Почему упали продажи автомобилей в 2020
Перейти к содержимому

Почему упали продажи автомобилей в 2020

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Почему российский авторынок вновь вернулся к падению

Июльский всплеск продаж автомобилей, которому так радовались участники рынка, похоже, вышел им боком. Напомним, с открытием дилерских центров после карантина россияне не сразу ринулись за новыми машинами. Однако в июле желающие обновить личный транспорт поспешили сделать это из-за ожидаемого роста цен на фоне ослабления рубля. В результате повышенный спрос уже в июле вызвал нехватку автомобилей у дилеров, а в прошлом месяце, когда многие автозаводы останавливали свои конвейеры на плановые летние каникулы, проблема дефицита только обострилась.

Так, по итогам августа российский авторынок ушел в символический минус — на 0,5%, составив 137,5 тыс. машин, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса. С учетом провальных месяцев продаж из-за действующего ранее в стране режима самоизоляции, реализация новых автомобилей с начала года снизилась на 16,9% до 880,2 тыс. единиц.

«На итоги августовских продаж повлиял дефицит автомобилей на складах дилеров. Покупательский спрос держится на высоком уровне — если бы автомобили были в наличии, думаю, каждый дилер мог бы продать как минимум на 20% больше. Нехватка товарных запасов — актуальная на сегодняшний день проблема. По многим брендам доступность крайне низкая, по некоторым — ситуация катастрофическая», — сетует генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

По словам заместителя руководителя направления продаж новых автомобилей ГК «Автомир» Алексея Шибакова, самыми востребованными и дефицитными моделями остаются кроссоверы среднеценовых марок. Уже к ноябрю большинство производителей ожидают возвращение объема поставок автомобилей локальной сборки на стандартный уровень. Ситуация по импорту несколько хуже: многие популярные модели и модификации нужно будет ожидать вплоть до ноября — декабря 2020-го, если минимальные запасы дилеров не устроят клиента. Согласно прогнозам ГК «Автомир», по большинству востребованных марок ситуация должна нормализоваться к концу октября, при этом по некоторым моделям дефицит будет продолжаться до конца первого квартала 2021 года.

Показательно, что именно состояние складских запасов у разных автопроизводителей во многом определило их результаты продаж по итогам августа. Среди лидеров рынка снижение реализации в прошлом месяце показали АвтоВАЗ, Renault, Toyota и Nissan. А вот Kia, Hyundai, Volkswagen и Skoda, напротив, смогли увеличить продажи.

Впрочем, рост интереса к последним отчасти вызван появлением новинок, таких как кроссоверы Kia Seltos и Skoda Karoq, а также обновлением бестселлеров марок: Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Hyundai Creta и Solaris. Стоит при этом отметить, что в ближайшее время пройдет обновление и самая популярная в России иномарка Kia Rio — ее производство уже стартовало на заводе компании в Петербурге.

Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в начале сентября дилеры наблюдают некоторое снижение покупательской активности, что может говорить о постепенном исчерпании отложенного спроса, сформировавшегося в период карантина. Не способствуют трафику в автосалонах и сохраняющийся дефицит популярных моделей на складах, а также изменение цен, о котором объявили некоторые автопроизводители.

По мнению Дениса Петрунина, нестабильность рубля по отношению к мировым валютам негативно влияет на динамику авторынка и покупательский настрой. В свою очередь, рост цен на импортные автомобили снижает оптимизм автопроизводителей в отношении российского рынка, и они корректируют планы по поставкам в меньшую сторону. В связи с этим изобилия импортируемых машин на российском рынке до конца года не предвидится. Кроме того, локализованные марки имеют импортные комплектующие, а значит цены на автомобили российской сборки также будут расти.

«В целом на российском авторынке в сентябре можно ожидать небольшое снижение активности покупателей в связи с началом нового учебного года, а также тем, что еще несколько стран возобновляют авиаперелеты, и, возможно, некоторая часть клиентов захочет воспользоваться данной возможностью и возьмет отпуска. Также на продажи, конечно, продолжит влиять доступность автомобилей в наличии и поставке», — резюмирует председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.

Карантин и дефицит: подробная статистика российского авторынка в 2020 году

Карантин и дефицит: подробная статистика российского авторынка в 2020 году

Игорь Владимирский

В первом полугодии — карантин, остановленные заводы и закрытые дилерские центры, во втором — отложенный спрос, нехватка машин и ценовой беспредел. Чем еще запомнился 2020-й на российском автомобильном рынке?

В Японии продажи новых машин упали на 12%, в США — на 15%, Германия показала спад на 19%, Франция — на 26%, а Великобритания — на 29%. Весь мировой авторынок из-за коронакризиса обвалился в 2020 году на 14%, до 77,7 млн штук. Но по статистике регистраций в ГИБДД, которую мы в Авторевю используем для анализа рынка уже пять лет, в России спрос упал всего на 7,9% — до 1 млн 470 тысяч легковых автомобилей. Мы даже не провалились до уровня кризисного 2016 года, когда на учет встало 1 млн 259 тысяч машин!

Кстати, по официальной статистике, которую собирает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в 2020 году на российском рынке продано 1 млн 502 тысячи новых автомобилей. «Лишними» оказались всего 32 тысячи машин, тогда как в прежние годы разница достигала 200 тысяч. Она может иметь вполне объективные причины: например, купленные в России машины уезжают в соседние страны, встают на учет с задержкой или вовсе обходятся без регистрации, работая на закрытых территориях. Кроме того, ГИБДД не любит включать в свои базы данных собственные патрульные автомобили. Это может объяснять расхождения у Лады и УАЗа, хотя едва ли применимо к китайским брендам, которые ­по-прежнему любят жонглировать цифрами.

Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно. И хотя главной причиной падения продаж в 2020 году стала пандемия, зависимость рынка от черного золота ­по-прежнему прослеживается, ведь весной цены на нефть упали до минимума за последние пять лет. Прогноз на 2021 год безрадостный: даже если не будет новых потрясений вроде прошлогоднего карантина, на рост рынка рассчитывать не приходится

Однако в 2020 году сравнение полицейских и официальных данных обернулось новым открытием: количество регистраций у многих марок сильно превышает данные АЕБ! Это всплыли те машины, которые ранее были включены в отчеты для выполнения плана, но реально проданы только сейчас. Ведь после ослабления весеннего карантина люди ринулись в автосалоны сметать все подряд.

В лексикон автобизнеса вернулось подзабытое слово «дефицит». К началу осени во многих шоурумах было шаром покати. Покупатели боялись новых пандемийных ограничений и резкого падения рубля, а в итоге сами подстегнули ценовой беспредел: дилеры начали без зазрения совести приписывать к ценникам сотни тысяч рублей, формально оправдывая это копеечным и не всегда нужным допоборудованием. Все равно возьмут… И ведь брали!

Словом, спрос в 2020-м превышал предложение. И если бы не задержки в поставках, падение рынка оказалось бы еще менее заметным.

Доля кроссоверов и внедорожников в структуре продаж достигла 49% против 46,6% в 2019 году. А если учесть всевозможные кросс-версии ­хэтчбеков и универсалов, то рыночную капитуляцию обычных легковушек можно считать состоявшейся. Многие компании на нашем рынке и вовсе сосредоточились на «внедорожных» моделях. Впрочем, самым массовым остается легковой класс B+ (37,3% рынка), но ассортимент в нем скудеет с каждым годом. А класс C+, который еще десять лет ­назад считался важным и перспективным, ­съежился до 3,8%. ­Премиум-сегмент, как водится, пострадал меньше рынка, и его доля за год выросла с 9,5% до 9,9%. А доля корпоративных клиентов, по данным Автостата, составила всего 14,9% от общего объема рынка.

Постоянное повышение так называемого утилизационного сбора, валютные колебания и пресловутая ЭРА-ГЛОНАСС играют против импортных моделей. В 2020 году их продажи упали на 14%, а выбор сокращается едва ли не ежемесячно. Причем предпосылок к замедлению этого процесса нет.

В минувшем году к нам вернулись Opel и Great Wall, ­появился новый бренд Cheryexeed. Но потерь больше: рукой помахали Datsun, smart и Chrysler, хотя об уходе компаний Zotye и Lifan едва ли придется горевать. Прощается с нами и Honda — кто следующий? Словом, даже сохранение нынешнего состава игроков и объема рынка в 2021 году можно будет считать достижением.

В России зафиксировано рекордное падение продаж машин

В апреле 2020 года зафиксировано рекордное падение продаж автомобилей в России: по итогам месяца количество проданных машин сократилось на 72,4%, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

«Апрель 2020 г. ознаменовался сокращением уровня продаж на 72,4 %, или на 102 089 штук по сравнению с апрелем 2019 года, продажи составили 38 922 автомобиля», — говорится в сообщении АЕБ.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, падение стало крупнейшим за всю историю сбора данных АЕБ.

«После исключительно высокого уровня продаж в марте 2020 г., в апреле в связи с ситуацией вокруг COVID-19 дилерские организации вынуждены были приостановить или существенно ограничить свою деятельность. По сравнению с тем же месяцем прошлого года продажи упали на 72,4%. Российская автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ», — цитирует Штэрцеля RNS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *