Три способа, как замкнуть стартер и завести двигатель
Если после поворота ключа в соответствующее положение мотор не только не завелся, но и не раздался характерный звук работающего стартера, неисправность налицо. Во многих случаях придется сразу же заниматься ремонтом. Как минимум зарядить или заменить аккумулятор, почистить клеммы проводки. Но есть ситуации, когда пустить двигатель все же можно. С определенными неудобствами и при условии хорошего знания матчасти.
Из-за чего стартер может не работать
Причин отказа стартера немало:
- неисправности его электродвигателя, то есть щеточного узла, обмоток или механики;
- проблемы с силовой или управляющей проводкой, в основном с контактами;
- отказ реле стартера;
- неисправно втягивающее реле, обрыв обмоток, чаще загрязнение и обгорание силовых контактов;
- пробуксовка или заклинивание обгонной муфты (бендикса);
- износ зубьев зацепления на бендиксе или венце маховика;
- обгорание контактной группы замка зажигания.
При исправности силовой части отказы управляющих цепей можно временно парировать принудительной подачей питания на втягивающее реле или электромотор, замыкая соответствующие цепи на стартере под капотом.
Методы диагностики
Можно воспользоваться контрольной лампочкой или пробником, проверяя последовательно цепи питания. Начинать надо непосредственно с клемм стартера.
На силовом входе втягивающего должно быть напряжение аккумулятора, он подсоединен туда надежным проводом большого сечения. Эта цепь ничем не разрывается и не защищена, поскольку по ней проходит ток порядка 200-500 Ампер.
На управляющий вход втягивающего реле подводится напряжение гораздо более тонким проводом от замка зажигания напрямую или через промежуточное реле, разгружающее его контакты. При повороте ключа в положение «Стартер» на данной клемме появляется плюс питания.
Если все напряжения присутствуют, то отказ скорее всего в самом стартере. Исключить помеху включения со стороны втягивающего реле иногда удается замыканием силовых клемм.
В каких случаях проблему можно решить на месте
Основная проблема возникает из-за двойной функции втягивающего. Оно не просто подает питание на обмотки электромотора, но и толкает через вилку обгонную муфту, позволяя шестерне бендикса войти в зацепление с венцом маховика.
Когда обмотка втягивающего неисправна, то подавая напряжение непосредственно на электромотор можно заставить его вращаться. Но толку в этом мало, это будет холостой ход, коленвал останется неподвижным.
В некоторых случаях удается парировать частичный отказ обмотки. Дело в том, что она состоит из двух частей, силовой и удерживающей.
После срабатывания первой она исключается из цепи замыканием мощных контактов (пятаков) реле, а положение соленоида и муфты фиксируется второй, более слабой обмоткой.
При внешнем замыкании двух мощных клемм стартера напряжение будет подано лишь на более слабую обмотку.
Опыт показывает, что её силы хватает на продвижение бендикса далеко не у всех экземпляров и моделей, но иногда получается.
Точно получится, если обмотки, контакты и бендикс исправны, а проблема лишь в отсутствии напряжения на управляющем входе.
Обрывы в проводке, неисправности промежуточного реле или замка зажигания. Тогда достаточно подать питание на силовое реле, оно сработает в штатном режиме.
Как замкнуть стартер напрямую
Помогает в частом случае подгорания силовых контактов. Потребуется подать питание на управляющий разъём, после чего, в зависимости от состояния контактов реле, непосредственно на вход щеточного узла мотора.
Замыкание с помощью отвертки (гаечного ключа)
Оптимальным будет наличие гибкого кабеля большого сечения, что маловероятно, поэтому используется подходящий инструмент, например, мощная отвертка или ключ. Им замыкаются между собой силовые клеммы стартера.
Разумеется, должны быть приняты меры безопасности:
- машина зафиксирована упорами и ручным тормозом, включена нейтральная передача;
- зажигание включено, у карбюраторных машин при холодном двигателе вытянут подсос;
- исключается касание инструментом под напряжением массы двигателя;
- после запуска немедленно разомкнуть цепь.
Если питание на обмотку реле не подано, то бендикс сработает далеко не у всех автомобилей. Раздастся лишь бесполезное жужжание электродвигателя на больших оборотах.
Подключение напрямую от аккумулятора
Можно не перемыкать клеммы, а использовать достаточно длинный изолированный провод. Обычно применяется кабель из комплекта проводов «прикуривателя».
Зажимы его не изолированы, нужно соблюдать осторожность и исключить касание массы кузова и мотора. Соединяются между собой плюсовая клемма аккумулятора и выход толстого провода из корпуса электромотора.
Запуск с толкача
При неудаче двигатель придется запускать от вращения колес. Используется буксир или несколько физически развитых помощников.
Включаются зажигание и вторая передача, после чего быстро отпускается сцепление после набора автомобилем некоторой скорости. Машину с АКПП так запустить не получится.
Другие варианты запуска двигателя
Способов завести двигатель при неисправном стартере и автоматической коробке не существует. По крайней мере надежных.
Отдельные старые модели допускали пуск на буксире при большой скорости, но их почти не осталось, да и повредить коробку обойдется дороже любых потерь времени.
Если нет возможности эвакуации, но имеется инструмент в простейшем наборе, лучше снять и частично разобрать стартер.
В большинстве случаев его удается хотя бы ненадолго оживить, но для этого потребуется базовое знание конструкции и характерных неисправностей этого не самого сложного узла.
Как напрямую замкнуть стартер автомобиля: доступные способы
В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто возникают проблемы со стартером. При этом даже если аккумулятор заряжен и питание на стартер «приходит» после поворота ключа в замке зажигания, устройство все равно не работает и мотор не заводится.
В подобной ситуации остается всего два способа завести двигатель:
- запуск мотора «с толкача»;
- попытка замкнуть стартер напрямую;
Хотя второй метод менее распространен, в ряде случаев именно такой способ является более «удобным». Главное, знать, как перемкнуть стартер правильно для запуска силового агрегата. Подробнее читайте в нашей статье.
Почему стартер не работает
Стартер автомобиля фактически представляет собой электродвигатель, который «присоединяется» своей шестерней (шестерня бендикса стартера) к маховику (венец маховика), прокручивает коленчатый вал и после отсоединяется после запуска мотора.
При этом можно выделить целый ряд причин, по которым стартер не работает:
- проблемы с проводкой и контактами;
- не работает реле стартера;
- неисправно втягивающее реле стартера.
- сгорела обмотка стартера;
- произошел износ обгонной муфты и т.д.;
Если стартер щелкает, это означает, что реле включено, но обгонная муфта не в состоянии провернуть коленчатый вал. В случае, когда не работает стартер именно по указанной причине, можно попробовать подать на него питание напрямую (замкнуть стартер).
Как замкнуть стартер
Чтобы замкнуть стартер, необходимо металлической частью подходящего инструмента соединить силовые контакты стартера. Это позволит подать напряжение на обмотку напрямую. Для этого нужен помощник, который должен повернуть ключ в замке в положение «старт».
В целом, процесс выглядит следующим образом:
- машина ставится на «ручник», механическую коробку переводят в нейтраль или включается режим P на «автомате»;
- со стартера убирают контактную пластину, после чего наконечником нужно закоротить контакты.
Чтобы понять, как замкнуть стартер отверткой, необходимо обратить внимание на следующее:
- нужно замкнуть контакты силовой линии именно на втягивающем реле.
- выполнять все действия следует аккуратно и осторожно, не касаясь других элементов под капотом;
- нельзя отверткой касаться корпуса стартера и т.д.
- после запуска мотора отвертку нужно убрать;
При этом замыкание отверткой двух силовых контактов на втягивающем реле аналогично их замыканию изнутри якорем реле. Фактически, происходит имитация работы втягивающего для подключения электродвигателя стартера. Если зажигание включено, стартер при таком замыкании начнет работать и мотор заведется.
Если подробнее рассматривать вопрос, как подключить стартер напрямую, обратите внимание на такие моменты:
Нужно найти управляющую (вывод, похожий на лепесток). Другие контакты (один с потенциалом +12 имеет толстый провод). Еще один контакт представляет собой контакт электромотора. Замыкать нужно управляющую клемму (обычно закрыта резиновым колпачком) и контакт-лепесток (обычно закрыт пластиковым штекером).
Подключение стартера напрямую от аккумулятора
Бывает так, что проблемы возникают с проводкой или контактной группой замка зажигания. В этом случае мотор можно завести, подав питание от АКБ на стартер. Для этого нужен медный провод, разъем и клемма «крокодил».
Главное, выполнять все действия аккуратно, подключая стартер напрямую к аккумулятору. Не допускается замыкание провода с какими-либо элементами под капотом. После запуска мотора и извлечения медного провода из разъема, штекер стартера можно вернуть на место. Также важно помнить, что нельзя соединять провода с АКБ и разъемом на длительное время, чтобы не посадить аккумулятор.
Рекомендации
- Важно не допустить короткого замыкание или случайного замыкания других контактов, отличных от управляющей клеммы и лепесткового контакта.
- С учетом того, что доступ к стартеру обычно открывается снизу, нужно быть готовым к необходимости снятия штатной или дополнительной защиты
- На многих авто управляющая клемма имеет вид резьбового отвода (гайка накручивается на болт), при этом клемма типа «лепесток».
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если сигнализация блокирует запуск двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как снять блокировку двигателя сигнализацией, если произошел сбой или ошибка.
Что в итоге
Как видно, если мотор не заводится, стартер может быть основной причиной данной проблемы. При этом часто виновником является именно втягивающее реле стартера или проблемы с контактами, проводкой и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стартер щелкает, но не крутит двигатель. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах, по которым стартер издает щелчки, при этом коленвал не крутит.
В любом случае, необходимо знать, как завести стартер напрямую от аккумулятора или путем замыкание контактов в том случае, если система пуска двигателя дала сбой. Однако следует понимать, что подключение стартера напрямую является крайней мерой и применяется только в экстренных случаях.
Напоследок отметим, что знание того, как замкнуть стартер отверткой, чтобы завести двигатель, все равно не решает проблему. Прежде всего, данный метод может оказаться не эффективным во многих случаях. По этой причине важно точно определить характер неисправности, а уже затем принимать решение о том, каким методом заводить силовой агрегат.
Как замкнуть стартер напрямую и завести двигатель
Существует несколько причин того, что при повороте ключа в замке стартер не срабатывает. Для выявления поломки потребуется провести ряд диагностических мероприятий.
Причины, по которым электромотор не раскручивает маховик двигателя внутреннего сгорания:
- заклинивание ротора. Возникает при сильном износе втулок;
- износ графитовых щеток. Напряжение на якорь мотора подается через графитовые элементы. Их износ приводит к ухудшению контакта. В некоторых случаях наблюдается заклинивание графитовой щетки в направляющей шахте;
- обрыв рабочей обмотки электромотора. Образующегося магнитного поля недостаточно для раскручивания якоря;
- обрыв обмотки втягивающего реле. Ведущая шестерня не входит в зацепление с маховиком ДВС;
- образование нагара на контактных площадках втягивающего;
- отсутствие питания на управляющие или рабочие клеммы. Напряжения нет при выходе из строя элементов электропроводки.
Стартер и внешние цепи
Замкнуть стартер напрямую отверткой или другим металлическим предметом и запустить двигатель можно при образовании нагара или отсутствии напряжения на клеммах. В других случаях пуск агрегата таким способом невозможен.
Как замкнуть стартер
Автомобилист может самостоятельно включить узел напрямую. Для этой цели используют отвертку, гаечный ключ или другой металлический предмет. Чтобы замкнуть электростартер напрямую потребуется доступ к втягивающему реле.
Втягивающее реле
Процедура осуществляется в следующей последовательности:
- Исключить самопроизвольное прокатывание транспортного средства. Включить стояночный тормоз или установить противооткатные устройства.
- Подобрать подходящий металлический предмет. Стартер имеет мощный электромотор. Использование стержня небольшого сечения приведет к его нагреву.
- Включить зажигание.
- Перемкнуть между собой болты и управляющую клемму.
- Дождаться запуска силовой установки.
- Разомкнуть контакты.
На торце втягивающего реле расположены 3 контакта – два рабочих и управляющий.
К первому идет толстый провод от аккумуляторной батареи. Ко второму подключены обмотки электромотора. К третьему подключается провод от вспомогательного реле или замка зажигания. Через него подается питание на обмотки втягивающего реле. При этом одна сторона сердечника замыкает рабочие контакты, а вторая переводит шестерню в зацепление с маховиком силового агрегата.
Как замкнуть стартер отверткой?
К этой мере стоит прибегнуть в случае неисправности тягового реле. Об этом свидетельствует характерное пощелкивание в моторном отсеке во время проворота ключа в замке зажигания, когда реле включается в работу, при этом стартер не может придать коленчатому валу необходимое количество оборотов для обеспечения запуска мотора из-за того, что ведущая шестерня не входит в зацепление с маховиком. В этом случае необходимо подать напряжение на обмотки напрямую, перемкнув при помощи отвертки силовые клеммы стартера. При этом отвертка берет на себя роль неисправного тягового реле.
Обратите внимание! Перед выполнением этой процедуры необходимо обязательно поставить автомобиль на стояночный тормоз и включить нейтральную передачу. Нужно использовать отвертку с мощной рабочей частью и хорошо изолированной ручкой.
