Почему в автомобилях руль не посередине, а слева или справа?
На современных дорогах есть автомобили с правым или левым рулём, а «серединорульных» не наблюдается. Основная причина – нехватка места в салоне для пассажиров. Представьте, что водитель, как капитан на корабле, сидит по центру. Тогда рядом не останется места для пассажира. Сзади больше двух человек разместить невозможно. Инженеры быстро смекнули, что автомобили будут покупать чаще, если пассажиров будет трое, а не двое.
Конструкция автомобиля тоже диктует свои правила. Около водителя посередине салона размещена коробка переключения передач. Если бы инженеры закрепили руль по центру, то водитель вынужден был бы сидеть на ней верхом. Перенос коробки передач в другое место – задача сложная. Очень многое пришлось бы поменять в устройстве авто, проще сместить в сторону руль.
Вопрос безопасности тоже не последний в списке причин. При обгоне по встречной полосе водителю важно иметь максимальный угол обзора, то есть видеть как можно дальше вперёд и шире в сторону манёвра.
Идея автомобилей с рулём по центру регулярно возникает в инженерных головах. В истории автомобилестроения необычных моделей наберётся больше 20. Например, Sbarro Charbonneaux Ellipsis. У него и колёса чудно расположены: одно – впереди, два – по бокам, четвёртое – сзади. Да и сам автомобиль похож на космическую капсулу для побега с планеты.
Можно также вспомнить гоночные болиды на трассах «Формулы-1». Им пассажиры не нужны, обзор хороший, так как корпус узкий, да и передачи переключаются на руле.
Рулевое колесо стоит криво: причины и способы исправления
Вы когда-нибудь сталкивались с проблемой смещения рулевого колеса от центра? Это раздражает, потому что, когда руль находится не по центру, вы постоянно должны корректировать свое вождение и принимать неправильное сидячее положение. Это может привести к проблемам безопасности и физическим неудобствам, таким как боль в плече и спине, если эта проблема у вас длительное время.
Почему мой руль не по центру?
Существует несколько причин смещения рулевого колеса от центра. Это может произойти из-за плохой сборки и дизайна автомобиля. Хотя это редко, но бывает. Большинство людей при этом этого никогда не замечают. Но, автомобиль может прийти с завода с рулем, опрокинутым или неотцентрированным.
Это может произойти, когда вы ударяете подвеску на яме или выбоине. Такие внезапные толчки смещают компоненты конструкции с их первоначального заводского положения. Подобная проблема возникнет, если вы ездите слишком много по бездорожью. Когда вы едете долгое время по скалам и кочкам, многочисленные удары будут толкать рулевое колесо немного от центра.
Кроме того, положение рулевого колеса зависит от угла тяги автомобиля. Смещение заднего колеса или оси влияет на угол между линией тяги и осевой линией. В результате получается смещение рулевого колеса.
Как исправить кривое рулевое колесо
Когда вы фиксируете кривое рулевое колесо, вы должны работать на 3 углах – кастер (Caster), развал (Сumber), и схождение (Toe).
Кастер – означает наклон вперед или назад верхней части рулевой оси. Он регулирует направление рулевого управления. Согласно измерению, наклон назад считается положительным (+), а наклон вперед-отрицательным (-).
Развал – угол наклона колес от вертикали и на прямую влияет на износ шин. Угол становится положительным (+), когда верхняя часть колеса наклоняется наружу. Он будет отрицательным (-), когда верхняя часть наклоняется внутрь.
Схождение – относится к степени угла поворота передних или задних колес относительно прямого положения. Угол схождения положителен (+) когда колеса повернуты внутрь и отрицательно (-) когда они повернуты наружу.
Способы исправления кривого рулевого колеса
Способ 1
Это самый простой способ, но вы должны иметь некоторые технические знания об устройстве своего автомобиля. Кроме того, у вас должны быть нужные инструменты, потому что это связано с удалением рулевого колеса из корпуса.
Просто взять его и снова установить в правильном положении. Также можно отрегулировать выравнивание, не снимая руля. Но этот процесс требует большего времени и затрат.
Способ 2
Когда отклонение руля слишком велико, вы должны отвезти свой автомобиль в сервисный центр. Профессиональные механики развальщики выставят руль как надо.
ПОМНИТЕ: Вы всегда можете обратиться в наш автосервис, где Вашему автомобилю с радостью окажут профессиональную техническую помощь. Также Вы можете записаться к нам на плановый технический осмотр! Ознакомитесь пожалуйста с нашими услугами по ремонту и диагностике автомобиля.
Руль по центру: истоки и будущее
Мы не рассматриваем случаи, когда место есть только для водителя и он сидит по центру. А также двухместные авто с тандемным расположением сидений (пассажир — за спиной водителя, как в Renault Twizy, Toyota i-Road). Нас интересуют автомобили, в которых кроме водителя помещаются ещё хотя бы два человека. Таких в истории автопрома нашлось более двух десятков. Зачем располагать руль по центру? Кто-то подумает о симметричной обзорности, удобстве управления. А если при этом пассажиры сидят сзади, то они не мешают водителю. Им же будет удобнее садиться и выходить из авто. Однако, началась эта длинная история с аэродинамики.
Необычный салон появился на модели Rumpler Trophenwagen (1921 год), отличившейся и формой кузова. Руль и кресло водителя тут установлены не ровно посередине, а чуть-чуть смещены вправо. Но водитель сидит спереди один, а пассажиры — на втором ряду. Позади салона установлен двигатель W6 2.6 на 36 сил. Trophenwagen был собран тиражом около ста штук.
Австрийский инженер Эдмунд Румплер придал кузову форму капли в плане, чем добился низкого коэффициента сопротивления воздуху в 0,28. Основная масса серийных легковушек пришла к близким показателям обтекаемости лишь в 2000-х.
“Француз” Panhard & Levassor Dynamic (1936) выпускался как четырёхдверный седан. двухдверное купе и кабриолет. Одна из ярких особенностей этой модели в ранних версиях — трёхместный передний диван с водительским местом в центре. Но эта машина выделялась не только данным решением салона. Компания предусмотрела для неё три разных по отдаче и объёму рядные “шестёрки” (2.5, 2.9, 3.8) с газораспределением без клапанов, за счёт подвижных гильз с вырезами определённой формы.
В тридцатых французские автопроизводители переходили с правого руля на левый, и “центральное” его размещение в модели Dynamic оказалось временным компромиссом, но очень ярким.
Руль по центру Panhard & Levassor Dynamic имел только до 1939-го. Добавим, что через десятилетия конструкторы решили проблему “правого-левого” рулевого колеса радикально, построив концепты и прототипы, в которых руль просто переезжал по передней панели справа налево и обратно по желанию водителя. Однако, это уже другая история.
Концепт Ghia Selene II (1962). Это детище известного в автомобильном мире дизайнера Тома Тьярды, создавшего несколько ярких моделей для De Tomaso, Chevrolet, Ferrari, Фиата и Форда. Машина представляет большое отдельное направление в компоновке — с задним моторным отсеком и сильно смещённым вперёд салоном. Такими были НАМИ-013, НАМИ-050 «Белка», Ghia Selene I и Renault Project 900 пятидесятых-шестидесятых годов. Но они были без центрального расположения руля, в отличие от Selene II.
Селену II в упомянутом выше ряду выделяет как раз размещение водителя по центру спереди. Сзади под стеклянным куполом сидели два пассажира спиной по ходу движения. Четвёртого, невысокого, можно было бы втиснуть за водителем.
Советская диковинка ВНИИТЭ-ПТ (1964), то есть “Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси”, развивала идею вагонной компоновки с задним расположением силового агрегата и смещённой вперёд кабиной. Плюсы такой схемы в виде просторного салона наиболее удачно могли бы проявиться именно в такси. Разработал ПТ легендарный советский конструктор Юрий Долматовский вместе с рядом соавторов. К слову, он же один из создателей НАМИ-013 и “Белки”.
Опытный аппарат с 50-сильным мотором от Москвича-408 (он стоял сзади поперечно) получил единственную сдвижную пассажирскую дверь по правому борту в центре (с электроприводом) и водительскую створку спереди слева, а ещё фары под поднимающимся передним номером.
Честно сказать, здесь водитель сидит всё же не на центральной оси машины, а левее. Но замысел очень схож с предыдущими проектами: выделить водителю больше пространства, а пассажиров разместить сзади. Там поставили трёхместный диван с продольной регулировкой, да ещё осталось место для детской коляски в разложенном виде. Ещё один пассажир мог расположиться на откидном сиденье (на салонной перегородке), спиной по ходу движения. После испытаний ПТ с реальными пассажирами в Москве решено было собрать целую партию таких авто, но планам не суждено было сбыться.
И вот теперь мы подошли, вероятно, к самому классическому варианту трёхместной машины с водителем по центру. Это спорткар Ferrari 365 P Berlinetta Speciale (1966 год), он же Berlinetta Tre-posti. Концепт был изготовлен в количестве всего двух штук. Но для марки он значил очень многое, так как предвосхитил появление дорожных Ferrari с мотором позади салона (среднемоторной компоновки). Речь о разработанных с нуля дорожных купе, лимитированные “гражданские” версии гоночных авто — не в счёт.
Инициатором проекта Tre-posti был Серджио Пининфарина, а дизайнером стал сотрудник компании Pininfarina Альдо Бровароне, один из авторов 206-й модели.
В обводах Tre-posti легко увидеть будущий среднемоторный Dino 206 GT (1967), хотя компоновка отличалась. В Tre-posti продольно стоял мотор V12 4.4 (380 л.с.), а в 206-м — V6 2.0, причём поперечно. В момент появления 365 P Berlinetta Speciale купе Dino 206 уже готовили к серийному выпуску: в 1965-м и 1966-м было построено несколько прототипов. Так что близкие линии кузова не удивительны. Но экзотический трёхместный салон в Dino не попал.
А всего через два года мир увидел ещё одну реализацию столь необычной схемы посадки — концепт Bizzarrini Manta (1968) от знаменитого Джорджетто Джуджаро, тогда работавшего в студии Italdesign. Джуджаро использовал агрегаты от модели Bizzarrini P538, которая была баркеттой (лёгким авто без всякой крыши и с уменьшенным лобовым стеклом). Manta, подготовленная к Туринскому автошоу 1969-го, была оснащена двигателем Chevrolet V8 5.4 на 355 “лошадок”, а её алюминиевый клиновидный кузов покоился на стальной трубчатой раме.
Два цвета Bizzarrini Manta на имеющихся в сети снимках объясняются полной разборкой концепта и его реставрацией (и не один раз) в последующие годы. Первоначальный цвет был “зелёный лайм”.
