6. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования.
73. Назовите основные методы диагностики АБ, какие приборы при этом используются.
74. Каковы причины «кипения» электролита в АБ на линии.
75. Почему в каждой климатической зоне следует использовать строго определенную плотность электролита АБ.
76. Перечислите основные неисправности АБ и их причины.
77. Каковы признаки повышенной разряженности и других неисправностей АБ;
78. Каковы основные причины неисправной работы генератора.
79. Каковы причины неисправной работы реле-регулятора.
80. Перечислите основные операции, проводимые по генератору и реле-регулятору при ТО-1 и ТО-2;
81. Каковы причины полного отказа или неудовлетворительной работы системы зажигания.
82. Перечислите основные признаки и последствия неудовлетворительной работы системы зажигания.
83. Каковы причины неисправной работы прерывателя-распределителя.
84. Какие методы проверки работы системы зажигания используются на линии.
85. Какова методика обслуживания и проверки свечей зажигания, какой инструмент и какие приборы.
86. Как и чем проверяется начальный угол опережения зажигания.
87. Какие работы проводятся по прерывателю-распределителю при ТО-2.
88. В чем преимущество диагностики системы зажигания с помощью
89. Какова методика проверки прерывателя-распределителя на стенде СПЗ-8М.
90. Методика проверки и регулировки установки фар.
91. Основные неисправности и регулировка звуковых сигналов.
92. Работы, проводимые при ЕО, ТО-1,ТО-2 КИП, звуковых и световых сигналов.
93. Какие работы по системе зажигания проводятся при ТО-1, в т.ч. диагностические.
94. Какие работы по ремонту АБ производятся в цехе АТО, какова их последовательность.
95. Как определяется неисправная работа генератора на линии.
96. Кратко перечислите основные операции, проводимые по АБ при ЕО; ТО-1; ТО-2.
7 Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии и ходовой части
97. Перечислите основные неисправности механизма сцепления, какими признаками они характеризуются.
98. Причины неполного выключения сцепления?
99. Назовите причины резкого включения сцепления.
100. Перечислите основные операции, проводимые по сцеплению при
101. С помощью каких операций при ежедневном обслуживании можно выявить неисправность сцепления?
102. Перечислите основные операции, входящие в объем ТО-1 и ТО-2 КП и раздаточной коробки, какова методика их выполнения (в т.ч. замены масла).
103. На что следует обращать внимание при ежедневной эксплуатации КП и раздаточной коробки?
104. Перечислите основные неисправности КП и раздаточных коробок и их причины.
105. Перечислите возможные постовые и цеховые работы по ТР сцепления.
106. Назовите основные методы диагностики сцепления, с помощью каких приборов и стендов их можно осуществить?
107. Методика проверки и регулировки свободного хода педали сцепления, включая механизмы с гидравлическим, пневмогидравлическим и тросовым приводом?
108. Почему для гипоидных главных передач следует применять особые сорта масел со специальными присадками?
109. Перечислите основные неисправности главных передач и их причины.
110. Какие работы проводятся при ТР карданных передач в агрегатных цехах?
111. Какие факторы влияют на долговечность карданных передач и других агрегатов в трансмиссии?
112. Перечислите основные операции и методы их проведения при ТО-1 и ТО-2 карданных передач.
113. Перечислите основные неисправности карданных передач, их признаки и причины.
114. Каковы причины неполного включения сцепления, почему в ходе эксплуатации уменьшается свободный ход педали сцепления?
115. Охарактеризуйте технологию и оборудование для антикоррозийной обработки кузовов.
116. Перечислите основные неисправности элементов подвески, их причины, признаки и возможные последствия.
117. Назовите характерные неисправности колес, их причины, признаки и возможные последствия.
118. Каково назначение углов установки управляемых колес и шкворней, назовите нормативные параметры?
119. Перечислите основные операции, проводимые водителем при ЕО ходовой части.
120. Какова методика проверки люфта и регулировки подшипников ступиц колес?
121. Какова методика проверки возможного люфта в шкворневых соединениях, в резьбовых и шарнирных соединениях независимых подвесок?
122. Перечислите основные операции, проводимые при ТО-2 ходовой части, охарактеризуйте оборудование, используемое при этом.
123. Охарактеризуйте посты для контроля установки управляемых колес, какое оборудование при этом используется.
124. Какова методика регулировки углов развала и схождения колес, с какой целью контролируются нерегулируемые параметры?
Принцип работы автомобильного генератора, неисправности, проверка
Как правило, в автомобиле имеется два источника электрической энергии: генератор и аккумуляторная батарея. Генератор приводится в действие двигателем внутреннего сгорания и преобразует механическую энергию в электрическую. Он обеспечивает питание потребителей и подзарядку аккумулятора, когда двигатель автомобиля работает. Аккумулятор предназначен для питания различных блоков управления и систем безопасности транспортного средства при неработающем двигателе и для запуска силовой установки.
Принцип работы автомобильного генератора основан на возникновении в проводнике электродвижущей силы при пересечении его магнитными линиями. Проводник (в виде катушек) располагается на неподвижном магнитопроводе (статор). В качестве ротора используется вращающийся постоянный магнит (электромагнит). Под воздействием вращающегося магнитного поля, в катушках статора индуктируется ток, который меняется по величине и направлению (переменный ток). Для питания устройств автомобиля требуется постоянный ток, поэтому переменный ток вырабатываемый генератором, с помощью выпрямительного блока преобразуется в постоянный.
Схема генератора трехфазного тока
Устройство автомобильного генератора переменного тока
В состав генератора входят такие основные части:
- статор с трехфазной обмоткой;
- ротор с клювообразными наконечниками, обмоткой возбуждения и коллектором;
- выпрямительный блок с тремя парами диодов;
- две крышки, передняя и задняя;
- вентилятор и приводной шкив.
Статор имеет 18 обмоток (кратно трем), они объединены в три группы и соединены звездой. Концы обмоток статора соединены с клеммами выпрямителя.
Ротор автомобильного генератора
а – ротор в сборе; б – в разобранном виде; 1,3 – звездочки с клювообразными наконечниками; 2 – катушка возбуждения; 4 – контактные кольца; 5 – вал.
Ротор собирается на валу, посередине устанавливается катушка возбуждения. Справа и слева от нее располагаются массивные звездочки с клювообразными наконечниками. Наконечники одной звездочки являются северными полюсами, наконечники другой, южными. Таким образом, 6 северных и 6 южных полюсов электромагнита чередуются по окружности, а их общее число 12 кратно двум.
Рядом с катушкой возбуждения устанавливаются изолированные кольца коллектора, к ним присоединяются концы обмотки электромагнита. На одной из крышек генератора монтируется щеткодержатель с двумя щетками. Через щетки и коллектор к обмотке ротора подводится ток возбуждения необходимой величины. Напряжение бортовой сети контролируется реле-регулятором и поддерживается в диапазоне от 13.8 до 14.5 вольт. Регулировка напряжения происходит путем изменения тока в катушке возбуждения генератора.
Как проверить автомобильный генератор
Здесь и далее речь идет о генераторе типа Г – 221. Перед проверкой автомобильного генератора проверяется натяжение ремня, который передает вращение от коленчатого вала к генератору, и состояние аккумулятора. Измерение напряжения на клеммах аккумулятора выполняется при отключенных потребителях тока. Если напряжение меньше 12.6 вольт, то аккумулятор нужно зарядить стационарным зарядным устройством.
Чтобы удостовериться в нормальной работе генератора в первую очередь необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе (2500-3000 оборотов в минуту). Измеряемое напряжение не должно превышать 14.5 вольт. Если напряжение выше, то проверке подвергается регулятор напряжения.
Проверка щеток и обмотки возбуждения
Обмотку возбуждения ротора и качество прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить без разборки генератора. Для этого нужно измерить сопротивление между контактом «67» и массой генератора. Если щетки хорошо прилегают к контактным кольцам, то сопротивление должно быть 4.2 – 4.7 Ом при температуре 20°C. После разборки генератора измеряют сопротивление между контактными кольцами, оно должно быть 4.3 ± 0.2 Ом при температуре 20°C. Следует обратить внимание на качество соединения выводов катушки возбуждения и контактных колец. Далее следует измерить сопротивление между одним из контактных колец и металлическим корпусом ротора, сопротивление должно быть бесконечным. Щеткодержатель со щетками меняется если щетки изношенны и выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм.
Проверка обмоток статора
Перед проверкой от обмоток необходимо отсоединить выпрямительный блок. С помощью мультиметра или контрольной лампы и аккумулятора проверяются обмотки на обрыв, затем на отсутствие замыкания витков обмоток на «массу». Визуально проверяется изоляция проводов обмоток, на ней не должно быть следов перегрева.
Проверка диодов выпрямительного блока
Выпрямительный блок состоит из двух пластин. В одну пластину запрессованы три диода, корпуса которых являются катодами (отрицательный вывод). В другую пластину запрессованы три диода, корпуса которых являются анодами (положительный вывод). Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный диод пропускает ток в обе стороны или не пропускает вовсе. Проверить исправность диодов можно с помощью мультиметра (инструкция в этой статье) или воспользовавшись контрольной лампой (1 — 5 Вт, 12 В) и аккумулятором. В случае неисправности одного или нескольких диодов необходимо менять выпрямительный блок целиком.
Распространенные неисправности автомобильного генератора, их причины и способы устранения (ВАЗ-2103, ВАЗ-2106)
Контрольная лампа заряда периодически загорается или горит постоянно
- Скорее всего, причина кроется в слабом натяжении ремня привода генератора. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать натяжение ремня.
- Возможен постоянный или периодический обрыв между контактом «85» реле контрольной лампы заряда и центром звезды статора. Проверяется целостность проводников и качество контактов разъемов указанной цепи.
- Неисправно реле контрольной лампы заряда. В этом случае нужно заменить реле.
- Обрыв в цепях обмотки возбуждения. Проверяются контактные кольца ротора, щеточный узел, катушка возбуждения на обрыв и замыкание на «массу» и т.д.
- Неисправен регулятор напряжения. Требуется замена регулятора напряжения.
- Короткое замыкание одного или нескольких положительных диодов выпрямительного блока. Необходима замена выпрямительного блока.
- Обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока. Меняется выпрямительный блок.
- Обрыв в цепи между контактами «86» и «87» реле контрольной лампы заряда. Устранение обрыва в цепи.
- Межвитковое замыкание или обрыв в обмотке статора. Требуется замена статора.
При включении зажигания не загорается контрольная лампа заряда
7 главных признаков поломки генератора
Генератор — один из важнейших компонентов любого автомобиля, поломка которого гарантированно обездвижит ваше транспортное средство всего за несколько десятков километров пути. Любая неисправность этой детали требует немедленного вмешательства, в противном случае машине нередко грозит дорогостоящий ремонт. Мы насчитали семь симптомов поломки, которые помогут вам сэкономить на автосервисе и антидепрессантах.
Устройство генератора
Прежде чем говорить о симптомах поломки, нелишним будет вспомнить о том, как устроен и функционирует генератор переменного тока. Эта деталь состоит из алюминиевого корпуса, внутри которого находится катушка статора и ротор на подшипниках. Вал ротора приводится в движение приводным ремнём от коленчатого вала двигателя. Переменный ток, снимаемый с обмотки статора, преобразуется в постоянный мощным диодным выпрямителем. Угольные щётки передают на ротор управляющий ток от регулятора напряжения.
Благодаря его работе генератор постоянно вырабатывает около 13,8–14,7 вольт на выходе, вне зависимости от оборотов двигателя. Этот ток идёт на запитку бортовой сети автомобиля и служит источником подзарядки аккумуляторной батареи. Поломка генератора или неправильная его работа приводит к быстрой разрядке аккумулятора или полному выходу его из строя, в результате машина обесточивается и лишается возможности самостоятельно перемещаться в пространстве.
Неисправности генератора
Все неисправности генератора условно можно разделить на две группы — механические и электрические. К первым относится разрушение корпуса устройства, поломка креплений, подшипников, прижимных пружинок щёток, обгонной муфты или шкива и других деталей, а ко вторым — обрывы и замыкания обмотки, поломка диодного моста и реле-регулятора, износ угольных щёток. Общих признаков приближающихся неприятностей с генератором несколько — это тусклые или мерцающие фары, проблемы с запуском двигателя и подмигивание или постоянное горение контрольной лампы на приборной панели. Аккумулятор и генератор автомобиля работают в тандеме. При этом именно генератор является основным источником питания электрической сети, аккумулятор же выступает в качестве резервного источника энергии и нужен в первую очередь для запуска двигателя и питания электронных устройств при незаведённом моторе. Неисправности генератора проявляются по-разному, однако в большинстве случаев они не приходят внезапно; у водителя есть время, чтобы заметить грядущую поломку и минимизировать неприятности.
1. Сложности при пуске мотора
Один из верных признаков поломки генератора — неуверенный пуск двигателя автомобиля. Когда генератор перестаёт работать правильно, аккумулятор недополучает заряд и лишается способности нормально прокручивать стартер. Разряженный аккумулятор — как правило, прямое следствие поломки генератора. При этом батарея может не только недополучать заряд, но и напротив перезаряжаться. Происходит это из-за поломки электронного блока реле-регулятора: генератор выдаёт большее напряжение, чем требуется, а это приводит к выкипанию электролита и быстрому выходу из строя аккумулятора. Отметим, что многие современные автомобили перестают заводиться, когда напряжение в бортовой сети опускается ниже 12 вольт. При этом батарея способна прокручивать стартер.
2. Тусклый или мерцающий свет фар
Второй симптом становится заметен в тёмное время суток. Фары автомобиля начинают светиться тускло, либо изменяют степень яркости в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на электрическую систему. Такое поведение осветительных приборов намекает, что нужно срочно провести ревизию и диагностику генератора и его приводного ремня — устройство не справляется с возложенной не него нагрузкой. Также неполадки можно заметить по подсветке приборной панели и приборам освещения салона — все они точно так же меняют яркость.
3. Горит пиктограмма на приборной панели
Горящая или мерцающая пиктограмма в виде аккумулятора на приборной панели говорит о том, что у вашей машины серьёзные проблемы — аккумулятор не заряжается подобающим образом. Бортовая система самостоятельно предупреждает водителя, что автомобиль долго не проедет. Как правило, речь идёт о нескольких десятках километров — машина сможет ехать ровно до тех пор, пока батарея не разрядится и не перестанет давать искру на свечах зажигания. В такой ситуации многое зависит от состояния самого аккумулятора, а также от количества и мощности задействованных потребителей. Постарайтесь отключить всё лишнее, в том числе музыку, фары, электрообогрев и даже вентиляцию салона, и следуйте в ближайший автосервис либо глушите мотор и вызывайте эвакуатор. Многие современные аккумуляторы приходят в полную негодность после первого же глубокого разряда, а значит, услуги эвакуатора могут окупиться.
4. Свистит приводной ремень
Нередко из-под капота непрогретого автомобиля слышится неприятный свист. Он возникает в случае, если приводной ремень, приводящий в движение ротор генератора, натянут слабо. Необходимо установить причину слабого натяжения ремня и устранить неисправность. Иначе генератор не будет вращаться с должной скоростью и нормально заряжать аккумулятор. На многих современных автомобилях этот же ремень приводит в действие и другие устройства, к примеру, насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера, и натягивается автоматически. На более простых моделях автонатяжитель не предусмотрен конструкцией — со временем ремень растягивается и требует ручной регулировки натяжения.
5. Ремень перегревается или разрушается
Характерный дымок и неприятный запах, исходящий от приводного ремня, или отслоение от него дорожек и кусков резины — признак подклинивания какого-то навесного агрегата (в том числе генератора), либо обводных роликов. На некоторых моделях обрыв приводного ремня не просто приводит к отключению генератора, но также становится причиной намного более серьёзных бед (обрывки могут попасть под ремень привода ГРМ, что приведёт к нарушению фаз газораспределение или поломке мотора). Если ремень перегревается или самопроизвольно разрушается, проверьте шкив генератора — он должен вращаться легко и не перекашиваться под нагрузкой.
6. Звенящий или шуршащий звук из-под капота
Внутри генератора установлены подшипники качения. Эти детали испытывают высокие нагрузки и работают в условиях повышенных температур. Ресурс их относительно невелик. По прошествии некоторого времени эти детали сильно изнашиваются и теряют смазку, что приводит к появлению шума, перекосу и подклиниванию ротора, либо к полному разрушению подшипников. Ещё одной причиной шума может быть изношенная обгонная или демпферная муфта. Она также работает относительно недолго, может деформироваться и перестать выполнять свою функцию. Обе неисправности невозможно устранить без снятия и разборки генератора.
7. Электрический гул
Несколько иным становится характер посторонних звуков в случае замыкания обмотки статора. Проявляется он характерным электрическим воем, подобным тому, который исходит от электродвигателей общественного транспорта — троллейбусов, трамваев или электричек.
Отправляясь в длительное путешествие, особенно в слабозаселённые и труднодоступные места, убедитесь в исправности генератора вашего автомобиля. Его поломка не менее коварна, чем неисправность коробки передач или обрыв ремня ГРМ. Самостоятельно решить проблему в пути без наличия специального инструмента, запасных частей и опыта вы попросту не сможете. Поэтому примите за правило хотя бы раз в 100 тысяч километров пробега проводить дефектовку и ремонт генератора со снятием с автомобиля. Сделать это можно самостоятельно, но гораздо удобнее и быстрее воспользоваться услугами специальных фирм. Помощь профессионалов в таком вопросе будет не лишней.
Неисправность генератора
Неисправность генератора автомобиля определяется прежде всего по контрольной лампе заряда, а также по напряжению в бортовой сети.
После поворота ключа зажигания и его включения, на панели приборов загорается контрольная лампа заряда. Это свидетельствует о исправности цепи первоначального возбуждения генератора.
После начала работы генератора на выводе L (сигнальной лампы) появляется плюс и лампа тухнет. В цепи от аккумулятора до панели приборов может быть активное сопротивление, из-за плохого контакта. Поэтому в цепи от аккумуляторной батареи до контрольной лампы происходит падение напряжения. Так как цепь от генератора до контрольной лампы короче поэтому в цепи появится разница потенциалов. Ток в этом случае будет протекать от генератора в к аккумулятору через лампу. Поэтому лампа заряда начинает гореть в пол накала. Особенно это проявляется если есть утечка тока через дополнительный диод генератора. Неисправность генератора в этом случае не влияет на заряд аккумулятора или вообще может отсутствовать.
Проверка генератора.
Для проверки генератора необходимо проверить напряжение на клеммах генератора или аккумулятора. Обороты двигателя при этом должны быть около 2000 об/мин. Напряжение проверяется прежде всего при включенной нагрузке. Также проверка должна быть произведена и без включения потребителей. В качестве нагрузки достаточно включить дальний свет фар. При нормальной работе генератор должен выдавать напряжение на АБ в пределах 13,5 – 14,5 В особенно при включенных потребителях.
Неисправность генератора определение и поиск причин.
К основным неисправностям генератора автомобиля относится:
- отсутствие заряда АБ,
- повышенное либо пониженное выдаваемое напряжение,
- разрушение подшипников.
При напряжении выше 14,5В скорее всего не исправен регулятор напряжения. Так же может быть нарушен контакт минусового вывода регулятора с массой. При регуляторе, установленном вне генератора возможно падение напряжения до регулятора (характерная неисправность для газелей с двигателем 402). Это может быть при нарушении контактов в цепи. Поэтому регулятор будет повышать напряжение генератора до достижения регулируемого значения.
Низкое напряжение на генераторе.
При поиске неисправности, когда напряжение достаточно без нагрузки, а при включении фар падает ниже нормы, прежде всего надо обратить внимание на натяжку приводного ремня. Так же стоит обратить внимание на положение его в шкиве генератора, при клиновом ремне.
Слабую натяжку или износ ремня можно определить при резком нажатии на педаль газа, при этом напряжение резко падает, а при дальнейшей работе может восстановиться. Натяжка ремня определяется нажатием на ремень с усилием примерно 8 кг., при этом прогибание должно составить 8 – 10 мм. При малой натяжке происходит проскакивание ремня, а при излишней натяжке большая нагрузка на подшипники, которая может быть причиной их разрушения. Надо обратить внимание на состояние шкива генератора при поликлиновом ремне. Если дно шкива блестит, значит ремень или шкив сильно изношены и требуют замены.
Также надо проверить состояние контакта на клемме 30. Если при работе генератора происходит сильный нагрев этого вывода в результате плохого контакта, особенно есть следы оплавления шайбы или гайки, то необходимо зачистить и подтянуть контакт.
Если приводной ремень и контакт в клеммах нормальные, то следовательно неисправен генератор. Прежде всего при такой неисправности генератора выходит из строя диод выпрямительного моста. Также возможен обрыв статорной обмотки, может быть нарушен контакт в соединении статорной обмотки и диодного выпрямителя.
Генератор не вырабатывает ток.
Отсутствие напряжения выдаваемого генератором, то есть когда напряжение на клемме 30 равно напряжению АБ, возможно при:
- неисправности регулятора напряжения,
- обрыва обмотки возбуждения,
- пробоя диодного выпрямителя,
- отсутствие напряжения на обмотке возбуждения,
- заклинивание подшипников ротора,
- износе контактных колец,
- короткого замыкания в статорной обмотке.
Но прежде чем снимать и разбирать генератор необходимо проверить наличие напряжения, а также исправность цепи контрольной лампы. Это актуально для автомобилей, где первоначальное возбуждение происходит от контрольной лампы на панели приборов. В некоторых случаях неисправность генератора может быть из-за перегоревшей контрольной лампы в панели приборов. Особенно это актуально если в схеме возбуждения не предусмотрены дополнительное сопротивление для возбуждения.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.