Как бороться с аквапланированием: основы безопасности на мокрой дороге
Каждый водитель сталкивался с аквапланированием — неприятной ситуацией, когда на мокрой дороге колеса теряли сцепление с дорогой, и машина на короткий миг становилась практически неуправляемой. О том, как бороться с аквапланированием в различных ситуациях и уберечься от аварий — читайте в этой статье.
Что такое аквапланирование?
Эффект аквапланирования ворвался в реальность автомобилистов в первой трети прошлого века с достижением автомобилями больших скоростей. И по прошествии десятилетий эта проблема все еще актуальна, а так как техническими средствами ее решить практически невозможно, предвидеть и бороться с ней должен уметь каждый автовладелец.
Аквапланирование — эффект полной или частичной потери сцепления колеса с дорожным покрытием вследствие образования в пятне контакта гидродинамического (водяного) клина. Проще говоря, при определенных условиях между колесами автомобиля и дорожным покрытием образуется тонкая водяная пленка, вследствие чего колесо приподнимается над дорогой и теряет с ней контакт. Данное явление возникает только на мокрой дороге с твердым покрытием, по которым возможно движение на высоких скоростях, а также в лужах небольшой высоты.
Как возникает аквапланирование? Все довольно просто. При движении по мокрой дороге или по луже колесо вытесняет из-под себя воду (чему способствует рисунок протектора), и благодаря этому имеет контакт с дорожным покрытием. На малых скоростях наибольшая часть воды вытесняется справа и слева от шины, и за колесом, однако с ростом скорости все больше воды оказывается перед катящимся колесом — так образуется водяной вал, или гидродинамический клин, частично занимающий площадь пятна контакта. Такой клин, несмотря на свою малую высоту, обладает упругостью, и колесо с ростом скорости стремясь наехать на него. В какой-то момент колесо полностью наезжает на клин, отрывается от дороги и начинает планировать над водой — отсюда и появился термин «аквапланирование.
В этом процессе участвует и кузов автомобиля — на высоких скоростях вследствие аэродинамических эффектов автомобиль приподнимается над дорогой, вследствие чего снижается давление колес на дорожное покрытие. Все это снижает силу, необходимую для подъема колеса на гидродинамическом клине.
Обычно данный эффект длится доли секунды, самое больше — одну-две секунды, но зачастую этого достаточно для создания аварийной ситуации.
Следует отметить, что явление аквапланирования возникает вследствие целой совокупности факторов:
- Мокрая дорога со слоем воды в несколько миллиметров (в пределах 3-8 мм);
- Высокая скорость движения автомобиля — в среднем от 70 км/ч и выше;
- Характеристики шин, рисунок протектора, остаточная высота протектора, давление в шинах и т.д.;
- Конструкция и особенности дорожного покрытия — аквапланирование чаще возникает на ровных и гладких дорогах, а также при наезде одного или двух колес на небольшие лужи, образовавшиеся в неровностях дороги;
- Погодные условия — во время ливня дорога равномерно покрыта слоем воды высотой в несколько миллиметров, что чревато возникновением аквапланирования. Однако при небольшом дожде образуются неглубокие лужи, которые могут доставить неприятности. Так что даже легкий летний дождь может стать причиной аварии на дороге с неровностями.
Однако наибольший вклад делают именно скорость движения автомобиля и состояние шин. Например, при движении в ливень на изношенных шинах с высотой протектора 1,6 мм и менее подъем колеса на водяном клине может произойти уже на скоростях 50-55 км/ч, а на новой резине с глубоким протектором аквапланирования можно избежать вплоть до скоростей 90-100 км/ч.
Таким образом, аквапланирование — простой, но практически непредсказуемый эффект, и его опасность заключается не только в этой непредсказуемости.
В чем опасность аквапланирования?
Главная опасность аквапланирования — кратковременная потеря контакта колес с дорожным покрытием, что влечет за собой несколько негативных последствий:
- Автомобиль на короткое время становится полностью неуправляемым;
- Если в момент начала аквапланирования управляемые колеса были отклонены — автомобиль может сорваться в занос в сторону отклонения колес;
- Если в момент начала аквапланирования или после проезда опасного участка одно из колес получает контакт с дорожным покрытием (заезжает на сухой участок или попадает в неровность дороги) — автомобиль может сорваться в занос.
Как нетрудно заметить, главная опасность аквапланирования — это занос автомобиля буквально на ровном месте. И хорошо, если эта дорога прямая и пустая, тогда все может завершиться без аварий. Но на дороге с плотным движением или на поворотах это может закончиться трагедией.
А в последнем случае (при наезде одного из колес на сухой участок дороги) возможен и другой эффект — выбивание руля из рук водителя вследствие резкого повышения сопротивления. Потеря руля происходит, если аквапланирование началось при отклоненных управляемых колесах, и это может обернуться разворачиванием автомобиля и другими негативными последствиями.
Поэтому каждый водитель должен позаботиться о том, чтобы не допустить возникновения данного явления.
Как не допустить аквапланирования?
Как уже было сказано, аквапланирование — эффект практически непредсказуемый, однако вполне возможно снизить вероятность его возникновения. Есть несколько рекомендаций, которые помогут в этом.
Соблюдайте скоростной режим! Рекомендуемая скорость движения — 60-70 км/ч, и ее необходимо сбрасывать при прохождении поворотов, а также при выезде из-за леса или плотной застройки на открытую местность (чтобы порыв ветра не спровоцировал автомобиль на занос при возможном начале аквапланирования). Снижать скорость рекомендуется сбросом газа, делать это необходимо заранее.
Проезжайте лужи правильно! Проезжать через лужи необходимо на сниженной скорости, при этом руль необходимо держать прямо — это предотвратит занос в случае заезда одного из колес на сухой участок. При въезде в лужу на малой скорости нельзя резко прекращать торможение, ногу с педали необходимо убирать плавно.
Следите за состоянием шин! Остаточная высота проектора имеет критическое значение для безопасности автомобиля, движение на «лысой» резине может привести к началу аквапланирования на скорости менее 50 км/ч. Применение специальных дождевых шин может несколько улучшить ситуацию, однако, как показывает практика, такие шины не помогают полностью исключить «всплытия» на водяном клине.
Держите автомобиль под контролем! При движении по мокрому участку дороги и в дождь необходимо пользоваться стеклоочистителями, а руль держать двумя рукам в максимально удобном положении — руки на «10» и «2» часа.
Если же неприятности избежать не удалось, и в какой-то момент вы почувствовали, что руль стал слишком свободным (что и говорит о начале аквапланирования), то необходимо предпринять все меры для предотвращения негативных последствий.
Аквапланирование уже началось — что делать?
Начало аквапланирования — еще не беда, и водителю необходимо сделать все, чтобы автомобиль не сорвался в занос. Здесь следует придерживаться двух основных рекомендаций.
Держите руль прямо и избегайте маневрирования! У более или менее опытных водителей работа рулевым колесом при возникновении заносов выработана на уровне рефлексов, однако в случае аквапланирования эта работа только ухудшает положение. Дело в том, что занос в данном случае — это не то же самое, что скольжение на обледенелой или покрытой грязью дороге, и отклонение колес в любую сторону здесь может стать причиной еще более серьезного заноса. Так что старайтесь держать руль в таком положении, в каком он находился перед «взлетом» колес.
Тормозите двигателем! При возникновении опасной ситуации не нужно жать педаль тормоза — так вы гарантированно спровоцируете занос. Необходимо полностью убрать ногу с педали газа, и дать автомобилю снизить скорость самостоятельно. И только для заднеприводных автомобилей можно использовать тормоз, хотя и в этом случае необходимо действовать очень аккуратно.
И в этот момент очень важно соблюдать спокойствие, не паниковать, не делать резких движений рулем, не переключать скорости и не жать на все педали.
Зная все об аквапланировании, вы сможете избежать этой неприятной ситуации, и чувствовать себя уверенно на любой дороге и в любую погоду.
29 Июня Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины
Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.
22 Июня АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности
Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.
15 Июня АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов
Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.
8 Июня Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности
Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.
30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее
Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.
25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов
Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.
11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой
Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.
Что делать, если вы словили аквапланирование
Аквапланирование – пожалуй, самое опасное явление, с которым во время движения могут встретиться водители. А встретиться с ним, кстати, проще простого. Рассказываем, в чём коварство гидродинамического клина, и объясняем, что делать при встрече с ним.
Аквапланирование возникает в пятне контакта шин с дорожным покрытием из-за избытка влаги. Это явление провоцирует гидродинамический клин под колёсами. Если совсем просто, при движении на высокой скорости по мокрой дороге вода из пятна контакта шины с покрытием попросту не успевает удаляться, в результате полностью утрачивается сцепление – машина в прямом смысле начинает плыть.
Как правило, аквапланирование возникает на большой скорости и при значительной глубине преодолеваемых луж. Чем выше скорость движения и глубина водяной прослойки, тем больше подъёмная сила водяного клина. Вращающиеся на большой скорости колёса изменяют свойства жидкости – она начинает сопротивляться давлению шин и в буквальном смысле приподнимает их.
От аквапланирования, вопреки расхожему мнению, не спасают даже самые крутые и абсолютно новые шины. Весь вопрос в том, на какой именно скорости и при какой глубине водяной прослойки автомобиль поплывёт. Чем сильнее изношены покрышки и чем они хуже, тем проще водителю словить аквапланинг. Зачастую познакомиться с ним можно даже на смешных 60-80 км/ч. Чем легче ваш автомобиль, тем быстрее давление воды становится больше, чем давление шин на опорную поверхность. У гладких шин, сликов, коэффициент подъёмной силы на водяном клине примерно вдвое выше, чем у шин с развитым рисунком. Именно по этой причине летние покрышки с глубиной протектора менее 1,6 мм на дорогах общего пользования к эксплуатации запрещены. Для зимних шин этот параметр ещё строже: остаточная высота протектора — не менее 4 мм.
Понять, что ваш автомобиль уже поплыл, довольно просто: в этом случае руль становится очень лёгким и пустым, а автомобиль перестаёт откликаться на его отклонение – машина перестаёт поворачивать и продолжает двигаться прямолинейно. Обороты двигателя при этом ощутимо растут – как при пробуксовке. Обычно первыми всплывают передние, управляемые колёса. Тормоза также пропадают.
Что же делать, если ваш автомобиль уже всплыл? Первое и главное – не паниковать и не пытаться выкручивать руль. Когда контакт шин с дорогой внезапно восстановится, вывернутые колёса гарантированно выкинут вас с дороги, а то и вовсе приведут к так называемым "ушам" – машина полетит через крышу, кубарем. Помните: при аквапланировании автомобиль будет двигаться по инерции – туда, куда он изначально был направлен до возникновения под колёсами водяного клина. Свой вклад могут внести рельеф покрытия, глубокие лужи и даже сильный ветер. В целом спрогнозировать поведение машины нередко почти невозможно.
Попытка остановить автомобиль тормозами и скорректировать траекторию педалью газа обречены на провал – вы просто не получите желаемого эффекта из-за отсутствия контакта шин с дорогой. По большому счёту, всё, что вы можете делать, — это сохранять вектор движения, плавно отпустив газ, и ждать, когда сцепление с дорогой вновь восстановится. Только после этого можно пытаться выправить автомобиль или замедлить его традиционными способами. Делать это следует плавно, поскольку сцепление может появиться одновременно не под всеми колёсами.
Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.
Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.
Факторы, влияющие на аквапланирование
Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.
Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.
Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.
Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.
Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.
Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.
Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.
Как проявляется аквапланирование?
Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.
Чем опасно аквапланирование?
Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.
Как избежать аквапланирования?
Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.
Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:
- Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
- Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
- Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
- Избегать быстрой езды по глубоким лужам.
Что делать, если аквапланирование началось?
Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.
Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.
Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки. Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».
Аквапланирование автомобиля
Мокрая дорога может быть опасна для автомобиля по нескольким причинам. Во-первых, мокрое дорожное покрытие уменьшает сцепление шин с дорожным полотном, что приводит к ухудшению управляемости, а также тормозных характеристик машины. Это повышает риск заноса, потери контроля над авто, особенно при поворотах или резких торможениях.
Во-вторых, на мокром асфальте может возникнуть эффект аквапланирования – когда пленка воды между резиной и автодорогой препятствует сцеплению. Это приводит к полной потере контроля над управлением ТС. Также на мокрой дороге увеличивается тормозной путь, что может привести к более длительному времени реакции, более длинному остановочному пути. Это повышает риск столкновения с другими транспортными средствами или объектами.
Еще мокрое дорожное полотно повышает риск коррозии на некоторых частях машины – тормозных дисках, на участках в пространстве под крыльями, порогах, крыльях и других частях кузова, если они не защищены специальным покрытием.
Поэтому при езде по мокрой автодороге важно соблюдать осторожность, снижать скорость движения, поддерживать безопасное расстояние до других ТС, использовать дождевую резину, правильно реагировать на потенциально опасные ситуации.
Рассмотрим, что нужно делать, чтобы на мокрой дороге автомобиль внезапно не потерял управление, включая признаки аквапланирования, методы сопротивления этому эффекту и другие особенности вождения в дождь.
Что такое аквапланирование автомобиля
Аквапланирование — это явление, при котором автомобиль или другое ТС теряет сцепление с дорогой в результате скольжения по водной пленке, образующейся на поверхности дорожного полотна в результате дождя. В такой ситуации затрудняется управление транспортным средством.
Чтобы предотвратить эффект аквапланирования, рекомендуется снизить скорость движения во время дождя, установить на авто качественные шины с хорошими характеристиками сцепления с дорогой во влажных условиях, поддерживать в хорошем состоянии тормозную систему. Это обеспечит сопротивление аквапланированию, максимальную возможную эффективность торможения в такой ситуации.
Признаки аквапланирования
Рассмотрим некоторые признаки того, что машина попала в водяной клин:
- Чувство потери контроля над автомобилем. Если водитель почувствовал, что машина не реагирует на управление как обычно, это может быть признаком аквапланирования.
- Шум или вибрация. При данном эффекте можно услышать шум или почувствовать вибрацию, вызванную контактом шин с водой на дороге.
- Уменьшение скорости движения. Если автомобиль начал замедляться несмотря на то, что водитель продолжает нажимать на педаль газа, это может означать, что началось скольжение по воде.
- Непредсказуемое движение. Если автомашина начала двигаться непредсказуемо и нестабильно, это также может быть признаком попадания в аквапланирование.
Если замечен один или несколько этих признаков, следует снизить скорость движения, осторожно управлять машиной, чтобы избежать потери контроля, возможного ДТП.
Когда и почему автомобиль может попасть в водяной клин
Рассмотрим несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта:
Скорость автомобиля
Автомобиль может попасть в водяной клин, если движется по дороге, покрытой водой. Но скорость является одним из основных факторов, влияющих на вероятность возникновения аквапланирования. Чем выше скорость и больше луж на дороге, тем больше воды может оказаться под колесами машины, что повышает риск потери сцепления с дорожным полотном.
При этом вероятность возникновения аквапланирования на дороге еще зависит от других факторов: глубины водной пленки, типа шин, их состояния, давления в шинах, профиля дорожного покрытия, торможения и мн. др.
Чтобы избежать попадания в водяной клин, рекомендуется выполнить следующие действия: снизить скорость движения во время дождя или снегопада, не маневрировать и не тормозить резко.
Геометрия лужи
Геометрия лужи оказывает влияние на возникновение водяного клина. Если лужа глубокая, то вода задерживается и стекает к центру, что приводит к образованию водяной пленки на поверхности автодороги. В этом случае автомобиль теряет сцепление с дорожным полотном, если будет двигаться слишком быстро.
Важно учитывать наличие других факторов. Это наличие масла или грязи на дороге, что может усилить вероятность возникновения аквапланирования. Поэтому важно внимательно относиться к дорожной обстановке, следить за тем, чтобы не было препятствий на трассе, которые могут привести к образованию скользкой поверхности.
Состояние и тип шин
Состояние и тип шин (летние, зимние) влияют на вероятность возникновения аквапланирования автомобиля. Например, изношенные шины с малым протектором не способны быстро удалять воду с поверхности дороги, что может привести к образованию водяной пленки между шиной и ее поверхностью.
Шины различаются по типу протектора. Резина с маленькими канавками накапливает воду, уменьшает способность к эффективному сцеплению с дорогой. Напротив, шины с глубокими и широкими канавками способны быстро удалить воду с дорожного полотна, обеспечить лучшее сцепление.
Кроме того, важно учитывать давление в шинах, так как недостаточное давление приводит к деформации покрышек, ухудшению сцепления с автодорогой. Это увеличивает вероятность возникновения водяного клина.
Чтобы уменьшить потерю сцепления из-за водяного клина, важно следить за состоянием и типом шин, регулярно проверять давление в них, при необходимости заменять изношенные на новые.
Состояние и тип автомашины
Состояние и тип автомобиля могут повлиять на вероятность возникновения водяного клина. Например, у авто с более низким клиренсом более низкий центр тяжести, что делает их более устойчивыми на дороге, менее подверженными аквапланированию. Однако у автомобилей с более высоким центром тяжести большая вероятность потерять устойчивость при малейшем смещении центра массы.
Важно учитывать техническое состояние ТС, включая состояние тормозных систем, подвески и амортизаторов. Плохо работающие тормоза приводят к длинному тормозному пути на мокрой автодороге, уменьшающемуся контролю над машиной. Плохо работающая подвеска или амортизаторы приводят к ухудшению управляемости, увеличению вероятности водяного клина.
Неидеальное дорожное покрытие
Некачественное дорожное полотно с выбоинами, трещинами и неровностями увеличивает вероятность возникновения аквапланирования. Если поверхность дороги неровная, то вода скапливается в низинах и лощинах, что может привести к образованию луж.
Кроме того, на трассах встречаются масляные пятна или другие загрязнения, которые могут уменьшить трение между шинами и дорожным покрытием. Это увеличивает вероятность возникновения водяного клина.
Чтобы уменьшить риск попадания в аквапланирование, важно следить за состоянием дороги, быть осторожным на участках с неровностями, выбоинами, лужами. Избегать маневров и резких торможений на мокрой автодороге. Ездить с надлежащими шинами, обеспечивающими достаточную глубину протектора, качественный контакт с дорожным полотном.
Методы сопротивления аквапланированию
При аквапланировании необходимо сохранять спокойствие, не паниковать. Следующие методы помогут справиться с этой ситуацией:
- Нельзя резко тормозить. Если начнете тормозить резко, то колеса могут заблокироваться, а автомобиль начнет скользить еще быстрее.
- Следует ослабить газ. Плавно отпустите педаль газа, чтобы уменьшить скорость автомобиля.
- Не поворачивать резко. Если повернете резко руль, то это может ухудшить ваше положение, привести к потере контроля над автомобилем.
- Держаться прямо. Старайтесь удерживать машину на прямом курсе, не пытаясь управлять им на мокрой дороге.
- Снизить скорость. Если заметили лужу заранее, снизьте скорость, чтобы уменьшить риск аквапланирования.
- Провернуть шины. Убедитесь, что на автомобиле установлена качественная резина с достаточной глубиной протектора. Покрышки с недостаточным протектором увеличивают риск водяного клина.
- Следить за погодой. Если на дороге много воды и луж, пошел дождь, необходимо снизить скорость, быть более внимательным.
Важно помнить, что наличие системы контроля стабильности (ESP), антиблокировочной системы (ABS) может помочь справиться с аквапланированием. Эти системы существенно улучшают управляемость.
Предупредительная контрмера: дождевые шины
Дождевые шины — это специальный тип покрышек, разработанный для повышения безопасности при езде по мокрым дорогам, уменьшения риска аквапланирования. Эти шины имеют специальный протектор, который быстро отводит воду с дорожного покрытия, предотвращает скольжение автомобиля.
При использовании дождевых шин можно заметить, что автомобиль лучше удерживает устойчивость на мокрой автодороге, улучшается сцепление, снижается риск возникновения водяного клина. Основные плюсы дождевых покрышек:
- исключительное торможение в дождливую погоду;
- уверенная управляемость на мокром асфальте;
- комфортная езда;
- отличный срок службы и длительная гарантия износа протектора.
Если вы живете в регионе, где часто бывают дожди и поэтому приходится часто ездить по мокрой трассе, то использование дождевых шин может быть полезным и безопасным решением. Однако дождевые покрышки менее эффективны на сухих дорогах, поэтому может потребоваться заменять их на обычные шины, когда погода становится более устойчивой.
Обучают ли в автошколе борьбе с водным клином
Обычно в автошколе учатся правилам дорожного движения, технике вождения, базовым навыкам управления автомобилем. В зависимости от программы обучения, могут проводиться занятия по вождению в разных условиях, например, в условиях ночного времени, дождя или гололедицы. Однако обучение специфическим навыкам, например, борьбе с водным клином, может не входить в стандартную программу автошколы.
Если необходимы дополнительные навыки и знания для борьбы с аквапланированием, можно обратиться к опытным инструкторам в автошколе или взять дополнительные уроки вождения. Важно помнить, что вождение в условиях аквапланирования требует особой осторожности и внимательности. Рекомендуется двигаться максимально аккуратно по мокрой автодороге, соблюдать дистанцию до других автомобилей, чтобы избежать возможных аварий.
Какие системы в авто помогают при аквапланировании
Современные автомобили оснащены различными системами безопасности, которые помогают водителю управлять автомобилем в различных условиях, в том числе и при аквапланировании. Некоторые из них:
- Антиблокировочная система (ABS). Предотвращает блокировку колес при торможении на мокрой дороге, позволяя водителю сохранять контроль над управлением автомобиля.
- Система стабилизации (ESP). Помогает поддерживать стабильность автомобиля на мокрой дороге путем регулирования тормозных усилий и мощности двигателя.
- Система контроля давления в шинах (TPMS). Предупреждает водителя о снижении давления в шинах, что может привести к повышенному риску аквапланирования.
- Система контроля усталости водителя. К таким системам относятся: Attention Assist, Driver Alert Control (DAC), Emergency Assist. Представленные системы определяют усталость водителей по манере вождения автомобилем. Это способ управления рулем, управление автомобилем, а также действия водителя во время движения и некоторые другие параметры. Если система обнаруживает, что водитель устал или начинает засыпать, то она может выдать предупреждение, например, звуковой сигнал или вибрацию сиденья.
- А система автоматического торможения (Automatic Emergency Braking) обнаруживает препятствия на дороге и может автоматически затормозить автомобиль, чтобы предотвратить столкновение. Эта система особенно полезна на мокрой дороге, где тормозной путь может быть длиннее.
- Также некоторые автомобили оснащаются системой контроля стабильности (Electronic Stability Control). Такая система контролирует движение автомобиля и, если он начинает скользить или терять управление на мокрой дороге, она может автоматически вмешаться и стабилизировать автомобиль.
Подведем итоги
Образование водяного клина – это опасная ситуация во время движения. Учтите, что на дороге находятся и другие водители. Даже опытные шоферы могут столкнуться с этим неприятным явлением. Кроме того, лужи на дороге могут скрывать неожиданные препятствия, такие как ямы или люки, что делает езду на высокой скорости еще более опасной. Даже хорошие дорогие и современные автомобили не гарантируют полной защиты от аквапланирования.
Чтобы минимизировать риски, необходимо соблюдать скоростной режим, правильно выбирать покрышки, следить за износом протектора, контролировать давление воздуха в покрышках, а также проезжать лужи на дорогах без резких маневров.