Порвался пыльник ШРУС, рулевой рейки или шаровой: можно ли ездить дальше
В устройстве автомобиля для защиты отдельных деталей и элементов от попадания воды, грязи и мелкого абразива используются пыльники. Также пыльник позволяют защищать от смывания и загрязнения консистентную смазку, которая наносится в местах подвижных соединений. Как правило, в автомобиле можно выделить:
- пыльник ШРУС;
- пыльник шаровой опоры;
- пыльник рулевой рейки.
Важно понимать, что в процессе эксплуатации авто пыльники могут деформироваться, растрескиваться и т.д. При этом порванный пыльник будет означать, что грязь и вода начинают проникать в незащищенные участки, быстро выводя отдельные элементы из строя. По этой причине ездить с порванными пыльниками на автомобиле не рекомендуется. За состоянием пыльников нужно следить, а также своевременно выполнять замену изношенных и поврежденных элементов. Подробнее читайте в нашей статье.
Пыльник: для чего нужен
Пыльник в автомобиле — защитный элемент, который преимущественно устанавливается для защиты подвижных соединений. С учетом целого ряда требований к такой детали, пыльник должен быть эластичным, прочным, устойчивым к перепадам температур, механическому воздействию, воздействию различных химических веществ (например, дорожных реагентов) и т.д.
Чтобы в полной мере соответствовать всем требованиям, пыльники изготавливаются из резины. Также сегодня можно встретить решения, когда вместо резины используется силикон. В целом, средний срок службы резинового пыльника составляет около 100 тыс.км, силиконовые аналоги могут выхаживать до 150 тыс. км. пробега.
Такой чехол не позволяет воде, пыли и мелкому абразиву попадать внутрь подвижных соединений в устройстве подвески и рулевого механизма автомобиля. Также пыльники можно встретить и на других деталях, где попадание пыли, грязи или воды может стать причиной выхода того или иного элемента из строя.
Последствия езды с порванным пыльником
Как правило, наиболее сильно подвержены износу те детали автомобиля, на которые постоянно попадает вода, дорожные реагенты и т.д. По этой причине отдельно следует выделить ШРУСы, шаровые опоры, а также места соединений рулевых тяг с валом в корпусе рулевой рейки.
- Чтобы понять, можно ли ездить с порванным пыльником ШРУС, достаточно вспомнить про подшипники в устройстве ШРУСов. Не трудно догадаться, что попадание воды в «гранату» приведет к вымыванию смазки ШРУС, далее начинается сухое трение и усиленная коррозия. Если к этому добавить песок, действующий в качестве абразива, в подобных условиях срок службы ШРУС сильно сокращается. Результат – сначала «граната» хрустит, далее ШРУС начинает стучать, после чего может произойти полное разрушение данного элемента.
- Что касается шаровой опоры, данная деталь фактически является шарниром. При этом шаровые опоры испытывают достаточно серьезные нагрузки. Если происходит разрыв пыльника шаровой, пыль, влага, песок и грязь быстро разрушают сферический наконечник.
В результате шаровая опора сильно изнашивается изнутри, ресурс сразу сокращается практически до ноля. Как правило, с поврежденными пыльниками шаровые стучат уже через 300-500 км. пробега по мокрой дороге. Если же до разрыва деталь уже отходила какое-то время, выход шаровой из строя может произойти и раньше. При этом когда «палец» шаровой начнет болтаться в своем корпусе, повышаются риски его выпадения. Если шаровая развалится, колесо автомобиля может попросту отпасть, что представляет большую опасность.
- Порванный пыльник рулевой рейки будет означать, что влага и грязь будут попадать внутрь корпуса и воздействовать на вал рейки. На начальном этапе начинается коррозия, далее разрушаются сальники и уплотнители. Если рулевая рейка с ГУРом, возникают утечки рабочей жидкости, что потребует ремонта рулевой рейки или полной ее замены. В отдельных случаях работа без масла в ГУР также может вывести из строя насос гидроусилителя.
В любом случае, езда с порванным пыльником рулевой рейки неизбежно приведет к тому, что рулевая рейка достаточно быстро выйдет из строя. По этой причине необходимо отказаться от эксплуатации авто до момента полного восстановления пыльников.
Полезные советы
На любом автомобиле необходимо проверять состояние пыльников каждые 20-30 тыс. км. пробега. Выполнять проверку необходимо даже при полном отсутствии каких-либо признаков неисправности тех или иных элементов, которые указанные пыльники защищают.
В рамках диагностики нужно внимательно осмотреть каждый пыльник на ШРУСах, а также на рулевой рейке и шаровых опорах. В норме, на пыльниках не должно быть трещин, разрывов и других дефектов. Также важно, чтобы пыльник не пересыхал, то есть сохранялась его эластичность. Не лишним будет проверить и надежность фиксации самих пыльников, так как специальные хомуты, которыми они фиксируются, могут повреждаться, растягиваться и т.д. При нормальной установке пыльник не должен болтаться.
По этой причине некоторые специалисты рекомендуют иногда снимать пыльники для осмотра деталей, особенно если есть подозрение на неисправность или нарекания на качество работы отдельного элемента или механизма.
Если было обнаружено, что пыльник порван, необходимо осмотреть соединение под пыльником. Если уже видны повреждения и коррозия, такую деталь нужно заменить или, как минимум, отреставрировать, так как проблемы будут прогрессировать и все равно потребуется замена/ремонт. Если же видимых дефектов нет, можно попробовать восстановить смазку (например, смазка ШРУС), после чего установить новый пыльник.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем и как смазать ступичные подшипники. Из этой статьи вы узнаете, как правильно смазывать ступичные подшипники, а также на что обратить внимание в рамках замены/смазки подшипников ступиц.
В результате через достаточно небольшой промежуток времени (около 1000 км. пробега) может потребоваться полная замена / ремонт дорогостоящих деталей (рулевой рейки, ШРУСов и т.д.). При этом такие детали до разрыва пыльников могли иметь минимальный износ или быть практически новыми, однако разрыв пыльников неизбежно выведет их из строя в самые короткие сроки.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что долго ездить с порванными пыльниками настоятельно не рекомендуется. Если пыльник немного треснул, допускается движение до места ремонта, однако о длительной эксплуатации автомобиля речь не идет. Данная рекомендация в полной мере распространяется как на пыльники ШРУС или рулевой рейки, так и на шаровые опоры.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что лучше, ГУР или ЭУР. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях гидроусилителя руля от электроусилителя рулевого управления, а также что лучше, гидроусилитель или электроусилитель.
Порванный пыльник ШРУСа, или как я наломал дров
Однажды я решил приобрести страховые опоры, которые я уже испытал и о которых расскажу, наверно, в следующей публикации. Полез смотреть по месту, какими они должны быть и куда их устанавливать можно. И заметил я на свою беду, что порвался пыльник наружней гранаты.
Правое переднее колесо. Маленький ленточный хомут с куском резины стал жить своей независимой от остального пыльника жизнью
Я, как человек ответственный, решил купить пыльник ШРУСа [Ошибка №1]. Выбрал из средней ценовой категории, т.к., судя по отзывам, не редко после замены пыльника ШРУС всё равно ломается (если грязь и вода туда успели попасть). Купил MALO 15290KLR.
Ремкомплект MALO содержит пыльник, хомуты и смазку
Кроме того, купил сразу ШРУС HAFT GA0138 (из недорогих есть ещё Zekkert и Fenox, потом по цене идёт HAFT). Сделан в Германии, отзывы на ШРУСы HAFT почитал немного к другим машинам, вроде не ругают. Решил, что непригодившуюся покупку верну в магазин. Комплект содержит всё то же самое, только со стопорным кольцом. Сразу скажу, что пыльники MALO и HAFT сильно отличаются. (Я читал, что бывают резиновые, силиконовые, из термопласта, пластиковые, но все я не различаю). Подозреваю, что MALO — пластик, HAFT — резина или термопласт. Первый очень жесткий, в гармошку не сложить, а второй очень мягкий и пластичный.
Ну что ж, открываем "Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту", стр. 184, раздел "Снятие и установка приводов передних колёс". Время выполнения операции — 1 час. Ну ок, начинаем.
Ступичная гайка. Всё, что я смог сделать — расконтрить её. Последующие 3 часа рывков и прыганий на рычаге успехов в отвинчивании не принесли. У знакомого заправщика на Роснефти, где мы базируемся, длинной трубы не оказалось. Поехал по ближайшим сервисам. На СТО "Приморский" (ул. Кораблестроителей, 28) за услугу попросили 500 рублей 🙂 На второй точке ребята не очень хорошо говорили по-русски и браться не стали (если вообще поняли, о чём я). На третьем СТО "СВ Авто" (ул. Камская, 7) помогли, не попросив ничего. Механик попробовал ключом, потом сходил за удлинителем, но поддалась гайка только с третьего раза, когда он вернулся со здоровенным мощным ключом. Они не знали, что я ещё вернусь к ним.
Прыгал я не на этом, конечно. Рычаг побольше был, но вё же маловат. Сантиметров 70
На следующий день я приступил к снятию ШРУСа. Открутил гайку ступицы, поднял правый передок, снял колесо. Открутил два болта крепления направляющей колодок, отвёл весь суппорт в сторону, оперев его на снятое лежащее колесо и закрепив за пружину проволокой. Рулевой наконечник не трогал, шаровую опору тоже, в крайнем правом положении ШРУС с усилием, но выходит из ступицы. Срезал пыльник.
На этом мои успехи закончились
Итак, ШРУС на оси удерживает стопорное кольцо, о котором я предварительно почитал. Никаких проушин у него нет, поэтому даже специальный ключ (которого у меня нет) не особо поможет. Предполагаю, что удобно будет так называемыми тонконосами, или чем-то подобным. Кольцо следует разжимать, кто-то писал, что на 10 мм (информация не проверена). Также читал, что если его разжать, то ШРУС чуть ли не рукой можно снять (ну или парой ударов). У меня разжимать на 10 мм не получалось, но на 7 мм где-то разжимал. Параллельно стучал по ШРУСу [Ошибка №2]. Снимали мы как-то с другом гранату на 2114, так вот, там стучание это основной приём. У меня получилось так: от стука кольцо перекосилось и застряло так, что разжимать его стало невозможно. Первое интуитивное действие было потянуть за него на себя (как бы вытягивая) [Ошибка №3]. Быстро опомнился, стал запихивать кольцо обратно, потому что без разжатия ничего не получится. Хвостик кольца отломался, и я понял, что это конец 🙁 Разжать кольцо больше не представлялось возможным, и сохранить этот ШРУС тоже. Вдобавок, пыльник уже удалён + внутри ШРУСа минимум смазки, много WD и пыли с молотка. Безуспешно снять ШРУС я пытался в общей сложности часа 3.
На следующий день поехал на СТО, поскольку гаража с болгаркой у меня нет.
Слесарные работы + 500 рублей…
Ну что сказать, на СТО я оставил 1800 за замену ШРУСа + 500 за слесарные работы. Если бы поехал, куда езжу обычно — в сервис по итальянцам, было бы 1500 + 500, но это подальше ехать надо было, а дел было много…
У них в клиентской зоне висит телевизор, где транслируют видео с камер в ремонтной зоне. Вот с некоторых ракурсов, сбоку, или сбоку спереди, машинка у нас скромно смотрится. Но с некоторых ракурсов (и при нужной ширине картинки) лучше Мерседесов всяких, зацените 🙂
А тут уже опустили
Что ж, какие выводы можно сделать?
1) Если замечен порванный пыльник, и при этом никаких симптомов не наблюдается, то чтобы поменять пыльник, нужно быть уверенным, что ШРУС получится снять. Наверно, стоит иметь успешный опыт в снятии ШРУСа и подходящий инструмент (в части разжимания кольца особенно, либо есть вариант с вытаскиванием всей оси из коробки и работой с ней уже на столе). В противном случае я бы советовал ждать, пока ШРУС не застучит, чтобы его уже менять. А я, по факту, ускорил замену ШРУСа, возможно, не на одну тысячу километров.
2) При снятии ШРУСа больший акцент сделать на разжимании кольца, чем на ударах молотком.
Поскольку успешный опыт снятия гранаты на Фиате я так и не получил, даже не знаю, решился бы я на это, порвись у меня пыльник на другом колесе. Может быть, только если бы гостил у родителей, где есть и яма, и чем выломать старый ШРУС в случае неуспеха. Вот так вот запись, которая должна была войти в рубрику "своими руками", перешла в рубрику "визит на СТО". Желаю всем успехов в снятии приводов передних колёс, и не повторяйте моих ошибок!
Как залатать порванный пыльник, не снимая его?
Порой, неисправность узлов и деталей автомобиля проявляется неожиданно. К таким «сюрпризам» можно отнести порванный пыльник. Сиюминутная замена поврежденного защитного чехла может быть невозможна или нецелесообразна. Не снимая его, выполнить ремонт практически невозможно, однако существует простой способ восстановить герметичность – залатать деталь подручными средствами.
Пыльники в автомобиле
Пыльник – защитный чехол, который изготавливают из резины или силикона. Он предназначен для предохранения движущихся частей от попадания грязи и влаги. Применение защиты позволяет увеличить ресурс быстро изнашиваемых деталей в десятки раз. А цена кожуха, которая на порядок меньше изделия, где он установлен, делает возможным его замену несколько раз за период эксплуатации самой детали.
В автомобиле защитные колпаки применяют в основном на движущихся деталях передней, задней подвески. Они установлены на следующем:
- амортизаторах – ограничивают попадание абразивных веществ на шток цилиндра;
- шарнирах равных угловых скоростей (ШРУСах) – для защиты компонентов силовой передачи;
- шаровых опорах и наконечниках – для изоляции пары трения от воздействия на них посторонних веществ;
- рулевой рейке – защищают вал от попадания песка, влаги, пыли.
Проверка целостности
При нарушении герметичности, в рабочую зону шарнира попадают посторонние вещества: вода, пыль, песок. Всё это сопровождается интенсивным износом трущихся поверхностей, а также скрипами и стуком в подвеске. При появлении посторонних шумов следует выяснить их причину. Проще говоря, найти место повреждения или разрыва защитного чехла. Необходимо проверить его целостность перед ремонтом или заменой.
Осмотр пыльников целесообразно выполнять на смотровой яме или подъемнике.
Бывают ситуации, когда диагностику приходится проводить в пути. Можно воспользоваться несколькими способами:
- Осмотреть состояние защитных колпачков наконечников рулевых тяг, поворачивая колеса из стороны в сторону.
- Поднять машины домкратом, снять колесо, осмотреть все доступные узлы.
- Вывернуть рулевое колесо, резко тронуться. Если при этом слышно треск или щелчки, возможно повреждение как пыльника, так и самого ШРУСа.
- Осмотреть диски передних колес. Наличие на них смазочного материала косвенно свидетельствует о нарушении герметичности шарнира равных угловых скоростей.
Ремонт пыльника
Пыльники не подлежат ремонту. Возможно только на время восстановить их целостность. Сколько такая деталь будет работать угадать невозможно. Все зависит от качества ремонта, условий эксплуатации, оставшегося ресурса самого изделия. Восстанавливают герметичность по нескольким причинам:
- Произвести замену в сложившихся обстоятельствах невозможно.
- Эксплуатировать автомобиль необходимо до смены детали на новую.
- Менять порванный защитный колпачок (ввиду сложности ремонта) планируют совместно с другими деталями.
Нанесение заплатки
Если пыльник всё же порвался, а поменять его нет возможности, его можно заклеить обычной латкой для велосипедных шин. Поверхность защитного колпачка очищают от грязи. В шарнир добавляют немного смазки, затем место нанесения заплатки тщательно обезжиривают и покрывают тонким слоем резинового клея. Последний обязательно должен быть устойчив к воздействию воды и горюче-смазочных материалов. Клей также наносят и на латку. Через 10-15 минут соединяют склеиваемые поверхности. Для надежности зону контакта можно дополнительно покрыть слоем автомобильного герметика.
Шарниры равных угловых скоростей набивают смазкой, предназначенной именно для них, а шаровые опоры и наконечники наполняют ШРБ-4.
Ремонт при помощи нитки
Порванный пыльник можно просто зашить капроновыми нитками. Перед выполнением процедуры во внутреннюю полость шарнира набивают смазку. Затем тщательно очищают наружную поверхность и обезжиривают. Обычной иглой сшивают края отверстия пыльника. Главное правило: стежков должно быть как можно больше, но их не стоит перетягивать, чтобы избежать повреждения сшиваемого материала. Для герметизации поверх шва наносят резиновую латку или армирующий скотч.
Временная герметизация
Бывают случаи, когда разрыв защитных покрытий обнаруживают в дороге. Своевременная герметизация шарнира поможет сохранить его целостность до конца поездки. Достаточно обернуть кожух несколькими слоями плотного полиэтиленового пакета и укрепить их скотчем. Порядок выполнения работ:
- Автомобиль поднимают на домкрате, откручивают колесо.
- Тщательно очищают поверхность детали от грязи.
- Оборачивают вокруг детали полиэтиленовый пакет, предварительно выпустив воздух.
- Закрепляют бандаж скотчем (при его отсутствии можно использовать веревку).
Ремонт пыльника подручными средствами не может полноценно восстановить работоспособность изделия. Периодически необходимо контролировать его состояние и поменять при первой возможности.
Сколько можно проехать на порванном пыльнике ШРУСа
В общем случае пыльник — это чехол специальной формы, имеющий вид «гармошки» и защищающий тот или иной узел подвески автомобиля от воздействия пыли, влаги и грязи. Он должен выдерживать воздействие как высокой, так и низкой температуры и не рваться (трескаться), выдерживая длительные нагрузки на:
- излом;
- протирание.
Изготавливают такие чехлы из высококачественной резины или силиконовых материалов. Качественно изготовленные, они способны пройти более 200000 километров пробега.
Пыльник ШРУСа
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) — один из самых ответственных узлов подвески переднеприводного автомобиля. Именно он, передавая крутящий момент от трансмиссии к колесам, приводит их в движение. Таких узлов в автомобиле 4:
- 2 наружных, расположенных возле ведущих колес;
- 2 внутренних, установленных в районе коробки переключения передач.
Соответственно используются и четыре пыльника, которые защищают ШРУСы от воздействия внешних неблагоприятных факторов.
От их целостности зависит долговечность эксплуатации узлов в целом, а также безопасность движения автомобиля. Если чехол поврежден, то абразивные частицы (пыль, песок, грязь) попадая на шарикоподшипниковый узел, приводят к увеличению рабочих зазоров. Кроме того, попадающая внутрь узла влага вызывает появление коррозии, что способствует ускорению процессов, разрушающих внутренние детали механизма. В итоге механизм может просто заклинить, что вызовет блокировку ведущих колес и приведет к потере управляемости автомобиля. Первыми признаками, свидетельствующими о том, что пыльник ШРУСа порван, являются характерный хруст и щелканье. Они хорошо слышны во время поворота передних колес.
Что делать, если пыльник ШРУСа порвался
Услышав характерный хруст, возникающий при крутом повороте автомобиля, необходимо как можно скорее провести осмотр наружных поверхностей пыльников ШРУСа. Своевременное обнаружение порыва позволит автовладельцу обойтись простой заменой чехла, избежав таким образом дорогостоящей замены самого узла. В противном случае автомобиль может встать уже через 500. 1000 км.
Однако на практике часто бывает, что пыльник ШРУСа порвался во время поездки, а условий для его замены поблизости не наблюдается. В этом случае можно попробовать устранить дефект подручными средствами, для чего можно использовать:
- полиэтиленовый пакет;
- скотч.
Кроме того, нужно, чтобы в багажнике автомобиля нашлись:
- смазка для ШРУСов;
- пустая туба или пистолет для силикона;
- ветошь;
- прочная веревка.
Временно защитить механизм ШРУСа от попадания внутрь него пыли, грязи, песка и влаги можно следующим образом:
- Поставить автомобиль на ручник и установить противооткатные упоры под задние колеса.
- Вывесить нужное колесо с помощью домкрата.
Аналогичным способом можно отремонтировать порвавшийся пыльник, использовав скотч.35 16 армения что значит