Как купить бензин оптом без акциза для себя
Перейти к содержимому

Как купить бензин оптом без акциза для себя

  • автор:

Акциз: что это, виды и какие ставки

При покупке алкоголя, табачной продукции и даже некоторых сладких напитков покупатели платят за сам товар, налог на добавленную стоимость, а также за то, чтобы продавец рассчитался с государством за возможность продавать подакцизный товар. РБК Life вместе с экспертами разобрался, как работает акцизная система в России.

Содержание

Что такое акциз

Акциз — это косвенный федеральный налог на товары широкого внутреннего потребления и один из способов пополнить бюджет государства. Акцизную систему регулирует Налоговый кодекс [1]. В ст. 22 указаны подакцизные товары, ставки и порядок уплаты.

Этот вид налога достаточно древний, его истоки находятся в Древнем Риме. Подкупала простота: потребитель зачастую и не задумывался, что в стоимости товара уже есть «кусочек» для государственной казны. Испокон веков подакцизными товарами считались предметы роскоши, товары для удовольствия.

Считается, что через акцизы регулируется потребление, однако основной целью применения этого вида налогообложения все же является пополнение бюджета, и с акцизами это происходит стабильно и регулярно.

Александр Абрамов

Александр Абрамов Управляющий КППС

В Россию система пришла во второй половине XIX веке и быстро стала основным источником пополнения казны. Подакцизными товарами признавали как предметы первой необходи­мости (например, чай, сахар или спички), так и товары массо­вого потребления (табак, солод). В 1901 году от акцизных товаров в государственную казну поступило 60% от всех государственных доходов [2].

После революции 1917 года акцизы отменили. Затем — при новой экономической политике (НЭП) — в 1921 году вернули. Акцизная система просуществовала недолго, до 1932 года. После этого ее вновь отменили почти на 60 лет. Лишь после распада СССР и перестройки в 1992 году акцизы в России вновь вернули.

Функция акциза очевидна — фискальная, то есть формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, ценовые и налоговые меры служат эффективным средством сокращения потребления таких товаров, как, например, табак, оказывающий негативное влияние на здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения рекомендует повысить акцизы на него до 70% [3]. Но надо учесть, что это сделает акциз запретительным и разрушит его фискальную функцию.

Олег Матюнин

Олег Матюнин Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и партнеры»

По словам экспертов, установленная система взимания акцизов в России не меняется кардинально. Однако государство ежегодно пересматривает фиксированные ставки и список подакцизных товаров.

Под акцизом принято рассматривать так называемый косвенный налог, который налагается в момент производства товаров народного потребления внутри страны. В какой-то мере акциз напоминает удаленно таможенный сбор, но расходы уже включены в стоимость товара. Чаще всего размер акциза составляет не менее 50%, а по ряду групп товаров может составлять 2/3 стоимости.

Анна Салютина

Анна Салютина Член адвокатской палаты Ростовской области, член Ассоциации юристов России

Кто платит акциз

Налогоплательщики акциза — организации, индивидуальные предприниматели и лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [4], — то есть те, кто производит определенные действия (установленные в законе) с подакцизными товарами.

Фактическими же плательщиками акциза являются покупатели продукции, объясняет член адвокатской палаты Ростовской области Анна Салютина. Предприниматели и продавцы не платят налог из своего кошелька.

Акцизы включают в итоговую стоимость продукта, но, в отличие от налога на добавленную стоимость (НДС), покупатель не видит его в чеке. Управляющий КППС Александр Абрамов объясняет, что размер этого вида отчисления включен в цену до момента предоставления товара потенциальным покупателям.

Акцизные сборы в бюджет перечисляют производители, но в итоге сумма включается в цену товара. Таким образом, фактическими плательщиками этого налога становятся покупатели (потребители). Поэтому налог и назван косвенным. Производители собирают эту надбавку с полученной цены и передают в бюджет государства.

Александр Абрамов

Александр Абрамов Управляющий КППС

Что облагается акцизом

  1. Этиловый спирт.
  2. Спиртосодержащая продукция (например, эмульсии) с содержанием этилового спирта более 9%.
  3. Алкогольная продукция с содержанием объема этилового спирта более 0,5%.
  4. Табачная продукция.
  5. Жидкости для электронных сигарет.
  6. Сладкая газированная вода.
  7. Легковые автомобили.
  8. Мотоциклы (мощность двигателя свыше 112,5 кВт).
  9. Автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла (для дизельных и карбюраторных двигателей), авиационный керосин.
  10. Средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол.
  11. Природный газ и другое [5].

Полный список подакцизных товаров указан в ст. 181 Налогового кодекса России.

Из этого перечня видно, что это не товары первой необходимости. К подакцизным, например, относят табак, алкогольные напитки и другие. Все подакцизные товары имеют достаточно большую разницу между себестоимостью и стоимостью продажи, то есть являются высокомаржинальными.

Александр Абрамов

Александр Абрамов Управляющий КППС

Содержание ст. 181 довольно часто меняется. Например, с 1 июля 2023 года ввели акциз на сахаросодержащие напитки. Ставка акциза на напитки с сахаром или подсластителями, содержание которых превышает 5 г на 100 мл, и с долей этилового спирта не выше 1,2% составляет 7 руб. за 1 л.

Минфин предложил проиндексировать акцизы на сигареты и автомобили на 5%

Ставки акциза

У каждого вида подакцизного товара есть своя ставка или формула расчета налога. Акцизы рассчитывают по двум видам ставок — фиксированной и комбинированной.

1. Фиксированная (твердая)

Фиксированная ставка — конкретная сумма за единицу, вес или определенный объем товара.

Твердый акциз — фиксированная сумма за каждую позицию товарной группы. Формула расчета примерно такова: АТС (акциз с твердой ставкой) = Количество товара (КТ) × Ставка.

Мера определяется, исходя из свойств товара — литр, штука, масса. Так, например, в 2023 году акциз на игристые вина составляет 45 руб. за литр. Если производитель продал 6500 бутылок игристого вина объемом 1 литр, его акциз составляет 292 500 руб.

Анна Салютина

Анна Салютина Член адвокатской палаты Ростовской области, член Ассоциации юристов России

2. Комбинированная

Комбинированная ставка рассчитывается в зависимости от стоимости и вида товара. Чаще всего этот вид акциза используют для табачной продукции.

Так, в 2023 году для сигарет и папирос установлена ставка в размере 2603 руб. за 1000 штук фиксированно + 16% от розничной цены, но суммарно не менее 3536 руб. за 1000 штук.

Например, производитель, продавший 50 пачек сигарет (по 20 штук в каждой) по 150 руб. должен заплатить акциз на сумму: 2603 руб. + (50 × 150 руб.) × 16% = 3803 руб. Поскольку получившаяся сумма налога больше минимальной, платить нужно именно ее.

Сергей Гебель

Сергей Гебель Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»

Правила уплаты акциза

Срок уплаты акцизов зависит от вида совершаемой операции: различают внутренние, при ввозе товаров из ЕАЭС, при ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС.

  • Акциз по внутренним операциям платится каждый месяц. Срок уплаты — не позднее 28-го числа следующего месяца. Например, за июль 2023 года заплатить налог нужно до 28 августа 2023 года. Если 28-е число выпадает на выходной, нерабочий или праздничный день, срок уплаты переносится на ближайшую (следующую. —РБК Life) рабочую дату.
  • При ввозе подакцизных товаров из ЕАЭС акциз платится за месяц, в котором ввезенные товары приняли на учет. Срок уплаты — не позднее 20-го числа следующего месяца.
  • При ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, акциз платится вместе с другими таможенными платежами до подачи таможенной декларации.

Сергей Гебель

Сергей Гебель Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»

Как и для других сборов налоговой системы, для акцизов устанавливаются четкие сроки уплаты. Налоговый период по акцизу — один месяц, а вот сроки уплаты зависят от вида подакцизного товара.

28-е число — дата уплаты, а вот какого месяца по счету после реализации товара покупателю, зависит от вида товара. Предусматривается также в определенных случаях авансовый платеж по акцизу.

Оптовая торговля топливом напрямую связана с бухгалтерских тонкостями, связанными с уплатой акциза на ГСМ.

Правила оптовой торговли топливом

Оптовая торговля бензином и дизельным топливом — это прежде всего сделки по купле-продаже топлива между его производителем (то есть нефтеперерабатывющим заводом) и оптовым покупателем (которыми выступают чаще всего компании-владельцы сетей АЗС).

Такие сделки отличаются довольно большими физическими объемами продаваемых и покупаемых ГСМ — поэтому продавцы, какправило, устанавливают определенные правила совершения таких сделок. Например, крупные НПЗ условием для приобретения крупно-оптовых партий нефтепродуктов требуют заблаговременно оформить письменную заявку со сл едующей информацией:

  • название и марку топлива
  • физический объем поставки
  • вид транспорта для поставки
  • направление (например — станция назначения для отгрузки по железной дороге)
  • временной период отгрузки топлива
  • способ транспортировки
  • условия оплаты
  • цена / условия ценообразования

На два последние пункта надо обратить особое внимание, поскольку они напрямую связаны с финансово-бухгалтерских тонкостями, связанными с уплатой акциза на ГСМ.

Тут хитрость в том, что сама по себе реализация нефтепродуктов в России не подлежит налогообложению акцизами — объектом налогообложения является не реализация нефтепродуктов, а их получение. Следовательно, плательщиками акцизов становятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые приобретают подакцизные нефтепродукты. Единственное исключение составляют структурные подразделения нефтеперабатывающих компаний, который могут получать прямогонный бензин с НПЗ для дальнейшего производства продукции нефтехимии (подп. 8 п. 1 ст. 182 НК РФ) — им платить акциз на этот бензин не требуется. Налогообложение акцизом зависит еще и от того, имеет ли организация свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Налоговый кодекс приравнивает к производству подакцизных товаров любые виды смешивания товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар (п. 3 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

    Например, АЗС получает с завода бензин Аи-80 и закупает присадки для повышения октанового числа. Путем их смешивания на АЗС получается бензин Аи-92. В этом случае будет считаться, что АЗС сама произвела этот бензин и должна платить акциз с его реализации.

Кроме того, существуют еще такие документы, как свидетельства на операции с нефтепродуктами, а именно:

  • производство;
  • оптовую реализацию;
  • оптово-розничную реализацию;
  • розничную реализацию.

Свидетельство на розничную реализацию получают АЗС, отпускающие бензин конечным потребителям. Остальные варианты продажи топлива относятся к оптовой торговле.

Получать такое свидетельство или нет — это оптовые торговцы решают сами. Но им следует помнить, что лицо, что юридическое лицо, имеющее такое свидетельство, признается плательщиком акцизов — а это дает возможность приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз.

Для оптовиков это дает то преимущество, что при наличии свидетельства они могут предъявлять к вычету ранее начисленные суммы акцизов.

Как купить бензин оптом без акциза для себя

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация занимается оптовой торговлей ГСМ, в том числе бензином. Производством, переработкой или импортом ГСМ не занимается, свидетельства на операции с ГСМ не имеет. На АЗС, принадлежащих организации, осуществляется добавление в бензин различных присадок.
Возникает ли у организации обязанность по оплате акцизов? Нужно ли подавать декларацию по акцизам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, осуществляющая реализацию подакцизной продукции (как розничную, так и оптовую) и не являющаяся производителем или импортером данной продукции, плательщиком акцизов не признается. Поэтому налоговую декларацию по акцизам организации представлять не требуется.
Смешение подакцизных товаров между собой или с иными компонентами признается производством подакцизного товара только в тех случаях, когда в результате такого смешения получается продукт, облагаемый по более высокой ставке акциза, чем исходные компоненты. То есть в случаях, когда один или несколько исходных компонентов до смешения не являлись подакцизными товарами (либо в отношении которых установлены более низкие ставки акциза), но после смешения изменили свойства и приобрели характеристики подакцизного товара или товара с более высокой ставкой акциза.
При этом Минфин России в последних разъяснениях указывает, что в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ.
Как пример — смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива в составе полученной смеси. И в таком случае, учитывая последние разъяснения Минфина России, объектом налогообложения является только та часть полученного в результате смешения топлива, которая приходится на объем керосина, т.к. он изменил свои характеристики (в отношении него повысилась ставка акциза).
По нашему мнению, смешение компонентов, не приводящее к такому изменению свойств одного или нескольких компонентов, при котором они становятся подакцизными товарами или в отношении них начинают применяться более высокие ставки акциза, не является производством для целей главы 22 НК РФ.
Например, смешение автомобильного бензина с присадками не является производством подакцизного товара, если при этом не понижается класс бензина, и/или сами присадки не приобретают свойств подакцизного товара. То есть при условии, что используемые присадки, добавки не приобретают физико-химические, потребительские свойства бензина (компонента с более высокой ставкой акциза), а используются только для изменения характеристики этого компонента (например, повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки).
В то же время обнаружено разъяснение ФНС России по вопросу смешения давальческого сырья, в котором чиновники, не анализируя назначение присадки, указанной в вопросе налогоплательщика, приходят к выводу, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
Если учитывать указанное разъяснение ФНС России, то смешение топлива с присадками с изменением свойств самого топлива (но без изменения ставки акциза) признается производством подакцизного товара, что влечет необходимость уплаты организацией акциза и подачи налоговой декларации. При этом под произведенным объемом подакцизного товара следует понимать не всю полученную смесь, а часть объема смеси, пропорционально компоненту (компонентам), который стал подакцизным товаром или в отношении которого стала применяться более высокая ставка акциза.
Ввиду неурегулированности вопроса смешения топлива с различными присадками, изменяющими характеристики топлива, а также учитывая отсутствие официальных разъяснений контролирующих органов (именно по применению п. 3 ст. 182 НК РФ для такого смешения) и судебной практики рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган с письменным запросом для получения официальных разъяснений.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации и ИП, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу ЕАЭС. Указанные лица признаются налогоплательщиками только в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом (п. 2 ст. 179 НК РФ).
Объект обложения акцизами определен в ст. 182 НК РФ. В частности, подлежат обложению операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Операции по перепродаже подакцизных товаров в ст. 182 НК РФ не поименованы, то есть данная операция к объекту обложения акцизом не относится.
При этом в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала) (п. 3 ст. 182 НК РФ)*(1).
Таким образом, для целей п. 3 ст. 182 НК РФ производством является смешение компонентов с получением нового товара, облагаемого по ставке выше, чем сами компоненты (один или несколько).
Признается производством подакцизного товара такое смешение, когда в составе компонентов смешения имеются неподакцизные товары и (или) товары, в отношении которых установлена более низкая ставка акциза, чем ставка акциза на произведенный товар, а также подакцизные товары, операции по реализации (передаче) которых, совершаемые их производителем, подлежат освобождению от налогообложения акцизом (например, авиакеросин) (письмо Минфина России от 14.09.2021 N 03-13-08/74634, письмо Минфина России от 11.08.2020 N 03-13-08/70101). Либо добавление в неподакцизный товар различных присадок, что позволяет получить товар, который является объектом налогообложения (смотрите, например, постановление Первого ААС от 26.06.2018 N 01АП-2605/18).
Для различных видов ГСМ статьей 193 НК РФ на 2022 год установлены следующие ставки акциза:
1) для автомобильного бензина, не соответствующего классу 5, — 14 169 рублей за 1 тонну;
2) для автомобильного бензина класса 5 — 13 793 рубля за 1 тонну;
3) для дизельного топлива — 9556 рублей за 1 тонну;
4) для моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 6075 рублей за 1 тонну;
5) для авиационного керосина — 2800 рублей за 1 тонну;
6) для прямогонного бензина — 16 344,96 рублей за 1 тонну (13 100 + 4865 x 0,667) (п. 6 ст. 193 НК РФ).

Смешение подакцизного бензина с присадками

Ранее Минфин России разъяснял, что отсутствует производство при смешении подакцизных и неподакцизных товаров, в результате которого получается продукт с одним и тем же классом, одной и той же ставкой акциза, как и у подакцизного продукта, выступающего в качестве сырья (смотрите письма Минфина России от 02.04.2019 N 03-13-08/22593, от 31.07.2018 N 03-13-14/53840, от 04.10.2017 N 03-13-08/64636, от 16.09.2016 N 03-07-06/54254, от 27.04.2016 N 03-07-06/24461, от 03.10.2013 N 03-07-06/40952, от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12414@, от 20.07.2012 N 03-07-06/190).
Чиновники исходили из того, что для исходного продукта и продукта, получаемого в результате смешения, установлена единая ставка акциза.
Однако в 2020 году Минфин России в письмах от 11.03.2020 N 03-13-12/19201, от 11.08.2020 N 03-13-08/70101 и от 11.11.2020 N 03-13-08/98241 сообщил, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ (т.е. ту часть объема, которая повысила свою ставку акциза в результате смешения). Поэтому в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный компонент с меньшей ставкой акциза (без акциза), возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
Минфин России поясняет свою позицию тем, что в результате смешения объем компонента с более низкой ставкой акциза приобретает физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют*(2).
Данная позиция Минфина России поддержана решением ВС РФ от 27.07.2021 по делу N АКПИ21-416 (смотрите также апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 21.10.2021 N АПЛ21-367).
При этом сама норма п. 3 ст. 182 НК РФ не изменилась — изменилось разъяснение ее Минфином России. Обращаем внимание, что указанные письма Минфина России касаются смешивания различных видов топлива (дизельного топлива и авиационного керосина; мазута и топлива маловязкого судового). В рассматриваемых письмах также идет речь об изменении свойств одного или нескольких из составляющих элементов товара, который до смешения не являлся подакцизным либо реализовался с применением более низкой ставки указанного налога. Объем данного компонента (мазута, авиационного керосина) на основании п. 3 ст. 182 НК РФ также должен облагаться акцизом, так как этот объем товара произведен и реализован в составе подакцизного товара (смешанного топлива).
Отметим, что ранее чиновниками разъяснялось, что смешение топлива с присадками не приводит к возникновению объекта обложения акцизами, если в результате не произведено топливо с иным качеством и иными физико-химическими показателями (определение ВАС РФ от 02.03.2011 N ВАС-1860/11).
При смешении автомобильного бензина с присадками, не понижающими класс нефтепродукта, объект налогообложения по акцизам отсутствует (смотрите письма Минфина России от 20.07.2012 N 03-07-06/190, от 15.12.2011 N 03-07-06/342, от 04.12.2008 N 03-07-06/106). Смотрите, например, постановление Четырнадцатого ААС от 14.06.2019 N 14АП-4367/19, в котором налоговый орган доказал понижение класса бензина в результате смешения бензина с моющими присадками.
Полагаем, что позиция Минфина России относительно трактовки п. 3 ст. 182 НК РФ распространяется на ситуации, когда при смешении увеличивается объем продукта, а компонент с более низкой ставкой акциза далее реализуется в составе нового подакцизного товара (например, смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива).
То есть для признания смешения производством требуется, во-первых, чтобы исходные смешиваемые товары были разными товарами, во-вторых, чтобы происходило смешение товаров, в-третьих, чтобы результатом смешивания стал новый подакцизный товар со ставкой акциза выше, чем ставка какого-либо из его компонентов (нефтепродуктов), использованных в качестве сырья (смотрите также п. 5 письма ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@).
Смешение подакцизного товара с присадками в целях изменения характеристик продукта, в отношении которого применяется такая же ставка акциза (или меньше), не является, по нашему мнению, производством. При условии, что применяемые добавки, присадки не приобретают физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза, а используются только для изменения характеристики этого компонента (повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки не приобретают характеристики топлива).
В то же время в письме ФНС России N СД-4-3/5330@ от 19.04.2021 по вопросу применения подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ*(3) указано, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
При этом в отличие от приведенных выше разъяснений Минфина России, в данном письме ФНС России не уточняется, что объект налогообложения акцизом возникает только в части пропорции произведенного продукта, приходящейся на долю неподакцизных компонентов (присадок). По мнению ФНС России, в случае смешения рассмотренных в письме компонентов возникает подакцизный товар, который в полном объеме облагается акцизом*(4).
Хотя, как указывалось выше, из разъяснений Минфина России можно прийти к выводу, что объектом налогообложения признается не весь объем полученной смеси, а та часть полученной смеси, которая меняет свои характеристики, становясь подакцизным товаром или в отношении которой повышается ставка акциза.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

10 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что до 01.01.2009 указанная норма не содержала условия о получении в результате смешивания товара с более высокой ставкой акциза, чем исходное сырье.
В связи с этим в судебной практике, в которой рассматривались споры о применении п. 3 ст. 182 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2009, судьи принимали во внимание технологические документы, используемые при смешивании, для квалификации операции смешивания как производство подакцизного товара.
Исходя из действующей редакции п. 3 ст. 182 НК РФ, достаточно определить, появляется ли в результате смешивания товар, который облагается акцизом по более высокой ставке, чем установлена для исходных компонентов, либо облагается ли акцизом товар, получаемый в результате смешивания компонентов, которые сами по себе не являются подакцизными товарами.
*(2) В примере, изложенном в письме Минфина России от 11.11.2020 N 03-13-08/98241, при приобретении авиационного керосина, используемого в целях смешения с дизельным топливом в местах их хранения и реализации, сумма акциза в цене данного товара отсутствует.
В указанной ситуации при сравнении ставки акциза по такому топливу (в результате смешения получается дизельное топливо с аналогичной использованному при смешивании ставкой акциза), установленной статьей 193 НК РФ, в части объемов авиационного керосина, использованного для его изготовления, приобретаемого по цене без акциза и, соответственно, в отсутствие ставки такого акциза, возникает указанное в п. 3 ст. 182 НК РФ превышение.
Таким образом, такое смешение ингредиентов полученного топлива признается производством подакцизных товаров, при реализации которого в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный авиационный керосин, возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
*(3) На основании подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов) является объектом налогообложения акцизами.
*(4) Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.

Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?

Перечень лиц, которые могут признаваться плательщиками акцизов, приведен в п. 1 ст. 179 НК РФ. К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу нашей страны, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Как платить акцизы организациям, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?

Налогоплательщики акцизов имеют постоянный статус только в том случае, когда они регулярно совершают операции, облагаемые этим налогом. У остальных подобная обязанность может возникать от случая к случаю. Дело в том, что уплатить акциз любой из указанных выше субъектов должен только тогда, когда совершает какую-либо из операций, подпадающих под обложение акцизами, т.е. операцию с подакцизными товарами. Если такие обстоятельства не возникли, то это к налогоплательщикам акцизов субъекта не причисляют. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Какие товары являются подакцизными?

Подакцизными товарами являются:

  1. этиловый спирт, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый дистилляты;
  2. жидкая спиртосодержащая продукция с объемной долей этанола более 9%, кроме отдельных видов:
  • лекарств;
  • ветпрепаратов;
  • парфюмерно-косметической продукции;
  • перерабатываемых отходов алкогольного производства;
  • виноматериалов;

Операции, порождающие «акцизную» обязанность

Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:

  1. любая реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  2. передача произведенных подакцизных товаров:
  • переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
  • внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
  • для собственных нужд;
  • в уставный капитал и т. п.;
  • участнику при выходе из общества;
  • на переработку на давальческой основе.
  1. ввоз подакцизных товаров в страну;
  2. получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе:
  • денатурированного этилового спирта;
  • прямогонного бензина;
  • бензола, параксилола или ортоксилола;
  • авиационного керосина.

Внимание! На осуществление операций с отдельными товарами необходимы свидетельства на производство, переработку и т. п., предусмотренные ст. 179.1–179.3 НК РФ.

Что не облагается акцизами?

При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

  1. передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
  2. экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
  3. первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
  4. передача внутри организации:
  • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
  • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
  1. произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
  2. некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?

НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики, но о них пойдет речь ниже в отдельной главе.

Как ИП платить акцизы, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Для спецрежимников ситуация требует отдельного пояснения: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спецрежимы. Сразу обратим внимание, что речь здесь идет только о лицах на ЕСХН и УСН.

Теперь объясним наш вывод подробнее.

Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров, в том числе на давальческих началах (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70).

Важно! Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и:

  • розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса;
  • любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье.

При совершении операций не с произведенными, а с приобретенными товарами применять упрощенку и сельхозналог можно.

При этом нужно иметь в виду, что данные спецрежимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и пп. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны.

Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза.

Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?

При реализации подакцизных товаров плательщиками акцизов являются практически всегда производители. Исключение составляет продажа конфиската, бесхозяйных и отказных ценностей. Поэтому и при заключении посреднического договора платить акциз должен производитель. Причем здесь особенностью налогообложения будет то, что акциз нужно начислять уже в момент передачи подакцизной продукции посреднику, не дожидаясь продажи товаров конечному покупателю. Объясняется это положениями п. 2 ст. 195 НК РФ, который определяет дату реализации подакцизных товаров как день их отгрузки или передачи. Поэтому, несмотря на сохранение права собственности на подакцизные товары за производителем, посчитать налог нужно сразу при передаче их посреднику. Так считает Минфин России (см. письмо от 01.10.2008 № 03-07-06/87).

Итоги

Плательщиками акцизов являются и организации и ИП. При этом неважно какую систему они применяют. Ни один спецрежим не освобождает от обязанности платить акцизы. Но спецрежимники не вправе заниматься производством подакцизных товаров. В этом случае они должны перейти на ОСНО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *