На какой машине ездил брежнев
Перейти к содержимому

На какой машине ездил брежнев

  • автор:

Первый коллекционер в СССР. Машины генсека Леонида Брежнева.

Леонид Ильич Брежнев (1906-1982), возглавлявший СССР на протяжении 18 лет, вошел в историю и вторжением в Чехословакию в 1968 году, вводом войск в Афганистан в 1979-м, приверженностью политике «разрядки» и прекращением «холодной войны». Помимо этого, советский руководитель установил несколько любопытных рекордов, в частности, Маршал Советского Союза, Герой Социалистического Труда и четырежды Герой Советского Союза имеет 111 наград. Но кроме этого он собрал крупнейшую частную коллекцию автомобилей в Советском Союзе. По разным данным, она насчитывала от 49 до 68 машин. Свой интерес к автомобильной теме партийному вождю удалось перевести и в практическое русло. Советская автопромышленность наладила выпуск новой продукции, а правительственные лимузины ЗИЛ задавали планку качества и вошли в книгу рекордов Гинесса.

Первый автоколлекционер СССР — Л.И. Брежнев

Первые автомобили Брежнева.

Вождению будущий генсек научился во время Второй мировой войны, до нее первого секретаря Днепропетровского обкома возил служебный Buick 90 Limited. После победы над нацистской Германией Брежневу поручили заниматься восстановлением промышленности Украины. На такой ответственной должности ему полагался служебный ЗИС-110

Buick 90 Limited 1937 года

После смерти Сталина Леонид Ильич получает назначение в Казахстан. Новый руководитель СССР Никита Хрущев привозит ему из Австрии бело-зеленый двухдверный Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop. Это была и награда за успешное освоение целины, и аванс, в знак доверия. Через несколько лет Брежнев отдал подарок Хрущева своей дочери Галине.

В 1960 году Галина Брежнева поехала на гастроли в ФРГ со своим мужем, артистом цирка Евгением Милаевым. В подарок отцу привезла серый седан Opel Kapitan L.

Брежнев с дочерью и зятем возле Opel Kapitan L

В 1958 году Хрущев подарил шаху Ирана Мухамеду Резе Пехлеви виллу в Алуште и кусок пляжа. Позднее был куплен и Buick Electra 225 Riviera Hardtop sedan 1962 года (двигатель V8 объемом 6,6 л, 325 л.с.).

Buick Electra 225 Riviera Hardtop sedan 1962 года

После того, как Иран начал сотрудничать с США, запуская американских шпионов в Крым через виллу шаха, советская контрразведка в октябре 1965 года провела спецоперацию, в результате которой враги были обезврежены, а Buick Electra 225 Riviera Hardtop sedan стал частью гаража в Мисхоре для поездок членов правительства и зарубежных делегаций.

Со временем он оказался на киностудии им. О.П. Довженко в Киеве, а позднее — в частной коллекции.

В 1966 году Брежнев стал обладателем черного Chrysler 300 1966 года (мотор V8 6,3 л, 325 л.с.) и тёмно-синего Oldsmobile Ninety-Eight LS Sedan 1966 года (8-цилиндровый двигатель объемом 7 л, 360 л.с). Обе машины длительное время находились в Крыму, потом вернулись в Москву.

Судя по всему, долго на Chrysler 300 генсек не ездил, отдав на киностудию имени Максима Горького. Во время Осетино-Ингушского конфликта в 1992 году машина сгорела. Что произошло с Oldsmobile 98 — мне не известно.

После отстранения Хрущева от власти в 1964 году, Брежнев был назначен Первым секретарем ЦК КПСС. На Пленуме ЦК КПСС 9 апреля 1971 года Леонид Брежнев был вновь единодушно избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. За границей быстро смекнули, как можно завоевать расположение нового советского руководителя.

В 1968 году итальянские коммунисты подарили «дорогому товарищу Брежневу» новую спортивную Maserati Quattroporte. Это была благодарность за заключение контракта между советским правительством и компанией FIAT на строительство в Тольятти автозавода, теперь известного как АвтоВАЗ.

Maserati Quattroporte Леонида Брежнева

До 1970 года с конвейеров сошло 772 экземпляра Maserati Quattroporte 1-го поколения (двигатель V8 объемом 4,1 л, мощностью 260 л.с., 5-ступенчатая МКП), из них 230 — с прямоугольной фронтальной оптикой.
В сети есть фото этой машины на эстонских номерах.