Следующим концептом с тремя креслами оказался Citroen Karin (1980) работы дизайнера Тревора Фиоре. Необычным тут был не только футуристичный салон, но весь пирамидальный кузов с огромными фарами почти во всю ширину носа, дверями типа “крылья бабочки”, большими стёклами, установленными заподлицо с внешними панелями.
Странный на вид Karin дебютировал на Парижксом автошоу восьмидесятого года.
McLaren F1 (1992 год). Возможно, самая известная модель с водительским местом посередине салона и двумя пассажирскими креслами чуть-чуть позади от водителя. Конечно, легендарное творение Гордона Мюррея прославилось далеко не за счёт компоновки салона. Малая снаряжённая масса (слегка выше 1,1 т) в сочетании с “атмосферником” BMW V12 6.1 на 636 сил позволила этому купе стать самым быстрым серийным дорожным автомобилем своего времени.
McLaren F1 для девяностых был настоящим прорывом. В 1998 году в нескольких попытках на полигоне он показал рекордную среднюю скорость в 386,7 км/ч, а в одном из заездов — 391 км/ч.
Новая глава в истории “среднего руля” — Sbarro Charbonneaux Ellipsis (1997). Эта машина является примером большой ветви в истории легковушек — машин с ромбовидным расположением четырёх колёс (одно спереди, два по бортам и одно сзади). С конца XIX века энтузиасты собрали не один десяток таких конструкций, но водитель там всё же размещался традиционно — около одно из бортов.
Sbarro Charbonneaux Ellipsis щеголял подъёмными дверями.
Целую серию ромбовидных машин под общим названием Ellipsis построил французский инженер Филипп Шарбонно в 1990-х. Последняя из них была создана в кооперации с швейцарским дизайнером Франко Сбарро и его компанией. Легковушка получила каплевидный кузов с коэффициентом сопротивления воздуху всего в 0,17, а также шестицилиндровый мотор Porsche на 286 сил, позволявший развивать 300 км/ч. В трёхместном салоне кресло водителя стояло по центру, а два пассажирских — справа и слева от него с небольшим смещением назад.
Другой пример салона с центральным рулём и размещением пассажиров “треугольником” родом тоже из Швейцарии. Это концепт Rinspeed iChange (2009). Вместо дверей он использовал подъёмный прозрачный колпак. Причём у купола было три положения. В нижнем пространства над головой хватало только водителю, зато так была лучше аэродинамика. Колпак можно было приподнять на несколько сантиметров. Салон оставался закрытым благодаря выезжающему снизу небольшому поясу. Тогда в двух задних сиденьях могли разместиться взрослые седоки. Ну и третье — открытое положение, для посадки-высадки.
В движение трансформер с говорящим именем iChange приводил 204-сильный электромотор.
Всего через год руль по центру получил концепт Mercedes-Benz Biome (2010). Сначала это был эскиз для конкурса Los Angeles Design Challenge, проходившего в рамках Лос-Анджелесского мотор-шоу. Но вскоре последовал масштабный макет, а также полноразмерный макет салона (отдельно) и машины. Кресла тут размещены ромбом — по центру водительское, сбоку и немного сзади — для двух пассажиров, и ещё один человек мог ехать во втором ряду в центре, спиной к водителю. Автомобиль, кстати, был небольшой, всего четыре метра в длину.
Поскольку это фантазия, никакой силовой установки тут не было. Но Mercedes придумал, будто бы Biome “в качестве источника энергии использует вещество BioNectar4534”, получаемое и запатентованного (видимо, генномодифицированного), растения, которое “выращивается в садовом хозяйстве Mercedes-Benz”.
Гордон Мюррей, отец Макларена F1, вернулся к “треугольной” схеме посадки в крохотном бензиновом сити-каре Murray T25 (2010) и его электрическом собрате T27 (2011). Обе машины были построены фирмой Gordon Murray Design по общей схеме с пластиковыми панелями на пространственной трубчатой раме. Только T25 получил 660-кубовый трёхцилиндровый мотор (52 л.с.), а T27 — 34-сильный электродвигатель и тяговую батарею на 12 киловатт-часов и 130-160 км хода. Мюррей собирался наладить серийный выпуск этих крох. Но они остались концептами.
При длине машины всего 2,4 м (тут показан T25) трёхместная схема позволяет свободно разместить взрослых людей или, при складывании задних сидений, до 720 л груза.
Nissan BladeGlider (2013). История этого электрокара, обладающего треугольной формой в плане, началась чуть раньше. В 2012 году британский дизайнер Бен Боулби, американский бизнесмен Дон Паноз, компания Panoz, а также ряд партнёров, создали открытый гоночный болид DeltaWing для «24 часов Ле-Мана». У него была широкая задняя колея и очень узкая передняя. Двигатель для него делал Nissan.
В 2013 году соратники выкатили на гоночные трассы DeltaWing с закрытым кузовом. Тем временем Боулби ушёл в Nissan и построил там очень похожий на DeltaWing гоночный аппарат, ZEOD RC. И тогда же идея треугольника на колёсах обернулась прототипом BladeGlider с тремя местами и водителем по центру. В 2014 году новая американская компания DeltaWing Technologies независимо от Ниссана начала работу над похожей дорожной моделью.
Гоночные Дельтавинги, BladeGlider 2013-го, прототипы от DeltaWing Technologies. Ничего из этого в итоге не получило развития.
