Сколько кругов в формуле 1
Перейти к содержимому

Сколько кругов в формуле 1

  • автор:

Пособие по «Формуле-1» для новичка

«Формула-1» — это ежегодный чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проводится по правилам Международной автоспортивной федерации на машинах с «открытыми колёсами».

Но недостаточно «открыть» колёса вашему автомобилю для участия в этом виде гонок, само слово «формула» используется здесь по причине определенного набора правил и регламентов, которому следуют все участники серии. Болиды строятся каждой командой самостоятельно, у других производителей разрешено покупать только ограниченное количество деталей.

Чемпионат мира проводится каждый год с марта по ноябрь-декабрь, с небольшим летним перерывом в августе. По окончании сезона подводятся итоги и вручаются титул чемпиона мира среди гонщиков (личный зачёт) и Кубок Конструкторов (командный зачёт).

С чего начиналась «Формула-1»?

Первый чемпионат мира среди пилотов был проведён в 1950 году. Прародителем «Ф-1» можно назвать Чемпионат Европы по автогонкам Гран-при, который проводился с 20-х годов прошлого века.

Первым чемпионом мира в истории стал итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». В следующие 7 лет 5 раз чемпионом станет аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, один из величайших гонщиков в истории. Сейчас больше всего титулов чемпиона мира у немца Микаэля Шумахера и британца Льюиса Хэмилтона — по 7, и второй всё ещё выступает и имеет шансы стать самым титулованным гонщиком «Формулы-1» уже единолично. Действующий чемпион — Макс Ферстаппен.

Первый чемпион мира — Джузеппе Фарина

Кубок Конструкторов начали вручать только в 1958 году, его выиграла британская команда «Вануолл» с пилотами Стирлингом Моссом и Тони Бруксом. Самая титулованная команда в истории «Формулы-1» — «Феррари», у них 16 чемпионских титулов. Британские «Уильямс» и «Макларен» имеют 9 и 8 титулов соответственно. Также, 8 титулов у «Мерседеса» — они выиграли их подряд с 2014 по 2021 год. Действующий обладатель — «Ред Булл».

Технический регламент «Формулы-1»

Нынешний технический регламент должен был начать действовать ещё перед началом сезона-2021, но пандемия Covid-19 внесла свои коррективы и введение нового регламента перенесли на год позже.

Основные причины изменений: борьба с «грязным воздухом», повышение безопасности и снижение цены постройки болида, что становится ещё важнее с новым правилом ограничения бюджета, которое введено с начала 2021 года. В первый сезон правила командам нельзя было тратить больше 145 миллионов долларов(для сравнения, «Мерседес», «Феррари» или «Ред Булл» тратили по 400 миллионов долларов за сезон) и эта сумма со временем будет уменьшаться. Ограничение бюджетов на сезон-2023 — 135 миллионов долларов.

Команды и пилоты «Формулы-1»

Сейчас в пелотоне «Формулы-1» вытупают 10 команд, каждая из которых выставляет две машины. По нынешним правилам, в «Формуле-1» может выступать 26 машин, что ограничивает возможное количество команд до 13, но пока не набирается и столько. Одна из проблем — членские взнос, введённый в 2020 году. Чтобы войти в список команд-участниц, владельцы новой команды должны будут внести 200 миллионов долларов, которые поделят между собой первые 10 коллективов. Но даже взнос не гарантия успеха. Команды очень не хотят делиться пирогом доходов и выступают против 11-й команды.

В «Формуле-1», как мы теперь знаем, соревнуются 20 пилотов: по 2 в каждой команде. Давайте с ними познакомимся:

«Уильямс» — одна из самых титулованных команд, которая несколько лет назад оказалась на самом дне и пытается оттуда выбраться.

Пособие по «Формуле-1» для новичков: какие моторы и шины, зачем проводят пит-стопы, что значат сигнальные флаги

объясняемобъясняем
почитать
регламент
Льюис ХэмилтонЛьюис Хэмилтон
Фернандо АлонсоФернандо Алонсо
Шарль ЛеклерШарль Леклер
Макс ФерстаппенМакс Ферстаппен
МерседесМерседес
ФеррариФеррари
Формула-1Формула-1
Ред БуллРед Булл
УильямсУильямс
АльпинАльпин
МакларенМакларен
Альфа РомеоАльфа Ромео
Серхио ПересСерхио Перес
Джордж РасселлДжордж Расселл
Карлос СайнсКарлос Сайнс

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

От редакции: Вы в блоге телеграм-канала RaceBros – здесь рассказывают о самом интересном в мире автомобилей и автоспорта. Не жалеем плюсов, чтобы таких постов было больше! Сегодня для вас – путеводитель по миру главных гонок планеты: от смысла сигнальных флагов до объяснения формата заездов и назначения пит-стопов.

Что такое «Формула-1»?

«Формула-1» – это ежегодный чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проводится по правилам Международной автоспортивной федерации на машинах с «открытыми колесами».

Но недостаточно «открыть» колеса вашему автомобилю для участия в этом виде гонок, само слово «формула» используется здесь по причине определенного набора правил и регламентов, которому следуют все участники серии. Болиды строятся каждой командой самостоятельно, у других производителей разрешено покупать только ограниченное количество деталей.

Чемпионат мира проводится каждый год с марта по ноябрь-декабрь, с небольшим летним перерывом в августе. По окончании сезона подводятся итоги и вручаются титул чемпиона мира среди гонщиков (личный зачет) и Кубок Конструкторов (командный зачет).

С чего начиналась «Формула-1»?

Первый чемпионат мира среди пилотов был проведен в 1950 году. Прародителем «Ф-1» можно назвать чемпионат Европы по автогонкам Гран-при, который проводился с 20-х годов прошлого века.

Первым чемпионом мира в истории стал итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». В следующие 7 лет 5 раз чемпионом станет аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, один из величайших гонщиков в истории. Сейчас больше всего титулов чемпиона мира у немца Микаэля Шумахера и британца Льюиса Хэмилтона — по 7, и второй все еще выступает и имеет шансы стать самым титулованным гонщиком «Формулы-1» уже единолично. Действующий чемпион – Макс Ферстаппен.

Кубок Конструкторов начали вручать только в 1958 году, его выиграла британская команда «Вануолл» с пилотами Стирлингом Моссом и Тони Бруксом. Самая титулованная команда в истории «Формулы-1» – «Феррари», у них 16 чемпионских титулов. Британские «Уильямс» и «Макларен» имеют 9 и 8 титулов соответственно. Также 8 титулов у «Мерседеса» – они выиграли их подряд с 2014 по 2021 год. Действующий обладатель – «Ред Булл».

Технический регламент «Формулы-1»

Нынешний технический регламент должен был начать действовать еще перед началом сезона-2021, но пандемия Covid-19 внесла коррективы и введение нового регламента перенесли на год позже.

Основные причины изменений: борьба с «грязным воздухом», повышение безопасности и снижение цены постройки болида, что становится еще важнее с новым правилом ограничения бюджета, которое введено с начала 2021 года. В первый сезон правила командам нельзя было тратить больше 145 миллионов долларов (для сравнения, «Мерседес», «Феррари» или «Ред Булл» тратили по 400 миллионов долларов за сезон) и эта сумма со временем будет уменьшаться. Ограничение бюджетов на сезон-2023 – 135 миллионов долларов.

Команды и пилоты «Формулы-1»

Сейчас в пелотоне «Формулы-1» выступают 10 команд, каждая из которых выставляет две машины. По нынешним правилам, в «Формуле-1» может выступать 26 машин, что ограничивает возможное количество команд до 13, но пока не набирается и столько. Одна из проблем – членские взнос, введенный в 2020 году. Чтобы войти в список команд-участниц, владельцы новой команды должны будут внести 200 миллионов долларов, которые поделят между собой первые 10 коллективов. Но даже взнос не гарантия успеха. Команды очень не хотят делиться пирогом доходов и выступают против 11-й команды.

В «Формуле-1», как мы теперь знаем, соревнуются 20 пилотов: по 2 в каждой команде. Давайте с ними познакомимся:

«Уильямс» – одна из самых титулованных команд, которая несколько лет назад оказалась на самом дне и пытается оттуда выбраться.

«Альфа Таури» – дочка «Ред Булла». Провалили прошлый сезон, на тестах в этом году тоже не впечатлили, многие считают, что «бычки» – самая слабая команда этого сезона.

«Хаас» – самая молодая команда в пелетоне. Оба пилота, казалось, что уходили из «Ф-1» с концами, но вернулись и попытаются затащить американцев в середину таблицы.

«Астон Мартин» – темные лошадки сезона. Команда очень высоко котируется после тестов, а Фернандо Алонсо сильно мотивирован даже в свои 41. За «Астонами» будет интересно следить.

«Альфа Ромео» – последний сезон команды под таким названием. Коллектив выкупает «Ауди» и в 2026-м он становится заводским.

«Макларен» – легендарная британская команда, кажется, в этом сезоне будет далека от борьбы за право быть лучшими после топ-3. Провальные тесты обещают очень трудный сезон. Отдельно интересно будет посмотреть на Оскара Пиастри – прошлым летом за австралийца «Маки» судились с «Альпин», членом молодежной команды которой являлся Оскар. Пиастри все-таки покинул французов, но сделал ли он правильный выбор?

«Альпин» – французский коллектив с французскими пилотами в составе. Команда для фанатов французских комедий, круассанов и вина.

«Мерседес» – впервые с 2014 года начинают сезон не в качестве действующего обладателя Кубка Конструкторов. Льюис Хэмилтон же не выиграл ни одной гонки в прошлом сезоне, впервые в карьере! Продолжится ли эта черная полоса еще на год?

«Феррари» – цирк в переводе с «формульного». Перед этим сезоном легендарный коллектив сменил и главу команды, и главного стратега. Итальянцы не видели новых трофеев на своей базе с 2007 года, пыль уже в несколько слоев.

«Ред Булл» – действующие чемпионы, обладатели самой быстрой машины на тестах. Кажется, ничего не помешает взять очередные титулы, но вдруг?

Чтобы получить контракт в «Формуле-1» нужно получить суперлицензию, которую выдают в Международной Автомобильной Федерации за выступление в молодежных чемпионатах.

Вообще, быть пилотом «Формулы-1» трудно физически. Гонщики теряют несколько килограмм к концу гран-при и испытывают сильные перегрузки, которые меряются в G-силе. Например, во время этой аварии Макс Ферстаппен испытал перегрузку в 51G. Это значит, что в какой-то момент голландский пилот испытал давление в 51 раз больше его собственного веса.

Двигатели в «Формуле-1»

С 2014 года «Формула-1» перешла на V6 1,6-литровые турбодвигатели, теперь этот отрезок времени называется «турбоэра». «Турбоэра» не очень нравится олдскульным фанатам, которые желают слышать только рев мотора, но прошлое не вернуть. Двигатель болида «Формулы-1» ограничен 15000 оборотами в минуту. Рекорд скорости принадлежит Хуану Пабло Монтойе, который на Гран-при Италии в 2005 году разогнал «Макларен» на движке «Мерседес» до 372 километров в час.

Прямо сейчас в «Формуле-1» 4 производителя моторов: «Мерседес», «Феррари», «Рено» и «Ред Булл». «Хонда» покинула чемпионат после 2021 года и новым производителем-мотористом стал «Ред Булл», который выкупил производство у японской компании. В 2026 году «Хонда» вернется в состав мотористов «Ф-1», «Ауди» станет делать моторы для своей команды, а моторы «Ред Булл» станут моторами «Форд».

С 2022 года моторы «заморозили» в развитии до нового моторного регламента, который введут в 2026 году.

Шины в «Формуле-1»

Шины играют огромную роль в гонке «Ф-1». Сейчас официальным поставщиком резины являются итальянцы из Pirelli. Раньше в «Формуле-1» были шинные сражения, то есть команды могли сами выбрать себе поставщиков резины, но после Гран-при США 2005 года, когда из-за проблем с шинами Michlein на старт вышло всего 6 машин, руководители чемпионата решили доверять поставку шин единственному производителю, который выиграет тендер. Pirelli является поставщиком с 2011 года.

Шины делятся на сухие и дождевые. Сухие бывают шести видов: от C0 — самой твердой резины, которая очень долго стирается, но долго прогревается, до C5 — самой мягкой резины. Pirelli из этих пяти выбирает три вида, которые привезет на гонку и дает им такую маркировку: самые мягкие – «софт», красный цвет; средние – «медиум», желтый цвет; самые твердые – «хард», белый цвет.

Дождевые шины делятся на два вида: дождевые – для мокрой трассы и промежуточные – для подсыхающего, но все еще влажного асфальта.

В 2022 году, с введением нового технического регламента, «Формула-1» перешла на 18-дюймовые шины, до этого несколько десятилетий использовались 13-дюймовые шины.

How much more does the 18-inch 2022 Formula 1 tire and wheel weigh than the 13-inch 2021 tire and wheel? – Quora

Трассы «Формулы-1»

Трасса «Формулы-1» – это кольцо, со специальной лицензией от Международной Автомобильной Федерации. По правилам, каждая гонка проходит столько кругов, сколько необходимо для достижения 305 пройденных километров, и занимает примерно 1,5-2 часа. Единственное исключение – Монако, там из-за медленной трассы, для финиша надо пройти 260 километров. Трасса в Монте-Карло также имеет и самую маленькую длину круга равную 3337 метрам.

Список трасс в сезоне-2023:

The definitive 2023 Formula 1 calendar: There will be 23 races instead of 24 | Marca

Пит-стопы в «Формуле-1»

Пит-стопы необходимы болидам для замены шин, а также для ремонта, механической регулировки или в качестве штрафа. Дозаправка в «Формуле-1» запрещена с 2010 года. Если гонка сухая, то гонщики должны сделать хотя бы один пит-стоп, чтобы сменить шины. В каждой гонке каждый гонщик должен использовать как минимум два разных комплекта резины. В дождевых гонках это правило не действует из-за соображений безопасности.

Питы расположены сбоку от финишной прямой и распределяются в порядке силы команд в прошлом сезоне. В 2023 году право выбирать место (с начала или с конца) «боксов» будет у «Ред Булла».

Флаги в «Формуле-1»

Во всех видах автоспорта используется система флагов или сигнальных огней для информирования гонщиков об опасностях во время сессии. Хотя технологические достижения привели к тому, что в «Формуле-1» многие флаги были заменены сигнальными огнями, система флагов осталась неизменной с первых лет гонок.

Давайте разберемся в значении самых частых флагов:

  • Одиночный желтый флаг – опасность рядом с трассой
  • Одиночный желтый флаг, маршалы машут – опасность на трассе
  • Двойной желтый флаг – опасность, обгон запрещен, необходимо снизить скорость
  • Желто-красный флаг – скользкая трасса или животное на треке
  • Зеленый флаг — сессия возвращается к гоночным условиям
  • Синий флаг — гонщик, отстающий на круг, обязан пропустить лидера
  • Красный флаг — сессия остановлена из-за опасности на трассе
  • Черный флаг с оранжевым кругом — гонщик должен заехать в боксы для замены поврежденных деталей
  • Черно-белый флаг — предупреждение гонщику

Квалификация в «Формуле-1»

Квалификация в «Формуле-1» определяет стартовый порядок гонщиков на воскресную гонку. Гонщик должен показать быстрейший круг, чтобы занять лучшую позицию. Квалификационная сессия состоит из 3 сегментов:

  • Первый сегмент – 18 минут, участвуют все пилоты
  • Второй сегмент – 15 минут, участвуют 15 лучших пилотов из первого сегмента
  • Третий сегмент – 12 минут, участвуют 10 лучших пилотов из второго сегмента

Время, показанное в одном сегменте, никак не учитывается в другом, то есть между сегментами времена гонщиков обнуляются.

Большую часть времени квалификация проводится по субботам, за день до гонки, но на трех этапах в этом году квалификация будет проводиться в пятницу, из-за спринт-гонки в субботу.

На двух этапах в сезоне-2023 будет тестироваться экспериментальная система квалификаций с определенными шинами в каждом сегменте: «хард» в первом сегменте, «медиум» – во втором сегменте и «софт» – в третьем.

Гоночный уик-энд «Формулы-1»

Уик-энд в «Формуле-1» длится с пятницы по воскресенье. В настоящий момент существует два вида уик-эндов: классические и со спринт-гонками.

  • Пятница – первая и вторая практики
  • Суббота – третья практика и квалификация
  • Воскресенье – гонка
  • Пятница – первая практика и квалификация
  • Суббота – вторая практика и спринт-гонка
  • Воскресенье – гонка

Где смотреть «Формулу-1»

В связи с «ситуацией» в Украине, доступа к официальным трансляциям у российских зрителей сейчас нет. Подробнее о способах посмотреть трансляции гонок можно узнать в нашем телеграм-канале.

В Украине права на трансляцию «Ф-1» принадлежат Setanta Ukraine. Если вы из другой страны, список вещателей в вашей стране можно найти по этой ссылке.

В Формуле-1 изменили правила перед сезоном-2022: больше очков за спринт, старт на любых шинах, показ новинок

Евгений Кустов

Наверное, каждый в курсе, что Формула-1 переживает революционные изменения в правилах: абсолютно новый технический регламент, добавление в топливо этанола, дальнейшее ужесточение потолка бюджетов. Про эти перемены все в курсе. Но совсем недавно ФИА, владельцы коммерческих прав и сами команды утвердили ещё целый ряд поправок в регламент — о них мы и расскажем.

1. Больше очков за спринт

Что сделали. Ранее по итогам спринтерских гонок очки получили лишь три лучших гонщика — по простой схеме 3-2-1. В 2022 году нас снова ждут три спринта, но на сей раз очки за них получат сразу восемь пилотов — по всё ещё простой схеме 8-7-6-5-4-3-2-1. Логика простая: раз спринт составляет примерно треть от дистанции Гран-при, то и победитель получит почти треть от куша за победу в основной гонке. Таким образом, если кто-то выиграет три спринта, то это уже эквивалент одной полноценной победе.

Важный нюанс: теперь это официально именно спринтерские гонки, а не спринт-квалификации. Спринты определят порядок пилотов на старте главной гонки, но обладателем поул-позишен в справочниках останется тот, кто проехал быстрейший круг в пятницу.

Зачем сделали. Прежней схемой с минимальным числом очков подчёркивалась экспериментальная составляющая спринтов: они не должны были в первый же сезон оказать громадное влияние на общий зачёт чемпионата. Сейчас, когда идея со спринтами уже апробирована, можно поднять их ценность. Теоретически это должно спровоцировать более яркую борьбу: у пилотов появится больше мотивации идти в смелые атаки или рисковать с выбором шин.

Странные и нелепые идеи. Короткие гонки Ф-1 совсем скоро могут превратиться в абсурд

2. Новые правила для сокращённых гонок

Что сделали. Скандал на Гран-при Бельгии, когда гонщики проехали всего два круга позади машины безопасности и всё равно получили половинчатые очки, привёл к серьёзному пересмотру правил.

Прежде всё было просто: если пилоты проехали менее 75% дистанции, то просто получали половинчатые очки. Теперь схема гораздо сложнее:

  • если пилоты не проехали даже двух кругов в боевом режиме, то очков они вообще не получат;
  • если проехали не менее двух кругов, но не более 25 процентов дистанции, то очки получат лишь первые пять пилотов на финише по системе 6-4-3-2-1;
  • если лидер к моменту отмены гонки прошёл от 25 до 50 процентов дистанции, то очки получат лишь 9 пилотов по системе 13-10-8-6-5-4-3-2-1;
  • если в гонке было пройдено от 50 до 75 процентов дистанции, то очки получат 10 гонщиков, однако система начисления очков также будет отличаться от стандартной: 19-14-12-9-8-6-5-3-2-1.

Зачем сделали. С одной стороны, налицо реакция на фарс в Спа: с новыми правилами очков никто не получил бы, либо дирекция гонки оказалась вынуждена рискнуть и всё-таки выпустить гонщиков хотя бы на несколько самостоятельных кругов. С другой — Формула-1 в очередной раз усложняет правила для болельщиков. В случае появления красных флагов всем придётся высчитывать, какая часть дистанции пройдена и кто и сколько должен получить. Но есть и бонус: в прошлое точно уйдут «половинки» очков.

Как Мазепин проехал быстрейший круг в скандальной гонке Гран-при Бельгии? Отвечает Никита

3. Топ-10 стартует на любых шинах

Что сделали. Отменено правило, что 10 быстрейших гонщиков квалификации обязаны были стартовать на том комплекте шин, с которым они показали лучшее время во втором сегменте квалификации. Теперь все участники Ф-1 имеют полную свободу при выборе шин на стартовый отрезок дистанции.

Зачем сделали. При появлении этого правила разработчики рассчитывали, что лидеры из-за необходимости выбирать более мягкие покрышки окажутся в менее выгодном положении на первых кругах гонки. На практике выяснилось, что как раз лидеры за счёт преимущества в скорости могут спокойно пройти в Q3 и на более жёстких шинах, а вот страдать будут середняки: седьмое-восьмое места на старте нередко оказывались менее выгодными, чем 11-е или 12-е. Бывали даже случаи, когда кто-то осознанно не стремился пробиться в решающую часть квалификации — лишь бы не стартовать на «софте». Теперь все в равном положении и могут спокойно выкладываться в Q2 на полную.

Впрочем, есть в новации и минус: если прежде кто-то из фаворитов мог провалиться из-за слишком оптимистичного выбора жёстких шин в Q2, то теперь все гарантированно будут гонять на «софте» и результаты станут более предсказуемыми.

Как менялись болиды «Феррари» в Формуле-1 — от 1950-го до 2022-го

4. Рестарт позади сейфти-кара — теперь быстрее

Что сделали. Реакция на ещё один скандал — на сей раз в Абу-Даби. Споры Майкла Маси, «Ред Булл» и «Мерседеса» в концовке гонки отчасти были вызваны пунктом правил, согласно которым сейфти-кар может уехать в боксы в конце следующего круга после того, как последний круговой обгонит лидера. Согласно свежей поправке, отсчёт начнётся раньше: с момента, когда гоночная дирекция разрешит круговым возвращаться в один круг.

Зачем сделали. Поправка в правила позволит производить рестарты быстрее, а значит, чуть большая часть гонок будет проходить в боевом режиме. Станет ли от этого лучше – другой вопрос. Да, в том же Абу-Даби у Маси появился бы более легальный аргумент для возобновления борьбы за круг до финиша. С другой стороны, при новой поправке меньше шансов, что круговые успеют догнать пелотон и полноценно вернуться в борьбу.

5. Презентация новинок для болельщиков

Что сделали. Команды Формулы-1 обязали рассказывать о подготовленных к очередному Гран-при обновлениях. Вечером в четверг во время гоночного уик-энда все команды обязаны отправлять в ФИА список с описанием всех новинок по сравнению с предыдущим Гран-при, а утром в пятницу автомобили будут выкатывать на пит-лейн для демонстрации журналистам. Рядом должен находиться один из спецов каждой из команд, который обязан комментировать ту или иную новую деталь. Ещё одна демонстрация будет проводиться в субботу после квалификации — когда уже наступил режим закрытого парка и команды не имеют права что-либо изменить. Но на сей раз руководитель гонки выберет лишь пять машин из 20.

Зачем сделали. Давно говорят, что Ф-1 недостаточно продвигает свой невероятный уровень технологий — хороший пример тому зимние презентации машин, на которых многие команды вообще плюют на болельщиков и показывают непонятно что, а более прогрессивные коллективы всё равно тщательно скрывают наиболее интересные узлы болидов. При этом все понимают, что на первых же зимних тестах все внешние секреты будут моментально раскрыты благодаря детальным фотографиям и видеозаписям. Таким образом, если говорить о взаимном шпионаже, то новый пункт правил его упростит, но глобально ничего не изменит. Зато журналисты смогут куда лучше разглядеть новинки и ещё профессиональнее рассказать о них простым болельщикам. Да, это важно, скорее, для техногиков, но в целом хороший шаг в сторону большей открытости серии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *