается сервис "Озон", "Вайлдберис", курьерская доставка. И в принципе зарплату в 100 тысяч рублей можно зарабатывать курьером по городу, находясь с семьей, находясь постоянно дома, на небольших машинах зарабатывать. Это также такой фактор конкуренции", – объясняет Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации "Грузавтотранс".
Дефицит кадров, по мнению отраслевых ассоциаций, превысил 20 процентов. Сегодня средний возраст водителей-дальнобойщиков больше 50 лет. При выборе профессии молодежь предпочитает другие варианты.
"Это достаточно сложная работа, надо много времени проводить – сутками, неделями. А есть другие варианты – служба по контракту, участие в восстановлении определенных регионов. Поэтому, скорее всего, дополнительные предложения сыграли роль в увеличении дефицита кадров в транспортной отрасли", – считает Глеб Белавин, заместитель генерального директора УК MLP.
Из-за нехватки водителей компаниям приходится поднимать тарифы на перевозки. За последние 4 года они выросли примерно на 80 процентов. Все это отражается и на цене продукта, который доставляют дальнобойщики. Как решить проблему с дефицитом кадров, будут обсуждать на отраслевой конференции, которая пройдет в сентябре в Москве. Сейчас специалисты готовят предложения.