2017 год — как все было
— Рэпер Face, он же Иван Дремин — герой года. Начал его клипом, в котором заявлялось: “Я курю — и мне п****й”, а закончил в статусе новой большой звезды, с армией фанатов и вниманием медиа. Песни “Бургер”, “Я роняю Запад” и “Baby” — большущие хиты года, которые цитировались по поводу и без.
— Migos выпустили альбом “Culture” — не сомневаемся, что через лет 10 будем слушать фрешменов, которые расскажут, что росли на нём. На 2018 год заявлена и вторая его часть.
— Баста заявил в интервью, что на Газгольдере новых артистов в ближайшее время не будет. К концу года их было уже три (Саша Чест, T-Fest, группа MODI), а под занавес 2017-го (то есть буквально вчера) артистом “Газа” стал владикавказец Матранг. Если про остальных вы знаете, то про этого пока нет. Расскажем уже в следующем году.
ФЕВРАЛЬ
— Вышел первый выпуск “вДудя” с Бастой — меньше чем через год главный редактор сайта Sports.ru Юрий Дудь стал самым известным журналистом страны.
— Kyivstoner ушел из проекта Грибы. Но это не главное, что произошло с группой в этом году.
— Участникам группы Рыночные Отношения, пойманным в 2016 при попытке приобрести крупную партию гашиша, огласили срок: Сыт и Румяный получили условные, Бразилец и Ост — по шесть и шесть с половиной лет.
— Вышел дебютный альбом группы Пошлая Молли. К концу года они стали полноценными молодежными звездами. Путь от ноунейма до звезды в 2017-м еще сильнее сократился.
— Алексей Навальный — в 2017-м активно освоивший YouTube, раз по федеральным каналам не показывают — снял нашумевший фильм “Он вам не Димон”, разоблачающий премьер-министра Дмитрия Медведева. К концу года фильм набрал 25 миллионов просмотров.
— Eminem подписал на свой лейбл новых артистов: Westside Gunn и Conway. После этого они выпустили по нескольку релизов, но ни к Eminem, ни к его лейблу эти микстейпы не имели никакого отношения. К концу года артистом Shady Records стал и комптонский рэпер Boogie.
— Вышла песня “Тает лёд” — один из двух-трех главных хитов этого года. К концу года счетчик докрутился до 150 миллионов. Это сразу шесть фильмов “Он вам не Димон”. Это единственный трек, который группа выпустила в 2017-м, а к концу года поотменяла амбициозные концерты своего тура, не объяснив причины.
— Грязный Луи пообещал закрыть проект the Chemodan. За кем андеграунду теперь стоять? Примерно то же заявила и группа Каспийский Груз, её альбом в этом году заявлен как последний, тур-презентация — тоже. В каком виде будут работать участники далее, до сих пор неизвестно.
АПРЕЛЬ
— На Versus побаттлились блогеры Джарахов и Ларин. Людей, кому это было важно, оказалось больше, чем наоборот.
— Баста выпустил “Сансару” — может быть, лучшую свою песню.
— Вышел альбом “DAMN” — серьезное политическое и социальное заявление от Кендрика Ламара. На счастье, оно оказалось и невероятно музыкальным. По таким релизам и запоминают уходящие годы. Почему? А вот почему!
— ЛСП выпустили альбом “Tragic City” — лучшую свою запись на сегодняшний день и альбом года, по версии редакции The Flow.
— Состоялся релиз англоязычного альбома Ивана Дорна — это интересно и амбициозно. О «Грэмми» речь пока не идет.
— Блогеру Соколовскому, ловившему покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови, дали три с половиной года условного срока.
— Девять лет прошло с предыдущего альбома Касты — и вышел “Четырёхглавый орёт”. С большим социальным креном, чем раньше, с прежней изобретательностью и все с той же параллельностью общему курсу.
— Макс Фадеев, продюсер-легенда, объявил об открытии рэп-лейбла. Действительно, вскоре один за другим пошли клипы артистов под брендом Red Sun. Оглушительнее провала в 2017-м не было: представить себе, что этих артистов с этими песнями выпускает человек, который ответственен за успех Линды, Глюкозы и Serebro, просто невозможно.
— Видеоблогер Саша Спилберг выступила в Госдуме — к концу года вся страна уже разбиралась в блогерах, а депутаты разного калибра пытались побаттлиться хоть с кем-нибудь.