Весной 1969 года Леонид Брежнев пополнил свой автопарк сразу тремя автомобилями. Были куплены золотистый седан с чёрным виниловым верхом Opel Diplomat V8 1969 года (двигатель Endenor V8 объемом 5,4 л, 230 л.с.), чёрный седан Chrysler Newport Custom 1969 года (двигатель V8 объемом 7,2 л, 370 л.с.) и представительский седан Mercedes 280 SL (W108) 1967 года (6-цилиндровый двигатель объемом 2,8 л, 140 л.с., 5-ступенчатая МКП) цвета вишни.

Что произошло с Chrysler Newport Custom 1969 и Opel Diplomat V8 после смерти Брежнева покрыто тайной (если у Вас есть данные — дополняйте в комментариях), а вот история Mercedes 280 (W108) хорошо известна.

«Мерседесы» Леонида Ильича
Генсек планировал лично ездить на этом автомобиле во время отдыха в Крыму, поэтому отправил его на правительственную дачу в Мисхоре.

Быстрый и надежный Mercedes 280 стал «любимчиком» Леонида Ильича. Машина набирала 100 км/ч за 12 секунд, разгонялась до 185 км/час, и при этом на 100 км пути жгла 12,5 литров бензина.

Mercedes 280 (W108) Леонида Брежнева

Отдыхая летом 1976 года в Крыму, Брежнев решил съездить в заповедник. Потеряв ориентацию, он пропустил поворот на склоне Никитского перевала, и едва не улетел со скалы, зависнув над пропастью.

К слову, в дороге Генерального секретаря ЦК КПСС всегда сопровождали четыре экипажа: первая машина сигнальная, ведущий, ведомый и машина заключения. Во время движения кортежа №1 все перекрестки были закрыты, а трасса очищалась от другого и транспорта.

W108 отремонтировали и передали спецдивизиону ГАИ. На ней стал ездить полковник Азамат Лысяков.

В 1973 году, после проведения в Москве выставки Mercedes-Benz, руководство концерна подарило Брежневу голубой двухдверный родстер Mercedes-Benz 350 SL (R107) (по другим данным — 350 SE (W116)). Эту машину советский лидер водил исключительно сам.

В 1973 году Брежнев посетил ФРГ, не входящую в зону влияния СССР. Пытаясь растопить лед и снять напряжение между странами, немецкий канцлер Вилли Брандт подарил двухместный Mercedes-Benz 450 SLC (C107) синего цвета. Брежнев был доволен, но отметил, что ему больше по душе, когда машина «коммунистического» красного цвета. Немцы оперативно исполнили это пожелание.

Канцлер ФРГ Вилли Брандт дарит Леониду Брежневу Mercedes 450 SL

В августе 1976 года в Крыму состоялась встреча Брежнева с председателем Государственного совета ГДР Эрихом Хонеккером. Чтобы не отставать от своего коллеги из Западной Германии, Хонеккер привез в подарок синий Mercedes-Benz 280 SEL (W116).

Леонид Брежнев и Эрих Хонеккер, подарок на заднем плане фото

Позже Гараж Особого Назначения приобрел за государственные деньги еще два «Мерседеса» — голубой седан 450 SEL (W116) 1975 года и синий 500 SEL (W126) 1979 года.

По требованию генсека летом 1977 года автомобиль был отправлен в Мисхор.

Mercedes-Benz 500 SEL (W126) 1979 года с 5-литровым инжекторным двигателем мощностью 240 л.с. позволял разогнаться до 100 км/ч за 8 секунд, максимальная скорость — 230 км/час. Перед Олимпиадой-80 в Москве Брежнев распорядился перевезти его в Крым.

Леонид Брежнев с внучкой в Mercedes-Benz

После смерти Леонида Ильича в 1982 году синий Mercedes-Benz 500SEL отошел его дочери Галине. В последствии вместе с голубым предшественником в кузове W116 достался издателю Евгению Гергокову. Mercedes-Benz 280S (W108) после службы в крымском ГАИ был списан и далее отчужден в частные руки. 350-й и 600-й «Мерседесы» из брежневской «конюшни»отправились в лабораторию ЗИЛа.

Подарки от Ричарда Никсона

Президент США Ричард Никсон прекрасно знал об увлечении своего коллеги из СССР. В 1971 году в качестве жеста доброй воли отправил ему в подарок черный Cadillac.

Глава Белого дома вряд ли ожидал, что кремлевский руководитель через посла СССР в Штатах Анатолия Добрынина попросит в придачу и Cadillac Eldorado 1972 года. Через три дня автомобиль доставили в Москву самолетом ВВС США.

В конце 90-х Cadillac Eldorado 1972 года был продан в частные руки и с тех пор регулярно появляется на авторынке, меняя владельцев.

Cadillac Eldorado 1972

В мае 1972 года состоялся исторический визит американского лидера в Советский Союз. Огромный бронированный Lincoln Continental, на котором передвигался Никсон, буквально околдовал Брежнева. На переговорах о предотвращении возможной ядерной войны между сверхдержавами он обратился с просьбой: «А можно и мне такой же?».