Процедуру желательно проводить вдвоем: один находится за рулем автомобиля и включает зажигание, второй в это время перемыкает клеммы стартера отверткой. Этот способ довольно коварный, поскольку существует риск спалить катушку. Поэтому во избежание ее повреждения не стоит постоянно выполнять эту процедуру, если в первые разы не удалось запустить мотор.
Как видно способы замыкания стартера довольно просты и не требуют от водителя определенного багажа технических знаний и набора сложных инструментов. Но, без помощников здесь не обойтись.
Нередко автолюбители задаются вопросом: как замкнуть стартер отверткой, чтобы завести двигатель
? И возникает он тогда, когда мотор отказывается запускаться по причине того, что контакты стартера покрылись оксидной пленкой (сильный диэлектрик), препятствующей нормальному прохождению тока. Завести машину без посторонней помощи становится затруднительно.
Как замкнуть стартер отверткой должен знать каждый автовладелец, чтобы избежать неприятностей с запуском двигателя. Но прежде чем научиться этому, надо понять, что данный метод эффективен не во всех случаях. Для начала нужно выявить причины неисправности.
Замыкание стартера
Для того чтобы замкнуть стартер потребуется отвертка, гаечный ключ или иное металлическое подручное средство. В нашем случае рассмотрим вариант с отверткой и .
Проблемы с втягивающим реле выдают себя по своеобразному щелчку под капотом при повороте ключа в замке зажигания. Щелчок является сигналом, что втягивающее реле включено, но обгонная муфта не может повернуть коленвал. Выход остается один – замкнуть стартер, чтобы напряжение пошло на обмотку.
Для начала нужно подобрать подходящую отвертку
, чтобы ее длина подходила под расстояние между клеммами, которые будут замыкаться.
Далее КПП ставится
на нейтральную передачу
, ручной тормоз затягивается до упора, в замок зажигания вставляется ключ и поворачивается в нужную сторону.
После чего проводится замыкание клемм стартера. Ключ вместе с отверткой срабатывают вместо неисправного реле, и бендикс поворачивает коленвал. В результате происходит долгожданный запуск двигателя.
В целом метод несложный
. Но владельцам автомобилей 80-х, 90-х годов надо знать, что в бесконтактных системах зажигания коммутатор контролирует подачу напряжения на катушку, а в старых такого контроля нет, и при замыкании стартера катушка может сломаться.
Если придется замыкать стартер в контактной системе, то лучше делать это вдвоем
. Одному нужно будет повернуть ключ в замке зажигания, а второму – замкнуть контакты стартера.
Основные поломки стартера
Более опытные автолюбители знают, что машина может не заводиться по ряду причин, которые никак не связаны со стартером. Но все же чаще всего «собака зарыта» именно в нем.
Чтобы четко понимать всю суть проблемы, следует ознакомиться с распространенными неисправностями стартера, к которым относятся:
- сгоревшая обмотка;
- неисправности в реле;
- износ обгонной муфты ();
- окисление контактов.
При всех этих поломках двигатель будет заводиться с трудом или вообще откажется запускаться. Именно в этой ситуации нужно переходить к действиям.
Немного теории
С основным вопросом, в принципе, все понятно. Вся процедура замыкания стартера доступна и не требует особых знаний и практики. Но большинству, возможно, интересно, по какой причине стартер не хочет запускать ДВС?
Дело в том, что втягивающее реле имеет в своей конструкции соленоид, электромагнитную катушку и контактную группу. Последняя, в свою очередь, имеет шайбу и два болта (медь).
Если двигатель
ласково называют «сердцем автомобиля», то
стартер
смело можно окрестить «правым предсердием». Когда стартер выходит из строя, сразу возникают
проблемы с пуском двигателя
. Сидя в кабине, вам просто не удастся это сделать. Но есть несколько надежных способов выйти из этой ситуации.
Для начала рассмотрим причины выхода из строя самого стартера
. Возможно, вы устраните на месте некоторые поломки.
- Вышло из строя реле стартера
; - Вышло из строя втягивающее реле
; - Изношен пендикс, то есть шестеренка проворачивается и не происходит соединение стартера с маховиком двигателя
; - И, наконец, самое страшное – сгорела обмотка стартера
.
Перейдем непосредственно к пуску двигателя с неработающим стартером. Способов на самом деле немного, но действуют они безотказно.
Самый распространенный и простой способ
– завести машину «с толкача». Для этого вам понадобятся добровольцы в лице сочувствующих автолюбителей (желательно крепкие парни с накаченными ногами). Способ гениален своей простотой: включаем зажигание, включаем первую передачу, пара или тройка добровольцев упирается руками в багажник и начинает разгон. Метре на тридцатом двигатель заработает, тут все зависит от скорости разбега толкающих (чем быстрее толкаете, тем быстрее заведете авто). Можно обойтись и без помощников, если здоровье и силы позволяют. Алгоритм тот же: зажигание, первая передача, выходим из машины, упираемся левой рукой в переднюю стойку, а правой рукой держим баранку. Конечно, эта задача не из легких, но при отсутствии людей деваться некуда;
Второй способ
– буксир. У любого начинающего и опытного автомобилиста в багажнике должен лежать буксировочный трос. Достаем его, останавливаем любую машину, цепляем трос, садимся за руль, включаем зажигание, первую передачу и ждем. Будьте осторожны, когда машина заведется, то непременно начнет ускоряться. Нужно сразу же сообщить водителю буксира о том, что ваш железный конь заработал и дальше ехать нет нужды, а когда тот остановится, не забудьте остановить свою машину. Не глушите двигатель, когда будете выходить, чтобы отцепить трос, если не хотите еще раз повторить процедуру буксировки;
Третий способ
подходит только для автомобилей с передним приводом. Вам понадобится домкрат. Поднимаем переднее колесо, включаем зажигание, включаем третью или четвертую передачу и начинаем руками прокручивать поднятое колесо. Конечно, способ не самый удобный, но когда толкать в одиночку нет возможности, может вас выручить;
Ну, и последний способ
, который подойдет только для владельцев старых моделей легковых автомобилей (в основном УАЗ, «Москвич» и «Жигули»). В те времена, машины оснащались специальными рукоятками. При включенном зажигании и нейтралке проворачиваем рукоятку. Есть опасность, что рукоятка резко пойдет в обратном направлении, когда двигатель заработает. Поэтому следует быть осторожнее.
У российских автомобилистов, владельцев старых поддержанных машин часто возникает проблема с пуском авто. Виновником оказывается не столько стартер, сколько элементы его включения и коммутация. Автоматически возникает вопрос, связанный с тем, как подключить стартер напрямую от аккумуляторной батареи или как-то ещё. Интересно, возможно ли это сделать?
Подключение стартера напрямую от аккумулятора
Если неисправна проводка, на управляющий контакт не подается напряжение. Можно включить стартер от аккумулятора. Для этого подбирают медный кабель, сечение которого больше или равняется проводу, подключенному к управляющему контакту.
Этот метод предусматривает подачу питания напрямую, без использования замка и других элементов электропроводки. Замкнуть узел можно в следующей последовательности:
- Отключить провод от управляющего контакта. Он может быть соединен быстросъемной клеммой или резьбовым соединением.
- Включить зажигание.
- Соединить отрезком кабеля плюсовой палец аккумуляторной батареи с управляющим разъемом на стартере.
- Отключить питание после запуска силовой установки.
Если таким способом удалось запустить мотор, это значит, что вышла из строя электропроводка автомобиля. Потребуется проведение диагностических мероприятий и замена поврежденных деталей.
Замыкание контакта стартера
Принудительный запуск стартера
Этот способ предполагает замыкание контактов стартера, и чтобы реализовать его, вам потребуется помощь еще одного человек и длинная отвертка (гаечный ключ также сойдет).
Суть заключается в том, чтобы металлической частью выбранного вами инструмента соединить силовые контакты стартера, чтобы передать напряжение на обмотку напрямую. Последовательность действий должна быть следующей:
- Помощника попросите сесть за руль автомобиля, чтобы он повернул ключ в крайнее правое положение (включая зажигание).
- Уберите контактную пластинку (фишку) со стартера.
- Наконечником инструмента закоротите контакты.
Перед тем как воспользоваться этим методом, проверьте состояние коробки передач.
Кулиса должна находиться в нейтральном положении. Удостоверьтесь, что машина находится на стояночном тормозе (ручник следует поднять).
Рекомендации
Систематический пуск напрямую может привести к нарушениям в работе проводки автомобиля. Такой тип подключения может быть использован единоразово. Чтобы правильно замкнуть узел напрямую следует придерживаться нескольких правил:
- Подбирать металлическое изделие с большим сечением. Так удастся исключить нагрев детали и вероятность получения ожога.
- Замкнуть необходимо гайки, а не поверхности с резьбой. Нарушение этого правила приведет к повреждению резьбового соединения.
- При соединении не касаться других деталей. Массой транспортного средства является его корпус. Соединение площадок и других деталей приведет к возникновению короткого замыкания.
- Отключить питание сразу после запуска силовой установки. Несвоевременное выключение спровоцирует поломку ведущей шестерни (бендикса).
Учитывая эти рекомендации удастся правильно замкнуть электростартер отверткой или другим предметом.
Как замкнуть стартер: советы и рекомендации
Зачем? Как замкнуть стартер, знают далеко не все автовладельцы, хотя с такой необходимостью может столкнуться каждый. Нарушение работоспособности этой запчасти приводит к невозможности запустить двигатель внутреннего сгорания. Иначе говоря, водитель просто не сможет завести машину и начать движение.
Как исправить? Способов для устранения проблемы несколько. Каждый из них имеет своим преимущества и недостатки, а также особенности. Выбирать тот или иной путь решения следует в зависимости от причин неисправности, а также исходя из эксплуатационных особенностей конкретного авто.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Особенности и функции стартера
- Почему стартер перестает работать
- Как замкнуть стартер
- Как замкнуть стартер напрямую от аккумулятора
- Как замкнуть стартер с толкача или на буксире
- Важные советы по запуску стартера
- Отзывы автолюбителей о замыкании стартера
Особенности и функции стартера
Разные узлы и запчасти автомобиля имеют свои сроки службы. И стартер, к примеру, очень сильно отличается по показателю эксплуатационного ресурса от самого силового агрегата. Стартер обычно работает в течение пяти лет. Данный элемент ДВС нужен не для движения, а скорей, для комфорта водителя – с его помощью двигатель запускается с помощью простого нажатия кнопки или поворота ключа.
Но нужно признать, что без исправного стартера эксплуатировать современный автомобиль не представляется возможным. Так что при прохождении регулярного технического обслуживания не стоит игнорировать стартер – благодаря этому вы значительно продлите его ресурс.
В задачу стартера входит раскрутка коленчатого вала. Причем делается это с усилием для того, чтобы поршни на втором такте («сжатие») создавали в цилиндрах достаточную степень компрессии, чтобы третий такт («сгорание») совершался с полной отдачей потенциальной мощности. Если же речь идет о дизельном двигателе, то данной компрессии должно хватать для того, чтобы температура топливно-воздушной смеси возрастала до того уровня, при котором впрыскиваемая через инжекторы солярка самовоспламенялась.
Стартер работает в комплексе с другими механизмами и системами ДВС, и в нем иногда появляются и механические поломки, и проблемы по электрической части. Например, раскрутка коленвала может осуществляться с недостаточной интенсивностью (скоростью). Это, в частности, свидетельствует:
- об отсутствии питания в сети;
- о неполадках в замке зажигания;
- о проблемах с аккумулятором (он может быть разряжен).
Какие еще неполадки возникают со стартером?
- Возможна пробуксовка муфты, когда якорь электродвигателя вращается, но крутящий момент не передается на коленчатый вал.
- Из строя вышло тяговое реле.
- Износ подшипников достиг запредельного уровня.
- В конце концов, может сгореть обмотка на катушке самого стартера.
В случае реализации первых двух пунктов стартер продолжит работать даже в том случае, если силовой агрегат уже запущен.
Надо отметить, что вероятность выхода стартера из строя выше, чем у любого другого элемента в ДВС, так как во время запуска электродвигатель должен передавать на маховик коленчатого вала наибольшую мощность, тяговый момент и максимально возможную скорость вращения. И делается это сразу после подачи возбуждения на обмотку якоря (из положения покоя). Так что не стоит пропускать время рекомендованной диагностики стартера.
И основное внимание нужно уделять выявлению причин возникновения поломок, в том числе и потенциальных.
Почему стартер перестает работать
Что такое стартер по сути? Это электродвигатель с шестерней на якорном валу. Этой шестерней (бендиксом) перед включением зажигания он присоединяется к зубчатому венцу маховика коленчатого вала и начинает его раскручивать. После того как двигатель заведен, шестерня стартера отводится от венца маховика.
Разберем более подробно причины отказа стартера:
- проблемы с проводкой и контактами;
- не работает реле стартера;
- неисправно втягивающее реле стартера;
- сгорела обмотка стартера;
- произошел износ обгонной муфты и т. д.
Чаще всего из строя выходит втягивающее реле. В этом случае на обмотку стартера электропитание не подается, и он не включается. Такая неисправность очень просто диагностируется: если присутствует характерный щелчок при повороте ключа зажигания, то это проявляет себя неисправность втягивающего реле.
Щелкающее реле означает, что обгонная муфта не может провернуть коленчатый вал. Подайте на стартер питание напрямую (замкните его), и это решит проблему (разово, в моменте).
Как замкнуть стартер?
Замыкание производится какой-нибудь удобной металлической частью любого инструмента, находящегося под рукой. Как же замкнуть стартер в данном случае? Соедините силовые контакты электромотора в обход реле, и это образует цепь с аккумулятором. Далее попросите кого-нибудь повернуть ключ зажигания в стартовое положение. Если описывать процесс более подробно, то выглядит он так:
- Сначала автомобиль ставится на ручник.
- Коробка передач ставится на нейтральную скорость (на АКПП для этого выбирают режим остановки Р).
- Со стартера удаляется контактная пластина.
- Далее контакты коротятся с помощью подходящего металлического наконечника.
Подбирайте такой наконечник, который будет подходить по длине и имеет достаточное сечение. Отвертка с толстым стержнем или разводной ключ с изоляцией на ручке вполне подойдут. И обязательно обратите внимание на следующие моменты:
- замыкать контакты силовой линии нужно именно на втягивающем реле;
- нельзя касаться «замыкателем» никаких других металлических деталей – это может привести к образованию искры и воспламенению;
- особенно важно не касаться «замыкателем» корпуса стартера;
- сразу же после запуска двигателя «замыкатель» нужно убрать.
Соединить пару силовых контактов на втягивающем реле – это то же самое, что перемкнуть их изнутри при помощи релейного якоря. То есть мы как бы имитируем работу самого реле, которое по какой-то причине стало неисправным. Стартер при таком замыкании включится и, если зажигание активировано, двигатель заведется.
Замыкая контакты, вы подключаете стартер к аккумулятору напрямую. Он выдаст всю возможную силу тока при данном сопротивлении. С учетом того, что среднестатистическая современная батарея накапливает в себе 72 ампера, ток будет неслабым – обязательно появится искра. Поэтому очень важно предварительно убедиться, что нигде поблизости нет ни утечки топлива, ни масляных разводов, которые могут воспламениться.
Читайте также!
Минусом данного способа является то, что не на всех двигателях есть прямой доступ к стартеру, а значит, невозможно подобраться к втягивающему реле. Но даже если такой доступ и присутствует, то, осуществляя замыкание, необходимо быть предельно аккуратным: замыкать нужно только управляющую клемму, закрытую резиновым колпачком, и контактный лепесток (он обычно прикрыт пластиковым штекером). Никаких других металлических деталей (или корпусов) ваш «замыкатель» касаться не должен.
Как замкнуть стартер напрямую от аккумулятора
Одной из причин, почему не работает стартер, является дефект проводки. Выявляется эта неисправность путем прозвона кабеля, ведущего от аккумуляторной батареи к электродвигателю. Исправить ситуацию, что называется, в моменте можно, соорудив альтернативную силовую проводку из другого кабеля, который имеет большее или равное сечение.
Замыкание в данном случае нужно осуществлять в такой последовательности:
- Отключаем штатный (поврежденный) провод от контакта.
- Включаем зажигание.
- Соединяем новым кабелем плюсовой полюс батареи с разъемом на стартере.
- После того как стартер сработает и двигатель запустится, альтернативный кабель отключаем от аккумулятора и убираем.
Таким способом вы сможете запустить двигатель, если оказались вдалеке от сервисного центра. Ну а по приезде на него следует провести полный цикл диагностических мероприятий и осуществить замену поврежденных узлов и деталей. Как правило, неприятностей выявится сразу несколько.
Как замкнуть стартер с толкача или на буксире
Если имеет место дефект тягового реле или же обмотки электродвигателя, то для запуска силового агрегата автомобиля вам понадобится буксировка. Коробка передач ставится на первую скорость, включается зажигание, и машину начинают либо толкать вручную, либо тянуть на буксире. Крутящий момент от колес через трансмиссию передастся на коленчатый вал, и тот приведет в движение поршни. Стартер в данном процессе никак не участвует.
Толкать автомобиль быстро не нужно, так как первая скорость – самая понижающая из всех, однако нужно достичь такого темпа, при котором будет обеспечена достаточная компрессия в камерах сгорания и произойдет воспламенение топливно-воздушной смеси. (Зажигание в данном случае должно быть активировано).
Запуск мотора с толкача или при помощи буксировки недопустимо применять, если у автомобиля автоматическая коробка передач (из-за определенных особенностей ее конструкции). При буксировке важно соблюдать следующие правила безопасности:
- Ведущая машина должна стартовать плавно и двигаться медленно, пока трос не натянется.
- Водителю буксируемого автомобиля не следует тормозить резко.
- Помните, что после того, как двигатель буксируемого автомобиля запустится, машина начнет быстро ускоряться. Поэтому нужен трос достаточной длины, чтобы успеть выжать сцепление и затормозить.
- Останавливаться полностью буксирующий и буксируемый автомобили должны примерно синхронно.
- И последнее (самое сложное) после того, как двигатель заведен, – ни в коем случае нельзя его глушить, пока не доберетесь до пункта технического обслуживания.
Важные советы по запуску стартера
Нештатный пуск посредством прямого замыкания может привести к сбоям в работе электроники автомобиля. Такой пуск правильно считать аварийным, и применять его нужно однократно и только для того, чтобы добраться до пункта технического обслуживания. При замыкании напрямую надо соблюдать следующие правила:
- Подбирайте металлические «замыкатели» с достаточным сечением. Чем больше будет сечение, тем меньше вероятность образования искры.
- Замыкайте гайки, а не поверхности с нарезанной резьбой.
- Не касайтесь никаких других металлических деталей. Корпус транспортного средства – это масса. Если дотронуться до корпуса или любой металлической детали, которая с ним соединена, то получится короткое замыкание на массу, а это совсем не то, что нужно.
- Питание нужно отключать сразу же, как только двигатель заводится. Если пренебречь данной мерой, то это может привести к поломке бендикса (ведущей шестерни).
Автомобиль с поломанным стартером не может функционировать. Поэтому все возможные дефекты в системе старта ДВС должны быть устранены как можно скорее после их выявления.
Отзывы автолюбителей о замыкании стартера
- Важно, чтобы бендикс выдвинулся.
«Замыкать нужно не только пару контактов на болтах, но также и клемму втягивающего реле. Именно оно ответственно за прижим бендикса к венцовым зубцам. Если оно не сработает, то бендикс просто будет беспомощно вращаться в воздухе. Последовательность здесь такая: сначала подается напряжение на втягивающее реле, и только потом нужно замыкать контактные болты. Если стартер и после этого не запустится, то значит, либо проблемы с мотором, либо нет нормальной электроизоляции между корпусом и двигателем».
«Если присутствует громкий характерный щелчок, это значит, что при подаче напряжения сработало втягивающее реле. Оно замыкает пару медных контактов и… ничего не происходит! Почему? Плохая масса, сгорели контакты внутри втягивающего реле, смололо подшипники стартера, села батарея, да, в конце концов, двигатель заклинило. Впрочем, все может закончиться и благополучным пуском с характерным урчанием силового агрегата. Тогда ура!
Замыкать напрямую нужно, если только подгорели контакты реле. Замыкаем силовую клемму с контактом втягивающего реле и только потом соединяем со вторым медным болтом (подача нагрузки от батареи)».
Читайте также!
«На втягивающем реле расположены 3 клеммы (2 из них – болтовые). От одной клеммы (болта) провод идет куда-то вглубь самого стартера. От второго болта провод ведет к клемме батареи. А третий – это контакт на втягивающее реле (через замок зажигания).
Теперь, если замыкается только пара болтовых клемм, то стартер будет просто крутиться в воздухе. Чтобы стартер прижался к венцовым зубцам маховика коленвала и начал его раскручивать, нужно замкнуть болтовую клемму, клемму провода от батареи и клемму втягивающего реле. Главное не забыть поставить КПП на нейтраль или Р в случае АКПП.
Если удается добиться того, что стартер крутится (2 болтовые клеммы замкнуты), а вот при замыкании третьей клеммы прижатия нет, то это означает, что «полетело» втягивающее реле».
Все описанные способы «заката солнца вручную», когда приходится что-то в двигателе замыкать, создавать альтернативные каналы электропитания и пр., являются исключениями в режиме эксплуатации мотора. Если вы, например, поехали в лес на рыбалку и стартер не выполняет своей функции, то все вышеописанные способы вас, безусловно, выручат.
Однако по прибытии домой первое место, куда вам следует направиться (не выключая двигателя), должна стать станция технического обслуживания, где будут устранены все проявившие себя дефекты.
Нужно помнить и об опасности воспламенения горюче-смазочных материалов, размазанных по двигателю вблизи клемм, которые нужно замыкать. Кроме того, поломка АКПП в случае буксировки авто со сломанным стартером (или попытки запуска с толкача) более чем вероятна.
И конечно же, прежде чем пытаться замыкать клеммы стартера отверткой, нужно произвести первичную диагностику неисправности. Вполне возможно, что мог просто закончиться бензин…