Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Подержанные легковушки вымываются с авторынка
Граждане при покупке часто предпочитают бывшие в употреблении машины. Фото PhotoXPress.ru
В России увеличиваются продажи подержанных легковых автомобилей. При этом доля самых дешевых – стоимостью до 500 тыс. руб. – б/у легковушек на рынке снижается. Бюджетные варианты перестают быть бюджетными. Связано это с тем, что цены на легковые автомобили с пробегом растут в разы быстрее официальной инфляции. За год стоимость б/у легковушки в РФ выросла на 16,5% против официальной инфляции в 3,25% по итогам июня.
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат», в России снижается доля рынка подержанных легковых автомобилей стоимостью до 500 тыс. руб. Так, по итогам пяти месяцев этого года такие авто заняли 42% вторичного авторынка страны. Год назад они занимали ровно половину этого рынка. Основная причина снижения доли дешевых подержанных машин – рост цен.
При этом практически во всех остальных ценовых сегментах отмечается рост рыночной доли на 1–2 процентных пункта. В результате 27% рынка подержанных авто сегодня занимают б/у автомобили стоимостью от 0,5 до 1 млн руб., 12% у легковушек в диапазоне 1–1,5 млн руб. Доля оставшихся ценовых категорий составляет менее 10%.
Аналитики при этом обращают внимание на изменение динамики затрат. Здесь, по оценкам «Автостата», лидируют подержанные автомобили стоимостью 0,5–1 млн руб. Их доля составляет 20% от всей емкости вторичного авторынка. То есть на авто в этом диапазоне россияне тратят больше всего денег. А меньше всего – на легковые автомобили в диапазоне 3–4 млн руб. (их доля в затратах около 10%). Год назад картина была иной. По итогам пяти месяцев 2022 года граждане больше всего – около 23% – тратили на самые дорогие машины стоимостью от 4 млн руб. В этом году их доля просела до 18%, сообщают эксперты.
К слову, в июне средняя цена автомобиля с пробегом в России составила 1,4 млн руб., что на 1,7% выше, чем месяцем ранее, и на 16,5% дороже, чем в июне 2022-го. Заметим, официальная годовая инфляция в июне составила 3,25% (см. «НГ» от 16.07.23).
При этом в целом рынок подержанных автомобилей уверенно растет. По итогам первого полугодия 2023 года россияне купили 2,7 млн подержанных легковых автомобилей, что на 27% больше, чем годом ранее. Для сравнения: за первые шесть месяцев этого года продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли на 10%, до 428 тыс., следовало из данных Ассоциации европейского бизнеса (см. «НГ» от 06.07.23). При этом только в июне подержанных легковушек было продано свыше 500 тыс. штук, новых – в 20 раз меньше, свыше 24 тыс.
Рост вторичного рынка автомобилей в «Автостате» объясняют низкой базой прошлого года. Так, в январе-июне 2022-го было продано 2,17 млн единиц, что на 22% меньше, чем в 2021-м. Весной прошлого года ежемесячные объемы рынка автомобилей с пробегом оказались наименьшими за последние три года, обращают внимание эксперты.
Отмечается, что граждане РФ в целом больше предпочитают иномарки, пусть и подержанные. Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ ранее сообщила, что импорт подержанных автомобилей, ввозимых для личного пользования через Владивостокскую таможню, в первом полугодии 2023 года увеличился в два раза. «Физлица продолжают активно везти подержанные автомобили через Дальний Восток – в основном японские и корейские. Владивостокская таможня за январь-июнь 2023 года оформила более 130 тыс. авто для личного пользования. Это в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года», – говорилось в сообщении ФТС. Подчеркивается, что 80% поставок приходится на автомобили из Японии. Для сравнения: ввоз подержанных автомобилей через порт Владивосток (основной пункт ввоза импортных автомобилей на Дальнем Востоке) в 2022 году вырос в 1,7 раза, до почти 200 тыс.
Агентство «Автостат» дает несколько иные данные. Как сообщал исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов, по итогам шести месяцев этого года в РФ было импортировано 227 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. Ввоз автомобилей с пробегом за тот же период увеличился, по его словам, в 2,9 раза, до 220 тыс. штук. Подчеркнем: «Автостат», как и АЕБ, в своих замерах теперь используют также статистику компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК), которая является оператором системы электронных паспортов на автомобили. Данные ППК включают информацию о продажах всех представленных на рынке автомобильных брендов, а также учитывают объемы параллельного импорта.
Снижение доли самых бюджетных авто, по мнению экспертов, в первую очередь говорит о росте цен в этом сегменте. «Граждане рассматривают подержанные автомобили как более доступный вариант для покупки, поэтому мы можем видеть спрос в этом сегменте», – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова. Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что подержанные автомобили покупают не только для того, чтобы на них ездить, но и на запчасти, чтобы они стали источником деталей для ремонта других транспортных средств.
Последние полтора года из-за дефицита предложения цены на автомобили, в том числе подержанные, растут темпами, существенно опережающими инфляцию, что отражается и на ценах в нижних сегментах ценового ряда, подчеркивает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
Ценообразование на рынке автомобилей с пробегом напрямую зависит от стоимости новых авто, подчеркивает директор по продажам автомобилей с пробегом компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. «А насколько вырастут цены – зависит от средней стоимости автомобиля. На продажи авто с пробегом влияют утилизационный сбор и курсы валют», – замечает он.
По словам эксперта, в России продажи автомобилей с пробегом приблизительно в восемь раз превышают объемы продаж новых авто. «На рынке актуален дефицит ликвидных автомобилей в хорошем состоянии (от 1 до 4 лет использования). Эти модели поступают в дилерские центры по программе trade-in при покупке клиентами новых китайских автомобилей, – сообщает Желобов. – Автомобили стоимостью до 500 тыс. руб. вымываются с рынка по аналогичному принципу».
Рынок подержанных авто ждет шквал предложения и резкое снижение цен
Проблемы на рынке и новых, и подержанных машин начались далеко не в феврале 2022 года. Так называемый кризис полупроводников стартовал в пандемию и до сих пор не закончился — многие предприятия все еще находятся в состоянии дефицита комплектующих, а логистика, чудовищно подорожав, не может восстановиться от Covid−19. Передел мира, прямо сейчас раскачивающий основы основ всей планеты, лишь добавил масла в огонь. Ну а Россия, по старой доброй традиции, оказалась на баррикадах не просто в числе первых, а в желтой майке лидера, приняв на себя все шишки первопроходца новой структуры мировой торговли.
Массовый приход китайцев ситуацию на рынке новых авто не исправил, предложение все еще не в состоянии перекрыть спрос, как, впрочем, и продукция отечественных брендов в тандеме с параллельным импортом. Взрыв цен, что естественно, сказался и на «вторичке»: продавцы взвинтили цены, выкатили из гаражей весь хлам, годами стоящий в ожидании своего часа, и бросились аврально приводить в чувство то, что еще вчера планировали сдать на чермет. Достойных машин мало, а начинать поиск транспортного средства, а не конструктора для взрослых, стоит, повторимся, с полутора миллионами рублей в кармане.
Вдумчиво оценив увиденное, правительство, судя по всему, решило открыть «вентиль», который ранее придерживало — китайские подержанные машины. До пандемии Поднебесная в год потребляла около 30 000 000 новых автомобилей, а «вторичка» скапливалась, не находя должного количества покупателей. Государство, которое много производит, принимало все возможные меры, чтобы потребитель покупал новое, а не подержанное.
Изначально в КНР делали ставку на копию японского опыта — подержанные машины из Страны восходящего солнца раскупаются по всему миру, не захламляя и без того небольшое островное государство. Однако этому плану не суждено было сбыться. А на соседний рынок весь этот транспорт не попадал благодаря многочисленным бюрократическим препонам: мы тоже очень хотели много производить и много продавать. Раньше хотели.
Сегодня же китайская «вторичка» могла бы в комплексе решить все проблемы дефицитного отечественного автомобильного рынка: соцсети рассказывают, что через экспериментальную особую экономическую зону Суйфэньхэ в Россию начинают массово поставлять подержанные китайские машины. Причем это не продукция китайских марок, а творчество совместных предприятий под хорошо нам знакомыми японскими и европейскими брендами.
Курс рубля к юаню более стабилен, чем пара доллар-рубль, есть прямая сухопутная граница, да и отношения между странами куда лучше, чем с ЕС и США. Поэтому очень скоро отечественный авторынок запестрит знакомыми именами, однако в неизвестных и непонятных комплектациях. Проблем с запчастями можно ждать лишь на ранних этапах, пока налаживается логистика с китайских фабрик, а после сотни тысяч автомобилей с небольшим пробегом и в достойном состоянии начнут появляться сначала у частных продавцов, а после и у дилеров, многие из которых уже сегодня нацелены на работу именно на рынке «бэушек».
Прогноз по времени? Вероятнее всего — около полугода. Так что, выбирая лучшее из худшего, торопиться не стоит. Вполне возможно, что скоро ассортимент в корне изменится.
«Приличные варианты смели». Что происходит с ценами на подержанные машины
На фоне острого дефицита новых машин в России перед желающими купить новый автомобиль фактически встал выбор: параллельный импорт либо вторичный рынок. С помощью экспертов разбираемся, какие варианты есть на рынке подержанных автомобилей, сколько они стоят и что будет с ценами в дальнейшем.
Автомобилисты отказываются продавать машины: на эти деньги уже ничего не купить
В январе 2023 года продажи машин на вторичке начали расти по сравнению с прошлым годом. Аналитическое агентство «Автостат» утверждает, что своих владельцев в минувшем месяце сменили 361 тыс. машин (+7%). Их коллеги из «Автостат-Инфо» приводят другую, но близкую цифру — 359,3 проданных авто (+15,4%).
Как объяснил эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, на данный момент вторичный авторынок разделился на две части. В первом случае речь идет о так называемом внутреннем рынке: о машинах, которые были куплены новыми непосредственно в России. Причем, по словам эксперта, ситуация тут близка к катастрофической.
«Тот, у кого автомобиль находится в нормальном состоянии, сейчас на продажу его выставлять не будет. Причина объективна: за вырученные деньги купить что-то приличное на данный момент практически нереально. В результате в продаже появляются машины, которые буквально уже не могут ездить. Во-первых, это бывший каршеринг и такси, у таких машин уже почти не осталось ресурса. Такие модели могут стоить недорого, однако гораздо больше средств новый хозяин вложит, чтобы поддерживать такой автомобиль на ходу. Также в наличии множество «затоталенных» машин, распиленных и сваренных из множества половинок других автомобилей», — рассказал Чернов.
Эксперт подчеркнул, что интерес к такой части вторички стремительно падает. По словам Чернова, спрос и предложение на машины, которые стоят на учете в России, находятся в критической стадии. «Такая вторичка уже никому не нужна. Продавцы и покупатели на данный момент осознали, что ловить там нечего», — считает он.
Похожего мнения придерживается основатель сервиса по покупке автомобилей Сarintrade и автор YouTube-канала Павел Карин. По его словам, на данный момент есть все предпосылки к тому, что продажи на вторичном рынке замедлятся.
«Чаще всего, продавая машину, человек хочет приобрести что-то взамен. А сейчас как раз выбора взамен и нет. К примеру, машина, купленная несколько лет назад за 3 млн руб., сейчас новая уже стоит 6 млн руб. То есть на вырученные средства водитель купить себе машину того же уровня не сможет. Поэтому стоит ожидать, что срок владения машинами тоже должен увеличиться», — заметил эксперт.
Качественная вторичка из-за границы теперь тоже редкость
Вторая половина вторичного рынка — это машины, которые завозят в Россию из других стран. По мнению Кирилла Чернова, число предложений тут со временем будет только увеличиваться, потому что больше «свежих» машин в хорошем состоянии и по адекватным ценам находить становится все труднее. Чаще всего автомобили везут в нашу страну из Кореи, Германии, ОАЭ, а также США (хотя и в значительно меньших объемах).
В свою очередь, Павел Карин считает, что пока машины, привезенные из других стран, не могут удовлетворить спрос на рынке. По его словам, сейчас в Сети действительно очень много информации о таких автомобилях, однако в абсолютных числах «это пока не сильно впечатляюще».
В крупной подмосковной компании, которая занимается продажей автомобилей (в том числе б/у), рассказали о высоком спросе на привезенные машины. При этом в автосалоне признали, что полностью удовлетворить спрос такими моделями пока нельзя. По его словам, после того как новые автомобили в России стали дефицитом, а цены на них взлетели, клиенты переключились на вторичный рынок. Многие дилеры оказались к этому вообще не готовы.
«Раньше все сидели спокойно и пополняли свои запасы б/у машин через trade-in. Теперь эта схема перестала работать и в поисках машин придется побегать. Мы, к примеру, начали возить автомобили из-за рубежа. Цены тут во многом зависят о курса. В 2022 году купить машины можно было очень выгодно. Сейчас курс рубля просел, что, разумеется, сразу отразилось на стоимости автомобилей. Поэтому, что касается стоимости, в будущем будет зависеть от устойчивости рубля. Но полностью покрыть спрос нынешними объемами машин из-за рубежа пока нереально. Что касается внутреннего рынка, то найти что-то интересное там сейчас очень сложно», — поделился опытом менеджер.
Кирилл Чернов также предупредил о привязке цен на привезенные машины к актуальному курсу валют. Именно этим он объяснил разницу в стоимости машин между 2023-м и прошлым годом. По его словам, по сравнению с минувшим летом цены на привозных «корейцев» выросли примерно на 200–300 тыс. руб.
«Курс был 55 руб., плюс в этой стране было очень много выгодных предложений. Соответственно, купить автомобиль из Кореи тогда было очень привлекательным вариантом. В результате те цены пошли, что называется, в легенды, и именно за такие деньги многие сейчас пытаются купить автомобили. Однако из-за нынешнего курса это сделать уже нереально. Кроме этого, почти все доступные и интересные позиции сейчас с корейского рынка фактически выгребли», — отметил он.
Какие машины выбирают россияне: за 300 тыс. и 700 тыс. руб.
По данным «Автостата», в январе нынешнего года самыми популярными автомобилями на вторичке стали Lada. Так, в первом месяце 2023 года своих владельцев сменили 79,4 тыс. таких машин. На втором месте автомобили марки Toyota (42,9 тыс. шт.). Далее следуют модели корейских марок Hyundai и Kia. На российском вторичном рынке за месяц было продано 20,7 тыс. и 20,4 тыс. таких машин соответственно. Замыкает топ-5 японский Nissan (18,3 тыс. шт.).
Кирилл Чернов отметил, что предпочтения россиян на рынке б/у автомобилей постепенно меняются. По его словам, клиенты сейчас «решили отказаться от экспериментов».
«Раньше покупатель был вполне готов потратить 4–5 млн руб. на что-то интересное, например на редкую модель или «заряженную» машину с мощным двигателем. Однако сейчас политика клиентов в этом вопросе стала более прагматичной и консервативной», — пояснил эксперт.
По его словам, сейчас одним из самых популярных запросов на вторичке является немецкий кроссовер BMW X3. Он подчеркнул, что такие машины, привезенные из других стран, сейчас разлетаются за секунды. Причем это касается даже кроссоверов с недостатками и большим пробегом.
«Самое интересное, что если привезти и выставить за те же деньги «трешку» или «пятерку» BMW, то эти автомобили вряд ли купят. Пусть даже это будет машина в очень хорошей комплектации», — рассказывает Кирилл Чернов.
Член Союза автоэкспертов и оценщиков Виталий Пуняков рассказал о росте числа запросов на автомобили понятным техническим состоянием и прозрачными возможностями для обслуживания.
Он отметил, что в регионах сейчас самый популярный бюджет — 300 тыс. руб. Однако, по словам Пунякова, за недавнее время даже «четверки» и Lada Priora прибавили в цене минимум треть, поэтому что-то подобрать за эти деньги сейчас на вторичке нелегко. Следующий популярный бюджет — 700 тыс. руб. Как рассказал эксперт, с прошлого года планка автомобиля за эти деньги сильно упала. По его словам, если раньше это был крепкий Ford Focus третьего поколения, то теперь это аналогичная модель второй генерации.
«Желание купить то, что хочется, никуда не делось. Буквально недавно я закрыл подбор Chevrolet Tahoe. Это огромный американский внедорожник, который постоянно просит немалых вложений. Однако людей это не всегда останавливает», — резюмировал эксперт.
Параллельный импорт или вторичка
В условиях острой нехватки «официальных» машин в автосалонах, помимо вторички, россияне начали обращать внимание на новые автомобили, которые дилеры привозят по схеме параллельного импорта в частном порядке. Однако тут есть нюансы. Главный из них — отсутствие гарантии. Хотя, в Роспотребнадзоре уже заявили, что дилер в любом случае несет ответственность за проданную машину согласно российскому законодательству, продавцы все равно пытаются убедить водителей в обратном.
«Есть популярные новые «корейцы», их везут из Казахстана. Однако на такие машины официальная гарантия не работает. Получается, что этот важный бонус при покупке нового автомобиля для потенциального клиента нивелируется. Например, есть привезенный дилером в частном порядке Hyundai Tucson за 3,5 млн руб. в простенькой комплектации. Клиент понимает, что гарантии все равно нет, а примерно за такие же деньги он может взять трехлетний BMW X3. Как итог — он покупает немецкую модель, потому что она все же поинтереснее», — объяснил Чернов.
В одном их крупных автосалонов Москвы также скептически относятся к схеме параллельного импорта. Менеджер компании отметил отсутствие гарантии, а также подчеркнул, что дилеры зачастую везут к нам в страну машины в старших комплектациях, цены на которые крайне высоки.
«Посмотрите на все эти условно доступные седаны и кроссоверы, которые привозят. За эти деньги вы у нас вполне можете найти BMW или Mercedes-Benz, которые хоть и с пробегом, но в ресурсе ничем не уступят новым машинам. Плюс на вторичке машины явно интереснее в плане опций и комплектаций будут. Мы ничего против параллельного импорта не имеем. Думаю, в будущем он, безусловно, поможет насытить рынок подержанных машин», — рассказал продавец.
Цены на вторичном рынке растут
Средняя стоимость автомобилей на вторичке в январе 2023 года составила 1,3 млн руб. Эта цифра на 35% больше показателей за аналогичный период прошлого года, говорится в исследовании «Авто.ру» (имеется в распоряжении Autonews.ru). Причем сильнее всего, по данным аналитиков, прибавили в цене машины российского производства.
«Мы проанализировали объявления о продаже автомобилей с пробегом разных возрастов и увидели, что наиболее значительный рост в цене показали «свежие» машины, которым не больше пяти лет. Этот сегмент сильно востребован и обычно зависит от новых автомобилей, которые резко подорожали за последний год. Также на рынке возник дефицит некоторых моделей, которые теперь почти невозможно найти среди новых, а вот среди подержанных — реально», — заявил руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов.
Виталий Пуняков согласился, что отсутствие новых автомобилей взвинтило стоимость на оставшиеся на складах у дилеров машины. В свою очередь, цены на вторичном рынке подросли вслед за первичным.
«Чем старше машина и чем ниже ее качество, тем медленнее она дорожает. Люди помнят прошлогодние цены: раньше эти цифры были верхом рынка, а теперь это дно. Из-за этого у потенциальных клиентов искажается восприятие цены. Вроде бы ничего не поменялось, однако состояние машин за эти деньги никак не укладывается в ожидания», — объяснил эксперт.
В одной из столичных компаний по продаже б/у иномарок, наоборот, заявили о постепенном снижении цен на машины. По словам менеджера автосалона, в марте-апреле цены на автомобили у них действительно стремительно взлетели вверх, однако с лета начали плавно снижаться.
По мнению участников рынка, даже падение курса рубля сейчас не может привести к значительному подорожанию ввозимых машин и предложений на вторичке — разница будет в том, что продавцы начнут меньше зарабатывать, поскольку так дорого покупать машины россияне не готовы. Новая волна подорожания может прийти, если курс упадет ниже 80 руб. за доллар США.