Никсон пообещал, что если Брежнев посетит США с визитом, это желание осуществится. Глава Белого дома потом вспоминал: «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой Lincoln Continental индивидуальной сборки.

Ричард Никсон встречает Леонида Брежнева в Белом доме 18 июня 1973 года

На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь.

Ричард Никсон вручает Леониду Брежневу ключи от Lincoln Continental

Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением…».

Сейчас этот Lincoln Continental экспонируется в Рижском Мотормузее.

Японские автомобили и французский автопром.

В коллекции Брежнева был всего один японский автомобиль — Nissan President 1973 года (серия H250). Первый экземпляр этой модели превратили в служебный автомобиль премьер-министра Японии, а второй с номером шасси 000002 и левосторонним расположением руля в качестве подарка отправили советскому лидеру.

При весе более двух тонн и объеме двигателя 4,4 л Nissan President 1973 года развивает скорость до 195 км/ч. При этом расход топлива с АКП составляет 15 л/100 км, что в 1970-х годах являлось феноменальным результатом.

Nissan President 1973 года

Во время визита в СССР президента США Ричарда Никсона и госсекретаря Генри Киссинджера генсек ЦК КПСС лично катал их по Москве на этом «японце».

Задобрить хозяина Кремля подношением в виде автомобильной новинки пробовали и французы. В 1971 году президент Франции Жорж Помпиду подарил Брежневу спортивное купе Citroen SM. Автомобиль с инжекторным двигателем Maserati V6 (2,7 л, 188 л.с.) и 5-ступенчатой МКП выжимает 225 км/ч.

Леонид Ильич опробовал подарок и вынес вердикт: «Ситроен, тесноват, и хвалённый итальянский движок больно шумный».

Citroen SM для Леонида Брежнева

После смерти Брежнева автомобиль передали Московскому автомобильно-дорожному институт. Есть версия, что потом Citroen SM попал к главе КГБ УССР генералу Федорчуку, который уступил его Майе Плисецкой, а та — коллекционеру в Крым. Как бы там ни было, в 1990 году машину продали в Германию. В 1998 году машина уехала в Нидерланды, где находится и поныне.

Лимузины генсека

В 1968 году американский бизнесмен и давний друг Советского Союза Арманд Хаммер презентовал советскому лидеру лимузин Rolls-Royce Silver Shadow.

Точно такой же автомобиль в 1974 году подарила и королева Великобритании Елизавета II.

В 1979 году управление делами Кремля приобрело на заводе в Соединенном Королевстве третий Rolls-Royce Silver Shadow для резиденции Брежнева в Крыму. Под капотом тёмно-коричневого седана со светлым кожаным салоном 1970 года выпуска скрывается мотор V8 объем 6,8 л и мощностью 220 л.с. Машину по требованию вождя доставили в Мисхор.

Rolls-Royce Silver Shadow

Леонид Брежнев любил лично управлять аристократичным британским автомобилем, однако в 1980 году попал в ДТП, влетев на скорости в грузовик.

Леонид Брежнев в Крыму за рулем Rolls-Royce Silver Shadow

Никто не пострадал, однако «Роллс-Ройс», подаренный британской королевой, восстановлению не подлежал. В данное время экспонируется в Рижском Мотормузее.

Экспонат музея

Целая машина была выкуплена московским банкиром Эдуардом Теняковым и в дальнейшей судьбу этого автомобиля удалось принять самое непосредственное участие, сейчас автомобиль и все подтверждающие документы находятся у частного коллекционера.

В 1969 году канцлер ФРГ Вилли Брандт одарил Леонида Ильича черным шестидверным лимузином Mercedes-Benz 600 Pullman (W100).

Mercedes-Benz 600 Pullman (W100) Брежнева

Бронированный брежневский пульман длиной 6,2 метра вмещал 6 пассажиров, весил 3,3 тонны и был оснащен спутниковой связью. Это очень редкая модель, изготовленная на тот момент всего в семи экземплярах. Шестидверных было всего два, и второй достался императору Японии. В 2008 году Pullman Брежнева был продан коллекционеру из Германии.

В 1979 году для советского лидера купили бронированный 4-х дверный Mercedes-Benz 600.
Mercedes-Benz 600 (W100) начали производить в августе 1963 года. Автомобиль, собиравшийся вручную, выпускали с четырьмя вариантами кузова: традиционные седаны с длинной и короткой колесной базой, лимузины «Pullman» и малая серия открытых лимузинов Landaulet.

Немцы сделали машину чуть длиннее главного конкурента — британского Rolls-Royce Phantom. Она оснащена 6,3 л атмосферным двигателем V8 мощностью 250 л.с., что позволяет разогнаться до 205 км/ч. Помимо автоматической коробки передач, кондиционера салона и гидроусилителя руля лимузин оснастили пневматической подвеской, гарантировавшей невиданную доселе мягкость езды.

Советские автомобили в гараже Брежнева

Передвигался Леонид Брежнев и на автомобилях отечественного производства, в первую очередь, на ЗИЛах различных модификаций: ЗИЛ-111, ЗИЛ-114, ЗИЛ-115.

ЗИЛ 111 ЗИЛ 114 ЗИЛ 115

С 1966 года Леонид Брежнев использовал для поездок и ГАЗ-13 «Чайка», который выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе и позиционировался как служебный транспорт высшей советской номенклатур и дипломатов.

ГАЗ-13 «Чайка» Леонида Брежнева

В личном гараже Леонида Брежнева находилось и пять автомобилей «Волга». До наших дней сохранилось два — ГАЗ-24-95 4Х4 и ГАЗ-3102.

Волга ГАЗ-24-95 4Х4

Полноприводная модель «Волги» ГАЗ-24-95 4Х4 была создана в 1973 году в количестве четырех штук. По одной забрали генсек, тогдашний министр обороны СССР Дмитрий Устинов и директор ГАЗа Иван Киселев. Последнюю машину приписали к Горьковскому обкому партии.

Благодаря такому «вездеходу», способному преодолевать бездорожье, Брежнев с еще большим упоением предавался еще одной своей страсти — охоте. Машину передали в охотничье хозяйство подмосковного Завидово, куда часто приезжал руководитель страны.

Леонид Брежнев готовится к выстрелу возле Волги ГАЗ-24-95 4Х4

На День Победы 9 мая 1982 года работники Горьковского автозавода подарили Генеральному секретарю ЦК КПСС первый серийный образец ГАЗ-3102.

Волжский автозавод
Была в коллекции Брежнева и совершенно уникальная машина — ВАЗ-2106 «Полседьмого». Ее создали в единственном экземпляре в 1979 году.

После демонстрации высшему руководству СССР опытных моделей ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, Брежнев заявил, что хотел бы подарить такую машину кому-то из близких. Чтобы угодить вождю, из выставочных образцов в срочном порядке создали гибрид «шестёрки» и «семёрки», который острословы прозвали «полседьмого».

ВАЗ-2106 *Полседьмого*

Дальнейшая судьба коллекции

75-летний Председатель Президиума Верховного Совета СССР скончался 10 ноября 1982 года. Через месяц после похорон, 14 декабря 1982 года, все награды Брежнева, включая орден «Победа», были переданы его вдове. Вместе с тем органы принялись изучать награды, коллекции оружия и автомобилей. Часть вещей была изъята.

Коллекция насчитывала по разным данным от 49 до 68 автомобилей. Они хранились как в кремлёвском Гараже особого назначения, так и на его даче в подмосковном Заречье. После проверки наследникам оставили четыре автомобиля.

В 1991 году подмосковная дача Брежнева была передана в пользование тогдашнему мэру Москвы Гавриилу Попову, и родственники бывшего генсека были вынуждены съехать.

Несмотря на то, что после смерти генсека прошло почти 40 лет, вещи из его личного собрания время от времени появляются на аукционах и торговых площадках. В середине ноября 2019 года на аукционе в Москве были выставлены водительские права советского лидера. Неизвестный покупатель заплатил за них 1,55 млн рублей.

Водительское удостоверение Л.И. Брежнев

Любите классические и ретро автомобили?
Подписывайтесь на БЛОГ, следите за публикациями в Инстаграм.

Высокопоставленный лихач: в Рижском автомузее хранится разбитый Брежневым Rolls-Royce, подаренный Елизаветой II

Брежнев

Согласно многочисленным воспоминаниям, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев имел коллекцию престижных автомобилей. Они находились в кремлевском гараже и на подмосковной даче в Заречье. По разным источникам, в собрании генсека было от 49 до 324 дорогих машин.

После смерти Леонида Ильича эти самые быстрые и комфортабельные по меркам того времени автомобили продали или передали другим официальным лицам — и коллекция прекратила существование.

Любовь к хорошим автомобилям зародилась у будущего советского лидера еще до войны. В 1938 году заведующий отделом Днепропетровского обкома компартии Леонид Брежнев получил в служебное пользование новый американский Buick 90 Limited, после чего, по его признанию, стал заядлым автомобилистом.

Брежнев

Во время войны армейский политработник Брежнев по возможности ездил на трофейных немецких машинах. В середине 1950-х годов он стал первым секретарем компартии Казахстана — и пользовался служебными автомобилями ГАЗ. Ни о какой коллекции тогда еще не могло быть и речи.

Chevrolet за освоение целины

Весной 1955 года тогдашний глава СССР Никита Сергеевич Хрущев во время визита в Вену распорядился приобрести несколько хороших заграничных автомобилей для награждения отличившихся партработников. В частности тогда был закуплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop с мотором мощностью 170 лошадиных сил. Автомобиль приобретался специально для Брежнева: Хрущев знал, что тот любит заграничные скоростные машины.

Никита Сергеевич поставил перед Леонидом Ильичом два условия: поднять целину и поддержать главу государства на XX съезде КПСС, где тот выступил с обвинениями в адрес Иосифа Сталина. За это главе компартии Казахстана были обещаны перевод на работу в Москву, и закупленный в Вене автомобиль.

Брежнев успешно справился с обеими задачами. В феврале 1956 года его перевели в Москву и назначили секретарем ЦК по оборонной промышленности. В качестве подарка новому секретарю ЦК был вручен обещанный автомобиль.

Брежнев ездил на нем на охоту в Подмосковье, разгоняя машину до 180 км/час. Но подарку Хрущева Леонид Ильич радовался недолго. Автопромышленность за год успела сделать гигантский шаг вперед — и полученный Chevrolet уже являлся устаревшим: стеклоподъемники в нем были обычными, он имел две, а не четыре двери, да и скорость более современных иномарок достигала 250 км/час.

В итоге Брежнев подарил машину своей дочери Галине и ее тогдашнему супругу, цирковому артисту Евгению Милаеву. Через год в качестве ответного подарка Галина с мужем привезли Леониду Ильичу из гастрольной поездки в ФРГ седан Opel KapitAn L, который Брежнев поставил в гараж на даче. Год спустя Галина развелась с мужем, забрала Chevrolet и поместила его в тот же гараж.

Наверное, именно с того времени начала существование коллекция автомобилей Леонида Брежнева.

Самосвал был прочнее

Брежнев

Конечно, подавляющее большинство экземпляров появилось у Леонида Ильича, когда он стал Генеральным секретарем. Во время визитов западных лидеров в СССР или поездок Брежнева за рубеж референтами предварительно оговаривалась возможность подарить советскому лидеру очередной престижный автомобиль. Вот только некоторые из подарков.

В 1968 году руководство итальянской компартии передало Леониду Ильичу роскошную машину Maserati Quattroporte — в то время один из самых мощных и дорогих седанов с двигателем 290 лошадиных сил и скоростью до 230 км/час.

Брежнев

Два Rolls-Royce были переданы в дар от королевы Елизаветы II и бизнесмена Арманда Хаммера. В 1980 году какая-то из этих машин была разбита в результате столкновения с самосвалом. По одной из версий, за рулем был сам Леонид Ильич, по другой — его водитель. К счастью, обошлось без жертв.

В 1969 году канцлер ФРГ Вилли Брандт презентовал генсеку 6-дверный лимузин компании Mercedes. Таких автомобилей в мире насчитывалось всего два; владельцем другого стал японский император Хирохито.

Японцы тоже предоставили советскому лидеру уникальную машину — Nissan President 1973 года, сделанный только в двух экземплярах (второй являлся служебным автомобилем премьер-министра Страны восходящего солнца). Салон оборудовали с учетом пожеланий Брежнева — и даже радиоприемник Sony адаптировали для советского диапазона УКВ.

Непослушный водитель для Никсона

Тогда же в коллекции Леонида Ильича появился роскошный Lincoln Continental 1972 года выпуска. Эту машину Брежнев увидел в Москве во время визита президента США Ричарда Никсона. Генсек не скрывал, что хотел бы иметь такую же. Сделать подарок на бюджетные деньги Никсон не решился из-за строгости американских законов. Помог все тот же Арманд Хаммер, который обратился к группе бизнесменов и собрал нужную сумму (около 500 тысяч $).

Автомобиль голубого цвета с черным верхом подарили Брежневу во время следующей встречи советского и американского лидеров, которая состоялась в загородной резиденции президента США Кэмп-Дэвид в июне 1973 года. Машина являлась уникальной для своего времени: в ней были климатическая установка, электрорегулировка кресел и музыкальный центр.

Надпись на приборной доске гласила: «На добрую память. Самые лучшие пожелания». Леонид Ильич тут же пожелал прокатиться за рулем, посадив в салон Никсона. По воспоминаниям последнего, они с огромной скоростью мчались по узким местным дорогам, и Брежнев не обращал внимания на постоянные просьбы президента США сбросить скорость.

Высокопоставленный лихач

Леонид Ильич очень любил быструю езду. В бытность его Генеральным секретарем некоторые подмосковные дороги специально перекрывали, чтобы глава страны мог покататься на очередном автомобиле. В народной памяти остались легенды о том, как перед такими выездами генсека идущие по шоссе военные машины выталкивали на обочину все транспортные средства, которым не посчастливилось оказаться на трассе.

В 1972 году, во время визита Брежнева в ФРГ, немецкий канцлер Вилли Брандт подарил ему двухместный спортивный Mercedes. Леонид Ильич сразу сел за руль — и умчался вдаль. Телохранители и машины сопровождения не смогли его догнать. Брежнев остановил машину в 150 километрах от Бонна и дождался приезда других официальных лиц. После чего похвалил спорткар, но заметил, что ему не очень нравится цвет. Автомобиль тут же заменили, он был доставлен в СССР и пополнил коллекцию генсека.

Даже в 1982 году, будучи тяжелобольным, Брежнев, который уже не мог сам водить машину, всегда требовал от шофера ехать со скоростью не менее 120 км/час. Подражая лидеру, многие партийные работники тоже передвигались по российским дорогам слишком быстро.

После смерти Брежнева новый Генеральный секретарь Юрий Андропоа специальным распоряжением запретил кому бы то ни было делать это, чтобы не создавать аварийных ситуаций.

«Волга» в подарок гаишникам

Брежнев

Сам Леонид Ильич тоже при случае мог сделать широкий жест, одарив кого-нибудь машиной из своего гаража.

Бывший начальник ГАИ Алушты Валерий Журавлев вспоминал, как в 1971 году, будучи сержантом, участвовал в сопровождении Брежнева от Симферопольского аэропорта до государственной дачи в Ливадии. Для правительственного кортежа из Москвы заранее привезли пять одинаковых черных «линкольнов». Первой в колонне шла «Волга» управления ГАИ, которую вел Журавлев.

Двигатель у нее был неважный, скорость не превышала 70 км/час. Брежнев дал своему водителю команду обогнать милиционеров. Но по инструкции головная машина ни в коем случае не должна была пропускать вперед себя автомобиль кортежа — и Журавлев как мог вилял по трассе, не уступая дорогу.

После приезда на дачу рассерженный Брежнев спросил, почему же так медленно ехали. Пришлось сознаться, что двигатель служебной «Волги» постоянно барахлит.

Через месяц Журавлева послали в командировку в Москву, и там он получил из гаража генсека «Волгу» с улучшенным комфортом салона, а главное — с гораздо более мощным, в отличие от серийного, двигателем, сделанным по заказу.

Другой случай произошел в 1980 году, когда Леонид Ильич совершил поездку в Индию. Туда предварительно тоже завезли несколько автомобилей из гаража генсека. Визит прошел настолько успешно, что Брежнев отблагодарил посла СССР в этой стране Юрия Воронцова, подарив ему бронированный «ЗИЛ».

Купила Маргарет Тэтчер

Формально автомобили генсека считались госсобственностью и состояли на балансе аппарата ЦК партии, но распоряжаться ими мог только сам Брежнев, а его официальный статус обеспечивал обслуживание за счет государства.

После смерти Леонида Ильича его машины были переданы в собственность государства и по возможности распроданы. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному.

Maserati попал в Эстонию, позже его продали самой Маргарет Тэтчер. Разбитый Rolls-Royce оказался в Рижском автомобильном музее. 6-дверный Mercedes реализовали с аукциона в Германии. В Москве таким же образом пытались продать Nissan President, но покупатели этот лот почему-то игнорировали.

Подарок Хрущева, Chevrolet Sport образца 1955 года, приобрел инженер из Днепропетровска, машина долго стояла в гараже — и только в 2006 году ее отреставрировали. Сейчас она участвует в парадах ретро-автомобилей и на одном из них даже была удостоена Гран-при.

Еще один экземпляр из коллекции генсека, Chrysler 300 образца 1966 года, был передан Киностудии имени М. Горького. Позже машину выкупил житель Осетии, ее угнали и сожгли.

Судьба остальных машин неизвестна. Автомобильная коллекция Л. И. Брежнева сохранилась только в воспоминаниях, но осталась фактом истории советского государства.

между тем

Брежнев ездил по Москве только на советских автомобилях, считая, что делает им рекламу. Последней машиной генсека стала черная «Волга-3102» с номерным знаком А 00 01 МО, подаренная автозаводом к 9 мая 1982 года.

Советская роскошь. На чем ездила элита СССР

Фото: autowp.ru

Роскошные и безопасные автомобили всегда ценились политическими элитами разных стран. Исключением не был и Советский Союз: автопаркам некоторых вождей СССР сейчас могли бы позавидовать даже самые искушенные коллекционеры. Впрочем, в гаражах первых лиц страны хватало и странных машин. Мы решили вспомнить, на каких автомобилях предпочитали ездить вожди Страны Советов — от Ленина до Горбачева.

Первое знакомство Владимира Ленина с Rolls-Royce Silver Ghost состоялось во время эмиграции во Франции. Именно этот роскошный автомобиль сбил будущего вождя Страны Советов во время велопрогулки. В результате ДТП Ленин получил множественные ушибы, а его двухколесный транспорт превратился в груду металла. По легенде, Владимир Ильич позже подал в суд на водителя Rolls-Royce и даже выиграл дело.

Mercedes для царя: на чем ездили до революции

Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

После революции Владимир Ильич сменил множество машин. Одной из них стал уже знакомый Ленину Rolls-Royce Silver Ghost. Кабриолет 1914 года выпуска ранее принадлежал Михаилу Романову, брату Николая Второго, и оснащался 7,0-литровым шестицилиндровым двигателем. Творение британских инженеров Ленину понравилось, и автопарк вождя страны пополнили фаэтон и лимузин Rolls-Royce Silver Ghost. Кроме этого, специально для зимних поездок на основе шасси «Серебряного призрака» инженеры Путиловского завода построили аэросани. На этом необычном вездеходе Владимир Ленин ездил из Москвы в Горки.

Фото: ИТАР-ТАСС

Иосиф Сталин, в свою очередь, являлся поклонником американских автомобилей. Дольше всего Генсек проездил на лимузине Packard Twelve, который осенью 1935 г. ему подарил президент США Франклин Рузвельт. Секретарь ЦК ВКП(б) не отказался от этой машины и год спустя, когда по его указанию на заводе Лихачева был создан первый советский представительский автомобиль — ЗИС-101. Американский лимузин оснащался 8,2-литровым 12-цилиндровым двигателем с отдачей 155 лошадиных сил. Бронированная машина весом в 6 т могла разогнаться до 130 км в час. По свидетельствам очевидцев, изначально лимузин был белого цвета, однако уже в СССР его перекрасили в черный. Именно на Packard Twelve Сталин приезжал на встречу глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме. В 1945 г. из этого лимузина руководитель СССР осмотрел разрушенный Берлин.

Фото: архив Гаража Особого Назначения

Какими-то особыми автомобильными предпочтениями Георгий Маленков не обладал. Чаще всего политический деятель передвигался на ЗИС-110. Этот автомобиль разрабатывался еще во время войны и имел в прародителях американский Packard. Лимузин оснащался рядным восьмицилиндровым мотором с отдачей 140 л. с. и трехступенчатой коробкой передач. В салоне автомобиля устанавливалась печка, радиоприемник, часы, электрогидравлические стеклоподъемники и роскошные диваны, набитые гагачьим пухом. Кроме того, ЗИС-110 стал первым советским автомобилем с указателями поворотов.

Фото: autowp.ru

Настоящим фанатом автомобилей можно считать Никиту Хрущева. В его личном пользовании в разное время находились Lincoln Zephyr, Cadillac Fleetwood, Renault Florida, Fiat 2300 и Rolls-Royce Silver Cloud. Чаще всего эти машины Хрущев привозил из заграничных поездок, а позже дарил родственникам или передавал в различные организации. Официальными машинами Первого секретаря ЦК КПСС при этом оставались открытый ЗИС-110, а также ЗИЛ-111 и его модификация ЗиЛ-111Г.

Самым экстравагантным приобретением советского лидера стал Mercedes-Benz 300 SL, известный так же, как «Крыло чайки». Спорткар с инжекторным двигателем Хрущев передал для изучения Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры. Возможно, именно этот спорткар позже снялся в знаменитой советской ленте «Мертвый сезон».

Фото: autowp.ru

Серьезно увлекался автомобилями и Леонид Брежнев. Для официальных поездок руководитель СССР использовал ЗиЛ-114. Этот автомобиль за время его правления успел обновиться трижды. По воспоминаниям окружения, Брежнев любил и сам ездить за рулем. В его личном автопарке числились: Cadillac Eldorado 1972 года, Lincoln Continental 1973 года, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) и Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска. Особое место в коллекции Брежнева занимал спорткар Maserati Quattroporte, который был выпущен в 1968 году, — этот автомобиль генсеку подарили итальянские коммунисты. Спортивный седан комплектовался 4,8-литровым двигателем мощностью 290 лошадиных сил.

Еще одной страстью Леонида Брежнева помимо автомобилей была охота. Специально для поездок на природу советский лидер использовал необычную модификацию «Волги» ГАЗ-24, которую оборудовали трансмиссией от УАЗ-469. Всего было построено пять таких автомобилей, которые комплектовались 2,4-литровым двигателем мощностью 95 лошадиных сил.

Фото: autowp.ru

В отличие от своего предшественника, Юрий Андропов любителем автомобилей не был. При нем на Заводе им. Лихачева началось производство лимузина ЗиЛ-41045. Новинка комплектовалась двигателем объемом 7,7 л, который работал в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Бронированная машина весом 3335 кг разгонялась до 190 км в час. В отделке салона использовалась карельская береза, велюр и кожа аргентинского буйвола. Разумеется, лимузин для Андропова получил телефон правительственной связи, особую аптечку и секретную спецаппаратуру.

Фото: АМО-ЗиЛ

А вот для Константина Черненко, занявшего руководящие посты в партии и правительстве в апреле 1984 года, советские инженеры собственного лимузина построить не успели. Во время своего недолгого пребывания у руля страны он передвигался на андроповском ЗИЛ-41045.

Основным автомобилем первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева стал бронированный ЗиЛ-41052 1988 года выпуска. Этот автомобиль выпустили в СССР ограниченной партией, которая насчитывала всего 22 экземпляра. Все они собирались вручную, а сколько сохранилось до нашего времени — точно неизвестно. При весе в 5,5 т этот лимузин набирал «сотню» за 13 секунд. Бронекапсула, которую разработали на Курганском машиностроительном заводе, могла защитить пассажира от взрыва гранаты.

Гараж Леонида Ильича Брежнева

Гараж Леонида Ильича Брежнева

Автомобили, как и охота, были не просто мальчишеской прихотью Генсека ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, это была его страсть, такая же неуемная, как и жажда власти: укротить в одиночку волю мощного мотора, созданного многими передовыми технологиями и сотнями инженеров – это ли не наслаждение? Ему-то Леонид Брежнев и отдавал немало личного времени.

Свой первый личный автомобиль бывший тогда I-м Секретарем ЦК Казахстана Брежнев получил в подарок в 1955 году от главы СССР Никиты Хрущева. Бело-зеленый Chevrolet Bel Air, купленный в Австрии на деньги партии, хитрый Хрущёв преподнес Брежневу «за заслуги при освоении целинных земель». На самом деле, подарок был хорошо замаскированной взяткой своему вассалу, неким авансом за будущую преданность и верную службу ему, Хрущеву.

Брежнев подарок принял, Хрущёва облобызал, в верности поклялся, что не помешало ему стать во главе заговора против благодетеля, а в 1964 году и вовсе спихнуть того с кремлевского трона. Презент Хрущёва Брежнев отдал дочери Галине, а та передарила авто бывшему тогда ее мужем циркачу Евгению Милаеву.

Милаев тут же понял, какого рода подарки обожает его тесть: в 1960 году с гастролей по Германии артист пригнал в Союз купленный на гонорары «Opel Kapitän» и через дочь Галину «по случаю» преподнес авто Брежневу. Так в кремлевском гараже особого назначения стала формироваться личная автоколлекция машин Леонида Ильича.

Вскоре в гараже ГОНа обосновался и красавец Chrysler 300, пригнанный в 1966 году для Генсека из США. В 1968 году руководители итальянской компартии презентовали коллеге из Москвы шикарный Maserati Quattroporte. Брежнев был в восторге, а потому без излишних проволочек утвердил проект по возведению в Самарской области автогиганта «ВАЗ». Все остались довольны. Брежнев – автомобилем, итальянцы – заводом, ценою для них в один «Мазератти», советские люди «Жигулями», которые и по сей день задорно гремят гайками на наших дорогах.

На Западе быстро смекнули, что просто так пугать СССР атомной бомбой – себе дороже, надо лишь умело и грамотно преподносить советскому лидеру его любимые игрушки – дорогие автомобили. Так в коллекции генсека появились Opel Diplomat от немцев и Chrysler Newport из США. Вскоре к ним «прибился» и шикарный Mercedes-280. Точно подсчитать сегодня количество подаренных Ильичу автомобилей невозможно: оценки специалистов разнятся от 68 штук до более чем…300. Подаренные автомобили были уникальными и эксклюзивными. И два «Кадиллака», и «Линкольн» от президента США Никсона, и «Нисан-Президент» от премьера Японии, и два Роллс-Ройса от англичан.

Всего в автобиографии Брежнева было шесть автоаварий, в которых он участвовал как водитель. Последняя, после которой генсек самостоятельно за руль уже не садился, случилась в 1980 году на одном из его любимых «Роллс-ройсов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *