Когда цены пойдут на спад в россии
Перейти к содержимому

Когда цены пойдут на спад в россии

  • автор:

Рекордный ажиотаж на вторичном рынке Москвы в августе сменился падением спроса в сентябре

Август 2023 г. стал пиковым по количеству сделок на вторичном рынке московского региона за всю историю статистических наблюдений. Однако уже в сентябре спрос пошел на спад – на фоне заградительных ипотечных ставок на «вторичке» покупатели мигрируют в сегмент новостроек или вовсе отказываются от сделок. Риелторы ожидают снижения цен.

Августовский пик и сентябрьское охлаждение

В августе управление Росреестра по Москве зарегистрировало 17 538 переходов прав на недвижимость в рамках сделок купли-продажи жилья – как подчеркивает руководитель ведомства Игорь Майданов, это рекордный месячный показатель с начала года и рекордное для августа число переходов прав за все годы ведения статистических наблюдений.

Главная причина ажиотажа – ожидания повышения ключевой ставки ЦБ и, соответственно, подорожания ипотеки, единодушны все опрошенные редакцией www.irn.ru эксперты. Причем первая волна спроса со стороны напуганных ипотечников наметилась еще в конце июля, в преддверии заседания Центробанка 24 числа. После первого повышения ключевой ставки поток покупателей резко вырос, «а пик сделок пришелся на август, поскольку те, кто успел одобрить ипотеку, старались в максимально сжатые сроки подобрать подходящую недвижимость и подписать кредитный договор, чтобы зафиксировать одобренные ранее ставки», рассказывает эксперт по недвижимости федеральной компании «Этажи» Константин Анисимов.

В «Этажах» количество ипотечных консультаций в июле выросло на 20% относительно июньских значений, а по итогам августа интерес к ипотеке на вторичном рынке увеличился еще на 22%. Спрос на «вторичку» в целом по итогам августа увеличился на 31% относительно аналогичного периода прошлого года и на 12% по сравнению с июлем.

Напомним, 15 августа ЦБ увеличил ключевую ставку сразу на 3,5 п.п., до 12% годовых, в результате ставки предложения по ипотечным кредитам в крупнейших банках страны быстро подскочили до 14-15%. При том, что для многих стоп-ставка по ипотеке — 12%, отмечает гендиректор инвестиционной компании на рынке недвижимости ООО «Флип» Евгений Шавнев.

По оценке Александра Чернокульского, директора компании «Жилфонд», августовское решение ЦБ увеличило ежемесячный платеж фактически на 25%. Однако еще до увеличения ключевой ставки «у большого количества людей уже было одобрено кредитное решение, а срок его реализации обычно может действовать до трех месяцев, — продолжает эксперт. — В моменте сработал эффект распродажи, и весь августовский ажиотаж, который частично захватил и начало сентября, фактически связан с тем, что люди начали торопиться реализовать более низкую ипотечную ставку».

В «Инкоме» такой ажиотаж называют «преждевременным спросом». Как объясняет Сергей Шлома, директор направления «Вторичный рынок» компании «Инком-Недвижимость», это спрос, который формируется из опасения каких-то негативных изменений – ужесточения условий кредитования, обвала рубля и т.д. То есть люди, которые планировали приобрести жилье осенью или зимой, ускорились и купили уже летом. «Последствием преждевременного спроса всегда становится падение активности на рынке», — подчеркивает эксперт.

Спрос упадет, как только все люди с одобренными решениями проведут свои сделки либо срок действия одобренных кредитов закончится, согласен Александр Чернокульский.

Собственно, спрос, во всяком случае ипотечный, замедлился сразу после августовского увеличения ключевой ставки. На неделе с 14 по 20 августа объем ипотечных заявок, полученных SaaS-платформой TYMY, резко снизился почти на 40% относительно предыдущей недели. В последующие две недели снижение продолжилось в пределах 10-12% каждую неделю относительно предыдущего периода, говорит Алексей Майстренко, CEO SaaS-платформы TYMY.

В первую неделю сентября, перед третьим повышением ключевой ставки – до 13%, количество ипотечных заявок через платформу TYMY на вторичное жилье в московском регионе вновь выросло — на 30% по сравнению с предыдущей. Однако если сравнить общее количество за три недели августа и аналогичный период в следующем месяце, то заявок в сентябре стало меньше на 20%.

«В сентябре идет постепенно охлаждение спроса, как на фоне выросших ипотечных ставок, так и из-за большого объема реализованного опережающего спроса — по факту те, кто планировал покупку осенью, ускорился из-за снижения доступности ипотеки по стандартным программам, поэтому откат спроса сейчас неизбежен. Судя по количеству ипотечных консультаций на вторичном рынке, активность покупателей сейчас на 25% ниже, чем в июле, и на 31% меньше, чем в августе текущего года», — добавляет Константин Анисимов из «Этажей».

Однако спрос хоть и снижается, но, по словам эксперта, пока сохраняется на достаточно высоком уровне: многие рассчитывают одобрить ипотеку, приобрести квартиру с дисконтом, а по мере снижения ставок рефинансировать кредит под более выгодные условия. И доля таких покупателей сейчас значительно выше, чем в прошлые периоды высоких ставок, подчеркивает Анисимов.

А по мнению Сергея Шломы, спрос на рынке пока есть потому, что в сентябре еще можно взять ипотеку на прежних условиях по одобренным ранее кредитам. «Затем мы ожидаем резкое снижение спроса – минимум на 10%, а то и на 20%, — продолжает Шлома. — И никакой так называемый высокий осенний сезон не поможет выровнять ситуацию. Мы понимаем, что начнется давление на вторичный рынок, потому что реально рыночная ипотечная ставка увеличится существенно».

Похожий прогноз дает и Александр Чернокульский, директор компании «Жилфонд»: «Есть основания полагать, что в перспективе ближайших двух месяцев каждый день количество людей с одобренными кредитными решениями по низкой ставке будет снижаться на 3%, и спрос на вторичное жилье в итоге снизится существенно — мы прогнозируем на 20-25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года».

С октября помимо заградительной ключевой ставки на спрос будут давить надбавки ЦБ к коэффициентам риска по ипотеке с низким первоначальным взносом и для сильно закредитованных заемщиков. Однако, по мнению Алексея Майстренко, для большей части покупателей «вторички» эти надбавки не критичны, так как средний размер первоначального взноса в этом сегменте составляет 22-25%, по данным SaaS-платформы TYMY.

Из-за разницы в ставках на первичном и вторичном рынке часть спроса с «вторички» уйдет в сегмент новостроек, прогнозирует Константин Анисимов. Такая тенденция наметилась еще летом.

Впрочем, новостройкам это вряд ли поможет, так как они сильно переоценены. По словам Сергея Шломы, вторичные квартиры сейчас на 15-20% дешевле аналогичных первичных. «Пока сохраняется льготная ставка, конечно, это даст новостройкам возможность легче дышать. Но и по льготной ипотеке условия ужесточаются – первоначальный взнос увеличивается, и это заставит многих покупателей переориентироваться на самое низкобюджетное жилье», — резюмирует эксперт.

Цены почти не выросли, несмотря на ажиотаж

На фоне ипотечного ажиотажа в августе скорость сделок стала «буквально рекордной, особо ликвидные объекты продавались менее чем за неделю», отмечает Константин Анисимов. Тем не менее, по данным компании «Инком-Недвижимость», средний срок экспозиции на вторичном рынке «старой» Москвы в августе 2023 г. составил 73 дня — это на 46% больше, чем в августе 2022 г. и на 14% больше, чем в августе 2021 г. Дело в том, что за год общий объем предложения увеличился на 18,7% за счет низколиквидного жилья, «которое является балластом для рынка и увеличивает усредненный период пребывания объектов в рекламе», поясняет Сергей Шлома, директор направления «Вторичный рынок» компании «Инком-Недвижимость».

Огромное, хоть и не очень ликвидное предложение давит на цены. Несмотря на рекордный ажиотаж, средняя стоимость метра на вторичном рынке «старой» Москвы по итогам августа увеличилась только на 1,4% — см. обзор рынка недвижимости от IRN.RU. Для сравнения: во время ажиотажа в марте 2022 г. цены подскочили сразу на 5,6%, по данным www.irn.ru.

Средний размер скидок, правда, в августе сократился до 3%. В июне-июле было 3-5%.

Отсутствие выраженного роста цен – важное отличие нынешнего бума на «вторичке» от предыдущих. Как отмечают специалисты «Инком-Недвижимости», собственники понимают, что продать жилье нужно сейчас, потому что позже, после ослабления спроса из-за ухода ипотечных покупателей, сделать это будет проблематично.

В дальнейшем снижение покупательской активности неизбежно начнет толкать цены вниз. Но удешевление не произойдет быстро, оно будет постепенным, уверен Сергей Шлома: «Дело в том, что сейчас на рынке вымылось ликвидное предложение – по данным компании, примерно на 20%. То есть покупать пока мало что есть, новые объекты будут приходить постепенно, и продавцам понадобится время для «прощупывания» рынка и установления оптимальной стоимости. Думаю, что до конца года мы не увидим понижения цены, возможно, это начнется только после январских праздников. Но снижения цен может и не произойти, если ключевая ставка пойдет вниз».

Последнее, впрочем, вряд ли возможно: Центробанк четко и недвусмысленно заявил, что высокая ключевая ставка – это надолго.

Спад неминуем: что будет с ценами и спросом на новостройки этой осенью

Фото: Владимир Баранов / ТАСС

Последний месяц лета встряхнул российский рынок жилья — резкое ослабление рубля и последующий внеплановый подъем ключевой ставки ЦБ сразу на 3,5 п.п. активизировали спрос. Но что будет дальше? Ставки по рыночным банковским программам уже пошли вверх, а некоторые игроки рынка не исключают и пересмотра условий по льготным госпрограммам. Поговорили с экспертами о том, с чем первичный сегмент встречает осень и что будет с ценами в ближайшие месяцы.

Банки повысили рыночные ставки. Что будет с льготной ипотекой?

15 августа Центробанк резко поднял ключевую ставку: с 8,5% до 12%. Это уже второе повышение подряд — в конце июля ставка была увеличена с 7,5% до 8,5%. Таким образом, меньше чем за месяц ключевая выросла на 4,5 п.п. Следующее заседание ЦБ по ключевой намечено на 15 сентября, и прогнозы по его поводу разделились: одни ждут сохранения текущего уровня, другие прогнозируют дальнейшее увеличение. В любом случае рыночные ставки, привычные заемщикам в 2023 году, постепенно уходят в прошлое. Ведущие ипотечные игроки — Сбербанк и ВТБ, на которые в совокупности приходится более 70% всех ипотечных выдач — объявили о росте ставок на 2 п.п. почти сразу же после новостей по ключевой.

Теперь, судя по открытым данным на сайтах банков, минимальная рыночная ставка по ипотеке на новостройки в «Сбере» составляет 13,4%, а для заемщиков, которые не являются зарплатными клиентами банка и не пользуются дополнительными опциями (сделкой через «Домклик» и электронной регистрацией), — 15%.

В ВТБ минимальная ставка составляет 13,5%, эти условия действуют для новых зарплатных клиентов. При онлайн-регистрации можно рассчитывать на ставку от 13,6%, при этом на сайте банка перечисляется ряд опций, повышающих ставку:

  • +0,2 п.п. за сумму кредита ниже определенного лимита 25 млн руб. для столичных регионов и 10 млн руб. для всех остальных;
  • +0,3 п.п. для зарплатных клиентов других банков;
  • +0,7% при первом взносе меньше 20%;
  • +1% при отсутствии комплексного страхования и т. д.

Другие банки тоже пересматривают условия: судя по информации на сайте, в Альфа-Банке ставка по ипотеке без господдержки для заемщиков, не являющихся зарплатными клиентами, составляет 14,49%, в Газпромбанке — 15% годовых.

Фото: Николай Гынгазов / ТАСС

Ставки по льготным ипотечным программам основные игроки пока не меняют. Процентные риски по этим продуктам несет государство, и участники рынка не исключают пересмотра условий — по аналогии с тем, как это было весной 2022 года. Тогда, напомним, ставка по ипотечной госпрограмме была увеличена с 7% до 12%.

По мнению руководителя дирекции по развитию жилищного кредитования «Почта Банка» Ильи Иванова, рост ставок по льготной ипотеке возможен и сейчас, хоть и не такой существенный. Например, по словам эксперта, по семейной ипотеке возможен пересмотр с 6% до 8%. «Но многое будет зависеть от решения правительства по финансированию госпрограмм», — заключает эксперт.

Такую возможность видит и ЦБ — в недавнем отчете регулятор характеризует ситуацию в сегменте новостроек как «нестабильный спрос на фоне повышения кредитных ставок и возможного изменения условий льготных программ». В связи с этим Банк России не исключает дальнейшего роста нераспроданных объемов первичного жилья и прогнозирует повышенные риски по отставанию от графика продаж для «молодых» проектов (с готовностью до 40%).

В пресс-службе Минфина на запрос редакции 25 августа ответили, что изменений ставок по госпрограммам не планируется.

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Перед повышением ставок резко вырос спрос на ипотеку

За последние годы рынок жилья уже неоднократно наблюдал волны ажиотажного спроса со стороны желающих «успеть в последний вагон» — получить одобрение ипотеки по прежним условиям накануне грядущего повышения. Так было несколько раз на ожиданиях относительно завершения ипотечной госпрограммы, существенный скачок также отмечался после повышения ключевой ставки ЦБ в феврале. Сейчас фиксируется похожая ситуация.

Уже в июле аналитики «Домклик» фиксировали существенный прирост спроса на новостройки. Если в среднем по стране выдачи Сбербанка за этот месяц выросли к июню на 3,7%, то в первичном сегменте — на 23,4%: всего было выдано более 31 тыс. таких кредитов. В «Домклик» связывают скачок спроса, во-первых, с ростом инвестиционной активности на фоне резкого ослабления рубля, а во вторых, с двумя подряд повышениями ключевой ставки. «Сейчас мы видим перетекание спроса со вторичного рынка на первичный», — прокомментировали в пресс-службе «Сбера». — Мы наблюдали повышенный рост ипотечных заявок от клиентов 15 августа, в день изменения ключевой ставки ЦБ. Этот спрос был выше на 34% по сравнению с понедельником, 14 августа. Сейчас спрос стабилен».

ВТБ отметил скачок спроса перед повышением ставок на неделе с 14 по 20 августа. В этот период заемщики оформили на 42% больше ипотечных заявок, чем неделей раньше. Объем выдач за этот период увеличился к предыдущей неделе на 16%.

Рост активности увидели и аналитики ЦИАН. В период с 31 июля по 13 августа, когда речь шла только о потенциальном росте ключевой ставки, интерес к новостройкам на платформе вырос на 20 п.п. Это самый существенный рост для двухнедельных отрезков в 2023 году, отмечают в компании.

«Высокий спрос подтверждается и снижением объема предложения (то есть лоты не только просматриваются, но и продаются — уходят из экспозиции). Число доступных объявлений в разделе «квартиры в новостройках» за последний месяц снизилось на 8%», — говорит руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов.

Фото: Максим Шипенков / ТАСС

Проектное финансирование может подорожать

Еще одно вероятное следствие роста ключевой ставки — увеличение стоимости проектного финансирования для застройщиков. Но это произойдет лишь в том случае, если ключевая ставка сохранится на сегодняшнем уровне долгое время или продолжит расти, говорит исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. В этом случае рынок станет искать новую точку баланса, считает эксперт. «Новые проекты начнут смещаться вправо, стоимость проектного финансирования вырастет — и застройщики будут вынуждены сокращать объемы строительства, после чего рынок придет к новому равновесию, — говорит он. — Тенденции начнут проявляться в явном виде в сентябре-октябре этого года. Показательным станет решение, которое примут на следующем заседании совета директоров Банка России, запланированном на 15 сентября».

Не исключает такого развития событий и управляющий партнер Prime Life Development Денис Коноваленко. «Проектное финансирование — это долгосрочная инвестиция. В связи с этим какие-либо изменения можно зафиксировать только по прошествии квартала. Корректировки будут отражены на итоговом бюджете лотов», — прогнозирует эксперт.

О том, что рост ключевой ставки в перспективе может привести к пересмотру прайсов в новых проектах, говорит и девелопер жилого кластера RDD Владимир Щекин. «Безусловно, придется пересматривать экономику проектов, себестоимость и рентабельность с учетом новых вводных по стоимости кредитования. Также часть застройщиков, которым ранее было непросто получить проектное финансирование, станут с большей осторожностью выстраивать планы на будущее», — прогнозирует эксперт. На текущих проектах это не скажется, добавляет он.

Управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов напоминает, что в начале 2022 года застройщиков поддержало государство. «После старта СВО, в экономической ситуации, похожей на текущую, власти создали банкам условия для финансирования застройщиков на комфортных условиях. Полагаю, что государство и сейчас окажет поддержку строительной отрасли, которую президент справедливо называет локомотивом экономики», — говорит Сырцов. По его мнению, уже к концу года ЦБ может приступить к снижению ключевой ставки, поэтому трудности с проектным финансированием в любом случае вряд ли окажутся продолжительными.

