Пособие по «Формуле-1» для новичка
«Формула-1» — это ежегодный чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проводится по правилам Международной автоспортивной федерации на машинах с «открытыми колёсами».
Но недостаточно «открыть» колёса вашему автомобилю для участия в этом виде гонок, само слово «формула» используется здесь по причине определенного набора правил и регламентов, которому следуют все участники серии. Болиды строятся каждой командой самостоятельно, у других производителей разрешено покупать только ограниченное количество деталей.
Чемпионат мира проводится каждый год с марта по ноябрь-декабрь, с небольшим летним перерывом в августе. По окончании сезона подводятся итоги и вручаются титул чемпиона мира среди гонщиков (личный зачёт) и Кубок Конструкторов (командный зачёт).
С чего начиналась «Формула-1»?
Первый чемпионат мира среди пилотов был проведён в 1950 году. Прародителем «Ф-1» можно назвать Чемпионат Европы по автогонкам Гран-при, который проводился с 20-х годов прошлого века.
Первым чемпионом мира в истории стал итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». В следующие 7 лет 5 раз чемпионом станет аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, один из величайших гонщиков в истории. Сейчас больше всего титулов чемпиона мира у немца Микаэля Шумахера и британца Льюиса Хэмилтона — по 7, и второй всё ещё выступает и имеет шансы стать самым титулованным гонщиком «Формулы-1» уже единолично. Действующий чемпион — Макс Ферстаппен.
Первый чемпион мира — Джузеппе Фарина
Кубок Конструкторов начали вручать только в 1958 году, его выиграла британская команда «Вануолл» с пилотами Стирлингом Моссом и Тони Бруксом. Самая титулованная команда в истории «Формулы-1» — «Феррари», у них 16 чемпионских титулов. Британские «Уильямс» и «Макларен» имеют 9 и 8 титулов соответственно. Также, 8 титулов у «Мерседеса» — они выиграли их подряд с 2014 по 2021 год. Действующий обладатель — «Ред Булл».
Технический регламент «Формулы-1»
Нынешний технический регламент должен был начать действовать ещё перед началом сезона-2021, но пандемия Covid-19 внесла свои коррективы и введение нового регламента перенесли на год позже.
Основные причины изменений: борьба с «грязным воздухом», повышение безопасности и снижение цены постройки болида, что становится ещё важнее с новым правилом ограничения бюджета, которое введено с начала 2021 года. В первый сезон правила командам нельзя было тратить больше 145 миллионов долларов(для сравнения, «Мерседес», «Феррари» или «Ред Булл» тратили по 400 миллионов долларов за сезон) и эта сумма со временем будет уменьшаться. Ограничение бюджетов на сезон-2023 — 135 миллионов долларов.
Команды и пилоты «Формулы-1»
Сейчас в пелотоне «Формулы-1» вытупают 10 команд, каждая из которых выставляет две машины. По нынешним правилам, в «Формуле-1» может выступать 26 машин, что ограничивает возможное количество команд до 13, но пока не набирается и столько. Одна из проблем — членские взнос, введённый в 2020 году. Чтобы войти в список команд-участниц, владельцы новой команды должны будут внести 200 миллионов долларов, которые поделят между собой первые 10 коллективов. Но даже взнос не гарантия успеха. Команды очень не хотят делиться пирогом доходов и выступают против 11-й команды.
В «Формуле-1», как мы теперь знаем, соревнуются 20 пилотов: по 2 в каждой команде. Давайте с ними познакомимся:
«Уильямс» — одна из самых титулованных команд, которая несколько лет назад оказалась на самом дне и пытается оттуда выбраться.
Пособие по «Формуле-1» для новичков: какие моторы и шины, зачем проводят пит-стопы, что значат сигнальные флаги
объясняем
почитать
регламент
Льюис Хэмилтон
Фернандо Алонсо
Шарль Леклер
Макс Ферстаппен
Мерседес
Феррари
Формула-1
Ред Булл
Уильямс
Альпин
Макларен
Альфа Ромео
Серхио Перес
Джордж Расселл
Карлос Сайнс
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: Вы в блоге телеграм-канала RaceBros – здесь рассказывают о самом интересном в мире автомобилей и автоспорта. Не жалеем плюсов, чтобы таких постов было больше! Сегодня для вас – путеводитель по миру главных гонок планеты: от смысла сигнальных флагов до объяснения формата заездов и назначения пит-стопов.
Что такое «Формула-1»?
«Формула-1» – это ежегодный чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проводится по правилам Международной автоспортивной федерации на машинах с «открытыми колесами».
Но недостаточно «открыть» колеса вашему автомобилю для участия в этом виде гонок, само слово «формула» используется здесь по причине определенного набора правил и регламентов, которому следуют все участники серии. Болиды строятся каждой командой самостоятельно, у других производителей разрешено покупать только ограниченное количество деталей.
Чемпионат мира проводится каждый год с марта по ноябрь-декабрь, с небольшим летним перерывом в августе. По окончании сезона подводятся итоги и вручаются титул чемпиона мира среди гонщиков (личный зачет) и Кубок Конструкторов (командный зачет).
С чего начиналась «Формула-1»?
Первый чемпионат мира среди пилотов был проведен в 1950 году. Прародителем «Ф-1» можно назвать чемпионат Европы по автогонкам Гран-при, который проводился с 20-х годов прошлого века.
Первым чемпионом мира в истории стал итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». В следующие 7 лет 5 раз чемпионом станет аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, один из величайших гонщиков в истории. Сейчас больше всего титулов чемпиона мира у немца Микаэля Шумахера и британца Льюиса Хэмилтона — по 7, и второй все еще выступает и имеет шансы стать самым титулованным гонщиком «Формулы-1» уже единолично. Действующий чемпион – Макс Ферстаппен.
Кубок Конструкторов начали вручать только в 1958 году, его выиграла британская команда «Вануолл» с пилотами Стирлингом Моссом и Тони Бруксом. Самая титулованная команда в истории «Формулы-1» – «Феррари», у них 16 чемпионских титулов. Британские «Уильямс» и «Макларен» имеют 9 и 8 титулов соответственно. Также 8 титулов у «Мерседеса» – они выиграли их подряд с 2014 по 2021 год. Действующий обладатель – «Ред Булл».
Технический регламент «Формулы-1»
Нынешний технический регламент должен был начать действовать еще перед началом сезона-2021, но пандемия Covid-19 внесла коррективы и введение нового регламента перенесли на год позже.
Основные причины изменений: борьба с «грязным воздухом», повышение безопасности и снижение цены постройки болида, что становится еще важнее с новым правилом ограничения бюджета, которое введено с начала 2021 года. В первый сезон правила командам нельзя было тратить больше 145 миллионов долларов (для сравнения, «Мерседес», «Феррари» или «Ред Булл» тратили по 400 миллионов долларов за сезон) и эта сумма со временем будет уменьшаться. Ограничение бюджетов на сезон-2023 – 135 миллионов долларов.
Команды и пилоты «Формулы-1»
Сейчас в пелотоне «Формулы-1» выступают 10 команд, каждая из которых выставляет две машины. По нынешним правилам, в «Формуле-1» может выступать 26 машин, что ограничивает возможное количество команд до 13, но пока не набирается и столько. Одна из проблем – членские взнос, введенный в 2020 году. Чтобы войти в список команд-участниц, владельцы новой команды должны будут внести 200 миллионов долларов, которые поделят между собой первые 10 коллективов. Но даже взнос не гарантия успеха. Команды очень не хотят делиться пирогом доходов и выступают против 11-й команды.
В «Формуле-1», как мы теперь знаем, соревнуются 20 пилотов: по 2 в каждой команде. Давайте с ними познакомимся:
«Уильямс» – одна из самых титулованных команд, которая несколько лет назад оказалась на самом дне и пытается оттуда выбраться.
«Альфа Таури» – дочка «Ред Булла». Провалили прошлый сезон, на тестах в этом году тоже не впечатлили, многие считают, что «бычки» – самая слабая команда этого сезона.
«Хаас» – самая молодая команда в пелетоне. Оба пилота, казалось, что уходили из «Ф-1» с концами, но вернулись и попытаются затащить американцев в середину таблицы.
«Астон Мартин» – темные лошадки сезона. Команда очень высоко котируется после тестов, а Фернандо Алонсо сильно мотивирован даже в свои 41. За «Астонами» будет интересно следить.
«Альфа Ромео» – последний сезон команды под таким названием. Коллектив выкупает «Ауди» и в 2026-м он становится заводским.
«Макларен» – легендарная британская команда, кажется, в этом сезоне будет далека от борьбы за право быть лучшими после топ-3. Провальные тесты обещают очень трудный сезон. Отдельно интересно будет посмотреть на Оскара Пиастри – прошлым летом за австралийца «Маки» судились с «Альпин», членом молодежной команды которой являлся Оскар. Пиастри все-таки покинул французов, но сделал ли он правильный выбор?
«Альпин» – французский коллектив с французскими пилотами в составе. Команда для фанатов французских комедий, круассанов и вина.
«Мерседес» – впервые с 2014 года начинают сезон не в качестве действующего обладателя Кубка Конструкторов. Льюис Хэмилтон же не выиграл ни одной гонки в прошлом сезоне, впервые в карьере! Продолжится ли эта черная полоса еще на год?
«Феррари» – цирк в переводе с «формульного». Перед этим сезоном легендарный коллектив сменил и главу команды, и главного стратега. Итальянцы не видели новых трофеев на своей базе с 2007 года, пыль уже в несколько слоев.
«Ред Булл» – действующие чемпионы, обладатели самой быстрой машины на тестах. Кажется, ничего не помешает взять очередные титулы, но вдруг?
Чтобы получить контракт в «Формуле-1» нужно получить суперлицензию, которую выдают в Международной Автомобильной Федерации за выступление в молодежных чемпионатах.
Вообще, быть пилотом «Формулы-1» трудно физически. Гонщики теряют несколько килограмм к концу гран-при и испытывают сильные перегрузки, которые меряются в G-силе. Например, во время этой аварии Макс Ферстаппен испытал перегрузку в 51G. Это значит, что в какой-то момент голландский пилот испытал давление в 51 раз больше его собственного веса.
Двигатели в «Формуле-1»
С 2014 года «Формула-1» перешла на V6 1,6-литровые турбодвигатели, теперь этот отрезок времени называется «турбоэра». «Турбоэра» не очень нравится олдскульным фанатам, которые желают слышать только рев мотора, но прошлое не вернуть. Двигатель болида «Формулы-1» ограничен 15000 оборотами в минуту. Рекорд скорости принадлежит Хуану Пабло Монтойе, который на Гран-при Италии в 2005 году разогнал «Макларен» на движке «Мерседес» до 372 километров в час.
Прямо сейчас в «Формуле-1» 4 производителя моторов: «Мерседес», «Феррари», «Рено» и «Ред Булл». «Хонда» покинула чемпионат после 2021 года и новым производителем-мотористом стал «Ред Булл», который выкупил производство у японской компании. В 2026 году «Хонда» вернется в состав мотористов «Ф-1», «Ауди» станет делать моторы для своей команды, а моторы «Ред Булл» станут моторами «Форд».
С 2022 года моторы «заморозили» в развитии до нового моторного регламента, который введут в 2026 году.
Шины в «Формуле-1»
Шины играют огромную роль в гонке «Ф-1». Сейчас официальным поставщиком резины являются итальянцы из Pirelli. Раньше в «Формуле-1» были шинные сражения, то есть команды могли сами выбрать себе поставщиков резины, но после Гран-при США 2005 года, когда из-за проблем с шинами Michlein на старт вышло всего 6 машин, руководители чемпионата решили доверять поставку шин единственному производителю, который выиграет тендер. Pirelli является поставщиком с 2011 года.
Шины делятся на сухие и дождевые. Сухие бывают шести видов: от C0 — самой твердой резины, которая очень долго стирается, но долго прогревается, до C5 — самой мягкой резины. Pirelli из этих пяти выбирает три вида, которые привезет на гонку и дает им такую маркировку: самые мягкие – «софт», красный цвет; средние – «медиум», желтый цвет; самые твердые – «хард», белый цвет.
Дождевые шины делятся на два вида: дождевые – для мокрой трассы и промежуточные – для подсыхающего, но все еще влажного асфальта.
В 2022 году, с введением нового технического регламента, «Формула-1» перешла на 18-дюймовые шины, до этого несколько десятилетий использовались 13-дюймовые шины.
Трассы «Формулы-1»
Трасса «Формулы-1» – это кольцо, со специальной лицензией от Международной Автомобильной Федерации. По правилам, каждая гонка проходит столько кругов, сколько необходимо для достижения 305 пройденных километров, и занимает примерно 1,5-2 часа. Единственное исключение – Монако, там из-за медленной трассы, для финиша надо пройти 260 километров. Трасса в Монте-Карло также имеет и самую маленькую длину круга равную 3337 метрам.
Список трасс в сезоне-2023:
Пит-стопы в «Формуле-1»
Пит-стопы необходимы болидам для замены шин, а также для ремонта, механической регулировки или в качестве штрафа. Дозаправка в «Формуле-1» запрещена с 2010 года. Если гонка сухая, то гонщики должны сделать хотя бы один пит-стоп, чтобы сменить шины. В каждой гонке каждый гонщик должен использовать как минимум два разных комплекта резины. В дождевых гонках это правило не действует из-за соображений безопасности.
Питы расположены сбоку от финишной прямой и распределяются в порядке силы команд в прошлом сезоне. В 2023 году право выбирать место (с начала или с конца) «боксов» будет у «Ред Булла».
Флаги в «Формуле-1»
Во всех видах автоспорта используется система флагов или сигнальных огней для информирования гонщиков об опасностях во время сессии. Хотя технологические достижения привели к тому, что в «Формуле-1» многие флаги были заменены сигнальными огнями, система флагов осталась неизменной с первых лет гонок.
Давайте разберемся в значении самых частых флагов:
- Одиночный желтый флаг – опасность рядом с трассой
- Одиночный желтый флаг, маршалы машут – опасность на трассе
- Двойной желтый флаг – опасность, обгон запрещен, необходимо снизить скорость
- Желто-красный флаг – скользкая трасса или животное на треке
- Зеленый флаг — сессия возвращается к гоночным условиям
- Синий флаг — гонщик, отстающий на круг, обязан пропустить лидера
- Красный флаг — сессия остановлена из-за опасности на трассе
- Черный флаг с оранжевым кругом — гонщик должен заехать в боксы для замены поврежденных деталей
- Черно-белый флаг — предупреждение гонщику
Квалификация в «Формуле-1»
Квалификация в «Формуле-1» определяет стартовый порядок гонщиков на воскресную гонку. Гонщик должен показать быстрейший круг, чтобы занять лучшую позицию. Квалификационная сессия состоит из 3 сегментов:
- Первый сегмент – 18 минут, участвуют все пилоты
- Второй сегмент – 15 минут, участвуют 15 лучших пилотов из первого сегмента
- Третий сегмент – 12 минут, участвуют 10 лучших пилотов из второго сегмента
Время, показанное в одном сегменте, никак не учитывается в другом, то есть между сегментами времена гонщиков обнуляются.
Большую часть времени квалификация проводится по субботам, за день до гонки, но на трех этапах в этом году квалификация будет проводиться в пятницу, из-за спринт-гонки в субботу.
На двух этапах в сезоне-2023 будет тестироваться экспериментальная система квалификаций с определенными шинами в каждом сегменте: «хард» в первом сегменте, «медиум» – во втором сегменте и «софт» – в третьем.
Гоночный уик-энд «Формулы-1»
Уик-энд в «Формуле-1» длится с пятницы по воскресенье. В настоящий момент существует два вида уик-эндов: классические и со спринт-гонками.
- Пятница – первая и вторая практики
- Суббота – третья практика и квалификация
- Воскресенье – гонка
- Пятница – первая практика и квалификация
- Суббота – вторая практика и спринт-гонка
- Воскресенье – гонка
Где смотреть «Формулу-1»
В связи с «ситуацией» в Украине, доступа к официальным трансляциям у российских зрителей сейчас нет. Подробнее о способах посмотреть трансляции гонок можно узнать в нашем телеграм-канале.
В Украине права на трансляцию «Ф-1» принадлежат Setanta Ukraine. Если вы из другой страны, список вещателей в вашей стране можно найти по этой ссылке.
В Формуле-1 изменили правила перед сезоном-2022: больше очков за спринт, старт на любых шинах, показ новинок
Наверное, каждый в курсе, что Формула-1 переживает революционные изменения в правилах: абсолютно новый технический регламент, добавление в топливо этанола, дальнейшее ужесточение потолка бюджетов. Про эти перемены все в курсе. Но совсем недавно ФИА, владельцы коммерческих прав и сами команды утвердили ещё целый ряд поправок в регламент — о них мы и расскажем.
1. Больше очков за спринт
Что сделали. Ранее по итогам спринтерских гонок очки получили лишь три лучших гонщика — по простой схеме 3-2-1. В 2022 году нас снова ждут три спринта, но на сей раз очки за них получат сразу восемь пилотов — по всё ещё простой схеме 8-7-6-5-4-3-2-1. Логика простая: раз спринт составляет примерно треть от дистанции Гран-при, то и победитель получит почти треть от куша за победу в основной гонке. Таким образом, если кто-то выиграет три спринта, то это уже эквивалент одной полноценной победе.
Важный нюанс: теперь это официально именно спринтерские гонки, а не спринт-квалификации. Спринты определят порядок пилотов на старте главной гонки, но обладателем поул-позишен в справочниках останется тот, кто проехал быстрейший круг в пятницу.
Зачем сделали. Прежней схемой с минимальным числом очков подчёркивалась экспериментальная составляющая спринтов: они не должны были в первый же сезон оказать громадное влияние на общий зачёт чемпионата. Сейчас, когда идея со спринтами уже апробирована, можно поднять их ценность. Теоретически это должно спровоцировать более яркую борьбу: у пилотов появится больше мотивации идти в смелые атаки или рисковать с выбором шин.
2. Новые правила для сокращённых гонок
Что сделали. Скандал на Гран-при Бельгии, когда гонщики проехали всего два круга позади машины безопасности и всё равно получили половинчатые очки, привёл к серьёзному пересмотру правил.
Прежде всё было просто: если пилоты проехали менее 75% дистанции, то просто получали половинчатые очки. Теперь схема гораздо сложнее:
- если пилоты не проехали даже двух кругов в боевом режиме, то очков они вообще не получат;
- если проехали не менее двух кругов, но не более 25 процентов дистанции, то очки получат лишь первые пять пилотов на финише по системе 6-4-3-2-1;
- если лидер к моменту отмены гонки прошёл от 25 до 50 процентов дистанции, то очки получат лишь 9 пилотов по системе 13-10-8-6-5-4-3-2-1;
- если в гонке было пройдено от 50 до 75 процентов дистанции, то очки получат 10 гонщиков, однако система начисления очков также будет отличаться от стандартной: 19-14-12-9-8-6-5-3-2-1.
Зачем сделали. С одной стороны, налицо реакция на фарс в Спа: с новыми правилами очков никто не получил бы, либо дирекция гонки оказалась вынуждена рискнуть и всё-таки выпустить гонщиков хотя бы на несколько самостоятельных кругов. С другой — Формула-1 в очередной раз усложняет правила для болельщиков. В случае появления красных флагов всем придётся высчитывать, какая часть дистанции пройдена и кто и сколько должен получить. Но есть и бонус: в прошлое точно уйдут «половинки» очков.
3. Топ-10 стартует на любых шинах
Что сделали. Отменено правило, что 10 быстрейших гонщиков квалификации обязаны были стартовать на том комплекте шин, с которым они показали лучшее время во втором сегменте квалификации. Теперь все участники Ф-1 имеют полную свободу при выборе шин на стартовый отрезок дистанции.
Зачем сделали. При появлении этого правила разработчики рассчитывали, что лидеры из-за необходимости выбирать более мягкие покрышки окажутся в менее выгодном положении на первых кругах гонки. На практике выяснилось, что как раз лидеры за счёт преимущества в скорости могут спокойно пройти в Q3 и на более жёстких шинах, а вот страдать будут середняки: седьмое-восьмое места на старте нередко оказывались менее выгодными, чем 11-е или 12-е. Бывали даже случаи, когда кто-то осознанно не стремился пробиться в решающую часть квалификации — лишь бы не стартовать на «софте». Теперь все в равном положении и могут спокойно выкладываться в Q2 на полную.
Впрочем, есть в новации и минус: если прежде кто-то из фаворитов мог провалиться из-за слишком оптимистичного выбора жёстких шин в Q2, то теперь все гарантированно будут гонять на «софте» и результаты станут более предсказуемыми.
4. Рестарт позади сейфти-кара — теперь быстрее
Что сделали. Реакция на ещё один скандал — на сей раз в Абу-Даби. Споры Майкла Маси, «Ред Булл» и «Мерседеса» в концовке гонки отчасти были вызваны пунктом правил, согласно которым сейфти-кар может уехать в боксы в конце следующего круга после того, как последний круговой обгонит лидера. Согласно свежей поправке, отсчёт начнётся раньше: с момента, когда гоночная дирекция разрешит круговым возвращаться в один круг.
Зачем сделали. Поправка в правила позволит производить рестарты быстрее, а значит, чуть большая часть гонок будет проходить в боевом режиме. Станет ли от этого лучше – другой вопрос. Да, в том же Абу-Даби у Маси появился бы более легальный аргумент для возобновления борьбы за круг до финиша. С другой стороны, при новой поправке меньше шансов, что круговые успеют догнать пелотон и полноценно вернуться в борьбу.
5. Презентация новинок для болельщиков
Что сделали. Команды Формулы-1 обязали рассказывать о подготовленных к очередному Гран-при обновлениях. Вечером в четверг во время гоночного уик-энда все команды обязаны отправлять в ФИА список с описанием всех новинок по сравнению с предыдущим Гран-при, а утром в пятницу автомобили будут выкатывать на пит-лейн для демонстрации журналистам. Рядом должен находиться один из спецов каждой из команд, который обязан комментировать ту или иную новую деталь. Ещё одна демонстрация будет проводиться в субботу после квалификации — когда уже наступил режим закрытого парка и команды не имеют права что-либо изменить. Но на сей раз руководитель гонки выберет лишь пять машин из 20.
Зачем сделали. Давно говорят, что Ф-1 недостаточно продвигает свой невероятный уровень технологий — хороший пример тому зимние презентации машин, на которых многие команды вообще плюют на болельщиков и показывают непонятно что, а более прогрессивные коллективы всё равно тщательно скрывают наиболее интересные узлы болидов. При этом все понимают, что на первых же зимних тестах все внешние секреты будут моментально раскрыты благодаря детальным фотографиям и видеозаписям. Таким образом, если говорить о взаимном шпионаже, то новый пункт правил его упростит, но глобально ничего не изменит. Зато журналисты смогут куда лучше разглядеть новинки и ещё профессиональнее рассказать о них простым болельщикам. Да, это важно, скорее, для техногиков, но в целом хороший шаг в сторону большей открытости серии.