Что с заводом рено будет ли работать
Перейти к содержимому

Что с заводом рено будет ли работать

  • автор:

Кошмар на улице «ВАЗов»: может ли Renault продать свою долю

Компания Renault заявила о приостановке деятельности столичного завода. Также автоконцерн рассматривает различные варианты дальнейшего сотрудничества с АвтоВАЗом, 68% акций которого принадлежат альянсу Renault–Nissan. Даже при самом пессимистичном раскладе государство не оставит автозавод в Тольятти без поддержки, считают эксперты. Чем грозит приостановка деятельности Renault в России — разбирались «Известия».

Меры приняты

Совет директоров Renault Group принял решение приостановить с 23 марта производство автомобилей на московском заводе компании, говорится в сообщении автопроизводителя.

«Renault Group рассматривает различные варианты в отношении участия в АвтоВАЗе, принимая во внимание текущую ситуацию и неся ответственность перед 45 тыс. сотрудниками в России», — отметили в штаб-квартире компании.

работники

В компании также напомнили, что Renault Group были приняты все необходимые меры для соблюдения международных санкций. С учетом приостановки работы завода «Renault Россия» были также пересмотрены финансовые прогнозы компании на 2022 год. В частности, предполагаемая операционная маржа составит около 3%, против более 4%, которые планировались ранее.

Решение под давлением

На фоне этих заявлений акции компании на открытии торгов на бирже упали на 2,2%, сообщает Reuters. По данным агентства, решение о приостановке деятельности московского завода могло быть вызвано давлением украинских властей на руководство Renault Group в связи с присутствием французского автопроизводителя на российском рынке.

23 марта президент Украины Владимир Зеленский в ходе видеовыступления в парламенте Франции призвал Renault, Auchan, Leroy Merlin и ряд других французских компаний уйти из России. А министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба предложил объявить глобальный бойкот концерну Renault.

авто

На московском заводе выпускаются кроссоверы Duster, Kaptur и Arkana, а также Nissan Terrano. Приостановка работы этого предприятия грозит проблемами генеральному директору Renault Луке де Мео, которому удалось обеспечить компании финансовую стабильность после двух лет убытков и ряда корпоративных скандалов, отмечает Financial Times. По данным издания, в прошлом году на Россию пришлось около 10% всех продаж Renault.

Как у «ВАЗ» дела

В связи с заявлением Renault Group руководство АвтоВАЗа внимательно следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с федеральными и региональными властями, а также с акционерами компании, говорится в сообщении автопроизводителя.

«За последние недели были приняты все возможные меры для обеспечения сохранения рабочих мест коллектива в 40 800 сотрудников. В частности, компания приняла решение перенести летний корпоративный отпуск 2022 года на 4–24 апреля, во время которого мы приложим максимум усилий для восстановления наших цепочек поставок», — сообщается в релизе компании.

С учетом перебоев с поставками импортных комплектующих на предприятии ведется активная работа по их замене альтернативными компонентами, подчеркнули в компании. В ближайшие месяцы на рынке появятся специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее подвержены влиянию импортных запчастей, отметили в АвтоВАЗе.

лада

В Минпромторге уже завили, что окажут помощь АвтоВАЗу. По сообщению пресс-службы ведомства, предприятию уже оказана существенная государственная поддержка в виде переноса сроков уплаты утилизационного сбора на декабрь 2022 года.

«Минпромторг России оказывает содействие АО «АвтоВАЗ» в загрузке мощностей, запуске новых модификаций автомобилей, продолжении программы локализации и ускоренного импортозамещения. АО «АвтоВАЗ», как и другим крупнейшим автопроизводителям, обеспечен доступ к широкому спектру мер государственной поддержки, среди которых льготное кредитование на пополнение оборотных средств, льготные займы на реализацию проектов импортозамещения, блок промышленных субсидий, компенсация части транспортных затрат, затрат на НИОКР и многое другое», — говорится в заявлении Минпромторга, размещенном на официальном сайте ведомства.

Как отмечают в министерстве, перспективы развития столичного завода Renault Минпромторг обсудит с правительством Москвы. Совместные решения по этой производственной площадке в ведомстве рассчитывают принять до конца следующей недели.

Государство не бросит

При наиболее пессимистичном варианте развития событий правительство России может выкупить у Renault долю в АвтоВАЗе, а также московский завод компании, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

завод

— Маловероятно, что Renault окончательно уйдет из России: наш рынок очень важен для компании, а многие модели, которые продаются у нас, — высокомаржинальные. Однако полностью исключить такой сценарий нельзя. В этом случае наиболее разумным решением для компании будет продажа российских активов государству, — рассказал он «Известиям».

При таком раскладе российским властям необходимо будет срочно искать партнеров, готовых наладить выпуск автомобилей на этих заводах, уверен эксперт. По его словам, с учетом нынешней ситуации наиболее реальной выглядит схема, при которой российское правительство приобретет лицензию производства моделей китайских автоконцернов.

Не исключает возможности приобретения российскими властями активов Renault и генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

— Три дня назад Renault объявила о возобновлении производства автомобилей на заводе в Москве, теперь вновь заявила о его приостановке. Ситуация меняется буквально каждый день, и такой вариант дальнейшего развития событий вполне возможен, — отметил он в беседе с «Известиями».

Renault приостановила работу в России. Что будет с заводом и АвтоВАЗом

Фото: Renault

«Что касается доли в АвтоВАЗе, группа Renault оценивает возможные варианты, принимая во внимание текущую обстановку, действуя ответственно по отношению к 45 тыс. своих сотрудников в России», — отметили в Renault. Сообщение последовало вслед за тем, как 23 марта президент Украины Владимир Зеленский выступил по видеосвязи в парламенте Франции и призвал французские компании — Renault, Auchan, Leroy Merlin и другие — уйти с российского рынка.

При этом правительство Франции считается крупнейшим акционером Renault и имеет право влиять на принимаемые компанией решения. В свою очередь, Renault принадлежит 68% российского АвтоВАЗа, оставшиеся 32% — у госкорпорации «Ростех».

Ранее российское подразделение компании уже останавливало производство по причине нехватки запчастей из-за логистических проблем, однако накануне выпуск машин был возобновлен. В России компания производит модели Renault Duster, Kaptur, Arkana, а также Nissan Terrano, количество сотрудников предприятия составляет около 4 тыс. человек.

Что означает такое решение

Российский рынок для Renault считается ключевым — по объемам производства и продаж автомобилей марки Россия находится на втором месте после Франции. Только по итогам 2021 года в России было реализовано 482 тысячи автомобилей, что лишь на 39 тыс. единиц меньше, чем в Пятой республике. Для сравнения, на третьем по объемам рынке, в Германии, было продано 177,8 тыс. автомобилей, далее в Италии – 154,1 тыс., Бразилии – 127,2 тыс., Турции – 116,2 тыс., Испании – 115,5 тыс., Индии – 95,9 тыс., Марокко – 69,8 тыс., Великобритании – 68,3 тыс. единиц.

Несмотря на очевидную значимость российского рынка для Renault, в заявлении компании о приостановке на этот раз не звучат слова о поставках запчастей. Источники Autonews.ru, близкие к ситуации, признают, что решение было вынужденным. Компания до последнего воздерживалась от участия в политической повестке и хотела продолжать работу в России, но в итоге оказалась под политическим давлением.

Выход из сложившейся ситуации Renault будет искать совместно с Минпромторгом России. После объявления о приостановке работы завода, Минпромторг вышел с заявлением о том, что «перспективы развития производственного комплекса НАО «Рено Россия» Минпромторг России обсудит с правительством Москвы. О совместно выработанных решениях власти должны объявить до конца следующей недели.

Фото: Porsche

Фото: Shutterstock

На событие немедленно отреагировали и на «АвтоВАЗе». Как сообщили в пресс-службе, руководство Группы АвтоВАЗ внимательно следит за ситуацией и находится в постоянном контакте с федеральными и региональными властями, а также с акционерами компании. Там рассказали, что за последние недели были приняты все возможные меры для обеспечения сохранения рабочих мест коллектива 40 800 сотрудников. В частности, АвтоВАЗ принял решение перенести летний корпоративный отпуск 2022 года на 4-24 апреля.

«За это время мы приложим максимум усилий для восстановления наших цепочек поставок. Кроме того, ведется активная работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями. Компания также готовит специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих. Они постепенно станут доступны нашим клиентам в ближайшие месяцы», — сообщили в пресс-службе.

На АвтоВАЗе также сообщили, что будут стремиться выполнять свои обязательства перед сотрудниками, поставщиками, дилерами и партнерами на всей территории России и на экспортных рынках.

Фото: Renault

По данным Autonews.ru, французский производитель всеми силами старается избежать национализации «АвтоВАЗа» и не хочет терять один из крупнейших для себя рынков, однако сейчас компания находится под давлением французского правительства.

Напомним, что Renault открыла первый российский офис в Москве в 1992–1993 годах. В июле 1998 года было подписано соглашение с правительством Москвы о создании совместного предприятия «Автофрамос». В июле 2014 года российское предприятие сменило название на ЗАО «Рено Россия». За это время стала одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в России, а также одним из основных инвесторов в российскую автомобильную отрасль.

Активы компании включают две производственные площадки: завод в Москве и совместную с партнерами по Альянсу конвейерную линию в Тольятти. Дилерская сеть Renault является одной из крупнейших в России. Стратегия Renault в России построена на моделях локального производства.

Россия — важнейший рынок для Renault

Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский обратил внимание на значение российского рынка для Renault.

Топ-10 рынков для компании Renault в 2021г.

Renault приостановила работу в России. Что будет с заводом и АвтоВАЗом

«Для Renault крупнейшим рынком сбыта является даже не Франция, где базируется компания, а именно Россия и страны СНГ, куда поставляется производимая на российских мощностях продукция. При этом важно иметь в виду, что в отличие от ряда брендов, уже приостановивших поставки новых автомобилей в страну, у Renault в России и странах СНГ продаются автомобили с крайне высоким уровнем локализации. Это значит, что, если компания приостанавливает деятельность в России, она теряет не только рынок сбыта готовой продукции, но и производственные мощности», — считает аналитик.

По словам Жарского, в отличие от брендов, которые в Россию свою продукцию экспортировали и которые могут просто перенаправить потоки на другие рынки, у Renault такой возможности нет.

«Предположу, что при развитии худшего для Renault сценария, который предполагает потерю производства в России, она может лишиться до 15% глобальной выручки. Для российского рынка, впрочем, это тоже ничего хорошего не сулит. Доля автомобилей под маркой Renault на нашем рынке относительно невысока и не превышает 8-10%. Но если мы говорим о доле альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, включая АвтоВАЗ, то это уже 35%. При этом очевидно, что производство автомобилей Lada без использования компонентов, узлов и агрегатов альянса на текущий момент невозможно», — сказал Жарский.

Фото: Renault

По словам другого аналитика, который знаком с ситуаций на заводе и попросил остаться неизвестным, возможная национализация предприятия не означает автоматической возможности производить автомобили. «Это здания, производственные мощности, но не технологии и не производство запчастей. Кроме того, встает вопрос зарплат», — отметил аналитик.

Мнение о том, что Renault и российский Минпромторг найдут выход из ситуации, высказал эксперт в области авторынка и дилерского бизнеса Олег Мосеев. По словам эксперта, Минпромторг не заинтересован в потере высоколокализованного производителя в России.

«Уверен, что правительство России и Renault договорятся. Потому что очевидно, что решение о приостановке было спровоцировано выступлением Зеленского и решение со стороны Renault было вынужденным. Предполагаю, что пока продолжается конфликт на Украине, Renault вряд ли снова запустит производство в России. На компанию оказывают огромное влияние на родине. Что будет потом? Россия — значимый рынок для Renault и в итоге они вернутся», — уверен эксперт.

Мосеев считает, что Минпромторгу не стоит принимать радикальных решений в отношении компании.

«Вопрос нужно решать аккуратно, без поднятия вопросов о национализации, возможных отзывов ОТТС и прочих ограничений. Какая национализация? Кому нужны пустые заводы, на место которых никто не придет, даже китайцы, потому что это слишком некорректное решение. Схема с передачей управления российскому менеджменту тоже невозможна без продолжения поставок запчастей. Думаю, что надо просто договориться о том, что пока завод закрыт, но компания будет выполнять гарантийный обязательства, поставлять запчасти для ремонта», — считает Мосеев.

Что будет с Nissan и Mitsubishi в России

Стоит отметить, что в Альянс Renault и АвтоВАЗ также входят бренды Nissan и Mitsubishi. Однако, как в свою очередь признал аналитик Илья Жарский, в контексте решения Renault пока ситуацию с этими брендами оценивать трудно.

«Несмотря на глубокую взаимную интеграцию, компании все же сохраняют независимость в принятии ключевых решений, касающихся в том числе своего присутствия на том или ином рынке. Nissan и Mitsubishi не являются французскими компаниями, Франция не владеет напрямую долями в их капитале, поэтому формально они могут принимать решения самостоятельно», — заключил Жарский.

Компания Renault ушла из России целиком и полностью

Компания Renault ушла из России целиком и полностью

Игорь Владимирский

После того как 16 мая было объявлено о передаче российских активов Группы Renault в собственность государства, возникло множество вопросов о том, в каком формате продолжится работа французской компании в России. Фактически в тот же день почти весь штат филиала Renault Россия перешел под знамя возрожденного Москвича, хотя юридически новая компания не оформлена до сих пор (по крайней мере, в онлайн-базах Москвич еще не значится). Даже российская пресс-служба Renault оперативно превратилась в пресс-службу возрожденного Москвича, и комментировать действия французской стороны не смогла. Редакция Авторевю направила запрос в головной офис компании Renault, потом повторила запрос, и только сейчас мы получили официальный ответ.

Производство автомобилей под маркой Renault в России прекращено окончательно. Это значит, что ни на московском заводе Renault, ни на АВТОВАЗе машины с логотипами Renault больше выпускать не будут. Поставки готовых машин из других стран тоже не планируются даже в отдаленной перспективе. Во французском офисе нам подтвердили, что гарантийным обслуживанием уже проданных автомобилей Renault займется АВТОВАЗ. И самое интересное: на вопрос о возможном продолжении производства моделей Renault под другими брендами нам из Франции ответили, что информации о таких проектах у них нет!

Иными словами, объявленное возобновление выпуска кроссовера Renault Duster под маркой Лада сейчас под большим вопросом. Кстати, сам АВТОВАЗ эту информацию так и не подтвердил. Более того, опубликовано принципиальное решение о том, что новые модели Лада будут разрабатывать на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов. Получается, что условная Лада Дастер свет так и не увидит.

Renault ушел — что дальше? Прогноз «За рулем»

Из всех иностранных автопроизводителей Renault был наиболее глубоко интегрирован в нашу промышленность. Компании принадлежало 68% акций АвтоВАЗа. Оставшиеся остаются у госкорпорации Ростех.

В Тольятти собирают седаны Renault Logan и хэтчбеки Renault Sandero. Кроме того, на французской платформе базируются Лада Ларгус и Лада XRAY.

У Renault был и собственный завод в Москве. Изначально он назывался «Автофрамос», а потом его переименовали в «Рено Россия». С его конвейера сходили кроссоверы Renault: Duster, Kaptur и Arkana (а вместе с ними и родственный Nissan Terrano).

Ухожу, но вернусь?

Сумму сделки не называют и не назовут. По неофициальным данным, речь идет о чисто символическом одном рубле. Французы получили особый опцион: в течение шести лет могут выкупить свою долю обратно.

Renault , конечно, не хочет терять наш рынок — объемы продаж у компании больше только в родной Франции. Но против санкции с давлением европейского общественного мнения никуда не денешься. Вот и поставили российский бизнес на паузу, передав управление российской стороне.

С московским заводом ситуация иная. На него опцион не распространяется, Renault потерял его безвозвратно. Новый владелец – правительство Москвы. Если со временем оно не найдет следующего приобретателя, предприятие так и остается столичным активом. Или мертвым пассивом, если не удастся организовать производство. Впрочем, земля в Москве не пропадет — застройка территории ЗИЛа тому подтверждение.

Здравствуй, «Реносквич»!

После оглашения условий сделки вспомнили об исконно отечественной марке — «Москвич». Под ней будущие модели станут выходить из ворот московского завода, который тоже стал Москвичом. Компания Renault покинула площадку бесповоротно, поэтому о продолжении сборки кроссоверов с измененными эмблемами можно не мечтать.

Но старые Москвичи точно не вернутся. Вся оснастка давно утрачена. Да и кому сегодня нужен «сорок первый»? Даже с поправкой на кризис и снижение покупательской способности.

Значит, в Москве наладят выпуск новых моделей. Наиболее вероятный сценарий — сотрудничество с кем-то из китайских производителей. Взять уже готовые модели, поставить на производство и превратить в Москвичи. Одним из потенциальных партнеров называют JAC. Но официально это пока не подтверждено.

Самый сложный и долгий вариант — сделать собственный автомобиль. Из всех проектов последних лет притянуть к Москвичу можно разве что камазовский электромобиль Кама-1. Но его серийное производство реально запустить только через пару лет. И это при условии, что разработчики изначально ориентировались на применение минимального числа импортных деталей. Иначе понадобится еще время на импортозамещение.

Платформа ЕМП2, разработанная для Аурусов, хотя и модульная, но быстро под народные машины не масштабируется. Да и автомобили компактного класса пока в проекте не предусмотрены.

Полуфантастический вариант — взять наработки УАЗа, которые ульяновцы положили под сукно (о чем официально объявили в прошлом году). Но и проект «русского Прадо» явно находится не в стадии «хоть завтра на конвейер».

Да-да, это фантастика!

Всю неделю сыпались комментарии и прожекты официальных лиц — большинство, увы, утопичные.

Власти Москвы рассказали о планах сначала наладить выпуск автомобилей с ДВС, а потом и электромобилей. Прозвучало логично и здраво. До того момента, пока начать выпуск Москвичей не пообещали уже в этом году.

Если даже договориться с китайцами и всю адаптацию автомобиля свести к замене шильдиков, за полгода не успеть. А создание собственных оригинальных моделей — это годы работы и колоссальные инвестиции.

Глава Дептранса Максим Ликсутов заявил, что 30-40 тысяч Москвичей в год купят столичные таксисты и операторы каршеринга. Если прикинуть размеры их парков, получится, что обновляться они будут исключительно за счет Москвичей. Для этого нужны два условия: полное отсутствие конкуренции на рынке и достойный продукт. Оба утопичны и не совместимы: зачем делать что-то хорошее, если нет альтернативы?

Что будет с моделями

  • Duster переезжает на АВТОВАЗ и станет Ладой.

Отказ от московского завода Renault готовил давно. Даже оборудование начали перемещать еще до нынешнего кризиса. Правда, теперь в затею наверняка внесут правки. Самая вероятная — замена моторов на вазовские.

  • Судьба Каптюра и Арканы неизвестна. Скорее всего, они нас покинут.
  • Новые Logan и Sandero практически готовы к постановке на конвейер в Тольятти. Только теперь они тоже превратятся в Лады.

Что точно останется тайной за семью печатями, так это реальное участие Renault в последующей деятельности АВТОВАЗа. Не исключено, что помощь деньгами и технологиями сохранится. Просто ее не будут афишировать.

  • И тогда есть шансы на появление новых поколений Гранты и Нивы, которые разрабатываются на французской платформе. Без них АВТОВАЗу будет сложно конкурировать с другими марками.

Косвенно на это намекает заинтересованность французов. Ведь заявлений о выводе всех моделей Renault и выпускаемых по лицензии АВТОВАЗом Ларгуса и Иксрея не последовало. Хотя от последнего завод всё равно откажется: слишком импортозависимый при небольших объемах продаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *