Моторист рассказал, почему автобус «ЛиАЗ» на самом деле издавал «бутылочный звон»?
ЛиАЗ-677 можно по праву считать одним из самых узнаваемых автобусов среди жителей постсоветского пространства. «Луноход» был очень востребован, часто использовался как на городских, так и на пригородных маршрутах. Милый внешний вид и ряд других характерных черт дали автобусу известность, которая не проходит до сих пор. Я решил разобраться в одной из основных особенностей конструкции ЛиАЗа-677 — «бутылочном звоне».
Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!
«Луноход» имел две основных черты, которая отличала его от других автобусов тех времен — стеклянный звук при работе двигателя и «прыгающая» задняя площадка. Если предположить о причинах слишком мягкой подвески сзади не так сложно, то необычные стуки в моторе у многих пассажиров вызывали вопросы. Откуда под капотом автобуса взялись бутылки и почему они стучат, позволяя узнать «ЛиАЗ» издалека? Послушать и вспомнить тот самый звук работы двигателя Вы можете в видео ниже.
Споров по этому вопросу было много. Одни считали, что причина кроется в самом двигателе, другие винили новую коробку передач, третьи — систему приводов. Я проконсультировался со знакомым мотористом, который, в своём время, даже несколько раз обслуживал подобный автобус, будучи ещё учеником. Оказалось, что причина появления стеклянного звона комплексная.
Узнаваемый звук издавали вовсе не стеклянные бутылки, а металл при контакте между собой. «ЛиАЗы» эксплуатировали в суровых условиях, зачастую без должного обслуживания. Это приводило к тому, что на фланце кардана и первичном валу гидромеханической передачи разбивало шлицы из-за недостатка смазки. Сам кардан имел полость внутри, поэтому звук был достаточно громким. К тому же, двигатель на некоторых автобусах работал нестабильно, а ряд водителей специально занижали обороты холостого хода, чтобы экономить топливо.
Все эти действия в комплексе влекли за собой появление стеклянного звона при работе двигателя на невысоких оборотах. Но в этом случае вряд ли кто-то расстроен недостаточным обслуживанием автобусов. «Луноходы» до сих пор можно встретить в ряде регионов страны в рабочем состоянии, а стеклянный звон подъезжающего «ЛиАЗа» будут помнить ещё долго.
Почему автобус Лиаз "скотовоз" издает звук стучащих бутылок?
Долгое время именно этот автобус заполнял просторы нашей страны соединяя самые удаленные точки и мне не доводилось слышать кликухи скотовоз. Значительно чаще звучало "Ну, Слава Богу, пришел".
А вот "звон бутылок" это реально. Создатели автобуса поставили на него новую автоматическую коробку передач. И установили ее в середине между двигателем и ведущими колесами. Пришлось соединить ее двумя парами карданных передач. Вот эти то передачи: 4 кардана и две трубы издавали характерный "звон". Происходило это в моменты переключения передач и на холостом ходу. Т.е. когда они не были нагружены. Люфты, износ и технологические зазоры в большом количестве карданов создавали вибрации мет.деталей и как следствие — "бутылочный" звон. На ходу, под нагрузкой этот звон исчезал.
Почему автобус Лиаз скотовоз издает звук стучащих бутылок? Причины и решения проблемы
Автобус Лиаз является одним из самых распространенных транспортных средств в России и СНГ благодаря своей грузоподъемности и вместительности. Однако, многие водители и пассажиры отмечают неприятный звук стучащих бутылок при движении.
Почему так происходит? Основной причиной стука в автобусе Лиаз является неисправность подвески, в частности, первая подушка пружины, которая не выполняет свою функцию в полной мере. Кроме того, стук может быть вызван износом деталей подвески, например, опорных подшипников, стоек стабилизатора и др. Некоторые водители считают, что стук вызван проблемой в кузове, однако это крайне редкий случай.
Как можно решить проблему со стуком в автобусе Лиаз? В первую очередь, нужно провести диагностику подвески и заменить неисправные детали. Также можно попробовать использовать амортизационные прокладки и крепления, которые помогают снизить шум и вибрацию. В любом случае, рекомендуется обратиться к специалистам в автосервисе для профессионального ремонта и четкой диагностики.
Почему автобус Лиаз скотовоз издает звук стучащих бутылок?
Водители и пассажиры автобуса Лиаз часто жалуются на странный звук, который похож на стук бутылок. Особенно этот звук проявляется при поворотах и движении по неровным дорогам. Но что вызывает такой звук и как с ним бороться?
Одной из причин такого звука может быть неправильный зазор между осью и подвеской автобуса. В этом случае во время движения металлические элементы могут тереться друг о друга и издавать звук. Кроме того, неисправности в подвеске, рулевом управлении и тормозной системе могут привести к возникновению стукающего звука.
Для устранения причин стучащего звука необходимо провести технический осмотр автобуса и устранить выявленные неисправности. Ремонт должен производиться только опытным механиком, который проведет диагностику и замену деталей, если это необходимо. Также нужно следить за правильной эксплуатацией автобуса, периодически проверять зазоры между деталями и регулировать подвеску. Это позволит избавиться от неприятного звука и повысить уровень комфорта для водителей и пассажиров.
Причины появления шума в Лиаз
Неисправности подвески
Одной из наиболее распространенных причин, по которым автобус Лиаз издает звук стучащих бутылок, являются неисправности подвески. Подвеска Лиаза принимает на себя значительную часть вибраций, поэтому ее компоненты (балки, рычаги, пружины и амортизаторы) могут быстро изнашиваться и выходить из строя. Недостаточное утяжеление автобуса или излишнее нагружение на него также могут ускорить процесс износа подвески.
Изношенный тормозной диск
Еще одной причиной стука в Лиазе может быть изношенный тормозной диск. Такая проблема возникает при частой эксплуатации автобуса, когда тормозные колодки и диски долго работают на износ. При этом нарушается геометрия тормозной системы, в результате чего во время движения появляется скрип и шум.
Расшатывание крепежных элементов кузова
Расшатывание крепежных элементов кузова также может вызывать шум в Лиазе. Это происходит из-за того, что в процессе работы автобуса выработаны зазоры между кузовом и крепежными элементами, что приводит к расслаблению соединений. Однако часто такие проблемы могут быть устранены с помощью затяжки болтов и гаек.
Неисправность выхлопной системы
Еще одной из возможных причин шума в Лиазе может быть неисправность выхлопной системы. Это может произойти из-за того, что глушитель или другие компоненты выхлопной системы выходят из строя и начинают производить скрежет, стук или грохот. В такой ситуации решением проблемы может быть замена сломанных деталей выхлопной системы.
Проблемы, связанные с шумом в автобусе Лиаз
Шум, издаваемый автобусом Лиаз, может привести к ряду проблем, как для пассажиров, так и для водителя. Во-первых, такой шум может вызвать усталость и раздражение у пассажиров, что негативно сказывается на их комфорте во время поездки. Это особенно актуально на длительных маршрутах.
Во-вторых, шум может помешать водителю услышать звуки извне, такие как сигнал других транспортных средств или звуки сирен аварийных служб. Это может привести к опасной ситуации на дороге.
Кроме того, шум может быть признаком неисправности в автобусе. К примеру, стуки и треск могут быть связаны с различными деталями, такими как амортизаторы, подвеска, тормоза и т.д.
Решить проблему со шумом в автобусе Лиаз можно различными способами. Стоит обратиться к сервисному центру, где проведут диагностику и устранят любые неисправности. Кроме того, можно обратить внимание на правильность эксплуатации автобуса, такую как правильное наполнение моторного масла, калибровку колес и так далее.
Как избавиться от шума в автобусе Лиаз?
Шум в автобусе Лиаз может быть вызван различными факторами, такими как изношенные колеса, поврежденные подшипники, дефектные детали двигателя, неисправная подвеска и т.д. Шум выделяется также от дверей, окон и остекления. Единственный способ избавиться от шума — это определить его и устранить причину. При этом необходимо выбрать квалифицированный автосервис, чтобы решить проблему как можно быстрее и качественно.
Кроме того, существует некоторое количество дополнительных методов для снижения уровня шума в автобусе Лиаз. Например, использование специального звукоизоляционного материала, который может быть установлен на окна, двери и другие поверхности автобуса. Это поможет минимизировать колебания и снизить уровень шума находящихся внутри автобуса людей.
Также, можно установить специальные акустические системы, которые помогают не только уменьшить шум, но и повысить уровень комфорта для пассажиров, т.к. такие системы улучшают звук в кабине автобуса.
Но необходимо помнить, что данные методики не являются полноценным решением проблемы шума в автобусе Лиаз и могут использоваться только вместе с ремонтом и обслуживанием транспортного средства.
Как правильно обслуживать автобус Лиаз, чтобы избежать появления шума?
Очистка системы выхлопных газов. Частая причина шума в автобусах Лиаз — загрязнение системы выхлопных газов. В этом случае, для устранения проблемы, необходима очистка катализатора и DPF фильтра. Это должно проводиться каждые 50 000 км пробега.
Регулярное обслуживание двигателя. Неправильное использование или отсутствие регулярного обслуживания двигателя также может стать причиной появления шума. Для того, чтобы предотвратить возникновение этой проблемы, рекомендуется регулярно менять масло и устанавливать оригинальные детали при замене элементов системы.
Избегайте перегрузок. Перегрузки могут привести к повреждениям подвески и колес, что может вызвать издавание шума в автобусе Лиаз. Поэтому перевозите только рекомендованный производителем груз и не допускайте перегрузок.
Проверка технического состояния. Перед каждой поездкой необходимо проверять техническое состояние автобуса Лиаз. Убедитесь, что все компоненты находятся в отличном состоянии и исправны, что минимизирует вероятность появления шума.
Подбор грамотного водителя. Шум в автобусе Лиаз может быть в результате неправильного стиля вождения. Грамотный водитель сможет избежать острой и быстрой езды, что поможет предотвратить издавание шума и продлить жизненный цикл автобуса.
Звук трансмиссии лиаз 677
Бывший водитель «ЛиАЗов» рассказал, почему «луноход» на самом деле гремел бутылками
«ЛиАЗ-677» — один из самых массовых автобусов, произведённых на территории Советского Союза. Из-за своей преимущественно городской и пригородной эксплуатации, машина стала известна по всей стране. «Луноходы» использовались как в южных регионах, так и в Сибири, не испытывая значительных проблем. Одной из главных загадок «677-го» был необычный «бутылочный» звон при работе двигателя на низких оборотах. О причинах его появления ходит немало легенд. Я узнал у бывшего водителя этого автобуса, откуда берётся стеклянный звук.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал!
Разработка модели «ЛиАЗ-677» была начата ещё в начале 1960-х годов. Стране был нужен недорогой в производстве городской автобус, который был готов уже через несколько лет. Составляющие для машины поставлялись со всей территории союза . Под капотом «677-го» расположился V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель, разработанный «ЗИЛом».
Уже в те времена автобус получил автоматическую коробку передач. Её разработали на заводе во Львове. Несмотря на относительную простоту узла по современным меркам, для тех лет автоматическая КПП на автобусе была техническим прорывом и значительно облегчала работу водителя. Передовые решения, использованные в те времена, позволили эксплуатировать машину в крупных городах до середины нулевых, а в отдалённых уголках нашей страны она используется до сих пор.
Отдельного внимания заслуживает задняя подвеска машины. Пассажиры «677-го» хорошо помнят, как «корма» автобуса подпрыгивала при попадании на кочку. Людям сзади нужно было хорошо держаться, иначе был риск подлететь вверх чуть ли не до потолка. Задняя мостовая подвеска венгерской компании RABA получилась очень мягкой . В забитом автобусе рессоры справлялись со своей задачей и подскоки были не так заметны.
Главной же особенностью «ЛиАЗ-677» были необычные звуки при работе двигателя на низких оборотах. Приближающийся автобус можно узнать даже с закрытыми глазами. В двигателе машины как будто болтались бутылки, которые ударялись друг об друга. Никаких стеклянных элементов в двигателе, конечно же, не было. По словам бывшего водителя «677-го», с завода звуки работы мотора автобуса не отличались от других машин . Звон бутылок появлялся со временем.
Из-за особенностей соединения узлов, карданный вал машины имел крестовины на концах. Со временем они изнашивались и появлялся значительный люфт. Катализатором этого процесса были пропуски в зажигании, которые считались одной из «болячек» автобуса. Появляющиеся вибрации быстро приводили соединение в негодность . Сперва бутылочный звон был слышен только при троении двигателя, а, при отсутствии должного обслуживания, люфт становился всё значительнее. Тем не менее, с такой проблемой автобусы могли ездить ещё сотни тысяч километров пробега и перевозить пассажиров.
АКПП на Советских автобусах ЛиАЗ-677: чем она была примечательна
ЛиАЗ-677 считался одним их самых востребованных советских автобусов. Он разгонялся до 75 км/ч и запомнился советским людям высокими эксплуатационными характеристиками, а также некоторыми техническими особенностями. В прошлом веке автобус считался наиболее востребованным видом техники для перевозки пассажиров. Для удовлетворения потребностей советского государства производили множество экземпляров ЛиАЗ, а модель ЛиАЗ-677 стала одной из массовых. Техника отличалась наличием автоматической коробки переключения передач.
Под капотом машины стоял 180-сильный бензиновый двигатель. Две боковые двери выполнены по формату 4х4, в общей сложности машина за один раз могла перевезти до 110 пассажиров, из которых 25 сидячих мест. Не отличался ЛиАЗ топливной экономичностью – расход на «сотню» под 50 литров, но поскольку бензин стоил сущие копейки, над вопросом экономии бензина никто особо не думал. Прославился автобус во многом благодаря именно 2-ступенчатой автоматической коробке переключения передач. Здесь стояла коробка ЛАЗ-НАМИ-22.17 (ГМП-2 «Львов») производства ЛЗГМП.
Читайте также: 11 скоростная трансмиссия или 12
Особенности ГМП-2 «Львов»
Самое интересное в этом автобусе не двигатель или ходовая часть, а трансмиссия. Она автоматическая, причем ЛиАЗ-677 стал обладателем чуть ли не единственного советского «автомата», который нашел свое применение в автобусной технике. Двухступенчатая гидромеханическая коробка получила гидротрансформатор, усиливавший крутящий момент, поступавший от силового агрегата. Агрегат выпускался на протяжении 26 лет и за все время породил множество противоречивых мнений, кому приходилось эксплуатировать технику с этой коробкой передач. Многие люди старшего поколения, кому приходилось часто ездить на ЛиАЗ-677, наверняка помнят тот специфичный звук в салоне во время движения, напоминающий бряканье бутылок. Так вот этот звук возникал благодаря 2-ступенчатому автомату. Впрочем, шумность автобуса в полной мере компенсировал высочайший уровень комфорта.
Пневматическая подвеска сохраняла постоянный дорожный просвет, даже в лютые морозы в салоне было всегда тепло, что особенно нравилось пассажирам. Даже по сегодняшним меркам ЛиАЗ-677 вполне комфортен и вместителен для эксплуатации в небольшом городе. ГМП-2 весит почти 200 килограмм, поэтому инженеры решили поставить ее не за двигателем, чтобы не перегружать ось, а ближе к центральной части машины. Между коробкой передач и маховиков расположился промежуточный карданный вал. Именно эти фланцы, шлицы, крестовины и породили букет звуков, ставший своеобразной визитной карточкой ЛиАЗ-677.
Характерная примета автобуса – переднее расположение двигателя, на холостых оборотах звук «тарахтящих бутылок» возникал из-за изношенных шестерен, что вероятней всего. Гидромеханическая передача состоит из двух элементов – гидротрансформатор (установлен вместо сцепления), второй элемент – механическая КПП с автоматизированным управлением. ГДТ состоит из трех колес – насосное колесо, оно же является корпусом, связано с двигателем, есть турбинное колесо, меньшего размера, находится внутри, корпусом уже не является, связано с первичным валом коробки передач, есть еще так называемое реакторное колесо. Состоит из двух половин – одно вращается, связано с корпусом, но не жестко, а при помощи муфты свободного хода. В гидротрансформатор залита рабочая жидкость, она участвует в двух движениях – вращательное и поступательное. Жидкость разгоняется насосным колесом, ударяет в лопатки турбинного колеса, заставляет вращаться коробку передач. То есть, весь рабочий процесс происходит только благодаря наличию трансмиссионного масла. Коэффициент трансформации гидротрансформатора – 2.8.
Читайте также: Конструкция трансмиссии автомобиля это
Почему ЛиАЗ издавал «бутылочный» звон?
Пожалуй, это тот автобус, при взгляде на который мозг автоматически включает в голове аудио сопровождение со звуком работающего мотора.
ЛиАЗ – 677 один из самых распространенных городских автобусов СССР и уж точно самый «ламповый». Его начали производить в 1967 году на Ликинском автобусном заводе в Московской области. Автобус получился довольно успешным, поэтому его массовый выпуск продолжался до 1994 года, после чего производство стало штучным и окончательно завершилось только в 2002 году .
ЛиАЗ-677 до сих пор можно встретить на маршрутах в небольших городах, где нет денег на обновление автобусного парка. Распознать, что к остановке подъезжает именно этот автобус, можно даже с закрытыми глазами по характерному бутылочному звуку.
Этот звук связан с особенностью конструкции узлов автобуса. На 677 ЛиАЗе, в основном, устанавливались 2-х ступенчатые автоматические коробки , которые были разработаны изначально для ЛАЗ-695Ж . Для установки таких коробок в ЛиАЗ потребовалось разработать дополнительный карданный вал, который из-за несовершенства конструкции при маленьких оборотах двигателя создавал вибрацию и резонансные колебания, что, в конечном итоге, и вызывало характерный звук.
Водителям рекомендовалось поддерживать обороты холостого хода не ниже 500, но этим все пренебрегали ради экономии топлива. Из-за повышенных нагрузок подшипники опоры быстро выходили из строя, и звук усиливался.
Тайна ЛиАЗ 677 — знаменитый блям-блям.
Много было разговоров по поводу происхождения и причин, мелодично блямкающего звука трансмиссии, этого автобуса.
Так случилось, что мне удалось поговорить с человеком, всю жизнь на нём отработавшем.
Естественно, первое , о чём спросил:
— Что же издаёт эти весёлые и безсистемные звуки, во время остановок?
-Карданная передача.
Да, действительно, звуки похожи на звон кардана! Но почему?
-Изношена шлицевая часть(увеличенный зазор в шлицевом соединении) карданной передачи, износ шарниров, или в редких случаях, смещена плоскость «вилок».
-Чем же обусловлен не ритмичный и не постоянный звон?
-Рывками, неравномерными оборотами двигателя.
Причин много, от износа поршневой, до свечей и настройки карбюратора.
Вот такое краткое и исчерпывающее пояснения, дал специалист, этому загадочному, мелодичному звону.
А что мешает автоматике вращать карданный вал?
Кстати, меня всегда интересовал не бутылочный звон, а почему двигатель «булькал» на холостых? На видео камрада PycLAN этот неповторимый бульк есть
Шикарная картинка. Еще бы пояснения к ней и все супер было бы.
На ЛиАЗе коробка передач соединена с двигателем карданным валом, а потом еще один вал на задний мост?
Да. Под капот коробка не влезла, а сразу за двигателем — передняя подвеска. Поэтому коробка дальше назад смещена и под полом салона живёт, а к ней карданный вал идёт.
Читайте также: Какое масло заливается в трансмиссию мтз
Именно. Именно на малых оборотах в кардане возникают резонансные вибрации, и его бьёт в опорах.
Да врёт он всё, этот специалист. Все же знают тайну ЛИАЗа:
Точно, точно! Это автобус моего детства. Очень скучаю по детству.
В этом автобусе автомат. трансмиссия.
Мое любимое место — либо возле водителя у перегородки, либо в заднем углу прямо за дверью. Очень уютный уголок. В любую давку тебя защищали многочисленные поручи.
Автобусный день сегодня какой-то. То ПАЗики, то автобус из дества.
Чую ностальгия подкатывает, так и придётся выследить энтот автобус и проехаться. Года 3 уже на автобусах не ездил.
з.ы. Помню в начале 80-х был я мелкий и мы с родителями возвращались из города от бабушки-дедушки. Поздно было и был последний автобус и откуда-то случилась толпа. Давка, туда сюда. То ли водитель меня заметил, то ли родители или ещё кто попросили. В общем проехался я тогда в кабине, на полке, что справа от водителя.
Или наоборот, сесть на переднее правое сиденье, которое развёрнуто в салоне боком и через окно смотреть вперёд и как водитель рулит.
«Бутылочный звон» и «на горку не залезет».
для уменьшения расхода — многие водилы — самостоятельно (не буду звиздеть, и я в их числе) — меняли карбюратор.. и вместо ЗИЛовского — ставили карбюратор от ГАЗ-53 — расчитанный на работу 6 котловым мотором. ..
дополнительно — холостые обороты — убирались в самый минимум.. (всеж 8 котлам заглохнуть сложно) — в среднем — у меня на моем автобусе — при подключении тахометра — выдавало 280-320 оборотов на холостых))))
но — в этом был и минус.. на таких холостых — мотор начинало «колбасить» — что соответственно моментально разбивало крестовины. )))
а вот от них — и шел нами всем любимый «булькающий звук»)))))
отсутствие нормальнои тяги в гору — при большой загнрузке — обьяснялось этим же))) — ибо гидротраснсформатор — при наборе 20 км в час — переключался на 2 передачу.. а втянуть на «бешанно задушенном» моторе — 10тонн пасажиров — на гору — автобусик уже не мог))
Опубликовано 26 Март 2007 — 01:03
«Так как изначально ЛиАЗовская ГМП разрабатывалась для ЛАЗ-695Ж (где ГМП стыковалась непосредственно к двигателю, без промежуточного карданного вала), то при использовании данной коробки ГМП на ЛиАЗе-677, в силу особенностей компоновки ЛиАЗа, разработчики использовали дополнительный карданный вал (с промежуточной опорой), а для его стыковки с ГМП — дополнительную переднюю опору ГМП (на шариковых и роликовых подшипниках).
Разработанная, наверное, в спешке конструкция этой передней опоры оказалась крайне не удачной, т.к. при холостых оборотах двигателя меньше 500 об/мин. возникали резонансные колебания и вибрации (сопровождаемые характерным металлическим «бренчанием»), со временем разрушающие подшипники передней опоры.
Поэтому, для продления ресурса этого «капризного» узла, Руководство по эксплуатации предписывает постоянно следить за минимальными оборотами холостого хода двигателя, не допуская им опускаться ниже 500 об/мин.
На практике-же, некоторые нерадивые водители, желая сэкономить топливо, как правило, «закручивают» обороты х.х. «до предельного минимума».
Так что, этот характерный «ЛиАЗовский звук» (возможно, приятный для слуха «фанатов 677-х» ), автобусу не полезен и устраняется простым добавлением «газа». «
Из этого следует:
Когда автобус «булькает»,
то это он жалуется, что его обсасывает наездник.