— XXXTentacion выпустил микстейп «Revenge» — кажется, что перед нами новая большая звезда. К осени выяснится, что в 2017 году XXXTentacion мы запомним совсем не благодаря музыке, а по другим, куда более печальным, поводам.
— Умер Prodigy. Участнику легендарных Mobb Deep было 42 года. Альбомы “The Infamous” и “Hell On Earth” — навсегда! Почитайте о том, что музыка Prodigy значила для целого поколения слушателей.
— Jay-Z выпустил “4:44” — очень личный альбом: там, например, нашлось место песне-извинению об измене жены. Старичок все еще в деле.
— Умерли Честер Беннингтон из Linkin Park и Рома Англичанин из ЛСП. Тут нечего сказать, давайте просто посмотрим два клипа ниже.
— Вконтакте объявил, что теперь за музыку на мобильных устройствах без прослушивания аудиорекламы придется платить. А ближе к концу года время бесплатного прослушивания музыки и вовсе сократили до 30 минут в день.
АВГУСТ
— В Петербурге прошёл баттл Гнойного против Oxxxymiron. Он закончился неожиданной для более-менее всех победой Гнойного — 5:0. День, после которого баттл-рэпом заинтересовались на федеральных каналах, а слово “антихайп” приобрело новый, почти сакральный смысл.
— Обычно битмейкер требует от рэперов недоплаченные деньги, а у Гуфа вышло наоборот: он обвинил своего бимейкера BluntCath в краже полмиллиона рублей. И рассказал об этом в треке. Это старый добрый Гуф: то, что вижу, о том и читаю.
— Мы снова запустили проект “Новый Флоу”. Одним из его героев стал Feduk, который запремьерил у нас совместную с Элджеем песню “Розовое вино”. А вот немного цифр: на YouTube ее послушали 53 миллиона раз, а вышедший в ноябре клип собрал 28 миллионов просмотров. “Розовое вино” стало хитом осени, а потом и всего 2017-го. Из-за него Feduk поссорился с соавтором песни Элджеем, который в 2017 году активно турил, покорял девичьи сердца своим имиджем героя аниме и собирал миллионы просмотров на YouTube.
СЕНТЯБРЬ
— Витя АК снялся в рекламе онлайн-казино “Азино 777”. К концу года строчку “Дернул за канат и макака поймала банан” цитировали более-менее все пользователи интернета, а Витя пародировал свою же песню уже на Первом Канале. Его успех попыталась повторить группа Триагрутрика, но пока не повторила.
— Пока блогеры лезли к нам, в рэп, Гуф пошёл в обратном направлении и провёл самую обсуждаемую инстаграм-трансляцию года. Досталось там абсолютно всем — от мужа Айзы до Басты со Скриптонитом — но в первую очередь важно, что там было озвучено согласие пойти на Versus с Птахой за два миллиона рублей. Ресторатор согласился, баттл пройдет в феврале. Птахе полагается миллион.
— Были опубликованы показания девушки XXXTentacion, которые она дала против рэпера. Похоже на худший фильм ужасов в мире — в итоге рэперу было выдвинуто сразу несколько обвинений, включая нападение на беременную женщину и домашнее насилие. В декабре он получил ещё больше десяти обвинений. Если XXXTentacion признают виновным, он может оказаться в тюрьме на пару десятков лет.
ОКТЯБРЬ
— Oxxxymiron взял баттловый реванш, поехав в Калифорнию баттлиться с американцем Dizaster. Баттл не судили, поэтому сказать, кто выиграл, нельзя, но все, включая его противника, считают, что Мирон. Dizaster сперва был доволен — он поднял бабла, прорекламировав российские казино и пиво. Потом ему рассказали, что лига KOTD заработала на ивенте намного больше его — и это уже расстроило.
— Айза встряхнула рэп-игру своим диссом на бывшего мужа. Обещает целый EP.
— Ксения Собчак выдвинула свою кандидатуру на пост президента. Это породило волну шуток про то, что россияне будут жить в вип-домиках.
НОЯБРЬ
— Умер Lil Peep. Рэперу был 21 год. Причина смерти — передозировка. Чуть позже полиция открыла расследование по факту его смерти.
— Тимати и Oxxxymiron с интервалом в день собрали “Олимпийский”. В апреле это же сделал Баста, в 2018-м концерт в спорткомплексе анонсировал L’One. В этом году рэперы переехали на новый этаж в плане концертной востребованности: если два года назад мы с восторгом писали о том, что Oxxxymiron сделал солдаут в “Главклубе” (клуб на три тысячи человек), то в 2017-м это стало будничным явлением — солдауты там делают Face, ЛСП, ATL, Pharaoh и Obladaet, близок к этому Feduk. А Хлеб, Jah Khalib и Макс Корж собирают Stadium, куда вмещается семь тысяч человек (последний — два раза за месяц). Так, глядишь, скоро и перестанем удивляться очередной новости “Рэпер объявил о сольном концерте на стадионе”.
— Запустились телевизионные шоу “Успех” и “Голос улиц”. В первом молодых артистов судит Слава КПСС, во втором — Баста и Ресторатор. Хайлайты эфира: Вера Брежнева смакует слово “Гнойный”, Айза судит, как читает рэп ветеран Fuze.
ДЕКАБРЬ
— Россия не будет представлена как страна на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане — это результат расследования, в ходе которого выяснилось, что немалое число отечественных спортсменов систематически и, вероятно, с одобрения чиновников, принимали допинг. У некоторых триумфаторов Сочи постановили забрать медали. Те, чью вину не смогли доказать, выступят под нейтральным флагом и без гимна.
— Путин выдвинул кандидатуру на пост президента. Нельзя сказать, что кто-то удивился.
— Eminem выпустил “Revival”. Когда будут составлять рейтинги его худших альбомов, этот поборется за лидерство в нем.
— Скриптонит выпустил двухчастный альбом “Уроборос: Улица 36” и “Уроборос: Зеркала”. Оставьте шутки про “две части” и “е****к” в этом году и никогда больше их не вспоминайте — у Адиля получились мощные и крутые работы.
— Disney купил студию 21st Century Fox. Теперь Микки Маусу принадлежит треть рынка развлечений США.
— Навального не пустили на выборы. Причина — непогашеная судимость. Политик-блогер тут же выпустил ролик, призывающий бойкотировать выборы.
Разочарования года: Канье не выпустил ни единого сольного трека, Oxxxymiron выпустил один, второй альбом Грибов так и не вышел.
Игрушка года: спиннер. Эпидемия спиннеров резко захлестнула страну — и так же резко отпустила. Зачем их крутить на пальцах, так никто и не смог объяснить, разве что мелкую моторику тренировать.
Микрожанр года — саундклауд-рэп. Это нарочито плохо записанная музыка, с шумами и хрипами. Часто ее авторам еще нет 18, а выглядят они как законченные фрики, с цветными косичками, татуировками на лице и в дорогой одежде. Lil Uzi Vert, XXXTentacion, Lil Peep — вот яркие примеры. Lil Pump, 17-летний рэпер из Майами, записал трек “Gucci Gang” — и клип буквально за пару месяцев набрал 365 миллионов просмотров.
Приятный тренд года: комментаторы The Flow начали массово создавать свои маленькие медиа в телеграме. Рекомендуем подписаться на каналы El Mundo и Штурмовика. Телеграм-канал The Flow здесь.
Слово года — баттл-рэп. К концу года жанр, до этого особо не выходивший за пределы рэп-культуры, превратился в национальное достояние не хуже балета. О баттле Oxxxymiron и Гнойного писали не только мы и Meduza, но и все федеральные каналы, посвятившие баттлу репортажи в прайм-тайм. Хайлайт года — Замай и Гнойный на канале “Культуре”.
C Новым Годом, читатели The Flow! Наша редакция берет небольшой перерыв и вернется к вам уже в 2018 году. Пока вы можете прочитать все музыкальные итоги 2017-го. Напомним также, что до 8 января у нас идет народное голосование, в котором эти итоги определяете вы, читатели.
Тренды 2017 — Интернет. Хайп, постирония, ТВ на лопатках
В этом году интернет еще сильнее приблизился к телевидению. Люди, которые совсем недавно ассоциировались только с телевизором в самом махровом смысле этого слова (да, господин Дружко, мы смотрим на вас), принимают новые правила игры, появляются на YouTube и становятся там лидерами. Те же, кого невозможно было представить вне рамок компьютерных мониторов, переезжают в гостиную на экраны побольше.
Сегодня совершенно нормально видеть Славу Гнойного и Филиппа Киркорова в одном кадре в эфире «СТС» и блогеров, по очереди оказывающихся на мягком диване напротив Ивана Урганта. Признайтесь, вы ведь даже почти поверили, что Владимир Путин даст интервью Юрию Дудю.
Слава КПСС на шоу «СТС» «Успех»
Телевидение все еще сильно, но понимает, что его время как главного инструмента влияния на массовое сознание стремительно подходит к концу: скоро просто не останется людей, которые привыкли, оказавшись дома на диване, первым делом искать пульт, а не разблокировать смартфон или ноутбук. Да, все это было так и год, и два назад. Но 2017-й — это первый год, когда телевидение сделало шаг навстречу некогда только заглядывающего ему в рот интернету. И тому это пока еще любопытно.
Культ хайпа
Если бы мы жили в мире, написанном Нилом Гейманом, где-то среди нас сейчас ходил бы мистер Хайп. И в 2017-м он чувствовал бы себя просто замечательно. Само слово «хайп» вошло в мейнстрим именно в этом году. Дмитрий Нагиев, в рекламе МТС объясняющий, что это такое — прямое тому подтверждение. Да, в прошлом пункте мы уже говорили, что телевидение все активнее подбивает клинья в сторону интернет-аудитории. А заставляет его это делать именно хайп — новый культ общества.
Похайпить на актуальной теме пытаются теперь вообще все: Навальный стримит PUGB, Милонов приходит на шоу Большого Русского Босса, Канделаки фотографируется с мерчем «Антихайп» (только не говорите, что антихайп — это не хайп, потому что он «анти») и рассказывает всем, как она любит рэп. Даже Сергей Шнуров, казалось бы, человек, чьим портретом можно иллюстрировать пункт «маргинал» в толковом словаре, пародирует на «Первом» Versus и водит показательную дружбу с Pharaoh. Все они отчетливо понимают — в 2017-м тебя не существует, если ты не хайпишь.
Возможно, некоторые из таких попыток быть в тренде выглядят убого и неуместно. Ну, в самом деле, кто поверит той же Канделаки, что она слушает Гнойного и «с детства за рэп». Даже несмотря на ее безумный скилз. Но тенденция на лицо — никто не хочет прослыть отсталым. А чтобы отстать, сегодня достаточно просто не обновить с утра ленту соцсетей.
Блогеры влиятельны. И это признает власть
В этом году началась экспансия блогеров за пределы YouTube. Это давно не просто говорящие головы — степень их влияния сильно выросла, а они сами начали это осознавать.
Началось все, наверное, еще со скандального дела Руслана Соколовского в прошлом году. Тогда абсурдность ситуации вызвала реакцию не только в интернете — ее обсуждали по телевизору, в курилках и барах. В мае 2017-го Руслана освободили из-под стражи с условным сроком. Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, еще в ходе суда высказывался в поддержку блогера, а после его освобождения привлек его к освещению проблемы нехватки в городе хосписов.
Государство тоже вдруг опомнилось и стало активно работать с блогерами — сначала была встреча в Министерстве культуры, потом выступление Саши Спилберг в Госдуме и совет блогеров. Понятно, что состав этих мероприятий настолько мимо кассы, что вызывает, скорее, смех. Но сам факт того, что в предвыборный год, чтобы повернуться лицом к молодежи, власть обращается к блогерам, показателен. Пусть это и Саша Спилберг.
Еще одна показательная ситуация за год — скандал между миллиардером Олегом Тиньковым и «Немагией». Даже если удариться в конспирологию и предположить, что все это не более чем PR-ход Тинькова, в центре внимания все равно опять блогеры.
Видеоинтервью
Февраль 2017-го можно назвать поворотным для российского YouTube (и журналистики в частности). Юрий Дудь запустил «вДудь» — собственный канал, на который он начал выкладывать часовые интервью со звездами вроде Басты или BadComedian. За считанные месяцы Дудь стал самым захайпленным лицом российского видеоблогинга. Сейчас Юрий отвергает дорогие контракты и держит своих рекламодателей в полном неведении: они не знают, в какой выпуск закупают рекламу, кто окажется его гостем и когда ролик будет выложен на канал.
За минувший год «вДудь» превратился в стандарт современного интервью: острые, провокационные вопросы, определенная интонация с яркой ритмикой («СКОЛЬКО-ТЫ-ЗАРАБАТЫВАЕШЬ») и нетипичные гости, которые не стесняются называть ведущего сексистом и время от времени предлагают лизнуть «эмдээмашку». Попытка прокачать себя как интервьюера (сперва Юрий именно так позиционировал свое интернет-шоу) перезапустила его карьеру и сделала Дудя Оксимироном российских медиа — деятельность главного редактора Sports.ru стабильно плодит бастардов, которые с разной степенью неуспешности гримируются под Юрия в своих материалах.
Цифры Дудя доказали важнейшую штуку: часовые видео с тяжелым, качественным контентом вполне могут становиться хитами с миллионами просмотров на YouTube, а значит, в ушате челленджей и роликов с реакциями по-прежнему есть место для авторов, чей контент направлен на аудиторию с традиционным количеством хромосом.
Нельзя не отметить, что история Дудя удачно рифмуется с бумом видеоэссеистов, которые в 2017-м атаковали YouTube многочасовыми аналитическими разборами фильмов и видеоигр. Все это внушает надежду на то, что в 2018-м нам всм наконец-то будет что смотреть (а это очень вероятно, учитывая стремительную адаптацию российского телевидения к реальности победившего Интернета).
Постирония
Тренд, витавший в воздухе, мастерски подхватил и обернул в удобную упаковку Слава Гнойный. В интернете уже давно не обязательно быть «как все» и понятным каждому. Контент распространяется так быстро и широко, что, по сути, что бы ты ни делал, это может найти тех, кому это понравится.
Гнойный это понял раньше других и создал целое движение «Антихайп». Кичливое противопоставление себя массовой культуре — это одновременно и протест против нее, и сатира на «не таких как все», которые существовали всегда. То, что «Антихайп» так сильно захайпился и есть самый яркий пример победы постиронии в 2017.
Нести чушь на самых серьезных щах оказалось не только просто, но и весело. И даже прибыльно. «Сдохну ноуйнеймом», говорите? Ну-ну.
Тренд на постиронию нашел отклик и в мемах 2017-го. Мода на так называемые Dank Memes докатилась и до рунета. Искажения слов и изображений, стандартные шрифты встроенного фоторедактора «ВКонтакте» — в этом годы вы наверняка видели в ленте больше «всратых» абстрактных мемов, чем в прошлом.
Рэп — самая виральная музыка 2017 года
Рэп — главная музыка 2017 года. Его невозможно игнорировать и оставаться в стороне. Даже медиа, которые годами замалчивали и высмеивали хип-хоп культуру, смирились и подставили микрофон Оксимирону, Фейсу и Гнойному (один баттл — и вот тебе кресло судьи в популярном шоу на «СТС»!).
Любой чих расхайпленных рэперов превращается в новость на десятки тысяч просмотров, «Версусы» и интернет-бифы его участниках обсуждают даже серьезные бизнес-издания. Участники «Версуса» — новые звезды журнала «Семь дней», главные рокеры поколения, которое с трудом вспоминает Юрия Шатунова. И все потому что рэп — это виральность. Российские рок-группы мечтают о репостах Фейса в своих пабликах в VK, а западные баттл-площадки слезно просят отсыпать хайпа и потому зовут состязаться со своими чемпионами (для KOTD, например, эта история очень маргинальная и почти всегда замыкается на 300-500 тысячах просмотров).
Главное сражение года — баттл Мирона против Дизастера — в нелегальных, спираченных трансляциях для пабликов собирало у экранов 700 тысяч человек, около миллиона, если учитывать и другие ресурсы. Ближайший пример — благодаря правильной отработке ивента в ночь баттла с Дизастером «Канобу» установил исторический рекорд по количеству уникальных пользователей в день (205 тысяч!). Безумие, неправда ли?
На этом фоне «Рифмы и панчи» и другие издания, формирующиеся вокруг рэпа, становятся для молодых людей главными конструкторами повестки. Тот же «РиП» в этом году на волне успеха запустил собственный сайт, куда отправляет трафик из VK. В 2018-м шум вокруг рэпа и баттлов станет только громче — впереди мощное противостояние в 4 сезоне «Фрешблада», в рамках которого Оксимирон и Смоки Мо будут тренировать участников своих команд. Будет жарко — рэп выключить уже не получится.