Nissan BladeGlider (2016). Авторы треугольных машин рассуждали о компактных размерах (для трёхместного салона), хорошей аэродинамике и управляемости. Потому ниссановцы предприняли ещё одну попытку сделать такой проект ближе к серийному. Они скооперировались с фирмой Williams Advanced Engineering. Так появился BladeGlider 2016 года. Имя сохранилось, но конструкцию и дизайн авторы переработали, в том числе тщательнее продумав пассивную безопасность.
BladeGlider образца 2016-го получил два электромотора сзади с векторизацией тяги и суммарной мощностью 272 “лошадки”. Поменялись двери: если в прототипе 2013-го они откидывались вперёд, то здесь — назад.
Yamaha Cross Hub (2017). Компания Yamaha больше известна своими мотоциклами, хотя в её арсенале есть также мотовездеходы и гольф-кары. Несколько раз компания смотрела и в сторону автомобилей, создав немало интересных прототипов и концептов. Пикап Cross Hub японцы скроили к Токийскому автошоу, пообещав подумать над серийной версией. Но что-то не задалось.
Концепт Yamaha Cross Hub был электрокаром. Однако, разработчики говорили, что его можно было превратить в гибрид. Сидений тут четыре: водитель спереди в центре, за ним два пассажира по бокам и ещё одно место — позади водителя по центру.
Techrules Ren (2017). Это творение китайской компании Techrules, суперкар с тремя местами, расположенными треугольником, подъёмным колпаком с тремя прозрачными куполами, а ещё — несколькими версиями силовых установок. В топовом варианте колёса приводят шесть электромоторов (два спереди, четыре сзади), которые питаются от тяговой батареи, заряжаемой на ходу от пары 80-киловаттных газовых микротурбин, потребляющих солярку. Электромоторы же на пике развивают до 1305 сил. Запас хода в бережном режиме вождения составляет 2000 км, из которых 200 можно пройти только на электричестве.
Techrules разработала несколько моделей суперкаров-гибридов с микротурбинами, предназначенных для трека и дорог. Ren выглядит необычнее всех.
Toyota i-TRIL (2017). Крохотный (длина 2830 мм) электрокар с запасом хода в 200 км компания адресовала почему-то “одиноким матерям с двумя детьми, ведущим активный образ жизни”. Концепт удивил не только салоном с водительским местом в центре, но и системой наклона в поворотах (так умел и трицикл Toyota i-Road 2013-го). Также была заявлена система автономного движения.
Задний диван i-TRIL может приютить двоих взрослых, но лучше подойдёт детям. Для удобства посадки водительское сиденье поворачивается на 20 градусов.
Компания McLaren вернулась к салону с тремя сиденьями, размещёнными в виде треугольника, намного позже и уже без Мюррея. Такой интерьер получил гиперкар McLaren Speedtail (2018). Автомобиль стал самым быстрым серийным дорожным Маклареном.
Гибридная силовая установка на основе твинтурбовосьмёрки 4.0 развивает 1070 л.с., она позволяет достичь 300 км/ч с места быстрее, чем за 13 с, а максималка Спидтейла составляет 403 км/ч.
Porsche Vision Renndienst (2018-2021). Концептуальная “техничка” гоночной команды была создана в 2018-м, но рассекречена только в 2020-м. Тогда компания показала красный образец электрокара, только вот снимков салона не предоставляла. Но уже тогда было видно, что в фургончике, построенном под руководством шеф-дизайнера Porsche Михаэля Мауэра, водитель сидит спереди по центру. В 2021-м был показан вариант в белом, с детально проработанным интерьером.
Водителю положено вращающееся кресло в центре, далее установлены два отдельных сиденья и сзади — диван. Водителю подарили эллиптическую цифровую приборку, а справа и слева от неё разместились два трапециевидных дисплея для пассажиров второго ряда.
Uniti One (2019). Шведский стартап Uniti задумал проект крохотного электрокара One ещё в 2017-м, но проект этот неоднократно переделывался. Сейчас сайт компании содержит лишь форму для подписки на новости. Насколько авторы машины близки к запуску её в серию — неясно. Рабочий же прототип в его последней версии шведы показали ещё в 2019 году. Именно у него появился салон на троих с водителем в центре и парой пассажиров сзади, явно вдохновлённый моделью Murray T25.
Ноги задних пассажиров One занимают пространство по бокам от водителя, за счёт чего достигается приличный простор по меркам модели, едва ли крупнее Смарта. Электромотор в 68 “лошадок” стоит на задней оси. Задуманы две версии по пробегу на зарядке — на 150 и 300 км.
И вот снова сам Мюррей. На этот раз мы смотрим на продукцию новой компании британца, Gordon Murray Automotive, суперкар GMA T.50 (2020). Известный инженер и дизайнер переосмыслил легенду F1 в духе XXI века. Получился суперкар со снаряжённой массой всего 986 кг и с четырёхлитровым V12 на 663 л.с. — самым высокооборотным “атмосферником” в мире (12 100 об/мин). Вдобавок купе получило большой вентилятор в корме, откачивающий воздух из-под днища для создания граунд-эффекта.
Конечно, создавая T.50, Мюррей не забыл про одну из изюминок суперкара-предшественника, салон с тремя креслами: водительским точно по центру и двумя пассажирскими, установленными с некоторым смещением назад.
SCG 004S (2021). Американская компания Scuderia Cameron Glickenhaus рассказала о проекте 004 ещё в 2017 году, но только в 2021-м мы увидели действующий прототип в макскировочной плёнке на тестах. Купе 004 задумано в трёх вариациях: дорожной S, гоночной C и дорожной с некоторыми деталями от гоночной с индексом CS. Машины полагаются на атмосферные и компрессорные двигатели V8 от GM с отдачей от 527 до 862 сил.
В линейке суперкара 004 дорожные версии S и CS будут трёхместными с салоном, навевающим воспоминания о Макларенах F1 и Speedtail, и конечно о GMA T.50. Гоночный 004C уже принимал участие в соревнованиях, а вот серийных 004S/CS мы ещё не видели, хотя компания принимает заявки.
Как видите, мысль о необычном расположении сидений в салоне приходила изобретателям и инженерам не один раз, и даже в нескольких случаях идея дошла до серийного воплощения. И всё же такие машины воспринимаются как причуда, нечто экзотическое. Возможно, потому, что для простой семейной машины такая схема с рулём по центру не была бы оптимальна с точки зрения использования пространства в салоне. Или публика просто не оценила “треугольную рассадку” по достоинству. Напишите, что думаете по этому поводу.
Почему руль в машине не посередине
Вы когда-нибудь сталкивались с проблемой смещения рулевого колеса от центра? Это раздражает, потому что, когда руль находится не по центру, вы постоянно должны корректировать свое вождение и принимать неправильное сидячее положение. Это может привести к проблемам безопасности и физическим неудобствам, таким как боль в плече и спине, если эта проблема у вас длительное время.
Почему мой руль не по центру?
Существует несколько причин смещения рулевого колеса от центра. Это может произойти из-за плохой сборки и дизайна автомобиля. Хотя это редко, но бывает. Большинство людей при этом этого никогда не замечают. Но, автомобиль может прийти с завода с рулем, опрокинутым или неотцентрированным.
Это может произойти, когда вы ударяете подвеску на яме или выбоине. Такие внезапные толчки смещают компоненты конструкции с их первоначального заводского положения. Подобная проблема возникнет, если вы ездите слишком много по бездорожью. Когда вы едете долгое время по скалам и кочкам, многочисленные удары будут толкать рулевое колесо немного от центра.
Кроме того, положение рулевого колеса зависит от угла тяги автомобиля. Смещение заднего колеса или оси влияет на угол между линией тяги и осевой линией. В результате получается смещение рулевого колеса.
Как исправить кривое рулевое колесо
Когда вы фиксируете кривое рулевое колесо, вы должны работать на 3 углах – кастер (Caster), развал (Сumber), и схождение (Toe).
Кастер – означает наклон вперед или назад верхней части рулевой оси. Он регулирует направление рулевого управления. Согласно измерению, наклон назад считается положительным (+), а наклон вперед-отрицательным (-).
Развал – угол наклона колес от вертикали и на прямую влияет на износ шин. Угол становится положительным (+), когда верхняя часть колеса наклоняется наружу. Он будет отрицательным (-), когда верхняя часть наклоняется внутрь.
Схождение – относится к степени угла поворота передних или задних колес относительно прямого положения. Угол схождения положителен (+) когда колеса повернуты внутрь и отрицательно (-) когда они повернуты наружу.
Способы исправления кривого рулевого колеса
Способ 1
Это самый простой способ, но вы должны иметь некоторые технические знания об устройстве своего автомобиля. Кроме того, у вас должны быть нужные инструменты, потому что это связано с удалением рулевого колеса из корпуса.
Просто взять его и снова установить в правильном положении. Также можно отрегулировать выравнивание, не снимая руля. Но этот процесс требует большего времени и затрат.
Способ 2
Когда отклонение руля слишком велико, вы должны отвезти свой автомобиль в сервисный центр. Профессиональные механики развальщики выставят руль как надо.
ПОМНИТЕ: Вы всегда можете обратиться в наш автосервис, где Вашему автомобилю с радостью окажут профессиональную техническую помощь. Также Вы можете записаться к нам на плановый технический осмотр! Ознакомитесь пожалуйста с нашими услугами по ремонту и диагностике автомобиля.
Диагностика правильности положения рулевого колеса
Мнение (Egor)
Руль стал «криво», т.е. положение рулевого колеса при движении прямо на горизонтальном участке дороги не соответствует такому движению. Это довольно распространенная болезнь, которая появляется чаще всего после регулировки схождения. Кажется, что достаточно просто снять баранку со шлицов рулевого вала и переставить ее так, чтобы руль стоял привычно прямо.Прежде, чем решаться на такое действие, сначала нужно понять причину изменения положения рулевого колеса.
Для этого сделаем простую диагностику.Нужно найти строго горизонтальный участок дороги. Примечание:
Правая обочина любого шоссе имеет небольшой уклон вправо и поэтому не годится для диагностики. На таком участке дороги машину будет всегда стаскивать вправо и для поддержания прямолинейного движения руль всегда будет немного повернут влево, что исказит результат диагностики.. Итак, горизонтальный участок найден. Двигаемся с небольшой скоростью строго прямо и останавливаем машину.
Делаем отметку мелом по центру на верхней дуге рулевого колеса.Поворачиваем руль вправо до конца (до упора). Считаем обороты руля и запоминаем конечное местоположение метки.Затем та же процедура из исходного положения в лево до конца.Правильно поставленный руль будет иметь местоположение меток в крайних положениях близко симметрично. Допускается разница не более чем в 20 градусов, или 6см по окружности руля. Для справки: На моей Нексии GLE руль делает 2.75 оборота в каждую сторону и разница в симметрии 10 градусов. Без ГУРа количество оборотов будет другое.На рисунке 1 схематически показаны передние колеса со схождением и нормальное положение руля при движении прямо.
Нормальное положение руля. Планка руля расположена горизонтально. Метка на руле (0) после поворота вправо и влево до конца (1;2) симметрична
1. Если симметрия меток укладывается в допуск, а баранка руля при движении прямо — стоит «криво», под углом, то исправить положение НУЖНО перестановкой рулевого колеса на шлицах рулевого вала. Это занятие не из приятных и не из легких. Снять баранку бывает довольно сложно. О его снятии есть материал в разделе «Борьба со стуком в рулевой колонке». На рисунке 2 показан именно этот случай.
НЕ нормальное положение руля. Планка руля расположена наклонно. Метка на руле (0) после поворота вправо и влево до конца (1 и 2) симметрична. Лечится переустановкой баранки на шлицах рулевого вала. Показано пунктиром.
1. Если руль стоит прямо, а разница симметрии вышла за пределы допуска, то исправить положение НУЖНО регулировкой стяжных хомутов на рулевых наконечниках справа и слева. Можно, как говориться и не мешать машине ездить, но в этом случае минимальный радиус поворота вправо и влево будут разными. Для бытовой эксплуатации машины это не страшно и не опасно, — ни для машины, ни для владельца.
3. Раньше руль стоял прямо, а после регулировки схождения на СТО вдруг стал «криво». Значит делали кривыми руками! ;-(((
3.1. Если при этом симметрия меток укладывается в допуск, (см рисунок 2) то исправить положение НУЖНО перестановкой рулевого колеса на шлицах рулевого вала. См пункт №1.
Если разница симметрии вышла за пределы допуска, то исправить положение НУЖНО регулировкой стяжных хомутов на рулевых наконечниках справа и слева.На рисунках 3; 4 показан этот случай применительно к Примеру.
НЕ нормальное положение руля. Планка руля расположена наклонно. Метка на руле (0) после поворота вправо и влево до конца (1 и 2) НЕ симметрична. Лечится регулировкой тяг на рулевых Поворачиваем руль в положение прямо (показано пунктиром). При этом колеса повернутся влево и примут показанное сплошной линией положение. Регулировкой тяг возвращаем колеса в нормальное положение (показано пунктирной линией).
Для решения проблемы нужно остановить машину и рулевое колесо в том положении, при котором машина едет прямо (руль при этом окажется под углом).Затем на стоящей машине повернуть рулевое колесо в положение прямо. Это нужно для того, чтобы понять, — что делать дальше.
Рассмотрим пример:
Планка руля наклонена вправо (т.е. правая часть баранки повернулась вниз по часовой стрелке).Выровняв руль в положение ПРЯМО (т.е. повернув его влево) ты тем самым повернешь и колеса влево. Это значит, что при таком положении руля правое колесо имеет БОЛЬШЕЕ СХОЖДЕНИЕ, по отношению к продольной осевой машины, чем левое. Во время движении колеса пытаются выровнять величину схождения между собой и руль естественно становится под углом.
Лечение, применительно к рассмотренному Примеру:
1. Ослабляешь болты стяжных хомутов на обеих рулевых тягах справа и слева.
2. Делаешь полный оборот стяжного хомута на правом колесе в такую сторону, чтобы рулевые наконечники входили ВНУТРЬ ХОМУТА. Этим самым ты укорачиваешь правую рулевую тягу на правом колесе и тем самым уменьшаешь его схождение.
3. Теперь делаешь полный оборот хомута с левой стороны, но только в обратную сторону. С левой стороны рулевые наконечники должны ВЫХОДИТЬ ИЗ ХОМУТА. Этим самым ты удлиняешь левую рулевую тягу на левом колесе и увеличиваешь его схождение на такую же величину, на которую укоротил правую тягу.
4. После этого проверяешь положение баранки при движении. Если стало лучше, но не окончательно, — повтори процедуру с еще одним оборотом (полным, или неполным) хомута на обеих сторонах. Если руль перешел в противоположное неправильное положение, — сделай соответственно ПОЛ ОБОРОТА хомутов в обратную сторону.
5. ОЧЕНЬ важно поворачивать хомуты на АБСОЛТНО ОДИНАКОВЫЙ оборот на правой и на левой тягах, иначе величина схождения будет нарушена. Пол оборота справа — и пол оборота с лева.Полный оборот справа — и полный оборот с лева.
Для начала следует отличать разницу между уводом автомобиля и кривым рулем. Если при движении накатом (по прямой дороге без уклона) и отпущенном руле машина стремится уйти на соседнюю полосу, то это увод. В данном случае водитель сам смещает руль в сторону для компенсации этого увода (чтобы автомобиль двигался прямо). Однако если в данной ситуации машина двигается более-менее прямолинейно, но рулевое колесо смещено, то это эффект кривого руля.
Внимание! Отпускать руль во время движения автомобиля категорически запрещено. Рекомендации, приведенные в данной статье следует выполнять на скоростях не выше 60 км/ч, на пустой, хорошо изученной дороге, без предъявления претензий к автору статьи в случае происшествий.
Теперь постараемся разобраться с основными причинами почему руль стоит неровно. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов:
Эффект кривого руля присутствует постоянно во время движения, на всех дорогах? Руль всегда повернут в одну сторону?
- Вроде бы нет. – Все дороги имеют уклон для стока дождевой воды. Часто этот уклон может быть довольно существенным и приводить к уводу автомобиля в сторону уклона. В этом случае водитель для компенсации увода смещает рулевое колесо в противоположную сторону. Ситуация может усугубляться если нарушена регулировка схождения или элементы подвески и рулевого управления имеют люфты.
- Однозначно да. – Читаем дальше.
Когда вы заметили что при движении руль смещается в сторону?
- После смены шин. Скорее всего причина в резине. Для проверки необходимо переставить передние колеса (с левой стороны на правую, даже несмотря на направленность резины). Если после этого руль сместится в противоположную сторону, то причина однозначно в шинах.
- После ремонта в сервисе. Часто даже небольшое смещение подрамника на автомобиле может приводить к нарушению углов установки колес. Не говоря уже о ремонте, при котором затрагиваются элементы подвески или рулевого управления.
- После покупки автомобиля. Причины могут быть самые разные. Желательно сделать диагностику подвески и проверить сход-развал.
- После попадания в яму или ДТП. Повреждены элементы подвески или рулевого управления. Необходимо сделать диагностику ходовой и проверить углы установки колес.
Отдельно стоит вопрос кривого руля после регулировки сход-развала. Помимо вышеперечисленных и множества других причин, добавляется человеческий фактор и техническое состояние измерительного оборудования. Однако в любом случае при регулировке развал-схождения желательно использовать специальный уровень, который фиксируется на руле и по которому собственно и происходит выравнивание рулевого колеса.
Также не стоит забывать, что при регулировке углов установки колес, машина в соответствии с требованиями большинства производителей полностью разгружена и на нее не воздействует встречный поток воздуха (как при движении на скорости по дороге).
Соответственно на стенде и на трассе, значения переднего схождения (от которого обычно и зависит ровность руля) могут быть разными. Грамотный развальщик старается компенсировать этот эффект, подгружая подвеску массой своего тела и наблюдая как изменяются при этом значения углов. И уже учитывая эти факторы, производит регулировку.
Рулевое колесо стоит криво: причины и способы исправления
Вы когда-нибудь сталкивались с проблемой смещения рулевого колеса от центра? Это раздражает, потому что, когда руль находится не по центру, вы постоянно должны корректировать свое вождение и принимать неправильное сидячее положение. Это может привести к проблемам безопасности и физическим неудобствам, таким как боль в плече и спине, если эта проблема у вас длительное время.
Почему мой руль не по центру?
Существует несколько причин смещения рулевого колеса от центра. Это может произойти из-за плохой сборки и дизайна автомобиля. Хотя это редко, но бывает. Большинство людей при этом этого никогда не замечают. Но, автомобиль может прийти с завода с рулем, опрокинутым или неотцентрированным.
Это может произойти, когда вы ударяете подвеску на яме или выбоине. Такие внезапные толчки смещают компоненты конструкции с их первоначального заводского положения. Подобная проблема возникнет, если вы ездите слишком много по бездорожью. Когда вы едете долгое время по скалам и кочкам, многочисленные удары будут толкать рулевое колесо немного от центра.
Кроме того, положение рулевого колеса зависит от угла тяги автомобиля. Смещение заднего колеса или оси влияет на угол между линией тяги и осевой линией. В результате получается смещение рулевого колеса.
Как исправить кривое рулевое колесо
Когда вы фиксируете кривое рулевое колесо, вы должны работать на 3 углах – кастер (Caster), развал (Сumber), и схождение (Toe).
Кастер – означает наклон вперед или назад верхней части рулевой оси. Он регулирует направление рулевого управления. Согласно измерению, наклон назад считается положительным (+), а наклон вперед-отрицательным (-).
Развал – угол наклона колес от вертикали и на прямую влияет на износ шин. Угол становится положительным (+), когда верхняя часть колеса наклоняется наружу. Он будет отрицательным (-), когда верхняя часть наклоняется внутрь.
Схождение – относится к степени угла поворота передних или задних колес относительно прямого положения. Угол схождения положителен (+) когда колеса повернуты внутрь и отрицательно (-) когда они повернуты наружу.
Способы исправления кривого рулевого колеса
Способ 1
Это самый простой способ, но вы должны иметь некоторые технические знания об устройстве своего автомобиля. Кроме того, у вас должны быть нужные инструменты, потому что это связано с удалением рулевого колеса из корпуса.
Просто взять его и снова установить в правильном положении. Также можно отрегулировать выравнивание, не снимая руля. Но этот процесс требует большего времени и затрат.
Способ 2
Когда отклонение руля слишком велико, вы должны отвезти свой автомобиль в сервисный центр. Профессиональные механики развальщики выставят руль как надо.
ПОМНИТЕ: Вы всегда можете обратиться в наш автосервис, где Вашему автомобилю с радостью окажут профессиональную техническую помощь. Также Вы можете записаться к нам на плановый технический осмотр! Ознакомитесь пожалуйста с нашими услугами по ремонту и диагностике автомобиля.
Руль по центру: самые странные автомобили в мире
Малоизвестная компания Scuderia Cameron Glickenhaus бизнесмена и режиссера Джеймса Гликенхауса показала среднемотороный суперкар 004S, в котором руль расположен по центру. Пассажиры сидят слева и справа от водителя.
Попытки посадить водителя по центру, а пассажиров по бокам от него предпринимались и раньше. Одни считали, что это обеспечивает лучший обзор, другие думали о компоновке, а третьи добивались ощущений формульного болида в гражданской машине. В любом случае все подобные автомобили так необычны, что заслуживают отдельного рассказа.
Panhard Dynamic для 1936 г. был очень передовым автомобилем: закрытые обтекателями фары, несущий кузов и независимая передняя подвеска. Но больше всего посетителей Парижского салона удивлял расположенный по центру руль. На громадном переднем диване, помимо водителя, нашлось место еще для двух пассажиров. Считалось, что центральная посадка улучшает обзор, однако владельцы жаловались, поэтому в 1939 г. руль сдвинули влево.
Ferrari 365 P Berlinetta Speciale (1966 г.) была одной из первых работ Серджио Пининфарина. В просторной для спорткара кабине со стеклянной крышей и очень тонкими стойками водитель размещался по центру, а два пассажира — по сторонам и чуть позади от него. До серии машина не дошла: Энцо Феррари в то время считал, что среднемоторный дорожный автомобиль с мотором V12 cлишком опасен. Еще один экземпляр построили для Джанни Аньелли, главы Fiat, а стилистика 365 P Berlinetta Speciale пригодилась для будущих моделей Ferrari.
В 1968 г. Джорджетто Джуджаро и Альдо Мантовани создают в туринском пригороде Монкалиери ателье Studi Italiani Realizzazione Prototipi, в скором времени оно сменит название на ItalDesign. На Туринском автосалоне они заявили о себе концептом Bizzarrini Manta, способным разогнаться до 330 км в час.
Среднемоторная компоновка позволяла сделать машину очень низкой и с просторной кабиной. Водитель сидел по центру между пассажирами, но о хорошей обзорности речи не шло: из-за сильного наклона лобового в капоте пришлось делать дополнительные смотровые щели.
В 2015 г. Джуджаро покинул собственное ателье ItalDesign, к тому времени ставшее частью концерна VW, и основал новую фирму GFG Progetti, которое решило работать с автопроизводителями из Азии. Первой его задачей стала доводка китайского суперкара Techrules с диковинными микротурбинами в качестве источника электричества для шести моторов суммарной мощностью 1305 лошадиных сил. Как и у концепта Manta из 1960-х гг., водитель сидит между двумя пассажирами, но чуть впереди. Прозрачный верх, накрывающий кабину, состоит из индивидуальных куполов для каждого седока.
Citroen Karin необычен не своей трехместной посадкой, а внешностью: к Парижскому автосалону 1980 г. дизайнер Тревор Фьоре создал пирамиду на колесах. Вершина пирамиды была усеченной — получилась крохотная крыша. И снова водитель сидел по центру и чуть впереди пассажиров. Монитор и сигнальные лампы расположили внутри рулевого колеса, а кнопки и переключатели — на массивной рулевой колонке. Под низким капотом спереди нашлось место для бензинового мотора.
McLaren F1 долгое время был самым быстрым дорожным автомобилем с результатом 386,7 км/ч, пока его рекорд в 2005 г. не побил Koenigsegg CCR. Он создавался по «формульным» технологиями и стал первой серийной машиной с углепластиковым кузовом. Для того, чтобы отводить тепло 6-литрового М12 (636 л.с., 651 Нм), моторный отсек был покрыт золотом. F1 — это, наверное, самый известный из трехместных суперкаров с водителем, сидящим по центру. Владельцам нравилась такая опция, позволявшая катать сразу двух девушек. Всего с 1992 по 1998 гг. было построено чуть больше сотни F1 и только 64 дорожных машины.
Известный Гордон Мюррей, участвовавший в создании гиперкара F1, в 2010 г. разработал крохотный ситикар Murray T25. Конкурент Smart приводился в движение 660-кубовым мотором мощностью 52 л.с. и расходом чуть более 3 л на 100 километров. Позже он разработал электрическую версию T27, способную проехать 130-160 км. Подобно McLaren F1, ситикары сохранили трехместную компоновку с водителем впереди, пассажирские сиденья складывались, увеличивая объем багажника. В 2017 г. Мюррей основал новую фирму, чтобы выпускать спорткары, но уже с нормальным положением руля.
Новый гиперкар McLaren, известный под заводским индексом BP23, станет новым F1 и сохранит центральное расположение водителя. Компания распространила фотографию «мула» в кузове модели 720S с тест-пилотом фирмы Крисом Гудвином за рулем. Тройка в индексе модели как раз и намекает на количество мест. Подробности об автомобиле, который еще называют Hyper-GT, держатся в секрете. По некоторым данным, он получит четырехлитровый V8 мощностью 1000 лошадиных сил. В то же время весь тираж из 106 машин уже распродан.
Еще в 2013 г. Nissan демонстрировал в Токио концепт BladeGlider с необычным клиновидным кузовом. Водитель в нем сидел по центру, а пассажиры — позади, что позволило сделать острый нос и узкую колею передних колес. Спустя три года выяснилось, что японский производитель не отказался от идеи подобной машины и создал ходовые прототипы в партнерства с британской Williams Advanced Engineering. Благодаря двум электромоторам с суммарной отдачей 354 л.с. и 707 Нм они разгоняются до «сотни» быстрее 5 секунд.