«Рост ключевой ставки приведет к росту ставок по проектному финансированию. Однако у крупнейших застройщиков, которые работают с ведущими банками, действуют программы льгот, скидок и других преференций, которые в целом способны уменьшить кредитное давление на проект», — говорит и исполнительный директор «НДВ Супермаркет Недвижимости» Татьяна Подкидышева.

Фото: Олег Елков / ТАСС

Что будет со спросом и ценами на жилье осенью

Сейчас на рынке все еще сохраняется нетипичная активность — но это ненадолго, считают опрошенные редакцией участники рынка. «Сейчас на руках у потенциальных покупателей остаются одобрения, полученные еще до июльского повышения ставки (показатель числа поданных/одобренных заявок находится на близких к рекордным уровнях)», — отмечает Алексей Попов. Поэтому, считает эксперт, августовские результаты продаж заметного спада не покажут.

«Однако для новых клиентов банки уже сейчас предлагают ставки 12–15%, что оказывает психологическое воздействие и замедляет процесс принятия решения», — напоминает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. Так что уже в сентябре картина может начать меняться.

Для большинства покупателей ипотека под 14% годовых — заградительный показатель, говорит и Руслан Сырцов «Учитывая жесткую политику Центробанка, не исключено также повышение осенью минимального первоначального взноса», — добавляет эксперт.

В таких условиях, говорят опрошенные участники рынка, спрос продолжит смещаться со вторичного рынка на первичный, где все еще сохраняются относительно низкие ставки кредитования по льготным программам. «Двукратная разница между ставками на покупку новостроек (5–8%) и вторичного жилья (14–15%) будет стимулировать часть клиентов переходить на рынок новостроек», — прогнозирует Владимир Щекин.

Однако это нельзя однозначно назвать благом для первичного рынка, подчеркивает коммерческий директор девелоперской компании ASTERUS Вера Стефан. «Больше 30% покупателей новостроек сейчас до выхода на сделку продают имеющуюся жилплощадь. Поэтому от условий и сроков продажи на вторичном рынке будут зависеть возможности покупателей на первичном рынке», — поясняет эксперт.

«Нужно понимать, что предложение готового жилья от застройщиков очень невелико, а строящиеся квартиры не для всех потенциальных покупателей вторички будут полноценной альтернативой», — добавляет Владимир Щекин. Но высокие ставки по ипотеке на вторичное жилье все равно затормозят спрос, и результатом может стать снижение цен и распространение скидок в сегменте вторичного жилья, считает эксперт.

Такая же ситуация, по прогнозам Татьяны Подкидышевой, вероятна и в сегменте апартаментов, на которые не распространяются льготные программы кредитования. «Для поддержания спроса, особенно в бизнес-классе и в сегменте апартаментов, застройщики будут использовать широкий набор скидок и акций. В этих сегментах цены могут снизиться до 10%. В массовом сегменте рынок в целом нашел свое равновесное состояние в части уровня цены», — считает Подкидышева. «Цены на новостройки будут расти примерно на уровне инфляции», — говорит и Руслан Сырцов.

В остальном же, сходятся во мнении опрошенные участники рынка, развитие ситуации будет зависеть от дальнейшей политики ЦБ по ключевой ставке и от общего состояния экономики. «Рост курса доллара, к сожалению, приводит к удорожанию себестоимости строительства. Причем насколько дороже станет себестоимость лота, прогнозировать пока сложно, особенно в тех проектах, которые находятся на ранней стадии реализации. Поэтому стоит ожидать, что девелоперы в ближайшее время будут переориентировать продажи на свои объекты в высокой стадии готовности», — говорит Вера Стефан. Следствием этого, вероятно, станет сокращение предложения квартир на начальном этапе строительства — а именно они предлагаются в минимальном бюджете. Сейчас на рынке фактически реализуется будущий спрос, напоминает Стефан: как инвесторы, так и конечные покупатели торопятся с ранее одобренными сделками. «Такие периоды всегда сменяются спадом. Тем более что после таких серьезных изменений на ипотечном рынке спад неминуем. Так что нас ждут один-два месяца просадки», — заключает эксперт.

«Пора готовиться!»: какие продукты и товары подорожают в России в октябре 2023 года – повысят ли цены на бензин и услуги ЖКХ

Что подорожает в октябре

Что подорожает в октябре 2023 года? Ждать ли рост цен на коммунальные услуги, бензин, продукты и другие виды товаров? О чем предупреждают россиян финансовые эксперты и аналитики? Повысят ли стоимость товаров из-за введения экспортных пошлин? Подробнее – расскажем ниже.

Ждать ли повышения тарифов ЖКХ и рост цен на коммунальные услуги

Рост тарифов на коммунальные услуги в России ожидается в размере почти 10%, начиная с 1 июля 2024 года. Этот процент может варьироваться в зависимости от региона, достигая максимума в 9,8%. Для семьи из трех человек, проживающей в квартире площадью 50 квадратных метров, это означает увеличение ежемесячных расходов на коммунальные услуги примерно на 500-550 рублей.

Следует отметить, что данное повышение тарифов станет первым за полтора года. В 2022 году тарифы были повышены дважды: на 4% в июле и на 9% в декабре. В 2023 году индексация не проводилась.

Кроме того, с 1 декабря 2023 года правительство планирует также провести индексацию в других сферах:

  • Оптовые цены на газ будут увеличены на 10%.
  • Тарифы на железнодорожные перевозки грузов поднимутся на 10,75%.
  • Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки также вырастут на 10,75%.

Что будет с ценами на бензин в октябре 2023 года – последние новости

Бессрочное ограничение на экспорт топливных ресурсов, введенное Россией, сулит повышение стоимости бензина и дизельного топлива. Это мероприятие также окажет влияние на увеличение цен на авиабилеты и даже базовые продукты питания. Такие выводы были сделаны финансовым аналитиком Михаилом Беляевым.

«Важно учитывать, что на мировых рынках топливных ресурсов преобладают несколько крупных компаний, которые устанавливают ценовую политику. <…> Имея возможность, они могут использовать любой повод для увеличения цен. <…> Следовательно, базовые продукты питания, такие как хлеб, молочная продукция и подсолнечное масло, все они будут подвержены росту цен», — подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что стоимость топлива и авиабилетов также возрастет. Беляев советует не паниковать и не скупать продукты заранее, так как компании рассчитывают на подобные реакции.

Россияне рассказали о подорожании продуктов и других товаров в стране

В последнем месяце, по данным опроса фонда «Общественное мнение,» цены на различные продукты и товары в России продолжают расти. Согласно результатам исследования, 44% россиян отмечают увеличение стоимости мяса и птицы. Подорожание также заметили на:

  • молоке и молочной продукции (26%);
  • хлебе и хлебобулочных изделиях (24%);
  • сахаре (26%);
  • рыбе и морепродуктах (29%);
  • яйцах (20%);
  • плодоовощной продукции (18%).

Кроме того, следует отметить, что рост цен на мясо и птицу наблюдался у 44% опрошенных, что снижение на 4% по сравнению с предыдущей неделей. Подорожание растительного масла заметили 15% респондентов, снижение на 2% по сравнению с предыдущим отчетом. 16% опрошенных сообщили о росте цен на крупы и макаронные изделия, а 8% увидели увеличение стоимости алкоголя, что означает снижение этого показателя с 11% с прошлой недели.

В сфере непродовольственных товаров, россияне также отметили рост цен на различные категории товаров:

  • моющие средства подорожали для 14% опрошенных;
  • средства личной гигиены — для 13%;
  • одежда — для 23%;
  • электроника и бытовая техника — для 18%;
  • стройматериалы — для 22%;
  • лекарства — для 31%;
  • бензин подорожал для 41% респондентов.

По данным опроса, 21% россиян также заметили рост цен на услуги ЖКХ, что означает снижение на 5% по сравнению с предыдущей неделей. Подорожание медицинских услуг отметили 16% опрошенных, услуги пассажирского транспорта — 11%, бытовых услуг — 12%.

Опрос был проведен с 15 по 17 сентября 2023 года среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах и 53 субъектах Российской Федерации. Метод опроса включал интервью по месту жительства респондентов, и статистическая погрешность не превышала 3,6%.

Вырастут ли в цене товары из-за введения экспортных пошлин в 2023 году

С 1 октября в России вступают в силу новые экспортные пошлины на разнообразные товары. Эти изменения вызывают интерес у потребителей и могут повлиять на стоимость продукции внутри страны.

Начиная с 1 октября, размер экспортной пошлины будет колебаться от 4% до 7%. Важно отметить, что эта пошлина будет аннулирована, если курс доллара опустится до 80 рублей или ниже. Кроме того, пошлина для удобрений может достигать до 10%, в зависимости от текущего курса российской валюты.

Нефтегазовый сектор, сельское хозяйство, транспорт и лесопромышленность останутся вне зоны действия этого нововведения. Скорее всего, основными поставщиками средств в бюджет страны станут металлургическая и угольная промышленности.

Финансовый эксперт Владислав Антонов указывает, что товары, подпадающие под курсовые пошлины, можно разделить на несколько категорий, такие как продукты питания и химические товары. Также под действие этих пошлин попадают драгоценные металлы, ювелирные изделия, никель, алюминий и другие товары.

Согласно мнению Антонова, продавцы, скорее всего, не изменят ценники сразу же. Экспортные пошлины, по его мнению, окажут лишь минимальное воздействие на стоимость товаров. Значительное снижение цен возможно только в случае уменьшения спроса на российские экспортные товары.

Битва за бензин

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы журнала «Эксперт»
24 сентября 2023, 15:02

Правительству и нефтяникам предстоит договориться на новых условиях. Возможно, и тем и другим пора сделать следующий шаг к развитой нефтепереработке

Битва за бензин

После нескольких недель вербального фехтования — правительство грозило ввести заградительную пошлину на экспорт нефти, нефтяники в ответ предупреждали о дефиците топлива — власть все же решилась на жесткую меру. Двадцать первого сентября были введены «временные ограничения» — фактически запрет — на экспорт бензина и дизтоплива. В правительстве заявили, что это поможет насытить внутренний рынок и в итоге снизить цены на бензин и дизтопливо для потребителей.

TASS Вице-премьер Александр Новак

Интересно, что всего за день до этого цены на 92-й бензин на бирже и так шли вниз, вице-премьер Александр Новак констатировал, что кардинальные меры будут приняты «по необходимости», но оптовые цены на топливо и так снижаются и «рынок балансируется». Казалось, что ситуация близка к разрешению. Совпадение или нет, но в этот же день было распространено заявление главы «Газпром нефти» Александра Дюкова о риске дефицита топлива в России, если заградительная пошлина все же будет применена. На коротком отрезке это сработает, но если такие меры будут «недостаточно точно просчитаны», это может привести к дефициту на рынке моторных топлив, предупредил глава «Газпром нефти». И уже на следующий день правительство сделало даже более жесткий ход, просто запретив поставки топлива на внешний рынок.

Запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из РФ введен бессрочно, заявил замглавы Минэнерго Павел Сорокин. По его словам, недобросовестные участники рынка вывозили «ощутимый объем» топлива. И пока цели не будут достигнуты, запрет снят не будет. Видимо, речь идет о сером импорте, за который нефтяники к тому же получали выплаты из бюджета (об этом ниже).

Готовятся также экспортные пошлины на широкий круг товаров, включающий топливо, привязанные к курсу рубля, — это должно сгладить вечную проблему слишком сильного соблазна поставлять из России на экспорт что угодно в ущерб внутреннему рынку.

Пока не страшно

СПБМТСБ Оптовые цены на бензин слишком разогнались

Росстат Летом 2023 года розничные цены моторного топлива взметнулись вверх

Росстат, Минфин, Банк России, расчеты "Эксперта" Судя по долгосрочным трендам динамики цены бензина в постоянных ценах и в валютном эквиваленте, в настоящее время он выглядит недооцененным на 10-20%

Оптовые цены на топливо начали беспокоить предприятия еще весной, а летом цены заметно поползли вверх и в рознице.

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПБМТСБ) еще в феврале тонна АИ-92 стоила около 33 тыс. рублей, а в середине сентября она подорожала до 70 тыс., рост в два раза. АИ-95 подорожал с 37‒38 тыс. до 76 тыс. рублей за тонну. (см. график 1).

Розница при этом реагировала на такое ралли более чем умеренно: с начала года дизельное топливо на заправках в среднем по стране подорожало на 7,5%, бензин — на 8‒8,5% (см. график 2).

Рискуем вызвать гнев населения, но отметим вот что: хотя именно в 2023 году бензин дорожал примерно вдвое быстрее инфляции, в реальном выражении стоимость топлива последние 17 лет снижается. После 2005 года заметна долгосрочная тенденция отставания динамики цен на бензин (в качестве индикативных цен мы используем среднероссийские розничные котировки самого популярного бензина АИ-92, публикуемые Росстатом) от потребительской инфляции. Исходя из динамики ИПЦ сегодня бензин выглядит недооцененным процентов на десять0. То есть вместо 51,55 рубля на конец августа он должен стоить 56‒57 рублей.

Бурную реакцию сейчас вызвал лишь небольшой «разворот» реальных цен (см. график 3).

Логично предположить, что рост оптовых цен будет и дальше постепенно просачиваться в розницу, тем более что в пересчете на доллары бензин опять-таки сейчас стоит дешевле обычного. Если пересчитать цены бензина в доллары США по текущему курсу, то мы увидим, что в период 2016‒2022 годов эта цена колебалась в интервале 60‒70 центов за литр. По состоянию на конец августа фактическая валютная цена была 53 цента за литр. Таким образом, мы видим, что в валютной метрике недооценка бензина вдвое больше — порядка 20%. Это значит, что бензин еще не отыграл летнюю девальвацию рубля.

Что касается дизеля, то он остается в России значительно дешевле , чем в других странах: на сентябрь 2023 года дизтопливо у нас стоило около 64 центов за литр против 1,1 доллара в Китае, 1,2 доллара в США и почти двух долларов в Германии.

Кстати, в прошлый раз, когда бензин дорожал слишком резво из-за девальвации, весной 2018 года, правительство пошло на снижение акцизов, которые, как известно, составляют значительную долю в цене топлива. Сейчас такой ход невозможен по бюджетным причинам.

Как и положено биржевым ценам, оптовые цены на бензин на СПБМТСБ резко снизились на фоне запрета на экспорт бензина и дизтоплива. Тонна АИ-92 подешевела за день на 10%, а от пиков 18 сентября — на 21%, тонна АИ-95 стоит на 22% меньше, чем на пике в начале сентября.

Хотя в 2023 году бензин дорожал примерно вдвое быстрее инфляции, в реальном выражении стоимость топлива последние 17 лет снижается

Не договорились

К сентябрю одна на другую наложились сразу несколько причин, и все вместе они привели к тому, что бензин сначала раллировал на бирже, а потом недовольство ситуацией выплеснулось в высокие кабинеты.

Начать надо с налогового маневра, который заработал в 2019 году и был призван защитить внутренний рынок от внешних колебаний. До маневра экспортная пошлина традиционно защищала внутренний рынок от высоких цен внешнего рынка, то есть цены на внутреннем рынке были меньше европейских на размер экспортной пошлины и транспортных расходов. Маневр запустил корректировку этой политики — он включал в себя обнуление экспортной пошлины в течение шести лет, внедрение НДД и демпфирующего коэффициента (плавающего акциза), который учитывал долю от разницы между ценой бензина или дизтоплива на внешнем и на внутреннем рынках. Уже тогда экономисты предупреждали, что маневр приведет к росту цен на бензин и не лучшим образом скажется на стимулах к нефтепереработке (см. «Зажигательный маневр», «Эксперт» № 41 за 2018 год). Так и произошло. Цены росли — хотя, как мы уже сказали выше, медленнее инфляции.

Вместе с ценами росли и выплаты из бюджета по демпферу: в прошлом году они превысили феноменальные 2,1 трлн рублей. Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой. Если эта разница положительная и экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок — государство платит нефтяным компаниям, если разница отрицательная — нефтяники платят в бюджет (такое произошло в 2020 году). В условиях хронического дефицита бюджета Минфин решил сократить выплаты по демпферу и пересмотрел механизм его расчета, сократив соответствующий коэффициент.

И нельзя сказать, чтобы Минфин был так уж неправ. Еще весной, предупреждая, что топливный демпфер будет «донастроен», министр финансов Антон Силуанов четко сказал: это делается, чтобы снизить маржу нефтепереработчиков и сэкономить бюджету 30 млрд рублей в месяц. «Западных рынков нет», — сказал министр, имея в виду эмбарго на российские нефтепродукты, стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, репрезентативной цены на которую тоже больше нет. Зато нефтепереработчики зарабатывают на демпфере.

«Маржа нефтепереработчиков сегодня — восемь тысяч рублей на тонну. Раньше была меньше двух тысяч. Если посмотреть, откуда берется такая маржа, — за счет демпфера. По сути, мы эту маржу нефтепереработчиков из бюджета платим», — констатировал Силуанов.

С 1 сентября 2023 года как раз начал действовать новый коэффициент, так что выплаты по демпферу должны сократиться вдвое от того объема, который нефтяники получали по старой формуле. Именно с начала сентября проблема дорогого топлива стала особенно активно обсуждаться в СМИ и соцсетях. Можно было бы подумать, что нефтяники таким образом давят на правительство, тем более что некоторые эксперты прямо говорили: демпфер сам по себе не работающий механизм настройки цен и регулирования рынка, а часть «негласных договоренностей» правительства и вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Первое платит из бюджета, вторые держат цены.

Внешний контур

Росстат Производство дизеля и бензина понемногу увеличивается

Минфин Выплаты из бюджета по демпферу нефтяным компаниям: пора умерить аппетит

расчеты "Эксперта" по данным "Росстата" Удельное потребление топлива в мире не меняется десятилетиями

Производство бензина и дизеля в России за семь месяцев 2023 года чуть подросло по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Но и прирост, и часть того, что шло на внутренний рынок, ушло на экспорт — никакое эмбарго не смогло остановить компании, желающие заработать.

Это произошло потому, что, во-первых, резко упал рубль, а во-вторых, ситуация с нефтью и топливом на мировых рынках нагревалась так же быстро, как ситуация с демпфером внутри страны.

Кратко обозначим происходящее: Китай вышел на рекордные закупки нефти в первом полугодии 2023 года, и все ведущие ее поставщики, от России до США, вливают в этот рынок свой товар. Сами же США, например, покупают дизель и керосин на открытом мировом рынке. И продолжат покупать: сырья для дизеля и керосина в мире не хватает. Из американской легкой нефти выходи дизеля меньше, чем бензина. Поставщики тяжелой нефти, из которой выход дизеля большой, это Россия, Венесуэла и Иран, — под санкциями, а мы еще и сокращаем добычу. По данным Bloomberg, запасы дизельного топлива на складах стран ОЭСР упали вдвое с ковидного кризиса. За лето дизтопливо на NYMEX подорожало на 40%.

А на новости, что Россия закрывает экспорт, цены на дизельное топливо в Европе еще подскочили. «Несмотря на то что это лишь временный запрет, его последствия значительны, поскольку Россия остается ключевым экспортером дизельного топлива на мировые рынки», — сказал Алан Гелдер , вице-президент по рынкам нефтепереработки, химической продукции и нефти консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd. Дорожает дизель и в Азии: противостояние российского правительства и ВИНК всколыхнуло весь мир.

С бензином ситуация попроще, но обвал рубля сделал его внешние поставки куда более привлекательными.

«Сейчас экспорт выгоднее поставок на внутренний рынок примерно на 40 процентов, — говорит Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов. — В результате экспорт бензина в первом полугодии 2023 года вырос на 58 процентов, или на 1,4 миллиона тонн».

При этом на рынке бензина, в отличие от дизеля, которого мы производим с избытком, у нас относительная небольшая подушка безопасности, то есть объем, который можно перераспределять либо на экспорт, либо на внутренний рынок, объясняет Белогорьев. Так, в 2022 году на экспорт было отгружено чуть больше 11% произведенного бензина (4,8 млн тонн). Для сравнения: экспорт дизельного топлива составляет 41% от объема выпуска (35 млн тонн). Поэтому рынок бензина чрезвычайно чувствителен к росту как внутреннего, так и внешнего спроса. В январе‒июле 2023 года производство бензина, по предварительным данным, выросло на 3,6%, но весь прирост ушел на экспорт, а отгрузки на внутренний рынок, напротив, сократились на 3,7%, несмотря на очевидный рост спроса. Это и обусловило наблюдаемый резкий рост оптовых цен, как биржевых, так и внебиржевых, резюмирует эксперт.

Западных рынков как бы действительно больше нет, но Антон Силуанов не учел, что мировые рынки никуда не делись. Bloomberg приводит статистику по морским потокам топлива из России: до февральского эмбарго мы экспортировали в среднем 1 млн баррелей в день, и большую часть в ЕС. С февраля 2023-го в ЕС поставок нет, но экспорт сохранился на уровне в среднем 1 млн баррелей в день, просто идет в иные европейские страны, Африку, Южную Америку и т. д.

«Несмотря на санкции и прочие ограничения, серые каналы экспорта для российских нефтепродуктов выстроены, они работают, за это боролись, но теперь, с запретом экспорта, использовать их нашим нефтяникам будет сложнее, — говорит начальник управления аналитических исследований “ИВА Партнерс” Дмитрий Александров. — Либо покупатели будут отказываться от покупок, раз у нас могут происходить такие форс-мажоры, либо будут требовать более низкую цену. Создается неопределенность и для независимых продавцов топлива».

Чтобы насытить внутренний рынок, можно было бы применить более тонкие и стимулирующие методы настройки, считает Александров, в том числе, например, временно повысить демпфер с 65 до 110% и с 68 до 115% по дизелю и бензину соответственно, пропорционально мелкооптовой реализации внутри страны, сделав внутренний рынок премиальным, — и все бы могли активнее поставлять на него. Понятно, что полностью при этом контролировать рынок очень сложно, и были опасения, что часть топлива потом будет уходить на экспорт — а демпфер уже выплачен.

Захлебнемся бензином?

knoema.com, BP Statistical Review of World Energy - Main Indicators Потребление дизеля в мире выросло вдвое за 40 лет. Драйвер - Азия

knoema.com, Global petrol prices weekly average Цены на дизель выросли везде. Россия остается страной с самым дешевым дизелем

knoema.com Даже Европа, практически не имеющая своего сырья, активно увеличивает экспорт бензина

Остается надеяться, что, запретив экспорт, правительство хорошо продумало свои дальнейшие шаги, так как у ВИНК в руках масса рычагов воздействия на рынок. К примеру, в силу технологии нефтепереработки произвести бензин, не производя дизель, нельзя — а если рынок дизеля будет затовариваться (напомним, на экспорт идет 40% производимого в стране дизеля), то НПЗ и правда будет проще сократить переработку, что снизит производство бензина.

«Экспорт необходим нефтепереработчикам для поддержания объемов переработки: нельзя просто взять и прекратить экспорт моторных топлив, не сократив по цепочке первичную переработку нефти и выпуск тех же бензина и дизельного топлива, — объясняет Алексей Белогорьев. — Без экспорта как балансирующего фактора большинство российских НПЗ не смогут нормально работать. Поэтому обсуждаемые ограничения на экспорт могут быть лишь временными мерами».

«Запрет на экспорт вовсе не означает, что “лишний” бензин ВИНКи будут непременно продавать на внутреннем рынке, — предупреждает Дмитрий Александров. — Они могут его хранить, могут уменьшить объем переработки, могут, возможно, позже запланированного вывести НПЗ из ремонта, доделывая то, что откладывали раньше».

Что остается в запасе у правительства? Те самые экспортные пошлины, привязанные к курсу, — правда, не очень ясно, будет ли у них кардинальное отличие от демпфера.

Перенастройка всего налогового механизма, раз прежний очевидно не работает. «Мы можем вести политику открытых рынков, экспортировать топливо. Но тогда внутренние цены должны быть такие же, как экспортные, — рассуждает заведующий отделом Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН Вячеслав Кулагин. — Мы пытались построить такую систему с помощью демпфера. Если отказаться от демпфера частично, цены сразу пойдут вверх или нефтепродукты будут утекать за рубеж и внутри образуется дефицит. Это сейчас и происходит». Выходом из ситуации может стать возврат первоначальной политики демпфера либо на внутреннем рынке должны быть созданы особые условия, особое налогообложение. Но вряд ли правительство сейчас, в условиях дефицита, пойдет на снижение акцизов — ситуация с демпфером говорит не в пользу этого варианта.

Можно пойти по пути ужесточения. Например, бороться с серым экспортом топлива. Хотя, учитывая санкционные риски, полностью уйти от серого экспорта нефтепродуктов вряд ли удастся, говорит Белогорьев. Можно закрыть экспорт для большинства игроков. Кулагин напомнил, что в 1990-е годы использовалась схема «спецэкспортеров» — компаний, которым разрешалось экспортировать. Остальные делать этого не могли.

Есть еще вариант не делать ничего: ситуация уляжется сама собой. Учитывая недооцененность бензина в реальном выражении, можно было спокойно дать ценам на топливо еще подрасти, при этом строго следить, чтобы ВИНК не устраивали искусственного дефицита на АЗС в регионах присутствия. Да, ручное управление — но в нефтянке без него никуда. Тем более, напоминает Белогорьев, пики ремонтов НПЗ в этом году пришлись на май‒июнь и август‒сентябрь, плюс зима — традиционно низкий сезон для внутреннего спроса, так что вскоре острота проблемы с дефицитом топлива должна заметно снизиться.

А что, если повысить производство бензина (и, соответственно, дизеля) в расчете на большее насыщение внутреннего рынка и занятие доли на внешнем, раз уж момент такой подходящий?

В таком случае придется как-то стимулировать ВИНК к строительству НПЗ — причем изобретать для этого новые стимулы вместо привычных в нашей экономике условных «договоров на поставку мощности», когда рыночным игрокам правительство платит за то, чтобы они повышали производительность и уровень передела. Конкретно с нефтянкой это может означать работу сразу по нескольким направлениям, включая развитие нефтехимии, которая могла бы «подхватывать» продукты НПЗ, если конъюнктура на внешних рынках поменялась.

GAZPROM-NEFT.RU Рынок бензина чрезвычайно чувствителен к росту как внутреннего, так и внешнего спроса (на фото: Омский НПЗ «Газпром нефти»)

Экспорт бензина в этом году резко вырос — потому что, во-первых, резко упал рубль, а вовторых, ситуация с нефтью и топливом на мировых рынках нагревалась так же быстро, как ситуация с демпфером внутри страны

«Теоретически еще повысить эффективность и увеличить объемы нашей нефтепереработки можно было бы, запустив расширенную переработку остатков, — рассуждает Дмитрий Александров. — Но ни это, ни строительство новых НПЗ при текущих налоговых акцентах не имеет для ВИНК особого экономического смысла — они зарабатывают до сих пор на добыче». Переработка — это огромные капзатраты, проблемы с технологиями, потому что ни один большой западный игрок больше не придет и «под ключ» не построит, надо что-то изобретать либо везти «с востока», продолжает эксперт. При том что рентабельность в сегменте небольшая, а регулирование непредсказуемое и в целом не стимулирующее. «Да, на мировом топливном рынке периодически возникают перекосы спроса/предложения, но проблема в том, что длится такой перекос несколько кварталов, а ты все это время будешь только согласовывать строительство новых мощностей, а когда согласуешь — перекоса может уже и не быть, — объясняет Александров. — К примеру, если нефть будет по сто, и мы, и Саудовская Аравия можем снова увеличить добычу, с Ирана или Венесуэлы могут частично снять санкции — и тогда дефицита сырья для дизеля, к примеру, уже не будет. Чтобы переработка была выгодна, должен быть другой подход к регулированию, долгосрочное планирование в отрасли, развитая нефтегазохимия. Но даже в государственных стратегиях, например в Энергетической стратегии до 2035 года (а ранее — до 2030 года), ни переработка, ни нефтегазохимия, ни нефтегазохимическое машиностроение как значимые вектора развития не отмечены».

В подготовке материала принимали участие Александр Ивантер и Александр Столяров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *